Научная статья на тему 'Ближний Восток и Юго-Восточная Азия сотрудничество в нефтяном секторе'

Ближний Восток и Юго-Восточная Азия сотрудничество в нефтяном секторе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
714
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛИЖНИЙ ВОСТОК / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / НЕФТЬ / СОТРУДНИЧЕСТВО / БЕЗОПАСНОСТЬ / MIDDLE EAST / SOUTHEAST ASIA / OIL / COOPERATION / SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сухарев Роман Сергеевич

В статье «Ближний Восток и Юго-Восточная Азия: сотрудничество в нефтяном секторе» автор затрагивает тему взаимодействия двух регионов в нефтяном секторе на примере ряда государств Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article "The Middle East and the Southeast Asia: cooperation in the oil sector» touches upon the relations between Middle Eastern and Southeastern countries in the oil sector on the example of a number of the countries of both regions.

Текст научной работы на тему «Ближний Восток и Юго-Восточная Азия сотрудничество в нефтяном секторе»

© Сухарев Р.С.

аспирант ИМЭМО РАН

БЛИЖНИЙ ВОСТОК И ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: СОТРУДНИЧЕСТВО В НЕФТЯНОМ СЕКТОРЕ

Юго-Восточная Азия представляет собой динамично развивающий нефтяной рынок, для участников которого характерно значительное потребление нефти, снижение производства, а также наличие хорошо развитого и конкурентоспособного нефтеперерабатывающего сектора.

Страны ЮВА не обладают значительными запасами нефти. Так, например, запасы Брунея составляют 0,2 млрд. т, Индонезии - 0,6 млрд. т, Малайзии - 0,7 млрд. т, Таиланда - 0,1 млрд. т, Вьетнама - 0,5 млрд. т1. Для удовлетворения собственных потребностей в нефти, страны ЮВА вынуждены импортировать значительную ее часть из других регионов мира, среди которых Ближний Восток занимает главное место. Ключевыми импортерами нефти в ЮВА являются Сингапур, Индонезию, Таиланд и Филиппины.

Стоит отметить, что страны ЮВА осуществляют импорт нефти для ее дальнейшей переработки. При этом крупнейшим центром переработки является Сингапур, что во многом обусловлено его удачным географическим положением. В 2007 году Сингапур импортировал 51,2

млн. т нефти, при этом 42 млн. т нефти были поставлены ближневосточ-

2

ными государствами .

Индонезийская государственная нефтегазовая компания Pertamina в 2009 г. намерена импортировать 14,1 млн. т нефти, при этом 5,3 млн. т будут импортированы из арабского мира, 6,6 млн. т из Африки и 2,2 млн. т из Азии. При этом отмечается, что нефтеперерабатывающим заводам Pertamina потребуется 44,4 млн. т нефти, 7,4 млн. т которой будет произведена Pertamina, 22,8 млн. т - за счет совместных операций, а 14,1

3

млн. т - за счет импорта .

Однако помимо импорта нефти государства Юго-Восточной Азии заинтересованы в реализации совместных с ближневосточными государствами проектов в нефтяном секторе.

Pertamina намерена осуществить строительство НПЗ в Индонезии вместе с Ливией. Директор по переработке (processing director) Суросо Атмомортойо (Suroso Atmomartoya) сообщил, что "Pertamina и NOC (National Oil Company, ливийская национальная нефтяная компания) создадут совместный комитет для изучения проекта по созданию нового НПЗ в Индонезии". В настоящее время у Индонезии семь НПЗ, собственником и оператором которых является Pertamina4. Компания Pertamina ищет партнеров для новых проектов по переработке и для расширения существующих мощностей, что необходимо компании для снижения

производственных издержек и сокращения импорта нефтепродуктов. Нефтяной сектор Индонезии, в течение нескольких десятилетий контролируемый государством и монополизированный Pertamina, теперь открыт как для иностранных, так и национальных инвесторов.

Производство нефти в Индонезии к 2018 г. снизится на 17,5%, при этом уровень потребления будет увеличиваться на 2,5% к 2013 г. Уровень потребления между 2007 и 2018 г. увеличится на 22,1%5. Подобная тенденция свидетельствует о том, что зависимость от поставок ближневосточной нефти в будущем будет расти не только в Индонезии, но и в других странах ЮВА. Очевиден и тот факт, что по мере роста спроса на ближневосточную нефть со стороны ЮВА, будут укрепляться и экономические связи стран двух регионов.

Начало 2009 г. стало периодом активизации двусторонних связей ряда государств ЮВА и БВ.

Бруней. В апреле 2009 г. состоялся трехдневный визит султана Брунея Хассанала Болкиаха (Hassanal Bolkiah) в Кувейт, в рамках которого между двумя государствами был подписан ряд соглашений, в том числе меморандум о взаимопонимании, призванный стимулировать развитие нефтяного сектора6.

Бруней намерен построить НПЗ и использовать кувейтскую нефть. При этом в финансировании проекта будут участвовать компании из частных секторов двух государств. Однако данный проект все еще находится в стадии изучения, а компании, которые будут в нем участвовать, пока не были определены .

Вьетнам. Правительство Вьетнама проявило интерес к созданию наиболее благоприятных условий для инвесторов из Катара для формирования устойчивого и успешного развития бизнеса во Вьетнаме, о чем заявил премьер-министр Вьетнама Нгуен Тан Зунг (Nguyen Tan Dung) .

Он также отметил, что уровень экономического сотрудничества, торговли и инвестиций представляется достаточно скромным на данном этапе. Премьер-министр Вьетнама призвал представителей Катара инвестировать в такие потенциально выгодные области бизнеса Вьетнама, как нефтегазовый сектор, инфраструктуру, недвижимость, морские порты, финансовый сектор и ряд других .

Вьетнам и Катар подписали несколько соглашений, среди которых соглашение о строительстве нефтехимического предприятия на Ближнем Востоке, которое будет осуществлено силами Vietnam Machinery Erection Corporation и Technip Group10.

Вьетнам также заинтересован в развитии всесторонних отношений с Ираком, в частности в нефтегазовом секторе, инвестициях и торговле.

В начале апреля с. г. состоялся визит заместителя министра МИД Вьетнама Доан Хуан Хунга (H. E. deputy minister Doan Xuan Hung), которого сопровождали представители ряда министерств, а также предста-

вители компании PetroVietnam и ряда других11. В Ираке отмечают, что у двух стран есть значительный потенциал для развития отношений в нефтегазовом секторе. Премьер Ирака Нури Аль-Малики (Nuri Al-Maliki) также отметил, что Вьетнам вскоре возобновит работу своего посольства в Ираке, чтобы содействовать развитию двусторонних отношений.

Государственная компания Vietnam National Petroleum Corp. (Petrolimex, крупнейший вьетнамский импортер нефти) намерена инвестировать совместно с китайской Sinopec Corp. 4,5 млрд. долл. в строительство нового нефтеперерабатывающего комплекса, мощность которого оценивается в 10 млн. т/год, при этом нефть будет импортироваться

12

из стран Ближнего Востока и Сингапура . В декабре 2008 г. данная

13

сделка была одобрена правительством Вьетнама .

Безопасность. Особо стоит отметить вопрос обеспечения безопасности поставок нефти, которые преимущественно осуществляются морским путем в связи с участившимися случаями атак на морские суда. При этом даже незначительные перебои могут иметь крайне тяжелые последствия не только для импортеров и экспортеров, но и мировой экономики в целом. Обеспечение безопасности транспортировки нефти из стран БВ в ЮВА является одним из наиболее важных вопросов в сотрудничестве государств двух регионов.

Одним из наиболее уязвимых мест является Малаккский пролив, через который проходит около 90% импортируемой в азиатский регион нефти14. Пролив, разделяющий Малайзию и Суматру, представляет собой уязвимое место для террористических атак или может препятствовать поставкам в случае непредвиденных происшествий, не связанных с террористической деятельностью.

Сингапур, который расположен недалеко от Малаккского пролива, также может стать объектом для атак. Любые атаки или воздействие на нефтяные танкеры или НПЗ, а также нефтехранилища, приведут к значительному росту стоимости нефти и сокращению поставок. Подобные действия будут иметь крайне тяжелые последствия для одного из крупнейших экспортеров нефтепродуктов в регионе, которым является Сингапур.

Разумеется, существуют альтернативные морские пути доставки ближневосточной нефти, которые идут в обход Малаккского и Сингапурского проливов через Индонезию и Тайваньский пролив, однако это приведет к дополнительным издержкам и росту стоимости нефти, что неприемлемо для импортеров, особенно когда мировая экономическая система испытывает трудности из-за кризиса.

Одним из решений данной проблемы может стать поиск альтернативных путей.

В 2007 г. Малайзия подписала с Индонезией и Саудовской Аравией соглашение о строительстве трубопровода в северной части Малайзии, который пойдет в обход Малаккского пролива и Сингапура, что позволит сократить время транзита ближневосточной нефти в Китай и Японию с 21 до семи дней15.

Владелец и оператор проекта, стоимость которого оценивается в 7 млрд. долл., Trans-Peninsula Petroleum Sdn. Bhd. (Transpen) заключил с малазийской компанией Ranhill Engineers and Constructors Sdn. Bhd. и индонезийской PT Tripatra Engineers and Consultants договор на разработку и реализацию проекта по строительству трехсоткилометрового трубопровода на границе с Таиландом. Transpen заключила отдельные соглашения с индонезийской компанией Bakrie and Brothers Tbk. для поставок стальных труб и с саудовской Al-Banader International Group, которая будет обеспечивать поставки нефти. Предполагается, что данный трубопровод примет на себя 20% нефти, поставляемой через Малаккский пролив, представляющий угрозу из-за пиратов16.

Необходимо отметить, что некоторые аналитики скептически настроены по отношению к данному проекту, поскольку трубопровод сократит время доставки на три дня по сравнению с танкерами. Рахим Камил Сулайман, глава Transpen, в ответ на это заявил, что данные предположения исходят из расчёта использования крупных танкеров, а не малотоннажных судов. Отмечается, что 60% нефтяных танкеров, проходящих через пролив, представляют собой небольшие суда, поскольку большинство портов в странах ЮВА неспособно принять более крупные. Небольшие танкеры затрачивают 21 день на доставку нефти из стран БВ и Африки, проходя через Малаккский пролив и Сингапур, а за-

17

тем далее на север в Китай и Японию .

Трубопровод будет проложен с западного побережья малазийской провинпии Кедах (г. Ян) в Bachok на восточном побережье в провинции Келантан — таким образом, время транзита должно сократиться до семи дней.

Проект предполагается осуществить в три очереди, первая из которых будет завершена в середине 2011 г., тогда трубопровод будет приносить прибыль. Данный трубопровод является частью плана правительства по развитию северных провинций Малайзии. Губернатор провинции Кедах Махдзтр Халид отметил, что в г. Ян SKS Development Sdn. Bhd. и Merapoh Resources Corp. Sdn. Bhd. предполагают построить два НПЗ общей стоимостью 9 млрд. долл18.

Таким образом, поиск альтернативных способов и путей доставки нефти может способствовать укреплению энергетической безопасности и сокращению издержек, поскольку импорт основного объема нефти осуществляется через небезопасные пути. Решением данной проблемы также может стать обеспечение безопасного транзита нефти из стран

Ближнего Востока в Юго-Восточную Азию, изучение альтернативных маршрутов доставки нефти, совместное обеспечение безопасности путей, изучение возможных маршрутов для прокладыва-

ния трубопроводов.

Сильная зависимость от энергетических поставок из стран Ближнего Востока может негативно сказаться на вопросах обеспечения энергетической безопасности. В связи с этим необходимо обеспечивать развитие двусторонних отношений.

Взаимодействие. В конце апреля 2009 г. в японской столице Токио состоялась встреча крупнейших азиатских потребителей нефти с крупнейшими производителями нефти. На встрече присутствовали министры энергетики 13-ти азиатских стран, среди которых Индонезия, Сингапур, Таиланд, Малайзия, Вьетнам и другие. На встрече были затронуты вопросы энергетической безопасности и инвестиций в период низких цен на нефть, снижающегося спроса, а также вопросы о стабильных и долгосрочных поставках нефти.

Снижение стоимости нефти и сокращение инвестиций привело к тому, что крупнейшие ближневосточные производители нефти стали испытывать значительные трудности в реализации многих проектов.

Хидетоши Шиода (Hidetoshi Shioda), главный аналитик Mizuho Securities Co., до начала встречи заявил, что "странам OPEC необходимы гарантии устойчивого роста спроса на нефть в ближайшие годы". Он также отметил, что, несмотря на снижение прибыли, Саудовская Аравия и другие ближневосточные государства обладают необходимыми средствам19. При этом министр нефти Катара Абдулла бен Хамад Аль-Аттийа (Abdulla Bin Hamad Al-Attiyah) сказал на встрече, что падение стоимости нефти и снижение финансовых поступлений от ее продажи угрожают экономической стабильности стран-производителей20.

Изменения на мировом рынке нефти и в мировой экономике в значительной степени затронули крупнейших экспортеров и импортеров нефти, которыми являются страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. В сложившейся ситуации государства двух регионов должны найти способ для рационального и эффективного использования своего ресурсного и технологического потенциала, особенно в ситуации, когда рынок нефти дестабилизирован, а стоимость нефти подвержена значительным колебаниям, что не представляется возможным без их совместного участия.

Решение данного вопроса возможно в случае, если стороны смогут создать наиболее эффективную модель взаимоотношений, учитывающую интересы и возможности импортеров и экспортеров. Перед странами ЮВА стоит необходимость более гибкого подхода к решению вопросов, связанных с определением собственных потребностей в нефти, а также эффективного решению вопросов безопасности.

Для развития прочного и долгосрочного сотрудничества между странами ЮВА и БВ необходимо принять ряд мер, а именно:

1. Формирование совместных предприятий.

2. Совместное инвестирование странами ЮВА и БВ в развитие существующих нефтяных месторождений и разведку новых месторождений, в частности на Ближнем Востоке.

3. Проведение исследований.

4. Развитие инфраструктуры двух регионов, в том числе создание совместных хранилищ и трубопроводов.

Участие ближневосточных нефтяных компаний в реализации нефтегазовых проектов в странах ЮВА также является важным элементом в вопросах укрепления двусторонних отношений. Данные меры также будут способствовать обеспечению и укреплению энергетической безопасности. При этом высокая стоимость реализации проектов по созданию инфраструктуры представляется крайне тяжелой для одностороннего финансирования.

Необходимо отметить, что высокая стоимость нефти привлекает компании из ЮВА на Ближний Восток, чтобы обеспечить доступ к нефтяным ресурсам.

Ближневосточные компании также заинтересованы в том, чтобы инвестировать в страны ЮВА, поскольку там расположен один из центров, на который приходится значительный доля поставок ближневосточной нефти.

1 BP Statistical Review of World Energy 2008. P. 6.

2 BP Statistical Review of World Energy 2008. Pp. 20-21.

Pertamina Plans to Import 103,1 Mln. Barrels of Crude Oil:

http://www.antara.co.id/en/arc/2009/276/pertamina-plans-to-import-1031 -mln-barrels-of-crude-oil/. 02.06.2009

4 Indonesia to Team Up With Libya to Build New Refinery, The Alexander's

Oil & Gas Connections. Vol. 13. № 5. 18.03.2008.

5 Eric Watkins. BMI: Indonesian Oil Production Decline to Continue. The Oil

6 Gas Journal, 19 January 2009. P. 45.

6 Amir receives Bolkiah; Kuwait, Brunei Ink Energy, Finance Deals: http://www.arabtimesonline.com/kuwaitnews/pagesdetails.asp?nid=31119&c cid=9. 13 April 2009.

Bandar Seri Begawan. Brunei, Kuwait Ink Refinery Joint Venture Deal. The Brunei Times:

http://www.bt.com.bn/en/home_news/2009/04/15/brunei_kuwait_ink_refiner y_joint_venture_deal. 15 April 2009.

8

PM Encourages Qatari Investment in Vietnam: http://english.vovnews.vn/Home/PM-encourages-Qatari-investment-in-Vietnam/20093/102410.vov. 9 April 2009.

9 Ibid.

1101 Ibid.

11 Vietnam Enhances Trade, Investment, Oil Ties with Iraq: http://vibforum.vcci.com.vn/news_detail.asp?news_id=16151. 10 April 2009.

12 Petrolimex Ventures With Sinopec in 4.5bn USD Refinery Project: http://www.vnbusinessnews.com/2008/07/petrolimex-ventures-with-sinopec-in.html. 21 July 2008.

13 New Refinery Project Gets Green Light, Oil & Gas Insight: http://www.oilandgasinsight.com/file/73502/new-refinery-project-gets-green-light.html. December 2008.

14 Oil in Asia and Pacific: Production, Consumption, Imports, and policy Options, East-West Center, Asia Pacific Issues №85 August 2008, P. 6.

15 Indonesia, Saudi Arabia Join Malaysian Oil Pipeline Deal: http://goliath.ecnext.com/coms2/gi_0199-6574953/Indonesia-Saudi-Arabia-join-Malaysian.html. 28 May 2007.

16 Ibid.

17 Ibid.

18 Ibid.

19 Ibid.

20 Qatar Says Low Oil Price Threatens Middle East Economies: http://www.gulfnews.com/business/Oil_and_Gas/10307804.html. 26 April 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.