Научная статья на тему 'Нефтегазовая политика России: в поиске оптимального уровня добычи нефти и новых технологий'

Нефтегазовая политика России: в поиске оптимального уровня добычи нефти и новых технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

(пресс-конференция заместителя министра энергетики РФ С. И. Кудряшова в Информационном агентстве РБК)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нефтегазовая политика России: в поиске оптимального уровня добычи нефти и новых технологий»

ПРИОРИТЕТЫ России

42 (135) - 2011

нефтегазовая политика россии:

в поиске оптимального уровня добычи нефти и новых технологий

(пресс-конференция заместителя министра энергетики РФ с. И. Кудряшова в Информационном агентстве РБК)

Топливно-энергетический комплекс является одним из самых важных секторов в экономике РФ. Все мы ежедневно следим за тем, что происходит с мировыми ценами на нефть. Как повлияет в ближайшее время развитие мировой экономики на топливно-энергетический комплекс России? Вопрос не праздный, от него во многом зависят перспективы и уровень жизни всей страны. Сохранятся ли темпы роста в ТЭКе? Каков прогноз цен на среднесрочные перспективы? Насколько повлияет недостаток ликвидности на реализацию крупных проектов? Налоговые льготы — это единственный путь для поддержания ТЭК? Насколько падение мировых фондовых рынков повлияет на промышленное производство в РФ? На эти и другие вопросы представителей СМИ и профессиональной аудитории ответил заместитель министра энергетики РФ Сергей Иванович Кудряшов.

— Сергей Иванович, каков нефтяной потенциал России в настоящее время?

— Вы знаете, доля России в мировой добыче — порядка 12 % и около 6 %—по запасам в мире. 2011 г. характеризуется тем, что мы подготовили программный документ «Генеральная схема развития нефтяной отрасли». Мы поставили себе задачу найти не максимальный уровень, который должен быть для страны, а найти максимальный уровень для страны, который обеспечит максимальный эффект. Разный уровень добычи требует разного уровня инвестиций в разные геолого-технические мероприятия. В текущем году этот уровень составлял около 505 млн т. Считается, что этот уровень в настоящее время — оптимальный (с налоговой точки зрения), он четко распределяет баланс между инвесторами и государством.

Мы исходим из существующих в настоящее время оценки запасов и уровня технологий, которые очень серьезно влияют на эффективность работы. Мы надеемся, что в ближайшие лет пять появятся технологии, снижающие себестоимость добычи нефти, так, как это было, например, в 1960-е гг., когда мы с фонтанной добычи переходили на погружную, или на рубеже 2000-х гг., когда осуществлялось массированное внедрение арпов в Западной Сибири, что привело к росту добычи. Необходимо отметить, что планируется еще более эффективное использование погружных насосов.

— Если говорить об имидже России как поставщика энергоресурсов в Европе, каков он?

— В настоящее время Российская Федерация является серьезным поставщиком на мировых рынках, это связано как с нефтью (мы поставляем около 250 млн т нефтепродуктов), так и с газом.

Задача, которую мы поставили перед собой, заключается в изменении профиля нашей промышленности в сторону глубины переработки нефти. В настоящее время наша страна поставляет на Запад в основном темные нефтепродукты. Если оценить стоимость этой корзины, то она получится даже дешевле, чем нефть, потому что в настоящее время мазут дешевле торгуется в Европе, а он составляет львиную долю нашей корзины. Необходимо также и изменение налоговой системы, которая должна стимулировать инвестиции для повышения глубины переработки нефти.

Мне бы хотелось сказать, что буквально несколько дней назад Владимир Владимирович Путин подписал постановление о внедрении системы «60/66». Это серьезный шаг, с точки зрения всех нефтяников, который будет стимулировать наше движение в сторону глубины переработки нефти. И, наверное, в ближайшие годы мы уже увидим

результат, который будет заключаться в изменении профиля наших поставок в Европу и в другие страны мира. Таким образом, мы с каждым годом будем, надеюсь, «уходить» от мазута и вакуумного газойля к более качественным продуктам.

— Сергей Иванович, прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию с авиакомпаниями: топливо у них на самом деле заканчивается? Сообщается, что такая ситуация возникла из-за некоего заказа Министерства обороны РФ. Так ли это?

— Мы с этой ситуацией знакомы, обратимся к истории вопроса. По сентябрю месяцу всегда идет падение баланса, а пик потребления авиакеросина и бензинов — это июль — август. При этом мы в августе месяце даже 70 тыс. т поставили на экспорт.

Ситуация в настоящее время следующая: в последнюю неделю она была такого ажиотажного, так скажем, полетного спроса. Это привело к повышению потребления топлива в аэропортах. Например, Шереметьево потребляло до 5 тыс. т топлива в сутки. В настоящее время в Шереметьево работает один ТЗК (топливно-заправочный комплекс), который принадлежит ТНК-ВР. Поставки топлива туда идут с ярославского завода (по железной дороге) и с Рязанского НПЗ (прокачка трубы). Произошел сбой в поставках по железной дороге. Хочу успокоить: мы уже разобрались с этой ситуацией и по тому графику, который составлен, мы можем наблюдать, что запасы топлива на ТЗК начали расти.

Одна из проблем, о которой мы неоднократно писали и по которой, я думаю, будет принято в ближайшее время решение, — это тот минимальный запас топлива, который существует в настоящее время в аэропортах, он составляет трое суток — это так называемая «мягкая подушка». Небольшой сбой где-то, особенно в аэропортах Московского авиаузла, который потребляет 50 % керосина в стране, — что довольно-таки существенно, и сразу возникает проблема переброски топлива с дальних заводов, ведь с учетом расстояния это очень проблематично. Поэтому в настоящее время решается вопрос об увеличении этой «подушки» на срок 7—10 дней. Надеемся, что таким системным решением этот вопрос будет снят.

Отмечу, что с начала года спрос на авиатопливо вырос на 9,3 %. А для удовлетворения спроса, который наблюдается в настоящее время, необходимо поставлять ежедневно 5 тыс. т.

— Как Вы оцениваете ситуацию в нефтегазовой сфере в текущем году?

— Нынешний год ожидается по результатам довольно-таки успешным. Объем добычи нефти в настоящее время находится примерно в районе 509 млн т для этого года. Можно констатировать факт довольно эффективной поставки газа на внутренний рынок, в настоящее время довольно-таки хорошая конъюнктура и по экспорту, т. е. цифра по газу, наверное, будет не ниже 665 млрд м3. Хотя есть и такие мнения, что эта цифра может и увеличиться.

Существенным событием года для нас я считаю принятие системы «60/66». Мы долго над ней работали, ставили себе задачу найти такой баланс, который позволит решить стоящие перед нами задачи.

Первая задача — повысить глубину нефтепереработки, сделать так, чтобы инвестиции в углубляющие процессы, гидрокрекинги, каталитические крекинги, гидроочистки были рентабельны, ведь в настоящее время рентабельность этих установок при строительстве составляет около 5 %. Система «60/66» дает рентабельность на уровне более 20 % для инвестпроектов по модернизации заводов при учете строительства этих установок.

Вторая задача заключается в снижении пошлины на нефть, за счет чего мы повышаем эффективность нефтедобычи. У нас хорошие показатели по этому году, объемы бурения выросли где-то на 11,6 %. Однако мы понимаем, что это сделано в основном за счет Восточной Сибири, где мы нарастили объем до 25 млн т буквально за 3 года. И это тоже за счет точечных мер, которые были приняты в 2008—2009 гг. В настоящее время, к сожалению, наблюдается снижение уровня добычи нефти по Западной Сибири. И новая система «60/66» сделает эффективными те геолого-технические мероприятия, которые в настоящее время компании не осуществляют, так как они просто нерентабельны.

Нельзя забывать, что перед нами стоит задача по наполнению бюджета. И мы пытались найти это решение, чтобы также не упали доходы ни в текущем периоде, в ближайшие три года, ни тем более в будущем, когда эта система аккумулирует уже больше инвестиций за счет растущей добычи. В текущем году нам удалось добиться того, что в принципе налоговая составляющая не падает (известно, что нефтегазовый комплекс приносит более 50 % доходов бюджета). Эту задачу мы тоже решили, поэтому Минфин России и МЭР нас поддержали.

Третья задача заключается в том, чтобы наше предложение не привело к росту цен на нефтепродукты внутри страны.

В принципе эти задачи мы решили. Я считаю это довольно серьезным прорывом. В ближайшие месяцы мы будем вести мониторинг развития процесса. У нас есть подготовленная концепция, которая показывает, что в этом направлении нужно двигаться и дальше.

— Многие эксперты говорят, что рынок сложился таким образом, что независимые АЗС сейчас не в самом лучшем положении. Как Вы считаете, схема «60/66» позволит им быть конкурентоспособными? И не могли бы Вы рассказать о новых проектах международного сотрудничества России в нефтяной отрасли?Какие-то новые направления рассматриваются?

— Первое: я назвал, на какие функции влияет система «60/66». Вы говорите про розничный рынок — на это она не влияет. Вы можете зайти на сайт Информационного агентства «Кортес» и увидеть, что рентабельность независимых АЗС составляет 6,3 %, по-моему, на вчерашний день. Это показатель нормальной рентабельности, но у нас, конечно, некоторые почему-то считают, что должно быть не меньше 15—20 %.

Что касается проектов, то у нас по большей части компании работают за рубежом самостоятельно, например ЛУКОЙЛ. С этой компанией связан очень крупный проект, который был поддержан межправительственным соглашением. Это вопрос, связанный с Венесуэлой, где работает консорциум из пяти компаний. В настоящее время там идет разведка месторождения, ведь там очень хорошие запасы. И мы считаем, что это будет один из серьезных прорывных проектов по развитию международного сотрудничества.

— Одним из условий новой методики «60/66» является сохранение заградительной пошлины на бензин на уровне 90 % от пошлины на нефть. Вы не могли бы подробнее рассказать, почему было принято решение сохранить эту ставку, если первоначально эта мера рассматривалась как временная, чтобы решить проблему дефицита? И не приведет ли это к новым проблемам на рынке нефтепродуктов?

— Эта мера, когда она предусматривалась, была временной. И если правильно читать постановление, то там написано: «максимальная ставка». В принципе наше стремление — это вернуться к ситуации, когда на все нефтепродукты была единая ставка в размере 66 %. Необходимо еще раз напомнить, что наиболее сложным периодом для нас является июль — август, когда идет мак-

симальное потребление бензинов. В апреле была ситуация, когда компаниям было выгодно везти его на экспорт. В настоящее время у нас запасы по НПЗ и нефтебазам, конечно, увеличились, минимальные объемы запасов наблюдались в мае, где-то на уровне 804 тыс. т. Так вот, когда бензин «уехал» на экспорт, то из-за этого создался дефицит внутри страны. Можно было бы поднять цены на бензин на 3—4 руб., и тогда мы пришли бы опять в рыночную ситуацию. Но было принято решение привести ситуацию к рыночной с помощью пошлины в 90 %. Нефтяникам стало выгодно поставлять бензин на внутренний рынок. В настоящее время мы видим, что запасы выросли, даже в августе месяце нам удалось увеличить запасы примерно на 100 тыс. т. Нам пришлось «передвинуть» с июля—августа все капремонты. Мы вместе с компаниями пересчитали возможное потребление и приняли меры к недопустимости возникновения дефицита бензина на внутреннем рынке.

Считаю, что пока пошлины трогать нельзя, так как это может привести к росту цен и дисбалансу в сложившейся ситуации. Я думаю, что когда мы «пройдем» октябрь месяц, то у нас ситуация станет более понятной и тогда, наверное, будем уже разговаривать с учетом мировой ценовой конъюнктуры. Вы знаете, что у нас на внутренний рынок серьезно влияет экспортная альтернатива. При существующей конъюнктуре по всем нашим трендам к зиме потребление бензина уменьшалось и это приводило к самым низким ценам на этот вид топлива. У нас есть несколько пиков потребления: бензины — летом, июль — август; авиакеросин — летом и перед Новым годом; дизельное топливо зимнее — декабрь — январь.

— Вы рассказывали о том, сколько всего замечательного принесет схема «60/66». Но есть как минимум две компании: «Башнефть» и «Татнефть», которые понесут убытки. Предусмотрены ли меры по компенсации убытков?

- Конечно, предусмотрены. По этим двум компаниям проводились серьезные переговоры. Министр уже говорил, что компенсационные пакеты рассматриваются Минфином России и нами вместе с этими двумя компаниями. Я пока не хотел бы озвучивать эти параметры, так мы еще находимся на стадии переговоров. А объем вы можете сами посчитать.

— Что происходит со снижением пошлины на нефть? Когда это произойдет, и каким обра-

зом: через парламент или будет распоряжение? Сейчас изменили пошлины на нефтепродукты. Что будет с нефтью? И когда?

— В настоящее время мы инициировали внесение изменений в законодательство, поправки находятся на согласовании в других органах власти. Надеемся, что с 01.10.2011, скорее всего, система «60/66» заработает комплексно. Есть, конечно, закон, который «пройдет» через Государственную Думу, но кроме этого у правительства есть и полномочия.

— У Федеральной антимонопольной службы недавно было альтернативное предложение по акцизам. В чем заключаются Ваши предложения по дифференциации акцизов в зависимости от экологического класса?

— Вы сказали про два предложения. И в газетах, кстати, писалось, что есть разные мнения Минэнерго России и ФАС России, это два разных вопроса. Мы говорили о дифференциации акцизов именно по классам топлива. Вот система «60/66» делает эффективным вложение в углубляющие процессы, которые из мазута, из вакуумного газойля производят светлые нефтепродукты. Но для того чтобы произвести тот же бензин класса «Евро-4», «Евро-5», необходимы установки, отличные от тех, на которых мы делаем бензин класса «Евро-2». И, для того чтобы обеспечить поток инвестиций в этом направлении (мы сказали, что в настоящее время между классами есть дифференциал в акцизах — это около 300 руб.), по нашим расчетам, дифференциал должен быть около 2 тыс. руб., чтобы инвестиции окупались и компаниям было выгодно их туда вкладывать. И тот, кто вкладывает быстрее и эффективнее, тот получает плюс. Эти предложения находятся на рассмотрении, их внесли в правительство.

Вопрос повышения акцизов в 2012—2013 гг. — это очень серьезный вопрос, который мы в настоящее время обсуждаем. Потому что рост цен может произойти с 1 января. Мы консультируемся с Минфином России по этой теме и совместно проводим расчеты.

— В этом году у нас возможен рост добычи нефти, в прошлом году тоже были рекордные показатели, и мы вводим систему «60/66», которая будет стимулировать дальнейший рост добычи. Не приведет ли это к тому, что в какой-то период у нас будет рост, и достаточно сильный, а потом это резко приведет к неожиданному провалу в среднесрочной перспективе?

У нас нездоровая ситуация в самой большой нашей «провинции»: в Западной Сибири. Почему мы предлагаем систему «60/66»? Если вы помните, то мы настаиваем на том, что самыми эффективными государственными инвестициями, уровень которых нельзя снижать, это инвестиции в уже действующие месторождения, это бурение дополнительных скважин на уже обустроенных месторождениях, это геолого-технические мероприятия на этих месторождениях.

В ближайшие годы у нас не будет таких новых месторождений, как Ванкор, как Талакан, не будет нового Верхнечона. Мы понимаем, что только где-то в 2015 г. у нас могут появиться в разработке следующие группы новых месторождений, такие как Тагульское, Сузунское, Месояхское, Русское. Поэтому нам нужно повышать эффективность работы на существующих месторождениях. И поэтому инвестиции и система «60/66» в настоящее время предназначены для действующих месторождений Западной Сибири — это наш основной актив.

При нынешней ситуации, при существующем уровне технологий и при разведанных на данный момент запасах мы считаем, что нам удастся сохранить темпы добычи на уровне 505—510 млн т в год до 2020 г.

—Как известно, Сергей Шматко заявил, что программы разработки шельфа будут предполагать внутреннюю норму доходности порядка 20 %. Какие меры налогового стимулирования будут разработаны, чтобы достичь требуемой нормы доходности, причем довольно высокой? Обсуждается ли вопрос о допуске частных компаний к разработке шельфа? И еще по поводу законопроекта о нефти и нефтепродуктах, — какова судьба этого документа?

— У нас прошло заседание комиссии ТЭК, возглавляемой Игорем Сечиным. Рассматривалась текущая ситуация развития шельфа и проблемы, связанные с его освоением. На заседании было отмечено, что в настоящий момент в рамках существующего налогово-таможенного режима разработка месторождений на шельфе неэффективна. У нас в настоящее время «работают» на шельфе проекты, связанные с проектами «Сахалин-1» и «Сахалин-2» (вы знаете, что там отдельный режим — режим соглашения о разделе продукции), и проекты, «работающие» на Каспии (месторождение им. Ю. Корчагина мы «запустили» в прошлом году). Для этого проекта мы создали стимулы: провели

не только обнуление НДПИ на определенный срок, но и определили пониженную ставку ввозной таможенной пошлины.

Моделирование показывает, что даже те льготы по НДПИ, которые мы в настоящий момент применяем и для Арктики, и для Охотского и Черного морей, и для Азова, и Каспия, являются уже недостаточными. Нужны меры, связанные с вопросами, требующими регулирования таможенной пошлины. В настоящее время рентабельность у нас получается ниже нуля. На суше с нашим законодательством рентабельность компаний составляет около 15 %, в Бразилии — 29 %, в Норвегии — больше 20 %. Нужны потоки инвестиций. В связи с этим мы считаем, что для шельфа нужен совершенно другой подход, не тот, который существует для суши. Необходимо учитывать большие удельные затраты, особенно это касается Арктики. По аналогичным проектам, которые развиваются за рубежом, объем удельных затрат составляет примерно 15 долл. за баррель. Это цифры другого порядка по сравнению с теми, с которыми мы привыкли оперировать.

Таким образом, основной вопрос для шельфа — это вопрос создания стимулов. Это поручение И. Сечиным уже нам дано: проработать для шельфа возможности по изменению системы налогообложения.

Что касается закона о нефти, то можно сказать, что в настоящее время уже существуют наш законопроект и два законопроекта ФАСа, вместе с которым нами уже приняты меры для исключения возможного дубляжа некоторых положений.

—Какие санкции планируется применять к нефтяным компаниям, сорвавшим планы по модернизации НПЗ и переход на топливо класса «Евро-3» ? И поможет ли это избежать повторения ситуации в конце 2012 г., до наступления срока, до которого планируется разрешить оборот «Евро-2»?

— Что касается модернизации, то мы в 2008 г. объявили о новом техрегламенте и сказали: мы хотим иметь определенное количество марок бензина и дизельного топлива хорошего качества в 2011 г. При этом системой налогообложения, наоборот, стимулировалось производство мазута, вакуумного газойля. Пришел 2011 г. И что мы получили с вами? Очень много вакуумного газойля, мазута, т. е. все то, что было простимулировано. Это теория, которую нужно прописывать в книжках.

Наша отрасль очень чувствительная, и к экономике в первую очередь. Поэтому я говорю, что сис-

тема «60/66» создает мощнейший экономический стимул. Кроме этого были проработаны некоторые моменты совместно с компаниями, и они подписали четырехстороннее соглашение, по которому обязуются провести модернизацию. Все прописано по маркам установок, имеется баланс..., и под это были сделаны предложения по изменению техрег-ламента. Да, там прописаны санкции с оборотным штрафом. Компании сами сделали эти расчеты, т. е. мы исходили из реальности наших планов. И мы считаем, что до санкций вопрос, скорее всего, не дойдет. В установки с рентабельностью больше 20 %, мне кажется, будут все.

—По информации Минэкономразвития России, мы можем поставить новый рекорд по добыче газа в этом году. Причем основной прирост даст не Газпром, а независимые производители. Как вы прокомментируете ситуацию?

— Действительно, рост добычи независимых компаний наблюдается довольно существенный, и в первую очередь это касается компании «НОВА-ТЭК». Как вы знаете, в 2010 г. году Владимир Путин запускал где-то в октябре Юрхаровское месторождение. Независимые компании очень активны в этом направлении. Не надо забывать и о программе утилизации попутного газа. В этом году объемы поставок сухого отбензиненного газа должны увеличиться и достигнуть порядка 2 млрд м3.

Однако не надо забывать и о том, что Газпром в настоящее время акцентировал свои инвестиции в первую очередь в создание диверсификационных проектов. Это касается проекта «Северный поток» и он будет запускаться. Это касается строительства совершенно новой системы газовой отрасли на Дальнем Востоке: на Сахалине, в Хабаровске, во Владивостоке. Все работы по монтажу оборудования уже практически закончены, я думаю, что в сентябре мы должны уже будем услышать о реализации этих успешных проектов. Ну и выход Газпрома на Бованенково тоже не за горами. Таким образом, Газпром для себя создает базу, он лидером у нас и останется, за него переживать не надо.

— Расскажите, пожалуйста, о переработке нефти в связи с введением системы «60/66»? Нагрузка на переработку увеличится, соответственно, возможно какое-то снижение производительности в первичных установках по переработке нефти. Насколько из-за этого может увеличиться экспорт нефти? Если будет расти экспорт нефти, будут ли увеличиваться экс-

портные квоты, которые сейчас используются практически полностью, эти 40%о от добычи?

— По нашим расчетам, на 20—25 млн т могут снизиться объемы первичной переработки нефти, которая никому не нужна, и эти объемы могут перейти в экспорт сырой нефти. За счет этого государство получит дополнительные доходы, потому что пошлина на нефть выше, чем пошлина на нефтепродукты (мазут и пр.).

Вы знаете, что последние лет пять развитие процессов нефтепереработки приобрело неправильные очертания. На максимальную мощность были включены первичные установки по переработке нефти, но они не были «поддержаны» вторичными процессами. Стали строиться новые НПЗ, и тоже без вторичных процессов. Как грибы, стали рождаться всевозможные мини-НПЗ, их число перевалило за 300. Что они реально делали? Они делали три продукта: мазут, вакуумный газойль и прямогонный бензин. Ничего этого у нас в стране в настоящее время не потребляется. Эти продукты нам не требуются. Ни один мини-НПЗ не обладает установками для производства бензина марки «Евро-2» и «Евро-3», потому что нужны изомеризации, нужны реформинги, а там ничего подобного нет. Не могут эти заводы производить и дизельное топливо, потому что нет гидроочистки.

По поводу экспорта. Если вы посмотрите наши планы, то с запуском ВСТО1, и тем более ВСТО-2, в этом году мы выходим на БТС-22, профицит мощностей будет где-то около 70 млн т. Фактически Россия уходит от рисков «остановки» даже одного из экспортных направлений. Если у нас были проблемы с поставками газа то с одной, то с другой транзитной страной, то по нефти мы полностью «уходим» от этой проблемы.

— Почему так трудно и долго идет процесс модернизации нефтеперерабатывающих мощностей в России? Ведь с конца 1960-х гг. в стране не построено ни одного нового крупного НПЗ.

— Я уже говорил, что, во-первых, было невыгодно вкладывать деньги. Кроме того, были построены 300 мини-НПЗ и 5 заводов с производитель-

1 Трубопроводная система «Восточная Сибирь — Тихий океан».

2 Балтийская трубопроводная система.

ностью по переработке нефти более 1 млн т в год, которые выпускают невостребованные продукты. Получается следующее: создаем стимулы — получаем результат, стимулов не создаем — результата не получаем.

В настоящее время проводится серьезная реконструкция завода в Туапсе — там будет практически новый завод очень высокого уровня. Уже осуществляется «запуск» завода компании «ТАНЕКО» в Республике Татарстан. Почему мы поддерживаем этот завод? Потому что он будет «забирать» на себя высокосервисную нефть, что позволит улучшить качество поставки нефти как на наши внутренние заводы, так и на экспорт. А это приведет к определенным корректировкам ценообразования той же нефти марки Urals. Третий завод, который, мы считаем, необходимо строить, это завод на конце трубопроводной системы ВСТО. Это необходимо для того, чтобы совместно с модернизацией Хабаровского и Комсомольского заводов сбалансировать производство и спрос на Дальнем Востоке. В настоящее время туда приходится поставлять из других регионов тот же бензин.

—Вопрос о стратегическом резерве — можно уточнить, сколько дизельного топлива, керосина и бензина планируется направить для резервирования в стратегический резерв?

— Я уже говорил, что у нас существует несколько пиков потребления: это пик потребления бензина летом, авиакеросина — летом, совмещенный пик потребления дизельного топлива зимнего и авиакеросина в декабре. По нашим расчетам, для прохождения этих пиков необходимо создавать «подушку безопасности». Уже определено, что для того, чтобы спокойно «пройти» эту зиму, нужно создать запас по дизтопливу в пределах 2 млн т. Ситуация, когда происходит дисбаланс между спросом и предложением, приводит к росту цен, хотя кому-то это довольно выгодно. Есть компания «Роснефтегаз», которая уже обозначила уровень предложения, и другие компании понимают эти предложения. Необходимо добавить, что у нас есть запасы самих компаний, запасы в системе "Транснефтепродукта" и запасы в Росрезерве. Я думаю, что мы приложим максимум усилий, чтобы этой зимой не произошло никаких сбоев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.