Научная статья на тему 'Нефранцузские французы'

Нефранцузские французы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
192
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Эдуардов В.

«Азия и Африка сегодня», М., 2006 г., № 4, с. 46-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нефранцузские французы»

доктор филологических наук НЕФРАНЦУЗСКИЕ ФРАНЦУЗЫ

Кто хоть раз побывал в Париже, не мог не отметить: Елисей-ские поля - не только самая красивая улица в столице Франции, но и наиболее оживленная городская магистраль. Знают ее буквально все. Любой, кто хотя бы раз прошел по этой улице, невольно обращал внимание на то, что подавляющее большинство людей на Елисейских полях по своему внешнему виду походили не на «белых» французов, а на черных или, в крайнем случае, смуглых выходцев из Африки или Азии. Да и на любой другой улице картина вряд ли изменится... Невольно создается впечатление, что современный Париж - это город, который населяют преимущественно арабы-мусульмане и африканцы. Хотя правильнее сказать, что это по-настоящему интернациональный город, в котором бок о бок живут и общаются представители самых разных народов, цивилизаций и культур. Но больше всех здесь все-таки арабов. А если пожить в Париже подольше, то и вовсе придешь к выводу: арабы закрепились здесь прочно и скорее всего навсегда.

Ну а если добраться до какого-нибудь окраинного района Парижа, то картина и вовсе станет пугающей: все вокруг очень напоминает жилой квартал в каком-нибудь алжирском или марокканском городе. Словно вы, сами того не желая, каким-то чудесным образом очутились в Северной Африке. Здесь и традиционный овощной рынок, и арабские лавки, в которых полно товаров, словно вчера привезенных из глубинки какой-то арабской страны. Над входом в лавку, как правило, висит вывеска, на которой по-арабски написано «халяль» - «дозволено шариатом». И каждому, имеющему хотя бы небольшой опыт общения с арабами, становится ясно, что мясо животных, которое предлагается на продажу, разделано так, как это принято в соответствии с мусульманскими традициями. А если внимательно разглядывать всех, кто идет по улице, то вряд ли удастся найти среди пешеходов хотя бы одного «настоящего» француза. Алжирцы, марокканцы, тунисцы, африканцы, арабы из стран Ближнего Востока - кого здесь только нет!.. Правда, среди пешеходов то и дело встречаются женщины без паранджи, но их немного - как пожилых, так и молодых.

В северных предместьях Парижа и вовсе может создаться впечатление, что столица Франции - это город, в котором прожи-

вают только арабы и мусульмане из неарабских стран. Живут здесь только мусульмане - те, кто исповедуют другие религии, эти районы не посещают. Правда, иногда случайно можно встретить кого-нибудь и из «белокожих» явно не африканского или азиатского происхождения, но их визит, как правило, заранее кем-то из местных жителей был оговорен. Поезда метро в эти кварталы не ходят, да и такси приезжают не часто. Когда пытаешься договориться с таксистом, чтобы он отвез тебя в этот район, тот начинает долго расспрашивать, как туда попасть, где въезд, каким маршрутом лучше ехать... И у водителя обычно находится тысяча причин, чтобы отказаться от поездки. Правда, некоторых таксистов предательски выдают «дорожные справочники», лежащие на переднем сидении. Но тогда водитель начинает нудно и долго копаться в картах и никак «не может» отыскать на них тот дом, куда хочет поехать пассажир. И когда он, естественно, извиняясь, объявляет, что не знает, как найти требуемый адрес, вам волей-неволей приходится обращаться к другому таксисту. Но и там повторяется то же самое - со мной такое случалось много раз. Однажды, правда, удалось уговорить водителя отвезти меня в «арабский» район. Но лучше бы я это не делал. Наш путь продолжался почти целый час, мы не раз останавливались, шофер расспрашивал пешеходов, как лучше проехать к нужному нам месту. А когда автомобиль, наконец, остановился, и я и водитель оказались в центре пристального внимания - на нас с недоумением и удивлением смотрели десятки глаз. Оглянувшись по сторонам, я тут же осознал, что попал в иной, истинно исламский мир. Первый же остановленный мной «абориген» вполне серьезно заявил, что в квартале проживает более миллиона мусульман. И при этом добавил, что таких кварталов множество и во Франции уже есть целые города, которые и по внешнему облику, и по жизненному укладу почти ничем не отличаются от тех поселений, откуда приехали живущие там люди.

Вряд ли сегодня во Франции можно найти какой-нибудь населенный пункт, в котором нельзя было бы встретить мусульманина, причем укоренившегося здесь местного жителя. Некоторые «выбились» в заметные и известные всей стране персоны. В городе Лилле, например, родилась Токия Сейфи, министр во французском правительстве. Ее отец - алжирец по происхождению, работал в кузнице. Мусульман-иммигрантов в Лилле множество. Нередко встречаются женщины в традиционном мусульманском платье -

хиджабе. Здесь немало мечетей или просто домов, которые правоверные используют для молитвенных собраний. Кстати, пока, по разным причинам, мусульмане воздерживаются от строительства крупных мечетей, таких, как, например, мечеть в Париже - старейшая во Франции. Для совершения религиозных обрядов они чаще используют большие залы, которые есть на различного рода предприятиях: на фабриках, заводах, в компаниях, где они работают.

В настоящее время во Франции насчитывается не менее 1,1 тыс. незарегистрированных официально мечетей, создаваемых самими верующими. Как правило, те собираются на молитву в привычное для всех мусульман время. Вблизи какого-нибудь огромного зала французам приходится наблюдать пока еще непривычную для них картину: с разных сторон мелкими шажками, точно боясь оступиться, идут люди, множество людей. Проводят там какое-то время, а затем так же спокойно с сознанием выполненного долга возвращаются домой или на работу. В городе Монбале есть довольно крупная мечеть, получившая известность как мечеть Ибн Сины. В ней одновременно могут разместиться почти 2 тыс. молящихся. В самом же городе около 50 тыс. мусульман.

...Функции «южных ворот» во Францию для арабов-иммигрантов вот уже несколько десятилетий выполняет Марсель, крупный портовый город на берегу Средиземного моря. Согласно официальным данным, в Марселе сейчас насчитывается около 300 тыс. мусульман, в основном выходцев из Алжира. В некоторых кварталах они ведут себя точно так же, как и у себя дома, на родине, соблюдая все традиции, характерные для арабов Северной Африки. Алжирки, как правило, ходят в черных одеяниях, настолько длинных и широких, что они полностью скрывают фигуру. Иногда на голове женщины можно увидеть огромное блюдо, кастрюлю, поднос или какой-либо другой предмет из хозяйственной утвари. Причем несет она его как артистка цирка, не поддерживая предмет руками, а умело балансируя головой. Порой складывается впечатление, что Марсель - это своеобразный «филиал» североафриканского Орана, где живут представители многочисленных алжирских племен.

Здесь уместно вспомнить, что Алжир более ста лет находился под владычеством Франции, что, естественно, не нравилось большинству его жителей. Во время многолетней борьбы алжир-

цев за независимость в стране, тем не менее, существовало движение «Амазиг», которое выдвигало требование о добровольном присоединении Алжира к Франции. Естественно, к алжирцам из «Амазига» большинство французов относились с симпатией. И коренные жители европейской страны не имели ничего против миграции рабочей силы из Северной Африки во Францию. Тем более, такая миграция помогала удовлетворить потребность Франции в дешевой рабочей силе. Автозаводы «Рено», «Пежо» и другие охотно принимали тех, кто приезжал на заработки из Алжира, Туниса и Марокко.

Таким образом, в современной истории мусульмане как бы снова вторглись во Францию, но на этот раз мирным путем, не прибегая к оружию, как это было в раннем Средневековье. Это был совершенно особый, до этого неизвестный способ проникновения в чужую страну с наименьшими потерями и затратами. Вновь прибывших встречали приветливо. Таких встреч история раньше не знала. Зато она знала другое: франкский полководец Карл Мартель в 722 г. после кровопролитного сражения при Пуа-тье остановил арабское вторжение во Францию. Впрочем, кто об этом сейчас помнит?..

Сегодня Франция имеет самую многочисленную в Европе мусульманскую общину. В стране с населением около 59 млн. человек насчитывается от 4 до 5 млн. мусульман. Наиболее многочисленную из диаспор в стране составляют выходцы из Алжира (700-800 тыс.). Им по численности немного уступают марокканцы (около 600 тыс.). Тунисская диаспора насчитывает 300-400 тыс. Относительно небольшие общины образуют иммигранты из других стран Арабского Востока, а также из Ирана и Пакистана. Отдельную группу составляют коренные французы, принявшие ислам. По некоторым данным, их насчитывается в стране от 30 до 50 тыс. Впрочем, большинство из них по происхождению не чистокровные европейцы, а метисы и потомки иммигрантов из стран Азии и Африки в третьем-четвертом поколении. В стране 5 соборных мечетей и более 1,5 тыс. обычных мечетей и молельных залов. Во Франции официально зарегистрировано свыше 2 тыс. исламских ассоциаций, религиозных и культурных центров, действуют различные исламские политические движения. Миграция оказывает серьезное воздействие на многие процессы, проходящие в стране, в первую очередь, на социальные.

При быстром и практически неконтролируемом росте численности мусульманских иммигрантов во Франции никогда не ставился вопрос о запрете на въезд мигрантов из Северной Африки и других географических районов. В стране постепенно образуется ярко выраженная арабская этническая группа, этническое меньшинство, которое, однако, пока еще не воспринимается как полноправная часть французского общества со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Что касается динамики процессов обретения арабами себя на новой почве, то парадоксально, но факт: со временем, когда, казалось бы, процесс абсорбции должен был пересиливать процесс отторжения от национально-арабского, все происходило и происходит ровно наоборот. Сперва большинство арабов были против изоляции от нового общества. Но, учитывая отношение к ним коренного населения, они постепенно приходили к выводу: никто арабов-мусульман, кроме них самих, защищать в этой стране не будет. Мультикультурализм, при котором иммигрантская община арабов могла реально получить равные права со всеми остальными национальными общинами, составляющими французскую нацию, наверняка проявил бы себя, если бы арабы полностью приняли ее ключевые ценности. Трудовая миграция арабов во Францию была в экономическом отношении для страны необходимой и выгодной, но вместе с тем слишком большие масштабы миграции не могли не привести к так называемой «демографической агрессии», а также к «оборонительному расизму», породить различного рода конфликты.

Присутствие мусульман во Франции насчитывает не одну сотню лет и берет начало в VIII в. Когда мусульмане завоевывали иберийский полуостров - Андалусию, их войска вторглись и на территорию Франции. Им удалось, завоевав Ниццу, создать на юге страны мусульманскую провинцию, которая стала частью Андалусии. Под властью арабов в начале IX в. оказался остров Корсика, где они продержались 124 года. Однако юг Франции принадлежал арабам недолго. Французы начали контрнаступление, и немногочисленные арабские отряды не смогли им противостоять - так закончился первый этап мусульманского присутствия в стране. Следующий этап связан с крестовыми походами - это уже движение самих французов на Восток. В 1870-1871 гг. было зафиксировано прибытие во Францию первых алжирских торговцев, затем за ни-

ми последовали рабочие. В начале XX в. численность иммигрантов из стран Магриба на территории Франции составила, по подсчетам некоторых ученых, почти полмиллиона, из них 175 тыс. называли себя алжирцами. Франция приняла в свое лоно сотни тысяч переселенцев из арабских стран, в первую очередь алжирцев (особенно кабилов), которые покинули свою родину в поисках заработка. И вскоре мусульмане стали второй по численности религиозной группой в стране после католиков. Франция проводила весьма либеральную политику в области иммиграции, широко рекламируя в своих бывших колониях возможность быстрого трудоустройства в случае переезда во Францию. К 70-м годам XX в. арабская миграция стала столь многочисленной, что французские официальные власти приняли решение фиксировать и документально оформлять прибывающих мигрантов.

Еще в 80-е годы в стране остро стоял вопрос о разработке и проведении специальной политики в отношении иммигрантов. Но одно дело - провозглашение официальной политики, и совершенно другое - ее реализация, исходя из экономического и социального положения новых граждан страны. Мусульмане во Франции, если судить по публикациям в прессе арабских и других стран, нередко сталкивались тогда со всякого рода недружелюбными выпадами, притеснениями, проявлениями конфессиональной нетерпимости, вспышками расистской ксенофобии. Все эти шовинистические акты проявляли в первую очередь французы, уехавшие из Алжира, Марокко и Туниса, после того как эти государства стали независимыми. Французы, вернувшиеся на свою родину, очень долго носили в своем сердце чувство ненависти к североафри-канцам, которые были в основном мусульманами. Последние чувствовали неприязнь и реагировали на нее путем организации различных ассоциаций, деятельность которых была ориентирована не только на распространение ислама, но и на признание места ислама в жизни страны. Сама возможность исповедовать ислам рассматривалась как основа сохранения самобытности североаф-риканцев. В 1985 г. были созданы Национальная федерация мусульман Франции и Союз исламских организаций Франции. Последний быстро стал очень влиятельным, ибо ему удалось объединить более 200 «локальных» ассоциаций - «Молодые мусульмане Франции», «Мусульманские студенты Франции», «Французская Лига мусульманских женщин» и других. Союз исламских органи-

заций Франции руководит работой Европейского института гуманитарных наук Сен-Леже Фужере, который ведет подготовку религиозных кадров.

Многочисленным мусульманским организациям противостоят отдельные французские правые партии, в первую очередь партия, во главе которой стоит небезызвестный Ле Пэн. Однако несмотря на популярность, которой пользуется у некоторой части населения Франции Ле Пэн, проповедующий национализм и разжигание неприязни к мусульманам-иммигрантам, подавляющее большинство французов считают, что подобная политика весьма опасна для будущего их родной страны, которая была и должна оставаться центром притяжения для стран Северной Африки. Любое разжигание межнациональной розни опасно конфликтами, снижением международного авторитета страны, всегда претендовавшей на роль одного из мировых геополитических и геокультурных центров. Во Франции есть организации, декларирующие свое отрицательное отношение к исламу и зачастую изображающие арабов и мусульман как чужаков, как врагов французов. Начиная с 1981 г. правительства Франции одно за другим принимали разного рода меры, которые так или иначе были направлены против гражданских и политических свобод находящихся в стране арабов, что приводило к росту настроений национализма и недовольства среди последних. Часть СМИ стала обвинять арабов в том, что они являются частью сил, породивших терроризм во всем мире. Подобные обвинения не могли не привести к появлению неприязни в отношении арабов среди части французов, распространению отрицательного отношения к традиционному исламу во французском обществе.

Правые элементы в стране не жалели сил для того, чтобы, используя все возможные средства и способы, исказить подлинный образ ислама, его многовековую укорененность в жизнь народов многих стран, его связь с устоями народной жизни. Многие преступления, которые совершались во Франции, власти спешили приписать в первую очередь мусульманам. Французские чиновники разных уровней нередко заявляли, что опасаются роста численности мусульманской общины в стране. Они утверждали, что мусульмане, в отличие от других иммигрантов, почти не растворяются во французском обществе, создавая тем самым почву для напряженности и тревоги во всем французском обществе. Источник

конфликтности во многом обусловлен критическим уровнем экономического положения мигрантов, а также испытываемом ими социально-психологическим дискомфортом. Многие мигранты попадают под влияние людей, проповедующих экстремизм и фундаментализм и готовых оправдать и поддержать использование террора и насилия для усиления позиций мусульманских кругов в стране.

Помимо опасности террора со стороны радикального ислама есть опасность, связанная с тенденцией перенаселения. В некоторых городах люди устали жить в плохих условиях и готовы решать свои проблемы не путем переговоров, а насилием. И с этим нельзя не считаться. Надо хорошо знать и внимательно изучать обстоятельства, которые побуждают людей встать на путь насилия, - политические, экономические, социальные. Если иметь четкое представление о том, что такое террор и каковы его причины, с ним будет легче бороться.

«Азия и Африка сегодня»,

М., 2006 г., № 4, с. 46-52.

Алексей Малашенко, доктор исторических наук ИСЛАМСКИЙ МИР ТРЕВОЖИТ ПЕРСПЕКТИВА ПОДЧИНЕНИЯ ЗАПАДУ

В мусульманском мире глобализация ассоциируется с конкретной политикой, с угрозой со стороны Запада, который не только навязывает мусульманам собственные ценности, мировоззрение, но оказывает постоянное прямое, в том числе военное, давление. Например, наиболее острые кризисы сегодня происходят между Соединенными Штатами, главным центром глобализации, и мусульманскими странами. Мусульмане рассматривают глобализацию как идеологию на установление чужого мирового господства, подчинение мусульманского мира Западу. И это не говоря уже о насильственном изменении с последующим уничтожением их конфессиональной идентичности. Отсюда отторжение мусульманами образовательно-просветительских программ, разрабатываемых в Америке и Европе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.