УДК 378.091.398+371.123
Неформальное повышение квалификации
как условие научно-методического сопровождения
педагогов-лидеров дошкольного образования
Г. В. Яковлева
https://orcid.org/0000-0002-9618-6924 [email protected]
Т. А. Сваталова
https://orcid.org/0000-0002-1345-9844 [email protected]
Informal advanced training as a condition of scientific and methodological support for teachers-leaders of preschool education
G V. Yakovleva T. A. Svatalova
Аннотация
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Федеральный проект «Учитель будущего», входящий в Национальный проект «Образование», своей задачей ставит внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных организаций. Одним из вариантов профессионального роста является образовательное лидерство. Вместе с тем практика показывает, что сопровождение лидеров дошкольного образования отличается дискретностью и зависит от сроков подготовки их к мероприятиям регионального или российского уровней. Разовый характер мероприятий не соответствует логике непрерывного образования и способствует угасанию лидерства. Вышеизложенное позволяет сделать предположение об отсутствии непрерывности, системности, целостности и свидетельствует о наличии проблемы научно-методического сопровождения лидеров дошкольного образования.
Изучение образовательных запросов педагогов-лидеров образования выявило про-
блему унифицированности методической поддержки их профессионального роста. Вышеназванную проблему целесообразно решать адресно средствами дополнительного профессионального образования. Цель исследования. Изучение проблемы организации неформального повышения квалификации как условия научно-методической поддержки лидеров дошкольного образования, разработка и теоретическое обоснование стратегии научно-методического сопровождения лидеров дошкольного образования в системе дополнительного профессионального образования. Авторами рассмотрено образовательное лидерство в качестве механизма повышения эффективности деятельности в сфере образования. Лидерство в образовании проявляется посредством участия в исследовательской и экспериментальной деятельности, связанной с реализацией требований Профессионального стандарта «Педагог», в инновационных проектах, в конкурсах профессионального мастерства, в руководстве профессиональными сообществами. Методология (материалы и методы). Методологической осно-
вой разработки стратегии являются следующие подходы:
- системный, так как разработанная стратегия имеет признаки целостности, непрерывности, системности;
- андрагогический, так как процесс профессионального развития ориентирован на взрослых людей и имеет его признаки;
- компетентностный, так как в ходе реализации стратегии у педагогов формируются лидерские компетенции.
Стратегия включает следующие этапы:
- выявление педагогов-лидеров;
- выявление их профессиональных дефицитов, связанных с инновационной деятельностью;
- выстраивание системы адресной научно-методической поддержки.
Результаты. В статье предложена стратегия научно-методического сопровождения лидеров дошкольного образования, включающая в себя: цель, описание модели и содержания научно-методической поддержки, этапов работы и необходимых условий ее реализации.
Теоретическая значимость предлагаемой стратегии заключается в описании персонификации профессионального развития педагогов-лидеров на основе адресности научно-методического сопровождения в рамках неформального повышения квалификации в условиях дополнительного профессионального образования.
Практическая значимость предлагаемой стратегии заключается в том, что она может быть использована как в работе муниципальных методических служб, так и во внутрифирменном повышении квалификации в ДОО.
Abstract
The research problem and the rationale for its relevance. The federal project "Teacher of the Future", which is part of the National Project "Education", aims at introducing a national system for the professional growth of teachers, covering at least 50% of teachers in educational institutions. One of the options for professional growth is educational leadership. However, practice shows that accompaniment of leaders of preschool education is discrete and depends on the timing of their preparation for events at the regional or Russian level. The one-time nature of events does not correspond to the logic of continuing education and contrib-
utes to the fading of leadership. The above allows us to make an assumption about the lack of continuity, consistency, integrity and indicates the presence of problems of scientific and methodological support for leaders of preschool education. The study of the educational needs of teachers - leaders of education revealed the problem of the unified methodological support of their professional growth. It is advisable to solve the above problem by targeted means of additional professional education. The goal of research. Study of the problem of organizing non-formal professional development as a condition of scientific and methodological support of leaders of preschool education, development and theoretical justification of the strategy of scientific and methodological support of leaders of preschool education in the system of additional professional education.
The authors considered educational leadership as a mechanism to increase the effectiveness of activities in the field of education. Leadership in education is manifested through participation in research and experimental activities related to the implementation of the requirements of Russian Professional Standard "Teacher", in innovative projects, in contests of professional excellence, in the management of professional communities.
The article proposes a strategy of scientific and methodological support for leaders of preschool education, which includes: the purpose, description of the model and content of scientific and methodological support, stages of work and the necessary conditions for its implementation. Methodology. The methodological basis for developing a strategy is the following approaches:
- systemic, since the developed strategy has the following attributes: integrity, continuity, systemic-ity;
- androgogical, as the process of professional development is focused on adults and has its signs;
- competency, as in the course of the implementation of the strategy, teachers develop leadership competencies.
The strategy includes the following steps:
- identification of leading teachers,
- identification of their professional deficits associated with innovation,
- building a system of targeted scientific and methodological support.
Results. The article suggests the strategy of scientific and methodical support of the leaders of
preschool education, which includes: goal, description of the model and content of scientific and methodical support, stages of work and necessary conditions of its implementation.
The theoretical significance of the proposed strategy lies in the description of the personification of the professional development of teachers of leaders on the basis of targeted scientific and methodological support in the framework of informal advanced training in the conditions of additional professional education.
The practical significance of the proposed strategy lies in the fact that it can be used both in the work of municipal methodological services and in-house advanced training in pre-university education.
Ключевые слова: лидерство в образовании, профессиональный рост, неформальное образование, методическая поддержка, научно-методическое сопровождение, персонификация профессионального роста, дополнительное профессиональное образование.
Keywords: leadership in education, professional growth, non-formal education, methodological support, scientific and methodological support, personification of professional growth, additional professional education.
Введение
Социальные преобразования современного российского общества привели к смещению акцентов в разных сферах жизнедеятельности с коллективного, государственного начала на индивидуальное, усилив значение субъектности личности. Особенно ярко эта тенденции проявляется в условиях реформирования системы общего и профессионального образования. Отсутствие предсказуемости и обновление существующих практик приводят к необходимости поиска инновационных путей развития образования. Эти процессы обуславливают растущую потребность в специалистах, отличающихся активной жизненной позицией, повышенным стремлением к самообразованию, способных действовать самостоятельно, творчески в условиях нестабильной меняющейся обстановки, т. е. инициативных лидерах. Об этом свидетельствуют и нормативные документы. Так, например, Федеральный проект «Учитель будущего», входящий в Национальный проект «Образование» своей задачей ставят внедрение нацио-
ЧИППКРО
нальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных организаций. И одним из показателей профессионального роста является образовательное лидерство. Иными словами, полисемичность направлений развития образования как системного объекта, способствует росту социальных инициатив, формированию и выдвижению лидеров.
Определение сути феномена «образовательное лидерство» приводит к более общему понятию - «лидерство», что позволяет уточнить механизмы повышения качества образования. Стоит отметить, что продуктом или результатом деятельности в сфере образования являются личностные, субъектные качества человека. Другими словами, в образовании отсутствует материально проявленный продукт. Именно этот факт, по мнению Л. А. Лесиной, ограничивает ресурсы для роста эффективности функционирования и развития самой системы [1].
В контексте изучаемой нами проблемы мы придерживаемся концепции социальной природы лидерства, рассматривая его как механизм, способный упорядочить, урегулировать деятельность образовательной системы с целью повышения ее эффективности.
Обзор литературы
Традиционно в любой сфере профессиональной деятельности исследователи рассматривают лидерство с позиции управленческой деятельности, менеджмента, лидерских качеств руководителя [2; 3]. В то же время меняющийся взгляд общества на сферу образования актуализировал исследования феномена лидерства педагогов [4; 5]. Анализ работ исследователей проблемы лидерства в образовании позволяет выделить наиболее общие тенденции в понимании данного явления. Авторы отмечают у лидеров высокий уровень профессионализма, мотивации и направленности на профессиональный рост, активную жизненную и личностную позицию. Еще один подход к определению лидерства мы отмечаем у И. А. Вальд-мана. Автор заключает, что «лидерство» - часть нашей национальной культуры. «У России есть исторически сложившаяся черта лидера, победителя и т. п. Претензия на лидерство и превосходство в культуре, политике, науке для нас
вещь вполне естественная. Это черта естественным образом переносится и на социальную сферу, включая образование» [6].
Некоторые авторы (Н. В. Савина) отмечают в сфере образования три аспекта проявления лидерства: лидеры как цель образовательного процесса, лидерство как принцип управления; лидерство как статус организации.
Выше изложенное позволяет автору доказательно обосновывать необходимость формирования лидерской компетенции как возможности и готовности человека к выполнению роли лидера, к решению задач по организации группового взаимодействия (лидер и группа) и решению задач личностного и профессионального развития (лидер индивидуал) [2].
Рассматривая образовательную организацию в качестве коллективного субъекта лидерства, автор заключает, что управленческое лидерство неизбежно влечет за собой создание управленческих команд.
В. И. Гам, изучая управленческие команды, определяет их роль в формировании лидерских качеств у членов коллектива: «...управленческая команда объединяет в поиске, выработке и в реализации оптимальных стратегических решений лидеров, профессионально, компетентностно и личностно ориентированных на реализацию задач стратегического развития; обеспечивает компетентностное развитие лидеров» [7]. Третий аспект - образовательные организации -лидеры, как наиболее востребованные на рынке образовательных услуг. Несмотря на явные преимущества лидеров в образовании, на наш взгляд, существует ряд проблем, которые необходимо решать на уровне субъектного взаимодействия между индивидуальным лидером, лидером-организацией и учреждениями дополнительного профессионального образования. Основной задачей учреждений дополнительного профессионального образования сегодня становится обеспечение соответствия между постоянно меняющимися государственными и общественными требованиями к личности педагога, уровню его профессиональной компетентности и готовности педагогов к реализации на высоком уровне своих профессиональных и должностных функций.
Все вышесказанное позволяет сделать заключение о необходимости выстраивания стра-
тегий научно-методического сопровождения профессионального развития педагогов-лидеров на основе соответствия содержания и форм дополнительного профессионального образования вызовам времени. К основным признакам таких стратегий относятся: мобильность в выявлении образовательных потребностей педагогов, адресность и опережающий характер научно-методической поддержки. Анализ современных исследований показывает, что интерес ученых вызывают следующие направления:
- понятийное пространство и сущностные характеристики непрерывного и неформального образования (Бордовский Г. А.) [8];
- становление системы неформального образования взрослых (Букина Н. Н.) [9];
- развитие государственной системы неформального образования взрослых в России (Вершловский С. Г., Обухов В. В.) [10; 11];
- непрерывное образование: историко-теоретический анализ феномена (Вершлов-ский С. Г., Горшков М. К.) [10; 12].
Однако это только отдельные аспекты проблемы. Данный факт позволяет предположить как отсутствие целостного видения стратегий неформального образования, согласованного с политикой «образования на протяжении жизни», так и их содержательного наполнения.
Целью нашего исследования является изучение проблемы организации неформального повышения квалификации как условия научно-методической поддержки лидеров дошкольного образования, разработка и теоретическое обоснование стратегии научно-методического сопровождения лидеров дошкольного образования в системе дополнительного профессионального образования.
Методология (материалы и методы)
Методологической основой стратегии1 научно-методической поддержки педагогов-лидеров в рамках неформального повышения квалификации избраны:
- системный подход, позволяющий рассмотреть неформальное образование как систему в
1 Стратегия - искусство планирования какой-
либо деятельности и руководства ею, основанные на точных прогнозах // Большой толковый словарь современного русского языка : 180 000 слов и словосочетаний / Д. Н. Ушаков. М. : Альта-Принт [и др.], 2008. 1239 с.
рамках более крупной системы повышения квалификации (формальное образование);
- андрагогический подход как методологическое основание теории неформального образования взрослых, определивший методологические принципы этого образования [13; 14];
- компетентностный подход, предполагающий значительное усиление практической направленности образования [15].
В настоящее время проведен ряд научных исследований, раскрывающих отдельные направления неформального образования, обогащающих психолого-педагогическую науку в следующих аспектах: понимание неформального образования в контексте сравнительного подхода, позволяющее увидеть отличие его от формального образования; выявление роли и места неформального образования в системе непрерывного образования взрослых; обозначение взаимосвязи формального, неформального и информального образования в системе непрерывного образования.
Результаты и их описание
Право каждого педагога на дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации) нормативно закреплено в ФЗ-2732, однако традиционные курсы повышения квалификации не позволяют в полной мере учитывать индивидуальные потребности всех категорий педагогов. Изучение образовательного уровня, педагогического стажа, уровня профессиональной компетентности обучающихся выявляет многообразие траекторий профессионального развития. Большое значение при этом имеют профессионально значимые личностные характеристики, например такие, как инициативность и активность, которые чаще всего присущи педагогам-лидерам. В работе по изучению степени удовлетворенности разнообразием и качеством оказываемой педагогам дошкольных образовательных учреждений методической поддержки на уровне ДОО и муниципалитетов, проходившей с 2017 по 2019 год, принимали участие различные группы специалистов дошкольного образования Челябинской области - заведующие ДОУ (50 чел.), заместители заведующих (50 чел.), старшие воспитате-
2 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273), ст. 47, п. 5, пп. 2.
ЧИППКР0
ли (25 чел.), воспитатели (700 чел.), психологи (25 чел.). Общее количество специалистов -850 чел. Исследование обнаружило унифицированность проводимых мероприятий, усред-ненность планируемых результатов, отсутствие субъектности в выборе траекторий развития специалистов. Особое внимание при проведении анкетирования обращалось на механизмы выявления педагогов-лидеров. Было обнаружено, что более 20% респондентов готовы стать лидерами, «если поступит распоряжение от руководства». То есть проявляется феномен так называемого потенциального лидерства.
Более 40% респондентов отмечают отсутствие уверенности в правильности выбора варианта решения профессиональных задач, если нет рекомендации по их разрешению.
Полученные результаты свидетельствуют об отсутствии целостности, адресности и авторитарном стиле оказываемой педагогам методической помощи. В то же время при построении траекторий профессионального развития необходимо обеспечить субъектность каждого педагога, обеспечивая персонификацию профессионального развития и адресность методической поддержки.
Вышеизложенное актуализирует использование информального и неформального повышения квалификации в логике выстраивания стратегии научно-методического сопровождения неформального повышения квалификации педагогов.
Обсуждение
Целью стратегии научно-методического сопровождения неформального повышения квалификации педагогов-лидеров дошкольного образования является его персонификация. Нами выделены этапы этого процесса. Каждый этап характеризуется своими задачами, методами и результатами, но все они взаимосвязаны и подчинены одной цели. Ниже представлены задачи каждого этапа, формы и методы их решения, которые были использованы нами в ходе исследования.
Первый этап - лоцирование3. Задачи этого этапа состоят в выявлении педагогов-лидеров в ходе курсов повышения квалификации, дея-
3 Лоцирование - выявление, обнаружение.
тельности площадок, реализующих научно-прикладные проекты, выступлений на конференциях различного уровня. Наблюдения и экспертные оценки преподавателей, работающих с педагогами, позволяют выявить педагогов-лидеров и конкретизируют картину их профессиональных дефицитов. Для этого этапа составлены карты, которыми пользуются препо-
4
даватели, выступающие в роли экспертов . Признаки, по которым ведется экспертное оценивание, следующие: активность, инициативность, оригинальность видения решения профессиональных задач, умение работать в команде, наличие проектировочных и презентационных компетенций.
Второй этап - персонификация. Задачами данного этапа являются проектирование хода профессионального развития в контексте неформальных форм повышения квалификации. На основе выделенных профессиональных дефицитов проектируются варианты адресной поддержки педагогов-лидеров: персонифицированные программы, образовательные маршруты, образовательные траектории, планы сопровождения. Каждый вариант имеет свои особенности, и его выбор зависит от индивидуальных запросов педагогов-лидеров. Содержание данного этапа заключается в научно-методическом сопровождении преподавателями хода разработки методической продукции педагогов-лидеров. Целью такого сопровождения является экспертиза разработанной продукции на соответствие требованиям к определенному виду работ. Третий этап - дессиминация. Задачами данного этапа является распространение методических продуктов и их презентация профессиональному сообществу. Диссеминация позитивного опыта лидеров реализуется через включение их в систему дополнительного профессионального образования: семинары, мастер-классы, стажировки.
Необходимыми условиями реализации стратегии являются:
- нормативно-правовые основания организации неформального повышения квалификации, закрепленные в регламентах;
4 Эксперт (от лат. «опытный», «искушенный») -компетентное лицо, имеющее специальный опыт в конкретной области и участвующее в исследовании в качестве источника непосредственной информации.
- готовность профессорско-преподавательского состава к осуществлению такого вида работ.
Уточним содержание условий. Для осуществления стратегии научно-методического сопровождения неформального повышения квалификации должны быть установлены регламенты, нормативно закрепляющие деятельность обеих сторон: педагогов-лидеров дошкольного образования и преподавателей.
Принятие указанных регламентов позволяет формализовать процессы и результаты повышения квалификации лидеров дошкольного образования и обеспечить субъектный характер взаимодействия учреждений дополнительного профессионального образования с основными заказчиками образовательных услуг.
Регламенты, нормативно закрепляющие неформальное повышение квалификации работников образования, могут включать в себя:
- участие педагога-лидера в модульных курсах по проблемам, выявленным на этапе лоци-рования;
- подготовку к публикации научной статьи;
- подготовку учебно-методического, методического пособия по актуальным проблемам развития системы дошкольного образования;
- включение педагогов-лидеров в реализацию научно-прикладных, инновационных проектов, закрепленных Программой развития учреждения.
Формами научно-методического сопровождения педагогов-лидеров являются:
- индивидуальное или групповое консультирование;
- модульные курсы или семинары по актуальным направлениям профессионального развития педагогов-лидеров (например, «Проектирование научной статьи», «Обобщение позитивного педагогического опыта»);
- проектировочные семинары в целях создания инновационной методической продукции;
- сопровождение процесса подготовки педагогом-лидером материалов для научной статьи, методического пособия или сборника материалов инновационного педагогического опыта;
- экспертиза созданной методической продукции: научной статьи, методического посо-
бия или сборника материалов инновационного педагогического опыта.
Неформальное повышение квалификации лидеров дошкольного образования может быть организовано на основе обобщения и распространения ими эффективного педагогического опыта, результатов участия в инновационных проектах в сфере дошкольного образования, что является одним из ключевых требований Профессионального стандарта «Педагог».
В перечень видов работ педагогов-лидеров дошкольного образования в рамках неформального повышения квалификации могут быть включены:
- разработка программы повышения квалификации, стажировки или авторского модульного курса для работников дошкольного образования;
- участие в реализации научно-прикладных, инновационных проектах, реализуемых в ДОУ или совместно с учреждением дополнительного профессионального образования;
- подготовка и написание научной статьи в рецензируемые журналы, сборники научных трудов, словари, справочники;
- подготовка к изданию учебных, учебно-методических и методических пособий для слушателей курсов повышения квалификации на основе обобщения и представления эффективного опыта.
Условием выдачи документов установленного образца о повышении квалификации является итоговая аттестация слушателя, которая проводится в виде презентации методической продукции в рамках организованных в учреждении семинаров для слушателей курсов повышения квалификации, в рамках авторского модульного курса, в рамках выступления на научно-практических конференциях различного уровня, участия в конкурсах профессионального мастерства. Система формализации неформального повышения квалификации обеспечивает персонификацию повышения квалификации педагогов-лидеров дошкольного образования, является условием их научно-методической поддержки.
Заключение
Разработка стратегии научно -методиче -ского сопровождения лидеров дошкольного образования позволила выделить два аспекта
ЧИППКРО
проблемы - первый связан с разработкой вопросов содержательного и деятельностного наполнения профессионального развития педагогов-лидеров дошкольного образования, а второй - с разработкой вопросов содержательного и деятельностного наполнения профессиональных функций педагогов-преподавателей системы дополнительного профессионального образования. Квалификационные требования к профессорско-преподавательскому составу включают готовность к осуществлению научного руководства, разработке и коррекции инструментария оценивания инновационных направлений работы педагогов практиков.
Однако современная ситуация в образовании характеризуется долей неопределенности и отсутствием наработанных траекторий развития образования, что актуализирует проблему формирования у преподавателей дополнительного профессионального образования научно-исследовательских компетенций.
Исследование и поиск путей решения выше-обозначенной проблемы определены нами как перспектива развития идеи научно-методического сопровождения педагогов-лидеров дошкольного образования в рамках неформального повышения квалификации.
Библиографический список:
1. Лесина, Л. А. Роль лидерства в процессе повышения качества образования / Л. А. Лесина. - Текст : непосредственный // Вестник Уральского государственного технического университета - УПИ. - 2003. - №. 1. - С. 100-103.
2. Савина, Н. В. Развитие лидерской компетенции будущих менеджеров в образовательной среде вуза / Н. В. Савина. - Текст : электронный // Современные научные исследования. -Выпуск 2. Концепт. - 2014. ART 54856. - URL: http://e-koncept.ru/2014/54856.htm (дата обращения: 01.12.2019).
6. Вальдман, И. А. Ставка на лидеров в российском образовании. Не слишком ли мы увлеклись? / И. А. Вальдман. - Текст : непосредственный // Тенденции развития образования: разные, но равные. Как преодолеть разрыв в доступе к качественному образованию : сборник трудов IX Международной науч.-практ. конференции. - Москва : Дело, 2013.- С. 358.
7. Гам, В. И. Компетентностное развитие школьных управленческих команд в условиях перемен / В. И. Гам. - Текст : непосредственный // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 2. - С. 169.
8. Бордовский, Г. А. Современные требования к структуре, содержанию непрерывного образования / Г. А. Бордовский. - Текст : непосредственный // Подготовка специалиста в области образования. - Санкт-Петербург : Образование, 1994.
9. Букина, H. H. Развитие государственной системы неформального образования взрослых в России / H. H. Букина. - Текст : непосредственный // Человек и образование. - 2008. -№ 3.
10. Вершловский, С. Г. Непрерывное образование: историко-теоретический анализ феномена / С. Г. Вершловский. - Санкт-Петербург, 2008. - Текст : непосредственный.
11. Обухов, В. В. Теоретические аспекты формирования вариативных моделей повышения квалификации работников образования / В. В. Обухов. - Текст : непосредственный // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. -№ 13.- С. 115-119.
12. Горшков, М. К. Непрерывное образование в контексте модернизации / М. К. Горшков. - Москва : ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011. -Текст : непосредственный.
13. Громкова, М. Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых / М. Т. Громко-ва. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - Текст : непосредственный.
14. Григорьева, Е. А. Андрагогическое позиционирование профессионального развития педагога / Е. А. Григорьева. - Текст : электронный. - URL: http://www.pippkro.ru.
15. Зимняя, И. А. Проблемы качества образования. Кн 2: Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования (идеализированная модель) / И. А. Зимняя. - Москва ; Уфа : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - Текст : непосредственный.
References:
1. Lesina L. A. The role of leadership in improving the quality of education [Rol' liderstva v
processe povysheniya kachestva obrazovaniya], Bulletin of Ural State Technical University, 2003, No. 1, pp. 100-103.
2. Savina N. V. Development of leadership competence of future managers in the educational environment of the university [Razvitie liderskoj kompetencii budushchih menedzherov v obra-zovatel'noj srede vuza], Modern scientific research, No. 2, 2014. Available at: http://e-koncept.ru/2014/54856.htm (accessed date: 12/01/2019).
3. Waldman I. A. Betting on leaders in Russian education. Weren't we too carried away? [Stavka na liderov v rossijskom obrazovanii. Ne slishkom li my uvleklis'?], Trends in the development of education: different, but equal. How to bridge the gap in access to quality education. Proceedings of the IX International Scientific and Practical Conference, Moscow, 2013, p. 358.
4. Gam V. I. Competent development of school management teams in the face of change [Kompe-tentnostnoe razvitie shkol'nyh upravlencheskih komand v usloviyah peremen], Modern problems of science and education, 2012, No. 2, p. 169.
5. Bordovsky G. A. Modern requirements for the structure, content of continuing education [Sovremennye trebovaniya k strukture, soderzhaniyu nepreryvnogo obrazovaniya], Training of a specialist in the field of education, Saint Petersburg, 1994.
6. Bukina H. H. The development of the state system of non-formal adult education in Russia [Razvitie gosudarstvennoj sistemy neformal'nogo obrazovaniya vzroslyh v Rossii], Man and Education, No. 3, 2008.
7. Vershlovsky S. G. Continuing education: a historical and theoretical analysis of the phenomenon [Nepreryvnoe obrazovanie: istoriko-teoreticheskij analiz fenomena], Saint Petersburg, 2008.
8. Obukhov V. V. Theoretical aspects of the formation of variable models of advanced training of educators [Teoreticheskie aspekty formi-rovaniya variativnyh modelej povysheniya kvalifikacii rabotnikov obrazovaniya], Bulletin of Tomsk State Pedagogical University, 2013, No. 13, pp. 115-119.
9. Gorshkov M. K. Continuing education in the context of modernization [Nepreryvnoe obrazovanie v kontekste modernizacii], Moscow, 2011.
10. Gromkova M. T. Andragogy: Theory and Practice of Adult Education [Andragogika: te-oriya i praktika obrazovaniya vzroslyh], Moscow, 2005.
11. Grigoryeva E. A. Andragogical positioning of the teacher's professional development [Andragogicheskoe pozicionirovanie profes-sional'nogo razvitiya pedagoga], Available at:
ЧИППКРО
http://www.pippkro.ru (accessed date: 12/01/2019).
12. Zimnaya I. A. Problems of the quality of education [Problemy kachestva obrazovaniya], Social and professional competence as an integral result of professional education (idealized model), Ufa: Research Center for Quality Problems of Training Specialists, 2005.