Научная статья на тему 'Научные основы менторинга в системе дошкольного образования Российской Федерации'

Научные основы менторинга в системе дошкольного образования Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТОР / МЕНТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОУЧИНГ / ПЕДАГОГ ДЕТСКОЙ СРЕДЫ / ВОСПИТАННИК / MENTOR / MENTORING OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PRESCHOOL EDUCATION / COACH / TEACHER OF THE CHILDREN'S ENVIRONMENT / PUPIL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарифуллина А. М., Башинова С. Н.

Актуальность статьи обусловлена стратегической целью современной государственной образовательной политики, ориентированной на улучшение качества управления дошкольной образовательной организацией в условиях соответствия Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Цель статьи заключается в актуализации понятия «менторинг» для системы дошкольного образования в контексте поиска методов поддержки начинающих педагогов. Авторами сформулированы цели, задачи и основные подходы к реализации менторинга в образовательной среде. Раскрыты сущностные характеристики научных основ менторинга, заключающихся в адаптации, обучении и сопровождении педагогов дошкольной организации. В процессе исследования предложена образовательная модель «РОСТ», в которой представлена классификация научного менторинга и присущие ей технологии, а также представлены результаты опроса педагогов детских садов Российской Федерации. Статья предназначена для педагогов дошкольных образовательных организаций; руководителей системы дошкольного образования; студентов педагогических колледжей, вузов; а также для центров повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCIENTIFIC BASIS OF MENTORING IN THE SYSTEM OF PRESCHOOL EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The relevance of the article is due to the strategic goal of modern state educational policy, focused on improving the quality of management of a preschool educational organization in the context of compliance with the Federal State Educational Standard of Preschool Education. The purpose of the article is to update the concept of “mentoring” for the system of preschool education in the context of the search for methods of support for beginning teacher. The authors formulated goals, objectives and basic approaches to the implementation of mentoring in the educational environment. The essential characteristics of the scientific foundations of mentoring, which are the adaptation, training and support of teachers of preschool organizations, are disclosed. In the process of research, the educational model “ROST” was proposed, which presents the classification of scientific mentoring and its inherent technologies, as well as the results of a survey of teachers of kindergartens of the Russian Federation. The article is intended for teachers of preschool educational organizations; leaders of the system of preschool education; students of teacher training colleges, universities; as well as for centers of advanced training and professional retraining of educators.

Текст научной работы на тему «Научные основы менторинга в системе дошкольного образования Российской Федерации»

УДК 373

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ МЕНТОРИНГА В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.М. Гарифуллина, С.Н. Башинова

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена стратегической целью современной государственной образовательной политики, ориентированной на улучшение качества управления дошкольной образовательной организацией в условиях соответствия Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Цель статьи заключается в актуализации понятия «менторинг» для системы дошкольного образования в контексте поиска методов поддержки начинающих педагогов.

Авторами сформулированы цели, задачи и основные подходы к реализации менторинга в образовательной среде. Раскрыты сущностные характеристики научных основ менторинга, заключающихся в адаптации, обучении и сопровождении педагогов дошкольной организации. В процессе исследования предложена образовательная модель «РОСТ», в которой представлена классификация научного менторинга и присущие ей технологии, а также представлены результаты опроса педагогов детских садов Российской Федерации.

Статья предназначена для педагогов дошкольных образовательных организаций; руководителей системы дошкольного образования; студентов педагогических колледжей, вузов; а также для центров повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Ключевые слова: ментор, менторинг образовательной среды, дошкольное образование, коучинг, педагог детской среды, воспитанник.

THE SCIENTIFIC BASIS OF MENTORING IN THE SYSTEM OF PRESCHOOL EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

A. Garifullina, S. Bashinova

Abstract. The relevance of the article is due to the strategic goal of modern state educational policy, focused on improving the quality of management of a preschool educational organization in the context of compliance with the Federal State Educational Standard of Preschool Education. The purpose of the article is to update the concept of "mentoring" for the system of preschool education in the context of the search for methods of support for beginning teacher. The authors formulated goals, objectives and basic approaches to the implementation of mentoring in the educational environment. The essential characteristics of the scientific foundations of mentoring, which are the adaptation, training and support of teachers of preschool organizations, are disclosed. In the process of research, the educational model "ROST" was proposed, which presents the classification of scientific mentoring and its inherent technologies, as well as the results of a survey of teachers of kindergartens of the Russian Federation.

The article is intended for teachers of preschool educational organizations; leaders of the system of preschool education; students of teacher training colleges, universities; as well as for centers of advanced training and professional retraining of educators.

Keywords: mentor, mentoring of the educational environment, preschool education, coach, teacher of the children's environment, pupil.

Мировое сообщество XXI века живет в эпоху глобализации различных сфер жизни человечества. Изменения происходят в различных сферах жизнидеятельности человека: политической, экономической, культурной и, конечно же, образовательной. Сфера образования основывается на масштабных, но не всегда благоприятных преобразованиях: возникновение и развитие различного рода конфликтов, введение разнообразных санкций, отражающих сложные и противоречивые процессы развития

современного общества. В связи с этим образовательные стандарты на разных уровнях претерпевают существенные изменения.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты будут утверждены в начале 2020 года, что ведет к переходу к новому качеству образования, где требования будут сформулированы более конкретно и детализированно. В условиях внедрения нового ФГОС в системе высшего образования ожидается сосредоточение внимания на развитие «гибких» метапредметных и личностных навыков, которые найдут свое отражение в системе менторских подходов руководителя дошкольной

образовательной организации. Поспособствуют этому применение таких технологий, как коуч-технология (лайф- и бизнес коучинг), фасилити-технология, которая отличается от систем

прежних лет тем, что способна трансформировать и преобразовывать профессиональную деятельность руководителя образовательной среды.

Особое значение в профессиональной деятельности руководителя имеет менторинг, способный преобразовывать смысложизненные ориентиры менти-педагога, способный отвечать на мировоззренческие вопросы современного общества, улучшать качественный уровень профессионально-значимых компетенций

педагога.

В процессе определения понятия «менторинг» нами было найдено наиболее подходящее к системе дошкольного образования определение, которое было предложено П. Майером: «Менторинг - это техника передачи педагогического опыта и умений в условиях поддержки педагогов образовательной среды, а также неформальный инструмент для достижения лидерского развития» [7;9;10].

Менторинг является значимым элементом развития человеческого общества. Еще древнегреческие философы Сократ, Аристотель и Платон в своих размышлениях задумывались над ролью ментора. Они полагали, что менторинг = наставничество (эти два понятия лишь недавно приобрели существенные различия) заключается в том, чтобы «пробудить мощные душевные силы и энергию» воспитанника. А поскольку девизом служило «я знаю, что ничего не знаю», то и со своими воспитанниками они взаимодействовали достаточно прогрессивно (даже на сегодняшний день) - поддерживая равные взаимоотношения, не возвышаясь над воспитанником и рождая истину в споре.

Из истории Древней Греции перенесемся в СССР, где наставничество (зачатки современного менторинга) стало важной частью коммунистического воспитания. В стремлении быть передовиком в трудовой деятельности, в профессиональной деятельности не обходилось без передачи опыта от старших коллег к младшим. В советском прошлом существовал институт наставничества, где воспитывались целые поколения лидеров, исходя из этого, можно с уверенностью утверждать, что наставничество является отечественным «изобретением», а вовсе не западной моделью. С распадом Советского Союза понятие «наставничество» кануло в Лету, как и многие другие традиции. Однако случилось это всего лишь на два десятилетия, затем снова наставничество стало трансформироваться в новые формы [1;4].

Одним из современных направлений развития наставничества, является менторинг,

возникающий как альтернативный подход к усовершенствованию профессионально-

значимых компетенций менти-педагогов.

Выводы, сделанные из исследования Т. Голви, позволяют сделать заключение, что менторинг - неформальная поддержка, инструмент в достижении коллективных целей

[9;10].

Менторинг нашел отклик не только в педагогике, но и в исследовательской деятельности, нормативных документах и даже в бизнесе. Менторинг в сфере образования трактуется как взаимоотношения между педагогом и воспитанником. Однако немаловажную роль играет и передача опыта, знаний внутри педагогического коллектива образовательной организации.

Система условно делится на три составляющие: адаптация, обучение и сопровождение. Опыт исследования в области дошкольного образования демонстрирует высокое значение применения системно-персонифицированного подхода, в котором используются все три вида воздействия. Процессы могут повторяться и накладываться один на другой: например, если педагог перешел на новую должность, ему снова нужна помощь в адаптации к тем условиям, в которых он оказался. Кроме того, менторинг бывает индивидуальным и коллективным (когда ментор (по отношению к менти - подопечному), более опытный педагог работает с несколькими начинающими педагогами в групповом формате или раздельно) [1;2;4;10].

Менторинг в системе дошкольного образования реализуется по классическим принципам педагогики. Основные блоки:

В нашем исследовании, проходившем в Казанском Федеральном университете в Институте психологии и образования (2018 - 2019г.), приняло участие 150 педагогов дошкольных образовательных организаций РФ (Москва, Самарская и Нижегородская области, а также Республики Татарстан). Нами было установлено, что 87% опрошенных считают, что менторинг, к сожалению, не является распространенной практикой. Лишь 13% опрошенных признались, что такая практика существует в их дошкольных образовательных организациях. На вопрос «Являетесь ли вы ментором?» ответили «да» - 11% респондентов и в 89% респондентов опровергли этот факт. Последний вопрос «Применялась ли по отношению к вам менторская помощь?» Педагоги ответили - в большинстве 66% - «Нет» и лишь 34% ответили положительно на данный вопрос.

Я говорю - Ты слушаешь

Я показываю - Ты повторяешь

Я поддерживаю -Ты выполняешь

Совместное сотрудничество

Я слушаю - Ты рассказываешь (о том, что сделал, +/- )

Рисунок 1. - Организационные блоки в системе менторинга дошкольной образовательной организации

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Экспресс -опрос педагогов дошкольных образовательных организаций 87% 89%

66%

13%

Б55Я

11%

□ Да

□ Нет

Менторинг является распростаненной практикой?

Вы являетесь ментором? Применялась ли к вам

менторская помощь с целью поддержать Вас?

Рисунок 2. - Распространенность менторинга на территории Российской Федерации

На всех этапах необходима поддержка и положительные взаимоотношения между ментором и менти (его подопечным). Необходимо учитывать, что в любом обучении и сопровождении присутствует человеческий фактор, и каждый ментор работает по своим технологиям: кто-то является мастером объяснений, кто-то прекрасно передает кейсы, а кто-то блестяще организует практику. Ученые-практики выделяют несколько моделей общения между ментором и менти: общение-коррекция, общение-поддержка и общение-снятие психологических барьеров.

Для включения менторинга в дошкольную образовательную организацию необходимо соблюсти два шага:

1. Назначить координатора (им может быть любой опытный педагог).

2. Создать проект для действий менторов и менти, который будет включать примерные разделы: «Введение в детский сад», «Включение в педагогическое сообщество», «Помоги себе-рефлексия», «Самореализация себя как педагога».

В процессе изучения менторинга для системы дошкольного образования в Казанском Федеральном Университете были проведены ряд исследований, в результате которых нами была составлена модель «РОСТ». Менторинг состоит из самостоятельных фаз: планируй, делай, анализируй, рефлексируй, корректируй.

Рассмотрим особенности модели «РОСТ», см. рисунок 3, а именно классификации менторинга и присущие менторингу технологии. Необходимо отметить, что модель носит рекомендательный характер и может трансформироваться в определенных условиях в конкретной дошкольной образовательной организации [3;4;6;8].

Качества личности, которыми должен обладать ментор:

высокий уровень лояльности к образовательной системе; понимание всех систем работы детского сада; большой профессиональный опыт; желание быть наставником; готовность инвестировать свое время в развитие других педагогов; умение давать обратную связь и конструктивную критику;

способность обучаться самому и стремление к личностному, профессиональному росту; умение

находить общий язык с коллегами; проявление лидерства; бесконфликтность [2;3;5;7;9].

Рисунок 3. - Модель менторинга «РОСТ» в системе дошкольного образования

Заключение. В результате нашего исследования было выявлено, что в процессе становления научных основ менторинга большое значение имеют технологии менторинга, применяемые в условиях дошкольной образовательной организации. На Западе менторинг воспринимается как почетная миссия, в России менторинг только лишь обретает популярность. Научная новизна нашего исследования заключалась в разработке модели менторинга, внедрение которого позволило оптимизировать деятельность дошкольной образовательной организации, а именно процесс взаимодействия руководства с педагогическим коллективом. Соблюдение классификации

менторинга позволит менторам определить стиль индивидуального управления, а цикличность позволит делегировать и организовывать деятельность детского сада с максимальной отдачей. В связи с этим успех менторинга будет зависеть от соблюдения вышеизложенных аспектов и позволит обеспечить эффективное управление дошкольной образовательной организацией.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что проблема менторинга в системе дошкольного образования является еще недостаточно изученной областью. Данный аспект составит перспективу наших дальнейших исследований.

Литература:

1. Башинова С.Н. Оценка качества дошкольного образования в Республике Татарстан / С.Н. Башинова, Э.А. Садретдинова // Образовательная среда и менеджмент. - 2019. - Т.2. - С. 133-141.

2. Башинова С.Н. О создании условий для развития детской одаренности в дошкольной образовательной организации / С.Н. Башинова, Р.И. Латыпова, А.М. Гарифуллина // Одаренность и ее развитие в межнациональном коммуникациях XXI века. - 2019. - С. 98-104.

3. Габдулхаков В.Ф. Психологические основы реализации ментор-технологий в высшей школе / В.Ф. Габдулхаков, И.Т. Хайруллин // Журнал «Вестник университета Российской академии образования». -2019. - № 1. - С. 30-37.

4. Габдулхаков В.Ф. О технологиях педагогического образования в федеральных университетах / В.Ф. Габдулхаков // Наука. Образование. - 2019. - С. 162-164.

5. Гарифуллина А.М. Педагогическая технология подготовки будущих педагогов к работе в детской поликульттурной среде / А.М. Гарифуллина // Казанская наука: научный журнал. - № 4. - Казань: «Казанская наука», 2017. - С. 104-107.

6. Гарифуллина А.М. Наставнический подход в контексте дошкольного образования: проблемы и перспективы / А.М. Гарифуллина, В.Ф. Габдулхаков, А.М. Гарифуллина // Вестник образования. - 2019. - С. 112-116.

7. Гоулман Д., Бояцис Р., МакКи Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. МакКи. - М.: Альпина Паблишер, 2017. - 365 с.

8. Almira M. Garifullina, Venera G. Zakirova, Svetlana N. Bashinova, Nadezhda Pomortseva, Aisylu M. Garifullina / Self-actualization of a young teacher's personality in multicultural child educational environment // Almira M. Garifullina // Proseedings. - 2019. - P. 102-111.

9. Goleman D. Social Intelligence / Random House, 2007. Режим доступа: http://www.edutopia.org/lucas-goleman-social-emotional-learning

10. Kegan R. & Laskow L. Immunity to Change, Harvard Business School Publishing. - 2009. - Режим доступа:

http://www.ipm.by/webroot/delivery/files/nepriyatie-peremen.pdf

Сведения об авторах:

Гарифуллина Альмира Маратовна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры дошкольного образования Института психологии и образования, Казанского Федерального Университета, e-mail: [email protected]

Башинова Светлана Николаевна (г. Казань, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольного образования Института психологии и образования, Казанского Федерального Университета, e-mail: [email protected]

Data about the authors:

A. Garifullina (Kazan, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, senior lecturer of preschool education at the Institute Psychology and Education, Kazan Federal University, e-mail: [email protected]

S. Bashinova (Kazan, Russia), Candidate of Psychological Sciences, assistant professor of preschool education at the Institute Psychology and Education, Kazan Federal University e-mail: svetlana-bashinova@mail .ru

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.