И.В. Ковалев, ассистент, кафедра социального анализа и математических методов в социологии, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия, [email protected]
НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
В статье исследуется роль неформального образования в контексте формирования социокультурных компетенций, необходимых человеку для жизни в информационной эпохе. Современная среда ставит его в условия необходимости постоянно осваивать новые знания, приспосабливаться к технологическим новациям и новым формам коммуникации, детерминируя воспроизводство мягких и твердых навыков как в профессиональной, так и бытовой сферах. Особый акцент в статье сделан на признании роли непрерывного образования в качестве инструмента актуализации социальных навыков взрослого населения. В настоящее время в России только вырабатываются подходы к построению эффективной системы массового неформального образования, о чем свидетельствует содержание государственных программ в области образования и культуры. На основе оценки предложенных профессиональным сообществом концепций и прогрессивного международного опыта вырабатываются рекомендации по конструированию системы массового неформального образования. В качестве примера эффективно организованной системы актуализации навыков взрослых приводится система либерального образования Финляндии, отдельные компоненты которой в статье рассмотрены подробно. Выводы статьи содержат рекомендации по направлениям институционализации неформального образования в России с учетом измеряемых параметров результативности общественных вложений в отрасль и обоснованием поддержки негосударственных проектов. По результатам анализа существующего опыта констатируется значимость доступности образовательных ресурсов как фактора рационализации досуга населения в периферийных регионах и обеспечения открытости образования для разных групп населения.
Ключевые слова: неформальное образование взрослых, социокультурные компетенции, информационная эпоха, концепция непрерывного образования, модернизация общества, либеральное образование, знания, навыки.
Современный этап развития российского общества характеризуется сложным социальным ландшафтом. К числу наиболее существенных экзогенных параметров общественного воспроизводства можно отнести усиливающееся влияние информационной эпохи с присущими ей высокой динамикой обновления знаний, подвижной социальной структурой, появлением новых технологических средств, проникающих во все сферы повседневности индивида.
Реакцией на вызовы современности в развитых странах становится новая кон-
струкция образовательных систем, получившая в зарубежной традиции наименование «обучение на протяжении всей жизни» (англ. — lifelong learning), предполагающая формирование и дальнейшее воспроизводство профессиональных и социокультурных компетенций индивидов, что призвано редуцировать негативное воздействие информационной эпохи. Целевое предназначение такой системы заключается в формировании условий для гибкого обновления знаний и навыков взрослого населения, а принципиальное отличие от традици-
онной образовательной модели состоит в признании образования как атрибута всей жизни человека. Логика обучения на протяжении всей жизни как новая парадигма развития образования, призванная смягчить негативные эффекты информатизации общества, отражена в работах современных исследователей и в программных документах международных организаций, таких как ЮНЭСКО, ОЭСР, ЕС1.
В фокус настоящей статьи попал особый компонент организации образования, цель которого не предполагает обучения для получения итогового документа и не ставит задачей оценку уровня освоения образовательной программы; такое образование не ориентировано на получение квалификации, но при этом реализуется в институционализированной форме. По общепризнанной классификации подобное образование относится к неформальному типу, затрагивая в первую очередь взрослое население. Проекты, о которых пойдет речь, направлены преимущественно на поддержание способности к эффективному функционированию индивида в сферах, подверженных наиболее существенным изменениям. В частности, неформальное образование ориентировано на поддержание «твердых навыков» (англ. — hard skills) в области информационно-коммуникационных технологий, финансово-экономических отношений, в правовой сфере, а также «мягких навыков» (англ. — soft skills), к числу которых можно отнести традиционно проблемные для россиян сферы языковой компетенции, охраны здоровья и окружающей среды, фильтрации и анализа общедоступной информации в СМИ и Интернете и т. д.
Стоит отметить, что система непрерывного образования взрослых во многом призвана компенсировать пробелы формального образования, но не в части профессиональной подготовки, а в аспекте повседневного бытия индивида при взаимодействии с социальным окружением: при покупках в магазине, обращении в банк или государственные организации. В таких случаях индивид стал-
кивается с тривиальными, но жизненно важными операциями: подсчитать в уме итоговую сумму к оплате, изучить условия договора банковского кредитования с учетом «дополнительных условий», заказать электронный билет, распознать смысл слов собеседника и проанализировать содержание текста, а также многими другими случаями, наполняющими жизнедеятельность любого индивида. Современная модель школьного и вузовского формального образования зачастую игнорирует или недооценивает важность формирования соответствующих компетенций, что влечет за собой повальную функциональную безграмотность населения, наиболее остро проявляющуюся именно в контексте решения бытовых, повседневных задач.
Измерить в цифрах эффективность общественных вложений в систему неформального образования — достаточно сложная задача. Однако подтверждением наличия проблем в области общекультурных компетенций россиян являются результаты международных сравнительных исследований, в которых формально образованное российское население, имеющее высокий процент подтвержденного документами образования, демонстрирует невысокие значения в области общекультурных компетенций. В частности, исследование «Международная оценка компетентности взрослого населения» (Р1ААС), проводимая Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), выявила существенное отставание российского населения от средних значений стран развитого мира в решении сугубо практических задач2.
В последние годы в России возобновился интерес научного и экспертного сообщества к проблеме организации образования взрослого населения. Помимо предложений, зафиксированных в сборниках материалов по итогам многочисленных конференций и «круглых столов», а также обилия литературы, издаваемой по результатам их проведения, необходимо отметить предлагаемые сообществом перспективные
Система непрерывного образования взрослых во многом призвана компенсировать пробелы формального образования, но не в части профессиональной
подготовки, а в аспекте повседневного бытия индивида при взаимодействии с социальным окружением.
идеи, направленные на осмысление подходов к построению в РФ системы непрерывного образования для взрослых. К числу таких работ можно отнести исследования Н.Н. Букиной, О.В. Ройтблат, Л.Ю. Монахова, П.И. Юнацкевича, В.И. Подобеда, Е.Н. Елизарова, В.А. Галичина и многих других. В этих работах представлено концептуальное видение развития и описываются контуры модели образования взрослого населения в контексте неформального образования.
Из всех опубликованных в последнее время программ особо выделяется «Концепция Российской системы образования взрослых», обоснование которой содержится в работе авторского коллектива под руководством А.Г. Теслинова3. Важным преимуществом концепции является признание развития образования взрослых как фактора социокультурной модернизации российского общества, элемента доминирующего целеполагания образовательной системы. Сложный многоуровневый характер концепции, на наш взгляд, является результатом глубокого осмысления социальной значимости образования как основного институционального драйвера воспроизводства культуры населения и развития личности в условиях информационной эпохи.
При этом очевидным недостатком работы является декларируемый изоляционистский принцип конструируемой модели: российское население, культурные установки которого призвана сформировать новая система непрерывного образования взрослых, рассматривается обособленно от международного опыта и во многом как объект, конструируемый «с нуля»4.
В июле 2015 года в Министерстве образования и науки прошло обсуждение проекта «Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года»5. Документ предусматривает комплексное отношение к непрерывному образованию взрослых с учетом значимости
его основных функций — профессиональной подготовки и социокультурного развития граждан. Концепция содержит ряд целевых параметров эффективности системы на ближайшую перспективу, но при этом не раскрывает понимания структуры основных провайдеров неформального образования. Остается нерешенным вопрос о том, какие институциональные элементы будут включены в систему, а также каким образом будет осуществляться селекция таких организаций. За рамками описания также остались вопросы измерения эффективности системы массового неформального образования взрослых, включающей конкретные параметры оценки изменений компетенций населения во времени.
Ответы на обозначенные вопросы могут быть найдены в ходе детального анализа международного опыта, выявления и заимствования наиболее успешной практики конструирования национальных образовательных систем. В ряде развитых стран на протяжении последних десятилетий реализуются системные проекты в области неформального обучения взрослых, инициированные и поддерживаемые государством. Наиболее в этом смысле преуспели страны с традиционно сильным воздействием государства на социальную сферу, такие как Германия, Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия6. В этих странах существуют разнообразные формы поддержки образовательных проектов, а государственная финансовая поддержка программ и проектов осуществляется на основе контроля и при условии соблюдения требований регуляторов.
Для формирования целостной картины обратимся к примеру конструирования системы неформального образования взрослых в Финляндии на основе описания подходов к обучению и оценке деятельности ключевых акторов. Этот компонент объединяет ресурсы как образовательных, так и необразовательных учреждений, при этом предоставляющих гражданам возможности для получения ши-
В ряде развитых стран реализуются системные проекты в области неформального обучения взрослых, инициированные и поддерживаемые государством. Наиболее в этом смысле преуспели страны с традиционно сильным воздействием государства на социальную сферу, такие как Германия, Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия.
рочайшего набора знаний, а также усовершенствования навыков и умений. Стоит также отметить, что главная цель системы, декларируемая на всех уровнях организаций, — предоставление населению равных возможностей для раскрытия потенциала каждого человека, что подкрепляется возможностью получения образования бесплатно на всех уровнях — от раннего дошкольного (подготовительного) до высшего. В самом общем виде финское либеральное образование может быть определено как система учреждений, реализующих проекты общекультурного образования с целью обеспечения досуга, повышения культурного уровня взрослых граждан, совершенствования навыков и обеспечения социальной инклюзии. Учреждения предлагают широкий выбор программ в сфере компьютерной и финансовой грамотности, языковые курсы, программы в области искусств, а также курсы, повышающие компетентность в области заботы о здоровье и окружающей среде, программы по адаптации мигрантов и т. п. Многообразие программ обучения в системах либерального образования обеспечивается совокупностью учреждений7.
Народные высшие школы-учреждения призваны содействовать реализации личных интересов граждан во взаимосвязи с целями национальной политики. Такие организации находятся преимущественно в управлении профсоюзных, партийных, религиозных объединений и реализуют программы обучения, не предполагающие выдачу квалификационных документов по окончании (неформальный сектор). Но в портфель образовательных программ народных школ входят также курсы в рамках среднего профессионального образования повышения (приобретения) квалификации в области культуры, социального обеспечения, сферы услуг и досуга.
Образовательные центры для взрослых — учреждения, особая функциональность которых призвана обеспечить воспроизвод-
ство местных сообществ и решение на своем уровне ряда социокультурных задач всего общества. Всего их 206, и локализованы они во всех муниципалитетах Республики. Такие структуры — всецело субъекты неформального образования, реализующие программы в сферах искусства и дизайна, иностранных языков, а также навыков в прикладных областях. Образовательные центры реализуют свои программы в рамках открытого (дистанционного) обучения в тесном сотрудничестве с финскими университетами. Основные расходы по обучению в таких центрах покрываются государственным и муниципальным бюджетами, лишь небольшая часть (около 15%) — самими обучающимися.
Летние университеты — частные организации, несмотря на название, такие школы функционируют на протяжении всего года. В региональной сети насчитывается более 120 таких организаций, и их деятельность поддерживается ассоциациями, состоящими из представителей власти региона, специалистов учреждений образования, студенческих и частных организаций. Основной профиль таких учреждений — образовательные услуги в сфере дополнительного профессионального образования, языковых курсов, программ для лиц третьего возраста. Обучение открыто для любого человека, слушатели набираются в порядке простой регистрации. Кроме того, на базе летних университетов для населения региона организуются культурные мероприятия.
Кроме вышеперечисленных, к системе непрерывного образования для взрослых можно отнести развитую сеть центров физического образования (как для детей, так и для взрослых), где реализуются программы физического воспитания и обучения; организации, обеспечивающие обучение в сфере искусств (в первую очередь музыкальные школы) и некоторые другие.
Доступность самых разнообразных форм образования в Финляндии, наряду
Имманентная специфика отдаленных населенных пунктов нередко формирует социально-деструктивные явления, такие как
высокий уровень потребления алкоголя, бытовая преступность, ранняя половая активность молодежи - то есть те явления жизни, причины которых принято относить к отсутствию возможностей по реализации свободного времени и дискретной и неконструктивной практике его расходования.
с ростом индивидуальной востребованности обучения, порождает популярность данной формы активности у местного населения. По данным Национального совета по образованию, число участий -в программах либерального образования в Республике в 2007 году достигло 1 млн. 800 тысяч, что составляет почти половину от общей численности взрослого населения. Самой популяр- = ной формой из описанных являются образовательные центры для взрослых, где в том же году поучаствовали более 1 млн. финских граждан8.
Как уже отмечалось, лейтмотив социальной политики органов государственной власти в области либерального образования — предоставление равных возможностей для участия всех категорий населения. Так, Министерством образования и культуры определены группы риска, в число которых вошли пенсионеры, иммигранты, безработные, жители отдаленных сельских регионов, которым правительство выделяет специальные субсидии, призванные простимулировать добровольное участие граждан в неформальном обучении. Растущая иммиграция в Финляндию порождает рост националистических настроений в обществе, поэтому
Целевые вложения в развитие различных форм образовательной активности населения форми руют предпосылку для использования этого времени в организованной, упорядоченной форме.
в центрах реализуются программы по изучению языка, культуры, нормативно-правовой базы страны. Такие формы рассматриваются специалистами как меры, обеспечивающие социокультурную инклюзию иммигрантов и сглаживание негативных эффектов при их адаптации.
Также важно отметить, что различные образовательные формы, помимо собственно образования, обеспечивают реализацию задач по обеспечению рационального досуга населения, в особенности в периферийных регионах с присущими им низкой обеспеченностью инфраструктурой и отдаленностью от возможностей. Развитая сеть образовательных учреждений, сконцентрированных преимущественно вокруг муниципалитетов и организуемых на их базе образовательных, культурных и досуговых мероприятий позволяют если не устранить, то во многом нивелировать эффект периферийности за счет включения населения в продуктивную деятельность. Имманентная специфика отдаленных населенных пунктов нередко формирует социально-деструктивные явления, такие как высокий уровень потребления алкоголя, бытовая преступность, ранняя половая активность молодежи — то есть те яв-
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
ления жизни, причины которых принято относить к отсутствию возможностей по реализации свободного времени и дискретной и неконструктивной практике его расходования.
Таким образом, целевые вложения в развитие различных форм образовательной активности населения формируют предпосылку для использования этого времени в организованной, упорядоченной форме. Контекст анализа позволяет также отнести к рациональным формам досуга и субъектов третьего возраста — пожилых людей, зачастую остающихся за пределами организованных форм культурной активности ввиду отсутствия физических возможностей.
Результативность деятельности учреждений либерального образования, как и неформального сектора в целом, несмотря на сложность ее измерения, оценивается с помощью социологических методов. Исследователями из Хельсинкского университета был проведен интернет-опрос граждан, прошедших обучение в учреждениях образования для взрослых с целью изучения эффектов неформального образования и определения, насколько приобретенные знания повлияли на дальнейшую их жизнедеятельность. Полученные результаты свидетельствуют о том, что 93% из числа опрошенных высказали намерение продолжать обучение, 84 — и дальше развивать навыки и знания, 83 — развивать активную гражданскую позицию. Систематизированное образование взрослых, регулярно воспроизводимое и усваиваемое населением, расценивается, таким образом, как импульс к дальнейшему самообучению. Авторы исследования делают обобщающие выводы о том, что индивидуальная направленность образования взрослых напрямую влияет на благополучие семей, локальных сообществ и общества в целом, обеспечивает повышение качества жизни, позволяет гибко реагировать на общественные изменения за счет массового включения населения в образовательные процессы9.
В современной России модель государственного регулирования неформального образования еще только проходит стадию становления. Как свидетельствуют федеральные государственные программы России в области образования и культуры, этот сегмент в ближайшем будущем должен быть закреплен нормативно.
Приведенные факты свидетельствуют о ярко выраженной социальной направленности либерального образования в Финляндии, а также о его демократичности, открытости и востребованности среди населения. Важно отметить, что в систему включены профильные (собственно образовательные) и непрофильные организации, реализующие просветительские проекты для массового потребления. Таким образом обеспечивается наиболее широкий охват, включающий максимально широкие слои населения. Отдельно необходимо обозначить функциональность образовательных проектов в контексте рационального и продуктивного способа рекреации, реализации свободного времени индивидов, особенно в регионах, отдаленных от основных инфраструктурных объектов культуры и досуга.
В современной России модель государственного регулирования неформального образования еще только проходит стадию становления. Как свидетельствуют федеральные государственные программы России в области образования и культуры, этот сегмент в ближайшем будущем должен быть закреплен нормативно. На этапе выработки концептуальных подходов к построению будущей системы неформального образования взрослых необходимо учитывать ее особую социальную функциональность, которая заключается в следующем.
Конструируемая система должна быть ориентирована на воспроизводство социокультурных компетенций взрослого населения в условиях постоянно меняющихся стан-= дартов информационной эпохи, признаками которой являются постоянное обновление информационных и меди-атехнологий, появление новых сфер занятости, отсутствие гарантий стабильности в социальной, правовой и экономической сферах.
В российских ус-= ловиях неформальное образование призвано также восполнить недостатки общего и профессионального (формального) образования, компенсировав пробелы в функциональной грамотно-
сти населения. Для этой цели представляется осмысленным создание особых программ актуализации компетенций в области ИКТ, знания иностранных языков, владения основами финансовой грамотности, правовой культуры. Недостаток системных решений в социальной политике государства в данной области во многом сказывается на качестве жизни населения и негативным образом проявляется в решении повседневных бытовых задач, что нередко порождает, провоцирует социальную напряженность.
Институционализация неформального образования может происходить не только и не столько на базе собственно образовательных организаций (университетов, центров дополнительного образования, корпоративных академий), но и с привлечением и поддержкой учреждений культуры и досуга (библиотек, музеев, креативных пространств, дискуссионных клубов). Сегодня неформальные образовательные проекты, реализуемые социально ориентированными организациями или в некоторых случаях группами инициативных граждан, охватывают достаточно широкий выбор просветительских программ. Этот сегмент заслуживает особого внимания, так как именно либеральный характер такого рода проектов способен обеспечить предельно широкий охват, а также современный и недогматизи-рованный подход к массовому образованию.
Социальный эффект неформального образования может быть достигнут только при условии реализации масштабной государственной программы, охватывающей в частности периферийные регионы страны, что возможно лишь при тесном взаимодействии с региональными и местными властями, локальными сообществами и инициативными гражданами. Приведенный пример либерального образования Финляндии наглядно демонстрирует, что социальный и территориальный охват возможен на основе консолидации региональных и общенациональных ресурсов. Управление и определение стандартов качества в данной сфере может осуществляться негосударственным регулятором в форме ассоциаций или объединений.
Оценка эффективности затрат на реализацию задачи целесообразно построить на основе проведения регулярных монито-рингов, предусматривающих, с одной сто-
роны, оценку удовлетворенности качеством реализации образовательных программ и проектов со стороны населения (на основе социологических опросов), а с другой, на основе измерения динамики изменения показателей компетентности населения как международными организациями, так и в перспективе на основе аналогичных общенациональных исследований. -'¡¡J
Литература
1. См.: Lifelong Learning Policies and Strategies. Сайт UNESCO Institute for Lifelong Learning [Электронный ресурс]. URL: http://www.uil.unesco.org/home/ programme-areas/adult-learning-and-education/ (дата обращения 14.10.2015); Lifelong Learning and Adults. Сайт OECD: Education Today, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd-ilibrary.org/education/ education-today-2013/lifelong-learning-and-adults_ edu_today-2013-9-en/ (дата обращения 17.10.2015).
2. См.: Ковалев И.В. Оценка уровня развития ИКТ-компетенций российского населения (по материалам PIAAC) // Образование и саморазвитие. 2014. № 3(41), С. 17-23.
3. См.: Теслинов А.Г., Безлепкин В.В., Петров В.Л., Щенников С.А. Обоснование российской концепции непрерывного образования взрослых. М.: Изд. Дом МИСиС, 2014.
4. Там же.
5. Проект концепции развития непрерывного образования взрослых. Сайт Международной ассоциации непрерывного образования [Электронный ресурс]. URL: http://iace-edu.com/novosti-ministerstva/ item/439-proekt-kontseptsii-razvitiya-nepreryivnogo-obrazovaniya-vzroslyih-v-rossiyskoy-federatsii-na-period-do-2025-goda (дата обращения 14.10.2015).
6. См.: Обучение на протяжении жизни в условиях новой экономики (Серия «Актуальные вопросы развития образования»). М.: «Алекс», 2006; Мухла-ева Т.В. Международный опыт неформального образования взрослых // Человек и образование. 2010. № 4(25).
7. National System Overviews on Education Systems in Europe and Ongoing Reforms. Brussels: Eurydice, 2011. Р. 11; Organization of the Education System in Finland 2009/2010. Brussels: European Commission, 2011.
8. Там же. С. 145.
9. Jyri Manninen, Saara Luukannel, The Efects of Adult Learning: The Meaning and Significance of Non-formal Learning in the Lives of Adults [Электронный ресурс]. URL: http://www.vsy.fi/en.php?k=14441 (дата обращения 25.08.2015).
№ 11 (63) ДЕКАБРЬ 2015 ££2SS£ÍÍ2 \
INFORMAL EDUCATION OF ADULTS IN THE CONTEXT OF SOCIO-CULTURAL MODERNIZATION OF SOCIETY
I.V. Kovalev, assistant, The department of social analysis and mathematical methods in sociology, St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia, [email protected]
The article researches the role of informal education of Russian elder population in the context of socio-cultural competences which are necessary for life in information epoch. Today's environment puts humans in the conditions of constant mastering new knowledge, adaptation to technological innovations and new forms of communication, determining soft and hard skills in professional and everyday spheres. The article focuses on acceptance of constant education as a tool for actualization of adults' social skills. Today in Russia these methods are only in forming state for construction efficient system of mass informal education, and that is proved by the content of state programs in the sphere of education and culture. On the base of evaluation offered by professional society of concepts and progressive international experience they form recommendations for constructing of the system of mass informal education for adults in The Russian Federation. As the model to follow the same liberal system was taken from Finland; some of this system's elements are considered in details in the article. The conclusions of the article contain recommendations for institutionalization ways of informal education in Russia taking into account the parameters of social contributions' efficiency in the branch and substantiation of non-state projects' support. The research's results show the necessity of educational resources' availability as a factor of leisure time rationalization in regions and supply of education's openness for different groups of population.
Key words: informal education for adults, social competence, information age, the concept of lifelong education, modernization of society, liberal education, knowledge, skills.
References
1. Lifelong Learning Policies and Strategies. Сайт UNESCO Institute for Lifelong Learning. Available at: http://www.uil.unesco.org/home/programme-areas/ adult-learning-and-education/ (accessed 14.10.2015); Lifelong Learning and Adults. Сайт OECD: Education Today, 2013. Available at: http://www.oecd-ilibrary.org/ education/education-today-2013/lifelong-learning-and-adults_edu_today-2013-9-en/ (accessed 17.10.2015).
2. Kovalev I.V. Otsenka urovnia razvitiia IKT-kompe-tentsii rossiiskogo naseleniia (po materialam PIAAC) [Assessment level of development of ICT competences of the Russian population (on materials PIAAC)]. Obra-zovanie i samorazvitie — Education and self-development, 2014, no. 3(41), pp. 17-23.
3. Teslinov A.G., Bezlepkin W, Petrov V.L., Shchenni-kov S.A. Obosnovanie rossiiskoi kontseptsii nepreryvnogo obrazovaniia vzroslykh [The Russian justification of the concept of continuous adult education]. Moscow, Izd. Dom MISiS Publ., 2014. 128 p.
4. Teslinov A.G., Bezlepkin W, Petrov V.L., Shchenni-kov S.A. Obosnovanie rossiiskoi kontseptsii nepreryvnogo obrazovaniia vzroslykh [The Russian justification of the concept of continuous adult education]. Moscow, Izd. Dom MISiS Publ., 2014. 128 p.
5. Proekt kontseptsii razvitiia nepreryvnogo obrazova-niia vzroslykh. Sait Mezhdunarodnoi assotsiatsii nepreryvnogo obrazovaniia [The draft concept of development
of adult continuing education. The website of the International Association of continuing education]. Available at: http://iace-edu.com/novosti-ministerstva/item/439-proekt-kontseptsii-razvitiya-nepreryivnogo-obrazo-vaniya-vzroslyih-v-rossiyskoy-federatsii-na-period-do-2025-goda (accessed 14.10.2015).
6. Obuchenie na protiazhenii zhizni v usloviiakh novoi ekonomiki (Seriia «Aktual'nye voprosy razvitiia obrazovaniia») [Training for a life in the new economy (Series "Actual problems of development of education")]. Moscow, «Aleks» Publ., 2006; Mukhlaeva T.V. Mezhdun-arodnyi opyt neformal'nogo obrazovaniia vzroslykh [International experience in non-formal adult education]. Chelovek i obrazovanie — People and education, 2010, no. 4(25).
7. National System Overviews on Education Systems in Europe and Ongoing Reforms. Brussels: Eurydice, 2011, p. 11; Organization of the Education System in Finland 2009/2010. Brussels: European Commission, 2011.
8. National System Overviews on Education Systems in Europe and Ongoing Reforms. Brussels: Eurydice, 2011, p. 11; Organization of the Education System in Finland 2009/2010. Brussels: European Commission, 2011.
9. Jyri Manninen, Saara Luukannel, The Efects of Adult Learning: The Meaning and Significance of Non-formal Learning in the Lives of Adults. Available at: http://www vsy.fi/en.php?k=14441 (accessed 25.08.2015).