Научная статья на тему 'Нефинансовая отчетность: раскрытие информации о выполнении обязательств'

Нефинансовая отчетность: раскрытие информации о выполнении обязательств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
696
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРУПНЕЙШИЕ КОМПАНИИ / LARGEST COMPANIES / НЕФИНАНСОВЫЕ ОТЧЕТЫ / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / NON-FINACIAL REPORTBI

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Благов Юрий Евгеньевич, Петрова-Савченко Анастасия Андреевна

В статье приведены результаты исследования, посвященного раскрытию информации о выполнении принятых обязательств в нефинансовой отчетности крупнейших компаний, работающих в России. Исследование показало, что компании в целом последовательно раскрывали подобную информацию. При этом они поддерживали преемственность формальных характеристик отчетов, но в большинстве случаев формулировали обязательства не в виде целевых установок конкретных программ и проектов, а в качестве общих этических принципов деятельности. Степень и широта раскрытия информации зависела от типа и формы нефинансовой отчетности, причем «лучшие практики» демонстрировали компании, выпускающие отчеты в области устойчивого развития, основанные на международном стандарте GRI.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information Disclosure on Obligations Fulfillment in Non-Financial Reporting of the Largest Companies Operating in Russia

This paper presents the results of the study on the information disclosure on the obligations fulfillment in non-financial reporting of the largest companies, operating in Russia. The study has shown that the companies, being observed, consistently disclosed such information. Besides, they maintained the formal characteristics of the reports, but mainly interpreted their obligations as applying to the broad ethical principles, rather than to precise program targets. Scale and scope of the information disclosure depended on the type and form of non-financial reports, with the “best practices” related to the companies, issuing sustainability reports based on GRI standard.

Текст научной работы на тему «Нефинансовая отчетность: раскрытие информации о выполнении обязательств»

НЕФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ: РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ О ВЫПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Ю.Е. Благов,

А.А. Петрова-Савченко

В статье приведены результаты исследования, посвященного раскрытию информации о выполнении принятых обязательств в нефинансовой отчетности крупнейших компаний, работающих в России. Исследование показало, что компании в целом последовательно раскрывали подобную информацию. При этом они поддерживали преемственность формальных характеристик отчетов, но в большинстве случаев формулировали обязательства не в виде целевых установок конкретных программ и проектов, а в качестве общих этических принципов деятельности. Степень и широта раскрытия информации зависела от типа и формы нефинансовой отчетности, причем «лучшие практики» демонстрировали компании, выпускающие отчеты в области устойчивого развития, основанные на международном стандарте GRI. Ключевые слова: крупнейшие компании, нефинансовые отчеты, корпоративная социальная ответственность.

Одним из феноменов мировой управленческой практики последнего десятилетия стало широкое распространение нефинансовой отчетности в корпоративном секторе. Согласно определению, представленному в энциклопедическом справочнике «От А до Я корпоративной социальной ответственности», под нефинансовой отчетностью подразумеваются «различные типы внешней отчетности, представляемые организациями своим заинтересованным сторонам и покрывающие те

© Благов Ю.Е., Петрова-Савченко А.А., 2012 г.

аспекты деятельности организаций, которые выходят за исторически сложившиеся рамки финансовых показателей» (The A to Z, 2007, p. 337). Под этими «аспектами», в свою очередь, подразумеваются социальные и экологические характеристики бизнес-процессов, ассоциируемые с корпоративной социальной ответственностью и устойчивым развитием1. По данным авторитетного информационного портала CorporateRegister.com, только в 2011 г. в мире было издано 5826 нефинансовых отчетов, причем в период с 2001 по 2010 г. число выпускаемых отчетов удваивалось каждые пять лет (CorporateRegister.com, 2012). Во Франции, Великобритании, Нидерландах, в Скандинавских странах, Канаде, ЮАР и ряде других стран представление нефинансовой отчетности в той или иной форме является обязательным. Важно отметить, что в условиях широкого распространения международных стандартов семейств GRI (Global Reporting Initiative) и AA 1000, усиления роли Глобального договора ООН (UN Global Compact), а также появления стандарта социальной ответственности ISO 26000 нефинансовая отчетность становится все более унифицируемой. Не остаются в стороне от этого процесса и ведущие отечественные компании, а также МНК, ведущие свою деятельность в Российской Федерации. По данным Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), ведущего Национальный регистр нефинансовых отчетов и публикующего регулярные аналитические обзоры2, в целом нефинансовая отчетность в корпоративном секторе в России «развивается поступательно, в соответствии с мировыми тенденциями, становится все более распространенной практикой» (Повышение

1 О концепциях корпоративной социальной ответственности (КСО) и корпоративной устойчивости как о теоретических основах современной связи нефинансовой отчетности см. (Благов, 2006; Савченко, 2009).

2 См.: Нефинансовые отчеты..., 2006; Развитие социально ответственной практики..., 2008; Повышение информационной открытости..., 2012.

информационной активности..., 2012, с. 78). По состоянию на начало 2012 г. в Национальный регистр нефинансовых отчетов РСПП были внесены 107 компаний, зарегистрировано 311 отчетов, выпущенных с 2000 г.3 В их числе: экологические отчеты (ЭО) - 38; социальные отчеты (СО) - 161; отчеты в области устойчивого развития (ОУР), построенные по принципу «тройного итога»4, - 98; а также интегрированные отчеты (ИО), отражающие степень внедрения принципов КСО и устойчивого развития в систему управления компанией, - 14 (Повышение информационной активности..., 2012, с. 80).

Одной из важных задач, решаемых в рамках аналитических обзоров нефинансовой отчетности, публикуемых РСПП, является анализ отражения в отчетах тем, значимых для заинтересованных сторон. В их ряду -раскрытие в очередных отчетах сведений о выполнении компаниями ранее принятых обязательств, зафиксированных ими в отчетах за предыдущие годы. Специальное исследование, посвященное этой теме, было проведено Центром КСО и PricewaterhouseCoopers Высшей школы менеджмента СПбГУ в лице авторов данной статьи, а его результаты были включены в аналитический обзор РСПП, увидевший свет в начале 2012 г. (Повышение информационной открытости..., 2012, с. 75-77). В рамках этого исследования были проанализированы данные нефинансовой отчетности 15 из 20 компаний, последовательно представивших три годовых отчета за период 2007-2009 гг., как правило, обладавших существенным опытом подготовки отчетов и в большинстве своем имплицитно указывав-

3 Помимо компаний в Национальный регистр нефинансовых отчетов РСПП включены также четыре отраслевых объединения, в совокупности представивших 16 нефинансовых отчетов.

4 Под «тройным итогом» (Triple Bottom Line -TBL) подразумевается система экономических, социальных и экологических показателей, положенная, в частности, в основу международных стандартов семейства GRI.

ших на следование международным стандартам (см. таблицу).

Относительно небольшой размер выборки (14,0% компаний, включенных в Национальный регистр), ее отраслевая неоднородность (9 отраслей из 14, представленных в регистре), а также разнообразие типов представленных нефинансовых отчетов и неравномерность соответствующих подвыбо-рок (7,9% экологических, 15 - социальных и 18,4% отчетов в области устойчивого развития, включенных в регистр) при неочевидности следования международным стандартам не позволяют выявить общую тенденцию раскрытия информации о выполнении принятых обязательств для всех российских компаний, предоставляющих нефинансовую отчетность, равно как специфицировать ее для конкретных отраслей и форм отчетов. Тем не менее исследование показало, что представленные в нем крупные компании, ведущие деятельность в России, в целом последовательно раскрывают информацию о выполнении принятых обязательств. При этом исследование позволило отметить «лучшие практики» и идентифицировать существующие проблемы, выделив несколько особенностей раскрытия такой информации.

Во-первых, большинство компаний, представленных в исследовании, поддерживают определенную преемственность формальных характеристик (структуры и визуального оформления) при подготовке нефинансовых отчетов, позволяющую прослеживать выбранные направления деятельности и набор соответствующих обязательств на протяжении нескольких лет. Из 15 компаний выборки 12 демонстрируют приверженность выработанной структуре отчета и 13 придерживаются выбранных стандартов визуального оформления. Однако лишь две серии отчетов из 15 содержат специальные разделы, посвященные раскрытию информации о степени реализации ранее принятых обязательств. Эти серии представлены нефинансовыми отчетами компаний ОАО «МХК "ЕвроХим"» и ОАО «ГМК "Норильский никель"».

Таблица

Компании, представленные в исследовании

№ Компания Год выпуска первого нефинансового отчета Типы нефинансовых отчетов 2007-2009 гг. Международные стандарты, следование которым имплицитно указано в отчетах

Нефтегазовый сектор

1. ОАО «Газпром» ЭО: 1995 г. ОУР: 2009 г. 2007-2008: ЭО 2009: ЭО, ОУР Нет

2. ОАО «Татнефть» ЭО: 2000 г. СО: 2004 г. ОУР: 2006 г. 2007-2009: ОУР Нет

3. ОАО «НК РОСНЕФТЬ» ОУР: 2006 г. 2007-2009: ОУР GRI, IPIECA/API*, Глобальный договор ООН

4. British Petroleum p.l.c. ОУР: 2004 г. 2007-2009: ОУР GRI (IPIECA/API)

5. Концерн «Шелл» ОУР: 2003 г. 2007-2009: ОУР GRI, AA 1000

Энергетический сектор

6. ОАО «ОГК-2» СО: 2005 г. ОУР: 2005 г. 2007-2009: ОУР Нет

Химическая и нефтехимическая промышленность

7. ОАО «МХК "ЕвроХим"» СО: 2001 г. 2007-2009: ОУР GRI, Глобальный договор ООН

8. ОАО «СИБУР-Холдинг» СО: 2006 г. 2007-2009: ОУР Нет

Металлургическая и горнодобывающая промышленность

9. ОАО «ГМК "Норильский никель"» СО: 2003 г. 2007: СО 2008-2009: ОУР GRI

Производство пищевых продуктов

10. «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» СО: 2007 г. 2007-2009: СО GRI

Телекоммуникации

11. Группа компаний «КОМСТАР-ОТС» СО: 2007 г. 2007-2009: СО Нет

Финансы и страхование

12. ОАО «Альфа Банк» СО: 2003 г. 2007-2009: СО Нет

13. ЗАО КБ «ФИА--БАНК» СО: 2003 г. 2007-2009: СО Элементы GRI и АА 1000

Жилищно-коммунальное хозяйство

14. ООО «НОВОГОР-Прикамье» СО: 2005 г. 2007-2009: СО GRI, AA 1000S, AA 1000SES

Здравоохранение

15. Ново Нордиск АС Дания СО: 2005 г. 2007-2009: СО Глобальный договор ООН

* Система показателей Международной экологической ассоциации нефтяной промышленности и Американского нефтяного института. Источник: Повышение информационной активности бизнеса..., 2012, с. 81-85; нефинансовые отчеты компаний.

Что же касается отклонений от принципа преемственности, то выявлены две их разновидности. К первой из них относится формат своего рода «конъюнктурной»5 отчет-

5 Определение «конъюнктурный» используется здесь в его аутентичном значении, т.е. как от-

ности, которая каждый год строится вокруг актуальных проблем; при этом проблемы, поднятые в отчете предыдущего года, практически не упоминаются, а информация о по-

ражающий конкретную ситуацию в данный отрезок времени.

пытках их решения не предоставляется. Так, например, отчет ОАО «СИБУР-Холдинг» за 2007 г. написан в форме интервью с высшим руководством компании, где в режиме многосторонней дискуссии обсуждаются насущные вопросы корпоративной социальной ответственности. В отчете компании за 2008 г. рассказывается о борьбе компании с кризисом, а отчет за 2009 г. полностью сосредоточен на экологической составляющей деятельности предприятия. Вторая разновидность подразумевает использование нефинансовой отчетности как платформы для подробного рассказа о компании, напоминающего формат рекламной брошюры. Детально описывая свою историю, структуру, деятельность и результаты, компания не может обойти вопросы КСО и устойчивого развития, но информация об обязательствах присутствует в неявном или слабоструктурированном виде. Примером подобного подхода может служить отчетность группы компаний «Комстар-ОТС».

Во-вторых, принимаемые компаниями обязательства в большинстве случаев не формулируются в виде четких целевых установок, а прослеживаются в этических принципах деятельности, соотнесенных с отдельными заинтересованными сторонами. Обязательства перед заинтересованными сторонами, интерпретированные как этические принципы деятельности, формулируются компаниями в самом общем виде, что дает возможность столь же широко трактовать их выполнение. Типичным примером неконкретного обязательства является заявление: «Мы уважаем своих сотрудников и обязуемся достойно оплачивать их труд, предоставлять необходимый социальный пакет, заботиться об их безопасности и создавать благоприятную атмосферу для совместной деятельности и самореализации». В случае же отсутствия принятых компанией этических принципов или прописанных обязательств их роль исполняют заголовки разделов отчета. При этом если в последующих годовых отчетах структура меняется и соответствующие разделы исчезают, выполнение принятых обязательств от-

следить сложно или невозможно даже в тех случаях, когда в представленных отчетах приведены подробные и четкие показатели.

Исследование дает основания предположить, что компании предпочитают акцентировать общие обязательства, интерпретированные как этические принципы деятельности, в тех сферах, где не чувствуют себя уверенно или где серьезная работа по тем или иным причинам не проводится или не приносит желаемых результатов. Поскольку обойти эти сферы не представляется возможным в связи с существующими ожиданиями заинтересованных сторон, в отчете они упоминаются, но не конкретизируются. Соответственно, информация о проводимых с целью выполнения поставленных задач мероприятиях раскрывается не для каждого обязательства и значительно варьирует по полноте.

В свою очередь демонстрация преемственности принципов, постоянное отслеживание и актуализация задач при полном информационном раскрытии взятых на себя обязательств являются в настоящее время скорее исключением, чем правилом. В качестве эталона здесь можно привести лишь одну компанию - ОАО «ГМК "Норильский никель"». Что же касается возможных отраслевых различий, то они выражаются в традиционно большем внимании добывающих и перерабатывающих компаний к экологическим обязательствам и их выполнению, что естественным образом вытекает из специфики их деятельности и соответствует ожиданиям заинтересованных сторон. В свою очередь обязательства банковских организаций преимущественно ориентированы на благотворительную деятельность. В частности, благотворительным проектам посвящен почти весь содержательный объем нефинансовых отчетов, подготовленных такими компаниями, как ОАО «Альфа Банк» и ЗАО КБ «ФИА-Банк».

В-третьих, формулировка четких целевых установок, выраженных в количественных и качественных показателях, как правило, подразумевает наличие конкретных программ и проектов с последующим раскры-

тием информации о ходе их реализации. При этом подразумевается предоставление информации как о выполненных, так и невыполненных обязательствах. Однако и здесь компании нередко замалчивают те обязательства, которые не удалось выполнить. Конкретно сформулированные в отчете одного года, они просто игнорируются в следующем. Примером лучшей практики здесь может служить группа компаний British Petroleum p.l.c., в отчетах которой описание случаев невыполнения обязательств сопровождается подробным объяснением причин.

В то же время почти все компании, представленные в исследовании, затронули в своей нефинансовой отчетности влияние кризиса 2008 г. При этом они либо отчитываются в том, что обязательства выполнены вопреки кризисным явлениям, либо объясняют невозможность реализации обязательств из-за насущных финансовых и иных проблем. Влияние кризиса прослеживается и в динамике объема обязательств, которые брали на себя компании в 2007, 2008 и 2009 гг. Нефинансовые отчеты за 2008 г. демонстрируют крайнюю осторожность в принятии на себя обязательств на будущий период. Многие компании явно предпочли не формулировать излишне подробные планы в отношении своих заинтересованных сторон. В отчетах 2009 г. эта тенденция все еще прослеживается, хотя и в меньшей степени. В целом же можно отметить рост профессионализма российских компаний в составлении нефинансовой отчетности в 2007-2009 гг. Задачи, поставленные компаниями, с каждым годом формулируются все более специфично, возрастает детализация планируемых мероприятий и целевых показателей. Цели становятся более взаимосвязанными и ранжированными; сложность целей, задач и реализуемых проектов программ возрастает, в частности устанавливаются задачи со сроками исполнения в несколько лет.

В-четвертых, степень и широта раскрытия информации о выполнении принятых компаниями обязательств зависит от типа и формы нефинансовой отчетности.

Прежде всего представляется, что отчеты, ориентированные на раскрытие информации об устойчивом развитии, являются более информативными в силу того, что само «устойчивое развитие» подразумевает выполнение обязательств по отношению к широкому кругу заинтересованных сторон. В свою очередь компании, выпускающие так называемые социальные отчеты, чаще ориентируются на ограниченный круг заинтересованных сторон в силу традиционной интерпретации понятия «социальный» - как связанный с поддержкой малообеспеченных слоев населения и решением иных подобного рода социальных проблем. Такие компании посвящают почти весь объем отчетности взаимоотношениям с персоналом, местными сообществами и благотворительными организациями. При этом они нередко забывают о раскрытии обязательств по отношению к акционерам и бизнес-партнерам. Что касается экологических отчетов, они являются узкоспециализированными и не подразумевают иной информации, кроме охраны окружающей среды, использования ресурсов, безопасности производства и распоряжения отходами предприятий.

Несмотря на имплицитно указываемое в большинстве отчетов следование международным стандартам нефинансовой отчетности либо их элементам, они преимущественно составлены в произвольной форме. Компании при этом произвольно излагают информацию о выполнении обязательств и чаще всего употребляют общие формулировки. Соответственно в них, как правило, не содержится достаточного числа ключевых показателей эффективности и релевантных фактических данных, позволяющих корректно оценивать исполнение взятых обязательств. В свою очередь наиболее тщательное описание обязательств и освещение соответствующих результатов наблюдаются в сериях отчетности именно тех компаний, которые реально используют международные стандарты нефинансовой отчетности либо элементы этих стандартов. При этом оптимальным становится использование стандарта GRI, который

предъявляет серьезные требования к детализации результатов корпоративной социальной деятельности. Использующие этот стандарт компании вынуждены освещать свою деятельность в отношении широкого круга заинтересованных сторон и по большому числу показателей. Те же компании, которые при написании отчета руководствуются принципами Глобального договора ООН, демонстрируют расплывчатость или замалчивание конкретных результатов, поскольку указанные принципы допускают вариативность представляемой информации и разные интерпретации обязательств.

Анализ раскрытия информации о выполнении принятых обязательств в нефинансовой отчетности крупнейших компаний, работающих в России, позволяет не только зафиксировать сформулированные особенности в качестве научного результата, но и использовать их для построения гипотез при проведении репрезентативного количественного исследования, охватывающего весь массив нефинансовой отчетности, представленной в Национальном регистре РСПП.

В практическом плане результаты исследования акцентируют внимание компаний на ожиданиях заинтересованных сторон, заставляют их взглянуть на содержание отчетов со стороны, глазами тех, кто не осведомлен о внутренних корпоративных процессах. В частности, сокрытие информации о том или ином аспекте социальной деятельности далеко не всегда является признаком злого умысла или невыполнения принятых обязательств, сотрудники компаний могут не включать в отчетность информацию, воспринимаемую ими как широко известную и потому не достойную лишнего упоминания. Распространенной ошибкой также является непредставление в отчете информации о причинах, по которым компания не выполнила взятых обязательств или отказалась от давно налаженных социальных или экологических программ. В результате нефинансовый отчет может превратиться в глазах общественности в лишенный доверия рекламный продукт. Осознание существующих коммуни-

кационных проблем и, главное, поддержание преемственности отчетов вместо ежегодного составления отчета «с нуля» помогут компаниям превратить нефинансовую отчетность в более эффективный инструмент взаимодействия с заинтересованными сторонами.

Литература

Благов Ю.Е. Генезис концепции корпоративной социальной ответственности // Вестник С.-Петербургского университета. Серия Менеджмент. 2006. Вып. 2. С. 3-24.

Савченко А.А. К методологии оценки корпоративной социальной деятельности // Вестник С.-Петербургского университета. Серия Менеджмент. 2009. Вып. 4. С. 76-106.

Нефинансовые отчеты компаний, работающих в России: практика развития социальной отчетности: Аналитический обзор / Под общ. ред. А.Н. Шохина. М.: РСПП, 2006.

Повышение информационной открытости бизнеса через развитие корпоративной нефинансовой отчетности: Аналитический обзор корпоративных нефинансовых отчетов, 2008-2011. / А.Н. Шохин, Л.В. Аленичева, Е.Н. Феоктистова, Ф.Т. Прокопов, М.Н. Озерянская. М.: РСПП, 2012.

Развитие социально ответственной практики: Аналитический обзор корпоративных нефинансовых отчетов, 2006-2007 // А. Аленичева, Е. Феоктистова, Ф. Прокопов, Т. Гринберг, О. Мень-кина / Под общ. ред. А. Шохина. М.: РСПП, 2008.

A per year count of reports issued across all sectors and countries. Last updated: 30 April 2012 (http:// www.corporateregister.com/stats/).

The A to Z of Corporate Ssocial Responsibility: a Complete Reference Guide to Concepts, Codes and Organisations. Ed. by W.Visser, D.Matten, M.Pohl, N.Tolhurst. John Willey & Sons Ltd.: Chichester, 2007.

Рукопись поступила в редакцию 14.05.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.