РЕФОРМИРОВАНИЕ ОТЧЕТНОСТИ
УДК 657.7.9:657.6-029.3
ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИИ
С. А. ТИМОФЕЕВА,
старший преподаватель кафедры экономического анализа и статистики
E-mail: voronkovasveta@yandex. ru Орловский государственный институт экономики и торговли
Прозрачность деятельности компаний и нефинансовая отчетность признаются на высшем международном уровне важным фактором развития мировых рынков, одним из условий повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности действующих там компаний. Эти задачи являются актуальными и для России, которая становится одним из лидеров мирового экономического роста и стремится к существенному укреплению этих позиций. В статье рассмотрены цели, задачи и проблемы составления социальной отчетности в России.
Ключевые слова: социальная отчетность, концепция корпоративной социальной ответственности, Российский союз промышленников и предпринимателей.
Социальная (нефинансовая) отчетность -достаточно новое понятие. История выпуска годовых финансовых отчетов насчитывает примерно 150 лет, а идея выпуска социальных отчетов возникла лет 20 назад: крупные корпоративные скандалы заставили компании задуматься о том, как преподнести общественности свой бизнес в лучшем свете. Например, компания
«Найк» после скандала с использованием ею детского труда в подразделениях в Юго-Восточной Азии выпустила отчет, в котором уделила особое внимание вопросам охраны труда. А ряд нефтяных компаний были вынуждены отчитаться перед населением и властью после нескольких экологических катастроф.
Как отмечает М. А. Бурчакова, в современных условиях потребители составляют свое мнение о компании не только по качеству ее товаров, но и по той роли, которую она играет в обществе. Если компания социально ответственна, доверие к ней со стороны клиентов и партнеров растет. Поэтому стейкхолдеры - партнеры, клиенты, акционеры, местные и федеральные власти, СМИ - все, кто так или иначе заинтересованы в том, чтобы принципы социальной ответственности были интегрированы в бизнес-планы [2].
По сути, в социальной отчетности поднимаются вопросы нематериальной составляющей стоимости бизнеса: репутация, лояльность потребителей, надежность, интеллектуальный капитал. Но в долгосрочной перспективе все это способствует повышению акционерной стоимости компаний.
По мнению президента Российского союза промышленников и предпринимателей А. Шохина, развитие добровольной корпоративной социальной (нефинансовой) отчетности в России находится сегодня в активной фазе, хотя и несколько запаздывает по сравнению с ведущими странами мира, в которых этот процесс начался раньше [4]. Нефинансовая отчетность является достаточно новой корпоративной практикой в России и за рубежом, поэтому для нее можно найти различные определения.
Нефинансовая отчетность (также называемая отчетностью в области устойчивого развития, социальной и экологической отчетностью, отчетностью в области корпоративной социальной ответственности) - это отчетность, охватывающая одновременно экономические, экологические и социальные аспекты деятельности компании, раскрывающая информацию о ее нефинансовых инициативах и вкладе в устойчивое развитие окружающего мира. Субъектом нефинансовой отчетности могут быть бизнес-компания, некоммерческая организация и органы власти. Она является публичной и рассматривается как инструмент информирования акционеров, сотрудников, партнеров, клиентов и общества о том, как и какими темпами компания реализует заложенные в своих стратегических планах развития цели в отношении экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности.
В отчете должна присутствовать информация:
- предоставляемая клиентам (о продукции и услугах);
- предназначенная для сотрудников (гарантия занятости и здравоохранения);
- для местного сообщества (финансовые показатели, воздействие на внешнюю среду, количество созданных рабочих мест, инвестиции и др.);
- для широкой общественности (выполняемые государственные заказы, штрафы, взысканные с компании).
Интерес к социальному отчету возникает со стороны:
- партнеров по бизнесу, особенно зарубежных, которые на уровне корпоративной политики устанавливают требования к экологической чистоте продукции, соблюдению прав потребителей, обеспечению безопасности условий труда и т. д.;
- источников капитала, оценивающих инвестиционную привлекательность компаний. Такая информация используется для оценки устойчивости компаний, качества управления нефинансовыми рисками;
- властных структур различного уровня, для которых важны позиция и практика компаний в отношении участия в развитии территорий присутствия, оценка вклада в решение социально-экономических проблем;
- прессы, профсоюзов, неправительственных организаций (экологических и др.), заинтересованных в информации о стратегии и достигнутых результатах по различным аспектам деятельности компаний;
- клиентов, так как компания может столкнуться с риском потери клиентов, а нефинансовый отчет, усиленный, например, в части взаимоотношений с потребителями или качества продукции, становится дополнительным аргументом удержания клиента или завоевания нового;
- квалифицированных специалистов, выпускников учебных заведений, которые выбирают место работы и могут получить из отчета представление о компании как о работодателе; через нефинансовый отчет компания может создать конкурентное преимущество в кадровой политике, что становится важным в условиях растущего дефицита кадров.
В настоящее время нефинансовая отчетность составляется не только крупными мировыми компаниями. К ней обращаются компании и на развивающихся рынках, стремящиеся к упрочнению своих позиций. Средний и малый бизнес тоже задумывается о своей социальной значимости и пытается приобщиться к концепции корпоративной социальной ответственности (КСО), но часто затрудняется с написанием отчетов из-за многочисленных требований и трудоемкости процесса.
Основными системами отчетности в России, которые компании используют при подготовке нефинансовых отчетов, по-прежнему остаются следующие.
1. Международный стандарт GRI (Global Reporting Initiative - Глобальная инициатива по отчетности). Это международная программа, инициированная в 1997 г. коалицией за экологически ответственную экономику (CERES) в партнерстве
с Программой окружающей среды ООН (UNEP). Ее цель - поднять отчетность устойчивого развития до уровня финансовой отчетности, обеспечив при этом сравнимость, достоверность, точность, своевременность и возможность проверки отчетной информации. GRI действует по принципу «трех корзин» или «триединого итога» (Triple Bottom Line): экономика компании, экология производства и социальная политика. Выделение трех отдельных аспектов носит условный характер - при подготовке отчетов они должны рассматриваться во взаимосвязи.
В настоящее время существуют три варианта GRI-стандарта. Последний вариант - это G3, который разработан в октябре 2006 г. и впервые содержит не только показатели и принципы, но и методики определения и измерения каждого показателя. G3 включает 121 элемент стандартной отчетности, в том числе 9 экономических, 30 экологических и 40 социальных показателей, позволяющих в первую очередь стейкхолдерам, а также широкой общественности правильно оценивать уровень социальной ответственности той или иной компании.
В стандарте GRI информация о социальной ответственности заключается в системе показателей, представленной в табл. 1 [5].
Методологию GRI используют США, Канада, Япония, Великобритания, ЮАР, Австралия, Бразилия, Чили. Как отмечает В. С. Карагод, «основным направлением деятельности GRI является согласование корпоративной социальной отчетности и бухгалтерской финансовой отчетности. Это модель социальной ответственности бизнеса, нацеленная на комплексный подход к оценке деятельности компании с экономических, социальных и экологических позиций» [3].
В России первооткрывателем в области социальной отчетности в соответствии с международным стандартом стала в 2003 г. компания «Бритиш Американ Тобакко Россия». В 2005 г. первая российская компания - «УРАЛСИБ» составила отчет на базе GRI. За последнее пятилетие группа ведущих российских компаний внедрила концепцию КСО в соответствии с международными стандартами, используя ее как новейший инструмент управления капитализацией и своими нефинансовыми рисками в системе корпоративного управления. В этой группе примерно 70 не-
фтегазовых, энергетических, металлургических, химических, целлюлозно-бумажных и пищевых компаний, среди которых «ЛУКОЙЛ», ТНК-ВР, «Сибнефть», «РУСАЛ», ГМК «Норильский никель», РАО «ЕЭС России» и др.
2. Стандарт АА1000 (АссоиШАЫШу 1000 -«Ответственность 1000») - был разработан в 1999 г. Институтом социальной и этической отчетности. В июне 2002 г. Комитет Американской бухгалтерской ассоциации издал консультационный документ относительно первого из пяти модулей, известных как AA1000S. В настоящее время стандарт АА1000 продолжает использоваться бизнесом, некоммерческими и общественными организациями при проектировании политики корпоративной ответственности, а также проведении диалога между всеми заинтересованными лицами, в ревизии и проверке общественных отчетов, в профессиональном обучении кадров и проведении исследований в социальной сфере и т. д.
Следует отметить, что стандарт АА1000 является системой, которую можно применять целиком, а GRI предполагает определенную гибкость. Так, компания, применяя в своих отчетах GRI индикаторы, может не изменять при этом обычную практику ведения финансовой отчетности и стратегического планирования [1].
В стандарте АА1000 информация о социальной ответственности выражается в следующих категориях:
- ценности компании и ее управление;
- регулирование и контроль;
- операционные практики (например, маркетинг);
-учет;
- права человека;
- условия труда;
- продукт компании;
- инвестиционная деятельность;
- влияние компании на окружающую среду;
- влияние компании в других областях.
Как уже отмечалось, деятельность, которую
отражают нефинансовые показатели, включает широкий круг вопросов, таких как:
1) качество менеджмента;
2) этика делового поведения;
3) структура и результативность социальных инвестиций, связанных с развитием персонала,
Таблица 1
Основные показатели экономической, экологической и социальной результативности
для социального отчета компании
Аспекты Показатель
Экономические Прямое экономическое воздействие на: 1) потребителей: - объем продаж; - географическое распределение по рынкам; 2) поставщиков: стоимость всех приобретенных товаров, материалов и услуг; доля контрактов (в процентах), которые были оплачены в соответствии с оговоренными условиями, за исключением оговоренных штрафных санкций и т. д. (дополнительные показатели); 3) персонал: общий фонд оплаты труда и социальных выплат (включая заработную плату, пенсии, другие выплаты и выходные пособия) по странам или регионам; 4) источники капитала: - выплаты инвесторам процентов по долговым обязательствам и заемным средствам и дивидендов по всем классам акций с указанием отсрочек дивидендов по привилегированным акциям; - увеличение/уменьшение нераспределенной прибыли на конец периода; 5) государственный и общественный сектор: - общая сумма всех видов налогов по странам; - полученные субсидии по странам и регионам; - пожертвования в пользу сообществ, организаций гражданского общества и других групп в денежной и натуральной форме по видам получателей и т. д. (дополнительный показатель). Косвенное экономическое воздействие на основные внешние факторы, связанные с продукцией и услугами отчитывающейся организации
Экологические Воздействие на окружающую среду: 1) сырье и материалы: - общее использование сырья (кроме воды) по видам; - доля используемого сырья (в процентах), являющегося отходами производства (переработанными или непереработанными) из источников, внешних по отношению к организации; 2) энергия: - прямое использование энергии по первичным источникам; - косвенное использование энергии (дополнительный показатель); 3) вода - общее использование воды (дополнительный показатель); 4) биоразнообразие: - местоположение и площадь земель во владении, в аренде или в управлении, находящихся в природных зонах с высоким биоразнообразием; - описание основного влияния на биоразнообразие в связи с деятельностью и/или продукцией и услугами в наземных, пресноводных и морских средах обитания и др. (дополнительный показатель); 5) выбросы, стоки и отходы: - выбросы парниковых газов. (С02, СН4, N20, ИБСя, РЕСя, $Е6); - использование и выбросы веществ, разрушающих озоновый слой; - общий объем отходов по типу и назначению; - значительное загрязнение воды по типам; - значительные разливы химических веществ, нефти и топлива (общее количество и общий объем) и др.; 6) поставщики; 7) продукция и услуги: - значительное экологическое воздействие основной продукции и услуг; - доля веса реализованной продукции, подлежащая вторичной переработке или использованию по окончании срока службы, доля фактически утилизируемой продукции и т. д. (дополнительные показатели); 8) соответствие нормативным требованиям: описание случаев несоблюдения действующих международных деклараций, конвенций, соглашений, национальных, субнациональных, региональных и местных постановлений в области экологии и штрафы за такие нарушения в странах, где осуществляется эта деятельность; 9) транспорт; 10) общее
Окончание табл. 1
Аспекты Показатель
Социальные Организация труда и достойный труд: 1) занятость (практика найма на работу): - характеристики использования рабочей силы; - число созданных рабочих мест и средняя текучесть рабочей силы по регионам/странам; - социальные выплаты, помимо обязательных по закону; 2) взаимоотношения между руководством и персоналом: - доля работников, представленных независимыми профсоюзами или иными добросовестными представителями, по географической территории, либо доля работников, участвующих в коллективном договоре, по регионам/странам; - политика и процедуры информирования, консультаций и переговоров с работниками относительно изменений в деятельности отчитывающейся организации и т. д. (дополнительно); 3) охрана труда и производственная безопасность: - практика учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уведомление о них; - число травм, пропуска рабочих дней по болезни, а также несчастных случаев на работе со смертельным исходом и т. д. (дополнительно); 4) обучение и образование - среднегодовое количество часов обучения на одного работника по категориям и т. д. (дополнительный показатель); 5) равные возможности: - описание политики и программ равных возможностей, а также систем мониторинга их выполнения и результатов мониторинга; - состав руководителей старшего звена и органов корпоративного управления, включая совет директоров, в том числе соотношение женщин и мужчин и другие показатели многообразия, принятые в культуре данной страны
Права человека: 1) стратегия и управление: - описание политики, руководящих принципов, корпоративных структур и процедур, касающихся всех аспектов прав человека, актуальных для данной деятельности, включая механизмы мониторинга и его результаты; - факты, свидетельствующие о том, что вопросы прав человека учитываются при принятии решений об инвестициях и закупках, в том числе при выборе поставщиков/подрядчиков и др.; 2) недопущение дискриминации; 3) свобода объединений и коллективных переговоров; 4) детский труд; 5) принудительный труд; 6) дисциплинарная практика; 7) подходы к обеспечению безопасности; 8) права коренных и малочисленных народов
Общество: 1) местные сообщества; 2) взяточничество и коррупция; 3) пожертвования на политическую деятельность (поддержка политических партий) - описание политики, процедур/управленческих систем и механизмов контроля в отношении лоббирования и финансирования политических партий; 4) конкуренция и ценовая политика
Ответственность за продукцию: 1) здоровье и безопасность потребителей; 2) продукция и услуги: описание политики, процедур/управленческих систем и механизмов контроля в области информации о товаре и маркировки товара и т. д. (дополнительные показатели); 3) реклама; 4) уважение частной жизни
поддержанием здоровья на рабочем месте, созданием благоприятной среды в территориях присутствия.
Эти факторы определяют общественное лицо компании и все в большей степени влияют на формирование ее деловой репутации, что имеет определенные экономические последствия.
Таким образом, введение в российских компаниях социальной отчетности на основе основных международных стандартов ^М и АА1000) потребует от многих компаний достаточно существенных изменений.
3. Социальная хартия российского бизнеса. Этот документ, официально предложенный российским компаниям в 2004 г., уже приобрел много сторонников, так как разработан с учетом ключевых международных документов. Так, российские организации получили в качестве инструментария целый набор возможных унифицированных подходов, которые прошли стадию апробации и корректировки.
Очевидная тенденция последнего времени -стремление компаний использовать Руководство, разработанное Глобальной инициативой по отчетности ^Ы), поскольку это помогает лучше структурировать процесс подготовки и сам отчет [2].
Все чаще бизнес, решивший играть открыто и понимающий выгоду такой политики, обращается за помощью к профессиональным консультантам. Такие специалисты берут на себя все этапы подготовки нефинансового отчета: от сбора информации до приведения текста отчета в доступный для читателя вид. Не обойтись в деле составления нефинансовой отчетности и без помощи независимого аудитора. Только с его визой документ будет иметь вес в деловых кругах.
Деятельность, которую отражают нефинансовые показатели, охватывает широкий круг вопросов: качества менеджмента, этики делового поведения, структуры и результативности социальных инвестиций, связанных с развитием персонала, поддержания здоровья на рабочем месте, создания благоприятной среды в территориях присутствия. Эти факторы, определяя общественное лицо компании, все в большей степени влияют на формирование ее деловой репутации, что влечет соответствующие экономические последствия.
В нефинансовом отчете корпорация имеет возможность подробно и обоснованно изложить свою стратегию социальной ответственности, результаты (успешные или не очень успешные) и планы, т. е. представляет рациональную критику результативности социальных проектов, подробно рассказывает о самых существенных проектах -их подоплеке, ходе выполнения и результатах, демонстрирует оценку стейкхолдерами деятельности компании.
Немаловажным фактором, повлиявшим на тенденции в сфере нефинансовой отчетности, стало и то, что на концепцию устойчивого развития обратили внимание заинтересованные стороны -законодатели, исполнительная власть, профсоюзы, участники рынков и т. д. В результате требования внешней по отношению к компании среды начали меняться, и игнорировать их становится все труднее. Вот лишь некоторые примеры.
В ряде стран (Франции, Швеции, Дании, Голландии, Норвегии, Великобритании, Австралии) компании обязаны предоставлять (в разном объеме и формате) сведения, имеющие непосредственное отношение к задачам корпоративной ответственности и устойчивого развития. Как правило, эти требования касаются наиболее крупных национальных компаний, компаний, акции которых продаются на бирже, а также компаний с государственным участием.
На уровне Европейского Союза приняты законодательные акты, повлиявшие на технологии производства некоторой продукции в автомобильной и авиастроительной отраслях, металлургии, химической промышленности и др. Поскольку основные для бизнеса компании процессы взаимосвязаны (например, изменение технологий влечет изменение рынка труда, с одной стороны, и структуры спроса - с другой), с помощью нефинансовых отчетов можно смягчить и объяснить последствия.
Появилось большое количество добровольных инициатив, в которых участвуют не только компании, но и государства, политические силы, общественность. Вот лишь некоторые примеры: Декларация ОБСЕ по международным инвестициям и наднациональным корпорациям» (1976); Международная конвенция по предупреждению коррупции в развивающихся странах (ОБСЕ,
1997); Глобальный договор (ООН, 2000); Международная инициатива по прозрачности добывающих отраслей (2003) и др. Даже если сама компания не пожелала присоединиться к той или иной инициативе (и Россия как государство), это не страхует от возможных требований открытости и подотчетности со стороны тех групп, которые в этих инициативах участвуют. Явной тенденцией последнего времени стало изменение характера отношений в такого рода инициативах: теперь недостаточно просто стать «подписантом» той или иной конвенции или соглашения; многие инициативы предполагают обязательную отчетность участников.
Что касается России, то в зависимости от целей и развитости компаний отчетность по корпоративной социальной и экологической ответственности осуществляется в нашей стране в пяти основных видах:
1) специальный раздел в годовом отчете;
2) социальный отчет, сводящий воедино все социальные, благотворительные и спонсорские проекты компаний, составленный в свободной и, как правило, удобной для компании форме, вне формата международных стандартов корпоративной социальной ответственности;
3) экологический отчет, описывающий приоритеты и основные направления экологической политики компании, систему экологического менеджмента, мониторинга и контроля, показатели и затраты на экологическую политику;
4) отчет о корпоративной социальной и экологической ответственности с частичным применением принципов и показателей международных стандартов, включающий наряду с описанием миссии, ценностей и стратегических целей компании ее социальные мероприятия и проекты, осуществляемые в результате диалогов со стейкхолдерами;
5) отчет об устойчивом развитии, составленный в соответствии с принципами и с использованием показателей результативности Руководства GRI, стандарта АА 1000S и включающий все аспекты социальной миссии компании, ее корпоративной стратегии, культуры, социальной и экологической политики.
В России сегодня выпускаются преимущественно социальные и экологические отчеты. Они
выходят отдельными изданиями, а также публикуются на сайте компании. Поскольку нефинансовые отчеты в нашей стране являются добровольной инициативой, компании самостоятельно определяют, какие системы отчетности и показатели использовать. Анализ отчетов, проведенный департаментом корпоративной социальной политики Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), показал, что в отчетах отечественных компаний большое внимание уделяется благотворительности и спонсорству, вопросам социальной и экологической политики, а также программам развития территорий.
Мотивы, побуждающие компании публиковать нефинансовые отчеты, разнообразны и заключаются в следующем:
1) нефинансовый отчет - это возможность рассказать своим стейкхолдерам (заинтересованным сторонам) о компании - ее социальных проектах, благотворительности, социальной ответственности; представить мнения заинтересованных сторон - их отзывы о социально значимых проектах компании, продемонстрировать эффективность социально значимых проектов, предпринятых компанией, их влияние на социальную жизнь, экологию и экономику региона пребывания;
2) сведения о нефинансовой отчетности собираются и учитываются рейтинговыми организациями уже и в России, а значит, есть дополнительная возможность усилить рыночные позиции компании, повысить стоимость компании за счет нематериальных активов - формирования репутации компании как открытой, подотчетной, вступающей в диалог с заинтересованными сторонами, социально ответственной; кроме того, компания выводит свои акции на глобальные финансовые рынки и ориентируется на распространенные в Европе стандарты;
3) работа над составлением нефинансового отчета оптимизирует управление КСО. По признанию нескольких крупных компаний, прошедших через процедуру составления нефинансового отчета, именно в это нелегкое время компания не только постигает, осмысливает собственную политику КСО, но и осознает необходимость управлять КСО, иметь стратегию, планы, а главное -построить инфраструктуру управления социаль-
ной деятельностью компании. Часто именно после процедуры составления нефинансового отчета в компании появляется как минимум выделенный специалист по КСО, как максимум - специализированное подразделение, управляющее социальной деятельностью компании [3].
Как показывает анализ деятельности компаний, внедрение социальной отчетности открывает все новые и новые положительные эффекты для внутрифирменных процессов. Открытость процесса, привлечение к участию, моральная сила этого процесса очень важны для стимулирования производственной инициативы, повышения производительности труда, улучшения управления и мотивации персонала.
Создание и использование широкого спектра показателей повышает общую управляемость компанией, выявляет скрытые издержки, заранее предупреждает о возможных проблемах.
Регулярная социальная отчетность требует системного анализа и обработки большого числа данных (сравнение показателей со средними по данному виду экономической деятельности, с лидерами и т. д.), что, безусловно, обогащает информацию, представляемую руководству для принятия решений. Не менее существенна информация, получаемая в виде обратной связи от заинтересованных сторон, которая представляет собой важнейший источник новых идей, конструктивных предложений. Для компаний, ориентированных на
потребителя, социальная отчетность может стать и формой маркетинговых исследований.
В нашей стране социальная отчетность призвана выполнить еще одну миссию. Сложившиеся ожидания общества по отношению к бизнесу не всегда соотносятся с их экономической осуществимостью. В стадии становления находится система моральных требований между бизнесом и разными уровнями государственной власти и местного самоуправления. Только систематизированный конструктивный диалог может помочь преодолеть взаимные нереальные претензии.
Вместе с ростом числа отчетов улучшается и их качество: появляется больше содержательных, интересных отчетов, улучшается качество представления данных, увеличивается их разнообразие. Сохраняя добровольный характер, нефинансовая отчетность становится распространенной практикой, постепенно превращаясь в признак высокой корпоративной культуры.
В Национальный Регистр корпоративных нефинансовых отчетов, формируемый РСПП с 2006 г., внесены нефинансовые отчеты 102 компаний. По данным на 05.10.2011, с 2000 г. в России выпущено 306 нефинансовых отчетов, в том числе экологические (ЭО), социальные, (СО), отчеты в области устойчивого развития (ОУР) и интегрированные отчеты (табл. 2) [4].
Новый вид отчетов - интегрированный отчет; это комбинированный годовой отчет и нефинан-
Таблица 2
Распределение отчетов российских компаний по видам экономической деятельности
Вид экономической деятельности Число компаний Количество отчетов
ИО ОУР СО ЭО Итого
Нефтегазовая промышленность 15 0 45 6 19 70
Энергетика 28 8 24 31 5 68
Металлургическая и горнодобывающая промышленность 11 0 13 23 0 36
Химическая, нефтехимическая, парфюмерная промышленность 4 0 1 16 0 17
Деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность 4 0 0 4 12 16
Производство пищевых продуктов 4 0 2 13 0 15
Телекоммуникации 6 0 2 9 0 11
Финансы и страхование 16 0 5 37 0 42
Жилищно-коммунальное хозяйство 3 0 1 7 0 8
Цементное производство и строительство 1 0 0 0 1 1
Образование, здравоохранение 3 0 0 7 0 7
Транспорт 3 0 3 4 1 8
Прочие виды услуг 2 0 2 1 0 3
Некоммерческая деятельность (некоммерческие организации) 2 0 1 3 0 4
ВСЕГО 102 8 99 161 38 306
совый отчет, подготовленный с учетом международных рекомендаций по отчетности в области устойчивого развития.
По видам экономической деятельности российскими лидерами по нефинансовой отчетности являются нефтегазовая, металлургическая, лесная промышленность, электроэнергетика.
Как мотивирующее мероприятие в рамках ежегодного конкурса годовых отчетов РСПП второй год подряд учреждает специальную номинацию «Лучший отчет по корпоративной социальной ответственности и устойчивому развитию». В номинации РСПП в 2011 г. приняли участие 18 компаний. В состав конкурсной комиссии вошли члены Совета РСПП по нефинансовой отчетности. По итогам работы конкурсной комиссии призовые места получили отчеты следующих компаний:
I место - корпоративный социальный отчет ОАО «СУЭК» за 2009-2010 гг.;
II место - публичный годовой отчет государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» за 2010 г.;
III место - отчет о деятельности в области устойчивого развития финансовой корпорации «УРАЛСИБ» за 2010 г.; годовой отчет ОАО «МО-ЭСК» за 2010 г.
Участниками конкурса стало рекордное количество российских и иностранных компаний -. 141, представляющих практически все виды экономической деятельности: нефтедобывающую и металлургическую промышленность, энергетику, финансовую, телекоммуникационную деятельность и др.
Конкурс годовых отчетов проводится с 1998 г. и является основной площадкой для презентаций компаниями своих годовых отчетов. Цель конкурса - содействие эффективному раскрытию информации для инвесторов и клиентов [4].
По данным, опубликованным на сайте CorporatedRegisterCom (сайт, на котором регистрируются социальные отчеты), в рейтинге стран, пропагандирующих социальную отчетность, Россия занимает предпоследнюю строчку. Лишь 70 крупных российских компаний, работающих на международных рынках, экспортируя свою продукцию или имея активы за рубежом, серьезно и последовательно используют нефинансовую отчет-
ность, поскольку таковы правила международной конкуренции. В основном представители российского бизнеса не осознают всей значимости и полезности социальной ответственности и отчетности, составленной по международным стандартам и прошедшей независимый аудит. Но необходимость такой работы понимают все стороны социального партнерства: и власть, и профсоюзы, и бизнес. Специалисты прогнозируют, что в ближайшем будущем число компаний, работающих с социальной отчетностью, будет расти.
Основными препятствиями на пути формирования в России социальной ответственности бизнеса, а следовательно, и социальной отчетности являются следующие обстоятельства:
1) низкая капитализация большинства компаний, отсутствие ресурсов на проведение масштабных социальных программ. Осторожное отношение бизнесменов к социальным программам вполне понятно - чем больше денег они отчисляют на подобные нужды, тем выше расходы, а значит, ниже рентабельность. Позволить себе такие затраты в остроконкурентной среде могут далеко не все;
2) отсутствие у представителей бизнеса четкого понимания социального эффекта от их деятельности в области развития общественной сферы. Совершенно очевидно, что КСО в России находится пока в начальной стадии своего развития. В этой связи существует опасность подменить положительно зарекомендовавшую себя на практике концепцию КСО на конвейер по производству документации по квазиположительной социальной отчетности. В целом создается впечатление об отсутствии у большинства российских компаний осмысленной долгосрочной стратегии по КСО;
3) государственная политика по отношению к благотворительности остается неопределенной;
4) отношения некоммерческих организаций и бизнеса. Несмотря на колоссальные объемы средств, получаемые некоммерческим сектором, он не справляется со своей все возрастающей ролью в национальной экономике.
В чем же особенность составления социальной отчетности в России?
Во-первых, корпоративная нефинансовая отчетность, давно ставшая обязательной для
предприятий Великобритании, Японии, США, в России пока - дело добровольное.
В западных странах компании-лидеры, которые уже давно выпускают такие отчеты, выступают за введение на государственном уровне минимума обязательной нефинансовой отчетности. Во Франции, например, компании со штатом более 300 сотрудников обязаны отчитываться по 40 индикаторам. Согласно датскому законодательству отчитываться должны государственные компании, а также компании со штатом более 250 сотрудников и компании, владеющие активами более 19 млн евро или получающие доход более 30 млн евро. В Китае необходимо представлять обязательную экологическую отчетность. Особенно жесткие требования к тем, по чьей вине произошли аварии, вызвавшие экологические последствия.
Во-вторых, и это наиболее важно, в отличие от бухгалтерского учета для учета нефинансовой информации еще не разработаны строгие стандарты. Более того, даже добровольно верифицированные (аудированные) нефинансовые отчеты могут содержать чрезмерно позитивную информацию и не раскрывать «узкие места», интересующие пользователей.
Сейчас компании могут сами выбирать, как и по каким показателям им отчитываться. Хотя в мире действует несколько стандартов для составления такого рода документов, в России по ним работают только очень крупные наднациональные корпорации. Для большинства компаний подготовить социальный отчет - слишком трудозатратно,
дорого и долго, кроме того, не хватает специалистов для работы с такой документацией.
Подготовка нефинансовой отчетности - достаточно новая корпоративная практика как в России, так и за рубежом. В связи с этим существует ряд проблем, связанных с терминологией, стандартами и восприятием нефинансовой отчетности в обществе. Правительство должно вводить национальные или утверждать международные стандарты подготовки и аудита нефинансовой отчетности, приравняв ее во многих аспектах к финансовой отчетности. Возможно, усилия Минэкономразвития России в этом направлении приведут к росту количества нефинансовых отчетов и улучшению их качества. Подготовка таких документов приводит к необходимости серьезной проработки общей стратегии развития компании.
Список литературы
1. Алигаджиева Е. М. Анализ уровня развития социальной отчетности в России // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 19.
2. Бурчакова М. А. Становление системы социальной корпоративной отчетности: международный опыт и Россия // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 8.
3. Карагод В. С. Принципы и стандарты корпоративного социального учета и отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2007. № 8, 9.
4. Российский союз промышленников и предпринимателей. URL: httpV/рспп. рф/.
5. Социальная ответственность бизнеса. URL: http://polit. ru/.
«Тот, кто отказывается от рекламы, чтобы сэкономить деньги, действует подобно тем, кто останавливает часы, чтобы СЭКОНОМИТЬ время» (Генри Форд)
РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБ.
При неоднократном размещении (или сразу в нескольких журналах Издательства)
предусмотрены скидки
(495) 721-85-75 8-926-995-65-03 popova@fin-izdat.ru