Научная статья на тему 'НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ РЕКЛАМА КАК ФАКТОР НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ'

НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ РЕКЛАМА КАК ФАКТОР НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
362
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКЛАМА / НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ РЕКЛАМА / НЕНАДЛЕЖАЩАЯ РЕКЛАМА / КОНКУРЕНЦИЯ / НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Липина Ольга Олеговна

В статье рассматривается недобросовестная реклама как одна из разновидностей ненадлежащей рекламы. Автором отмечается, что добросовестная конкуренция является высоким показателем развития экономических процессов и разных видов производств в государстве. Вместе с тем при наличии конкуренции могут возникать и нарушения, являющиеся актами недобросовестной конкуренции и противоречащие нормам законодательства. В качестве иллюстративного материала автором приведены актуальные примеры из правоприменительной практики, связанные с темой исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNFAIR ADVERTISING AS A FACTOR OF NEGATIVE INFLUENCE FOR THE DEVELOPMENT OF COMPETITION

The article considers unfair advertising as one of the varieties of inappropriate advertising. The author notes that fair competition is a high indicator of the development of economic processes and various types of production in the country. At the same time, in the presence of competition, violations may also occur, which are acts of unfair competition and contradict the norms of legislation. As illustrative material, the author provides current examples from law enforcement practice related to the topic of the study.

Текст научной работы на тему «НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ РЕКЛАМА КАК ФАКТОР НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 343.533.6

НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ РЕКЛАМА КАК ФАКТОР НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ

НА РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ

Липина Ольга Олеговна,

заместитель руководителя управления — начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (г. Абакан) ассистент кафедры гражданско-правовых и уголовно-правовых дисциплин Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье рассматривается недобросовестная реклама как одна из разновидностей ненадлежащей рекламы. Автором отмечается, что добросовестная конкуренция является высоким показателем развития экономических процессов и разных видов производств в государстве. Вместе с тем при наличии конкуренции могут возникать и нарушения, являющиеся актами недобросовестной конкуренции и противоречащие нормам законодательства. В качестве иллюстративного материала автором приведены актуальные примеры из правоприменительной практики, связанные с темой исследования.

Ключевые слова: реклама, недобросовестная реклама, ненадлежащая реклама, конкуренция, недобросовестная конкуренция.

UNFAIR ADVERTISING AS A FACTOR OF NEGATIVE INFLUENCE FOR THE DEVELOPMENT OF COMPETITION

Lipina Olga Olegovna,

Deputy Head of the Administration — Head of the Department of the Antimonopoly Legislation and Advertising Department Federal Antimonopoly Service in the Republic of Khakassia Assistant of the Civil Law and Criminal Law Disciplines Department Katanov Khakass State University (Abakan)

The article considers unfair advertising as one of the varieties of inappropriate advertising. The author notes that fair competition is a high indicator of the development of economic processes and various types of production in the country. At the same time, in the presence of competition, violations may also occur, which are acts of unfair competition and contradict the norms of legislation. As illustrative material, the author provides current examples from law enforcement practice related to the topic of the study.

Key words: advertising, unfair advertising, improper advertising, competition, unfair competition.

В статье анализируется недобросовестная реклама как одна из разновидностей ненадлежащей рекламы, запрещённой российским законодательством. Ее использование - признаки недобросовестной конкуренции. Актуальность исследования обусловлена правоприменительной практикой последнего времени. Значительная часть нарушений законодательства Российской Федерации о защите конкуренции происходит вследствие распространения ненадлежащей рекламы (см. об этом, например, в работе [1]).

Недобросовестная конкуренция определяется через действия, характеризующиеся определёнными признаками, которые перечислены в части 2 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» [2]. Следует сказать, что сами действия недобросовестного конкурента могут проявляться в форме единичных актов либо представлять собой такую тактику, которая включает в себя ряд последовательных действий, которые в отдельно взятом виде могут и не нарушать прав конкурентов, однако последо-

вательное их осуществление в совокупности может привести к недобросовестной конкуренции.

Понятия «недобросовестная конкуренция» и «ненадлежащая реклама» в определённой степени смежные, поскольку причиной недобросовестной конкуренции довольно часто становится ненадлежащая реклама. Отсюда следует вывод, что ненадлежащая реклама является одной из составляющих такого сложного деяния, как недобросовестная конкуренция. Но первое понятие по объёму своего значения шире, чем второе, так как информация, имеющая признаки недобросовестной конкуренции, не обязательно распространяется только через рекламу, она может быть донесена до нужного адресата и иными способами. Сопоставляемые понятия соотносятся не столько вследствие их определённой смежности, обусловленной предпринимательской деятельностью, сколько языковыми конструкциями, применёнными законодателем для определения рассматриваемых понятий.

Напомним, что целью рекламы является информирование как можно большего числа потенциальных потребителей об определённом товаре или какой-либо услуге, привлечение внимания к ним. Такой интерес к товару способствует его продвижению на рынке. Те же цели вроде бы преследует и недобросовестная конкуренция, но при этом она всегда связана с противоправным действием, охватывающим как саму информацию о товаре или услуге, так и доведение её до заинтересованных субъектов различными способами. В подобном случае, как нам представляется, было бы логично понятия «ненадлежащая реклама» и «недобросовестная конкуренция» соотносить не как часть и целое, а как взаимно пересекающиеся области, вследствие чего ненадлежащая реклама может иметь признаки недобросовестной конкуренции и одновременно являться частью сложного противоправного деяния.

Распространение недобросовестной или недостоверной информации о товаре/услуге/ -нарушение действующего в нашей стране законодательства. Рассмотрим несколько примеров недобросовестной рекламы.

Так, в сети Интернет ООО «...» (так назовём это общество) посредством системы «Яндекс. Директ» размещена информация следующего содержания: «ШОК! Новый ARKANA по цене 2015 года. Отдаём в ноль! ARKANA с выгодой до 170 000 р. Отдаём по цене 2015 года! РОЛЬФ! ROLF-RENAULT-

SPB.RU/RENAULT-ARKANA/». Данная информация является рекламой, так как содержит все её признаки, перечисленные в дефиниции, содержащейся в ФЗ «О рекламе» [2]. Renault Arkana - это кроссовер компании Renault. Премьера модели состоялась на ММАС-2018, проходившем в августе 2018 года. Следовательно, автомобиль Renault Arkana появился в продаже не ранее 2018 года, а указание на цены 2015 года является ложной информацией.

Реклама распространяется на товарных рынках для привлечения внимания на рекламируемую продукцию и стимулирования спроса на неё. Рекламируя товары, работы и услуги, их производители стремятся сформировать у потенциального потребителя позитивное отношение к своей продукции. При этом реальные цены или условия акций скрываются. Таким образом потребителей вводят в заблуждение, страдают не только они, но и тормозится развитие здоровой конкуренции на рынке данных товаров.

В том случае, когда сведения о фиктивных скидках, имеющих заведомо недостоверный характер, распространяются в виде рекламы, подобные действия Законом о рекламе квалифицируются в качестве его нарушения. Следовательно, рекламирование автомобиля Renault Arkana, сформулированное, в частности, в рекламном слогане «Новый ARKANA по цене 2015 года», создаёт у потенциальных потреби-

телей ложное впечатление о той цене, по которой предлагается к продаже данный автомобиль. Более того, в указанной рекламе отсутствует какая-либо дополнительная информация об условиях приобретения автомобиля Renault Arkana.

Именно в связи с многообразием форм и методов недобросовестной конкуренции в 2006 году был принят Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [3]. Несколько его статей описывают конкретные нарушения, которые используются недобросовестными бизнесменами. Закон запрещает и их, и «иные способы недобросовестной конкуренции».

Исходя из сказанного следует, что недобросовестной конкуренцией являются действия, направленные на создание у потребителя ложного впечатления о том, что в рекламе ООО «...» предлагается к продаже товар по цене, которая является более низкой, чем при иных обстоятельствах.

Подытоживая все факты, касающиеся рассматриваемой недобросовестной рекламы, скажем, что действия ООО «...» обладают следующими признаками:

- они совершены на конкурентном рынке продажи автомобилей;

- они нарушают законодательство Российской Федерации, не отвечают обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- в результате компания незаконно получает прибыль в своей предпринимательской деятельности, в частности, из-за перераспределения спроса в пользу ООО «...»;

- действия ООО «...» могут причинить убытки конкурентам, связанные с уменьшением их прибыли по сравнению с той, которую они могли бы извлечь при осуществлении предпринимательской деятельности в условиях нормального гражданского оборота.

Таким образом, в действиях Общества. содержатся признаки нарушения закона «О рекламе», вследствие чего антимонополь-

ным органом ООО «...» было выдано предписание о прекращении размещения ненадлежащей рекламы, а также признано нарушение антимонопольного законодательства [4].

Другим примером недобросовестной рекламы является дело, возбуждённое на ООО «АДВ-сервис». Компания размещала рекламу в системе «Яндекс.Директ» со следующим текстом: «Заглушка? Средняя цена, всегда товар на складе, обычная доставка; miшworks низкая цена, 35 000 000 товаров на складе, бесплатная доставка» (далее - реклама «Заглушка? Средняя цена»), а также рекламу: «Забудьте про Заглушка. Ру! Мы лидеры. Доставка по РФ! Новый лидер с выгодными условиями. У нас цены ниже. Товар в наличии. Доставка по РФ!» (далее - реклама «Мы лидеры»). Названные рекламы были размещены в системе «Яндекс.Директ» в период с 03.09.2020 по 15.09.2020.

Заявитель указывал, что компания ООО «Миниворкс» распространяет недостоверную рекламу, являющуюся актом недобросовестной конкуренции об ООО «Заглушка», путём некорректного сравнения, чем вводит потенциальных покупателей в заблуждение.

Действующий в нашей стране закон запрещает недобросовестную и недостоверную рекламу. В частности, нельзя сравнивать свой товар с товаром своего конкурента, используя некорректные оценки.

Комиссия УФАС, изучив все материалы и учитывая пояснения сторон по рассматриваемому делу, пришла к следующим выводам:

- в рекламе «Заглушка? Средняя цена» обнаружены некорректные сравнения товара с подобными товарами других производителей/продавцов;

- сравнивая свой и чужой товар, рекламо-распространитель несет ответственность за достоверность информации как своего, так и товара конкурента;

- при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов или услуг не

допускаются сравнения, основанные на занижении качества товаров и услуг субъекта конкуренции, поскольку это искажает представление о рекламируемых товаре или услуге и не позволяет объективно оценить свойства товара или качества услуг.

Иными словами, если в рекламе изложена информация о товарах/услугах/деятельности конкурентов, не соответствующая действительности, она считается недостоверной.

Действующее законодательство запрещает также описывать преимущества товара по отношению к товару продавца-конкурента.

Реклама должна быть достоверной, чтобы потенциальные покупатели понимали, что за товар им предлагают, его качества и потребительские свойства.

При сравнении товаров в рекламе необходимо руководствоваться конкретными их характеристиками, запрещено использовать слова: «лучший», «первый», «номер один» и т.д. Если товар объективно «лучший», необходимо это доказать, подтвердить фактами. Без этого реклама будет считаться недостоверной, а значит, незаконной.

Так, в практике антимонопольного органа было рекламное дело о рекламе со слоганом

«Мы - лидеры». В ней безапелляционно утверждается приоритет рекламируемого товара - потребители не могут оценить объективно, так ли это. Такая реклама, безусловно, незаконна.

Из приведённых выше примеров и их анализа понятно, что недобросовестные участники рынка получают ничем не обоснованные преимущества перед другими хозяйствующими субъектами, пользуясь заведомо недостоверной информацией о себе, вводя потребителей в заблуждение ложной информацией о предоставляемых товарах и услугах на экономическом рынке.

Конкуренция в современном мире является одним из важнейших механизмов экономического развития государств. Развитие конкуренции - одна из приоритетных задач не только соответствующих органов государственной власти, но и самих хозяйствующих субъектов.

Первоочередная цель не только ФАС, но и всех органов власти нашей страны - создать и поддерживать в России добросовестную конкуренцию. Именно она - залог развития экономики во всех сферах, конкурентоспособности нашей страны, укрепления национальной и экономической безопасности.

Библиографический список

1. Миронова А. В., Антонов В. П. Не всё дозволено в рекламе, или проблемы нарушения российского законодательства о рекламе (на материале региональной рекламной продукции) // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. Абакан: Издательство «ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катано-ва»», 2019. № 3(29). С. 81-100.

2. О рекламе: Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-Ф3 // Российская газет, 15.03.2006. № 51.

3. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ // Российская газета, 27.07.2006. № 162.

4. Решение по делу №78/05/5-98/2020 от 15 мая 2020 г. URL: https://br.fas.gov.ru/to/sankt-peterburgskoe-ufas-rossii/b4e1c5e8-a7e1-4100-8f70-19886a937f49/ (дата обращения: 21.12.2021).

© Липина О. О., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.