Научная статья на тему 'НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ КАК СПОСОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УГРОЗЫ'

НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ КАК СПОСОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УГРОЗЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

526
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Недобросовестная конкуренция / безопасность / экономическая угроза / защита прав / недобросовестная реклама / Unfair competition / security / economic threat / protection of rights / unfair advertising.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галактионова Надежда Владимировна, Голенкова Мария Александровна

В данной работе рассмотрены отдельные аспекты недобросовестной конкуренции и экономической безопасности организации. Для большей наглядности и понятности угрозы недобросовестной конкуренции рассматривались в двух категориях: промышленный шпионаж и недобросовестная реклама

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNFAIR COMPETITION AS AN ECONOMIC THREAT

This paper will consider certain aspects of unfair competition and the economic security of an organization. For greater clarity and clarity, the threats of unfair competition were considered in two categories: industrial espionage and unfair advertising.

Текст научной работы на тему «НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ КАК СПОСОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УГРОЗЫ»

«Инновационные аспекты развития науки и техники»

УДК 33

Галактионова Надежда Владимировна Galaktionova Nadezhda Vladimirovna

Кандидат экономических наук, доцент ХГУЭП PhD in Economics, Associate Professor KSUEL Голенкова Мария Александровна Golenkova Mariya Aleksandrovna

Студент Student

Хабаровский государственный университет экономики и права Khabarovsk State University of Economics and Law

НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ КАК СПОСОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УГРОЗЫ

UNFAIR COMPETITION AS AN ECONOMIC THREAT

Аннотация. В данной работе рассмотрены отдельные аспекты недобросовестной конкуренции и экономической безопасности организации. Для большей наглядности и понятности угрозы недобросовестной конкуренции рассматривались в двух категориях. промышленный шпионаж и недобросовестная реклама.

Abstract: This paper will consider certain aspects of unfair competition and the economic security of an organization. For greater clarity and clarity, the threats of unfair competition were considered in two categories: industrial espionage and unfair advertising.

Ключевые слова. Недобросовестная конкуренция, безопасность, экономическая угроза, защита прав, недобросовестная реклама.

Key words: Unfair competition, security, economic threat, protection of rights, unfair advertising.

В рыночной экономике при конкурентной борьбе за потребителя предприниматели могут использовать самые различные способы и методы, как законные, так и незаконные. Среди незаконных способов конкуренции одним из самых интересных и дифференцированных, с точки зрения экономической безопасности организации, является недобросовестная конкуренция.

IXМеждународная научно-практическая конференция

Недобросовестную конкуренцию порождает стремление хозяйствующих субъектов получить различные сведения о субъектах-конкурентах, их товарах и услугах, в условиях закрытого к ним доступа.

Формы недобросовестной конкуренции, перечисленные в Главе 2.1 Федерального Закона № 1Э5-ФЗ «О защите конкуренции» можно разделить на две группы:

- промышленный шпионаж и деловая разведка;

- недобросовестная реклама.

Промышленный шпионаж — форма недобросовестной конкуренции, при которой осуществляется незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую тайну с целью получения преимуществ, при осуществлении предпринимательской деятельности, а равно получения материальной выгоды. В основе промышленного шпионажа как вида деятельности лежит добывание и последующее использование коммерческой тайны.

Кроме этого есть законный способ получения данных, так называемая «Деловая разведка». Деловая разведка проводится в рамках закона с соблюдением этических норм, сбора и обработки данных из разных источников для выработки управленческих решений с целью повышения конкурентоспособности коммерческой организации.

Несмотря на то, что цели промышленного шпионажа и деловой разведки совпадают (добыча максимально полной и достоверной информации о деятельности конкурентов), их методы разнятся.

Для противодействия угрозам промышленного шпионажа и утечки информации предприятию необходима хорошая система информационной безопасности.

Методы промышленного шпионажа и причины утечки информации можно разделить на 2 категории:

«Инновационные аспекты развития науки и техники»

Технические - методы промышленного шпионажа и угрозы причины

информации предусматривают получение конфиденциальной информации с их физических носителей.

Социальные - методы промышленного шпионажа и причины утечки информации предусматривают получение конфиденциальной информации от сотрудников предприятия.

Существует ещё один вид конкуренции - недобросовестная реклама, данный аспект так же является угрозой экономической безопасности организации.

Недобросовестной является реклама, которая:

- дискредитирует юридических и физических лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами;

- содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром (товарами) других юридических или физических лиц, а также содержит высказывания, образы, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента (конкурентов);

- вводит потребителей в заблуждение при помощи недостоверной информации;

- путем использования обозначений тождественных товарным знакам, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименования места происхождения товара субъекта-конкурента, а также путем копирования или имитации внешнего вида товара субъекта-конкурента вводит потребителя в заблуждение, связанное с созданием смешения.

В качестве примера недобросовестной рекламы, для анализа мы взяли за основу деятельность организации - ООО «ММС ТСК».

В сферу деятельности исследуемой компании входит монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Организация направила контрагенту конкурента уведомление о недостатках в системе противопожарной охраны, которое производит

IXМеждународная научно-практическая конференция конкурент. По форме уведомление было похоже на предписания, которые

выдаются территориальными органами пожарного надзора.

Подача уведомления, выполненного в форме предписания территориального органа государственного пожарного надзора, направлена на формирование более правдоподобного представления о действительности допущенных нарушений, что способно в результате сформировать ложное впечатление относительно исправности комплекса.

Фактически данное уведомление дискредитировало конкурента, ответственного за установку и обслуживание противопожарных систем на объекте контрагента, которому было направлено такое уведомление.

Организация направила контрагенту конкурента письмо, содержание которого указывало на "неоптимальную" и "нестабильную" работу оборудования конкурента, а также на гарантии долгой и безотказной работы оборудования, предлагаемого распространителем.

Антимонопольный орган и суды сошлись во мнении, что данное действие надлежит квалифицировать как недобросовестную конкуренцию.

Кроме того, помимо некорректного сравнения, суды также применили запрет на распространение ложных, неточных сведений об оборудовании конкурента (дискредитацию).

Предприятию необходимо отказаться от проведения подобных рекламных ходов, так как польза от них сомнительная, а убытки существенные. К тому же в конечном результате подобных рекламных ходов страдает деловая репутация самого предприятия.

Для предупреждения угроз недобросовестной рекламы предприятию необходимо соблюдать следующие рекомендации:

- исключить проведение сомнительных рекламных ходов;

- при утверждении внешнего вида продукции использовать уникальные обозначения;

- при планировании рекламных кампаний следует консультироваться со специалистом в области антимонопольного законодательства.

«Инновационные аспекты развития науки и техники»

Таким образом, мы рассмотрели угрозы недобросовестной конкуренции как угрозы экономической безопасности организации, а также дали рекомендации по их предупреждению.

Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но, как любое явление, имеет свою негативную черту - недобросовестную конкуренцию.

Делая вывод необходимо отметить, что промышленный шпионаж является серьезной угрозой экономической безопасности организации. В случае совершения злоумышленниками противоправных деяний последствия для предприятия могут быть крайне серьезными, в результате которых предприятие станет банкротом.

Библиографический список:

1. О безопасности: ФЗ от 28.12.2010 N 390-Ф3 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (дата обращения: 04.04.2021).

2. О защите конкуренции: ФЗ от 26.07.2006 N 135-Ф3.

3. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ стратегия и практика. - М. : Центр экономики и маркетинга, 2016.

4. Гукасян Л.Е. Пути совершенствования отечественного законодательства по защите от недобросовестной конкуренции/Л. Гукасян// Экономика и законодательство. - 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.