УДК 351.862.6.:334.722.012.63/64 (470)
Дамдинов Доржи Очирович Dorzhi Damdinov
НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
UNFAIR COMPETITION AT THE MARKET OF SELF-REGULATING ORGANIZATIONS
Éiâ
Рассматриваются саморегулируемые организации, теоретические и практические аспекты развития. СРО — позитивное явление, в статье предложены механизмы по усовершенствованию данного института саморегулирования
Ключевые слова: СРО, конкуренция, бизнес-сообщество
Self-regulating organizations, theoretical and practical aspects of the development are considered in the article. SRO is a positive phenomenon; the mechanisms on improvement of the institution of self-regulation are proposed in the article
Key words: SRO, competition, business community
В настоящее время в средствах массовой
информации, юридической и экономической литературе все чаще говорится о необходимости более активного внедрения элементов саморегулирования в разные области хозяйственной деятельности. Однако далеко не все исследователи и предприниматели четко представляют, что же следует понимать под саморегулированием. Осмысление же феномена саморегулирования имеет важное значение.
По мнению Президента РФ В.В. Путина, саморегулирование должно стать одним из столпов сильного гражданского общества в России [1].
На современном этапе становления рыночных отношений основная идея механизма саморегулирования заключается в том, что хозяйствующие субъекты самостоятельно должны осуществлять координацию профессиональной деятельности и нести реальную имущественную ответственность по своим обязательствам. Введение подобного механизма осуществлено в целях устранения неэффективного государственного контроля за строительной
отраслью и излишних административных барьеров, которые препятствуют выходу на рынок добросовестных предпринимателей, и создания добросовестной конкуренции.
Так, саморегулирование в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (строительной деятельности) введено в Российской Федерации с 1 января 2009 г. вместо строительных лицензий ( лицензий на деятельность в области строительства зданий и сооружений I и II уровня ответственности). Это означает, что для строительства зданий и сооружений в Российской Федерации строительным организациям необходимо стать членами саморегулируемой организации. Идея самоуправления состоит в защите интересов работников одной и той же профессии. Саморегулирование направлено на взаимодействие государственного регулирования и контроля за деятельностью предпринимателей с надзором организаций за деятельностью своих членов [2].
Согласно Федеральному закону № 315 ФЗ «О саморегулируемых организа-
циях» (СРО) [3], саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях саморегулирования, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг), либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
Наиболее перспективными для саморегулирования сферы бизнеса в Российской Федерации являются кадастровая, бухгалтерская и туристическая деятельность, появляются СРО аудиторов и инноваторов, в разработке законодательства о саморегулировании в сфере ЖКХ.
При этом бизнес-сообщество ратует за введение СРО в сельском хозяйстве, транспорте, связи, рыболовстве, страховании и даже оптовой и розничной торговле. Во многих регионах России предприятия разных сфер бизнеса и их объединения и союзы уже разрабатывают проекты нормативов и правила саморегулирования. Теперь они ждут главного шага от исполнительной власти, который позволит им реально получить в установленном законом порядке статус саморегулируемых организаций [4].
Прошло чуть больше трех лет с момента возникновения первых саморегулируемых организаций. На сегодняшний день механизм саморегулирования, при котором профессиональное сообщество определяет «правила игры» на своем рынке, расценивается и властными структурами, и бизнес-сообществом, и профессиональными объединениями как позитивное явление. К середине 2011 г. федеральным законодательством установлено обязательное членство в СРО для 10 сфер деятельности, в их числе инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, строительство. Строители наиболее активно и продуктивно используют возможности саморегулирования для диалога с властью, лоббирования своих профессиональных интересов в рамках формирования нор-мотворческой, законодательной среды [5].
Этому способствует тот факт, что строителям проще — у них есть Градостроительный кодекс [9], который предусматривает создание национальных объединений строителей (НОСТРОЙ), финансируемых за счет средств саморегулируемых организаций. Национальные объединения специально для нужд СРО разрабатывают различного рода документацию и методические рекомендации. И там же написано, что деятельность саморегулируемых организаций заключается в принятии обязательных для их членов внутренних нормативных актов и в контроле за их исполнением и соблюдением. Так, НОСТРОЙ разработаны унифицированные Правила контроля СРО в области саморегулирования и Положение «О применении мер дисциплинарного воздействия» [10] за несоблюдение его членами требований нормативных документов, локальных актов и т.п.
Выступая на V съезде саморегулируемых организаций, Министр регионального развития России В.Ф. Басаргин подчеркнул, что саморегулирование в строительстве перешло от становления к развитию, оно постоянно модернизируется. Сейчас «госрегулятор знает мнение строителей, а строители имеют возможность представлять свое мнение в органах государственной власти». Минрегионом России установлено эффективное сотрудничество с национальными объединениями в сфере строительства, решаются задачи по выработке предложений по развитию института саморегулирования в строительной отрасли, совершенствованию технического регулирования в инженерных изысканиях, проектировании и строительстве, совершенствованию законодательства о градостроительной деятельности [5].
Известно, что ни одни положительные моменты в России не обходятся без отрицательных. Для идеи саморегулирования такими отрицательными моментами стали вопросы, связанные с коммерциализацией процесса, хотя сам термин «коммерциализация» по отношению к СРО неправомерен, т.к. прикрывает повсеместное и массовое нарушение Федерального закона от 1 дека-
бря 2007 г. № 315 ФЗ «О саморегулируемых организациях». «Саморегулируемый бизнес» — незаконный, прибыльный и даже не всегда тайный [6].
К примеру, законным путем невозможно получить допуск на строительство, не имея в штате специалистов определенной квалификации, технического оснащения или не уплатив взносы в компенсационный фонд. Однако множество компаний через Интернет предлагают за определенную сумму вступить в СРО за один-три дня, часто без уплаты взноса или с рассрочкой его уплаты, не интересуясь при этом, есть ли в компании квалифицированные специалисты, необходимая техника для выполнения работ. Ввиду того, что в некоторых СРО можно легко получить допуски ко всем мыслимым видам работ, не утруждая себя подготовкой кадров, выполнением других требований, наблюдается отток строительных компаний из «нормальных» СРО к «коммерсантам».
Воспринимая СРО как бизнес, такие компании используют несовершенство законодательной базы и продают, казалось бы, за небольшие деньги видимость членства в СРО. Все эти действия являются способом обогащения. Деньги зарабатывают на всем: на сертификатах качества ISO (International Organization for Standardization) [7] для членов СРО, оформленных обязательно через определенные фирмы, на повышении квалификации специалистов в образовательных учреждениях, на страховании гражданской ответственности членов в страховых компаниях. Стимулирует «коммерциализацию» и законодательное отсутствие верхнего предела числа членов СРО. Чем больше членов — тем больше компенсационный фонд, а это такие деньги (у некоторых СРО сумма превышает сотни миллионов рублей), за которые многие не побоятся рискнуть проигнорировать нормы закона (например, с рассрочкой платежа в компенсационный фонд). Тем более, что пока ответственность весьма размыта.
Таким образом, саморегулирование и свидетельство о допуске к видам работ ока-
зались дискредитированными. Эта «коммерческая деятельность» превратилась в самую большую опасность не только для будущего идеи саморегулирования в строительстве, но и для безопасности нашей жизни, т.к. дала допуск на строительный рынок безграмотным дилетантам.
Вину за процветание указанного явления возложили на пассивность контрольных органов, в первую очередь Рос-технадзора, и прорехи в законодательстве, оставляющие подобные действия безнаказанными. «Пассивность контрольных органов, бесконтрольность и безнаказанность дискредитируют систему саморегулирования», — говорит Е.В. Басин, президент НОСТРОЙ. «Борьбу с коммерческими СРО я считаю самым важным направлением деятельности НОСТРОЙ и наших коллег в других национальных объединениях» [5].
Старт активному противодействию коммерциализации СРО дало заседание Координационного совета по взаимодействию с национальными объединениями саморегулируемых организаций при Мин-регионе под председательством министра регионального развития В.Ф. Басаргина. «На текущий момент главное направление деятельности и федеральных органов государственной власти, и органов управления в системе саморегулирования — борьба с теми, кто пришел в эту систему нажиться, а не работать», — заявил министр. По информации Минрегиона, ведомство направит сведения о нарушениях, совершенных недобросовестными СРО в Минюст, МВД и в Генпрокуратуру [8].
В процессе проведения заседания Координационного совета по взаимодействию с национальными объединениями саморегулируемых организаций при Минрегионе РФ были выявлены основные признаки коммерциализации саморегулируемой организации.
К таким признакам относится:
1) среднемесячные темпы прироста количества членов саморегулируемой организации — более 50 юридических лиц и предпринимателей в строительной саморегулируемой организации;
2) наличие рекламы, призывающей к вступлению в саморегулируемую организацию;
3) разветвленная сеть (более 20) мест приема документов для вступления в саморегулируемую организацию;
4) предоставление возможности вступления в саморегулируемую организацию без уплаты взноса в компенсационный фонд в полном размере;
5) отсутствие документов саморегулируемой организации о соответствии профиля высшего и среднего профессионального образования определенным видам работ;
6) отсутствие контроля подлинности документов, поданных для выдачи свидетельства о допуске;
7) отсутствие коллегиальности и открытости в управлении саморегулируемой организацией;
8) участие в бизнесе по продаже готовых юридических лиц со свидетельствами о допуске, выданными саморегулируемой организацией.
Проблема коммерциализации саморегулируемой организации многогранна и должна решаться комплексными мерами.
Необходимо сформировать свод поправок к действующему законодательству, которые помогут организовать эффективную борьбу с коммерческими СРО и предотвратить их появление в будущем.
К примеру, целесообразным было бы введение штрафных санкций, административной и уголовной ответственности должностных лиц саморегулируемых организаций; законодательно установить процедуру взаимодействия органа государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО и национальных объединений СРО в сфере строительства.
На наш взгляд, при решении проблемы необходимо создать единый реестр выявленных коммерческих саморегулируемых организаций, ввести постоянный мониторинг и рейтинг данных предприятий для того, чтобы строительные компании, которые будут выбирать СРО, могли получить полную информацию, учитывая рейтинговые позиции этих компаний.
Указанные предложения не являются исчерпывающими для решения столь актуальной проблемы.
Они помогут выработать действенные механизмы защиты от недобросовестных саморегулируемых организаций в области строительства.
П. 1 ст. 55.15. Градостроительного кодекса РФ закреплено, что саморегулируемая организация применяет в отношении своих членов предусмотренные такой саморегулируемой организацией меры дисциплинарного воздействия за несоблюдение требований технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов саморегулируемых организаций, правил саморегулирования [9].
Саморегулируемая организация принимает решение об исключении из членов саморегулируемой организации индивидуального предпринимателя или юридического лица решением общего собрания СРО.
Так, согласно ФЗ «О саморегулируемых организациях», общее собрание членов саморегулируемой организации созывается с периодичностью и в порядке, которые установлены уставом саморегулируемой организации, но не реже чем один раз в год [3].
Внеочередное общее собрание, как правило, проводится Партнерством в случае экстренной необходимости, т.е. срочных внесений изменений в учредительные документы либо приведения внутренних положений в соответствие с поправками в действующем законодательстве и т.п.
Самым распространенным нарушением членами саморегулируемых организаций является нарушение членами положений внутренних локальных актов саморегулируемой организации, касающихся уплаты членских взносов.
Законодатель, давая возможность саморегулируемым организациям бороться с неплательщиками взносов, дал общим собраниям СРО право исключать злостных неплательщиков, а также возможность обращаться саморегулируемой организации в суд для защиты своих прав.
Однако на практике обращение в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности по уплате членских взносов — это затяжной и длительный процесс в силу процессуального и исполнительного законодательства РФ, который в итоге может навредить как репутации неплательщика, так и репутации СРО, что в свою очередь противоречит основным принципам и целям саморегулирования, а соответственно применяется организациями в исключительных случаях.
Так, к примеру: саморегулируемая организация Некоммерческое Партнерство «Ассоциация инжиниринговых компаний» обратилась в Арбитражный суд Иркутской области к ООО «Эллетра» о взыскании суммы задолженности по уплате членских взносов.
Решением исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Весь процесс судебного разбирательства длился около трех месяцев.
Спустя полтора месяца, суд выдал исполнительный лист.
Однако до настоящего времени задолженность по уплате членских взносов не погашена, и на сегодняшний день задолженность ООО «Эллетра» увеличилась.
Таким образом, можно заключить, что судебная защита не всегда эффективный способ борьбы с задолженностью по уплате членских взносов.
Проведение внеочередных общих собраний с целью исключения из числа членов саморегулируемой организации задолжников по уплате членских взносов, как правило, представляется затруднительным ввиду отсутствия кворума на таких собраниях.
Проблема заключается в том, что у саморегулируемой организации отсутствует эффективный и быстрый способ пресечь неуплату членских взносов.
На практике данная проблема находит свое отражение очень часто.
Так, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, вступившее в саморегулируемую организацию, в течение месяца после проведения общего собрания фактически может не осуществлять уплату
членских взносов до проведения следую -щего общего очередного или внеочередного собрания. Следовательно, такому члену дается некий «карт бланш» сроком 6...11 месяцев.
Собирать внеочередное общее собрание с целью исключения члена за неуплату взносов целесообразно, однако, как правило, в силу отсутствия кворума такие собрания могут быть признаны несостоявшимися. При этом на организацию таких собраний СРО необходимо понести финансовые затраты (аренда помещений, канцелярия и т.п.) , а следовательно, не запланированные финансовые затраты несут члены СРО.
Для решения указанной проблемы мы предлагаем внести соответствующие изменения в ГрК РФ, касаемые делегирования полномочий постоянно действующему коллегиальному органу в части возможности принятия решения об исключении из СРО члена, не уплачивающего членские взносы.
К примеру, можно законодательно внести изменения в ГрК РФ, а именно изложить п. 3 ст. 55.7 ГрК РФ в следующей редакции: «Решение об исключении из членов саморегулируемой организации индивидуального предпринимателя или юридического лица принимается общим собранием членов саморегулируемой организации. В случае отсутствия у индивидуального предпринимателя или юридического лица свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, за исключением случая, указанного в ч. 7 ст. 55.8 настоящего Кодекса, или в случае неоднократной неуплаты в течение одного года или несвоевременной уплаты в течение одного года членских взносов решение об исключении из членов саморегулируемой организации индивидуального предпринимателя или юридического лица вправе принять постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации».
Для дальнейшего усовершенствования и развития института саморегулирования в Российской Федерации, в частности, в
отрасли строительства, необходимы комп- проблем, отраженных в настоящей статье. лексные меры для решения специфических
Литература
1. Путин В.В. Сайт Владимира Путина: авторская статья «Демократия и качество государства» М: Коммерсант, 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.putin2012.ru/ events/187 (06.02.2012 г.)
2. Мигин С. Стимул к саморегулированию // ЭЖ-Юрист. 2007. № 50. С. 13-15.
3. Федеральный закон РФ от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» // Российская газета, № 273, 06.12.2007
4. Плескачевский В.С. Официальный сайт государственной думы РФ: материалы к парламентским слушаниям: «Саморегулирование профессиональной деятельности как элемент гражданского общества» 26 ноября 2009 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://iam.duma. gov.ru/node/2/4472/14856
5. Иоффе О.И. На рынке СРО набирает силу недобросовестная конкуренция // Руководитель строительной организации. № 10. октябрь 2011 г. С. 5-8.
6. Иоффе О.И. Пути к сотрудничеству государства и СРО // Руководитель строительной организации. 2011. № 6. июнь С. 9-11.
7. Энциклопедия Википедия: понятие сертификат качества ISO. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/IS0_9000 (01 мар. 2012).
8. Официальный сайт Министерства регионального развития Российской Федерации новости, заседание Координационного совета по взаимодействию с национальными объединениями саморегулируемых организаций при Минрегионе РФ 24.05.2011 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.minregion.ru. (25 февраля 2012).
9. Градостроительный кодекс РФ. Федеральный закон от 29.12.2004. № 190-ФЗ. СЗ РФ. 2007. № 1.
10. Методические рекомендации по итогам круглого стола. М, 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.nostroy.ru
Коротко об авторе_
Дамдинов Д. О., аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации [email protected]
_Briefly about the author
D. Damdinov, postgraduate student, Russian Academy of the National Economy and Public Service by the President of the Russian Federation
Научные интересы: экономика, тельство, АПК
предпринима- Scientific interests: economy, business, agro-industrial complex