Научная статья на тему 'Небезнадежные проблемы учебно-методического сопровождения преподавания на клинической кафедре'

Небезнадежные проблемы учебно-методического сопровождения преподавания на клинической кафедре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / METHODOLOGICAL WORK / ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ / STUDY OF STUDENTS / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маслова Н.Н., Павлов В.А., Кислякова Е.А., Юрьева Н.В., Трясунова М.А.

Основная нагрузка преподавателя клинической кафедры складывается из учебной и практической лечебно-консультативной работы. В связи с формированием и развитием системы методической работы в вузах, в этот процесс оказываются вовлеченными все преподаватели и обучающиеся постдипломные специалисты. Постоянная отвлеченность и стрессирование преподавателей негативно сказывается на качестве обучения студентов. Поэтому приходится поставить вопрос о выделении ставки методиста с отдельной системой оплаты в составе каждой кафедры. Это позволило бы не отвлекать основной состав от педагогической и врачебной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маслова Н.Н., Павлов В.А., Кислякова Е.А., Юрьева Н.В., Трясунова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOT HOPELESS PROBLEMS OF A DIDACTIC PROCESS AT A CLINICAL DEPARTMENT

The main spheres of activity at clinical teaching department are represented by academic and practical medical advisory work. In connection with formation and evolution of methodological work at universities, this process involves all the teachers and post-graduate students. Regular stress in teaching jobs affects the quality of student’s training. Accordingly this question could be solved by delegating the duties to a separate employee in every academic department since it allows the staff to be more efficiently involved into principle educational and practical activities.

Текст научной работы на тему «Небезнадежные проблемы учебно-методического сопровождения преподавания на клинической кафедре»

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

УДК 616.8 (07.07)

НЕБЕЗНАДЕЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ НА КЛИНИЧЕСКОЙ КАФЕДРЕ

© Маслова Н.Н., Павлов В.А., Кислякова Е.А., Юрьева Н.В., Трясунова М.А., Сергеев В.В., Майорова Н.Г., Хамцова Е.И., Пысина А.М., Сныткина Н.Н.

Смоленская государственная медицинская академия, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

Резюме: основная нагрузка преподавателя клинической кафедры складывается из учебной и практической лечебно-консультативной работы. В связи с формированием и развитием системы методической работы в вузах, в этот процесс оказываются вовлеченными все преподаватели и обучающиеся постдипломные специалисты. Постоянная отвлеченность и стрессирование преподавателей негативно сказывается на качестве обучения студентов. Поэтому приходится поставить вопрос о выделении ставки методиста с отдельной системой оплаты в составе каждой кафедры. Это позволило бы не отвлекать основной состав от педагогической и врачебной работы.

Ключевые слова: методическая работа, обучение студентов, качество образования

NOT HOPELESS PROBLEMS OF A DIDACTIC PROCESS AT A CLINICAL DEPARTMENT Maslova N.N.,Pavlov V.A., Kislyakova E.A.,Yurieva N.V., Tryasunova M.A., Sergeev V.V., Maiorova N.G.,Khamtsova E.I.,Pysina A.M., Snytkina N.N.

Smolensk State Medical Academy, Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya St., 28

Summary: The main spheres of activity at clinical teaching department are represented by academic and practical medical advisory work. In connection with formation and evolution of methodological work at universities, this process involves all the teachers and post-graduate students. Regular stress in teaching jobs affects the quality of student's training. Accordingly this question could be solved by delegating the duties to a separate employee in every academic department since it allows the staff to be more efficiently involved into principle educational and practical activities.

Key wards: methodological work, study of students, quality of education

«Самым важным явлением, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он - олицетворенный метод обучения, само воплощение процесса воспитания».

Адольф Дистервег

В последние годы отечественная система высшего образования работает в условиях постоянного самореформирования. При этом особая роль придается формированию и развитию системы методической работы в вузах. Успешность этого долговременного и трудоемкого процесса, в который вовлечен, без преувеличения, весь преподавательский состав, зависит от грамотности организации, подготовленности методистов, их информированности и личной ответственности перед коллективом вуза.

Основная нагрузка преподавателя любой клинической кафедры складывается из учебной и практической лечебно-консультативной работы. Предполагается, что на кафедре необходимо выделить старшего преподавателя (доцента), в функциональные обязанности которого должна входить организация учебно-методической работы. Однако только за 2 последних года в нашем вузе пришлось переделать (самое обидное - неоднократно) и/или создать следующие учебно-методическое документы: информационные карты кафедры для студентов, интернов и

ординаторов (ОП 5 и ОП 7); УМК по ГОС 2 и ФГОС 3, включающие рабочие программы, матрицу компетенций, методические рекомендации для студентов, методические указания для преподавателей, систему тестов для контроля знаний студентов всех факультетов по всем специальностям. Кроме того вновь созданы и в дальнейшем переделаны УМК для обучающихся ординаторов, интернов и аспирантов неврологов и нейрохирургов.

И думать нечего, что со всем этим способен справиться один человек. В лучшем случае он может вникнуть в методический процесс создания каждого документа, что совсем непросто для врача (прежде всего), не имеющего специальной методической подготовки. Двухнедельные курсы без отрыва от производства переподготовки по педагогике сотрудников кафедр, которые по объективным причинам преподаватели клинических кафедр не могут посетить в полном объеме, не позволяют дать реального методического образования. По факту, даже в связи с простыми техническими проблемами, связанными с трудоемкостью работы, в этот процесс оказываются вовлеченными практически все преподаватели кафедр, да что греха таить, и все обучающиеся на них постдипломные специалисты. Объективно говоря, большая часть выполняемой работы носит механический характер, и является отвлеченной как от реального положения вещей, так и от качественной подготовки будущих врачей. Показателями этого могут служить, например, результаты экзаменационного тестирования и выживаемости знаний за 2 последних года, проанализированные на кафедре неврологии и нейрохирургии. Цифры говорят сами за себя. В 2010 г. средний экзаменационный балл на педиатрическом факультете был 3,8, а в 2011 - 3,5 балла. Та же отрицательная тенденция наметилась и на лечебном факультете - 3,7 в 2010 г., 3,6 балла - в 2011. При этом увеличился процент студентов, получивших неудовлетворительную оценку при первой сдаче экзамена - 33% в 2010 г. при сравнении с 38% в 2011. Процент же выживаемости знаний при тестировании студентов 5-го курса составил 47% в 2011 против 67%, полученных в 2010 г. И кто знает, может быть, как раз постоянная отвлеченность преподавателей, их безусловное стрессирование в преддверии очередного аудита негативно сказывается на качестве обучения студентов. В. Ключевский писал: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь», мы же поставлены в условия, в которых, увы, и, к сожалению, уже начинает формироваться неприязнь к процессу преподавания в целом.

Самое неприятное во всем этом то, что произошедшие в результате создания ФГОС3 рабочая программа многим авторитетным преподавателям высших медицинских школ кажется несовершенной, более того дефектной. Неоправданно уменьшилось количество часов преподавания на ряде кафедр. Очевидно, что в недалеком будущем, поправки в рабочую программу будут внесены, что автоматически повлечет за собой и очередную переделку всего комплекса учебно-методических документов на кафедрах.

Естественно, не приходится надеяться, что начавшиеся преобразования самостоятельно повернутся вспять. Научно-техническая революция, подарившая нам персональные компьютеры, как ни странно, является одной из причин возникших трудностей. Никому и в голову бы не пришло так менять систему, имея под рукой печатные машинки. Мы даже не говорим о том, что помощь вуза не обеспечивает реальные затраты на бумагу и картриджи, особенно обидные при незапланированных, изначально ошибочных переделках. А главное - трата личного времени вовлеченных в процесс преподавателей, кстати, ничем не компенсируемая. А ведь эти часы, да что там - сутки, специалисты могли бы использовать более творчески, готовясь к занятиям со студентами. Не произошло и заявленной дополнительной финансовой поддержки преподавателей, отвечающих за учебно-методическую работу на кафедрах.

Может показаться, что процесс, не вызывающий ни интеллектуальной, ни моральной, ни финансовой удовлетворенности у сотрудников вузов необратим. Так ли это? Может быть, стоит каждому на своем рабочем месте, не только преподавателю, который и так, без сомнения, боится потерять работу, но и руководителям вузов смело, каждому на своем уровне, высказывать личное мнение о частой нецелесообразности происходящих процессов? Вероятно, выходом может стать укрупнение вузовских учебно-методических отделов, увеличение их за счет профессиональных, а не переподготовленных, без базового образования, методистов, обеспечив им финансовую поддержку, и возложив на них ту работу, которая не может быть адекватно обеспечена неспециалистами?

В конечном итоге, ничто не может быть выше таланта учителя, своим врачебным и творческим примером зажигающим стремление учеников к самосовершенствованию. Хочется процитировать слова коллеги, который грустно сказал, что завидует нашим ушедшим учителям, рабочими проблемами для которых были лишь пациенты, студенты и журнал их успеваемости.

Заключение

Таким образом, несмотря на то, что в вузах появились учебно-методические управления, призванные заниматься организацией учебного процесса и мониторингом его качества, в них по-прежнему отсутствует систематизация и научная организация методической работы. При таком количестве, все нарастающем, в том числе, учебно-методического материала, приходится поставить вопрос о выделении ставки методиста с отдельной системой оплаты в составе каждой кафедры или блока кафедр. Это позволило бы не отвлекать основной состав от педагогической и врачебной работы, не невротизировать сотрудников, не редуцировать творческий процесс преподавания, который, на наш взгляд, только и может быть настоящим двигателем постижения специальности, чтобы не оказаться перед ситуацией, когда «Кто может - делает, а кто не может -учит» по Дж. Шоу. Причем мы, вполне вероятно, будем вторыми.

Литература

1. Алферов Ю.С., Курдюмов И.М., Писарев Л.И. Оценка и аттестация кадров образования за рубежом. -М., 1997. - 146 с.

2. Васильева Е.Ю. Оценка деятельности преподавателей в российских и зарубежных вузах. - Архангельск: Изд-во Север. гос. мед. ун-та, 2005. - 164 с.

3. Иванов А.. Высшее медицинское образование глазами преподавателей, студентов, врачей и населения // Мед. газета. - 2011. - №60. - С. 10-11.

4. Кац Я.А., Свистунов А.А. Совершенствование методологии преподавания в ВУЗах медицинского профиля // Саратовский науч.-мед. журнал. - 2008. - №2. - С. 15-17.

Информация об авторах

Маслова Наталья Николаевна - доктор медицинских наук, профессор кафедры неврологии и нейрохирургии ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздрава России. E-mail: neuro_smolensk@mail.ru

Павлов Вячеслав Афанасьевич - кандидат медицинских наук, доцент кафедры неврологии и нейрохирургии ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздрава России. E-mail: neuro_smolensk@mail.ru

Кислякова Екатерина Александровна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры неврологии и нейрохирургии ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздрава России. E-mail: neuro_smolensk@mail.ru

Юрьева Наталья Вячеславовна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры неврологии и нейрохирургии ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздрава России. E-mail: neuro_smolensk@mail.ru

Трясунова Марина Александровна - аспирант кафедры неврологии и нейрохирургии ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздрава России. E-mail: neuro_smolensk@mail.ru

Сергеев Владимир Викторович- кандидат медицинских наук, доцент кафедры неврологии и нейрохирургии ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздрава России. E-mail: neuro_smolensk@mail.ru

Майорова Нина Григорьевна - ассистент кафедры неврологии и нейрохирургии ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздрава России и. E-mail: neuro_smolensk@mail.ru

Хамцова Елена Игоревна - ассистент кафедры неврологии и нейрохирургии ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздрава России. E-mail: neuro_smolensk@mail.ru

Пысина Анна Михайловна - кандидат медицинских наук, ассистент кафедры неврологии и нейрохирургии ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздрава России. E-mail: neuro_smolensk@mail.ru

Сныткина Наталья Ниловна - ассистент кафедры неврологии и нейрохирургии ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздрава России. E-mail: neuro_smolensk@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.