Научная статья на тему 'Возможности использования интерактивных технологий в неврологии'

Возможности использования интерактивных технологий в неврологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / INTERACTIVE METHODS / SIMULATION TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маслова Н.Н., Сныткина Н.Н., Пысина А.М., Кислякова Е.А., Павлов В.А.

В статье описаны преимущества интерактивных технологий, используемых в процессе изучения неврологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маслова Н.Н., Сныткина Н.Н., Пысина А.М., Кислякова Е.А., Павлов В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANTAGES OF INTERACTIVE TECHNIQUES IMPLEMENTED IN NEUROLOGY

The article describes benefits of interactive techniques applied in the study of neurology.

Текст научной работы на тему «Возможности использования интерактивных технологий в неврологии»

УДК 616.8(07.07):378.147

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НЕВРОЛОГИИ

Маслова Н.Н., Сныткина Н.Н., Пысина А.М., Кислякова Е.А., Павлов В.А., Сергеев В.В., Юрьева Н.В., Майорова Н.Г., Хамцова Е.И., Трясунова М.А.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

Резюме. В статье описаны преимущества интерактивных технологий, используемых в процессе изучения неврологии.

Ключевые слова: интерактивные методы, симуляционное обучение.

ADVANTAGES OF INTERACTIVE TECHNIQUES IMPLEMENTED IN NEUROLOGY

Maslova N.N., Snytkina N.N., Pysina A.M., Kislyakova E.A., Pavlov V.A., Sergeev V. V., Yurieva N. V., Mayorova N.G., Khamtsova E.I., Tryasunova M.A.

Smolensk State Medical University,

28, Krupskaya St., Smolensk, Russia, 214019

Absract. The article describes benefits of interactive techniques applied in the study of neurolo-

gy.

Keywords: interactive methods, simulation training.

В современном мире всё большее количество инновационных технологий используется в сфере здравоохранения. В текущих условия общество стало предъявлять повышенные требования к качеству оказания медицинских услуг. Именно этот показатель и качество жизни пациентов после проведенного лечения лежат в основе оценки профессиональной деятельности специалистов.

В нынешней ситуации традиционная система клинического медицинского обучения не способна в полной мере решить проблему качественной практической подготовки врача, так как основана она, прежде всего, на получении знаний, в то время как в профессиональной сфере оценка специалиста ведется по критериям умений и навыков.

Основными препятствиями в традиционной схеме являются отсутствие непрерывной обратной связи между учащимся и преподавателем, отсутствие возможности

практической иллюстрации многообразия клинических ситуаций, а также морально-этические, законодательные ограничения в общении учащихся с пациентами [3].

Следовательно, ведущей задачей нынешнего высшего и последипломного медицинского образования является создание оптимальных условий для развития у обучающихся необходимого спектра компетенций и прочно закрепленных практических навыков. Сюда можно отнести развитие способности быстрого принятия решений и безупречного выполнения основного ряда манипуляций, особенно в ситуациях с неотложными состояниями.

Одна из ключевых задач для нынешнего преподавателя - сделать процесс обучения интересным для студентов, динамичным, современным и показательным [2]. В этом педагогам пришли на помощь интерактивные технологии и создание широкого арсенала тренажеров, имитирующих приближенные к естественным условиям си-

туации, с возможностями для практических действий, компьютерное моделирование всевозможных клинических случаев в динамике их развития. Все это открывает новые горизонты для практической клинической подготовки, повышения квалификации и оценки ее уровня у студентов и врачей.

Интерактивные методы (от англ. inter -«между»; act - «действие») - позволяющие учиться взаимодействию между собой.

Преимуществами интерактивных методов обучения являются индивидуальность с учетом особенностей личности, интересов и потребностей каждого ученика, возможность емко и в то же время сжато представить любой объем информации, визуальное восприятие, значительно упрощающее процесс усвоения материала, активация познавательной деятельности студентов, получение теоретических знаний и практических навыков.

Примерами интерактивных образовательных технологий, способов и методов обучения, которые могут быть рекомендованы для использования в учреждениях высшего медицинского образования, яв-

сия-форум;

деловая и ролевая учебная игра; метод малых групп; разбор клинических случаев; написание и защита истории болезни; посещение врачебных конференций и консилиумов;

участие в научно-практических конференциях, съездах, симпозиумах; научно-исследовательская работа сту-

работ;

выполнение и защита рефератов; проектная технология;

- экскурсии.

Особого внимания заслуживают симу-ляционные занятия с использованием виртуальных обучающих программ, интерактивных атласов, компьютеров, тренажёров, имитаторов [1].

С приходом в систему здравоохранения страховой медицины существенно изменились взаимоотношения между пациентом и врачом. Пациент вправе выбрать медицинское учреждение и специалиста для оказания врачебной помощи, требовать соответствующего отношения к себе как личности. На этом фоне обучающиеся в процесе освоения практических навыков при общении с пациентами сталкиваются с рядом формальностей и психологических аспектов. В клиниках для получения разрешения на проведение любых лечебно-диагностических процедур студент должен иметь персональную медицинскую книжку и разрешение руководителя лечебного учреждения и заведующего отделением. Кроме того, обучающемуся необходимо заслужить доверие пациента.

В связи с вышесказанным, можно считать симуляционное обучение одним из обязательных компонентов в подготовке специалиста, который использует модель профессиональной деятельности с целью предоставления возможности выполнения необходимых навыков в соответствии со всеми стандартами оказания медицинской помощи.

Согласно типологии симуляционных методик, предложенной в 2007 году Гиль-омом Алинье, можно выделить шесть уровней. На начальный «нулевой уровень» помещены «письменные симуляции» -клинические ситуационные задачи. На 1-м уровне размещена группа объемных моделей: низкореалистичные манекены, фантомы, тренажеры навыков. В группу 2-го уровня отнесены изделия, «имеющие экран». На основе данного признака в этой группе объединены компьютерные ситуационные задачи, тестовые программы, видеофильмы и симуляторы виртуальной реальности, в том числе, и виртуальные хирургические тренажеры. На 5-м уровне располагаются стандартизированные па-

ляются:

- занятие-конференция;

- тренинг;

- дебаты;

- мозговой штурм;

- мастер-класс;

- «круглый стол»; регламентированная дискуссия, дискус-

дента;

проведение предметных олимпиад; выполнение письменных аналитических

циенты и ролевые игры. Уровень 4 представлен манекенами среднего класса с электронным или компьютерным управлением. Наконец, на высший, 5-й, уровень отнесены компьютерные манекены-симуляторы пациента высшего класса реалистичности [4].

Наиболее простой и распространенной является практика использования в учебном процессе ситуационных задач. Их целесообразность и пользу нельзя оспорить. Однако все они чаще всего построены по одной классической схеме и рассчитаны на индивидуальное принятие решений студентом или на коллективный разбор вместе с преподавателем.

Доступные в большинстве учебных заведений наглядные пособия, фантомы, тренажеры простых манипуляций удовлетворяют требованиям лишь среднего образования.

Для формирования «клинического мышления» будущего врача целесообразно создание на базе медицинских вузов симу-ляционно-аттестационных центров - учреждений, осуществляющих с помощью симуляционных технологий обучение, тестирование, аттестацию студентов, ордина-

торов, аспирантов и врачей; научные исследования, клинические и технологические эксперименты; апробацию и экспертизу новой медицинской техники, технологий, методик.

Целью симуляционного обучения является имитация профессиональной деятельности с высокой степенью достоверности, приближенная к реальности.

Преимущества симуляционного тренинга очевидны: получение клинического опыта в виртуальной среде без риска для пациента, объективная оценка достигнутого уровня мастерства, неограниченное число повторов в процессе отработки навыка, независимость тренинга от графика работы клиники, возможность обучения алгоритмам действий при редких и жизне-угрожающих патологиях, снижение уровня стресса при первых самостоятельных манипуляциях.

Симуляционное обучение не решает все проблемы высшего медицинского образования, но при этом оно являются действенным и эффективным инструментом для решения определенных задач практического здравоохранения [4].

Литература

1. Артюхина, А.И., Чумаков, В.И. Интерактивные методы обучения в медицинском вузе [Текст]: учебное пособие. Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2011. - 32 с.

2. Дианкина, М.С. Профессионализм преподавателя высшей медицинской школы (психолого-педагогический аспект) [Текст]. М.: Интелуниверсал, 2002. - 256 с.

3. Инновационные технологии в высшем медицинском образовании. Проблемы. Анализ. Суждения [Текст]: мат. науч-метод. конференции / Под редакцией Шуматова В.Б. Владивосток: Медицина ДВ, 2013. - 132 с.

4. Симуляционное обучение в медицине [Текст] / Под редакцией Свистунова А.А. Составитель Горшков М.Д. М.: Изд-во Первого МГМУ им. И.М.Сеченова, 2013. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.