Научная статья на тему 'Не повторить ошибку в целеполагании'

Не повторить ошибку в целеполагании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комарова Жанна

Дискуссия, открытая на страницах журнала «Наука и инновации» относительно того, как формировать новую структуру экономики, позволяющую определить место страны на глобальном рынке труда и капиталов и обеспечить ее экономическую независимость, продолжается. Замдиректора по науке Центра системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси, член Межведомственной комиссии по безопасности в сфере экономики при Совете безопасности Республики Беларусь кандидат экономических наук Георгий ГРИЦ представляет свое видение существующих проблем и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Not to repeat the mistake in the goal-setting

The journal continues the discussion on how to form a new structure of the economy, for to determine the country’s place in the global labor and capital market, and to ensure the economic independence of the country. Deputy Director of the Center of System Analysis and Strategic Research of the NAS of Belarus Georgy Grits gives his opinion on these problems and their solutions.

Текст научной работы на тему «Не повторить ошибку в целеполагании»

РУМ

ДЕЙСТВИЙ

Не повторить ошибку в целеполагании

Дискуссия, открытая на страницах журнала «Наука и инновации» относительно того, как формировать новую структуру экономики, позволяющую определить место страны на глобальном рынке труда и капиталов и обеспечить ее экономическую независимость, продолжается. Замдиректора по науке Центра системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси, член Межведомственной комиссии по безопасности в сфере экономики при Совете безопасности Республики Беларусь кандидат экономических наук Георгий ГРИЦ представляет свое видение существующих проблем и пути их решения.

- В ряде программных документов по формированию промполитики до 2020 г. сделан акцент на традиционные секторы экономики и так называемую догоняющую стратегию развития. Насколько оправдан такой упор?

- Давайте вначале обратимся к понятийному аппарату. Под промышленной политикой подразумевают комплекс правовых, экономических, организационных, образовательных, информационных, социально-инфраструктурных и иных мер государственного воздействия на промышленную деятельность, с тем чтобы формировать конкурентоспособные отрасли национальной экономики, развивать промышленность, обеспечивать безопасность страны. Наша индустрия традиционно отличалась большим количеством сборочных производств с последующим экспортом готовой продукции. Отсюда и естественное желание директорского корпуса в начале 1990-х гг., уже вне рамок плановой экономики, вписаться в существующую международную кооперацию или интеграционные связи. Но он наткнулся на существенное противодействие со стороны не только иностранных компаний, но и государств. В связи с чем руководство республики приняло ряд стратегических решений, из которых стоит остановиться на двух. Во-первых, приоритетом во внешнеторговых отношениях были выбраны не страны дальнего зарубежья, а восстановление утраченных позиций на рынках СНГ, и в первую очередь - России. Во-вторых, промышленная политика была направлена на точечную поддержку прежде всего тех отраслей, которые уже были обеспечены ресурсами и могли дать наиболее быстрый эффект. С сохранением этих подходов в 2014 г. была принята Программа развития промышленного

комплекса Беларуси на период до 2020 г. Хотя уже тогда многие эксперты предупреждали, что декларирование в качестве основной такой цели, как формирование конкурентоспособного инновационного промышленного комплекса, ориентированного на создание высокопроизводительных рабочих мест и рост производительности труда по добавленной стоимости не менее 50% от европейского уровня, может стать, в лучшем случае, одним из средств повышения конкурентоспособности традиционных отраслей экономики, и то при условии льготных цен на сырье и более низкой, по сравнению с западными странами, заработной платы работников. То есть авторы подменили цель средством. Поэтому сегодня главное - не повторить ошибку в целеполага-нии. Причем вопрос даже не в том, что в условиях продолжающегося глобального кризиса для стран с малой экономикой и недостаточными финансовыми резервами, таких как Беларусь, существенно уменьшаются возможности господдержки. Основная проблема в том, что мировая экономика находится на этапе смены промышленной парадигмы. Попытаюсь обосновать свой тезис. В период с 1995 по 2010 г. объемы продаж обрабатывающей промышленности в постиндустриальных странах в сопоставимых ценах выросли на 65,8%, тогда как высокотехнологичных секторов - почти в 2,8 раза. Прибыльность в наукоемких отраслях также выше. В традиционных, в том же машиностроении, в прошлом году в среднем она не превышала 5%, а у первых 50 крупнейших компаний мира рентабельность инвестиционного капитала составила более 15%, и в основном они производят продукцию, соответствующую V-VI технологическим укладам. Такие тренды продолжают сохраняться. Но это отнюдь не означает, что, к примеру, отечественное машиностроение - отрасль без будущего. Просто при определении средне- и долгосрочных планов следует делать ставку на прорывные инновационные технологии. Заинтересованным я бы рекомендовал ознакомиться с соответствующими стратегическими концепциями таких известных немецких фирм, как VW Group и Adidas.

- Однако промышленная политика, по мнению ряда отечественных экономистов,- рудимент социализма. Стоит с этим согласиться?

- Видимо, авторы таких идей, как говорил еще Владимир Ленин о своих оппонентах,- «очень далеки от народа», а в нашем случае - от понимания, что представляет собой отечественный промсектор, со всеми его проблемами и преимуществами. У меня нет сомнения, что на современном этапе суверенного развития Беларуси первостепенное значение приобретает именно выработка адекватной промышленной политики и последующая трансформация на этой основе нынешних программных и прогнозных документов, стимулирующих развитие как реального сектора экономики, так и профильных научных и инновационных организаций.

Президент неоднократно подчеркивал, что это должно быть сделано не путем экстенсивных решений за счет автоматического уменьшения бюджетной поддержки или доли госсектора, а через поиск современных и эффективных форм участия государства в этих процессах. Обратимся к зарубежному опыту. Основным инструментом проведения государственной инновационной политики Германии является Высокотехнологичная стратегия до 2020 г. В дополнение к ней принят План действий, содержащий 10 критически важных направлений, в том числе инициативу «Индустрия 4.0», которая обозначена немецким правительством как важнейшая мера по консолидации технологического лидерства страны в секторе машиностроения. Аналоги «Индустрии 4.0» имеются и в других государствах: «Smart Factory» - Нидерланды, «Usine du Futur» - Франция, «High Value Manufacturing Catapult» -Великобритания, «Fabbrica del Futuro» - Италия, «Made Different» - Бельгия, «Сделано в Китае - 2025» - КНР. Кстати, китайская программа, с учетом формирующегося стратегического партнерства между нашими странами, представляет особый интерес. Она принята в 2015 г. и включает модернизацию национальной обрабатывающей промышленности по 9 приоритетам. Среди них повышение инновационного потенциала, углубление структурной перестройки и интернационализация обрабатывающего сектора, рост уровня интеграции информационных технологий и индустрии, укрепление потенциала базовых отраслей промышленности, внедрение «зеленой» экономики, развитие производственных услуг и прочее. Анализ вышеназванных программ показывает, что современная индустриализация

развитых стран предполагает создание новых производственных площадок и использование высоких технологий. В то же время простое заимствование у наших, близких и не очень, соседей оперативных и тактических шагов построения собственной промышленной политики с ориентацией на так называемую экономику знаний вряд ли уместно. У развитых и развивающихся стран различаются стратегические цели экономического роста. Задача первых состоит в том, чтобы не допустить потери технологического лидерства. Их будущее прежде всего зависит от правильной оценки возможности появления на мировом рынке прорывных технологий. Задача вторых, а именно к этой группе относится Беларусь, несколько скромнее - выйти на уровень первых, «отвоевать» свою нишу в системе мирового разделения труда. Именно поэтому при формировании собственной стратегии инновационного развития главное - не ошибиться в приоритетах, взвешенно определить их количество. Ибо если мы начнем заниматься всем, то это значит, что не будем заниматься ничем, не будем ничего развивать. Еще один тезис не вызывает сомнений: основу пакета мер промышленной политики Беларуси должны составлять механизмы получения новых знаний, их превращения в инновации. Причем акцент должен быть сделан на использование национального научно-технологического потенциала.

- Взвешенная промышленная политика, как правило, выбор несбалансированного развития. Скажем так, сознательное нарушение естественных функций рыночной саморегуляции. И все это для того, чтобы обеспечить прорывы на заданных направлениях

по горизонту долгосрочного планирования...

- Система приоритетов призвана предопределить наиболее эффективные направления, которые могут стать своего рода локомотивом в формировании новых производств, способствовать техническому прогрессу всего народного хозяйства. При разработке новой концепции промполитики нам следует ориентироваться на горизонт 2030 г. и дальше. И в этом случае без использования современных прогнозных методик, например форсайта, не обойтись. Даже разработанная Евразийским межправительственным советом Концепция основных направлений промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза носит среднесрочный характер и сформирована исходя из целесообразности углубления промышленной кооперации в течение последующих 5 лет. Что касается госпрограммы развития Минпрома на 20162020 гг., то, к сожалению, документ представляет собой

сборную солянку инвестпроектов от подведомственных предприятий. В то же время в России на VII международной выставке «Иннопром», прошедшей в середине июля нынешнего года в Екатеринбурге, специалисты обсуждали перспективы и условия формирования новых базисных технологий четвертой промышленной революции, основанных на принципах сервис-ориентированного проектирования. За этой абстрактной формулировкой стоят технологии Интернета вещей и их применение в индустрии. Главные выгоды от их внедрения на уровне предприятий, по подсчетам Deutsche Bank,- увеличение производительности до 30% и предсказуемость промышленной системы. Эксперты Министерства энергетики США еще в 2010 г. заявляли, что IIoT позволит экономить до 12% на плановом ремонте оборудования и до 30% - на общих эксплуатационных расходах, а также избежать аварий в 70% случаев. По оценкам крупнейших игроков рынка Интернета вещей, к 2020 г. в мире будет 25-30 млрд устройств, подключенных к Интернету, 2% из которых, по прогнозу Минпромторга России, будет локализовано у них. Расходы мировых компаний на индустриальный Интернет к 2020 г. достигнут 500 млрд долл., к 2030 г. он обеспечит прирост глобального ВВП на 15 трлн долл. Понятно, что такие инвестиции нам не по плечу. Но почему заинтересованные белорусские ведомства и организации самоустранились от этого обсуждения? Хотя у нас есть несомненный потенциал и конкурентные преимущества - тот же Парк высоких технологий.

- Ряд отечественных и западных экспертов, в том числе в лице наших кредиторов, утверждает, что сектор госпредприятий в его нынешнем состоянии содержит большие риски для экономики Беларуси. Фактически они настаивают на его реструктуризации, приватизации, отмене директивных показателей, кредитования... Это меры, которые, по их мнению, приведут к повышению эффективности пром-производства, к созданию новых рабочих мест в перспективных отраслях и благоприятных условий для развития частного сектора. Насколько необходимо

и возможно следовать данным рекомендациям?

- Неотложная реструктуризация и модернизация, особенно в промышленном секторе, является постоянным требованием Президента и стоит на повестке дня Правительства. Но для комплексного понимания проблемы следует вернуться к одной из фундаментальных задач промышленной политики - обеспечению социально-экономического развития и безопасности

ФОРУМ ДЕЙСТВИЙ

страны. Сегодня структурные преобразования на практике не скажешь, что не идут, скорее их сдерживает некая инерционность, что обусловлено нерешенностью проблемы высвобождения излишней численности на убыточных предприятиях. Но это проблема не только Беларуси. Как показывает мировой опыт, структурные реформы в экономике всегда сопровождаются так называемым трансформационным спадом - периодом значительного сокращения объемов производства, замедлением роста ВВП, снижением реальных доходов населения и безработицей. В свою очередь, затянувшийся процесс трансформации, чрезмерная глубина экономического спада или отсутствие понимания населением соотношения издержек и выгод реформ могут привести к увеличению количества граждан, не желающих перемен, и потенциально - к нестабильности. Именно по этой причине состояние рынка труда следует рассматривать как своеобразный индикатор, по которому можно судить о национальном благополучии, об эффективности выбранного курса реформ и его привлекательности для жителей страны. Занятость на наших предприятиях и в организациях является основной формой трудоустройства: порядка 80% от всего занятого населения сегодня работает таким образом. В данном контексте уместно привести несколько цифр, характеризующих потенциальные проблемы на рынке труда. По информации органов статистики, среднесписочная численность работников организаций с уровнем рентабельности менее 5% на начало мая 2016 г. составляла порядка 1,4 млн человек. Схожие данные приведены и в заключении Евразийского банка развития, где отмечается, что наличие избыточной занятости в экономике Беларуси, около 20%, является одним из ключевых факторов формирования неустойчивых макроэкономических дисбалансов, включая дисбаланс между уровнем реальных доходов и производительностью труда.

Теперь о тезисе, что финансовая диета и форсирование процесса приватизации госсектора на институциональной основе создадут благоприятные условия для развития частного сектора, в том числе и новые рабочие места в перспективных отраслях. Опять же обратимся к статистике. Средняя численность работников предприятий малого и среднего бизнеса на 1 января 2016 г. составила 762,8 тыс. человек, а на аналогичную дату 2015 г.- 818, 4 тыс. То есть за год она сократилась почти на 55,7 тыс. Более того, как следует из результатов майского анкетирования коммерческих организаций негосударственной формы собственности, проведенного НИИ труда и социальной

защиты в рамках мониторинга социально-трудовой сферы Республики Беларусь, из всех мер, направленных на обеспечение опережения темпов роста производительности труда над темпами роста заработной оплаты, с большим отрывом лидирует ответ «оптимизация численности персонала и структуры управления». Его выбрали 21,65% респондентов. За «освоение новой продукции и поиск новых рынков сбыта», «увеличение загрузки производственных мощностей» и «выявление и устранение производственных потерь» высказались соответственно 16,7; 2,0 и 0,3% опрошенных. Так что надежда на то, что малые и средние компании трудоустроят всех работников с проблемных предприятий, по крайней мере, оптимистична. И наконец несколько цифр, ставящих под сомнение саму аксиому отдельных либерального толка экономистов, утверждающих, что по своей сути частный бизнес более эффективен, чем государственный. Сразу оговорюсь: при проверке этого утверждения желательно использовать статистические данные не какой-то абстрактной или другой страны, а именно Беларуси, причем, как говорится, здесь и сейчас. По данным Министерства финансов, в 2015 г. прибыльными были только 1361 из 2212 открытых акционерных обществ, исключая банки и страховые компании. Таким образом, каждое третье ОАО, которое по своей сути не является госсобственностью, убыточно. Проведенная недавно сравнительная оценка эффективности работы предприятий с различной формой собственности, от унитарных госпредприятий до частных иностранных, по уровню рентабельности продаж, общей и просроченной задолженности по кредитам и займам, дебиторской и кредиторской задолженности и другим показателям оказалась неожиданной: предприятия с преимущественно государственной и иной республиканской формой собственности практически по всем параметрам попали в лидеры. Конечно, для чистоты эксперимента стоило бы очистить статистику от адресных преференций, но, как говорится, факт налицо.

- Это еще раз подтверждает необходимость взвешенной стратегии развития промсектора.

Но на ее выработку и реализацию потребуются годы. Что делать белорусским топ-менеджерам сегодня и завтра?

- Если говорить в целом о нашей промышленности, то в течение текущего года следует провести независимую оценку коммерческого и технологического потенциала организаций всего реального сектора экономики

и на ее основе разработать стратегию их трансформации на 2016-2030 гг. с ориентацией на высокорентабельные и перспективные предприятия, а может быть -и целые отрасли. Нужно наконец завершить разработку и внести на рассмотрение Главы государства концепцию и проект нормативно-правовового акта по созданию Министерства промышленной политики, предполагающие разделение функций оперативного управления подведомственными предприятиями, организациями и проведение единой государственной промышленной политики всего народно-хозяйственного комплекса.

Директорскому корпусу целесообразно активизировать процессы включения своих предприятий в импортозамещающие программы Российской Федерации, Союзного государства и ЕАЭС. Параллельно необходимо внедрять современные системы управления, включая мотивировку ключевого персонала, заниматься привлечением внебюджетных источников финансирования, вхождением в производственные цепочки транснациональных корпораций, трансфером перспективных технологий, продажей или передачей непрофильных социальных активов местным органам власти, проведением переговоров с профильными компаниями стран ЕАЭС о координации исследовательских, производственных, маркетинговых и сбытовых стратегий.

Отдельно хотелось бы обозначить предложения, которые уже реализуются у наших восточных соседей и которые, на мой взгляд, стоило бы инициировать у нас. Вот некоторые из них: принятие программы поддержки инвестиционных проектов по принципу проектного финансирования, действующей на территории Российской Федерации; создание государственной информационной системы промышленности для оказания информационной и консалтинговой поддержки субъектам промышленности, Национального гарантийного фонда как инструмента кредитной доступности для малого и среднего бизнеса, занимающегося инновациями и производством, комплексной системы, позволяющей оперативно проводить экспресс-анализ благонадежности и кредитоспособности потенциальных инвестпартнеров, включая платежную дисциплину в процессе исполнения договорных обязательств. Необходимо сконцентрироваться на создании условий для ускоренного развития сферы инжиниринговых услуг. К примеру, соответствующий проект федерального закона «Об инжиниринге и государственной поддержке инжиниринговой деятельности в Российской Федерации» уже внесен на рассмотрение в Госдуму. В части последнего предложения представляется целесообразным взять за основу и дополнить проект

Декрета Президента Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. №12», который находится на согласовании в Правительстве, еще одним новым видом деятельности для потенциальных резидентов ПВТ - инжиниринговыми услугами, особенно в области Интернета вещей и индустриального Интернета.

- В Беларуси, по экспертным оценкам, бизнес, включая предприятия, основанные на государственной форме собственности, тратит на науку и инновации только 10-15%, в то время как в США, Франции, Германии - 70%. Прокомментируйте эту ситуацию.

- Причина в недостатке преференций и льгот для тех, кто финансирует научные исследования. Поэтому важнейшая задача - формирование инновационных мотиваций хозяйственной деятельности, установление государственных ориентиров и стимулов к инновационной модели развития. Данное предложение требует соответствующих изменений и дополнений действующего законодательства и принятия новых нормативных актов. В частности, в 2016 г. необходимо разработать целевую государственную программу по коммерциализации научно-технических разработок, проект закона и методику в сфере коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности. Стоит выделить еще несколько первоочередных действий, которые следует предпринять: списание части затрат на НИОКР из налогооблагаемой базы; установление налоговых льгот при увеличении таких расходов; освобождение предприятий от уплаты НДС при приобретении объектов интеллектуальной собственности, равно как и организаций-разработчиков, продающих такие продукты и технологии; ускоренная амортизация нового научного оборудования; поддержка экспорта наукоемкой продукции и подготовка кадров по коммерциализации научных разработок; вовлечение интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот.

И главное, сделать все это надо как можно быстрее. В 2017 год мы должны войти не только с ответами на вопросы, которые ставит нам жизнь, но и с понятной нормативно-правовой базой, пошаговой стратегией устойчивого развития. СИ

Жанна КОМАРОВА

¿р Зее: http://innosfera.by/2016/09/goal-setting

им1|||

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.