Научная статья на тему 'Инновационные горизонты Беларуси'

Инновационные горизонты Беларуси Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Емельянович Ирина

Строительство новой инновационной Беларуси во многом опирается на два основополагающих документа реализованную в прошлом году Государственную программу инновационного развития на 2007-2010 гг. и новую, формируемую на 2011-2015 гг. Это грандиозные народнохозяйственные планы развития страны, охватившие практически все отрасли экономики от атомной энергетики до производства медицинского инструментария. О том, какой спектр инициатив удалось претворить в жизнь и что предстоит сделать в ходе осуществления новой программы, рассказывает председатель Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Игорь ВОЙТОВ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative horizons Belarus

The construction of new innovative Belarus is largely based on two key documents implemented in the past year the State program of innovative development for 2007-2010 and the new generated for 2011-2015 Is ambitious economic development plans of the country, covering almost all sectors of the economy from nuclear energy to production of medical instruments. About what range of initiatives have been implemented and what remains to be done in the implementation of the new program, says the Chairman of the State Committee for science and technologies of Belarus Igor VOITOV.

Текст научной работы на тему «Инновационные горизонты Беларуси»

>S S

S

а

s

и

СОЕДИНИТЕ ЗНАНИЕ И ТРУД, ДАЙТЕ ЗНАНИЕ ТЕМ ЛЮДЯМ, КОТОРЫЕ ПО НЕОБХОДИМОСТИ ИЗВЛЕКУТ ИЗ НЕГО ВСЮ ЗАКЛЮЧАЮЩУЮСЯ В НЕМ ПРАКТИЧЕСКУЮ ПОЛЬЗУ, И ВЫ УВИДИТЕ, ЧТО БОГАТСТВА СТРАНЫ И НАРОДА НАЧНУТ УВЕЛИЧИВАТьСЯ С НЕВЕРОЯТНОЙ БЫСТРОТОЙ.

ДМИТРИЙ ПИСАРЕВ

ИНСТИТУТ МЕХАНИКИ МЕТАЛЛОПОЛИМЕРНЫХ СИСТЕМ ИМ. В.А. БЕлОГО

нан Беларуси

27-30 июня 2011 г., Гомель

Тел.: (+375 232) 77 46 26, Факс: (+375 232) 77 52 11

http://mpri.org.by

E-mail: mpri-conf@mail.ru

_ V

Инновационные горизонты Беларуси

Строительство новой инновационной Беларуси во многом опирается на два основополагающих документа - реализованную в прошлом году Государственную программу инновационного развития на 2007-2010 гг. и новую, формируемую на 2011-2015 гг. Это грандиозные народнохозяйственные планы развития страны, охватившие практически все отрасли экономики - от атомной энергетики до производства медицинского инструментария. О том, какой спектр инициатив удалось претворить в жизнь и что предстоит сделать в ходе осуществления новой программы, рассказывает председатель Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Игорь ВОЙТОВ.

- Игорь Витальевич, недавно подведены итоги реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 гг. Удовлетворительны ли результаты ее выполнения?

- Основные достижения программы стали тем фундаментом, на котором будет строиться наша дальнейшая работа. Выполненные в ее рамках около тысячи проектов обеспечили выпуск принципиально новой и инновационной продукции на сумму около 15 трлн руб., значительно вырос ее объем. Создано около 14 тыс. высококвалифицированных рабочих мест, введено в эксплуатацию около тысячи производств, снизился износ

основных фондов, увеличилось количество предприятий, сертифицированных по Международной системе качества и управления. Под эгидой ГКНТ были реализованы совместные инвестиционные проекты, среди которых организация производства химических средств защиты растений в ООО «Франдеса», пенополиуретана и изделий с его использованием в свободной экономической зоне «Могилев», плодоовощного пюре в ОАО «Ельский консервный завод», мебельного производства в СООО «ЗОВ-Плита», модернизация мощностей в ОАО «Брестское пиво» и СЗАО «Пивоваренная компания «Сябар». Значительное внимание ГКНТ уделял привлечению частного бизнеса для реализации инновационных проектов в рамках программы. К ним относятся расширение производства сельскохозяйственных машин и механизмов на ЧПУП «Мозырьагросервис», создание предприятия по выпуску водогрейных котлов на твердых видах топлива в ООО «Меркурий», организация производства парафинированных топливных брикетов на ЧПТУП «Региональная экологическая компания» в Островецком районе, а также труб из сшитого полиэтилена, ПИ-труб, ПЭ-труб и фитингов в ОАО «Модуль».

- В настоящее время ГКНТ совместно с госзаказчиками формирует новую программу на 2011-2015 гг., в рамках которой будут продолжены работы по инновационному строительству. Каковы ее задачи?

СИНЕРГИЯ ЗНАНИЙ

- Они поистине амбициозны: обеспечение достижения главного приоритета республики - вхождение в число 30 наиболее конкурентоспособных стран мира, перевод национальной экономики в режим интенсивного развития и решение важнейших задач по сбалансированности всех ее отраслей, значительному, в 2,2 раза, росту экспорта, трехкратному увеличению объемов экспорта высокотехнологичной продукции, формированию положительного торгового баланса, решению вопросов импортозамещения.

К 2015 г. планируется достичь основных показателей развития научно-технической сферы и научно-технологической безопасности республики: довести удельный вес инновационной продукции промышленными организациями до 20-21% от общего ее объема, долю инновационно активных предприятий в промышленном секторе - до 40%, внутренние затраты на науку - до 2,5-2,9%) к ВВП, численность работников, выполняющих исследования и разработки, - до 37-40 тыс. человек.

- Доработка и принятие каких законодательных актов необходимы, чтобы обеспечить ускоренное развитие инновационной деятельности в стране и охрану прав на объекты интеллектуальной собственности?

- В этой связи актуальна работа по подготовке проекта Закона «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь». Он определит правовые и организационные основы этих двух составляющих, обеспечит построение единой, внутренне непротиворечивой и эффективной системы управления инновационной работой, а также будет способствовать созданию условий наибольшего благоприятствования для нее. В развитие данного закона следует принять пакет законодательных актов, предусматривающих внесение изменений и дополнений во многие имеющиеся документы. Так, упомянутый проект нуждается в согласованности с Законом «Об основах государственной научно-технической политики» и разграничении сфер действия этих законов. Требуются также коррективы в Гражданский кодекс Республики Беларусь в части более четкого регламентирования отношений по использованию результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ между заказчиком

и исполнителем, в Налоговый кодекс - по

предоставлению налоговых льгот организациям, выпускающим и реализующим высокотехнологичные и инновационные товары, работы, услуги. Следует исключить нормы, дублирующиеся в проекте и Указе Президента Республики Беларусь от 03.01.2007 г. №1 «Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры и внесении изменения и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 30.09.2002 г. №495».

В коррективах нуждаются и нормы Указа Президента Республики Беларусь от 23.10.2009 г. №518 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом». Они касаются понижающих коэффициентов за арендуемые площади. Для субъектов инновационной инфраструктуры - технопарков, центров трансфера технологий, научных организаций, юридических лиц, у которых доля услуг в области исследований и разработок в стоимостном выражении составляет не менее 50% общего объема производства, он будет равен 0,1; для предприятий, выпускающих не менее 30% высокотехнологичных товаров, и резидентов технопарков - 0,5.

Не должен остаться без внимания и Указ Президента Республики Беларусь от 23.10.2006 г. №631 «О структуре, функциях и численности работников местных исполнительных и распорядительных органов», требующий дополнений в части создания самостоятельных структурных подразделений по вопросам инновационного развития в указанных органах.

- Для формирования дееспособной и эффективной инновационной системы и благоприятной институциональной среды помимо совершенствования старых нужны и новые законы. Каких правовых основ нам не хватает?

- Существует потребность и в принятии Закона «О коммерческой тайне», который обеспечит комплексное регулирование отношений, связанных с охраной нераскрытой информации, а также будет способствовать устранению существующих противоречий

и гармонизации законодательства нашей страны с законодательством Российской Федерации в этой области. На повестке дня - развитие законодательства в сфере интеллектуальной собственности с учетом международных стандартов, включая Согла-

шение Всемирной торговой организации по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, и его гармонизация с законодательствами основных геополитических и экономических партнеров республики, в том числе в рамках соответствующих региональных объединений государств. В этой связи должна быть принята новая редакция Закона «Об авторском праве и смежных правах», предусматривающая повышение эффективности проводимой государственной политики в области охраны интеллектуальной собственности. Чтобы активизировать предпринимательское творчество и придать новый импульс изобретательству, следует разработать проект законодательного акта, включающего меры по стимулированию новаторства, среди которых - предоставление на конкурсной основе специальных грантов авторам изобретений.

- Нерешенность каких проблем негативно сказывается на становлении отечественного инновационного потенциала и какие факторы сдерживают инновационную активность предприятий реального сектора экономики?

- Инновационную экономику нельзя построить силовыми способами, управление ею должно осуществляться прежде всего с помощью формирования благоприятной среды - экономической, хозяйственной, правовой, налоговой. Административные меры без должного использования рыночных стимулов не в состоянии активизировать инвестиционные и инновационные процессы. Как я уже отметил, и имеющаяся институциональная среда не создает достаточных условий для полного использования уже существующих конкурентных преимуществ республики, воздвигает административные барьеры для предпринимательской активности. Плюс ко всему - слабо развиты фирменная наука, кооперационные связи между научно-исследовательскими институтами и реальным сектором экономики, консалтинговые услуги - консультационные, информационные, юридические и другие - по выводу инновационной продукции на рынок. Больше внимания следует уделять формированию маркетинговых стратегий на предприятиях, вовлечению в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности, технологическому переоснащению производства для выпуска инновационной продукции, проведению экспертиз разработок.

48 НАУКА И ИННОВАЦИИ №6(100) Июнь 2011

- Какие меры будут предприняты для того, чтобы «состыковать» все звенья НИС и продолжить ее создание?

- С этой целью будет открыт специальный Инновационный банк (Инновационно-инвестиционный банк, Банк развития), работающий в особом правовом режиме. Его структура предусматривает наличие системы по обучению менеджменту инновационного бизнеса, прежде всего для малых и средних предприятий, дальнейшее образование в системе НАН Беларуси научно-практических и научно-технологических центров. При ГКНТ создан общественно-консультативный совет с участием предпринимателей и их объединений. Намечено формирование структурных подразделений в органах госуправления, облисполкомах

и Мингорисполкоме, горрайисполкомах, которые непосредственно должны отвечать за инновационное развитие отраслей и регионов, образование республиканских отраслевых и региональных подразделений по коммерциализации интеллектуальной собственности. К концу нынешнего года предполагается ввести должности официальных представителей ГКНТ и НАН Беларуси в посольствах нашей страны. Кроме того, будет значительно расширена инновационная инфраструктура: созданы венчурные фонды, новые конструкторско-технологические, проектные организации и опытные производства отраслевой и заводской науки, инженерно-технические центры, филиалы университетских кафедр на предприятиях, отраслевые лаборатории в университетах и академических институтах. Упор планируется сделать на совместные научно-производственные центры, сети крупных инжиниринговых компаний, отраслевых и территориальных интегрированных структур - холдинги, кластеры, финансово-промышленные группы с передачей им функций хозяйственного управления от государственных органов.

- Невзирая на наличие механизмов передачи научно-технических разработок в производство, по-прежнему остается не до конца решенной проблема реализации полного инновационного цикла. Как, по-вашему, следует усовершенствовать этот процесс?

- Для этого нужно модернизировать экономику на основе технологических инноваций, обеспечить благоприятную

институционально-правовую среду, перестроить действующие структурно-функциональные блоки НИС, обеспечить взаимодействие всех ее элементов - научного сектора, сферы образования, производственных комплексов, повысить их инте-грированность и эффективность. Следует акцентировать внимание на развитии инновационного предпринимательства, финансовой инфраструктуры, институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности, системы государственной поддержки коммерциализации научных результатов, создании мотивационного механизма инновационной деятельности. Во главу угла надо поставить и кадровые вопросы - осуществлять подготовку инновационных специалистов, владеющих системой новейших знаний и отличающихся глубоким пониманием технико-экономической динамики в целом.

- С учетом глобальных тенденций развития каким перспективным направлениям науки и техники будет отдано предпочтение в новой пятилетке?

- Это энергетика и энергосбережение, агропромышленные технологии и производства, промышленные, строительные, химические, информационно-коммуникационные и авиакосмические технологии, медицина и фармация, новые материалы. Будущее - за отраслями, относящимися к V и VI технологическим укладам: индустрии нано- и биотехнологий, авиакосмической, фармацевтической

и микробиологической промышленности. На особом учете обороноспособность и национальная безопасность, рациональное природопользование, ресурсосбережение и защита от чрезвычайных ситуаций.

- Характерной тенденцией современной экономики является стремительное внедрение буквально во все ее сегменты информационно-коммуникационных технологий. Какая роль предписана им в следующем пятилетии?

- Перспективные ИТ и аппаратно-программные платформы - основа V-VI технологических укладов, развитию которых в республике дан зеленый свет. Стратегической целью этого направления является превращение ИКТ в одну из ведущих сфер народнохозяйственного комплекса, долю которой в ВВП к 2015 г. необходимо довести до 10% Предусматривается, что темпы роста отечественного рынка информационно-

коммуникационных технологий превысят средние показатели по экономике в 2-3 раза и Беларусь станет заметным экспортером информационных технологий и программного продукта. Ставится задача внедрить CALS-технологии на всех крупных производствах республики, охватить к 2015 г. клиники страны на 90Уо телемедицинскими системами для удаленных консультаций. К тому же предусматривается разработка ERP-систем, направленных на управление ресурсами организаций, технологий и систем обработки данных и мультимедийной информации, ее хранение, передачу и защиту, развитие интернет-технологий Future Internet, распределенных вычислений и систем. Компьютерные технологии и интеллектуальные системы прочно закрепятся в экономике, медицине, биологии, социальной сфере, государственном управлении, обороне, образовании и на транспорте. Резко повысится уровень автоматизации работ банковского сектора, транспорта, налоговых и таможенных служб и государственного аппарата управления. Будут разработаны средства контроля параметров систем и средств связи и телекоммуникаций, технологии радиочастотной идентификации, системы квантовой криптографии на одиночных фотонах.

Получит новый импульс развитие деятельности в области космических исследований. Будут созданы условия для взаимовыгодного использования российской глобальной навигационной спутниковой системы «ГЛОНАСС», развития производства средств космической связи. Совместно с российскими партнерами будут разработаны космические аппараты для дистанционного зондирования поверхности Земли. Параллельно будет формироваться наземная инфраструктура для управления полетом белорусского спутника. Прием, обработка, распространение и продажа пользователям полученной информации будут сосредоточиваться в автономном комплексе управления Белорусской космической системы, создание которой начнется в ближайшее время. Развитие промышленности высоких и космических технологий станет важнейшей структурной составляющей отечественной экономики и обеспечит старт страны в инновационное будущее.

Ирина ЕМЕЛЬЯНОВИЧ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.