Научная статья на тему 'Не достаточно хороших манер'

Не достаточно хороших манер Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
60
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Не достаточно хороших манер»

НЕ ДОСТАТОЧНО ХОРОШИХ МАНЕР

Е. Кула

В течение всей жизни человек не столько ест, сколько создает себя

Федор Достоевский

Проблема всестороннего развития человека существует с самых ранних времен, когда в Афинах был определен идеал воспитания, в соответствии с которым человек должен быть физически красивым и прекрасным морально. Поднимающий педагогические проблемы в своих трудах Аристотель трактовал созданную им воспитательную систему как систему непрерывного обучения. В Никомаховой этике он писал: «И не достаточно, может, получить в молодости соответствующее воспитание и испытать соответствующую опеку, но и в зрелом возрасте нужно заботиться об этих вещах и привыкать к ним, так же мы нуждались в правах, касающихся как этого возраста, так и вообще всей жизни».

Сегодня под понятием всестороннего развития мы понимаем процесс не только образования и воспитания, но также и своеобразного врастания в культуру. В более широком смысле следует понимать тут влияние культуры на человека, его связи с ним, а также формирование личности человека через солидную культурную базу. Следовательно, существенно, что человек может использовать достижения культуры и какое значение в его жизни играет контакт с культурой в широком смысле.

Одним из главных принципов непрерывного образования, кроме пополнения и систематизации полученных знаний, является, как известно, ознакомление с современными, новыми формами жизни и новейшими достижениями техники и науки.

Не следует забывать здесь также о развитии умения использовать богатство культуры, причем культуру можно понимать двояко, как популярную и элитарную. Популярная культура выполняет прежде всего развлекательную функцию, а элитарная культура предназначена для более высоких групп, что вытекает из передачи более трудного для восприятия содержания. Как массовая, или популярная, культура, так и элитарная являются частью жизненного процесса, ведь кем был бы образованный человек, совершенно не знакомый с использовани-

461

ем богатств культуры? На эту тему Б. Рассел писал: «Один культурный человек - это слишком мало, чтобы поднять уровень мероприятия хамов, а один хам испортит любое культурное мероприятие». Эта сентенция отлично обнажает современный мир и людей, показывает иллюзорность культуры в нашей жизни.

Условия современной жизни, развитие новых областей науки и техники, а также растущая специализация все более отдаляет человека от культурного наследия. Это особенно беспокоит, поскольку именно сейчас значительно возросло количество образованных людей. А ведь сознательное участие в культурном наследии является вопросом неизмеримого значения, потому что решает судьбу чувства принадлежности к национальной, европейской, средиземноморской культуре, поскольку является решающим в участии в коллективном общественном сознании.

Благодаря солидной культурной базе человек способен обозначить свое положение в обществе, кроме того, культура является основой образования. Человек формируется от самого раннего периода своей жизни, растет в определенных моральных, культурных нормах, обрядах и обычаях, а затем получает необходимые умения, осуществляет выбор ценностей, выбирает стиль и качество своей жизни. Эти процессы происходят в человеке в ходе совершенствования на протяжении всей жизни, в том числе через контакты с культурными центрами.

Кладезью многих ценных жизненных указаний и мудрости человек признает книгу, хотя сейчас, в эру компьютеров, можно констатировать, что их значение переместилось на задний план. Поэтому довольно поучительно звучит утверждение У. Еко, что библиотеки будут все более соответствовать человеку, его потребностям и интересам, поэтому человека следует учить уважению к книге и способу обращения с ней. Это очень тонкое искусство, но для его привития нужно призвать именно школу и тех, кто по долгу службы занимаются непрерывным образованием взрослых, поскольку библиотека является делом школы, страны. Это цивилизационная проблема. И дальше основной функцией библиотек будет поддержка образовательных процессов, реализуемых в разных формах и сохранение культурного наследия человечества.

Значение в формировании таких черт человека, как общественная, национальная и эстетическая восприимчивость, имеет связь с материальными изделиями культуры, с которыми мы можем встре-

462

титься в музее. Они не только приближают историю, но и формируют основу уважения к национальному наследию, а также подтверждают величие человека как существа, способного к созданию совершенных вещей. Музей как своеобразное образовательное учреждение особенно подходит для переживающего кризис гуманистического воспитания, и это благодаря собраниям, являющимся наиболее значительной частью культурного наследия страны, Европы и мира.

Аналогично дела обстоят и с театром: общение с театром - это общение с искусством: сложным, запутанным, добрым, злым, приятным, неприятным. Общение с искусством преобразуется в участие в искусстве, поскольку театр дает возможность одновременного взаимодействия с литературой, пластикой, музыкой, танцем и т. п. Конечно, активное участие в театральной жизни не заменит человеку чтения литературы, прослушивания концертов или осмотра художественных галерей. Но несомненно театр способствует расширению заинтересованности совокупности человеческих художественных достижений, поскольку связан множественными узами с остальными видами искусства.

В свете вышеприведенных рассуждений, роль перечисленных культурных центров в жизни каждого взрослого, образованного человека кажется очевидной. Однако время от времени возвращается вопрос, наверняка ли каждый взрослый, образованный человек участвует в культуре осознанным способом, в состоянии ли он пережить событие, которым является концерт классической музыки, искусство, выставляемое в галерее, или театральный спектакль. Не является ли так, что он приходит в театр, музей, галерею, филармонию, чтобы обозначить свое присутствие, поскольку полагается быть, поскольку положено себя показать, несмотря на то что он не понимает искусство, спектакль, музыкальное произведение?

Аристотель в своей «Политике» писал, что надлежащую пользу от изящных искусств могут получить только те люди, которые сами с увлечением занимаются ими. Поэтому считал, что человек должен быть раньше, в процессе образования, подготовлен к участию в культуре.

Остается лишь добавить, что только так человек сумеет найти в культуре место для тренировки интеллекта, чувство юмора, выбор, одним словом, свободу.

463

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.