Научная статья на тему 'Генезис пермского художественно-культурного феномена'

Генезис пермского художественно-культурного феномена Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
488
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС / МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА КУЛЬТУРЫ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ / ПЕРМСКИЙ БАЛЕТ / ПЕРМСКАЯ ОПЕРА / ПЕРМСКИЙ ТЕАТР / ПЕРМСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФЕНОМЕН / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ARCHITECTURAL IMAGE / FINE ART / LITERATURE PROCESS / MATERIAL RECOURSES OF CULTURE / MUSICAL LIFE / PERM BALLET / PERM OPERA / PERM THEATRE / PERM ART PHENOMENON / AMATEUR PERFORMANCES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Порозов Владимир Александрович

В 1970-е годы искусствоведами и журналистами в культурной жизни России было зафиксировано явление, названное «пермским феноменом». В статье прослеживаются исторические корни явления, его зарождение в непростых условиях послевоенного десятилетия и оттепели 1950-60-х годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENESIS OF THE PERM ART AND CULTURE PHENOMENON

In the 1970s art experts and journalists registered a phenomenon in the cultural space of Russia that was named “Perm art phenomenon”. The paper follows its historical roots, its rise in the hard postwar decade and in the time of the 1950s and 1960s thaw.

Текст научной работы на тему «Генезис пермского художественно-культурного феномена»

УДК 947 (470.53)

Порозов Владимир Александрович

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

ГЕНЕЗИС ПЕРМСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНОГО

ФЕНОМЕНА

Porozov V.A.

Perm State Humanitarian Pedagogical University THE GENESIS OF THE PERM ART AND CULTURE PHENOMENON

Аннотация: В 1970-е годы искусствоведами и журналистами в культурной жизни России было зафиксировано явление, названное «пермским феноменом». В статье прослеживаются исторические корни явления, его зарождение в непростых условиях послевоенного десятилетия и оттепели 1950-60-х годов.

Ключевые слова: архитектурный облик, изобразительное искусство,

литературный процесс, материальная база культуры, музыкальная жизнь, пермский балет, пермская опера, пермский театр, пермский художественный феномен, художественная самодеятельность.

In the 1970s art experts and journalists registered a phenomenon in the cultural space of Russia that was named “Perm art phenomenon”. The paper follows its historical roots, its rise in the hard postwar decade and in the time of the 1950s and 1960s thaw.

Key words: architectural image, fine art, literature process, material recourses of culture, musical life, Perm ballet, Perm opera, Perm theatre, Perm art phenomenon, amateur performances.

Вслед за коллективом известных российских историков под руководством В.В. Журавлева период 1970-х - начала 1980-х гг. можно рассматривать как

© Порозов В.А., 2013

канун кризиса, на пороге которого общество оказалось в «застойные» годы: «Нельзя отрицать, что и тогда миллионы советских людей плодотворно трудились, на отдельных участках народного хозяйства мы заметно продвинулись вперед, но в целом движение все больше замедлялось, трудности возрастали, негативные явления повсеместно разрастались. При этом болезни общества не обнажались, а загонялись внутрь, что усугубляло медленную, но неотвратимую в тех условиях стагнацию экономики, оскудение духовной жизни, что привело в конце концов общество к глубокому кризису» [16, с. 3].

На фоне этого «оскудения» поразительными и во многом пока необъясненными явлениями выглядят книжный и театральный «бумы», которые пережила наша страна именно в годы очевидного застоя, многие из относящихся именно к этому времени достижений отечественной культуры. Тем более неизученными, а порой просто неосвещенными, являются эти явления в российской провинции. Одним из признанных культурных центров России является Пермь. Именно в шестидесятые-семидесятые годы ХХ века город и регион являются средоточием достаточно уникального явления в российской истории, названного «пермским феноменом». Понятие рождено в сферах искусствоведения и журналистики и в научной публикации исторического плана фиксируется впервые.

Первоначально термин был применен прежде всего к прославленному «Дому Чайковского» - Пермскому академическому театру оперы и балета. Музыкальный критик Фарида Фахми писала в 1976 г.: «Феномен Пермского театра оперы и балета известен по всей стране. Смысл этого феномена заключается в почти стопроцентной постоянной посещаемости - постоянной в течение всего сезона, независимо ни от репертуара, ни от времени года, ни от погоды. Конечно же, это самостоятельная и интереснейшая тема для социологических и философских наблюдений, исследований. Даже и на первый, поверхностный взгляд причины этого феномена очевидны, в частности интересный репертуар...» [5]. Попытки трактовать явление как узко

театральное и даже как чисто зрительское предпринимались и позднее. «Социологи и психологи театра, - писала известный театральный деятель Прикамья И.М. Корчмарская, - давно назвали город Пермь феноменом по зрительской заинтересованности в театральном искусстве, сравнивали нас с Грузией и странами Балтии» [14, с. 12].

Однако специальный корреспондент столичного журнала «Театральная жизнь» А. Байгушев в 1974 г. назвал «уральским чудом» весь театральный и даже музыкальный процесс в Перми [6, с 18]. Вот как оценивала, в записи

А. Байгушева, пермскую публику известный музыкант Татьяна Гринденко:

«.Молва о пермской публике гремит. Но действительность не только превзошла все ожидания, она опрокинула все мои представления о публике. Обычно публика реагирует на исполнителя. В Перми публика реагирует на Музыку!» [Там же, с. 20]. Критики и просто интеллигентные гости города с восторгом вспоминали об аншлагах на спектаклях и концертах, о толпах у театральных касс, о подающихся к окончанию спектаклей автобусах многих маршрутов [2, с. 8].

Глубинные причины возникновения пермского феномена уходят в эпоху средневековья и даже в еще более отдаленные времена. Вспомним о пермском зверином стиле и «серебре закамском», свидетельствующих о высокой художественной культуре предков коренного народа - коми-пермяков и их несомненных международных контактах уже в первых веках первого тысячелетия нашей эры. Затем, конечно, строгановская эпоха. Среди разносторонней деятельности первых «профессиональных» управленцев одним из главных направлений со всей очевидностью предстает деятельность меценатская. Результатом такой деятельности является строгановская архитектура, строгановская икона, усольская церковно-певческая школа. И хотя эти явления сложились севернее Прикамья, но, безусловно, оказали на пермскую культуру свое плодотворное цивилизационное влияние. А золотое шитье, система подготовки кадров - это уже неотделимо от истории именно Пермского края. При этом важно подчеркнуть, что когда мы говорим о местных управленцах и даже их династиях, то имеем в виду не только Строгановых, но поколения местной, так называемой «крепостной», интеллигенции -Волеговых, Теплоуховых, например [см., например: 24; 25].

Связующим звеном между древними, коренными художественными традициями и европейским цивилизационным влиянием является уникальное явление пермской деревянной скульптуры. Нельзя не обратить внимание на архитектурный ансамбль города Соликамска; существование с первых десятилетий существования Пермской губернии театров; застройку и озеленение Перми в эпоху классицизма; традицию восприятия оперного театра как одного из старейших в России; уникальный опыт существования в конце XIX века Пермской городской театральной дирекции, финансировавшей театр и управлявшей им от имени городской думы, подвижническую деятельность организатора народных хоров А.Д. Городцова. Наличие интеллигентских «культурных гнезд» со времен Новикова и декабристов позволило Перми взрастить таких корифеев отечественной и мировой культуры, как С. Дягилев, В. Каменский, Д. Мамин-Сибиряк, М. Осоргин, А. Пазовский, Ф. Решетников.

Общий культурный рост региона немыслим без успехов в развитии науки и системы образования. В городе Перми функционировала старейшая уральская типография, был открыт первый на Урале университет. В Перми получали образование изобретатель радио А.С. Попов, выдающийся электротехник В.П. Вологдин, ряд других известных деятелей отечественной науки и техники. Регион дал миру таких ученых, как изобретатель электросварки Н.Г. Славянов, конструктор авиадвигателей А.Д. Швецов. Засвидетельствовано, что тот и другой были высоко ценившими искусство, музыкально одаренными людьми.

Особая страница в истории художественной Перми - плодотворный период пребывания в городе в годы Великой Отечественной войны знаменитой Мариинки. Ленинградский академический театр оперы и балета имени Кирова, корифеи его балета, побывавшие в городе композиторы С.С. Прокофьев и

А.И. Хачатурян, писатели В.А. Каверин, В.Ф. Панова, Ю.Н. Тынянов подняли планку пермского искусства на качественно новую высоту. Но очевидна и настойчивая работа местных деятелей культуры, людей театра и самих зрителей непростого ХХ века. Были предприняты целенаправленные усилия по спасению пермской оперной труппы. Заметим, что в 1920-1930-е годы это был единственный оперный театр страны, работавший не в областном центре, а с началом войны появился даже приказ о его официальном расформировании [21, с. 120-121]. Однако к 1945 году театр был сохранен, и даже были приняты меры к созданию собственной балетной школы - прославленного ныне Пермского хореографического училища.

В 1944 году театр возглавил выдающийся деятель региональной культуры Савелий Григорьевич Ходес. Его авторитет в столичных театральноадминистративных кругах был несомненен. В 1945 году постановлением Совнаркома РСФСР Пермский театр оперы и балета был передан в республиканское подчинение. В Москве был одобрен наградной список представления к почетному званию заслуженного артиста республики, и главный дирижер А.А. Людмилин, певцы Н.Т. Измайлова, А.А. Кулысев и М.Г. Шуйский это звание получили [13, с. 38]. До этого единственным заслуженным артистом в Перми был А.А. Шидловский, и присваивалось ему это высочайшее по тем временам звание не в Перми [19]. В 1946 году пермской опере удалось отпраздновать 75-летие. По этому поводу театр за его заслуги первым из периферийных театров был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Директору театра С.Г. Ходесу было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, А.А. Лазовской, Н.Н. Сильвестровой, Б.И. Балашову - звание заслуженных артистов республики [13, с. 39]. Большая группа работников театра

удостоена орденов и медалей, а звание «орденоносец» было в те годы не менее почетным и значимым, чем звание «заслуженный артист». Пермскими артистами-орденоносцами стали дирижер А.А. Людмилин, певцы С.М. Альбирт, Е.С. Глаголев, Н.Т. Измайлова, Н.Р. Рудаков, М.А. Русин, А.А. Шидловский, М.Г. Шуйский, а также хормейстер Л.Н. Виссонов - главный энтузиаст сохранения театра в первые, самые тяжелые годы войны [1. 1946. 2 авг.]. Создатели двух спектаклей удостаивались Государственных премий СССР, эти и другие работы не раз отмечалась в центральной прессе. В 1955 году театр оперы и балета с успехом гастролировал в Москве [4; 11, с. 74-76].

С большим напряжением для города была капитально отремонтирована и в 1946 году вновь открыта для посетителей государственная художественная галерея, построено здание драматического театра, свое здание получило хореографическое училище. Выпускники училища удачным выступлением на смотре в 1951 году, концертами в Москве в 1955-м и в Ленинграде в 1956 году начали свои триумфальные выступления [7. Д. 75. Л. 48]. В 1950 году в областном центре была проведена первая, десятидневная, декада коми-пермяцкой литературы и искусства. В июне 1953 года в Кудымкаре состоялся первый окружной праздник песни, в котором приняло участие 4188 человек, 109 коллективов [15, с. 146, 147].

Весьма плодотворными для развития пермской региональной культуры стали годы «оттепели». Известный в Перми администратор, заслуженный работник культуры РФ И.М. Ратнер относил первые «феноменологические» явления именно к середине 1950-х [23, с. 19].

В начале 1950-х годов появляются новые имена в немногочисленной ранее пермской писательской организации: наряду с Б.Н. Михайловым,

А.Н. Спешиловым, Е.Ф. Трутневой, Б.В. Ширшовым, а также С.И. Караваевым и Н.В. Поповым из Коми-Пермяцкого округа зазвучали голоса выступивших с первыми произведениями Давыдычева, Селянкина, Фрадкина и других представителей творческой молодежи. В это время пермская областная писательская организация входит в число ведущих в России. В марте 1956 года в Свердловске состоялось совещание уральских писателей, не проводившееся с 1948 года, когда пермяки были представлены двумя поэтами и двумя прозаиками. В этот раз в Свердловск приехали 14 человек. Обсуждалась тема труда. Пермские писатели выдвинули на обсуждение шесть книг, в то время как свердловчане - две, а челябинцы - одну [1. 1956. 19 апр.].

Именно пермская организация дала в рассматриваемый период «путевку в жизнь» Виктору Астафьеву, который из литературного объединения при газете «Чусовской рабочий» вышел к всесоюзной читательской аудитории: в 1962

году его книги одновременно готовились к печати в трех московских издательствах [Там же. 14 марта]. Активно продолжали работать представители старшего писательского поколения Е.Ф. Трутнева, К.В. Рождественская, Н.В. Попов, С.И. Караваев, Б.Н. Михайлов. Ведущие позиции среди пермских мастеров слова заняли Л. Давыдычев, Л. Правдин, О. Селянкин, В. Черненко, Б. Ширшов. Активно заявила о себе новая плеяда авторов: В. Радкевич,

В. Воробьев, А. Домнин, А. Крашенинников, Л. Кузьмин, А. Решетов,

В. Болотов, А. Матросов.

Интересно, что их отличали отнюдь не бунтарский дух и не новации, а спокойное, уважительное отношение к своему труду, понимание его высокой значимости, стремление заполнить имеющиеся «ниши» в региональной литературе: проза для детей и подростков, исторический жанр и т.д. Впрочем, деятельность Владимира Радкевича в этот период соответствует всем представлениям о поэте-шестидесятнике. Свою неповторимую интонацию одного из первопроходцев новой фронтовой прозы нашел А. Баяндин [9], прошедший войну, но погибший от рук хулиганов в апреле 1962 года В этом же году выходит самое популярное в то время в масштабах страны произведение писателя-пермяка - «Жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника».

В 1959 году Коми-Пермяцкое издательство выпустило сборник избранных произведений основоположника коми-пермяцкой литературы М.П. Лихачева, репрессированного в тридцатые годы. В 1960 году его повесть «Мирош, мирской сын» издана в Перми на русском языке. В 1963 году в Кудымкаре вышел сборник стихов другого репрессированного коми-пермяцкого классика - А.Н. Зубова. С 1961 году в окружной газете регулярно печатается литературная страница на коми-пермяцком языке [18, с. 73, 105, 106; 3].

С пуском мощного полиграфического комбината издательства «Звезда» резко возросли возможности Пермского книжного издательства. Упорно пытались организовать систематический выпуск альманахов («Прикамье» в Перми и «Иньва» в Кудымкаре), «закрытых», впрочем, как политически невыдержанные, нерентабельные и малохудожественные [7. Д. 90. Л. 16-24], вышли первые выпуски сборников для детей «Оляпка». Успешно развивалась искусствоведческая и журналистская публицистика, давшая такие значимые для пермской культуры явления, как Б.Н. Назаровский и С.М. Гинц. Осваивались сатирические жанры: выходили даже тематические сборники местных авторов данного направления [26].

Позднее, подводя итоги своего творчества, В.П.Астафьев признавал, что в эти годы «шла и даже бурлила творческая жизнь в Прикамье, все новые и новые имена восходили на ясный литературный небосклон». Впрочем, это не

помешало растущему мастеру решить: «Уеду из этой опостылевшей мне стороны, брошу раздутый от чванства город и спивающуюся писательскую организацию» [1. 1993. 14, 20 янв.].

Достойное место в изобразительном искусстве России начали занимать художники региона. В Перми этот «прорыв» связан с именами П. Оборина,

В. Дудина, Л. Попова, А. Тумбасова, Е. Широкова, А. Зырянова, А. Репина, Н. и П. Можарских, А. и В. Мотовиловых, И. Борисова, В. Мальцева, К. Собакина,

А. Уральского и др. [12, с. 40, 43]. Регулярными стали областные выставки местных художников, участие в зональных, республиканских и всесоюзных выставках. Руководители новых дворцов культуры - Камской ГЭС в г. Перми и цементного завода в г. Горнозаводске - первыми отказались от серых и однообразных копий канонизированных классиков, заказав работы пермякам. Кунгурские и ординские камнерезы из Пермской области первыми среди местных мастеров изобразительного искусства продали свою продукцию за рубеж [1. 1957. 16 марта; 1958. 13 апр.].

Изменялся архитектурный облик городов и поселков. Развернувшееся массовое жилищное строительство привело к появлению таких крупных, по-новому спланированных жилых массивов, как, например, Городские горки, Балатово, Кировский район в Перми, город Чайковский. Опираясь на сложившиеся традиции, пермские архитекторы сумели в ряде проектов преодолеть архаизм и помпезность, характерную для сталинского периода (застройка Комсомольского проспекта, реконструкция театра оперы и балета). В то же время ряд построек был настолько новаторским, что они были замечены и повторены в других городах страны: кинотеатр «Кристалл» (архитекторы

А. Загородников и Д. Рудник), библиотека имени Горького (архитектор М. Футлик) [17, с. 121, 122, 124]. Важным фактом с точки зрения не только историко-культурного, но и общественно-политического процесса стало начало масштабных работ по восстановлению архитектурных памятников г. Соликамска [1. 1956. 22 июня; 1957. 28 марта]. Началось осмысление регионального архитектурного наследства.

Пермь стала одним из известнейших центров музыкальной жизни России. Здесь выступали (зачастую неоднократно!) лучшие исполнители, дирижеры, творческие коллективы. Среди гатролировавших музыкантов были Л. Берман,

А. Ведерников, 3. Долуханова, В. Дулова, Э. Грач, В. Климов, Л. Коган, К. Кондрашин, С. Лемешев, С. Нейгауз, М. Ростропович, Н. Штаркман, М. Юдина. Именно в этот период - на десятилетия - функции «малого зала консерватории» в Перми взял на себя зал Дома политического просвещения [20, с. 40, 41]. Именно в этот период сложилась традиция пермских

симфонических сезонов, залы были полны, продавались абонементы на целые циклы. Заметным было композиторское творчество Г. Терпиловского,

В. Горячих (Пермь), А. Клещина (Кудымкар), Л. Меля (Чернушка). Высочайший уровень танцевального искусства пермякам демонстрировали такие всемирно известные коллективы, как Ансамбль украинского танца под управлением П. Вирского, такие мастера, как Махмуд Эсамбаев. В 1959 году в Перми состоялась вторая декада коми-пермяцкого искусства [1. 1959. 23 июня].

По-прежнему прогрессивно развивалось в регионе театральное искусство. Спектакли, поставленные как по классическим, так и по современным пьесам, вызывали неизменный интерес зрителя, рождали острые дискуссии [22, с. 6667]. О высоком профессионализме Пермского областного драматического театра (главный режиссер А. Михайлов) свидетельствуют успешные постановки таких пьес, как «Гамлет» и «Отелло» Шекспира, «Кремлевские куранты» Погодина, «Последняя остановка» Ремарка и др. Откровением для многих зрителей и рецензентов стало выведение в роли положительного героя горьковского Егора Булычева, ряд других смелых творческих шагов. В спектакле «Филумена Мартурано» (Э. де Филиппо) впервые заявила о себе как о мощной трагической актрисе уже достигшая определенных высот Л.В. Мосолова. Успешно снимались в кино артисты В. Викторов, В. Емельянов,

В. Чекмарев. Перешли на работу в столичные театры Г. Бурков, М. Захаров. Коллективы театров Березников, Лысьвы, Кизела работали менее стабильно, но и они периодически добивались творческих взлетов, осуществляя значительные постановки, регулярно гастролировали в областном центре и других городах Прикамья.

Функции «второго областного» драматического театра стал выполнять Коми-Пермяцкий окружной театр имени Горького, смело выходящий со своими спектаклями и многочисленными поездками за границы округа. Добравшись до отдаленного уголка к труженикам сельского хозяйства или лесозаготовителям, его творческая бригада могла в один вечер дать спектакль для детей и два спектакля для взрослых. При этом в разных местах могли одновременно работать две-три бригады. В 1964 году здание театра в Кудымкаре было капитально реконструировано. В Москве и Ленинграде получали высшее театральное образование набранные в Коми-округе и Удмуртии национальные студии [1. 1962. 10 янв.; 8. Д. 40. Л. 14; Д. 69. Л. 22 об.-28; 15, с. 150].

Именно в этот период - в 1964 году - был основан Пермский областной театр юного зрителя. Именно в эти годы областной театр кукол успешно ставил, даже когда не имел своего помещения, такие отнюдь не «кукольные»,

имеющие мощное гражданское звучание спектакли, как «РВС» по Гайдару и «Клоп» Маяковского. А в сказочных постановках уже тогда критики отмечали высокий профессионализм, культуру и редкую музыкальность, которая станет вскоре визитной карточкой коллектива [1. 1958. 3 янв.]. По стране прошла волна увлечения народными театрами. И тут выяснилось, что один из лучших -в Перми. Народный театр молодежи (главный режиссер Л.И. Футлик) в 1961 году дважды показал свой спектакль на сцене Кремлевского театра Москвы. Это была пьеса «Аллочка» пермского автора Л. Давыдычева [1. 1961. 21 марта].

Одним из флагманов музыкально-театрального искусства России оставался Пермский государственный театр оперы и балета. Он обладал одной из лучших оперных трупп, в которой обеспечивали преемственность А. Григорьева, Н. Бойкиня, В. Попов, пришли и заняли прочное место Т. Воскресенская, Т. Дроздова, О. Захарова, К. Кудряшова, А. Даньшин, В. Елин, Е. Красик,

В. Турчанис); своей хореографической школой - Пермским хореографическим училищем (художественный руководитель К.А. Есаулова); квалифицированным оркестром, способным еженедельно выступать еще и с симфоническими программами (главный дирижер А.Д. Шморгонер); высокой культурой режиссуры (главный режиссер И.И. Келлер); опытнейшей администрацией.

Театр с гордостью носил укоренившееся в послевоенные годы неофициальное звание «лаборатория советской оперы» (в сегодняшних публикациях - «современной»). «С 1946 года на сцене театра поставлено 18 опер и балетов советских композиторов, но лишь 10 из них сохранились в репертуаре на сегодняшний день», - сокрушался И.И. Келлер в марте 1956 года, проводя декаду таких спектаклей [1. 1956. 11 марта]. О том, какова была при этом нагрузка на каждого артиста в немногочисленной труппе - а финансовый план выполнялся, разумеется, прежде всего, на классике - можно лишь догадываться. К этому следует добавить, что в рассматриваемом десятилетии практически не было сезонов, когда к названным цифрам не добавлялось бы еще по одному-двум оперным и балетным спектаклям, а в течение 1957 года было поставлено три советские оперы и один балет. Так, после почти двадцатилетнего перерыва в сценической жизни произведения, последовавшего за его неверной оценкой, на сцене театра была возрождена опера С. Прокофьева «Семен Котко». Острые споры разгорелись вокруг постановки оперы Р. Щедрина «Не только любовь». Вслед за московскими гастролями 1954 года с большим успехом театр показывал свои спектакли в Ленинграде (1956 год) и других городах страны.

Именно с театром оперы и балета закономерно связывается выход пермского искусства на международную арену. Первой из пермских артистов

выступала за рубежами СССР, в 1952 году в Венгрии, певица Н.Н. Сильвестрова. В январе 1956 года гостями Перми стали ведущие артисты Пражской национальной оперы Ярослава Прохазкова, Ян Константин, Богумир Вих. Это было новое, важное, значительное для города событие. Зарубежным гастролерам был оказан теплый, поистине сердечный прием. В ответ на это, а также учитывая то, что именно в Перми была поставлена редко звучащая опера Дворжака («Черт и Кача»), руководство театральной Чехословакии поставило вопрос об ответном визите. В декабре этого же года пермские солисты -лауреат Государственной премии СССР, народный артист РСФСР Николай Бойкиня и артистка Лариса Ткачева - приняли участие в спектаклях пяти ведущих оперных театров Чехословакии. Гастроли прошли успешно [1. 1956. 25,29 янв.; 1 февр.; 10 марта; 23,30 дек.; 1957. 22 февр.].

Формирующуся традицию удалось поддержать и развить солистам балета. В 1964 году Марианна Подкина и Геннадий Малхасянц принимают участие в двадцати четырех концертах солистов советского балета в лондонском Альберт-холле. Затем они участвуют в поездке на Кубу, а Римма Шлямова и Лев Асауляк становятся лауреатами международного конкурса в болгарской Варне, выезжают в Бирму, Камбоджу, Таиланд и Цейлон. С этих выступлений началось триумфальное шествие Пермского балета по странам мира [1. 1965. 28 марта].

В Перми же, пользуясь «оттепелью», побывали ведущие, а также молодые и перспективные солисты оперы из Болгарии, Румынии, Чехословакии, обучавшиеся в СССР музыканты-инструменталисты из братских стран. Одними из первых в стране пермяки познакомились с традиционным и колоритнейшим восточным искусством - национальной пекинской оперой. В составе эстрадного коллектива из Болгарии для них пел в качестве восходящей звезды Эмил Димитров. В годы застоя это общение зрителей и слушателей с зарубежными артистами было приостановлено, но выезды пермских мастеров культуры за границу уже не прекращались.

Интенсивно развивались средства массовой информации. Регион был полностью радиофицирован. В 1958 году было положено начало пермскому телевидению. В рекордно короткие для региона сроки был построен и смонтирован Пермский телецентр. Качество его программ было достаточно высоким: уже в 1960 году творческому коллективу был предоставлен телевечер в Москве [1. 1960. 27 марта]. С 1962 года начата трансляция передач центрального телевидения, пущен телецентр в городе Березники. Зона уверенного приема передач расширялась.

Поистине массовой была художественная самодеятельность. Так, на Пермском заводе имени Дзержинского в смотре 1956 года участвовало около

шестисот человек - 14 хоров, 31 танцевальный коллектив, четыре драмкружка, четыре струнных оркестра, несколько агитбригад [1. 1956. 21 апр.]. Районные, городские смотры продолжались неделями. Юбилеи старейших участников творческих коллективов получали областной резонанс. Начальники цехов лично участвовали в концертах. Большими концертными бригадами выезжали в Москву для выступлений на ВДНХ. Такие коллективы, как Осинский народный хор (художественный руководитель Б.К. Брюхов), хор и драмколлектив Чернушинского Дома культуры, творческие объединения пермского Дворца культуры имени Свердлова, получали региональную и всесоюзную известность. Стали традицией ежегодные межвузовские смотры «Студенческая весна». На факультетах общественных профессий наиболее популярными среди студентов были специальности культурологического направления. На общесоюзном уровне вступили в КВН-овский бум и с блеском в нем участвовали. Среди народных университетов, широко распространившихся в качестве одной из форм работы общества «Знание», наиболее популярными и посещаемыми были университеты культуры. Повсеместно организовывались выставки самодеятельных художников, вышивки, фотографии, цветоводства и т.д. Создавались любительские киностудии. Постоянное внимание уделялось стенной печати, работе местных радиоузлов.

Деятели литературы и искусства стремились к постоянному общению с читателями и зрителями: читательские и зрительские конференции,

консультирование самодеятельных коллективов были обычным явлением. Большие усилия предпринимались для расширения внештатного актива редакций, прежде всего - газет. Значительно увеличились книжный фонд библиотек, число посещений театров и музеев, кинотеатров. Была реконструирована Пермская художественная галерея, значительно увеличившая свою экспозиционную площадь и наконец-то подключенная к центральному отоплению и водопроводу. Активизируется деятельность Коми-Пермяцкого окружного музея, начавшего систематическое издание краеведческих сборников «Наш край».

Всё это позволило начальнику областного управления культуры Ю. Ушакову в середине 1970-х годов с полным правом утверждать в период оглушительного триумфа самой известной из пермских балерин: «Для нас Павлова не неожиданность, а следствие роста общей культуры города» [2, с. 8]. Культурный «всплеск» не может рассматриваться как какой-то вулканический выброс чужеродной магмы, происходящий из неизвестных глубин. Это всегда результат усилий поколений творцов и потребителей эстетических ценностей, чувствующих под ногами родную землю, понимающих ее природу, творящих

их и собственное будущее на основе любви, гармонии, преемственности, утверждая идеалы правды и красоты.

Библиографический список

1. Звезда (г. Пермь).

2. Литературная газета. - 1977. - 3 авг.

3. По ленинскому пути (г. Кудымкар). - 1961. - 14 апр.

4. Правда. - 1946. - 27 дек.

5. Советская культура. - 1976. - 29 июня.

6. Театральная жизнь. - 1974. - №4.

7. Государственный архив Пермского края.

8. Архивный отдел Администрации Коми-Пермяцкого округа.

9. Баяндин АД. Сто дней, сто ночей; Девушки нашего полка; Отчаянная : повести. - Пермь, 1967.

10. Витвицкий К.3. Артисты Пермской оперы. - Пермь, 1987.

11. Григорьева А.П. Путем Станиславского : Воспоминания оперной певицы / подготовка текста, ред. и предисл. В.А. Порозова; Перм. гос. пед ун-т. - Пермь, 2010.

12. Казаринова Н.В. Художники Перми. - Л., 1987.

13. Келлер И.И. и др. Пермский государственный академический театр оперы и балета им. П.И.Чайковского. - Пермь, 1971.

14. Корчмарская И.М. За что я люблю театр. И не только его... : Почти дневник. - Пермь, 2000.

15. Кудымкар: от истоков до наших дней. - Пермь, 1998.

16. На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе / под общ. ред. В.В. Журавлева. - М., 1990.

17. Памятники истории и культуры Пермской области. - 2-е изд., перераб. и доп. - Пермь, 1976.

18. Писатели Пермской области: Биобиблиограф. спр. / сост. В.А. Богомолов. - Пермь, 1996.

19. Порозов В.А. Первые заслуженные артисты - пермяки // Пермский край в контексте истории России : Материалы науч.-практ. конф. (ХШ-е Смышляевские чтения). - Пермь, 2013.

20. Порозов В.А. Пермь музыкальная. - Пермь, 2004.

21. Русский певец Михаил Шуйский : Документы. Материалы. Воспоминания / сост., ред., предисл. В.А. Порозова; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2012.

22. Страницы истории Урала : Сб. статей и информ. материалов / Перм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Пермь, 1993. - Вып. 1.

23. Театральные страницы / Перм. академ. театр оперы и балета им. П.И. Чайковского. - Пермь, 1998.

24. Шилов А.В. Из истории интеллигенции Пермского нераздельного имения Строгановых : (В.А. Волегов и его вклад в культуру Прикамья) // Сторонушка Ильинская : Материалы науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию Ильинского краевед. музея. - Ильинский, 1997.

25. Шилов А.В. Из истории краеведения на Урале : (Краеведческая деятельность Ф.А. и В.А. Волеговых) // Из истории демократической культуры на Урале (XVIII - начало XX в.) : Межвуз. сб. науч. трудов. - Пермь, 1986.

26. Шутки в сторону: Сб. сатиры и юмора. - Пермь, 1955; 1963.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.