Научная статья на тему 'НДС вышел на публику'

НДС вышел на публику Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Решение перенести на 2011 г. повышение страховых взносов, казалось, должно было снизить накал споров вокруг налоговой политики. Однако получив желанную передышку и возможность "подумать об этом завтра", российский бизнес решил не отступаться от правительства и ковать железо, пока горячо. Вопрос о том, как будет компенсировано повышение страховых взносов с 2011 г., на конференции Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) 15 апреля задавался в разных вариациях многократно, что в итоге породило редкий ныне публичный спор высокопоставленных чиновников. Пусть и заочный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НДС вышел на публику»

НДС ВЫШЕЛ НА ПУБЛИКУ*

Решение перенести на 2011г. повышение страховых взносов, казалось, должно было снизить накал споров вокруг налоговой политики. Однако, получив желанную передышку и возможность «подумать об этом завтра», российский бизнес решил не отступаться от правительства и ковать железо, пока горячо. Вопрос о том, как будет компенсировано повышение страховых взносов с 2011г., на конференции Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) 15 апреля задавался в разных вариациях многократно, что в итоге породило редкий ныне публичный спор высокопоставленных чиновников. Пусть и заочный.

«РАЦИОНАЛЬНОЕ» СНИЖЕНИЕ

Повышение страховых взносов с 2011 г. будет компенсировано, заявил помощник Президента РФ Аркадий Дворкович на конференции РСПП.

«Мы не должны допускать увеличения финансовой нагрузки на российский бизнес с 2011г.», —заявил он. По словам А. Дворковича, это снизило бы конкурентоспособность российской экономики, для которой 2011 г., скорее всего, уже будет годом роста.

«С точки зрения развития налоговой системы в целом, а также межбюджетных отношений, перспектив дальнейшего снижения ставки налога на прибыль сейчас нет. Она уже была снижена, и ее дальнейшее снижение потребует пересмотра межбюджетных отношений, к чему, я не уверен, что мы готовы в среднесрочной перспективе, хотя постепенно это можно будет сделать», — отметил А. Дворкович.

Поэтому наиболее рациональным является вариант существенного снижения ставки НДС с изменениями механизмов его администрирования, заявил он.

Он не стал комментировать вопрос, на какую величину может быть снижена ставка НДС.

«В последние время мои прогнозы часто оказывались неудачными. Но думаю, что решения о снижении НДС с 2011 г. можно ожидать», — сказал помощник президента, подчеркнув, что это лишь его прогноз, и любое налоговое решение должно быть одобрено Минфином России.

*URL: http: // www. business@interfax. ru.

URL: http: // www. finance@interfax. ru (дата обращения 16.04.2009).

Кроме того, А. Дворкович вновь высказался за замену НДС на налог с продаж со ставкой 10%. По его словам, такая мера «принесла бы очень быстрый результат» с точки зрения легализации тех секторов, которые пока еще остаются «серыми», и роста поступления налогов в бюджет.

«Мы дискуссии продолжаем», — сказал он.

А. Дворкович напомнил, что Президент РФ подтвердил необходимость дополнительного рассмотрения вопроса о компенсации увеличения финансовой нагрузки на бизнес к2011 г.

Отвечая на вопрос журналистов, будет ли компенсирована налоговая нагрузка за счет повышения страховых взносов снижением НДС, А. Дворкович сказал, что, по его мнению, «это наиболее рациональный способ». При этом он подчеркнул, что решение не принято. «Я не могу сказать, что оно будет, но рассматривается», — сказал помощник президента.

«СТИМУЛИРУЮЩЕЕ» СНИЖЕНИЕ

Глава Минэкономразвития России Эльвира Набиуллина считает, что налоговая нагрузка на бизнес в целом не должна усиливаться, а повышение нагрузки на фонд оплаты труда необходимо компенсировать снижением других налогов стимулирующего характера.

«Исходим из того, что в целом не должны увеличивать налоговую нагрузку на бизнес, особенно в условиях кризиса. Мы можем предлагать трансформацию налоговой системы с усилением стимулирующей части», — заявила она, выступая на конференции РСПП.

В частности, по словам министра, с помощью налоговой системы должны стимулироваться расходы на инновации, социальные программы. Э. Набиуллина напомнила, что Минэкономразвития уже выступило с рядом предложений по уточнению налоговой системы на2010 г., например по повышению амортизационной премии до 50 % по ряду оборудования, по полному освобождению авансов от НДС и др.

«По дальнейшему изменению налоговой нагрузки мы должны помнить, что когда начнется выход из кризиса, страны начнут соревноваться по многим параметрам повышения своей национальной конкурентоспособности, и налоговая система, нагрузка будет одним из факторов, чтобы создать более привлекательную систему у себя в стране для привлечения капитала», — заявила глава Минэкономразвития.

Поэтому, по ее словам, «те решения, которые принимаются по увеличению налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, должны рассматриваться в контексте компенсации по другим налогам более стимулирующего характера».

«НЕВЗВЕШЕННОЕ» СНИЖЕНИЕ

Вице-премьер — министр финансов РФ Алексей Кудрин считает, что заявления о возможности компенсации роста страховых взносов с 2011 г. за счет снижения НДС — это «заявления на публику».

«Я думаю, что мои коллеги не посчитали, не взвесили и сделали заявление на публику. Я думаю, что это были заявления на публику, потому что приятно всегда быть либералом», — заявил А. Кудрин.

При этом он подчеркнул, что либеральный подход предусматривает сбалансированность макроэкономической политики.

«Если одним решением эта сбалансированность нарушается, то это удар в виде высоких ставок кредитов, рисков девальвации. И мы должны спросить: эта политика привела к улучшению российской экономики?» — спросил он.

А. Кудрин отметил, что необходимость повышения ставок страховых взносов была его коллегами признана. Законопроект о замене ЕСН на страховые взносы с 2010 г. и повышении ставок этих взносов с 2011 г., по словам А. Кудрина, будет приниматься в ближайшее время, однако решение о снижении или неснижении налогов вряд ли может быть принято в течение этого месяца.

Глава Минфина считает, что решение о возможности снижения налогов с 2011 г. может быть принято только весной 2010 г.

«До этого нам придется посмотреть, как пройдет 2009 г., какой будет рост, какая будет инфляция и какие острые проблемы появятся», — сказал он.

«Мы должны будем переоценить трехлетку весной следующего года и тогда принимать решения по 2011 г.», — считает А. Кудрин. Со своей стороны, он намерен предлагать взвешенные решения и не готов в ближайшее время высказаться за снижение налогов.

При этом глава Минфина напомнил, что за последние 8 лет был принят целый ряд решений о снижении налоговой нагрузки. В частности, были отменены оборотные налоги, снижена ставка ЕСН с 35,6 до 26%, снижен НДС с 20 до 18 %, снижен налог на прибыль с35до24 %,ас 2009 г. — до 20 %.

«Я, наверное, отношусь к тем людям, которые за последние 8 лет немало сделали для снижения налогов. Мне не нужно защищать имидж человека, который снижает налоги», — заявил А. Кудрин. При этом он считает, что в ближайшие 10 лет не-

возможно снизить налоговую нагрузку в таком же масштабе.

«КОМПЕНСИРУЮЩЕЕ» СНИЖЕНИЕ

Минфин и Минэкономразвития России заочно поспорили и о том, что считать компенсацией роста страховых взносов.

А. Кудрин считает, что принятые в прошлом году решения о снижении налога на прибыль с 24 до 20 %, увеличение амортизационной премии с 10 до 30 % также снижают налоговое бремя. «Или мы забыли об этом?», — спросил он.

«Снижение ставки налога на прибыль рассматривается правительством как одна из предварительных компенсирующих мер, предшествующих увеличению взносов на пенсионное, медицинское и социальное страхование», — говорил статс-секретарь — замминистра финансов РФ Сергей Шаталов на налоговой конференции 13 апреля.

Однако советник главы Минэкономразвития Сергей Беляков сказал, что эти меры, на взгляд министерства, не являются компенсационными, и принимались они «для других целей и других адресатов».

Он отметил, что компенсационным не является и предложенный Минэкономразвития новый пакет налоговых мер, стимулирующий развитие реального сектора (в частности, дальнейшее увеличение амортизационной премии до 50% или полный отказ от взимания НДС с авансов).

По словам С. Белякова, эти меры были разработаны для поддержки компаний в условиях кризиса и стимулирования модернизации производства. «Компенсационные меры от повышения страховых выплат еще предстоит разработать», — сказал он.

С. Беляков также сообщил, что Минэкономразвития к лету подготовит налоговые предложения по компенсирующим мерам.

ГДЕ ПРИОРИТЕТЫ?

А. Кудрин также прокомментировал высказывания А. Дворковича, прозвучавшие на коллегии Минфина 14 апреля. Помощник президента тогда заявил, что уровень дефицита федерального бюджета в 2010г. в размере 5 % ВВП недопустим, и он должен быть меньше. Иначе, по его словам, «будут созданы чрезмерные риски».

А. Кудрин согласился, что в 2010 г. дефицит необходимо снижать по сравнению с величиной дефицита в 2009 г. (8 % ВВП). «Это понятная задача, нам действительно нужно переходить к сбалансированности», — сказал он.

Глава Минфина считает, что государство обязано снижать суверенные риски и не допускать снижения суверенного рейтинга. «Если мы как государство «провалим» свои суверенные показатели, тут же опустятся показатели рейтингов

и возможности заимствований корпоративного сектора», — отметил он.

Поэтому, по его словам, в следующем году необходимо будет снизить расходы. «По сравнению с запланированными нам придется сокращать расходы минимум на 1 трлн руб. и перераспределять внутри бюджета еще 1 трлн руб.», — заявил А. Кудрин.

«В связи с этим вопрос — насколько мы можем еще снижать налоговое бремя? Мне кажется, прежде чем ответить на этот вопрос, нужно очень серьезно подумать», — подчеркнул он.

По его словам, пока не завершен анализ того, как государство будет обеспечивать ключевые функции в условиях более низких доходов. Он напомнил, что еще полгода назад казалось, что предусмотренные бюджетом расходы на увеличение обороноспособности, поддержку сельского хозяйства, отдельных отраслей, строительство дорог являются самыми важными.

«Все это мы считали сверхважным. Вопрос: мы переоценили эти задачи настолько, что мы готовы не глядя, закрыв глаза, сказать, что мы должны придерживаться отдельных принципов, невзирая на сложившиеся вызовы?», — спросил А. Кудрин.

«Возможность дополнительного снижения налогового бремени должна быть очень хорошо сбалансирована с тем, что мы должны делать с точки зрения фискальных стимулов», — подчеркнул глава Минфина.

По его мнению, необходимо решить, готовы ли власти России не только снижать налоги, но и снижать расходы.

При этом А. Кудрин напомнил, что в 2009 г. было решено не только не снижать расходы, но и даже увеличить их на 667 млрд руб., в результате чего дефицит бюджета составит 8 % ВВП. Глава Минфина обратил внимание на то, что из Резервного фонда (помимо 2,7 трлн руб. на покрытие дефицита) будет израсходовано еще 400 млрд руб. на формирование нефтегазового трансферта. Кроме того, из Фонда национального благосостояния будет израсходовано 255 млрд руб. на субординированные кредиты банкам.

А. Кудрин отметил, что средняя пенсия в России составляет 4 200 руб., а более 10 млн чел. получают пенсию меньше этого уровня, и есть пенсионеры, получающие менее 2тыс. руб.

«Кто заплатит за повышение пенсий хотя бы на 2 тыс. руб., как мы хотим сделать с 2010 г. ?», — спросил глава Минфина.

«Если говорят: давайте сокращать другие налоги (для компенсации роста страховых взносов), это значит, надо повышать пенсии за счет снижения

другого госзаказа», — полагает он. По его мнению, в этом случае нужно меньше строить дороги, уменьшить гособоронзаказ, снизить расходы на здравоохранение и другие отрасли.

А. Кудрин считает, что в 2010 г. бюджет может быть сбалансирован за счет резервов, а по 2011г. необходимо продолжать обсуждение возможности уменьшения налогового бремени. «Я не готов на этот вопрос сейчас ответить, думаю, это не так просто, как заявил сегодня Дворкович», — сказал глава Минфина.

НЕПОПУЛЯРНАЯАЛЬТЕРНАТИВА

Глава Федеральной налоговой службы Михаил Мокрецов, выступая на форуме РСПП, отметил, что предложенный им налог на финансовые операции в размере 0,5 % мог бы направляться на финансирование дефицита пенсионной системы

Этот налог быстро возвращался бы в экономику за счет роста потребления пенсионерами и поддерживал бы тем самым отечественных производителей, считает глава ФНС.

«По смыслу этот источник дохода, по нашему представлению, должен быть привязан к немедленному возврату в экономику. Мы предполагали, что при помощи этого источника будет покрываться дефицит Пенсионного фонда и финансироваться повышение пенсий», — сказал М. Мокрецов.

По его словам, пенсионеры не склонны к накоплениям, они живут в режиме текущего потребления, при этом в основном приобретают российские товары. Таким образом, «эти деньги должны очень быстро вернуться в российскую экономику», сказал глава ФНС.

ФНС 23 марта 2009 г. направила в правительство письмо о мерах налогового администрирования, которые могут дать дополнительные доходы федеральному бюджету в объеме свыше 900 млрд руб. и субъектам РФ — около 400 млрд руб. Среди прочего ФНС предложила ввести налог на финансовые операции — облагать по ставке 0,5 % каждое перечисление денег со счета в уплату товаров, работ, услуг, имущества, имущественных прав.

Дополнительные доходы от этого налога в федеральный бюджет ФНС оценила в 400 млрд руб. Как пояснял М. Мокрецов, налог предлагается ввести «временно, на период кризиса» и только для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Однако Минфин, Минэкономразвития и РСПП эту инициативу ФНС не поддержали.

МНОГОГОЛОВЫЙДРАКОН

Глава РСПП Александр Шохин в ходе выступления на форуме РСПП обвинил власть в несогласованности позиций в отношении бизнеса в период кризиса.

А. Шохин сравнил органы власти с многоголовым драконом, каждая из голов которого предлагает бизнесу свои рецепты. «Одна голова дышит в сторону бизнеса огнем увеличения налоговых нагрузок, вторая рассказывает басни о будущих налоговых льготах, третья усыпляет бдительность бизнеса обещанием системных стратегических решений», — заявил А. Шохин, призвав власть к скоординированной позиции в отношении бизнеса.

В ходе выступления А. Шохин отметил, что у РСПП уже достигнуты договоренности с Ми-

нэкономразвития по поводу развития налоговой реформы в части возмещения НДС, повышения амортизационной премии. «Останутся ли эти договоренности в силе — это большой вопрос. Не хотелось, когда в дело вступит тяжелая бюджетная артиллерия — Минфин, чтобы эти договоренности остались под сукном», — заявил А. Шохин.

Подводя итоги пленарного заседания, он дипломатично выразил надежду, что в споре о налоговой нагрузке «возобладает позиция помощников президента», которая ближе бизнесу, чем позиция Минфина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.