Научная статья на тему 'НАЗРЕВШИЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ'

НАЗРЕВШИЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

URGENT PROBLEMS OF PRESCHOOL HYGIENE

In the post-war years the kindergarten premises were usually built in apartment blocks. The majority of these institutions had limited garden territories and the isolation of separate children’s groups did not meet the epidemiological requirements. In the planning of new settlements and districts in old towns, it is necessary to allot special ground plots and separate buildings for children’s institutions. The interior planning of kindergartens should provide a glass verandah for each children’s group and one common hall for all of them, and a proper arrangement of natural and artificial light. Problems of kindergarten regimen require further investigations on the part of department of child and adolescent hygiene in public health, medical and educational institutes.

Текст научной работы на тему «НАЗРЕВШИЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ»

л е р Т. Н. Вопр. мед. хим., 1952, т. 4, стр. 148. — Л е й т е с С. М., Павлов Г. Г Вопр. мед. хим., 1955, в. 1, стр. 54—68. — Л е й т е с С. М. и Якушева Г. С. Архив патол., 1944, в. 4, стр. 44—48.— Рубановская А. А. В кн.: Труды по применению радиоактивных изотопов в медицине. М., 1953, стр. 245—255 — Chris tu Q. S., Jadah J. D., Proc. Royal. Soc., 1954, 142, 907, p. 241—257,— I. о wry О. H., Rosenbourgh N. J. Far г A L a. oth., J Biol. Chem 1951, v. 193, p. 265—275. — Oet tin gen M. D„ The halogenated hydrocarbons toxicity and potential dangers, 1955. — S t e i n i t z K., J. Lab a. Clin. Med. 1939 v. 25, p. 288—291.

Поступила 22/V 195» r

METABOLISM DISTURBANCES IN POISONING WITH TETRACHLORPROPANE, TETRACHLORPENTHANE, TETRACHLORHEPTHANE AND CHLORENANTHIC ACID

P. G. Garkavy

The poisoning of experimental animals with tetrachlorpropane, tetrachlorpentane and tetrachlorhepthane produced a rise in the level of permanent and ureal nitrogen, ketone bodies in the blood and the ammonia amino acids and ketone bodies contents in the urine. The glucogen content in the liver-decreased. These metabolic changes differed in intensity depending on the particular type of the above mentioned tetrachlor-compounds used, but they were all similar to changes occuring during the poisoning with carbon tetrachloride, with tetrachlorprophane showing the greatest resemblance to the latter.

Ъ Ъ Ъ

НАЗРЕВШИЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ1

Доцент С. К. Кунин

Из кафедры физического воспитания и школьной гигиены Ленинградского педагогического института имени А. И. Герцена

Вместе с укреплением социалистической экономики бурно растет и сеть дошкольных учреждений. Согласно контрольным цифрам развития народного хозяйства СССР на 1959—1965 гг. число детей в детских садах увеличится с 2 млн. 280 тыс. в 1958 г. до 4 млн. 300 тыс. к 1965 г. В 1914 г. на территории России существовали единичные детские сады и детские площадки, обслуживающие около 7000 детей.

Такой гигантский рост сети дошкольных учреждений потребовал от гигиенистов и педиатров активного участия в решении многих задач дошкольного воспитания — планировки вновь строящихся специальных помещений, их оборудования, режима дня, физического воспитания и питания детей, профилактики детских инфекций и т. п.

Наиболее актуальными вопросами гигиены дошкольных учреждений являются принципы планировки вновь строящихся помещений детских садов, требования к их оборудованию и отдельные моменты режима детского сада.

Значительные трудности испытали и архитекторы, и гигиенисты при решении вопроса о наиболее целесообразной планировке дошкольных учреждений. Если в решении задач планировки школьных помещений можно было опереться на многовековой опыт отечественной и зарубежной практики школьного строительства, то в отношении строительства дошкольных учреждений отсутствовал какой-либо опыт не только в России, но и в зарубежных странах.

1 Печатается в порядке обсуждения. Ред.

2 Н. С. Хрущев. О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959—1965 годы. Доклад на Внеочередном XXI съезде Коммунистической партии Советского Союза 27 января 1959 г. М., Госполитиздат, 1959.

Первую попытку гигиенического обоснования планировки детского сада сделали Е. А. Аркин (1921), Л. И. Чулицкая (1923), а затем М. И. Корсунская (1934). Однако ни один из названных авторов не привел достаточно убедительных с точки зрения гигиены доводов для своих рекомендаций.

Но и те принципы планировки садов-новостроек, которые являются вполне обоснованными, к сожалению, сплошь и рядом не реали-

/7лан первого этама

/7лап. второго этажа

Типовой проект детского сада на 100 мест с дневными группами. Архитекторы

В. Д. Кирхолгани и Л. Т. Липатов (1958). / — раздевал!.ия; 2 — групповая; 3 — кухня; 4 — коридор; 5 — кладовая продуктов; 6 — комната заболевших детей; 7 — медицинская комната; 8 — кабинет заведующей; 9 — уборная персонала; 10 — кроватная; // — умывальная; 12 — уборная; 13 — кладовая белья и инвентаря; 14 — комната воспитателей; 15 — комната для физкультурных и музыкальных занятий.

зуются на практике. Едва ли можно переоценить значение зала для совершенствования опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста, для музыкального и физического их воспитания, в особенности зимой. Зал для физкультурных и музыкальных занятий тем не менее отсутствует в большинстве зданий детских садов, проектировавшихся и строившихся в последние годы (1952—1957). В значительном числе вновь выстроенных детских садов нет и заготовочных в пищеблоках. И в этом отношении нельзя не высказать недоумения по поводу сговорчивости государственной санитарной инспекции и, в частности, санитарно-пищевой.

Эти и другие «упрощения» внутренней планировки детских садов мотивируются прежде всего снижением стоимости метража здания.

Мы полагаем, однако, что эта задача должна решаться не за счет эксплуатационных достоинств будущего объекта, а за счет рационализации строительной техники, ускорения сроков строительства, повышения производитешьности труда на стройках и т. д. Мы приводим (см. рисунок) один из последних типовых проектов детского сада, в котором восстановлен зал для физкультурных и музыкальных за кятий. Однако и этот в целом удовлетворительный проект страдает рядом существенных недочетов, которые почему-то не были своевременно указаны ни предупредительным надзором государственной санитарной инспекции, ни Министерством просвещения РСФСР.

В этом, как и большинстве проектов детских садов последних лет, предусматриваются изолированные гардеробные для каждой группы, примыкающие непосредственно к групповым комнатам, и, следовательно, частично расположенные во вторых этажах. Такое расположение гардеробных имеет то существенное достоинство, что облегчает процедуру одевания и раздевания детей разных возрастных групп. Однако зимой подъем на второй этаж и спуск вниз детей, одетых в зимнее пальто, рейтузы, боты, валенки, создает значительные затруднения для персонала учреждения. Ведь по режиму детского сада дети 2 раза в день выводятся на прогулку и, следовательно, 3 раза в день (считая ?ше момент прихода детей утром) им надо подниматься и спускаться по лестницам в верхней одежде. Правильнее все гардеробные размещать на первом этаже.

Вызывает сомнение целесообразность связи групповой с гардеробной через внутреннюю дверь при наличии входа из примыкающего коридора. При плохой работе сушильных установок, если они и предусмотрены, эта внутренняя дверь неизбежно станет источником загрязнения воздуха и увеличения влажности в групповой комнате.

Тем более, что сушильные шкафы предназначены для сушки в лучшем случае валенок, рейтуз и рукавичек. Пальто же будут сохнуть на вешалках.

Во многих вновь строящихся детских садах раковины в умывальниках снова устанавливаются пристенно, несмотря на то, что опыт довоенного строительства доказал эксплуатационные преимущества центрального размещения умывальных раковин, так как уменьшается толчея ребят во время мытья и, что особенно важно, по всему прогону стен умывальной комнаты освобождается место для гнезд хранения предметов личного туалета детей. В приводимом на рисунке типовом проекте нам представляется разумным устройство в каждой групповой отдельной ниши для мытья столовой и чайной посуды с подводкой к раковине горячей воды из кухонного бойлера. Следует также одобрить мысль об устройстве в санузле каждой групповой комнаты душевой установки.

Наконец, нельзя не отметить факта полного исчезновения из новых проектов детских садов крытых веранд для сна на открытом воздухе и для пребывания на них детей во время ненастной погоды. И это мотивируется удешевлением строительства. Но ведь веранды предполагаются неотапливаемые и, следовательно, облегченной конструкции. Едва ли такие веранды существенно удорожают строительство.

Наряду с тем и в приводимом нами типовом проекте имеются ничем не обоснованные «излишества». Авторы проекта за счет уменьшения площади зала на втором этаже предусмотрели две комнаты по 8 м2 — комнату воспитателей и кладовую белья и инвентаря. Под такую кладовую можно прекрасно использовать площадь на первом этаже, примыкающую к уборной персонала.

3 Гигиена и сяиитария, № 7

33

Вызывает сомыение необходимость двух медицинских комнат — одна, видимо, для медицинских процедур, вторая—для изоляции больных детей. Ведь изолятор используется в обычном детском саду без. интернатных групп очень редко. Кстати, его следовало бы поместить в комнате, смежной с лестничной клеткой, и сделать в этой стене запасную дверь, через которую можно было бы вывести больного ребенка, минуя внутренний коридор детского сада. Следует еще указать на неудачное размещение в этом проекте кладовой для продуктов. Она стенами примыкает к внутренним помещениям, а одна из них примыкает к варочному помещению пищеблока.

Особо следует остановиться на детских садах, встроенных в жилые корпуса. При проектировании встроенных детских садов прежде всего совершенно игнорируется требование об отводе для будущего детского сада необходимых размеров примыкающего земельного участка, на котором должны быть организованы игровые площадки для каждой группы, агробиологический участок, навесы для сна на открытом воздухе.

В распоряжение встроенного детского сада в огромном большинстве случаев отводится участок, не превышающий по глубине разрыв между двумя примыкающими жилыми корпусами. Такой участок не позволяет организовать необходимое число изолированных (по числу групп) площадок, разделенных хотя бы кустарниковыми насаждениями и цветочными клумбами. Такие площадки необходимы и по воспитательным мотивам и, что не менее важно, на случай карантина в одной из групп.

Можно оправдать встроенные детские сады в старых районах городов плотной застройки, где неизбежны затруднения с отводом отдельных участков для строительства детских учреждений, однако практика «встраивания:» детских садов в жилые корпуса в последние годы нашла широкое распространение при застройке ноеых кварталов на окраинах старых городов и даже в новых городах и поселках, где возможности для отвода отдельных участков ничем не лимитируются. Мы, в частности, столкнулись с такой практикой при застройке вновь планируемых кварталов в окраинных районах Ленинграда — в Автово, Удельной, Новой деревне и др. Думается, что органы санитарного надзора должны активно возражать против такой порочной практики.

Встроенные детские сады имеют существенные отрицательные черты и во внутренней планировке. Как правило, они проектируются за счет уменьшения числа квартир первых двух этажей с отдельной лестничной клеткой. Каждая групповая ячейка оказывается в этом случае полностью изолированной от трех других таких же ячеек (4-групповой детский сад) лестничной клеткой. Такое проектное решение на первый взгляд может показаться идеальным в противоэпидемическом отношении, на самом же деле это не так. Прежде всего все групповые пользуются одной лестничной клеткой. Врачебный кабинет и кабинет заведующей находятся в одной из ячеек для групп. Таким образом, изолируемый по подозрению на инфекцию ребенок инфицирует помещение трупповой ячейки, в которой находится изолятор. Приходящие к заведующей посторонние и родители, в семьях которых могут быть больные, также могут стать причиной занесения инфекции в эту групповую ячейку.

Пищевой блок располагается в одной из групповых ячеек. Транспортировка пищи в три остальные группы в этом случае неизбежна через общую лестничную клетку. В случае карантина в группе, внутри которой расположен пищеблок, пищу будут доставлять во все другие группы, очевидно, только через улицу, причем следует учитывать, что-сиециальиый наружный вход в пищеблок выходит на общую лестнич-

ную клетку, которой пользуются жильцы вышерасположенных этажей. Едва ли это оправдано с точки зрения пищевой гигиены, не говоря уже о существенном затруднении, которое неизбежно создается в таких условиях для соблюдения режима питания в отдельных группах.

Оборудование детских садов также требует вмешательства со стороны гигиенистов: имеются данные о том, что дети приходят в школу с некоторыми деформациями позвоночника. Этому в известной мере содействует относительно длительное неподвижное сидение детей за столами во время обязательных занятий.

Детский сад должен располагать тремя размерами мебели: № 4, 5, 6 для соответствующих интервалов роста детей — 90—99, 100—109, 110—119 см. Эти размеры вошли во все инструкции Министерства просвещения РСФСР по оборудованию детских- садов. На местах при попустительстве органов народного образования и государственной санитарной инспекции большинство дошкольных учреждений имеет мебель одного размера, даже вновь организуемые детские сады. И при наличии в детском саду мебели нескольких размеров дети различных возрастных групп имеют мебель одного размера без учета их роста.

Многие детские сады до сих пор получают для групповых многоместные столы, рассчитанные на 6 ребят. Такая практика ведет к тому, что при занятиях рисованием, при работе с мелкими дидактическими материалами за такими столами большинство детей неизбежно сидит неправильно по отношению к окнам.

Нельзя не выразить недоумения по поводу рекомендованных габаритов шкафчиков для хранения верхней одежды в гардеробных. Индивидуальные гнезда в таких шкафчиках настолько малы, что в них с трудом втискивается зимнее пальто. В таком шкафчике влажная одежда (дождь, снегопад) не просыхает. Мы полагаем, что от закрытых шкафчиков в гардеробных детских садов вообще следует отказаться, так как небольшие отверстия в дверцах не обеспечивают необходимой интенсивности токов воздуха внутри шкафчиков для их энергичного проветривания и просушки одежды. Вместо шкафчиков следует пользоваться открытыми вешалками с открытыми гнездами, разделенными фанерными переборками. Против открытых вешалок выдвигается мотив эстетического порядка, так как гардероб приобретает неряшливый вид из-за разношерстной одежды детей. Это, конечно, легко можно избежать путем применения драпировок, раздвигающихся на кольцах из стирающейся материи.

Можно высказать пожелание строителям о том, чтобы при монтировании отопления устанавливать трубы центрального отопления на поверхности пола гардеробных так, чтобы на них ставить вешалки. Это значительно ускорит просушивание одежды.

Особого внимания со стороны представителей гигиены детства и соответствующих органов государственной санитарной инспекции за-' служивает вопрос о постановке обязательных занятий в детском саду. В м'ладшей группе для детей 3—4 лет установлено одно занятие длительностью 10—15 минут; в средней группе для детей 5 лет — два занятия длительностью 20 и 15 минут с перерывом между ними 8—Г0 минут, в старшей группе — 2 занятия по 25 минут с перерывом между ними 8—10 минут.

Характер этих занятий мало отличается от классных занятий в школе, за исключением разве только младшей группы. Не случайно на первом этапе введения таких занятий их именовали обязательными. В последующем этот эпитет в официальных методических документах исчез, но от этого ни существо, ни обязательность занятий не изменились. В книге «Руководство для воспитателя детского сада», изданном Управлением по дошкольному воспитанию Министерства просвещения РСФСР, указано, что в детском саду проводятся занятия по обучению

3*

35

детей родному языку, счету, пению и рисованию. Далее в нем говорится: «Обучение — это последовательное сообщение воспитателем и усвоение детьми доступных занятий... В процессе обучения (подчеркнуто нами — С. К.) у детей воспитывается уменение организованно заниматься: слушать воспитателя, друг друга, отвечать на вопросы, сознательно усваивать знания (подчеркнуто нами — С. К.) и овладевать навыками. Отсюда видно, что эти занятия в детском саду сходны с классными занятиями в школе и преследуют цель подготовки детей к учебным занятиям в школе, против чего не приходится возражать. Однако хорошо известно, что степень морфологического и функционального развития головного мозга ребенка предопределяет в значительной мере продолжительность у него активного (устойчивого) внимания. Чедвиг приводит такие данные о продолжительности устойчивого внимания у детей различных возрастов: 5—7 лет— 15 минут, 7—10 лет — 20 минут.

Учителя начальных классов знают, что учащиеся первого и второго классов, т. е. в возрасте 7—8 лет, не могут устойчиво работать дольше 20—25 минут. Этим и объясняется настойчивое требование гигиенистов включать в уроки первых, вторых и даже третьих классов физкультминутки, т. е. после 23—26 минут занятий делать перерыв на 21/» — 3 минуты, проводя в это время элементарные физические упражнения, а в «Руководстве для воспитателя детского сада» рекомендуется проводить занятия длительностью в 20—25 минут с детьми 6 и даже 5 лет, устраивая между двумя занятиями перерывы в 8—10 минут.

Если в школах перерывы между уроками регламентируются звонковыми сигналами, то в детских садах нет звонков и нормирование длительности занятий целиком зависит от «усмотрения» воспитателя, от наличия у него часов, от уровня его педагогической культуры и пр. Известны случаи, когда отдельные районные инспекторы по дошкольному воспитанию рекомендовали воспитателям постепенно доводить длительность занятий до 40—45 минут и тем самым «приучать» детей к школьному уроку.

Кроме отмеченного, эти занятия в детских садах повышают напряжение зрения детей. Н. Н. Рундальцева в своей диссертации (1958 г Л установила, что лишь 36,8% обследованных ею дошкольников имели полную остроту зрения (1,0) на оба гшаза. В связи с этим мы считаем необходимым указать на то, что во многих детских садах при попустительстве врачей детских учреждений в процессе эксплуатации детских садов снижаются проектные нормы естественного освещения навешиванием гардин, ламбрекенов, установкой на подоконниках высоких цветов и пр. И уже совсем непонятно, почему в ряде вновь строящихся детских садов в групповых комнатах вместо 8 светильников устанавливается только 6. И это в то время, когда во вновь строящихся школах в классах вместо ранее принятых 6 светильников устанавливается 8 и 9, что обеспечивает освещенность на партах в 150 лк, как это предписывается Министерством здравоохранения РСФСР от 16 февраля 1957 г. (№ 236—57).

Согласно тем же указаниям освещенность на столиках в групповых детсада «должна быть не менее 75 люкс»1. Для обеспечения такой освещенности на 1 м2 площади пола групповой должно приходиться не менее 24—26 вт и, следовательно, не менее 8 ламп по 200 вт. Следует обратить внимание на то, что в изданном Министерством РСФСР просвещения справочнике для заведующих детскими садами (Учпедгиз, 1952) приведены резко заниженные нормы искусственного освещения групповых: «Искусственное освещение в помещениях детского сада

1 Строительные нормы и правила, М., ч. 2, 1954.

должно быть не менее... 10 вт на 1 кв. метр площади пола» (стр. 37, раздел 6, пункт 8) - это цитата из санитарных правил для детских садов, согласованных с Управлением дошкольного воспитания Министерства просвещения РСФСР и утвержденных Государственной санитарной инспекцией 4 июня 1948 г. Не дают ли эти устаревшие правила повод строителям уменьшать нормы освещенности? Кстати в тех же правилах в том же разделе в п. 10 (стр. 38) читаем: «Абажур ламп должен быть матового (!? — С. К.) цвета». Абажур, конечно, должен быть из молочного стекла.

Мы, естественно, не смогли исчерпать всех вопросов, требующих внимания и теоретиков, и практических работников государственной санитарной инспекции для повышения уровня гигиенической культуры дошкольных учреждений. Мы надеемся на то, что эта статья найдет отклик у читателей и они дополнят высказанные нами соображения.

Поступила I5/VIIT 1938 г.

URGENT PROBLEMS OF PRESCHOOL HYGIENE

S. K. Kunin, subprofessor

In the post-war years the kindergarten premises were usually built in apartment blocks.

The majority of these institutions had limited garden territories and the isolation of separate children's groups did not meet the epidemiological requirements.

In the planning of new settlements and districts in old towns, it is necessary to allot special ground plots and separate buildings for children's institutions. The interior planning of kindergartens should provide a glass verandah for each children's group and one common hall for all of them, and a proper arrangement of natural and artificial light.

Problems of kindergarten regimen require further investigations on the part of department of child and adolescent hygiene in public health, medical and educational institutes.

Ъ -¿г "A-

В. М. БОНЧ-БРУЕВИЧ (ВЕЛИЧКИНА) — ПИОНЕР СОВЕТСКОГО САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

А. И. Нестеренко

Старый член Коммунистической партии, агитатор-пропагандист, партийный организатор, литератор, переводчица, редактор, врач Вера Михайловна Бонч-Бруевич (Величкина) в своей практической деятельности на поприще школьной гигиены уделила немало внимания вопросам организации и методики санитарного просвещения. Эта ее деятельность началась в органах народного просвещения советской республики и проходила под руководством партии и ее вождя В. И. Ленина, а также выдающихся деятелей народного образования и просвещения— Н. К. Крупской и А. В. Луначарского.

В. М. Бонч-Бруевич была в дружеских отношениях с В. И. Лениным и его семьей; она часто беседовала с ним по вопросам просвещения и школьной гигиены.

В. И. Ленин, как известно со слов В. Д. Бонч-Бруевича (бывшего управляющего делами Совета Народных Комиссаров РСФСР), всегда говорил о том, что именно школьникам надо прививать новые культурные навыки.

«Будьте уверены, — говорил В. И. Ленин, — что дети настолько восприимчивы, настолько категоричны в своих требованиях, что когда они придут домой иными, они начнут перевоспитывать своих собствен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.