Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТИПОВЫХ ПРОЕКТОВ ШКОЛ И ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТИПОВЫХ ПРОЕКТОВ ШКОЛ И ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТИПОВЫХ ПРОЕКТОВ ШКОЛ И ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТИПОВЫХ ПРОЕКТОВ ШКОЛ И ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

А. И. Головко

Из Харьковской областной санитарно-эпидемиологической станции

Одним из основных требований, предъявляемых при строительстве школ и дошкольных учреждений, является создание гигиенических условий, способствующих гармоническому развитию детского организма. Однако принятые в настоящее время проекты школ и дошкольных учреждений еше не вполне удовлетворяют этим требованиям.

В большинстве типовых проектов окна классных комнат обращены на 3 стороны горизонта, вследствие чего часть классных комнат имеет неблагоприятную ориентацию при любой привязке здания. Такая планировка имеет место в типовых проектах не только крупных (двухкомплектных) школ, но и в небольших школьных зданиях. Какая, например, необходимость ориентировать классные комнаты на 3 румба в школе на 280 мест, как это предусмотрено типовым проектом № 2-02-18-К (проект разработан Государственным проектным институтом Гипропрос и утвержден Министерством просвещения РСФСР 27 марта 1956 г.).

Существенным недостатком внутренней планировки школьных зданий является и то, что даже в школьных зданиях, рассчитанных на 880—920 мест, предусматриваются общие гардеробные. Такая планировка затрудняет, а подчас и совершенно исключает возможность пребывания детей на воздухе во время перемен в зимнее время.

Неоправданным также является размещение гимнастического зала на верхних этажах школьных зданий, так как при этом нарушается связь его с пришкольным участком, исключается возможность выносить гимнастические снаряды из помещения для проведения занятий на свежем воздухе, создаются затруднения в обеспыливании тяжелых матов, что веает к ухудшению воздушного режима в помещениях школы.

Отдельными типовыми проектами школьных зданий предусматривается размещение гимнастических залов над классными комнатами (проект № 2-02-27 школы на 880 мест) или в подвальных помещениях. Типовым проектом № 2-02-46 (разработан Государственным проектным институтом Росгипрогорсельстрой, утвержден Министерством городского и сельского строительства РСФСР 27 марта 1956 г.) в школе на 400 мест предусмотрено размещение гимнастического зала в полуподвальном помещении с односторонним естественным освещением, что исключает сквозное и угловое проветривание. Инсоляция гимнастического зала исключается, так как окна классных комнат обращены в 'противоположную сторону горизонта. При южной ориентации классных комнат окна гимнастического зала будут обращены на север.

Совершенно очевидно, что размещение гимнастических залов на верхних этажах школьных зданий, равно как и в подвальных помещениях, не должно иметь места. Их следует размещать на первых этажах или, что еще лучше, в виде пристройки к нему.

Неоправданным является оазмещение на верхних этажах кабинета ■биологии и библиотеки. Между тем рядом типовых проектов школ допускается именно такое размещение. Так, типовым проектом № 2-02 46 школы на 4Ш мест кабинет биологии предусмотрен на 3-м этаже школьного здания, что ведет к отрыву его от школьного участка. Типовым проектом № 2-02-27-К школы на 920 мест библиотека предусмотрена •на 4-м этаже.

Почти всеми типовыми проектами школ допускаются «оборотные» •классы, причем число таких классов в отдельных школьных зданиях чрезмерно велико. Так, в типовом проекте № 2-02-18-К школы на 280 мест из 7 классов 3 класса «оборотные». В типовых проектах № 2-02-19

и 2-02-20 из 10 классов их 4. Наличие их свидетельствует о недооценке проектирующими организациями отрицательного значения таких классов. Они нежелательны прежде всего по соображениям педагогического порядка, и бывают случаи, когда такие классы превращаются в «нормальные» путем перевешивания классной доски на противоположную стену, и тогда получается класс с правосторонним естественным освещением, что совершенно недопустимо по соображениям гигиенического порядка. Типовые проекты школ не должны предусматривать таких классов, и это осуществить возможно, что видно хотя бы из типового проекта № 2-02-27 школы на 880 мест, в которой из 22 классов нет ни одного «оборотного» класса.

Нерешенным остается вопрос и о школьных буфетах. Проектирующим организациям следует учитывать необходимость обеспечения всех учащихся в короткий срок (в течение получаса) горячими завтраками. Для этого необходимо иное- планировочное решение помещений школьных буфетов.

Общеизвестно, какое важное значение имеет достаточная аэрация помещений школы. Однако в школьных зданиях предусматривается неправильное устройство оконных фрамуг. Обе фрамуги делаются на нижней подвеске и открываются внутрь. При открытом положении наружная фрамуга закрывает собой весь фрамужный проем, а для притока воздуха остается лишь небольшая щель. Это не обеспечивает достаточного притока свежего воздуха в классные комнаты во время перемен и, следовательно, затрудняет поддержание в школах необходимого воздушного режима.

Типовыми проектами школ не предусматривается применение более совершенных в гигиеническом отношении санитарных приборов. Унитазы в уборных устанавливаются без вырезных накладок, ручные спускные устройства не заменяются педальными, в умывальнях не предусматривается устройство фенов.

На протяжении ряда лет типовыми проектами не предусматривались питьевые фонтанчики в школах. Правда, в проектах последних изданий питьевые фонтанчики указаны, но конструкция их весьма несовершенна: они хрупки, часто портятся, пусковые устройства их примитивны, поэтому места установки таких фонтанчиков нередко являются источниками антисанитарии. Не следует забывать, что применение более совершенных в гигиеническом отношении санитарных приборов и устройств имеет не только санитарно-эпидемиологическое значение, но и способствует внедрению санитарной культуры в быт учащихся.

Снижение стоимости строительства шкал осуществляется в основном за счет удешевления конструкций, рациональной организации строительных- работ и внедрения индустриальных методов строительства» Однако в какой-то мере оно выразилось и на нормативах, а, следовательно, и на качестве проектирования. Например, ширина рекреационного коридора была снижена с 3 м до 2,5. Жизнь показала, что такая ширина рекреационных помещений недостаточна.

В типовых проектах детских садов за последнее десятилетие не произошло существенных изменений. Строительными нормами и правилами для детских садов и детских яслей предусмотрено увеличение площади кухни. К недостаткам типовых проектов детских садов и яслей следует отнести отсутствие подсобных помещений в кухонном блоке, планируется лишь кухня и кладовая. В детских садах и яслях на 2 группы и более под кухонный блок предусматривается площадь 24—33 м8. Этой площади достаточно для размещения кухни, кладовой и подсобной комнаты.

Существенным недостатком типовых проектов детских садов является то, что мойка столовой посуды предусматривается непосредственно в групповых комнатах. Устройство посудомоечных ванн в групповых

комнатах противоречит и гигиеническим и педагогическим требованиям и, кроме того, не исключает возможности несчастных случаев с детьми, так как к ваннам подводится горячая вода. Поэтому следует приветствовать устройство так называемых буфетных, т. е. небольших помещений вне групповых с установкой ванн для мойки столовой посуды при каждой группе. Такие буфетные предусмотрены типовым проектом № 2-04-47 детского сада на 50 мест, разработанным Государственным проектным институтом Гипропрос и утвержденным в июне 1956 г. Государственным комитетом Совета Министров РСФСР по делам строительства и архитектуры.

Нормативами не предусмотрено помещение для изоляции заболевших детей, хотя оно в детских садах необходимо.

На протяжении ряда лет выпускались типовые проекты детских садов, рассчитанные только на дневное пребывание детей. Не предусматривались спальные комнаты для групп детей с круглосуточным пребыванием, хотя в них была большая потребность. Разрабатываются такие проекты детских садов и в настоящее время. В дальнейшем при разработке типовых проектов детских садов следует предусматривать спальные комнаты для 50% групп в каждом саду.

Существенные изменения произошли за последние 2 года в проектировании типовых детских яслей. СНиП в детских яслях не предусмотрены боксы, хотя ранее они планировались при каждой группе. Вместо изолятора (в яслях на 2 группы и более) предусматривается комната для заболевших без отдельного санитарного узла.

К недостаткам типовых проектов яслей, вышедших после издания СНиП, следует отнести то, что не все эти проекты предусматривают спальные комнаты, необходимые для групп детей с круглосуточным пребыванием. В дальнейшем следует предусматривать спальные комнаты для 50°/о групп в каждых детских яслях (как и в детских садах). Необходимо также при каждой группе детей иметь отапливаемые помещения для хранения постельных принадлежностей, используемых на верандах. Предусматриваемые отдельными типовыми проектами встроенные или пристроенные шкафы в тамбурах между детскими комнатами и верандами слишком малы и поэтому малопригодны.

Одним из недостатков типовых проектов дошкольных учреждений является отсутствие в них типовых деталей посудомоечных ванн. Вместо них при строительстве новых объектов устанавливаются обычно умывальные раковины или отливы, т. е. приборы, совершенно непригодные для мойки посуды. Эти установки по требованию органов санитарного надзора затем заменяются ваннами местного изготовления, так как промышленность таких приборов не производит. Нередко ванны, изготовленные кустарным путем, столь неудачны, что их вид никак не гармонирует с окружающей обстановкой. В типовых проектах дошкольных учреждений необходимо предусматривать детали 3-гнездной посудомоечной ванны.

Решениями XXI съезда КПСС предусмотрено значительное расширение сети школ и дошкольных учреждений. Это обязывает проектные организации, занятые разработкой типовых проектов, учесть имеющиеся недостатки в типовых проектах школ и дошкольных учреждений. Необходимо смелее внедрять новейшее санитарно-техническое оборудование, отвечающее гигиеническим и педагогическим требованиям.

Совместными усилиями архитекторов, врачей и педагогов должны быть разработаны такие типовые проекты школ и дошкольных учреждений, которые создадут наилучшие гигиенические условия для учащихся школ и для детей в дошкольных учреждениях.

Поступила 10/1 1958 г.

* -¿Г -¿Г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.