Научная статья на тему 'Детский сад и принципы его планировки и строительства с гигиенической точки зрения'

Детский сад и принципы его планировки и строительства с гигиенической точки зрения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
75
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детский сад и принципы его планировки и строительства с гигиенической точки зрения»

конференции, следует организовать особый комитет и предусмотреть в смете 1941 г. соответствующие кредиты. Программу, план и смету должна разработать секция, школьной гигиены Гигиенического общества с учетом необходимости привлечения к участию в1 конференции НКПроса и представителей всех ведомств и комиссариатов, как организующих детские учреждения, так и обслуживающих их своей продукцией.

6. Необходимо всемерное укрепление работы Гигиенического общества по объединению и согласованию деятельности медицинских учреждений (научных, педагогических и практических), программа которых предусматривает профилактическое обслуживание детских контингенте®.

В состав Гигиенического общества и к активному сотрудничеству должны быть привлечены все школьно-санитарные инспектора, научные работники институтов ОЗДиП, преподаватели школьной гигиены вузов и училищ (как медицинских, так и педагогических). К совместному обсуждению стержневых вопросов следует привлечь школьных педиатров и строителей детских учреждений (архитекторов и инженеров).

Во всех центрах, где будут работать филиалы Гигиенического общества и где имеются достаточные контингенты работников, должны быть организованы. школьно-гигиенические секции, увязывающие свою деятельность с центральной секцией (в Москве). Работники перечисленных выше категорий в местностях, не имеющих филиалов общества, должны быть вовлечены в^ ближайшие объединения или центральную секцию и являться их членами-корреспондентами. Секциям школьной гигиены следует принять на себя по местным условиям, помимо разработки научных и научно-практических вопросов, также инициативу в'организационных и практических вопросах, в частности, по устройству лекций, бесед, выставок по вопросам здорового воспитания, по организации консультаций для педагогов и родителей, по организации объединенного санитарного актива школьников (см. статью т. Гефтера в журнале «Гигиена и санитария», № 11 за 1939 г.) и др. Они должны установить тесную связь и сотрудничество с комсомолом! в организации широкого детского движения за овладение навыками гигиенического поведения.

Мы просим читателей, интересующихся медицинским обслуживанием детей и подростков, откликнуться на. настоящую статью путем присылки в правление Гигиенического общества (Москва, Б. Пироговская, 6, Институт гигиены) своих высказываний, хотя бы самых кратких, по затронутым здесь вопросам, не стесняясь формой изложения, для того, чтобы секция шкальной гигиены могла установит^ со своими корреспондентами живую связь, а присылаемые замечания и материалы обработать для помещения в. журнале «Гигиена и санитария»,

Проф. А. Я. ГУТКИН (Ленинград)

Детский сад и принципы его планировки и

строительства с гигиенической точки зрения

«

Из отдела гигиены Ленинградского института ОЗДиП (дир.—проф. В. Н. Иванов) у

Развитие детских "садов как широкой, подлинно социалистической системы воспитания и оздоровления дошкольников впервые началось в нашей стране в 1917 г. До революции в Петербурге было 27 детских садов с несколькими сотнями детей, в Москве — только 12, в уездных же городах, а тем более в сельских местностях само назва-

ние «детский сад» большинству населения не было известно. Имевшиеся до революции детские сады обслуживали почти исключительно детей буржуазии, поскольку пользование частным сад'ом семьям рабочих было недоступно.

Чтобы понять значение и объем! существующей сети детских садов, достаточно сказать, что на конец 1937 г. она охватила около 1 300 000 человек. По одной лишь РСФСР к концу 1938 г. было 15 526 детских садов на 790 850 детей, из них 2 240 сельских детских садов на 84 400 детей; в колхозах же, кроме того, насчитывалось 7 500 детских садов на 350 000 детей. .

Наиболее интенсивное строительство детских садов началось с 1938 года после издания постановления СНК СССР 1938 г. «О типовых проектах детских садов, яслей и родильных домов».

Это постановление застало архитекторов и гигиенистов врасплох. Опыта строительства детских садов в нашей стране не было, опыт капиталистических стран в этой части ничтожен и для нас неприемлем, нормативы, установленные ОСТ в 1936 г., оказались неудовлетворительными. Массовое строительство детских садов началось по типовым! проектам, утвержденным! НКПросом РСФСР, рассчитанным на различное число детей (50, 100 й т. д.) и разнообразно решавшим вопросы как набора помещений, так и их размещения. В этих проектах были раздуты требования в отношении удобств для обслуживающего персонала за счет снижения количества и качества помещений, действительно необходимых детским садам, поэтому такие проекты «как неправильные, способствовавшие вредительскому запутыванию этого великого дела» были отменены постановлением СНК СССР («Правда» от 26.VI.1938 г.).

Советская архитектурная общественность горячо откликнулась на необходимость создать лучшие образцы детских садов, удовлетворяющих экономическим, воспитательным, гигиеническим и архитектурным требованиям. Задача эта оказалась тем более сложной, что установленных принципов их проектирования не было.

Анализ неудачного опыта типовых проектов НКНроса (1936—

1937 гг.) и содружественная работа архитектора, врача и воспитателя помогли правильно разрешить этот вопрос.

В числе проектов детских садов на 100 детей, утвержденных СНК СССР в 1938 г., имеется проект архитекторов JI. Е. Асс и А. С. Гинц-берга, составленный при нашем участии. В основу его положены принципы, которые, с нашей точки зрения, необходимо учитывать при типовом проектировании детских садов. По названному проекту (двухэтажное кирпичное здание с цоколем) в 1939 г. в Ленинграде построено 17 детских садов. Наблюдение за их эксплоатацией "и проведение некоторых экспериментальных исследований (совместно с научными сотрудниками нашего института тт. Виленкиной, Астаниной и др.) позволили нам проверить обоснованность некоторых из этих принципов; часть из них пришлось изменить и в соответствии с этим внести изменение и в проект

1938 г. В исправленном виде он был представлен в качестве планировочного задания Ленинградскому архитектурно-строительному экспертному совету и с последним согласован.

В основу проекта положены следующие принципиальные установки:

I. К о мп акт н ость и экономичность внутренней планировки, а следовательно, и места застройки. Собственно здание (без открытых веранд) занимает 23,3X14,48 м; длина здания 23,3 м (типовые проекты НКПроса предусматривают длину здания от 40 до 45 м и более и /площадь застройки, свыше чем вдвое превышающую приведенные габариты). Сравнительно небольшая площадь застройки учитывает, таким образом, возможность возведения здания на тесных участках. Внутренняя планировка его рассчитана так, что обеспечивает освещение групповых комнат с трех сторон и при расположении здания

по экватору ориентирует на южную половину горизонта не только групповые, но и зал.

II. Выделение всех хозяйственных, и обслуживающих помещений с расположением! их в цоколе (заглубление пола 1 м при внутренней высоте цоколя 2,85 м). Здесь находятся (рис. 1):

1. Кухня в 44 м2 с раздаточной, обеспеченная отдельным ходом, 3 кладовые при ней (одна — шкаф-ледник в 3 м*2) и санитарный узел, общий с персоналом детского сада. К кухне примыкает склад для дров в 22 м2 с окном для подачи дров в кухню; в последней выделена моечная в виде широкой! и глубокой ниши.

2. Канцелярия с отдельным: ходом. Родители могут ходить в канцелярию и через вестибюль. Расположенный в цоколе санитарный узел обслуживает как персонал канцелярии, так и приходящих.

3. 2 инвентарные и кладовая, расположенная вблизи выхода наружу; 1 инвентарная примыкает к открытой террасе, облегчая передачу непосредственно из участка игрового и спортивного оборудования.

4. Кабинет врача в 14,6 м2, примыкающий к лестнице, ведущей из вестибюля и имеющей также второй ход. Такое расположение защищает

Рис. 1. Цоколь

кабинет от шума, позволяя использовать эту комнату как изолятор, и дает возможность принимать родителей независимо от детей. По нашим данным, как во вновь построенных детсадах, так и в приспособленных зданиях (наблюдение велось на 75 объектах) коэфициент использования изоляторов по прямому назначению достаточно высок.

5. Котельная с углехракилищем. Этот блок изолирован капитальными стенами от соседних помещений; он имеет самостоятельный ход и свой санитарный узел.

Инвентарные и склад для дров стоят на уровне поверхности земли с высотой 1,85 М1. Заглубление дано с учетом стояния почвенных вод в условиях ленинградских грунтов, что имеет экономическое и эксплоата-ционное значение.

Все помещения цоколя обеспечены прямым и достаточным естественным освещением, за исключением небольшого участка коридора (длиной около 5 м), освещаемого вторым светом через фрамуги и лестничную ■клетку.

Выделением обслуживающих помещений в самостоятельную часть здания полностью изолированы хозяйственные процессы от процессов воспитательных, учебных и игровых, а дети — от взрослых, которым приходится посещать детский сад.

III. Система расположения групп в обоих этажах, организация приема через вестибюл ь-ф и л ь т р и наличие прямых выходов из групповых 1-го этажа наружу дают возможность изоляции двух групп 1-го этажа в случае установления карантина. В 1-й этаж (рис. 2) входят следующие помещения:

1. Вестибюль-смотровая с непосредственным ходом: из нее через бок-сированную лестницу в кабинет врача (изолятор).

2. Два гардероба с раздельными выходами из них в групповые. В вестибюле производится осмотр детей до пуска их в гардероб. Располо-

жение в 1-м этаже вблизи выхода смотровой обеспечивает возможность удаления больного ребенка, не вводя его в группу, и использования ее как ожидальной для приема родителей и беседы с ними вне производственных помещений детского сада. В смотровой также вывешиваются объявления, правила и инструкции для персонала и родителей.

3. Два групповых блока. Каждая группа имеет групповую «кроватную», санитарный узел и в 1-м этаже открытую веранду. Групповая соединена с умывальной, комнатой хранения кроваток и террасой, что позволяет выделить ее в случае карантина и выходить из нее летом на участок, минуя гардероб. Групповые 1-го этажа предназначаются для младших групп.

«Кроватные комнаты» — почти в 5 м2 каждая, чтобы в них можно было хранить складные кроватки и постельные принадлежности в индивидуальных пакетах. Площадь групповых предусмотрена в 67 мг2 каждая, что в общей сложности превышает обычно принимаемые нормы (2,5 м2 на ребенка) почти на 20 м2. К необходимости повышения этой площади сравнительно с прежними нормами мы пришли после расстановки мебели групповых в разнообразных комбинациях. Часто пропускают один бытовой факт: в то время как большинство детей покончило с едой и готово к отдыху, несколько ребят еще едят, затрудняя сдвигание столов.

Небольшими закругленными заплечиками часть комнаты выделяется для еды. Расположение окон в групповых позволяет дать сквозное про-

ветриваиие. Путем хронометража мы установили, что на расстановку кроватей затрачивается не менее получаса двумя одновременно работающими техничками. В связи с этим часть кроватей будет выкатываться на постоянной платформе (на резиновых колесах), отвечающей габаритам «кроватной», часть же должна храниться во внутристенных шкафах групповой; этим сокращается время расстановки кроватей.

Открытые веранды, окаймляющие здание, составляют естественное продолжение участка. Их назначение — не только архитектурно оформлять здание, но и служить в хорошую погоду местом для игр на открытом воздухе, когда на участке грязно. Ориентация веранд — на восток и запад.

Во 2-м этаже (рис. 3) дан зал с самостоятельным ходом в него, без непосредственной связи с групповыми.

Выделением групп, организацией вестибюля-фильтра и коммуникацией отдельных частей здания обеспечено соблюдение 2-го принципа планировки — разобщение детей по группам и их диференцированное обслуживание.

IV. Планировка и строительные устройства облегчают правильную экс п л оатацию здания и отвечают специфическим санитарным и воспитательным: требованиям обслуживаемых к о н т и н г е и т о в.

Существенное место планировки как по всей организации, так и по культурному значению занимают санитарные узлы. В 1-м этаже нет унитазов, а есть только слив. В настоящее, время прорабатывается для уборных тип смывных детских горшков, рассчитанных по росту ребят и обеспеченных съемными индивидуальными сиденьями. В санитарных узлах предусмотрены шкафы"-сушилки для хранения уборочного инвентаря. Обеспечена связь умывальных не только с групповыми, но и с гардеробом (в 1-м этаже) ¡и коридором (во 2-м этаже), что позволяет персоналу производить уборку узлов, не проходя через групповую. В уборных 2-го этажа (для старших детей) устроены кабины до 1,6—2 м> высоты для изоляции унитазов друг от друга.

Для облегчения труда персонала и обеспечения больших удобств детям в групповых и в зале встроены в ниши шкафы. Умывальники также встроены в ниши.

По периметру стены для индивидуальных полотенец пропущены теплые трубы.

В кухне выделена холодная кладовая-ледник с /трапом; в верхней половине кладовой хранятся скоропортящиеся продукты, в нижней — лед. Вторая кладовая предназначена для хранения сухих продуктов.

Для правильной организации процесса движения детей по лестнице поручни даны как справа, так и слева. Этим путем внедряется правильное движение — всегда по правую руку.

В целях предохранения стен от вколачивания в них гвоздей предусмотрена закладка внутрь стены деревянных реек (для развески картин, таблиц и пр.) на высоте 1,5 м от,пола и ниши для зеркал в умывальных и гардеробных на высоте 1 и 1,25 м.

В гардеробных пропущены через шкафы специальные трубы с горячей водой для сушки обуви, перчаток, шарфов и т. п.; во всех помещениях — вытяжная вентиляция с побудителем*. Для предупреждения прикосновения рук детей к радиаторам под подоконником (кроме цоколя) предусмотрены сетки, снимающиеся перед очисткой приборов отопления.

Полы в вестибюле и санитарных узлах — мозаичные, в котельной — цементные, в кухне — из метлахских плиток, в остальных помещениях—• досчатые, окрашенные масляной краской, а еще лучше — паркетные. Стены окрашены масляной краской на высоту 1,5 м, в вестибюле и кабинете врача — на 2,25 м. В вестибюле — ниша для герба СССР.

Во 2-м этаже размещен зал. Проведенные институтом! наблюдения за зксплсатацией зала в разные дни шестидневки и часы работы детского сада (с 8 до 19 час.) убедили нас в его максимальной используемости; зал — место для зарядки, игр, музыки, пения, проведения всяких празднеств, пребывания в нем детей во время сквозного проветривания групповых и пр. Большое внимание уделено организации стен с точки зрения сохранения угловых закругленных простенков, имеющих не только гигиеническое значение, но и необходимых для процессов, требующих расстановки игр в углах.

Планировка детского сада в значительной степени разрешает один из важнейших' принципов — специфику конструктивно-строительных деталей с учетом обслуживаемых возрастных групп.

V. Помещения детского сада по своей организации должны быть частью земельного участка, «врастая» в него, но и участок детского сада должен составлять естественное продолжение здания.

«Врастание Здания в природу», органическая связь его с природой в его планировке,' архитектурном и объемы о-п ростр анствен ном оформлении составляет 4-й принцип, положенный в основу проекта. К зданию в торцах приданы открытые веранды, используемые в различных ~ случаях, как это указано выше. Архитектура здания приближает его к типу садово-паркового павильона и по существу требует размещения в зелени, внутри участка, на возможно более отдаленном расстоянии от красной линии. К зданию примыкают бетонированные широкие парапеты с встроенной в них землей для цветочных насаждений. Они декорируют в виде аллей дорожки, переходя в зеленое поле— непосредственно участок. I

Под всеми окнами устанавливаются, в соответствии с заготовленными чертежами специальные цветочные ящики для горшков в едином ансамбле с цветами (и аквариумом!), предусмотренными внутри, на уровне подоконных досок. Таким образом, врастание здания в зелень идет как бы естественным путем — от цветочных ящиков и вьюнов (гирлянд) под окнами к озелененным верандам и цветочным покровам земли на участке.

Обработка фасадов предусматривается цветная, радостная, бодрящая,

гармонирующая с р достыо и счастьем, переживаемыми нашими детьми в великую сталинскую эпоху.

Описываемый проект при всех его достоинствах все же не полностью' отвечает санитарно-гигиеническим требованиям'. Нельзя, например, признать удовлетворительным пользование одной лестницей для доставления пищи детям и сообщения со 2-м этажом/ при изоляции там ребят в порядке карантина. Не вполне удовлетворяет освещение коридоров вторым светом!.

Эти недостатки смогут быть ликвидированы путем правильной экс-плоатации здания.

В большом числе проектов котельные будут построены вне габаритов здания. В Ленинграде, например, часть детсадов будет встроена в жилые дома, часть получит питание от теплоцентрали, часть же будет пользоваться теплом! соседних зданий (фабрик, предприятий и пр.). В этих случаях взамен котельной может быть предусмотрена квартира для сторожа или прачечная.

Объем здания — около 2 700 м2, что дает 2.7 м3 на 1 ребенка. Предварительные расчеты стоимости укладываются в установленные правительством! лимиты.

Доц. 3. Г. ВОЛЬФСОН (Москва)

К вопросу о санитарно-химической защите детей

Действия авиации в Испании и Китае показали, что воздушной бомбардировке в современной войне подвергаются не только военные объекты, но и мирное население, в том> числе дети.

Средства защиты детей должны быть диференцированы в соответствии с детскими возрастными группами.

К индивидуальным средствам защиты относятся противогазы и специальная одежда. Современным фильтрующим противогазом можно пользоваться долгое время (8—10 и более часов) без вреда Для организма здорового человека. Больные же и дети не должны бесконтрольно употреблять противогаз по следующим! соображениям!.

1. Употребление противогаза сопряжено с известным дискомфортом!, под которым! следует понимать неприятное ощущение!, вызываемое специфическим! микроклиматом, создаваемым внутри лицевой части надетого противогаза. Зона комфорта, в которой человек себя хорошо чувствует в обычных условиях внешней среды, резко меняется при надевании противогаза вследствие необходимости дышать увлажненным и теплым воздухом!. Влияние дискомфорта еще более усиливается, создавая препятствия для пользования противогазом!, при наличии у детей выделений из носоглотки и т. п. Кроме того, надетый на лицо шлем может вызвать давление на кожные покровы и расположенные под ними ткани, затрудняя .кровообращение сосудов головы и нарушая кожное дыхание. Это обстоятельство требует тщательного наблюдения за подбором для детей противогаза соответствующего размера и за умелым надеванием и пользованием им.

2. Другой санитарный фактор — так называемое вредное пространство, под которым подразумеваются полости иод маской, заполненные выдыхаемым воздухом. При каждом вдохе в противогаз попадает обратно в дыхательные пути остаток ранее выдохнутого воздуха, изменяя состав альвеолярного воздуха в сторону уменьшения кислорода и обога-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.