Научная статья на тему '«НАЗНАЧЕНЦЫ» - ДИРЕКТОРА МУЗЕЯ А. М. ГОРЬКОГО В КАЗАНИ: СОВЕТСКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ'

«НАЗНАЧЕНЦЫ» - ДИРЕКТОРА МУЗЕЯ А. М. ГОРЬКОГО В КАЗАНИ: СОВЕТСКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
87
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МУЗЕЙ / ГОРЬКОВЕДЕНИЕ / ЭКСПОЗИЦИЯ / РЕСТАВРАЦИЯ / ЭКСПОНАТЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гаврилова Марианна Фридриховна

В представленной статье автором проанализированы исторические этапы развития одного из старейших литературных музеев Республики Татарстан - Казанского музея А. М. Горького (ныне Музея А. М. Горького и Ф. И. Шаляпина) в контексте деятельности директоров учреждения, многие из которых были назначены на должность партийными органами и первоначально не имели опыта работы в музейной сфере и профильного образования. Подобный формат подбора кандидатур на ключевые посты был характерен для советского периода и явился своеобразной моделью управления культурой в то время. Однако деятельность руководителей музея - «назначенцев», их вклад в региональное горьковедение и шаляпиноведение, преданность выбранной профессии повлияли на формирование особого музейного пространства в республике, которое объединило творческую и научную интеллигенцию края. Сегодня музей позиционируется важным стратегическим объектом на культурной карте Татарстана, сохраняя и популяризируя культурно-историческое наследие, связанное с именами А. М. Горького, Ф. И. Шаляпина и выдающихся татарских писателей. В статье подчеркивается особая роль одного из первых директоров музея Марии Николаевны Елизаровой, которая была не только принципиальным коммунистом, но и писателем, руководила музеем почти четыре десятилетия и заложила основы стратегии его развития на долгие годы. Культурные инициативы М. Н. Елизаровой, а также ее предшественников и последователей имели большое значение в деле сохранения историко-культурного наследия края. Учитывая недостаток существующих сведений по истории Казанского музея А. М. Горького и деятельности его сотрудников, материалы статьи способны восполнить исторические пробелы и составить общее представление о выдающихся личностях, стоявших во главе музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“APPOINTEES” - DIRECTORS OF THE MUSEUM OF A. M. GORKY IN KAZAN: THE SOVIET MODEL OF CULTURAL MANAGEMENT

In the presented article, the author analyzes the historical stages of development of one of the oldest literary museums in the Republic of Tatarstan, the “Kazan Museum of A. M. Gorky” (now “Museum of A. M. Gorky and F. I. Chaliapin”), in the context of the institution’s directors who were appointed by higher party bodies. Many appointees lacked experience in the museum sphere and did not have the corresponding educational background. This format of selecting candidates for key positions was characteristic of the Soviet period and was a kind of model for managing culture. However, the activities of the leaders of the museum - “appointees”, the intensive development of areas of work and dedication to the chosen profession influenced the formation of a special museum space in the republic, which united representatives of science, art, and outstanding writers of the region. The article emphasizes the special role of one of the first directors of the museum, Maria Nikolaevna Elizarova, who was not only a principled communist, but also a writer who led the museum for almost four decades and laid the foundations for its development strategy for many years. Elizarova’s cultural initiatives, as well as her predecessors’ and followers’, were significant in preserving the historical and cultural heritage of the region. Given the lack of existing facts on the history of the “Kazan Museum of A. M. Gorky”, and the activities of its employees, the material presented in the article is able to fill historical gaps and form a general idea in regard to the outstanding personalities who stood at the helm of the museum.

Текст научной работы на тему ««НАЗНАЧЕНЦЫ» - ДИРЕКТОРА МУЗЕЯ А. М. ГОРЬКОГО В КАЗАНИ: СОВЕТСКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ»

УДК 069.01

Вопросы музеологии. 2021. Т. 12. Вып. 2

«Назначенцы» — директора музея А. М. Горького в Казани: советская модель управления культурой

М. Ф. Гаврилова

Музей А. М. Горького и Ф. И. Шаляпина

(филиал Национального музея Республики Татарстан),

Российская Федерация, 420015, Казань, ул. Горького, 10

Для цитирования: Гаврилова М. Ф. 2021. «Назначенцы» — директора музея А. М. Горького в Казани: советская модель управления культурой. Вопросы музеологии 12 (2): 178-186. https://doi.org/10.21638/spbu27.2021.203

В представленной статье автором проанализированы исторические этапы развития одного из старейших литературных музеев Республики Татарстан — Казанского музея А. М. Горького (ныне Музея А. М. Горького и Ф. И. Шаляпина) в контексте деятельности директоров учреждения, многие из которых были назначены на должность партийными органами и первоначально не имели опыта работы в музейной сфере и профильного образования. Подобный формат подбора кандидатур на ключевые посты был характерен для советского периода и явился своеобразной моделью управления культурой в то время. Однако деятельность руководителей музея — «назначенцев», их вклад в региональное горьковедение и шаляпиноведение, преданность выбранной профессии повлияли на формирование особого музейного пространства в республике, которое объединило творческую и научную интеллигенцию края. Сегодня музей позиционируется важным стратегическим объектом на культурной карте Татарстана, сохраняя и популяризируя культурно-историческое наследие, связанное с именами А. М. Горького, Ф. И. Шаляпина и выдающихся татарских писателей. В статье подчеркивается особая роль одного из первых директоров музея Марии Николаевны Елизаровой, которая была не только принципиальным коммунистом, но и писателем, руководила музеем почти четыре десятилетия и заложила основы стратегии его развития на долгие годы. Культурные инициативы М. Н. Елизаровой, а также ее предшественников и последователей имели большое значение в деле сохранения историко-культурного наследия края. Учитывая недостаток существующих сведений по истории Казанского музея А. М. Горького и деятельности его сотрудников, материалы статьи способны восполнить исторические пробелы и составить общее представление о выдающихся личностях, стоявших во главе музея.

Ключевые слова: музей, горьковедение, экспозиция, реставрация, экспонаты.

„.У Евгения Евтушенко есть замечательные строки из стихотворения «Лучшим из поколения», написанного в 1957 г.:

Лучшие из поколения, цвести вам — не увядать! Вашего покорения

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2021

бедам — Не увидать! Разные будут случаи — будьте сильны и дружны. Вы ведь на то и лучшие — выстоять вы должны...

Каждый раз, когда мы, сотрудники Музея А. М. Горького и Ф. И. Шаляпина, в прошлом — Казанского музея А. М. Горького (КМГ), «перелистываем» страницы истории нашего музея, рассказываем о наших коллегах, о тех, кто стоял у истоков музея, руководил им, вспоминаются эти строки.

«Лучшие» — именно так хочется назвать людей, которые были беззаветно преданы своему делу, несмотря на трудности и проблемы были рядом с музеем, неустанно выполняя задачи сохранения историко-культурного наследия и трансляции его в будущее. За пафосным определением миссии музейной деятельности — ежедневный кропотливый труд энтузиастов, влюбленных в свою работу, которых Дмитрий Сергеевич Лихачев нарек «последними святыми на Руси».

Но непрерывная связь поколений музейных сотрудников могла бы в одночасье оборваться без зачинателей и продолжателей традиций, объединивших коллективы и руководящих ими. Подобно дирижерам большого оркестра, где важно не только «руководить», различать фальшь, но и «предслышать» — суметь организовать любого, заразить идеей, поверить в каждого и направить, директора Казанского музея А. М. Горького определяли стратегию музея, консолидировали «лучших из поколения».

Музей был основан в апреле 1938 г. (открыт 12 марта 1940 г.). За это время практически все директора были «назначенцами», рекомендованными «по партийной линии», что являлось характерным для советской модели управления (и не только отраслью культуры).

К сожалению, обрывочные, безликие сведения официальных документов (справок, протоколов, приказов и др.) не могут передать живой картины начала строительства музея, а мы не можем полностью оценить вклад первых руководителей. Биографии некоторых из них пока не удалось восстановить (например, первого директора Позанковой, чьи инициалы так и остались неизвестными и «скрылись» за бюрократичным «тов. Позанкова»).

А организация музея, посвященного «пролетарскому писателю» Максиму Горькому, — это одна из интереснейших глав в хронике Казанского музея!

С конца 1920-х гг., на волне меморации выдающихся имен политиков, революционеров, деятелей науки и искусства, литераторов, начинается увековечение имени Горького (еще при его жизни) по всей стране, а после смерти великого писателя — и на его «духовной родине», в Казани.

Благодаря казанским ученым, краеведам сохраняются горьковские места и инициируется вопрос об организации музея А. М. Горького в столице Татарии. Большая роль в его создании принадлежит Николаю Филипповичу Калинину (1888-1959) — выдающемуся ученому, археологу, краеведу. Именно с Н. Ф. Калининым, который взял на себя научное руководство строительством музея1, разрабо-

1 Договор гороно г. Казани с Н. Ф. Калининым от 11.05.1938. Книга поступлений Казанского музея А. М. Горького (КМГ КП). № 6131.

тал план реконструкции2, работали и Позанкова (с середины 1938 г.3), и А. А. Егоров (который недолго возглавлял музей с 2 июля 19394). В это время проводятся основные работы по приспособлению здания для музейного показа, реставрируется мемориальный подвал-пекарня А. С. Деренкова (казанского знакомого будущего писателя), в которой в 1886-1887 гг. работал А. М. Пешков (нахождение пекарни в здании по адресу ул. Галактионовская, 10, стало основным аргументом для организации на памятном месте музея).

Вскоре на пост директора приходит Абдрахман Акмалеевич Мусифуллин5 (1901-1946), работавший до музея инженером, педагогом в районах Татарии, директором одной из школ в Елабуге. На долю А. А. Мусифуллина, который официально был принят на должность руководителя КМГ 2 февраля 1940 г. (а фактически — со второй половины 1939 г.), выпало решение и строительных, и экспозиционных вопросов. Следует заметить, что ремонтные работы на объекте буквально «сдвинулись с мертвой точки» с приходом Мусифуллина6, который принимал самое активное участие в создании первой экспозиции вместе с учеными Татарии7. 10 марта 1940 г., за два дня до открытия, комиссия Наркомпроса ТАССР принимает музей с недоделками и претензиями. Одна из них касалась директора КМГ А. А. Мусифуллина, который не имел филологического образования8, а получал на тот момент квалификацию учителя географии в Казанском государственном педагогическом институте.

3 августа 1941 г. А. А. Мусифуллин ушел на фронт (демобилизовавшись в 1943 г., возглавил Цивильский молокозавод).

9 августа 1941 г., через неделю после ухода А. А. Мусифуллина на войну, его место занимает Мария Николаевна Елизарова (1908-1994), женщина, которой было суждено не просто возглавлять музей почти сорок лет (с 1941 по 1978 г.), а заложить основы его развития на десятилетия, опередить время и определить формат музея на много лет вперед.

Мария Николаевна была человеком удивительным, ее биография была похожа на судьбы многих из ее поколения — «лучших», которые обладали какой-то необыкновенной внутренней силой убежденности, заражая своей верой окружающих, созидали, творили историю.

Родилась Елизарова в селе Каран Давликанского района Башкирской АССР, воспитывалась в детском доме, училась на рабфаке; стала продвигаться по комсо-мольско-партийной линии (в 1924-1929 гг. — в Бугульминском катонном комитете комсомола, а с 1931 г. была инструктором, помощником секретаря обкома в Татар-

2 Акт технического обследования жилого подвального помещения в доме № 24 по ул. М. Галактионовская от 22.05.1938. Государственный архив Республики Татарстан (ГА РТ). Ф. 1411. Оп. 1. Д. 2. Л. 2.

3 Опись технической документации по Дому-музею А. М. Горького. 1938-1940 гг. Архив Казанского музея А. М. Горького (Архив КМГ). Оп. б/н. Д. б/н. Л. 90.

4 Акт на прием и сдачу дел музея от (?) Позанковой к А. А. Егорову от 02.07.1939. КМГ КП (№ 33937).

5 Опись технической документации по Дому-музею А. М. Горького. 1938-1940 гг. Архив КМГ. Оп. б/н. Д. б/н. Л. 35.

6 Там же.

7 Синицына, 2002. С. 130.

8 Акт приема Дома-музея А. М. Горького, открывающегося в г. Казани по ул. М. Галактионовская, 24. Архив КМГ. Оп. 2. Д. вр./1. Л. 5.

ском областном комитете партии). Как сказали бы раньше, М. Н. Елизарова была преданным партийцем, честным, несгибаемым коммунистом. И это правда. «Лучшие из поколения» советской эпохи искренне верили в идеалы, жили по зову совести, помогали людям, трудились на благо родины. И М. Н. Елизарова, безусловно, принадлежала к числу таких людей. Свидетельство тому — ее деятельность на посту директора КМГ.

Несомненно, что ротация в КМГ была обусловлена различными факторами, не последний из которых — партийные заслуги М. Н. Елизаровой и ее личностные лидерские качества. Но были и иные причины: Мария Николаевна имела еще и опыт туристской работы (в 1938-1941 гг. возглавляла Республиканскую детскую туристическую станцию), а также была причастна к литературному творчеству (писала рассказы, повести, пьесы, в том числе «Юность буревестника» (1954), поставленную на сцене Казанского большого драматического театра имени В. И. Качалова и посвященную «казанским страницам» биографии А. М. Пешкова (Горького))9. Кроме того, Елизарова была знакома с А. М. Горьким (в 1935 г. встречалась с ним в Тессели, показала ему рукопись своей повести «Марьям»). Копия фрагмента письма — «напутствия» великого писателя Елизаровой и всей татарской литературе представлена в экспозиции музея (оригинал хранится в Архиве А. М Горького ИМЛИ РАН): «...Я желаю яркого расцвета татарской поэзии и прозы, но это может быть достигнуто только очень строгим отношением к задачам литературы. 30.У. 35».

Если о художественном мастерстве члена Союза писателей ТАССР М. Н. Елизаровой можно поспорить (ее произведения не избежали влияния конъюнктуры того времени), то ее вклад в музейное строительство республики и увековечение имени А. М. Горького и других выдающихся личностей неоспорим.

Из небольшого мемориального музея (к моменту прихода Елизаровой на пост директора площадь музея состояла из нескольких административных помещений второго этажа, двух пространств экспозиции на первом этаже и подвала-пекар-ни10) музей «разросся» до формата литературного, увеличил экспозиционные площади и тематику экспозиционных комплексов.

Поначалу экспозиция включала темы детства и юности Горького, но затем стала демонстрировать материалы всей жизни писателя, акцентировала тему «казанской биографии». Понимая важность достоверности в интерпретации исторических фактов, Мария Николаевна, не будучи ученым, ориентировала коллектив музея на изучение «казанского периода» жизни А. М. Горького, его окружения, взаимовлияния Горького и национальной литературы.

С 1942 г. благодаря М. Н. Елизаровой стали проводиться «Горьковские сессии» — конференции с участием выдающихся горьковедов страны (в первую очередь, из ИМЛИ им. А. М. Горького АН СССР). Исследования ученых становились базисом для дальнейших реэкспозиций, которых в КМГ было немало (практически ежегодно разделы и тематические комплексы обновлялись, дополнялись новыми материалами).

Именно при М. Н. Елизаровой музей становится важным стратегическим горьковским объектом страны, который активно популяризирует имя писателя

9 Писатели советского Татарстана, 1970. С. 171-172.

10 Состояние Музея А. М. Горького к моменту его открытия — 12.03.1940. Архив КМГ. Оп. 1. Д. 4. Л. 2.

в контексте экспозиционно-выставочной, культурно-просветительной, научной и фондовой работ: организуются горьковские конференции, литературные встречи, вечера с участием членов литобъединения музея (среды, Горьковские чтения); систематически создаются передвижные выставки по горьковской тематике, жизни и творчеству русских и советских писателей — современников Горького; сохраняются горьковские места края, в том числе в 1970-х гг. создается Музей А. М. Горького в селе Красновидово Камско-Устьинского района ТАССР (который откроют 10.10.1979, после ухода Елизаровой из музея)11.

Особо следует отметить вклад М. Н. Елизаровой в формирование фондового собрания музея. Ее теплые, дружеские отношения с Екатериной Павловной Пешковой (вдовой А. М. Горького) и дочерью Ф. И. Шаляпина Ириной Федоровной Шаля-пиной-Бакшеевой, начавшиеся в середине 1940-х гг., способствовали пополнению не только горьковской, но и шаляпинской коллекции переданными мемориями и созданию первой шаляпинской экспозиции в крае в 1968 г.

Способность дружить, присущая Елизаровой, привлекала в музейное пространство интереснейших людей со всей страны, в первую очередь писателей.

Велика заслуга Марии Николаевны в сохранении литературного наследия края. Помимо того, что музей являлся центром притяжения для писателей и поэтов края (среди них Тихон Журавлев, Геннадий Паушкин, Михаил Бубеннов, Кави Наджми, Мирсай Амир, Хасан Туфан, Алель Кутуй, Гумер Баширов, Наби Даули, Сарвар Адгамова, Абдурахман Абсалямов, Сибгат Хаким и др.), он также изучал и представлял тему «Горький и татарская литература», одним из первых комплектуя материалы о татарских дореволюционных и советских писателях. В 1947 г. открывается12, а затем неоднократно реэкспонируется раздел «Горький и татарская литература»; в 1971 г. под руководством М. Н. Елизаровой создается Музей Габдул-лы Тукая в селе Кырлай Арского района ТАССР13. М. Н. Елизарова одной из первых стала популяризировать творчество выдающегося татарского литератора Шарифа Камала14, поэта-героя Мусы Джалиля.

Проработав тридцать семь лет в музее, Мария Николаевна воспитала своих последователей, продолживших ее дело.

Лидия Григорьевна Алексеева, поступившая в КМГ в 1966 г., сменила Елизарову в трудное для учреждения время. Музею требовался капитальный ремонт; строился Горьковский музей в Красновидово; с 1974 г. систематически проводились и пролонгировались сверки музейных коллекций и предметов. Лидия Григорьевна, несмотря на достаточно молодой возраст, отличалась организаторскими способностями (впоследствии она станет инструктором горкома). В 1980 г. утвержден «Перспективный план развития музея А. М. Горького г. Казани по ремонтной, реставрационной и научной деятельности на 1979-1985 гг.»15, намечены стратегические задачи в развитии музея: расширение площадей с целью более развернутого представления имени А. М. Горького; создание инфраструктуры внутри музея и благо-

11 Первый в Поволжье. 1979. Красное знамя. № 12 (11 окт.).

12 Путеводитель по музею. 1947. С. 1.

13 Отчет о работе КМГ за 1971 г. ГА РТ. Ф. 7237. Оп. 2. Д. 944. Л. 1-3.

14 Экспозиция КМГ «Горький и татарская литература». Архив КМГ. Оп. 2. Д. 55. Л. 67, Л. 162.

15 Перспективный план развития КМГ по ремонтной, реставрационной и научной деятельности от 07.07.1980. Архив КМГ. Оп. 2. Д. 735а. Л. 6-12.

устройство его территории; обновление экспозиции. Помимо этого, ужесточающиеся правила фондовой работы требовали оптимизации данного направления, систематизации коллекций, налаживания учета и т. д.

И Л. Г. Алексеева справляется. К 1980 г. завершается сверка16, фонды систематизированы по видам хранения; составляются научно-инвентарные карточки17.

Помимо этого, открывается красновидовский музей Горького; на подходе открытие Музея М. Джалиля в селе Карадуван Балтасинского района ТАССР в 1981 г.18 В том же году филиалом станет Музей Е. А. Боратынского19, который был создан на базе общеобразовательной школы № 34 г. Казани в начале 1970-х гг.

В 1980 г. директором КМГ назначена Наиля Хамитовна Тур, до этого курировавшая научную работу. При ней в 1983 г. КМГ вошел в систему Государственного объединенного музея ТАССР (ныне Национального музея Республики Татарстан). Централизация музейной сети стала приметой времени. Под эгидой крупных музеев функционируют менее масштабные и по коллекциям, и по площадям. Вполне закономерно, что КМГ влился в структуру Государственного объединенного музея ТАССР (ГОМ ТАССР) вместе со своими филиалами — Музеем А. М. Горького в селе Красновидово и Музеем Е. А. Боратынского20. На тот момент для музея с разрушающимся зданием и конфликтами в коллективе, пожалуй, это был оптимальный выход из положения.

После «вхождения» администрация ГОМ ТАССР во главе с генеральным директором Люцией Галеевной Валеевой решают вопрос о реконструкции и последующей реэкспозиции КМГ (в том числе о расширении площадей для экспозиции за счет пристройки нового объема к зданию).

В это время возглавляет музей Галина Алексеевна Оноприенко (вступившая в должность в начале 1984 г.). Много испытаний и трудностей было на ее пути. Несмотря на выход директив, касающихся капитального ремонта и реставрации здания21, запрет на эксплуатацию музея и его консервацию в мае 1985 г.22, работы на объекте затянулись. Основная проблема — недостаток финансирования, которое изначально предусматривало капитальный ремонт (выборочные, поддерживающие объект работы), а не дорогостоящую реконструкцию (с новыми объемами и заменой конструктивных элементов здания). Постоянно вскрывались новые проблемы здания — памятника истории и культуры, что осложняло разработку проектно-сметной документации. Почти год музей простаивал с демонтированной

16 Протокол ученого совета музея А. М. Горького от 25.02.1981. Архив КМГ. Оп. 2. Д. 757. Л. 5.

17 Отчет о работе отдела фондов КМГ за 1980 г. Архив КМГ. Оп. 2. Д. 737. Л. 5.

18 Выписка из протокола ученого совета КМГ от 25.02.1981. Архив КМГ. Оп. 2. Д. 757. Л. 32.

19 Об организации Музея Е. А. Боратынского — филиала КМГ. Постановление СМ ТАССР № 253 от 21.04.1981. Архив КМГ. Оп. 2. Д. 735. Л. 17-19.

20 Годовой отчет о работе ГОМ ТАССР за 1983 г. ГА РТ. Ф. 7237. Оп. 2. Д. 1989. Л. 3, 26.

21 О мерах по дальнейшему развитию, реставрации, благоустройству мемориальных памятников и памятных мест, связанных с жизнью и деятельностью А. М. Горького. Постановление СМ ТАССР № 278 от 29.04.1981. Архив КМГ. Оп. 1. Д. вр./2. Л. 11-13.

22 О закрытии КМГ в связи с началом реконструкции. Приказ МК ТАССР № 148 от 25.06.1985 в соответствии с Постановлением СМ ТАССР № 347 от 20.06.1985 «О ходе выполнения Постановления СМ ТАССР от 29.04.1981 "О мерах по дальнейшему развитию, реставрации, благоустройству мемориальных памятников и памятных мест, связанных с жизнью и деятельностью А. М. Горького"». ГА РТ. Ф. 7237. Оп. 2. Д. 2097. Л. 238.

крышей, ремонтно-восстановительные работы велись крайне медленно. Галине Алексеевне потребовалось немало усилий, чтобы довести начатое до конца.

Приходилось «воевать» и с руководством, и со строителями, спорить о будущей экспозиции, художественное оформление которой поручили Комбинату живописно-оформительского искусства из Ленинграда (бригаде Григория Григорьевича Когана), сумевшему необыкновенно точно передать «горьковское время» и восприятие его произведений в экспозиционном пространстве.

3 ноября 1988 г. экспозиция была торжественно открыта. Горьковский раздел был сдан, но не были окончательно завершены работы по разделу «Шаляпин в Казани», который было решено показать более масштабно.

И именно в это время в 1989 г. в КМГ приходит Альфия Амировна Тутаева23, которая возродит шаляпинскую тему в музее и шаляпинское движение в крае.

1980-1990-е гг. — время создания и активизации шаляпинских обществ по всей стране. Поклонники таланта великого артиста смогли объединиться и инициировать мероприятия по увековечению имени гения оперной сцены. В Казани в 1991 г. благодаря усилиям А. А. Тутаевой и ее энтузиазму создается Казанское общество любителей творчества Ф. И. Шаляпина, объединившее не только местных шаляпиноведов, но и ученых, исследователей из Москвы, Нижнего Новгорода, Ленинграда, Кирова и т. д.

Проводятся шаляпинские конференции; экспедиции по памятным местам; организуются выставки; в музей приезжают именитые гости (в том числе авторы «Летописи жизни и творчества Ф. И. Шаляпина» В. И. Гармаш и Ю. Ф. Котляров, руководители шаляпинских обществ Ю. И. Тимофеев (Москва), Ю. А. Пономарен-ко (Ленинград), в 1999 г. музей посещает внучка великого певца И. Б. Морфей со своей внучкой Дассией). В 1998 г. заложен камень под первый в стране памятник Ф. И. Шаляпину на его родине в Казани (30 августа 1999 г. работу скульптора Андрея Балашова торжественно откроют на центральной улице города — Баумана), при этом копии конкурсных работ на лучший памятник певцу представлены в музее. Благодаря Альфие Амировне будут учреждены Шаляпинская стипендия (которая ежегодно вручается с 1998 г. молодым талантливым вокалистам) и Горьковская премия (присуждавшаяся литераторам республики с 2001 г. музеем и Вахитовской администрацией г. Казани, а с 2018 г. — Министерством культуры Республики Татарстан).

В 1990-х гг. в музее А. М. Горького царит атмосфера праздника. Это поистине «храм муз»: художники, поэты, музыканты — постоянные гости и участники мероприятий музея, который начинает позиционироваться как один из культурных центров города. Подобный формат будет сохранен и впоследствии, когда на пост директора в 2000 г. придет Миляуша Амировна Таминдарова24, необыкновенно одаренный человек, талантливый музыкант, великолепная певица, с 2007 г. возглавляющая один из самых ярких молодых коллективов Татарстана — Государственный камерный хор Республики Татарстан. За семь лет работы в музее она сумела укрепить и продолжить традиции КМГ, подобно своим предшественникам — «лучшим

23 Приказ № 138 от 31.05.1989. Архив Национального музея Республики Татарстан (Архив НМ РТ). Ф.-р. 2021. Оп. 2. ЛД. 1012. Л. 7.

24 Приказ № 101 от 25.09.2000. Архив НМ РТ. Ф.-р. 2021. Оп. 2. ЛД. Д. 1544. Л. 7.

из поколения», анализ работы которых ныне имеет большое значение для практической музеологии.

На сегодняшний день комплексного исследования деятельности директоров Казанского музея А. M. Горького не проводилось (отдельные аспекты были отражены в публикациях, посвященных музею, в периодической печати). Однако изучение их опыта позволяет не только реконструировать страницы истории старейшего литературного музея Татарии, но и вызвать интерес у современных музейщиков.

Глобальное видение стратегии развития и проблем музея, в первую очередь связанных с меморацией и сохранением культурного наследия, характеризует вклад руководителей Казанского музея А. M. Горького в музейное строительство региона и страны. Несмотря на то что все они были назначены «сверху» (за исключением M. А. Таминдаровой) и изначально не имели опыта музейной работы, но благодаря их эрудиции, интеллекту, уровню понимания музейных задач, а также инициативности Казанский музей А. M. Горького стал одним из важных музейных объектов на культурной карте Татарстана.

Литература

Писатели советского Татарстана. Библиографический справочник. 197Q. Казань: Таткнигоиздат. Путеводитель по музею. 1947. Казань: Таткнигоиздат.

Синицына К. Р. 2QQ2. Полвека музеев Казани и Татарии: очерки истории l9l7-l967 годов. Казань: Kazan — Казань.

Статья поступила в редакцию 2Q июля 2Q21 г.; рекомендована к печати 2Q сентября 2Q21 г.

Контактная информация:

Гаврилова Марианна Фридриховна — директор; [email protected]

"Appointees" — directors of the Museum of A. M. Gorky in Kazan: ^e Soviet model of cultural management

M. F. Gavrilova

Museum of A. M. Gorky and F. I. Chaliapin

(branch of the National Museum of the Republic of Tatarstan),

1Q, ul. Gorkogo, Kazan, 42QQ15, Russian Federation

For citation: Gavrilova M. F. 2Q21. "Appointees" — directors of the Museum of A. M. Gorky in Kazan: ^e Soviet model of cultural management. Пе Issues of Museology 12 (2): 178-186. https://doi.org/1Q.21638/spbu27.2Q21.2Q3 (In Russian)

In the presented article, the author analyzes the historical stages of development of one of the oldest literary museums in the Republic of Tatarstan, the "Kazan Museum of A. M. Gorky" (now "Museum of A. M. Gorky and F. I. Chaliapin"), in the context of the institution's directors who were appointed by higher party bodies. Many appointees lacked experience in the museum sphere and did not have the corresponding educational background. This format of selecting candidates for key positions was characteristic of the Soviet period and was a kind of model for managing culture. However, the activities of the leaders of the museum — "appointees", the intensive development of areas of work and dedication to the chosen profession

influenced the formation of a special museum space in the republic, which united representatives of science, art, and outstanding writers of the region. The article emphasizes the special role of one of the first directors of the museum, Maria Nikolaevna Elizarova, who was not only a principled communist, but also a writer who led the museum for almost four decades and laid the foundations for its development strategy for many years. Elizarova's cultural initiatives, as well as her predecessors' and followers', were significant in preserving the historical and cultural heritage of the region. Given the lack of existing facts on the history of the "Kazan Museum of A. M. Gorky", and the activities of its employees, the material presented in the article is able to fill historical gaps and form a general idea in regard to the outstanding personalities who stood at the helm of the museum.

Keywords: museum, Gorky studies, exposition, restoration, exhibits. References

Guide to the museum. 1947. Kazan: Tatknigoizdat Publ. (In Russian)

Sinitsina K. R. 2002. Half a century of museums in Kazan and Tataria: essays on the history of 1917-1967.

Kazan: Kazan — Kazan Publ. (In Russian) Writers of Soviet Tatarstan. Bibliographic reference book. 1970. Kazan: Tatknigoizdat Publ. (In Russian)

Received: July 20, 2021 Accepted: September 20, 2021

Author's information:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Marianna F. Gavrilova — Director; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.