УДК 821.161.1.09"20" ; 069
Демкина Светлана Михайловна
кандидат филологических наук Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН, г. Москва
М. ГОРЬКИЙ: МУЗЕЙНЫЙ ОБРАЗ - ПОТЕНЦИАЛ И РЕАЛИЗАЦИЯ
Статья посвящена музейной составляющей исследования личности А.М. Горького. Автор рассказывает об истории создания и специфике горьковских музеев в разных городах России. 150-летие А.М. Горького делает актуальным разговор о феномене и масштабе его личности в контексте музейной интерпретации образа писателя. «Му-зееобразующий» потенциал личности Горького - несколько музейных центров в разных городах (два московских, три нижегородских, казанский, красновидовский, арзамасский); коллекции отечественного и зарубежного искусства, бесценные фотоархивы, документальные материалы - свидетельства российской истории в двух ее важнейших ипостасях: до и после революции 1917 г.
Ключевые слова: музей, образ, Горький, писатель, экспонат, коллекция.
150-летие А.М. Горького (1868-2018) возвращает нас к разговору о личности писателя, оказавшего серьезное влияние на литературные и общественные процессы России в XX столетии. Именно такие люди, биография которых не прерывается со смертью, привлекают исследователей и музейщиков; всех, кто учится и кто учит.
Музеи как неотъемлемая часть культуры помогают наглядно и доступно «осваивать» историю. Изучая путь людей, в разное время формировавших духовный облик России, мы сохраняем живой смысл отечественной культуры. Многолетний опыт существования Музея А.М. Горького ИМЛИ РАН свидетельствует, сколь важное воздействие в процессе воспитания гражданина может оказать на ребенка правильно поданная биография известного человека. Преимущество мемориальных домов - свидетелей жизни великих людей, их творческих поисков и каждодневного труда, хранящих память о своих хозяевах, очевидно: подлинность во всем. Подобно посмертному изданию авторской рукописи мемориальные музеи являются своего рода памятником писателю.
Посещение мемориального музея - прекрасная возможность не просто узнать подробности жизни одаренной личности, но и увидеть за ее судьбой историю своей страны. В особенности, если имя хозяина дома знакомо с детства, встречается на обложках книг, звучит в школе, доме, библиотеке, в названиях улиц, театров, школ. Смысл и сила многостраничных жизнеописаний, существования сохраненной прижизненной обстановки, длительного читательского интереса в главном герое. Алексей Максимович Пешков - М. Горький - как объект музейной интерпретации представляется практически образцовым.
«Музееобразующий» потенциал личности Горького - несколько музейных центров в разных городах (два московских, три нижегородских, казанский, красновидовский, арзамасский); коллекции отечественного и зарубежного искусства, бесценные фотоархивы, документальные материалы - свидетельства российской истории в двух
ее важнейших ипостасях: до и после революции 1917 г. Выбирая заинтересованным взглядом в музейных залах ключевые экспонаты, можно сложить весьма объемный горьковский образ.
Каждый из горьковских музеев имеет свою историю. Первый шаг в создании музейного образа писателя был сделан на его родине, в Нижнем Новгороде. Здесь в горьковский заповедник вошли домик В. Каширина - Музей Детства, квартира в доме Н.Ф. Киршбаума и литературный музей. Будучи уже немолодым, Горький начертил план дома деда, в котором жил с матерью в 1871-1872 гг. Вместе с повестью «Детство» горьковский набросок помог создателям музея «Домик Каширина». Он открылся 1 января 1938 г. и воспринимается сегодня как объемная иллюстрация первой части знаменитой автобиографической трилогии. Погружение в описанное и когда-то реально существовавшее пространство приземистого одноэтажного дома, окрашенного «грязнорозовой краской» [1, с. 19-20], теснота маленькой комнатки «под гробообразным потолком» и густота нелюбимых Алешей Пешковым запахов «пирогов с зеленым луком, морковью» [1, с. 79], - своего рода ключ к пониманию его личности. Здесь впервые возникла внутренняя потребность - изменить жизнь; и, став литератором, «властителем дум», писать так, чтобы возбуждать «несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой» [1, с. 194].
Следующая точка на музейно-мемориальной карте - нижегородская квартира Горького в доме барона Н. Ф. Киршбаума. В отличие от домика В. Каширина этот музей связан с одним из самых счастливых и успешных периодов жизни писателя. В 1902 г. он - известный автор переведенных на шестнадцать языков мира произведений; общественно-значимая личность, герой газетных и журнальных публикаций; драматург, переживающий оглушительный успех «На дне». В этом музее в полной мере ощущается суть духовных перемен, произошедших с Алексеем Пешковым, ставшим М. Горьким. Интеллигентная уютная простота и демократическая атмосфера горьков-
© Демкина С.М., 2018
Вестник КГУ^ № 1. 2018
83
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
ской квартиры противоположны свинцовым мерзостям домика деда Каширина. Здесь хорошо работалось: все в кабинете писателя с портретами жены, сына и А.П. Чехова на столе располагало к творчеству; здесь кипела общественная и художественная жизнь: в малой и парадной столовых спорили друзья и единомышленники - Ф.И. Шаляпин, Л.Н. Андреев, Н.Г. Гарин-Михайловский, К.П. Пятницкий, Л.А. Сулержицкий, А.Б. Гольденвейзер и многие другие. Современная гулкая тишина «шаляпинской» комнаты напоминает о великом басе наряду с личными вещами Федора Ивановича. Рядом - детская с книгами и игрушками Максима и Катюши, токарным станком, партой и скрипкой сына; комнаты Е.П. Пешковой и ее матери; спальня супругов с букетом сухих полевых цветов, собранных для жены Алексеем Максимовичем.
Летом 1884 г. будущий писатель покинул Нижний Новгород, отправившись в Казань. Старогоршечная улица, знаменитая Марусовка на Рыбнорядской, дом Корнэ, ночлежка на Мокрой, крендельное заведение Василия Семенова, пекарня А.С. Деренкова - казанские адреса Горького. Из подвала деренковской пекарни на улице, носящей сегодня имя писателя, в 1940 г. вырос литературно-мемориальный музей. Здесь можно проследить за формированием мировоззрения юноши, распростившегося с мечтой учиться в Казанском Императорском университете, много и тяжело работавшего, увлекшегося свободолюбивыми идеями, пережившим неудачную любовь и духовный кризис, повлекший за собой попытку самоубийства. Подлинные документы и предметы эпохи; воссозданная пекарня; фотографии университета, мечты о котором остались мечтами; сада генеральши Корнэ, трущоб Марусова с «призраками» людей; психиатрической клиники; архиерейского дома; Федоровского бугра - места самоубийства; земской больницы, где хирург И.П. Плюшков удалил пулю; казанской Консистории, постановившей предать Алексея Пешкова «за покушение на самоубийство <...> приватному духовному суду его приходского священника с тем, чтобы он объяснил ему значение и назначение здешней жизни и убедил его на будущее время дорожить оною, как величайшим даром Божиим, и вести себя достойно христианского звания» [2, с. 39-41], - все это этапы духовного становления незаурядной личности. Бесценный опыт четырех лет горьковских университетов: более двадцати художественных произведений, превосходный музей - срез отечественной истории и судьбы одного человека.
Следующим этапом биографии Алексея Пешкова стало живописное село Красновидово. В 1888 г. он приехал сюда из Казани по приглашению своего друга М.А. Ромася, державшего бакалейную лавку и занимавшегося революционным просвещением крестьян. Несколько месяцев, которые прожил там
будущий писатель, оказались столь важными для истории волжской деревни, что в 1979 г. в Красно-видове открыли первый в России сельский музей А.М. Горького. Была воссоздана мемориальная обстановка жилой комнаты и лавки Ромася, позднее оформлена литературная экспозиция с документальными материалами, напоминающими о пребывании Горького в Казани и Красновидове. История запечатлела краткий по времени период пребывания никому не известного юноши с неудачной любовью и неудачной попыткой самоубийства за плечами маленьким музеем А.М. Горького, ставшим в наши дни предметом гордости старинного села, культурным и краеведческим центром. Уже осенью 1888 г. Алексей Пешков, переживший после красновидовского пожара разочарование в народничестве и русском мужике, отправился на Каспий, начав свое хождение по Руси.
С мая по сентябрь 1902 г., находясь под следствием по делу о «мимеографе», Горький жил в Арзамасе. Пешковы сняли старинный купеческий дом в центре города, где в 1982 г. открылся Музей. Мемориальные комнаты - кабинет с письменным столом, изготовленным арзамасским столяром по заказу Горького, за которым была закончена пьеса «На дне», начата пьеса «Дачники», правились рукописи знаньевцев. Писатель так много работал, что вызвал удивление и даже сочувствие дежурившего под окном полицейского. «Поднадзорный мало спит, по ночам в квартире работает», - сообщалось в служебном рапорте. В коллекции московского музея хранится фотография, на которой запечатлены дом, Горький в окне своей квартиры и полицейский под этим окном.
Московский Музей - завершающий этап в создании целостного музейного образа писателя. Музей А.М. Горького ИМЛИ РАН, основанный в 1937 г., соединяет в себе свойства академического, литературного и мемориального. Это литературная экспозиция (Поварская, 25а), рассказывающая о жизни и творчестве писателя с раннего детства до 1921 г. (до отъезда за границу); и мемориальный музей-квартира на Малой Никитской, 6. В Музее около ста тысяч единиц хранения; как и везде, лишь часть экспонатов представлена в экспозициях, многое находится в специальном хранении. Тем не менее, в Музее можно увидеть работы замечательных художников: М. В. Нестерова, В.А. Серова, Б.Д. Григорьева, Л.О. Пастернака, А.Д. и П.Д. Кориных, А.Н. и Н.А. Бенуа, Б.М. Кустодиева, Ю.А. Анненкова, В.Д. Поленова, В.Д. Фалилеева, А. Остроумовой-Лебедевой, Е.С. Кругликовой, И.И. Машкова, В.Д. Фаворского, Кукрыниксов и др., скульптуру С.Т. Коненкова, И.Д. Шадра, В.И.Мухиной, Н.В. Томского, В. Са-пика, Н.В. Крандиевской. Музейный фотофонд представлен произведениями лучших фотографов: М.П. Дмитриева, А.О. Карелина, Шерера и Наб-
84
Вестник КГУ ^ № 1. 2018
гольца, Д. Лейбовского, М. Наппельбаума, П. Оцу-па, Н. Петрова, М. Альперта, М. Ошуркова и др.
Экспонаты московского Музея весьма многообразны: от скульптуры, украшающей двор Института Мировой литературы до крохотного бумажного петушка, сделанного Львом Николаевичем Толстым для маленького Максима - сына Горького. Здесь хранятся автографы Чехова, Бунина, Станиславского, Шаляпина, предметы прикладного искусства, нумизматика, замечательная коллекция восточной миниатюры, книги личной библиотеки, иллюстрации к произведениям Горького, офорты и гравюры, оригинальные стеклянные негативы, фотодокументы и личные вещи писателя.
В литературной экспозиции о времени, насыщенном событиями и творчеством, рассказывают карта-панно странствий Алексея Пешкова по Руси 1889 и 1891-1892 гг.; галерея разных пунктов горь-ковского маршрута и людей, встретившихся на его пути. В наглядной ретроспективе перед глазами посетителей музея проходит множество сюжетов: Одесса; ломка камня в карьере Владикавказской железной дороги; разгрузка баржи, волжские пристани, рыбацкие тони в низовьях Волги; рабочие и служащие станции Крутая Грязе-Царицынской железной дороги; З. Е. Басаргин, начальник станции и его дочь; М.Я. Началов, живший в Царицыне под полицейским надзором; Кострома; Феодосия; окрестности Аккермана; бакинские промыслы Манташева; Тифлис, А.М. Калюжный и его дом на Елизаветинской улице; стол, за которым там работал А. Пешков, газета «Кавказ» с первой публикацией М. Горького; его ранние стихотворения; закавказские железнодорожные мастерские; ночлежный дом Бугрова в Н. Новгороде; народная столовая в Нижегородской губернии; О. Ю. Каминская - прообраз героини рассказа «О первой любви» и письмо Горького ей; В. Г. Короленко и письма писателей друг другу; «Самарская газета» с фельетоном из цикла «Между прочим», подписанного «Иегудиил Хламида»; редакция «Самарской газеты»; дело самарского городского управления о негласном полицейском надзоре; В.И. Анненков, Н. Г. Гарин-Михайловский; павильоны и отделы нижегородской выставки; подлинные вещи писатели: пальто-крылатка, шляпа и трость. О знаковых моментах горьковской биографии свидетельствуют фотографии Горького с Толстым, Чеховым; затем имена, составляющие золотой фонд русской и мировой культуры, сопровождают Горького до конца жизни: М.В. Нестеров, И. А. Бунин, В.Я. Брюсов, М.Н. Ермолова, В.В. Стасов, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, Л.А. Сулержицкий, И.Ф. Анненский, Л.Н. Андреев, В.Ф. Комиссар-жевская, К. С. Станиславский, Вл. И. Немирович-
Данченко, Ф.И. Шаляпин, В.А. Серов, Р. Роллан, А. Галлен, А.А. Блок, А.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов, И.П. Павлов, Н.И. Вавилов, Е.И. Замятин, Ю.А. Анненков, Г. Уэллс, Б.М. Кустодиев, А. Белый, К.И. Чуковский и др.
Литературно-биографическую экспозицию на Поварской продолжают залы на Малой Никитской - фотографии и документы, рассказывающие о последнем периоде жизни; картины Б.Д. Григорьева, В. Хааген-Мюллера, В.М. Ходасевич, М.В. Нестерова, посмертная маска Горького и др. Но главное - первый мемориальный этаж особняка. Здесь писатель прожил пять лет, очень много работал (среди законченного - пьесы «Егор Булычев и другие», «Достигаев и другие», второй вариант «Вассы Железновой»; из недописанного -«Жизнь Клима Самгина»); принимал многочисленных гостей; готовил первый Всесоюзный съезд писателей; редактировал огромное количество рукописей. Малая Никитская, 6 - последний горь-ковский адрес. В тишине мемориальных комнат вспоминаются предсмертные слова писателя: «Конец романа, конец героя, конец автора» [3, с. 61]. В чем-то главном московская квартира напоминает нижегородскую - только, называя комнаты и вещи, мы часто прибавляем слово «последняя» - последняя библиотека, последний кабинет, последние рукописи, последние книги. В этих стенах уместно подводить итоги великой жизни великого человека. Подобно огромному в полный рост горьковскому портрету на площадке второго этажа, возникает целостный образ русского писателя, начавшего свой путь в далеком девятнадцатом столетии, изменившего век двадцатый и оставшегося с нами в двадцать первом.
Библиографический список
1. ГорькийМ. Полн. собр. соч.: Художественные произведения: В 25 т. - М.: Наука, 1968-1976. -Т. 15. - 644 с.
2. Калинин Н. Горький в Казани. - Казань, 1928. - 52 с.
3. Предсмертные записи М. Горького // Вокруг смерти Горького. Документы, факты, версии. - М.: ИМЛИ РАН, «Наследие». 2001. - С. 59-64.
References
1. Gor'kij M. Poln. sobr. soch.: Hudozhestvennye proizvedeniya: V 25 t. - M.: Nauka, 1968-1976. -T. 15. - 644 s.
2. Kalinin N. Gor'kij v Kazani. - Kazan', 1928. -52 s.
3. Predsmertnye zapisi M. Gor'kogo // Vokrug smerti Gor'kogo. Dokumenty, fakty, versii. - M.: IMLI RAN, «Nasledie». 2001. - S. 59-64.
Вестник Kry^J № 1. 2018
85