Научная статья на тему 'М. Горький: музейный образ - потенциал и реализация'

М. Горький: музейный образ - потенциал и реализация Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
134
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / MUSEUM / ОБРАЗ / IMAGE / ГОРЬКИЙ / ПИСАТЕЛЬ / WRITER / ЭКСПОНАТ / EXHIBIT / КОЛЛЕКЦИЯ / COLLECTION / MAXIM GORKY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дёмкина Светлана Михайловна

Статья посвящена музейной составляющей исследования личности А.М. Горького. Автор рассказывает об истории создания и специфике горьковских музеев в разных городах России. 150-летие А.М. Горького делает актуальным разговор о феномене и масштабе его личности в контексте музейной интерпретации образа писателя. «Музееобразующий» потенциал личности Горького несколько музейных центров в разных городах (два московских, три нижегородских, казанский, красновидовский, арзамасский); коллекции отечественного и зарубежного искусства, бесценные фотоархивы, документальные материалы свидетельства российской истории в двух ее важнейших ипостасях: до и после революции 1917 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Maxim Gorky: museum image - potential and realisation

The article is devoted to the museum component of Maxim Gorky’s personality research. The author tells about the history of the creation and specificity of Maxim Gorky’s museums in different cities of Russia. The 150th anniversary of Maxim Gorky makes topical the conversation about his personality in the context of the museum interpretation of the writer’s image. “The museum potential” of the personality of Maxim Gorky includes several museum centres in different cities, two in Moscow, three in Nizhny Novgorod, one in Kazan, one in the village of Krasnovidovo (Tatarstan autonomy, Russia) and one in the City of Arzamas (Nizhny Novgorod Region); the collections of Russian and foreign art, priceless photo archives, documentary materials evidence of Russian history both before and after the 1917 revolution.

Текст научной работы на тему «М. Горький: музейный образ - потенциал и реализация»

УДК 821.161.1.09"20" ; 069

Демкина Светлана Михайловна

кандидат филологических наук Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН, г. Москва

[email protected]

М. ГОРЬКИЙ: МУЗЕЙНЫЙ ОБРАЗ - ПОТЕНЦИАЛ И РЕАЛИЗАЦИЯ

Статья посвящена музейной составляющей исследования личности А.М. Горького. Автор рассказывает об истории создания и специфике горьковских музеев в разных городах России. 150-летие А.М. Горького делает актуальным разговор о феномене и масштабе его личности в контексте музейной интерпретации образа писателя. «Му-зееобразующий» потенциал личности Горького - несколько музейных центров в разных городах (два московских, три нижегородских, казанский, красновидовский, арзамасский); коллекции отечественного и зарубежного искусства, бесценные фотоархивы, документальные материалы - свидетельства российской истории в двух ее важнейших ипостасях: до и после революции 1917 г.

Ключевые слова: музей, образ, Горький, писатель, экспонат, коллекция.

150-летие А.М. Горького (1868-2018) возвращает нас к разговору о личности писателя, оказавшего серьезное влияние на литературные и общественные процессы России в XX столетии. Именно такие люди, биография которых не прерывается со смертью, привлекают исследователей и музейщиков; всех, кто учится и кто учит.

Музеи как неотъемлемая часть культуры помогают наглядно и доступно «осваивать» историю. Изучая путь людей, в разное время формировавших духовный облик России, мы сохраняем живой смысл отечественной культуры. Многолетний опыт существования Музея А.М. Горького ИМЛИ РАН свидетельствует, сколь важное воздействие в процессе воспитания гражданина может оказать на ребенка правильно поданная биография известного человека. Преимущество мемориальных домов - свидетелей жизни великих людей, их творческих поисков и каждодневного труда, хранящих память о своих хозяевах, очевидно: подлинность во всем. Подобно посмертному изданию авторской рукописи мемориальные музеи являются своего рода памятником писателю.

Посещение мемориального музея - прекрасная возможность не просто узнать подробности жизни одаренной личности, но и увидеть за ее судьбой историю своей страны. В особенности, если имя хозяина дома знакомо с детства, встречается на обложках книг, звучит в школе, доме, библиотеке, в названиях улиц, театров, школ. Смысл и сила многостраничных жизнеописаний, существования сохраненной прижизненной обстановки, длительного читательского интереса в главном герое. Алексей Максимович Пешков - М. Горький - как объект музейной интерпретации представляется практически образцовым.

«Музееобразующий» потенциал личности Горького - несколько музейных центров в разных городах (два московских, три нижегородских, казанский, красновидовский, арзамасский); коллекции отечественного и зарубежного искусства, бесценные фотоархивы, документальные материалы - свидетельства российской истории в двух

ее важнейших ипостасях: до и после революции 1917 г. Выбирая заинтересованным взглядом в музейных залах ключевые экспонаты, можно сложить весьма объемный горьковский образ.

Каждый из горьковских музеев имеет свою историю. Первый шаг в создании музейного образа писателя был сделан на его родине, в Нижнем Новгороде. Здесь в горьковский заповедник вошли домик В. Каширина - Музей Детства, квартира в доме Н.Ф. Киршбаума и литературный музей. Будучи уже немолодым, Горький начертил план дома деда, в котором жил с матерью в 1871-1872 гг. Вместе с повестью «Детство» горьковский набросок помог создателям музея «Домик Каширина». Он открылся 1 января 1938 г. и воспринимается сегодня как объемная иллюстрация первой части знаменитой автобиографической трилогии. Погружение в описанное и когда-то реально существовавшее пространство приземистого одноэтажного дома, окрашенного «грязнорозовой краской» [1, с. 19-20], теснота маленькой комнатки «под гробообразным потолком» и густота нелюбимых Алешей Пешковым запахов «пирогов с зеленым луком, морковью» [1, с. 79], - своего рода ключ к пониманию его личности. Здесь впервые возникла внутренняя потребность - изменить жизнь; и, став литератором, «властителем дум», писать так, чтобы возбуждать «несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой» [1, с. 194].

Следующая точка на музейно-мемориальной карте - нижегородская квартира Горького в доме барона Н. Ф. Киршбаума. В отличие от домика В. Каширина этот музей связан с одним из самых счастливых и успешных периодов жизни писателя. В 1902 г. он - известный автор переведенных на шестнадцать языков мира произведений; общественно-значимая личность, герой газетных и журнальных публикаций; драматург, переживающий оглушительный успех «На дне». В этом музее в полной мере ощущается суть духовных перемен, произошедших с Алексеем Пешковым, ставшим М. Горьким. Интеллигентная уютная простота и демократическая атмосфера горьков-

© Демкина С.М., 2018

Вестник КГУ^ № 1. 2018

83

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

ской квартиры противоположны свинцовым мерзостям домика деда Каширина. Здесь хорошо работалось: все в кабинете писателя с портретами жены, сына и А.П. Чехова на столе располагало к творчеству; здесь кипела общественная и художественная жизнь: в малой и парадной столовых спорили друзья и единомышленники - Ф.И. Шаляпин, Л.Н. Андреев, Н.Г. Гарин-Михайловский, К.П. Пятницкий, Л.А. Сулержицкий, А.Б. Гольденвейзер и многие другие. Современная гулкая тишина «шаляпинской» комнаты напоминает о великом басе наряду с личными вещами Федора Ивановича. Рядом - детская с книгами и игрушками Максима и Катюши, токарным станком, партой и скрипкой сына; комнаты Е.П. Пешковой и ее матери; спальня супругов с букетом сухих полевых цветов, собранных для жены Алексеем Максимовичем.

Летом 1884 г. будущий писатель покинул Нижний Новгород, отправившись в Казань. Старогоршечная улица, знаменитая Марусовка на Рыбнорядской, дом Корнэ, ночлежка на Мокрой, крендельное заведение Василия Семенова, пекарня А.С. Деренкова - казанские адреса Горького. Из подвала деренковской пекарни на улице, носящей сегодня имя писателя, в 1940 г. вырос литературно-мемориальный музей. Здесь можно проследить за формированием мировоззрения юноши, распростившегося с мечтой учиться в Казанском Императорском университете, много и тяжело работавшего, увлекшегося свободолюбивыми идеями, пережившим неудачную любовь и духовный кризис, повлекший за собой попытку самоубийства. Подлинные документы и предметы эпохи; воссозданная пекарня; фотографии университета, мечты о котором остались мечтами; сада генеральши Корнэ, трущоб Марусова с «призраками» людей; психиатрической клиники; архиерейского дома; Федоровского бугра - места самоубийства; земской больницы, где хирург И.П. Плюшков удалил пулю; казанской Консистории, постановившей предать Алексея Пешкова «за покушение на самоубийство <...> приватному духовному суду его приходского священника с тем, чтобы он объяснил ему значение и назначение здешней жизни и убедил его на будущее время дорожить оною, как величайшим даром Божиим, и вести себя достойно христианского звания» [2, с. 39-41], - все это этапы духовного становления незаурядной личности. Бесценный опыт четырех лет горьковских университетов: более двадцати художественных произведений, превосходный музей - срез отечественной истории и судьбы одного человека.

Следующим этапом биографии Алексея Пешкова стало живописное село Красновидово. В 1888 г. он приехал сюда из Казани по приглашению своего друга М.А. Ромася, державшего бакалейную лавку и занимавшегося революционным просвещением крестьян. Несколько месяцев, которые прожил там

будущий писатель, оказались столь важными для истории волжской деревни, что в 1979 г. в Красно-видове открыли первый в России сельский музей А.М. Горького. Была воссоздана мемориальная обстановка жилой комнаты и лавки Ромася, позднее оформлена литературная экспозиция с документальными материалами, напоминающими о пребывании Горького в Казани и Красновидове. История запечатлела краткий по времени период пребывания никому не известного юноши с неудачной любовью и неудачной попыткой самоубийства за плечами маленьким музеем А.М. Горького, ставшим в наши дни предметом гордости старинного села, культурным и краеведческим центром. Уже осенью 1888 г. Алексей Пешков, переживший после красновидовского пожара разочарование в народничестве и русском мужике, отправился на Каспий, начав свое хождение по Руси.

С мая по сентябрь 1902 г., находясь под следствием по делу о «мимеографе», Горький жил в Арзамасе. Пешковы сняли старинный купеческий дом в центре города, где в 1982 г. открылся Музей. Мемориальные комнаты - кабинет с письменным столом, изготовленным арзамасским столяром по заказу Горького, за которым была закончена пьеса «На дне», начата пьеса «Дачники», правились рукописи знаньевцев. Писатель так много работал, что вызвал удивление и даже сочувствие дежурившего под окном полицейского. «Поднадзорный мало спит, по ночам в квартире работает», - сообщалось в служебном рапорте. В коллекции московского музея хранится фотография, на которой запечатлены дом, Горький в окне своей квартиры и полицейский под этим окном.

Московский Музей - завершающий этап в создании целостного музейного образа писателя. Музей А.М. Горького ИМЛИ РАН, основанный в 1937 г., соединяет в себе свойства академического, литературного и мемориального. Это литературная экспозиция (Поварская, 25а), рассказывающая о жизни и творчестве писателя с раннего детства до 1921 г. (до отъезда за границу); и мемориальный музей-квартира на Малой Никитской, 6. В Музее около ста тысяч единиц хранения; как и везде, лишь часть экспонатов представлена в экспозициях, многое находится в специальном хранении. Тем не менее, в Музее можно увидеть работы замечательных художников: М. В. Нестерова, В.А. Серова, Б.Д. Григорьева, Л.О. Пастернака, А.Д. и П.Д. Кориных, А.Н. и Н.А. Бенуа, Б.М. Кустодиева, Ю.А. Анненкова, В.Д. Поленова, В.Д. Фалилеева, А. Остроумовой-Лебедевой, Е.С. Кругликовой, И.И. Машкова, В.Д. Фаворского, Кукрыниксов и др., скульптуру С.Т. Коненкова, И.Д. Шадра, В.И.Мухиной, Н.В. Томского, В. Са-пика, Н.В. Крандиевской. Музейный фотофонд представлен произведениями лучших фотографов: М.П. Дмитриева, А.О. Карелина, Шерера и Наб-

84

Вестник КГУ ^ № 1. 2018

гольца, Д. Лейбовского, М. Наппельбаума, П. Оцу-па, Н. Петрова, М. Альперта, М. Ошуркова и др.

Экспонаты московского Музея весьма многообразны: от скульптуры, украшающей двор Института Мировой литературы до крохотного бумажного петушка, сделанного Львом Николаевичем Толстым для маленького Максима - сына Горького. Здесь хранятся автографы Чехова, Бунина, Станиславского, Шаляпина, предметы прикладного искусства, нумизматика, замечательная коллекция восточной миниатюры, книги личной библиотеки, иллюстрации к произведениям Горького, офорты и гравюры, оригинальные стеклянные негативы, фотодокументы и личные вещи писателя.

В литературной экспозиции о времени, насыщенном событиями и творчеством, рассказывают карта-панно странствий Алексея Пешкова по Руси 1889 и 1891-1892 гг.; галерея разных пунктов горь-ковского маршрута и людей, встретившихся на его пути. В наглядной ретроспективе перед глазами посетителей музея проходит множество сюжетов: Одесса; ломка камня в карьере Владикавказской железной дороги; разгрузка баржи, волжские пристани, рыбацкие тони в низовьях Волги; рабочие и служащие станции Крутая Грязе-Царицынской железной дороги; З. Е. Басаргин, начальник станции и его дочь; М.Я. Началов, живший в Царицыне под полицейским надзором; Кострома; Феодосия; окрестности Аккермана; бакинские промыслы Манташева; Тифлис, А.М. Калюжный и его дом на Елизаветинской улице; стол, за которым там работал А. Пешков, газета «Кавказ» с первой публикацией М. Горького; его ранние стихотворения; закавказские железнодорожные мастерские; ночлежный дом Бугрова в Н. Новгороде; народная столовая в Нижегородской губернии; О. Ю. Каминская - прообраз героини рассказа «О первой любви» и письмо Горького ей; В. Г. Короленко и письма писателей друг другу; «Самарская газета» с фельетоном из цикла «Между прочим», подписанного «Иегудиил Хламида»; редакция «Самарской газеты»; дело самарского городского управления о негласном полицейском надзоре; В.И. Анненков, Н. Г. Гарин-Михайловский; павильоны и отделы нижегородской выставки; подлинные вещи писатели: пальто-крылатка, шляпа и трость. О знаковых моментах горьковской биографии свидетельствуют фотографии Горького с Толстым, Чеховым; затем имена, составляющие золотой фонд русской и мировой культуры, сопровождают Горького до конца жизни: М.В. Нестеров, И. А. Бунин, В.Я. Брюсов, М.Н. Ермолова, В.В. Стасов, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, Л.А. Сулержицкий, И.Ф. Анненский, Л.Н. Андреев, В.Ф. Комиссар-жевская, К. С. Станиславский, Вл. И. Немирович-

Данченко, Ф.И. Шаляпин, В.А. Серов, Р. Роллан, А. Галлен, А.А. Блок, А.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов, И.П. Павлов, Н.И. Вавилов, Е.И. Замятин, Ю.А. Анненков, Г. Уэллс, Б.М. Кустодиев, А. Белый, К.И. Чуковский и др.

Литературно-биографическую экспозицию на Поварской продолжают залы на Малой Никитской - фотографии и документы, рассказывающие о последнем периоде жизни; картины Б.Д. Григорьева, В. Хааген-Мюллера, В.М. Ходасевич, М.В. Нестерова, посмертная маска Горького и др. Но главное - первый мемориальный этаж особняка. Здесь писатель прожил пять лет, очень много работал (среди законченного - пьесы «Егор Булычев и другие», «Достигаев и другие», второй вариант «Вассы Железновой»; из недописанного -«Жизнь Клима Самгина»); принимал многочисленных гостей; готовил первый Всесоюзный съезд писателей; редактировал огромное количество рукописей. Малая Никитская, 6 - последний горь-ковский адрес. В тишине мемориальных комнат вспоминаются предсмертные слова писателя: «Конец романа, конец героя, конец автора» [3, с. 61]. В чем-то главном московская квартира напоминает нижегородскую - только, называя комнаты и вещи, мы часто прибавляем слово «последняя» - последняя библиотека, последний кабинет, последние рукописи, последние книги. В этих стенах уместно подводить итоги великой жизни великого человека. Подобно огромному в полный рост горьковскому портрету на площадке второго этажа, возникает целостный образ русского писателя, начавшего свой путь в далеком девятнадцатом столетии, изменившего век двадцатый и оставшегося с нами в двадцать первом.

Библиографический список

1. ГорькийМ. Полн. собр. соч.: Художественные произведения: В 25 т. - М.: Наука, 1968-1976. -Т. 15. - 644 с.

2. Калинин Н. Горький в Казани. - Казань, 1928. - 52 с.

3. Предсмертные записи М. Горького // Вокруг смерти Горького. Документы, факты, версии. - М.: ИМЛИ РАН, «Наследие». 2001. - С. 59-64.

References

1. Gor'kij M. Poln. sobr. soch.: Hudozhestvennye proizvedeniya: V 25 t. - M.: Nauka, 1968-1976. -T. 15. - 644 s.

2. Kalinin N. Gor'kij v Kazani. - Kazan', 1928. -52 s.

3. Predsmertnye zapisi M. Gor'kogo // Vokrug smerti Gor'kogo. Dokumenty, fakty, versii. - M.: IMLI RAN, «Nasledie». 2001. - S. 59-64.

Вестник Kry^J № 1. 2018

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.