УДК 069
М. Ф.Гаврилова
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПЕРВЫХ ЛЕТ РАБОТЫ ЛИТЕРАТУРНО-МЕМОРИАЛЬНОГО МУЗЕЯ АМ.ГОРЬКОГО КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
В статье рассматривается предпосылки создания и история одного из старейших литературных музеев Республики Татарстан в контексте процесса сохранения культурного наследия в стране в первые годы существования и в годы Великой Отечественной Войны (1941-1945). Отмечается ведущая роль государства, как основного организатора и координатора процесса охранения, тенденции, характерные для рассматриваемого периода и особое место музеев в деле сохранения культурного наследия.
Ключевые слова: сохранение культурного наследия, инициативы государства, горьковедение, национальная культурная политика страны, памятник истории и культуры, музей, экспозиция, научно-исследовательская работа, пропагандистская деятельность, выставочная работа.
_HISTORY OF THE CREATION AND EARLY YEARS OF LITERARY AND MEMORIAL MUSEUM OF AM GORKY, AS A
FACTOR IN MAINTAINING CULTURAL HERITAGE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN
In the article discusses the background and history of the creation of one of the oldest literary museums Republic of Tatarstan in the context of the preservation of cultural heritage in the country in the early years and in the years of the Great Patriotic War (1941-1945). The author notes the leading role of the state as the main organizer and coordinator of the process of care, trends, typical of the period under review and the special place of museums in preserving cultural heritage.
Keywords: conservation of cultural heritage, the state initiatives, gorkovedenie, national cultural policy of the country, historical and cultural monument, museum, exhibition, scientific research, advocacy, and exhibit work.
На нынешнем этапе развития современного общества, все отчетливее звучит мысль о всевозрастающей роли культуры и сохранении культурного наследия, как базиса существования человечества, его генетического кода. Культура рассматривается, как «приоритетная социальная ценность, в значительной степени определяющая параметры устойчивого развития»1 Гло-бализационные тенденции обозначили проблему сохранения культурного наследия в социуме, развития и трансляции самобытной и уникальной культуры каждого народа, вписанной в единую концепцию диалогизации культур.
Большую роль в процессе сохранения играла общественность, ученые, краеведы, коллекционеры (особенно во вт. пол.19 в.- н.20 в., в 1960-х гг.), но сегодня приоритет на роль государства, которое, обладая ресурсным преимуществом, является главным организатором и координатором данного процесса. Для государства охранение, в свою очередь, есть важный политический, экономический и идеологический рычаг, позволяющий интерпретировать культурные смыслы в контексте власти.
В настоящее время национальная культурная политика субъектов России опирается на базовые принципы, изложенные в Конституции РФ, декларирующей в статье 44 равноправие в доступе к культурным ценностям и обязанность сохранять культурное наследие страны, в федеральных законах2 ,в указах, постановлениях, приказах, программах и т.д. В Республике Татарстан приняты и изданы аналогичные документы, отражающие специфику региональной культурной политики, направленной на возрождение и сохранение культуры края 3.
В истории России государственные меры по сохранению культурного наследия (многообразных проявлений материального и нематериального свойства, рефлексирующего в понятии «памятник истории и культуры», имеющем выдающуюся универсальную ценность с т.зр. истории, искусства, науки) не всегда были эффективны. Культуроохранные инициативы прошли путь от начальной фиксации (к. XVII в.), коллекционирования и определения исторической значимости объекта (XVIII в.), изучения в социо-культурном контексте и попыток оформить законодательную базу (XIX в.) до
1 По материалам сайта Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Бабича М.В. (www.pfo.ru).
Конституция РФ от 12.12.1993 г., ФЗ РФ: "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (Ы 3612-1 от 9.10.1992), "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" (от 25.06. 2002 г. N 73-Ф3), "О Музейном фонде РФ и музеях в РФ" (от 26.05.1996 г. N 54-ФЗ), "Об архивном деле в РФ" (от 22.10.2004 г. N 125-ФЗ).
з
Конституция от 6.11.1992 г., ЗРТ от 3 июля 1998 г. N 1705 "О культуре", ЗРТ от 01 апреля 2005 года № 60-ЗРТ «Об объектах культурного наследия в РТ», ЗРТ от 14.10.2010 N 69-ЗРТ "О музеях и музейном деле в РТ", ЗРТ от 13.06.1996 г. N 644 "Об архивном фонде РТ и архивах".
создания государственной системы (после 1917 г.) и ее развития в последующие годы.
В первые послереволюционные годы закладываются основы отечественного законодательства, формируется централизованный государственный аппарат, занимающийся вопросами охранения (Наркомпросс РСФСР), стремительно расширяется музейная сеть, ленинский план монументальной пропаганды направлен на увековечение выдающихся имен и исторических событий, обозначен вопрос наличия и сохранности памятников. Система начинает функционировать по принципу иерархичности: региональные структуры подчиняются центральным органам власти, положения директив на местах соотносятся с государственной политикой страны.
Процесс сохранения культурного наследия затрагивает две плоскости: сферу регламентации на уровне законодательства и сферу репрезентативную, воспроизведения положений права в конкретных мероприятиях по выявлению, сохранению, интерпретации и транслированию в направлениях: научно-исследовательском, учетно-хранительском, консервации, реставрации, музеефикации, популяризации объектов.
Исторически именно музеи стали одними из основных субъектов процесса сохранения памятников истории и культуры (музейных предметов и коллекций, архитектурных памятников, в которых размещены многие музеи). На примере старейшего литературного музея республики -Литературно-мемориального музея АМ.Горького в первые годы работы попытаемся рассмотреть вклад учреждения в общее дело сохранения культурного наследия в контексте государственной политики в стране.
Время создания музея совпало с периодом подъема культуроохранных инициатив, острых дискуссий в сфере музейного дела, касающихся взгляда на природу музея и музейной экспозиции. Проведение 1-6.12.1930 г. в Москве Первого всероссийского музейного съезда определило основную задачу, стоящую пе-ред музеями - пропаганду марксистско-ленинского учения, идеологических установок государства. Цирку-ляры Наркомпросса РСФСР от 17.01.1933 г. «О реэкспозиции музеев», от 20.08.1933 г. «О состоянии и задачах музейного строительства в АССР и АО», от 01.01.1934 г. «О состоянии и задачах музейного строительства в РСФСР» определяют направления и методы работы музеев. Реформа системы образования подчеркнула важную роль исторической науки и отразилась в т.ч. на формате и качестве музейной экспозиции, которым зачастую был присущ схематизм и нивелирование ценности подлинного экспоната 4
В 1930-е гг. проявляется интерес к выдающимся именам соотечественников, по стране интенсивно соз-даются мемориальные музеи, в т.ч. литературные, сеть горьковских музеев. В Нижнем Новгороде в 1928 г. открывается Литературный музей имАМ.Горького, в 1938 г. - музей «Домик Каширина» (основан в 1933 г.), в 1930-е гг. вынашивается идея о создании Музея-квартиры М.Горького, открытой лишь в 1971 году 5. В Москве в 1937 г. открывается Литературный музей А. М. Горького при Институте мировой литературы им. А.М. Горького АН СССР6, в 1938 г. Музей А.М.Горького открыт в с.Мануйловка Полтавской обл.
Интерес к имени АМ.Горького не случаен. Государству требовались новые идолы, способные совершить культурную революцию в СССР, а А.М.Горький, творчество которого было созвучно революционному подъему и декларации гуманистических принципов Страны Советов, являлся еще и активным общественным деятелем, его популярность и авторитет в литературных кругах зарубежья, талант организатора могли способствовать престижу страны на мировой арене, консолидации народа.
В Казани, на «духовной родине» писателя7, создание Литературно-мемориального музея А.М.Горь-кого (Дома-музея А.М.Горького или Казанского музея А.М.Горького) связано с именем краеведа, историка, искусствоведа, археолога, руководителя кружка краеведов школы № 3 Казани и музейного работника Н.Ф.Калинина (1888-1959). В 1920-1930-е гг. Н.Ф.Калинин делает зарисовки горьковских мест Казани и с. Красновидово, исследует материалы о Горьком, поднимает вопрос об установке мемориальных досок на домах, связанных с жизнью писателя в Казани, переименовании ул. Галактионовская в ул.Горького 8 и т.д.
7.04.1938 г. Президиум Горисполкома г. Казани постановляет: «„.В доме № 24 по ул. М.
4 Очерки культурного наследия России: учеб. Пособие для вузов/ М.А.Полякова. - М. :Дрофа,2005. - С.153-154, [1] с.ил.
5 Ныне являются филиалами Государственного музея А.М.Горького.
6 В последствии в 1941 г. откроется Самарский литературно-мемориальный музей им. М. Горького, в Москве в 1965 г. - Музей-квартира А.М.Горького.
В беседе с журналистом Н.Г. Шебуевым, вспоминая прошлое, М.Горький скажет: «Физически я родился в Нижнем Новгороде, духовно - в Казани». Шебуев Н.Г.Казанские встречи.// Тридцать дней.- 1936.-№»8. - С.77
8 «Неприличным недоразумением, - замечал он, - является... .то, что ни одна улица Казани, связанная с долгой жизнью на ней Алексея Максимовича, не носит его имени». Л.Б.Белова. «Деятельность Н.Ф.Калинина по увековечиванию памяти А.М.Горького» //Современный музей как важный ресурс развития города и региона: Материалы международной научно-практической конференции. - Казань: РИЦ «Школа», 2005.- с.282
Галактионовской устроить Дом-музей, посвященный казанскому периоду жизни А.М. Горького» (решение было подтверждено директивой правительства (СНК ТАССР) от 21.07.1938 г. № 2486) 9, а 12.03.1940 г. состоялось открытие музея.
Экспозиция музея, оформленная под руководством К.С.Счастнева и Г.П.Каткова, в то время располагалась на 1 этаже здания и состояла из разделов «Детство», «Казанский период» М.Горького» и мемориальной отреставрированной пекарни, была представлена плоскостным материалом и была слабой в методическом, художественном и экспозиционном отношении. Первыми экспонатами музея стали 80 фото из московского музея А.М.Горького, перепиской с лицами из окружения А.М.Горького, копия Челябинского списка (на основании которого подбиралась библиотека А.С.Деренкова), иллюстративный материал к разделу «Детство», была создана библиотечка произведений Горького и литературы о нем из 126 книг.
В августе 1941 года директором музея становится М.Н.Елизарова (1908 - 1994), проработавшая на посту руководителя музея А.М.Горького 37 лет, видный общественный и литературный деятель. С ее временем работы связаны лучшие годы становления и развития музея, консолидирование литературной жизни города. М.Н.Елизаровой принадлежат основные инициативы по увековечиванию имен А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина (имя последнего с к.1960-х гг. равноправно представлено в стенах музея вместе с горьковской темой), выдающихся татарских литераторов10.
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) все силы были сосредоточены на освобождении Родины от врага. Проблема сохранения, культурного наследия - одна из приоритетных, наряду со спасением людей и победой над фашизмом. Многие учреждения культуры сменили методы работы и полностью переориентировались на агитационно-пропагандистскую деятельность, призванную мобилизовать боевой дух населения и патриотизм.
С сентября 1941 г. в музее А.М.Горького организован агитпункт № 5 Молотовского района, где разъясняются фронтовые сводки, проводятся экскурсии, лекции, беседы с домохозяйками (которые затем шили теплые вещи для фронта 11). 14.10.1941 г. принимается решение о консервации музея, здание передали Наркомпроссу ТАССР (до сер. 1942 г.), коллекций и имущество музея перевезли в Центральный музей ТАССР.
Пропагандистская работа осуществлялась в соответствии с постановлениями ЦК ВКП(б) и Совнаркома. Создаются выставки-передвижки: «Экономь всегда, везде и во всем», «За Сталинский урожай!», «Дадим стране и армии больше мяса и других продуктов животноводства!», «Уборка урожая равна крупной победе на фронте», «За здоровый тыл», «Фашизм - враг человечества», «А.М.Горький -борец против фашизма» и т.д.
В годы войны имя Максима Горького становится флагманом в борьбе с фашизмом, призывом звучат строки статьи А.М.Горького «Если враг не сдается - его уничтожают», в госпиталях, кинотеатрах экспонируются материалы выставок музея А.М.Горького, связанных с жизнью и творчеством великого писателя: «Детство А.М.Горького», «Казанские университеты» А.М.Горького», «Годы скитаний и первые годы творчества А.М.Горького» и т.д. В 1942 г. совместно с Центральным музеем Татарии и Казанским филиалом Академии наук СССР музей принимает участие в двух общегородских выставках «Великая Отечественная война», на которых демонстрировались и материалы, привезенные М.Н. Елизаровой из поездок на фронт (свидетельства о зверствах фашистов, немецкие трофеи, фронтовые газеты)12 .
С первых лет работы музей старается представлять материалы, связанные с именами прославленных писателей и поэтов России (на выставках и лекциях): А.С.Пушкина, М.ЮЛермонтова, А.С.Грибоедова, И.С.Тургенева, В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, В.В.Маяковского, Е.А,Бо-ратынского, А.П.Чехова, И.А.Крылова и т.д.
Так же создаются выставки «Горький и татарская литература», «Г.Тукай - патриот», выставки о М.Джалиле и т.д. Фактически заявляя темы, связанные с именами татарских писателей в контексте влияния Горького на татарскую литературу, музей закладывал основы для дальнейшего исследования их жизни и творчества, катализировал процесс создания мемориальных музеев, посвященных им.
С самого начала реэвакуации музея, ставится вопрос о дальнейшем развертывании экспозиции по всей жизни и творчеству А.М.Горького в специальном здании. Н.Ф.Калинин (в то время и научный
9 Национальный архив РТ (НА РТ). Ф. 1411. Оп.1. Д. 6. Л.1
10 ] Еще в мае 1941 г. в музее А.М.Горького проводится совещание по вопросу «Горький и татарская литература», с участием представителей Наркомпросса ТАССР, ученых, краеведов, преподавателей, на котором подчеркивалась важность развития национальной культуры, роль русской литературы в ее развитии, необходимость создания в музее раздела «Горький и татарская литература», прослеживалось бы влияние Горького и его идей на творчество Ш.Камала, Г.Кулахметова, К.Наджми, Х.Такташа и т.д., созвучность с идеями Г.Тукая и т.д. Архив Казанского музея А.М.Горького (АКМГ). Оп.2. Д.5. Л2
11 «Казанский музей А.М.Горького». М.Н.Елизарова. АКМГ. Оп.2.Д.247а.
12
Текстовой отчет о работе музея за 1942 г. (с января по ноябрь). АКМГ. Оп.2. Д.12.
сотрудник - консультант музея А.М.Горького) предлагает пополнить макетами, изобразительным материалом и скульптурами экспозицию. В 1942 г. впервые в стране литературная экспозиция именно нашего музея представила художественные работы13. Решается вопрос о разработке новых тем «Горький в Казани» и «Горький о фашизме», об усовершенствовании экспозиционных средств и представлении материалов не только из казанского музея, но и из других хранилищ 14. В 1943 году экспозиция музея уже состоит из 5 разделов, начинается работа над частью «Горький и татарская литература».
В 1942 г. создается старейшее в России Литературное объединение поэтов (ныне ЛитО им. М.За-рецкого)15. Идея создания литобъединения имеет глубоко символический смысл - это преемственность традиции, связанных непосредственно с именем А.М.Горького, являвшегося наставником молодых авторов. Совместно с Союзом писателей республики еженедельно в музее, на предприятиях и в гос-питалях проводились встречи - «Литературные среды», объединявшие поэтов, научную, творческую и рабочую интеллигенцию, обсуждались новинки литературы, организовывались лекции, творческие ве-чера, где выступали Ян Винецкий и Бруно Зернит, Мария Елизарова и Ирина Касаткина, Тамара Ян, Юлия Бадер, Лев Юдкевич и др. Сотрудники музея принимали участие в издаваемых Таткнигоиздатом лите-ратурных сборниках 1940-х гг. «Кровь за кровь», «За родину!», «К победе!», «Страна родная», с помощью консультаций музея написана поэма Тамары Ян «Рождение буревестника», посвященная А.М.Горькому.
Особое место в работе музея всегда занимало научно-исследовательское направление. Круг тем, коррелируемый с экспозиционными задачами, затрагивал самый широкий спектр вопросов по горьковедению, с темой «Горький и татарская литература» (впоследствии в 1960-х гг. появится новое направление «Ф.И.Шаляпин в Казани»). По результатам исследований готовились доклады для научных конференций, публиковались статьи в прессе, по истории музея транслировались радиопередачи.
С 1942 г. начинают проводится ежегодные научные сессии («Горьковские чтения») с участием ведущих горьковедов края и страны (в т.ч. ученых Института мировой литературы им. А.М.Горького АН СССР (Москва). Помимо ученых в годы ВОВ в конференциях принимают участие писатели, поэты, с воспоминаниями о А.М.Горьком выступают А.С.Курская (жена посла СССР в Италии Курского Д.И.), И.И.Вольнов, ДжДжерманетто (итальянский поэт), Н.Ф.Калинин, К.Наджми, А.Кутуй, В.Терновский. Темы докладов участников сессии из АН СССР, Ленинградского института АН СССР, Третьяковской галереи, Казанского музея А.М.Горького отражали актуальность горьковского наследия в военные годы: «Горький и Великая Отечественная Война», «Неопубликованные материалы казанского периода жизни А.М.Горького», «А.М.Горький и Запад», «А.М.Горький в изобразительном искусстве» и т.д. В 1943 году (18-20.06), в 1944 г. (18-19.06) состоялись научные сессии, посвященные годовщинам со дня смерти А.М.Горького, в 1945 г. (28.03) - сессия, посвященная 5-летию музея и 77-летию со дня рождения16.
В марте 1944 г. Наркомпросс РСФСР утверждает Типовое положение о мемориальном музее» (30.03.1944 г.). Музеи провозглашаются «политико-просветительными и научно-исследовательскими учреждениями», посвященными жизни и деятельности выдающегося человека с целью сохранения памяти о нем и воспитанию патриотизма. Определены основные направления работы музея: сбор, изучение и хранение материалов, преимущественно меморий, популяризация различными формами работы, привлечение общественности к своей работе, содействие охране исторических мест, связанных с персоналией и т.д.17. Созданное в военные годы Типовое положение наметило дальнейшую стратегию развития мемориальных музеев страны и в т.ч. Казанского музея А.М.Горького, определило векторы процесса сохранения культурного наследия музеями в последующие годы и десятилетия.
Литература
1.Казань: спец. выпуск, посвященный Литературно-мемориальному музею А.М. Горького. 1998. №4.
2.Калинин Н.Ф. А.М. Горький в Казани в 18841888 гг. Казань. 1940.
3.Коновалова С.А. Духовная Родина Максима
1.Kazan': spec. vypusk, posvjashhennyj Literaturno-memorial'nomu muzeju A.M. Gor'kogo. 1998. №4.
2.Kalinin N.F. A.M. Gor'kij v Kazani v 1884-1888 gg. Kazan'. 1940.
3.Konovalova S.A. Duhovnaja Rodina Maksima Gor'kogo. Kazan' v sud'be pisatelja. Kazan', 2007.
13 «Музею Горького-25 лет». М.Н.Елизарова. «Советская Татария», №59 от 12.03.1965.
14 Протоколы научных совещаний музея А.М.Горького от 27.08.1942 г., от 10.12.1942 г. АКМГ. Оп.2. Д.9.
15 С историей ЛитО связаны имена Р.Бухараева, Р.Солнцева, Г. Паушкина, Д.Валеева, М.Зарецкого, С.Малышева, Н.Ахуновой, Б.Вайнера, Л.Газизовой,т А.Остудина и др. Порядка 35 членов ЛитО стали членами Союза писателей РТ.
16 АКМГ. Оп.2. Д.Н/Т 5.
17 НА РТ. Ф.1411. Оп.1. Д. 12.
Горького. Казань в судьбе писателя. Казань, 2007. 4.Музей и власть: Государственная политика в области музейного дела (XVIII - XX вв.) Ч. 1-2/ -М., 1991;
5.Очерки истории музейного дела в России. Т. 17/- М., 1957-1971;
б.Очерки культурного наследия России: учеб. Пособие для вузов/ М.А.Полякова. - М. :Дрофа,2005. - 271, [1]с. : ил.
7.Поправко Е.А.. Музееведение: учеб. пособие/ -М. ВГУЭС, 2005. 230 с.
8.Синицына К.Р. Полвека музеев Казани и Татарии. Очерки истории 1917-1967 годов. Казань, 2002.
9.Современный музей как важный ресурс развития города и региона: Материалы международной научно-практической конференции. - Казань: РИЦ «Школа», 2005, с.282
10.Теория, история и методика музейного дела в СССР: 1971-1976.
4.Muzej i vlast': Gosudarstvennaja politika v oblasti muzejnogo dela (XVIII - XX vv.) Ch. 1-2/ - M., 1991; 5.Ocherki istorii muzejnogo dela v Rossii. T. 1-7/-M., 1957-1971;
6.Ocherki kul'turnogo nasledija Rossii: ucheb. Posobie dlja vuzov/ M.A.Poljakova. - M. :Drofa,2005. - 271, [1]s. : il.
7.Popravko E.A.. Muzeevedenie: ucheb. posobie/ - M. VGUJeS, 2005. 230 s.
8.Sinicyna K.R. Polveka muzeev Kazani i Tatarii. Ocherki istorii 1917-1967 godov. Kazan', 2002. 9.Sovremennyj muzej kak vazhnyj resurs razvitija goroda i regiona: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Kazan': RIC «Shkola», 2005, s.282
10.Teorija, istorija i metodika muzejnogo dela v SSSR: 1971-1976.