Научная статья на тему 'Формирование правовой основы в области охраны культурного наследия в первые годы Советской власти'

Формирование правовой основы в области охраны культурного наследия в первые годы Советской власти Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2758
536
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЦИК (ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ) / ДЕКРЕТ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОНСТИТУЦИЯ / НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ПРОСВЕЩЕНИЯ (НАРКОМПРОС) / ОБЩЕСТВО / ОХРАНА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ / СОВЕТСКАЯВЛАСТЬ / СНК (СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ) / CENTRAL EXECUTIVE COMMITTEE (ALL-RUSSIAN CENTRAL EXECUTIVE COMMITTEE) / THE PEOPLE''S COMMISSARIAT OF EDUCATION (NARKOMPROS) / SNK (COUNCIL OF PEOPLE''S COMMISSARS) / DECREE / LAW / THE CONSTI TUTION / SOCIETY / PROTECTION OF CULTURAL HERITAGE / HISTORICAL AND CULTURAL MONUMENTS / SOVIET AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гаврилова М. Ф.

В представленной статье кратко рассмотрены основные направления культурной политики в области сохранения культурного наследия Советской России в период 1917н.1920-х гг. Автором подчеркивается важность данного периода в становлении правовой культуры страны, в создании системы государственного контроля и координации деятельности в сфере охраны памятников истории и культуры, как базиса для дальнейшего развития мероприятий и законодательства, в контексте первых юридических документов послереволюционной России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Of a legal framework for the protection of cultural heritage in the first years of Soviet power

In this article we briefly discuss the main directions of cultural policy in the field of preservation of cultural heritage of Soviet Russia in the period 1917 n.1920-ies. The authors emphasize the importance of this period in the development of the legal culture of the country, to create a system of state control and coordination in the field of cultural and historical monuments, as a basis for further development activities and legislation in the context of the first legal documents post-revolutionary Russia

Текст научной работы на тему «Формирование правовой основы в области охраны культурного наследия в первые годы Советской власти»

УДК 069

М. Ф.Гаврилова

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

В представленной статье кратко рассмотрены основные направления культурной политики в области сохранения культурного наследия Советской России в период 1917- н.1920-х гг. Автором подчеркивается важность данного периода в становлении правовой культуры страны, в создании системы государственного контроля и координации деятельности в сфере охраны памятников истории и культуры, как базиса для дальнейшего развития мероприятий и законодательства, в контексте первых юридических документов послереволюционной России.

Ключевые слова: ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет), декрет, законодательство, Конституция, Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос), общество, охрана культурного наследия, памятники истории и культуры, Советскаявласть, СНК (Совет народных комиссаров).

M.F.Gawrilova OF A LEGAL FRAMEWORK FOR THE PROTECTION OF CULTURAL HERITAGE IN THE FIRST YEARS OF SOVIET POWER

In this article we briefly discuss the main directions of cultural policy in the field of preservation of cultural heritage of Soviet Russia in the period 1917 - n.1920-ies. The authors emphasize the importance of this period in the development of the legal culture of the country, to create a system of state control and coordination in the field of cultural and historical monuments, as a basis for further development activities and legislation in the context of the first legal documents post-revolutionary Russia.

Keywords: Central Executive Committee (All-Russian Central Executive Committee), decree, law, the Consti tution, the People's Commissariat of Education (Narkompros), society, protection of cultural heritage, historical and cultural monuments, Soviet authorities, SNK (Council of People's Commissars).

Октябрьская революция 1917 года стала поворотным этапом не только в развитии мировой истории, России, но и коренным образом преобразовала общество и его структуру: социальную, политическую, культурную. Охрана культурного наследия, как общественно значимый процесс, отражающий суть культуры через призму движения прогрессивных достижений человечества от прошлого к будущему, базиса для трансформации социума, является многоуровневым образованием. Объектами культурного наследия выступают ценности материальные и духовные, а предметом их охраны становится правовое регулирование со стороны государства и система мер по выявлению, сохранению, интерпретации и транслированию культурного наследия.

В разные исторические отрезки охрана культурного наследия приобретала конкретные смыслы и характеристику. Если первые культуроохранные тенденции в мировой истории не носили целее-направленного системного характера и были направлены на сохранение сакральных и утилитарных ценностей, то постепенно «реестр» ценностей расширяется. Культурная значимость объекта охраны определяется информационно-образовательной функцией объекта, эстетической, воспитательной, социологизирующей. Природа понятия «культурное наследие» дуалистична («...границы этого понятия как объекта исследования слишком размыты, под ним подразумевается как материальные, так и духовные памятники, требующие изучения и сохранения» [2, с.5]), эволюционирует - проходит путь от определений «древности», «памятники старины», «памятники зодчества», «памятники археологические», «памятники архитектуры», «памятники истории», «памятники революции». «памятники истории и культуры» и т.д. до «культурного наследия», семантика которого отражает коэволюционный подход в понимании синкретического развития культуры, природы и общества.

Официальные культуроохранные инициативы в России до 1917 года прошли долгий и извилистый путь. От сохранения «древностей» в княжеских сокровищницах (последняя четверть XV в.), публикации первых законодательных актов (именной приказ Царя Федора Алексеевича от 9.11.1680 г. о сохранении документов, ответственности, и приведения их в порядок - «Об описи дел в приказах и о подаче государю описных книг и счетных списков» [1, с.17]), формирования научных и художественных коллекций, организации первых музеев в пер.чет. XVII века, архивов, развития градостроительной деятельности, до активизации научных обществ, представителей наукотворческой среды, расширения музейной сети, разработки методик сохранения в реставрационном и музейном деле, популяризации наследия и разработки нормативно-правовой базы.

Начиная со втор. пол. XIX в. неоднократно разрабатываются проекты закона об охране памятников старины. Императорским Московским археологическим обществом в 1911 году представлен последний проект закона в Государственную Думу, принятию которого помешала Первая мировая война. Госу-дарство пытается координировать культуроохранную сферу, стимулирует и берет под патронаж работу научных обществ, насчитывающихся на рубеже веков в России более трехсот, создает государственный орган охраны -Императорскую Археологическую комиссию (1889г.).

И только Октябрьская социалистическая революция решила вопрос о формировании государст-венной системы управления, планомерного и всестороннего процесса сохранения историко-куль-турного наследия.

Незадолго до октябрьского переворота, 4.03.1917 г. по инициативе М.Горького и представителей творческой среды остро обсуждается вопрос о спасении памятников от вывоза и разрушения. Воззвание «Горьковской комиссии, опубликованное 8.03.1917 г. в газете «Известия», являлось своеобразным «программным документом нового правительства».

Основополагающий юридический документ - квинтэссенция государственности, законности и правопорядка, являющийся «базой для текущего законодательства» - Конституция и каждая Конституция

советского государства определяла политические, социоэкономические, культуроохранные приоритеты конкретного исторического периода. Конституция Российской социалистической федеративной советской республики, принятая на V Всероссийском съезде Советов 10.07.1918 г., совместно с Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа, являлась основным законом РСФСР, декларирующим принцип диктатуры пролетариата - «вся власть Советам». Уничтожаются эксплуатация и классовое, национальное неравенство, национализируются земли, недра, леса, имущества и т.д. [4]. Памятники старины объявляются народным состоянием, изменяются аксиологические установки в их восприятии, которые декларируются в т.ч. в Воззвании Совета Рабочих и Солдатских Депутатов: «Граждане Совета Рабочих и Солдатских Депутатов. Граждане, старые хозяева ушли, после них осталось огромное наследство. Теперь оно принадлежит всему народу. Граждане, берегите это наследство, берегите картины, статуи, здания - это воплощение духовной силы вашей и предков ваших. Искусство это то прекрасное, что талантливые люди умели создать даже под гнетом деспотизма и что свидетельствует о красоте, о силе человеческой души. Граждане, не трогайте ни одного камня, охраняйте памятники, здания, старые вещи, документы - все это ваша история, ваша гордость. Помните, что все это почва, на которой вырастает ваше новое народное искусство. Исполнительный Комитет Совета Рабочих и Солдатских Депутатов» [3, с.16].

В Конституции прописывалась структура государственной власти: законодательные и испол-нительные органы. Декрет «Об учреждении государственной комиссии по просвещению» от 09.11.1917 г. касался вопроса образования Государственной комиссии по народному просвещению (далее Наркомпроса) под руководством наркома Луначарского А.В. (с 1917 по 1929 гг.) при Совете Народных Комиссаров РСФСР (далее СНК РСФСР), занимающейся «руководством народным просвещением», в т.ч. вопросами охраны памятников [5]. Впоследствии сеть Наркомпроса неоднократно реорганизовывалась, официально была ликвидирована к 1946 г., но ее роль в первые годы Советской власти велика и значима.

Декреты, изданные под руководством В.И.Ленина в первые дни существования молодой Советской республики, заложили основы советского памятникоохранного законодательства, фактически вышед-шего из Декрета о земле, принятом на Втором всероссийском съезде советов 08.11.1917 г., провозглашавшем конфискацию земель и их переход государству, (земля - М.Г.) «....обращается в всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней» [5]). Составляется точная опись конфискуемого имущества, его порча считается преступлением. Декрет СНК РСФСР от 13.07.1918 г. «О конфискации имущества низложенного российского императора и членов бывшего российского императорского дома» и Декрет СНК РСФСР от 20.08.1918 г. «Об отмене частной собственности на недвижимость в городах» продолжили национализацию царского и дворцового имущества [5].

Постановлением Народного Комиссариата Имуществ Республики от 14.01.1918 г. «Об упразднении придворного духовенства, о передаче благотворительных учреждений придворного духовенства со всеми принадлежащими им капиталами в ведение Народного Комиссариата Государственного Презрения и о передаче учебных заведений придворного духовенства в ведение Народного Комиссариата по Просвещению» [5] и Декретом СНК РСФСР от 20.01.1918 г. «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» церковь отделялась от государства и школ, церковное имущество национализировалось, провозглашалась свобода вероисповедания, при этом предметы культа передавались религиозным обществам в бесплатное пользование [5]. Последующие декреты Всероссийского центрального исполнительного комитета (далее ВЦИК) «О ликвидации мощей», 1920 г., «О ценностях, находящихся в церквях и монастырях» 1921 г., «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих» 1922 г. окончательно ликвидировали церковную собственность на церковные памятники [5].

Но свидетельством толерантного отношения к религиозным организациям может служить Поста-новление СНК РСФСР от 09.12.1917 г. «О выдаче Краевому мусульманскому съезду Петроградского национального округа «Священного Корана Османа», в котором предмет религиозного культа передавался верующим из Государственной публичной библиотеки, что подчеркивало корректное и либеральное отношение властей [5]. Возврат культурного наследия касался не только предметов культа - в Постановлении Наркомпроса от 20.06.1918 г. «О возвращении польскому трудовому народу эвакуированного из Польши культурного, художественного, научного и исторического достояния» просматриваются реституционные черты [5].

Декрет СНК РСФСР от 26.11.1918 г. «О признании научных, литературных, музыкальных и худо-жественных произведений государственным достоянием» закреплял статус-кво любого («опубликованного или неопубликованного») произведения науки, литературы и искусства, как народного достояния РСФСР [5]. Издательская деятельность объявлялась государственной монополией и координировалась Наркомпросом.

Выявление, учет, регистрация предметов искусства и старины являлись важнейшим направлением в деле охранения. Декрет СНК РСФСР от 05.10.1918 г. «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений» один из первых учетных советских документов, созданных («в целях охранения, изучения и возможно более полного ознакомления широких масс населения с сокровищами искусства и старины» [5]), проводящий государственную регистрацию «всех монументальных и вещевых памятников», с выдачей специальных охранных грамот и принудительно отчуждающий предметы и коллекции в случае их недобросовестного хранения и использования [5].

Тяжелое экономическое положение страны, несовершенство культурной политики в первые и последующие годы Советской Власти, катализировали массовую распродажу предметов искусства и старины на территории страны. Несмотря на то, что вывоз за границу запрещался, это решение привело к утрате многих движимых памятников. Декрет СНК РСФСР от 19.09.1918 г. «О запрещении вывоза за границу предметов искусства и старины»

определил значимость культурного наследия («предметов особого художественного и исторического значения»), как «культурных сокровищ народа», устанавливал ответственность («вплоть до конфискации всего имущества и тюремного заключения») и процедуру «разрешения» вывоза или продажи предметов [5]. Вывоз за границу музыкальных инструментов («особо ценных в художественном отношении предметов») так же согласовывался с Наркомпросом (Декрет СНК РСФСР от 05.05.1920 г. «О порядке вывоза заграницу музыкальных инструментов») [5].

В сфере музейного дела происходит конфискация частных собраний, их переход под государственную охрану (Декрет «О национализации Третьяковской галереи» от 3.06.1918 г., признавал особую миссию галереи, являющейся «по своему культурному и художественному значению учреждением, выполняющим общегосударственные просветительные функции»[5]). Декрет ВЦИК от 13.06.1921 г. «О национализации усадьбы Ясная Поляна» объявлял усадьбу «национальной собственностью», находящейся в ведении Наркомпросса на основании охранной грамоты [5]. В Наркомпрос Декретом СНК РСФСР от 5.11.1918 г. переводилась галерея С.И.Щукина, а так же коллекции научных музеев, кабинетов и др. (Декрет СНК РСФСР от 5.12.1918 г. «Об охране научных ценностей») и т.п. [5].

Национализация имущества коснулась архивного дела с последующим образованием Государственного архивного фонда при Наркомпросе. В Декрете «О реорганизации и централизации архивного дела» от 1.06.1918 г. все архивы, как ведомственные учреждения ликвидировались и входили в единый Государственный архивный фонд, выдававший разрешения на уничтожение документации, хранящейся и использующейся в ведомствах и учреждениях [5]. Декрет СНК РСФСР от 31.03.1919 г. «О Губернских архивных фондах» все архивы в губерниях, находящиеся в ведении Главного Управления Архивных дел включались в особый единый Губернский архивный фонд, под руководством и координированием Управления [5].

Сохранение культурного наследия проявлялось в увековечивании исторических лиц и событий. Декрет «О памятниках Республики» от 12.04.1918 г. - «Ленинский план монументальной пропаганды», постановлял памятники «воздвигнутые в честь царей и их слуг», не представляющие художественного и исторического интереса, снимать или утилитарно использовать. Специальная комиссия была уполномочена определять ценность памятников и организовать широкий конкурс «по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской социалистической революции». Предполагалось не только создание новых памятников и ранжирование старых, но и идеологическое внедрение агитационных наглядных форм (плакатов, транспарантов) в экстерьер городов, установку мемориальных досок с «надписями, изречениями, афоризмами передовых мыслителей и художников», привлечение к работе профессионалов художников, скульпторов, писателей [5].

Подлежали охране и памятники природы. В Декрете СНК РСФСР от 16.09.1921 г. «Об охране памятников природы, садов и парков» признавались неприкасаемыми «участки природы и отдельные произведения», заповедники и национальные парки, памятники садово-парковой культуры музейно-ака-демического значения, представляющие научную и культурно-историческую ценность [5]. Уже в сер. 1920-х г. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 05.10.1925 г. «Об охране участков природы и ее отдельных произведений, имеющих преимущественно научное или культурно-историческое значение» касался вопроса причисления данных участков к заповедникам, находящимся и координирующимися Наркомпросом [5].

Одним из аспектов сохранения духовного культурного наследия опосредованно может считаться сохранение проявлений нематериальной культуры народов РСФСР: языков, традиций, обрядов и т.д. (Постановление Наркомпроса от 31.10.1918 г. «О школах национальных меньшинств», пользующихся правом «организации обучения на своем родном языке», Постановление ВЦИК от 21.04.1921 г. «Об утверждении «Положения о Совете Национальностей при Народном Комиссариате по Делам Национальностей», Постановление «О национальных представительствах и подотделах при Народном Комиссариате по Делам Национальностей» и т.д. [5]). Декрет ВЦИК от 27.05.1920 г. «О народном образовании в Татарской Республике» - в числе прочего учреждал отделы и подотделы национальных меньшинств в составе Наркомпроса, в ведении которого находился и Казанский университет, обязанный «немедленно приступить» к организации Краевого факультета с кафедрами местной истории, археологии, этнографии и т.д., «с преподаванием как местных, так и вообще восточных языков» [5].

В н.1920-1930-х гг. государственная система сохранения культурного наследия была временно децентрализирована, повлияли на сокращение музейной сети, идеологические, тоталитарные установки, антирелигиозная пропаганда приводят к утрате и разрушению уникальных памятников церковной старины, многие произведения искусства были распроданы и утрачены навсегда. Пройдет не одно десятилетие, когда государство постепенно создаст сбалансированную систему, разработает Законы в области сохранения культурного наследия, но первые советские документы стали базисом для развития всего последующего культуроохранного законодательства России [4].

Источники

[1]. Карпова Л.В., Потапова Н.А.,Сухман Т.П. Охрана культурного наследия в документах 17-20 вв.: хрестоматия для вузов/ - М. "Весь мир", 2000. - 147 с.

[2]. Полякова М.А. Очерки культурного наследия России: учеб. пособие для вузов/ - М. Дрофа,2005. - 271, [1] с. : ил.

[3]. Памятники Отечества: альманах ВООПиК. Том 1-

[1]. Кагроуа К^, Potapova ^А.£шЬтап Т.Р. О^апа kuГtштюgo nasledija V dokumentah 17-20 vv.: hrestomatija dlja vuzov/ - М.

таг", 2000. - 147 s.

[2]. Poljakova М.А. О^егЫ kшl'tшrnogo nasledija Rossii: ш^еЬ. posobie dlja vuzov/ - М. Drofa,2005. - 271, [1^. : П.

[3]. Рат]аЫЫ Otechestva: al'manah VOOPiK. Тот 1- М.: Sovetskaja Rossija, 1980)

М.: Советская Россия, 1980)

[4]. ru.wikipedia.org

[5]. мтто. hist.msu.ru

[4]. ru.wikipedia.org

[5]. мтто. histmsu.ru

Литература

1.Музей и власть: Государственная политика в области музейного дела (XVIII - XX вв.) Ч. 1-2/ - М., 1991

2.Очерки истории музейного дела в России. Т. 1-7/-М., 1957-1971

3.Поправко Е.А.. Музееведение: учеб. пособие/ - М. ВГУЭС, 2005. 230 с.

4.Равикович ДА Формирование государственной музейной сети (1917 - первая половина 60-х гг.). М., 1988

5.Теория, история и методика музейного дела в СССР: 1971-1976. Библиография// Музейное дело в ^СР. М., 1977. С.195-206

6.Юренёва Т.Ю. Музееведение. М., 2003

1.Muzej i vlast': Gosudarstvennaja politika V oblasti muzejnogo dela (XVIII - XX Ch. 1-2/ - М., 1991 2.0ЛегЫ istorii muzejnogo dela V Rossii. Т. 1-7/- М., 19571971

3.Popravko Е.А.. Muzeevedenie: иЛеЬ. posobie/ - М. VGUJeS, 2005. 230 s.

4.Ravikovich D.A. Formirovanie gosudarstvennoj muzejnoj seti (1917 - pervaja polovina 60-h gg.). М., 1988

5.Teorija, istorija i metodika muzejnogo dela V SSSR: 19711976. ВМ^Г^В// Muzejnoe delo V CSSR. М., 1977. S.195-206

6.Jurenjova T.Ju. Muzeevedenie. М., 2003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.