УДК 343.122
DOI: 10.21779/2500-193 0-2017-32-2-77-82 Д.Я. Бегова, Р. А. Ибрагимова
Назначение адвоката - представителя потерпевшего - как гарантия получения квалифицированной юридической помощи
Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Га-джиева, 43а; [email protected]
Статья посвящена анализу проблемы законодательного регулирования права потерпевшего на бесплатную юридическую помощь.
Сравнительный анализ статуса потерпевшего и подозреваемого (обвиняемого) приводит к выводу о существовании различий в реализации предоставляемых уголовно-процессуальным законом прав данных лиц, что не согласуется ни с конституционными положениями, ни с социальным назначением уголовного судопроизводства России, ни со столь широко декларируемым принципом состязательности и равенства процессуальных прав сторон в процессе.
Показан опыт зарубежных стран по оказанию бесплатной юридической помощи. С учетом положительного опыта европейских стран и в российском законодательстве необходимо расширить круг субъектов, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи. Авторами предлагается решение проблемы достижения равновесия между законными интересами государства, обвиняемого и потерпевшего путём внесения изменений и дополнений в соответствующие нормативные акты.
Ключевые слова: уголовное судопроизводство, принцип равенства, сторона обвинения, сторона защиты, право.
Одна из основных задач уголовного судопроизводства - защита тех, кто пострадал от преступлений (ч. 1 ст. 6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации - далее УПК РФ). Для ее выполнения в УПК РФ включены различные нормы, направленные на охрану прав потерпевшего и обеспечение ему доступа к правосудию [1, с. 229].
В настоящее время институт потерпевшего в уголовном процессе развивается. Так, в статью 42 УПК РФ внесены значительные изменения двумя федеральными законами от 28.12.2013 № 432-ФЗ и 30.03.2015 № 62-ФЗ.
С введением указанных новелл законодатель значительно расширил права потерпевшего. Однако М.Ю. Павлик и О.Р. Шепелева отмечают, что, «несмотря на достаточно большой объем прав, предоставленных законодателем потерпевшему, нельзя не признать, что УПК РФ не разрешил ряд насущных проблем, связанных с его процессуальным положением» [2, с. 227].
Анализ действующего законодательства позволяет говорить о недостаточной эффективности защиты прав потерпевшего. В частности, мы затронем проблему оказания бесплатной юридической помощи потерпевшему.
Ранее в своих работах мы уже говорили об отсутствии в нормах УПК РФ права потерпевших на бесплатную юридическую помощь адвоката по аналогии с подозреваемым (обвиняемым). Отмечалось и то, что закон не содержит и эффективного процессуального механизма возмещения материальных затрат потерпевшему в тех ситуациях, когда он своими средствами стремится обеспечить свое конституционное право на квалифицированную юридическую помощь представителя - адвоката.
Необходимость обеспечения паритета прав обвиняемого и потерпевшего в обеспечении своих основополагающих процессуальных прав требует от законодателя безотлагательного решения вопроса о введении в нормативную ткань УПК РФ системы согласованных норм, реально обеспечивающих право потерпевшего на участие в деле адвоката-представителя по назначению, по аналогии с нормами ст. 51 УПК РФ. Для чего мы предлагали дополнить ст. 45.1 УПК РФ «Обязательное участие представителя». Обязательное участие адвоката, представителя потерпевшего, по аналогии с названными нормами должно быть обеспечено следователем или судом [3].
Оказание квалифицированной юридической помощи адвокатом потерпевшему в ходе производства по уголовному делу является не только необходимостью в целях восторжествования справедливости, но и потребностью самого потерпевшего. Зачастую потерпевший не способен самостоятельно отстаивать свои права в силу различных причин - это и правовая неграмотность, и стресс, испытанный им во время совершения преступления в отношении него или его близких.
Право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, в т. ч. бесплатной, гарантируется ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации. Данное конституционное положение получило развитие в Федеральном законе от 21.11.2011 № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации". В нем установлены основные гарантии реализации права граждан Российской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи, а также организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения. Но анализ показал, что за пределами действия этого закона остались потерпевшие от преступлений. Ч. 2 ст. 3 указанного закона определяет, что отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в уголовном судопроизводстве, регулируются уголовно-процессуальным законодательством.
Как отмечает М.Т. Аширбекова, на уровне общего нормативного обеспечения прав и интересов потерпевших такие отношения практически никак не регулируются в УПК РФ. Справедливости ради можно отметить, что Федеральный закон от 28.12.2013 № 432-ФЗ все-таки ввел в УПК РФ одно положение, связанное с проблемой оплаты юридических услуг представителя потерпевшего. Так, ч. 2 ст. 131 УПК РФ пополнилась новым п. 1.1, в котором устанавливается, что к процессуальным издержкам относятся "суммы, выплачиваемые потерпевшему на покрытие расходов, связанных с выплатой вознаграждения представителю потерпевшего". Но и тут нет ясности: за счет каких именно средств будут эти расходы покрываться? Так, закон (ч. 1 ст. 131 УПК РФ) альтернативно предусматривает, что процессуальные издержки возмещаются за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства [4, с. 24].
Однако не так много оснований для однозначного понимания того, что расходы, связанные с участием адвоката, будут во всех случаях возмещаться за счет федерального бюджета. Если бы законодатель допускал эту возможность, то тогда эти суммы выплачивались бы не потерпевшему, а непосредственно его представителю - адвокату, как это указано в п. 5 ч. 2 ст. 131 УПК РФ применительно к адвокатам, участвующим по назначению.
Нужно отметить, что законодатель все же наметил некоторые продвижения в сторону обеспечения бесплатной юридической помощи определенной категории потерпевших - несовершеннолетних. О необходимости обязательного участия адвоката -представителя потерпевшего - в случае, когда в качестве потерпевшего выступает
несовершеннолетний, указывали многие ученые в своих работах [5, с. 47]. Данное положение нашло своё позитивное отражение в ст. 45 УПК РФ, где установлено: "По ходатайству законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего возраста шестнадцати лет, в отношении которого совершено преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, участие адвоката в качестве представителя такого потерпевшего обеспечивается дознавателем, следователем или судом. В этом случае расходы на оплату труда адвоката компенсируются за счет средств федерального бюджета".
В соответствии с ч. 3 ст. 42 УПК РФ несовершеннолетнему потерпевшему обеспечивается возмещение расходов, понесенных в связи с его участием в уголовном судопроизводстве, к которым отнесены и расходы на представителя, согласно требованиям ст. 131 УПК РФ. Однако анализ диспозиции ст. 131 УПК РФ показывает, что к процессуальным издержкам, связанным с оказанием юридической помощи, относятся только суммы, выплачиваемые адвокату за оказание им юридической помощи в случае его участия в уголовном судопроизводстве по назначению. О каком-либо ином возмещении расходов потерпевшего на представителя речи в законе не идет [6, с. 52].
Нельзя обойти стороной тот факт, что рассматриваемый порядок назначения представителя-адвоката возможен не по всем уголовным делам, а только по делам о преступлениях против половой неприкосновенности. При этом законодатель не возложил на субъектов, ведущих уголовный процесс, обязанность обеспечивать указанную категорию потерпевших квалифицированной юридической помощью представителя-адвоката.
В дальнейшем, вероятно, круг лиц, имеющих право на "бесплатного" адвоката-представителя, будет расширяться, и в уголовном судопроизводстве появятся понятия "адвокат-представитель по соглашению" и "адвокат-представитель по назначению" [7, с. 16].
Мы согласны с мнением профессора В.П. Божьева, обращающего внимание на то, что "декларируя, что назначение уголовного судопроизводства прежде всего состоит в защите пострадавших от преступлений (п. 1 ч. 1 ст. 6 УПК РФ), законодатель в действительности на первое место поставил защиту интересов обвиняемого (подозреваемого). По-видимому, назрела необходимость ликвидировать сложившийся дисбаланс в обеспечении прав этих субъектов, обеспечив не только обвиняемого, но и потерпевшего надлежащей юридической защитой его интересов по схеме, установленной в интересах подозреваемых и обвиняемых (подсудимых)" [8, с. 21].
Действительно, если сравнить права потерпевшего и подозреваемого/обвиняемого, предоставленные им уголовно-процессуальным законом, то мы увидим некоторую разницу. Но во многом разница эта не в сумме или перечне прав, а в возможности и эффективности их реализации. Заметим, что объем прав подозреваемого увеличивается с движением дела по стадиям (и с изменением его собственного процессуального статуса на обвиняемого или подсудимого), а у потерпевшего ничего подобного не происходит. Профессор Е.А. Зайцева подметила интересную тенденцию: "Возникает парадоксальная ситуация: назначением уголовного судопроизводства является защита прав потерпевших, однако именно на потерпевшего в связи с участием в уголовном процессе распространяется самое большое количество видов уголовной ответственности" [9, с. 36]. А ведь потерпевший ожидает не только справедливого судебного разбирательства, но и эффективного расследования преступления, т. е. расследования быстрого, полного и всестороннего. Не зря, наверное, в последние годы все чаще в научной лите-
ратуре встречается мнение, что государство должно предоставлять потерпевшему право воспользоваться бесплатной юридической помощью [10].
О необходимости решения данной проблемы говорит и международный опыт.
В резолюции Комитета министров Совета Европы от 02.03.1978 «О юридической помощи и консультациях» говорится, что... право на доступ к правосудию и справедливому разбирательству... является одним из основных признаков любого демократического общества; .важно, таким образом, принять все необходимые меры с целью устранения экономических препятствий для доступа к правосудию и. наличие соответствующих систем юридической помощи будет способствовать выполнению этой задачи, особенно в отношении лиц, находящихся в экономически неблагоприятном положении...». Таким образом, Европейский Союз однозначно определил подход к юридической помощи малоимущим гражданам.
Французское законодательство предусматривает возможность оказания бесплатной (иногда льготной) юридической помощи потерпевшим по уголовным делам. Несмотря на то, что вознаграждение для адвоката по таким делам является небольшим, такая помощь составляет значительный процент от всех дел.
В Австрии уголовно-процессуальное законодательство также дает возможность малоимущим лицам, а в частности и потерпевшим, право на представление их интересов в суде бесплатно, а оплата услуг адвоката происходит из федерального бюджета. Для этого малоимущим гражданам необходимо представить в суд декларацию о доходах.
Шведское законодательство не регулирует оплату услуг юридических работников, но существует одно исключение - закон о юридической помощи, который закрепляет право на получение бесплатной юридической помощи для лиц с низким заработком. На данную помощь могут рассчитывать подданные, чей годовой доход ниже установленного правительством. В этом случае оплата услуг адвоката производится за счет средств государства.
В Финляндии для оказания юридической помощи малоимущим слоям населения создана структура государственных юридических бюро, подведомственных Министерству юстиции. Сотрудники таких бюро являются государственными служащими и получают заработную плату из госбюджета. Гражданам предоставляется государственная юридическая помощь практически по неограниченному кругу вопросов и дел в судах. Критерием, дающим право на получение такой юридической помощи, является имущественное положение гражданина. Так, при месячном совокупном доходе до 650 евро юридическая помощь оказывается бесплатно. Если доход составляет от 650 до 1400 евро, предусмотрена определенная шкала, в соответствии с которой гражданин частично оплачивает получение такой помощи.
Прогрессивными выглядят и нормы УПК Швейцарии о бесплатной юридической помощи для частного обвинителя и потерпевшего. В отличие от Швейцарии в России имеет место парадокс: по УПК РФ подозреваемый и обвиняемый имеют право на бесплатную юридическую помощь (на бесплатного защитника), а потерпевший - нет (думается, что прокурора нельзя рассматривать в качестве его квазизащитника).
Стоит добавить, что система оценки финансового благополучия граждан для возможности оказания бесплатной помощи постепенно появляется во многих странах Европы.
Подводя итог краткому анализу европейского законодательства по вопросу предоставления бесплатного защитника для потерпевших, можно сделать вывод о том, что государства предоставляют возможность получения бесплатной квалифицированной юридической помощи населению в зависимости от дохода каждого конкретного человека. Согласно российскому законодательству, потерпевший может самостоятель-
но нанять адвоката, который будет его консультировать и представлять в суде, включив стоимость услуг адвоката в понесенные материальные затраты, а затем, после провозглашения приговора или вынесения решения в рамках гражданского судопроизводства, требовать их компенсации с осужденного. Но ни для кого не секрет, что порой с осужденного фактически нереально что-то получить.
Считаем, что потерпевший должен воспользоваться правом бесплатной юридической помощи, правом иметь представителя в досудебном производстве в ином порядке. Так как потерпевший понес физический, материальный и моральный вред от преступления, то он должен иметь возможность получить квалифицированную юридическую помощь независимо от способности оплачивать услуги адвоката-представителя.
Российскому законодателю необходимо учесть прогрессивный опыт европейских стран в вопросе предоставления бесплатной юридической помощи потерпевшим.
С учетом положительного европейского опыта необходимо расширить круг субъектов, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, за счет включения в него лиц, потерпевших от преступления.
На наш взгляд, п. 8 ч. 2 ст. 42 УПК РФ нуждается в объективном дополнении словами "и пользоваться помощью представителя бесплатно". В таком случае потерпевший при производстве расследования приобретает реальную возможность использовать свое конституционное право на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи при осуществлении уголовного судопроизводства на основе равноправия и состязательности сторон.
Литература
1. Гаджирамазанова П.К. О понятии потерпевшего в уголовном процессе // Вестник ДГУ. - 2011. - Вып. 2. - С. 229-231.
2. Павлик М.Ю., Шепелева О.Р. Вопросы реализации прав потерпевшего в уголовном судопроизводстве // Ленинградский юридический журнал. - 2014. - № 1. -С. 226-231.
3. Бегова Д.Я. Потерпевший в уголовном судопроизводстве России: интерес и процессуальные средства защиты: дис. ... к. юр. н.: 12.00.09. - Махачкала, 2009 - 227 с.
4. Аширбекова М.Т. Вариативность в нормативном обеспечении прав и законных интересов потерпевшего // Уголовное судопроизводство. - 2015. - № 2. - С. 23-32.
5. Бегова Д. Я. Участие представителя потерпевшего в уголовном судопроизводстве // Вопросы уголовного судопроизводства: сб. научных статей. - Махачкала: ДНЦ РАН, 2010. - С. 42-49.
6. Глушков А.И. Обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних потерпевших в ходе уголовного судопроизводства // Российская юстиция. - 2012. -№ 12. - С. 51-53.
7. Давлетов А.А. Адвокат-представитель в уголовном процессе // Бизнес, менеджмент и право. - 2015. - № 1. - С. 15-20.
8. Божьев В.П. Участие потерпевшего на предварительном следствии // Российский следователь. - 2010. - № 15. - С. 20-22.
9. ЗайцеваЕ.А. Трижды потерпевший // Законность. - 2015. - № 1. - С. 34-38.
10. Глушков А.И. Обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних потерпевших в ходе уголовного судопроизводства // Российская юстиция. - 2012. -№ 12. - С. 50 -53.
11. Рохлин В.И., Казанцев В.Г. Потерпевший в уголовном процессе // Адвокат. -2011. - № 5. - С. 11-15.
References
1. Gadzhiramazanova P.K. O ponyatii poterpevshego v ugolovnom protsesse // Vestnik DGU. - 2011. - № 2. - S. 229-231.
2. PavlikM.Yu., Shepeleva O.R. Voprosy realizatsii prav poterpevshego v ugolovnom sudoproizvodstve // Leningradskiy yuridicheskiy zhurnal. - 2014. - № 1. - S. 226-231.
3. Begova D.Ya. Poterpevshiy v ugolovnom sudoproizvodstve Rossii: interes i protses-sualnyye sredstva zashchity: dis. ... k. yur. n.: 12.00.09. - Makhachkala, 2009. - 227 s.
4. Ashirbekova M.T. Variativnost v normativnom obespechenii prav i zakonnykh in-teresov poterpevshego // Ugolovnoye sudoproizvodstvo. - 2015. - № 2. - S. 23-32.
5. Begova D.Ya. Uchastiye predstavitelya poterpevshego v ugolovnom sudoproizvodstve // Voprosy ugolovnogo sudoproizvodstva. Sbornik nauchnykh statey. - Makhachkala: DNTs RAN, 2010. - S. 42-49.
6. Glushkov A.I. Obespecheniye prav i zakonnykh interesov nesovershennoletnikh po-terpevshikh v khode ugolovnogo sudoproizvodstva // Rossiyskaya yustitsiya. - 2012. - № 12.
- S. 51-53.
7. Davletov A.A. Advokat-predstavitel v ugolovnom protsesse // Biznes. Menedzhment i Pravo. - 2015. - № 1. - S. 15-20.
8. Bozhyev V.P. Uchastiye poterpevshego na predvaritelnom sledstvii // Rossiyskiy sledovatel. - 2010. - № 15. - S. 20 - 22.
9. ZaytsevaE.A. Trizhdy poterpevshiy // Zakonnost. - 2015. - № 1. - S. 34-38.
10. Glushkov A.I. Obespecheniye prav i zakonnykh interesov nesovershennoletnikh po-terpevshikh v khode ugolovnogo sudoproizvodstva // Rossiyskaya yustitsiya. - 2012. - № 12.
- S. 51-53.
11. Rokhlin V.I., Kazantsev V.G. Poterpevshiy v ugolovnom protsesse // Advokat. -2011. - № 5. - S. 11-15.
Поступила в редакцию 12 декабря 2016 г.
UDC 343.122
DOI: 10.21779/2500-193 0-2017-32-2-77-82
The appointment of a lawyer representative of the victim as a guarantee of obtaining
qualified legal assistance
D.Ya. Begova, R.A. Ibragimova
Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43a; [email protected]
The article is devoted to the problem of legislative regulation of the rights of victims to free legal aid. The comparative analysis of the status of the victim and suspected (defendant) leads to a conclusion about existence of differences in realization of the rights of these persons granted by the criminal procedure law that is not coordinated either with the constitutional provisions, or with social purpose of criminal legal proceedings of Russia, or with so widely declared principle of competitiveness and equality of procedural laws of the parties in process.
The article shows the experience of foreign countries in solving the issue of providing free legal aid. Considering the positive experience of European countries it is necessary to expand the scope of entities eligible to receive free legal aid in the Russian legislation. The authors propose a solution to the problem of achieving a balance between the legitimate interests of the state, the defendant and the victim by making changes and additions in the relevant regulations.
Keywords: criminal proceedings, the principle of equality, the prosecution, the defense, the
right.
Received 12 December, 2016