Научная статья на тему 'Проблемные аспекты реализации уголовно-процессуальных норм защиты потерпевшего от преступления'

Проблемные аспекты реализации уголовно-процессуальных норм защиты потерпевшего от преступления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
300
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕРПЕВШИЙ ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРАВА / УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / CRIMINAL PROCEEDINGS / PROCEDURAL RIGHTS / VICTIM / CRIME / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самиулина Яна Валерьевна

В настоящей статье предпринята попытка исследовать отдельные проблемные аспекты института потерпевшего в российском уголовном процессе. В этих целях подвергнуты анализу правовые нормы, регламентирующие его процессуальный статус. Раскрываются отдельные пробелы уголовно-процессуального законодательства в сфере защиты законных прав и интересов потерпевшего. Автор акцентирует внимание на том, что совершенствование уголовно-процессуального законодательства в части расширения правомочий потерпевшего по отстаиванию своих нарушенных преступлением прав следует продолжить. На основании проведенного исследования действующего законодательства в части регламентации прав потерпевшего от преступления предлагается расширить перечень получаемых им копий постановлений, указанных в п. 13 ч. 2 ст. 42 УПК РФ. Автор предлагает включить в перечень указанной законодательной нормы право получения потерпевшим копии постановления об избрании конкретного вида меры пресечения, избранного в отношении подозреваемого (обвиняемого). Для создания действенного механизма защиты интересов потерпевших от преступления юридических лиц предлагаем ч. 9 ст. 42 УПК РФ изложить в следующей редакции: «в случае признания потерпевшим юридического лица его процессуальное право в уголовном процессе осуществляет представляющий его профессиональный адвокат».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF CRIMINAL PROCEDURAL NORMS OF PROTECTION OF THE VICTIMS FROM CRIME

This article attempts to investigate certain problematic aspects of the institution of the victim in the Russian criminal process. For this purpose, analyzed the individual norms governing his procedural status. Separate gaps of the criminal procedure legislation in the sphere of protection of the legal rights and interests of the victim are disclosed. The author emphasizes that the improvement of the criminal procedure legislation in terms of the extension of the victim’s authority to defend his rights violated by the crime should be continued. On the basis of the study of the current legislation regarding the regulation of the rights of the victim of a crime, it is proposed to expand the list of decisions received by him, referred to in paragraph 13, part 2 of article 42 Code of Criminal Procedure. The author proposes to include in the list of the indicated legislative norm the right to receive the victim a copy of the decision on the selection of a specific type of preventive measure, selected in relation to the suspect (accused). To create an effective mechanism for protecting the interests of legal entities victims of a crime, we offer part 9 of art. 42 of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation shall be reworded as follows: «if a legal entity is recognized as a victim, his procedural right in criminal proceedings is exercised by the professional lawyer representing him».

Текст научной работы на тему «Проблемные аспекты реализации уголовно-процессуальных норм защиты потерпевшего от преступления»

по итогам рассмотрения сообщения о преступлении извещается заявитель, которому разъясняется право обжаловать данное решение. Согласно требованиям ч. 4 ст. 148 УПК РФ копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела должна быть направлена прокурору и заявителю не позже 24 часов с момента принятия процессуального решения. Однако законодатель не предусмотрел обязанность относительно предоставления в тот же срок самих материалов проверки. В результате прокурор фактически начинает проверку законности принятого решения после получения жалобы потерпевшего. Такая практика препятствует возможности своевременного обжалования потерпевшими незаконных решений и действий (бездействия) органов предварительного расследования.

Кроме того, имеющийся опыт практической деятельности в следственных органах позволяет автору констатировать, что заявители о преступлении довольно часто не получают таких уведомлений, что не позволяет пострадавшему от преступления лицу в стадии возбуждения уголовного дела осуществлять защиту своих интересов должным образом, в частности, путем обжалования принятого решения органами расследования. В соответствии со ст. 19 УПК РФ на стадии досудебного производства созданы гарантии использования потерпевшим права обжалования любых действий или бездействий должностных лиц или государственных органов, нарушающих его права или ограничивающих законные интересы. О масштабах проблемы можно судить по статистическим цифрам: в 2018г. 59% из поступивших к уполномоченному по правам человека в Российской Федерации жалоб составляли жалобы на незаконность отказа в возбуждении уголовного дела [2].

Данное обстоятельство указывает на необходимость повышения процессуальных гарантий реализации прав потерпевших на стадии рассмотрения сообщений о преступлении. В частности, представляется целесообразным дополнить уголовно-процессуальное законодательство нормами, уточняющими порядок и сроки проверки прокурором законности вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Следует заметить, что, наделив потерпевшего правом «получать копии», в законе не установлена процедура направления ему копий процессуальных решений. По нашему убеждению, для восполнения пробела вполне логично установить срок уведомления потерпевшего о вынесенных решениях и направлении ему копий в течение 24 часов. Для решения указанной проблемы логично обязать правоохранительные органы копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела направлять заявителю заказной почтой. Почтовую квитанцию, удостоверяющую факт и дату направления документа и фиксирующую его почтовый номер, приобщать к отказному материалу. Указанный механизм предоставит уверенность в ходе прокурорской проверки законности принятого решения об отказе в возбуждении уголовного дела, поскольку заявитель получит копию постановления и будет иметь реальную возможность возражать против принятого решения.

В ч. 1 ст. 42 УПК РФ законодатель акцентирует внимание на незамедлительном принятии решения о признании потерпевшим после возбуждения уголовного дела путем составления соответствующего постановления. При этом стоит указать на тот факт, что по смыслу указанной статьи законодатель не предусмотрел механизм уведомления потерпевшего о принятом решении, что приводит к формальному выполнению следователем (дознавателем) требований указанной нормы путем составления постановления, без ознакомления с ним потерпевшего.

Представляется, что имеется в виду, что с целью обеспечения наиболее скорого вовлечения пострадавшего от преступления в уголовное судопроизводство постановление о признании его потерпевшим должно быть вынесено в максимально короткий срок с момента возбуждения уголовного дела или установления лица, которому преступлением причинен вред.

В следственной практике обычно потерпевший допускается к участию в деле сразу после возбуждения уголовного дела. Однако в практической деятельности встречаются случаи, когда органам предварительного расследования приходится принимать меры к установлению или розыску потерпевших. Поэтому установить какой-либо универсальный момент допуска потерпевшего к участию в уголовном деле невозможно. На этом основании можно утверждать, что момент допуска потерпевшего к участию определяется органами расследования при наличии достаточной совокупности фактических оснований.

В свете рассматриваемых вопросов следует также заметить, что немотивированное признание кого-либо потерпевшим по уголовному делу, в первую очередь, ухудшает положение подозреваемого (обвиняемого), поскольку появляется новый субъект обвинения. На практике встречаются случаи ошибочного признания лица потерпевшим. Подобные ситуации имеют место быть в тех случаях, когда сложно установить действительного собственника имущества или определить факт причинения вреда конкретному физическому или юридическому лицу. Кроме того, не может быть признано лицо потерпевшим в том случае, когда вред наступил в результате его неправомерного поведения (например, при даче взятки).

ЮРИАИЧЕСКИЕ НАУКИ

При поступлении дела суд имеет полномочия оценить соответствие требованиям уголовно-процессуального закона принятого на стадии предварительного расследования решения и вынесенного в соответствии с этим постановления о признании лица потерпевшим. В случае установления по поступившему уголовному делу, что лицо признано потерпевшим без достаточных к тому оснований, предусмотренных ст. 42 УПК РФ, суд выносит постановление (определение) о том, что такое лицо ошибочно признано потерпевшим по делу. Возможно возникновение и обратной ситуации, когда по поступившему в суд уголовному делу выясняется, что лицо, которому преступлением причинен вред, не признано потерпевшим. В этом случае суд устраняет допущенную ошибку.

Так, апелляционной инстанцией Судебной коллегией по уголовным делам Ростовского областного суда было восстановлено отделение Банка в правах потерпевшего по уголовному делу в отношении С. в виду причинения существенного вреда деловой репутации. По делу установлено, что обвиняемый, работая ведущим специалистом по обслуживанию частных лиц отдела продаж, имея умысел, похитил со счетов пяти клиентов денежные средства, двум из которых денежные средства были возмещены Банком [3].

Кроме того, на момент принятия решения о возбуждении уголовного дела должностное лицо не в полном объеме может располагать информацией о характере причиненного вреда, либо следователь располагает сведениями о лице, которому преступлением причинен вред, например, в пределах необходимой обороны (крайней необходимости), что в дальнейшем повлечет за собой прекращение уголовного преследования. Данный факт установить на момент принятия решения о возбуждении уголовного дела не всегда представляется возможным, поскольку требуется проведение первоначальных следственных действий.

На основании рассмотренных ситуаций следует заметить, что следователь (руководитель следственного органа, прокурор) не наделены правом отменять постановление о признании лица потерпевшим в случае его незаконного вынесения. Думается, что данное замечание выглядит заслуживающим внимание законодателя для дальнейшей реализации.

Право подозреваемого (обвиняемого) на защиту является одним из принципов российского уголовного процесса (ст. 16 УПК РФ). К сожалению, уголовно-процессуальное законодательство не содержит нормы, предусматривающие обязанность органов предварительного расследования и суда по обеспечению пострадавшего от преступления правом на защиту.

В этой связи положительным моментом явилось расширение вступившим в законную силу с января 2014 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 432-ФЭ [4] действующего уголовно-процессуального законодательства в части предоставления несовершеннолетнему потерпевшему, не достигшему 16 лет, в отношении которого совершено преступление против половой неприкосновенности, участия адвоката в качестве представителя. В этом случае вознаграждение адвоката за участие в уголовном деле обеспечивается за счет средств федерального бюджета и выплачивается по постановлению следователя.

Обязательным условием по данной категории преступлений является участие в следственных действиях, проводимых с несовершеннолетним, педагога или психолога. Данные законодательные положения не распространяются на другие категории преступлений, совершенных в отношении лиц несовершеннолетнего возраста, а также на иных потерпевших, права которых были нарушены в результате совершения в отношении них преступления. При изъявлении потерпевшим или законным представителем несовершеннолетнего потерпевшего желания пригласить адвоката, им приходится выплачивать защитнику вознаграждение из собственных средств. Исходя из правоприменительной практики, приходится констатировать, что в большинстве случаев потерпевшие по причине нахождения в сложном материальном положении не имеют возможности пригласить для защиты своих законных интересов квалифицированного адвоката.

По нашему мнению, с целью разрешения проблемы обеспечения потерпевшему возможности защиты своих интересов в уголовном судопроизводстве уголовно-процессуальное законодательство должно содержать норму, в соответствии с которой потерпевший (независимо от возраста, категории преступления) будет иметь право заявлять ходатайство на предоставление ему квалифицированной помощи адвоката. При этом вознаграждение адвоката необходимо осуществлять за счет средств федерального бюджета и относить его к процессуальным издержкам, которые по приговору суда взыскивать с осужденного.

Таким образом, несмотря на достаточно большой объем прав, предоставленных потерпевшему, отсутствие нормы, закрепляющей право каждого потерпевшего иметь бесплатного для него защитника, не позволяет поставить окончательную точку при оценке объема прав участников стороны обвинения и защиты, равенство которых является обязательным элементом, в том числе при реализации принципа состязательности в уголовном процессе.

Думается, совершенствование уголовно-процессуального законодательства в части расширения правомочий потерпевшего по отстаиванию своих нарушенных преступлением прав, следует продолжить. В частности, с целью личной самозащиты и своевременного доступа к правосудию нами поддерживается предложение авторов о введении в ст. 51 УПК РФ нормы, дающей право привлекать адвоката-представителя потерпевшего в уголовном судопроизводстве [5, с. 22].

Например, юридическое лицо как потерпевший имеет право привлечь к участию в уголовном деле в качестве представителей различных лиц по доверенности. По нашему мнению, для осуществления защиты законных прав и имущественных интересов юридического лица, пострадавшего от преступления, следует предусмотреть участие адвоката-представителя. Для создания действенного механизма защиты интересов потерпевших от преступления юридических лиц, предлагаем ч. 9 ст. 42 УПК РФ изложить в следующей редакции: «в случае признания потерпевшим юридического лица его процессуальное право в уголовном процессе осуществляет представляющий его профессиональный адвокат».

Библиографический список

1. Смирнова И. С. Ассиметрия прав потерпевшего и обвиняемого (подозреваемого) // Вестник Омской юридической академии. 2016. № 2 (31). С. 59-62.

2. Уполномоченный выступила по гарантиям реализации прав потерпевших на доступ к правосудию: офиц. сайт по правам человека в Российской Федерации. URL: http://ombudsmanrf.org/news/novosti_upolnomochennogo/view/ (дата обращения: 15.10.2019).

3. Апелляционное постановление Судебной коллегии по уголовным делам Ростовского областного суда от 16 июня 2015 г. по делу № 22-2873/2015. URL: http://docs.pravo.ru/ (дата обращения: 15.10.2019).

4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 432-ФЭ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.10.2019).

5. Осипян Б. А. Адвокат как представитель потерпевших в уголовном судопроизводстве // Черные дыры в российском законодательстве. 2018. № 2. С. 22-27.

References

1. Smirnova I. S. Assimetriya prav poterpevshego i obvinyayemogo (podozrevayemogo) [Asymmetry of the rights of the victim and the accused (suspect)]. Vestnik Omskoy yuridicheskoy akademii [Bulletin of the Omsk Law Academy], 2016, no. 2 (31), pp. 59-62 [in Russian],

2. Upolnomochennyy vystupila po garantiyam realizatsii prav po-terpevshikh na dostup k pra-vosudiyu [The Commissioner has acted on guarantees of the implementation of the rights of victims of access to justice]: ofits. sayt po pravmcheloveka v Rossiyskoy Federatsii]. URL: http://ombudsmanrf.org/news/novosti_upolnomochennogo/view/ (Accessed: 15.10.2019) [in Russian].

3. Apellyatsionnoye postanovleniye Sudebnoy kollegii po ugolovnym delam Rostovskogo oblast-nogo suda ot 16 iyunya 2015 g. po delu no. 22-2873/2015 [Appeal of the Judicial Collegium for Criminal Cases of the Rostov Regional Court of June 16, 2015 in case no. 22-2873 / 2015]. URL: http://docs.pravo.ru/(accessed 15.10.2019) [in Russian],

4. О vnesenii izmeneniy v otdel'nyye zakonodatel'nyye akty Rossiyskoy Federatsii v tselyakh sovershenstvovaniya prav poterpevshikh v ugolovnom sudoproizvodstve: Federal'nyy zakon ot 28 dek-abrya 2013 g. no. 432-FZ [On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation to Improve the Rights of Victims in Criminal Justice: Federal Law of December 28, 2013 no. 432-FZ], SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant plus] (Accessed: 15.10.2019) [in Russian],

5. Osipyan B. A. Advokat kak predstavitel' poterpevshikh v ugolovnom sudoproizvodstve [A lawyer as a representative of victims in criminal proceedings]. Chernyye dyry v rossiyskom za-konodatel'stve [Blackholes in russian legislation], 2018, no. 2, pp. 22-27 [in Russian],

ЮРИАИЧЕСКИЕ НАУКИ

DOI 10.37523/SUI.2020.37.1.012 УДК 343.83

Свидерский Олег Алексеевич

доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: oleg.sviderskiy@yandex.ru

Oleg A. Sviderskiy

Doctor of Medicine, Associate Professor, Professor of the Department of Criminal Procedure and Criminology,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 442022, e-mail: oleg.sviderskiy@yandex.ru

К ВОПРОСУ О СООТВЕТСТВИИ ВЕДОМСТВЕННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ФСИН РОССИИ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ И КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ СОТРУДНИКАМ УИС, ТРЕБОВАНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация. В статье поднимаются отдельные вопросы правового характера оказания медицинской помощи сотрудникам УИС в лечебно-профилактических учреждениях ФСИН России, МВД России, Минобороны России, а также в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения.

Проведен анализ нормативных баз Минздрава России и Минюста России, в которых осуществляется регламентирование вопросов оказания медицинской помощи. Показано, что в федеральных и ведомственных нормативно-правовых актах Минюста России законодательно не закреплен порядок оказания высокотехнологичной медицинской помощи по перечню видов, которые не включены в базовую программу ОМС. В целях устранения пробела в законодательстве предлагается медицинской службе ФСИН России разработать соответствующий регламент, в котором прописать перечень необходимых документов и порядок направления на лечение нуждающихся сотрудников.

Проведенный опрос сотрудников УИС показал, что более 2/3 респондентов недовольны не только условиями, в которых оказываются медицинские услуги, но и качеством оказанной им медицинской помощи.

Рассмотрены права и возможности сотрудников УИС по предъявлению претензий к лечебному учреждению в случае неудовлетворенности качеством оказанной медицинской услуги (помощи).

Анализируются проблемы правового регулирования и практического решения вопроса, оценки качества оказанной медицинской услуги (помощи).

Предлагается сформировать в системе ФСИН России институт экспертов по оценке качества медицинской помощи.

Ключевые слова: ФСИН России, медицинская услуга (помощь), сотрудник УИС, медицинское учреждение МВД России, ЛПУ муниципальной и государственной систем здравоохранения, проведение оценки качества оказанной медицинской помощи.

REVISITING THE QUESTION OF COMPLIANCE WITH DEPARTMENTAL REGULATORY LEGAL ACTS OF THE PENAL SYSTEM OF RUSSIA, REGULATING THE PROCEDURE OF RENDERING AND QUALITY OF MEDICAL ASSISTANCE TO PENAL STAFF AND THE REQUIREMENTS OF FEDERAL LEGISLATION

Summary. The article raises certain issues of the legal nature of the provision of medical assistance to the penal correction system in medical institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia, the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, the Ministry of Defense of the Russian Federation, as well as institutions of the state or municipal health systems.

The analysis of the regulatory framework of the Ministry of Health and the Ministry of Justice, which regulates the provision of medical care. It is shown that the federal and departmental regulatory legal acts of the Ministry of Justice do not legislatively regulate the procedure for providing high-tech medical care according to the list of species that are not included in the basic program of compulsory medical insurance. In order to fill the gap in the legislation, it is proposed that the medical service of the Federal Penitentiary Service of Russia develop an appropriate regulation in which a list of necessary documents and the procedure for referring treatment to needy employees are prescribed.

A survey of employees of the penal correction system showed that more than 2/3 of respondents are dissatisfied not only with the conditions in which medical services are provided, but also with the quality of medical care provided to them.

The rights and possibilities of the penitentiary system staff to make claims to a medical institution in case of dissatisfaction with the quality of the medical service (assistance) provided are examined.

© 2020 Свидерский О. A.

The problems of legal regulation and practical solution of the issue, assessing the quality of the medical service (assistance) provided are analyzed.

It is proposed to form an institute of experts in the FSIN system for assessing the quality of medical care.

Keywords: Federal Penitentiary Service of Russia, medical service (assistance), employee of the penal correctional system, medical institution of the Ministry of Internal A[fairs of Russia, medical facilities of the municipal and state healthcare systems, assessment of the quality of medical care provided.

В Уставе ВОЗ понятие «здоровье» определяется как состояние человека с полным физическим, душевным и социальным благополучием, а не только отсутствие у него болезней и физических дефектов [1]. Однако для большинства граждан состояние их здоровья ассоциируется именно с отсутствием болезней.

Конституция РФ каждому гражданину позволяет обладать правом:

- на бесплатную медицинскую помощь в объеме Программы госгарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;

- платную медицинскую помощь в соответствии с договором добровольного медицинского страхования либо договором об оказании платных медицинских услуг, заключенным с медицинским учреждением [2, ст. 19].

По состоянию на 1 января 2020 г. численность штатных сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), которые финансируются из средств федерального бюджета, составляла 295 967 чел. [3]. Сотрудники УИС во время исполнения своих служебных обязанностей постоянно испытывают высокое психоэмоциональное напряжение, большие физические нагрузки, подвергаются воздействию неблагоприятных атмосферных физических факторов, что в конечном итоге крайне негативно сказывается на состоянии их здоровья. Это обусловливает актуальность вопроса сохранения и укрепления их здоровья [4].

Наряду с основным законом нашего государства право сотрудника УИС на охрану здоровья и медицинское обеспечение в соответствии с действующим законодательством РФ также закреплено в федеральных законах от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ [5, ч. 18 ст. 11] и от 21 ноября 2011 г.№ 323-ф3 [6,ч. 1 ст. 18 и ч. 1 ст. 19].

Состояние здоровья гражданина, поступающего на службу в УИС, должно отвечать требованиям приказа Минюста России от 26.08.2003 № 206 [7]. В этой связи каждый кандидат обязан пройти военно-врачебную комиссию на предмет годности по состоянию здоровья для службы в УИС.

В случае ухудшения состояния здоровья сотрудника, которое приведет к несоответствию требованиям, установленным федеральным органом УИС, он не может проходить службу в УИС [5, ч. 5 ст. 14] и подлежит увольнению из ее рядов по состоянию здоровья.

Бесплатная медицинская помощь сотруднику УИС как любому гражданину России должна оказываться в объеме, который гарантируется Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи [6, ч. 2 ст. 19].

Своим Постановлением Правительство России утвердило программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 гг. В ней приведен исчерпывающий перечень заболеваний и патологических состояний, при которых медицинская помощь, а при необходимости и медицинские услуги, оказывается бесплатно [8].

В ст. 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах... » приведен перечень видов бесплатной медицинской помощи, которые гарантируются государством своим гражданам.

Такие виды медицинской помощи, как скорая и первичная медико-санитарная, являются фундаментом системы здравоохранения РФ в вопросах оказания медицинской помощи населению. От того, насколько быстро и эффективно будет оказана помощь при угрожающих жизни состояниях, насколько правильно будет установлен медицинский диагноз и назначено лечение пациенту, во многом будет зависеть не только исход лечения, но и предупреждение различных осложнений и последствий заболевания, травмы, поражения и т. п.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, которые требуют незамедлительного вмешательства медицинских работников. В зависимости от состояния здоровья пациента она оказывается в двух формах - экстренной (при наличии признаков, представляющих угрозу его жизни) и неотложной (явные признаки угрозы жизни отсутствуют). Конкретный перечень состояний, представляющих угрозу для жизни пациента, приведен в ст. 11 приказа Минздрава России № 388н от 20.06.2013 [9].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.