Научная статья на тему 'Найти подкову - к счастью'

Найти подкову - к счастью Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
306
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Руделев Владимир Георгиевич

In memory of Evgeny, the Archbishop of Tambov and Nizhny Novgorod. The article looks at a horseshoe as a symbol of happiness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A HORSESHOE IS A LUCKY CHARM

In memory of Evgeny, the Archbishop of Tambov and Nizhny Novgorod. The article looks at a horseshoe as a symbol of happiness.

Текст научной работы на тему «Найти подкову - к счастью»

НАЙТИ ПОДКОВУ - К СЧАСТЬЮ

В.Г. Руделев

Rudelev V.G. A horseshoe is a lucky charm. In memory of Evgeny, the Archbishop of Tambov and Nizhny Novgorod. The article looks at a horseshoe as a symbol of happiness.

Памяти преосвященнейшего Евгения, архиепископа Тамбовского и Нижегородского

В детстве и гораздо позже, вплоть до недавнего времени, я находил подковы. Я знал, что это - к счастью (мне так говорила бабка Варвара Прокофьевна, тетки Параскева и Антонина, мать и ребята-соседи). Существовали даже правила обращения с найденной подковой и способы оценки обретенного счастья. Подкова должна была быть целой, не сломанной; к ней нужно было подойти так, чтобы спинка была ближе всего к счастливцу; ценилась сохранность гвоздей. Если подкову нельзя было сразу взять и, поцеловав, принести домой, а дома прибить к двери ушками вверх, нужно было ей поклониться, дотронуться до нее руками и так далее.

Поэт Александр Макаров прекрасно описал счастливую судьбу человека, принесшего домой подкову, и вообще - счастье всего живого, поклонившегося Подкове и поцеловавшего ее:

Видно, на радость той рыбе, что оборвет все крючки, травами луг на изгибе держит подкову реки.

Не из корысти, поверьте, а потому, что любил, взял и к памяти-двери эту подкову прибил [1].

В 1979 году я привез из Румынской Молдовы, кажется, из Сокольского монастыря, цветную фотографическую копию иконы Богородицы «Плачущая в Румынии» [2]. Это был не самый радостный год в моей жизни, и, словно обещая мне счастье в самом недалеком будущем, фанерка, на которой был наклеен освященный в монастыре образ, согнулась дужкой, а из Богородичных глаз выпало три похожих на крохотные жемчужинки

слезы [3]. Знак этот был не случаен, но я его лишь недавно стал соотносить с Подковой, и теперь уже сам знак Подковы стал для меня близок и понятен.

Чтобы описать семантику этого знака, нужно уяснить, что было для русского человека самим Счастьем. Несомненно, это Религия, причастность русского православного христианина к Вере, которая дарует бессмертие. В доме верующего в Господа Иисуса Христа человека были иконы, православные образы, без которых Вера угасала, становилась условной, прагматичной или вовсе умирала [4]. В годы иконоборчества (717-842), когда православные образы уничтожались, а владетелей дивных чудотворных икон жесточайшим образом наказывали, возникали вторичные образы-символы: узоры на полотенцах и на ставнях домов; в православные образы превращались древнеславянские (протокириллические) буквы-черты [5].

Самыми главными образами были три первых черта буквицы: крестообразная буква [*Atyy] <Отец> (у Константина Философа это - «Азъ»), чашеобразная буква [*Ваа1уу] <Господь, Господин, Батюшка> (у Константина - «Букы») и, наконец, - крылообразная буква [*УеШ] <Великий> (у Константина -«Веде»); это были три образа-символа: Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа (трех ипостасей Всевышнего Бога) [6]. Для нас особенно интересен символ Бога Святого Духа - крылообразная (или дугообразная) буква [*УеШ]. Некоторое время это было единственное изображение третьей ипостаси Бога у православных христиан - белый, блистающий голубь над главами Бога Отца и Бога Сына на так называемой «Отеческой Троице» [7]. Святой Дух, согласно Евангелию, появляется в момент Крещения Иисуса Христа в Иордане Святым Иоанном Предтечей:

Рис. 1. Образ Пресвятой Богородицы «Знамение Царкосельское»

«И крстився Иисусъ взыде абие отъ воды: и се, отверзошася ему нбса, и виде Дха Бжия сходяща яко голубя, и грядуща на него» (Матфей 3, 16); «И абие восходя отъ воды, виде разводящася нбса, и Дха, яко голубя, сходяща нань» (Марк 1, 10); «И сниде Дхъ стый телеснымъ образомъ, яко голубь нань: и гласъ съ нбсе бысть, глго-ля: ты еси Снъ мой возлюбленный, о тебе блговолихъ» (Лука 3, 22) [8].

Образ Святого Духа (Духа Божия) у православных христиан ассоциируется с понятием <Счастья>: «он - источник особых благодатных даров» [9]; те же ассоциации - вообще у русских людей связаны с образом Белого Голубя. Ср. у Виктора Гусева («Весна в Москве»):

Чайка взлетает на Волгой, в сердце врывается грусть.

Я уплываю надолго; может быть, я не вернусь.

Да и зачем возвращаться, если я знаю давно: белому голубю Счастья к нам не стучаться в окно.

Несомненно, это прямое наследие христианского прошлого русского народа, страстное почитание Святого Духа; и такое же

наследие, такое же почитание Духа Божия -любовь к буквенному символу Бога Святого Духа ([*УеШ] - в «протокириллице», или «азбуке чертами», «Веде» - в «старой кириллице», или «глаголице») [10]. В «новой кириллице», легшей в основу современной русской азбуки, такой крылообразной буквы нет. Отсюда и постепенное забвение некоторых символов, сохраняющихся на старых православных иконах, хоругвях и крестах.

Начнем рассмотрение таких символов с иконы «Сошествие Святого Духа на апостолов» 1405 года Прохора с Городца [11] и других подобных икон, более ранних и более поздних [12]. Несомненно, все они - некоторое преодоление запретов на изображение Святого Духа в виде молодого человека и вообще человека. Но только - некоторое. Отделенная от апостолов, расположившихся в триклиниуме (<трапезной>), аркой фигура, в царских одеждах, с венцом на главе (это может быть старец или юноша), названа словом «Космос». Этим именем отсекается любая возможность отождествить упомянутую фигуру с третьей ипостасью Всевышнего Бога - Духом Святым. Сошествие Святого Духа происходит словно без участия Святого Духа; Его кто-то замещает, представляет, символизирует: полагают, что это пророк Давид,

Рис. 2. Прохор с Городца. Сошествие св. Духа на апостолов (Пятидесятница). 1405

или Иоиль, или вообще не человек, а некая персонификация мира, пребывающего во тьме. Мне трудно не согласиться с рассуждением о том, что «интерпретация фигуры Космоса нуждается в дополнительном исследовании» [12, с. 189]. Скажу только, что образ Бога Святого Духа на иконе присутствует [13]: это плат («покров») в руках «Космоса»; он держит его крылообразно, дугообразно, узелками вниз. В молитве ко Святой Троице знаменитого византийского подвижника Ио-анникия (754-853) Святой Дух так и назван -покровом: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе [14, с. 50].

Такой же плат (или «мафорий» <короткий женский плащ>) держит в руках Пресвятая Дева Мария на иконе «Покров Пресвятой Богородицы» (на плате - три креста: в середине и на окончаниях); некоторые Богородичные иконы включают в свою символику дугообразные знаки, не поддававшиеся расшифровке (например, образ Виленской, или Остробрамской, Божьей Матери [2, с. 394]; на иконе есть и еще один дугообразный символ - шейный платок с крестом; см. также Богородичный образ «Помощь в родах» [2, с. 396-397]; дугообразные четки держат ангелы, обрамляя голову Богородицы, на иконе «Блаженно чрево, носившее Тя и сосцы, Тебя питавшие» [2, с. 417]; но особенно интересна дуга на иконе «Знамение - Царскосельская», где она - совершенно точная подкова [2, с. 377-385] и так далее).

Таким образом, Богородица не своим мафорием спасает погибающих людей, а благодатью Святого Духа, не своею силою помогает болящим, страждущим, алчущим и так далее, а силою Духа Божия.

Между тем не только дугообразно поднятый мафорий (символ Святого Духа) бывает в руках Богородицы [15-17], но и символ Единого Бога Отца Вседержителя - протоки-риллическая буква «Хълмъ» <Холм>, <Гора> (отсюда и иконы «Тучная Гора», «Неруко-сечная Гора» и так далее); этот символ постепенно все больше и больше закрепляется за Богородицей, становится ее знаком и именем; на иконах «Тучная Гора» и «Нерукосеч-ная Гора» Богоматерь словно держит в руках самое себя - свой старый облик, естественный во время запрета на иконы, и новый, когда иконы вновь были разрешены. Не так ли

и в случае «Космоса» на иконе «Сошествие Святого Духа на апостолов»? Если так, то это сам Бог Святой Дух держит в руках собственный символ, самого себя, и тем самым раскрывает тайну своего космического имени.

Точно так же раскрывается тайна православного креста, над основанием которого находится поднятый вверх «рожками» месяц. Это не влияние ислама на православное христианство. Это тот же символ Святого Духа; крест, усложненный Его знаком, и в целом символизирует Святого Духа.

* * *

Описанных здесь фактов, видимо, вполне достаточно для того, чтобы укрепиться в мысли о том, что подкова была в прошлом у русских православных людей (и осталась у их потомков) предвестником Счастья потому, что она была символом дарующего Счастье Бога Святого Духа, Его древним буквенным образом, сходным с очертаниями другого Его образа - Иорданского голубя. Не вполне ясно значение гвоздей на подкове, но и оно проясняется на фоне общих рассуждений о крылообразных Духовых символах. На подкове обычно 12 отверстий для гвоздей. На плате (покрове) Святого Духа на иконах изображается 12 красных тоненьких свитков (по числу апостолов, на которых сходит Дух Святой). Счастливцу, нашедшему Подкову Счастья, важно, чтобы на ней был хотя бы один гвоздь (один свиток), который бы свидетельствовал о подлинности найденного Счастья.

Таково наше затянувшееся рассуждение о Подкове - символе Счастья.

1. Руделев В.Г. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. Страницы провинциальной литературы: Избранные литературно-критические и публицистические статьи. Тамбов, 2000. С. 59-66.

2. Словесное описание этого образа в кн.: Снес-сорева С. Земная жизнь Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон. Ярославль, 2000 (1897). С. 419-420.

3. Через некоторое время икона выпрямилась, выровнялась; исчезла краснота на лике Богородичного образа; слезы больше из глаз не выпадали ни разу.

4. Об угасании православной веры в средневековой Византии в результате иконоборческой

ереси 717-842 гг. см. в кн.: Карташев А.Н. Вселенские соборы. М., 1994. С. 455-476.

5. Руделев В.Г. Символический характер славянских раннекириллических букв // Сб. матер. конф., посв. празднованию памяти первых учителей славянских Кирилла и Мефо-дия. Тамбов, 1999. С. 8-10. Его же. Что мы знаем о древних славянских буквах (Для учи-телей-филологов) // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2000. Вып. 2 (18). С. 74-82. М. // Филология на рубеже тысячелетий (Ростов-н/Д., 2000): Матер. Международ. науч. конф. Вып. 1. Человек. Действительность. Язык. Ростов-н/Д., 2000. С. 157-158. Его же. Еще раз о древнеславянских буквах // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2001. Вып. 2 (22). С. 58-67.

6. В современных православных храмах на языках хоругвей (знамен) Пресвятая Троица представлена тремя почти идентичными крестами, то есть только одной буквой прото-киррилического алфавита - [*Atyy]. Нередко купол православного храма венчает крест, три верхних оконечности которого также завершаются крестами, и это тоже знак Святой Троицы.

7. Мелетинский Е.М. (гл. ред.). Мифологический словарь. М., 1991. С. 200-201. Типологические параллели, приводимые в статье О Духе Святом (С.С. Аверинцев), вряд ли убедительны. Столь же неубедительно представление евангельского Голубя как <голубицы> на основании того, что в еврейском и арамейском языках слова со значением <голубь> женского рода, а в одном из древних апокрифов Христос называет Духа Святого «матерью». Достаточно сослаться на фразу, которую приписывают Олегу Киевскому (ум. в 912 году), в которой он называет Киев «матерью городов русских». Между тем в русских православных молитвах обращение к Святой Троице - в форме мужского рода: «...благодарю Тя, Святая Троице, яко... не прогневался еси на мя... , ниже погубил мя еси...» [13, с. 50]. Образ Софии Премудрости Божией тоже лишен женских черт, хотя в XVIII веке предпринимались попытки представить Софию «в виде некоей девицы» [11, с. 17]. Бесплодность представлений Софии Премудрости Божией в виде женщины блестяще обоснована П. Флоренским в его книге: Столп и утверждение истины (М., 1990). Т. 1.

С. 370-371. См. также: Руделев В.Г. Воспоминания о Черной земле. Тамбов, 1994. С. 108.

8. Господа нашего Иисуса Христа Святое Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Изд. 12-е. С.-Пб., 1874 (репр.). С. 9, 138, 241. Ср. Крещенский тропарь: «Во Иордане крещаю-

щуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельство-ваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе». См.: Православный толковый молитвослов с кратким и катехизическими сведениями. С.-Пб., 1907. С. 184 (орфография упрощена, сокращения под титлами не восстанавливаются. - В. Р.).

9. Полный православный богословский энциклопедический словарь: В 2 т. С.-Пб. (репр.). Т. 1. С. 26 (со ссылкой на Книгу Бытия, 2, 7). Многогранность понятия «Счастья» раскрывается в молитве ко Святому Духу: «Царю небесный, Утешителю, Душе истинный, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, приди и вселися в ны, и оцысти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, душы наша» (цитируется, с некоторыми упрощениями, по «Азбуке» Ивана Федорова [репр. М., 1974]).

10. Руделев В.Г. Какую азбуку создал для славян Константин-Философ // Кредо. № 5-6. Тамбов, 1995. С. 67-73.

11. Философия религиозного искусства ХУІ-ХХ вв. Антология. Вып. 1: Сокровищница русской религиозно-философской мысли. М., 1993.

12. Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982. С. 189-192.

13. В эпоху гонения на иконы (оно продолжалось и после 842 года, как продолжается подчас и теперь) существовали тайные двусторонние иконы; на тыльных сторонах таких икон помещались образы Богородицы, Бога Отца Вседержителя, Господа Иисуса Христа, а на лицевых - изображения живших на земле людей, например, Параскевы Пятницы (ІІІ в. ) на иконе Пресвятой Богородицы Марии. Святая Параскева Пятница становилась символом Богородицы Марии: приходя во сне к святым, Богородица называла себя именем «Параскева» (такое предание находим в описании иконы «Владимирская-Красногорская» [2, с. 167]). Видимо, точно так же происходило возвышение икон Святого Илии Пророка и святого Николая Мирликийского. Нет ли аналогичного замещения и в случае Святого Духа, сходящего на апостолов? Тогда абсолютно безралично, чьим именем Он назван и в чьем облике представлен. Важно, что Он здесь есть.

14. Полный православный молитвослов для мирян. М., 1997.

15. На некоторых Богородичных иконах знаком Святого Духа является расположение рук Девы Марии, поднятых вверх, с разведенными

ладонями (Теребинская [2, с. 156]; Никейская [2, с. 171]; Абалацкая-Знамение [2, с. 240242]; Курская-Коренная [2, с. 318-321] - на этой же иконе - и крылообразный плат; Ми-рожская [2, с.330]; Всех Скорбящих Радость -в Лаврской больнице [2, с. 354-355]; Всех Скорбящих Радость - в часовне у Стеклянного завода [2, с. 364-366]; Знамение - Новгородская [2, с. 374-377]; Нерушимая Стена и другие); такой же знак рук бывает у иерея, находящегося в алтаре и обращенного лицом к Престолу. Иногда знак Святого Духа создается руками не Богородицы, а Ее Сына, Предвечного младенца Иисуса Христа (Сицилийская [2, с. 101]; Долинская [2, с. 107]; Испанская [2, с. 133]; Свенская-Печерская [2, с. 150-152]; Ярославская-Печерская [2, с. 156] и другие). Такой же знак бывает на иконах некоторых святых; с воздетыми вверх руками, например, изображается святая Софья, стоящая над своими святыми дочерьми Верой, Надеждой и Любовью. Впрочем, здесь как раз не так все просто, потому что икона известных четырех святых женщин - аллегорическое представление Святой Троицы и образа Единого Бога отца Вседержителя, переосмысленное позже.

16. Более поздний вариант описанного знака -острый, V-образный символ на груди Богородицы (Млекопитательница [2, с. 92]; Бор-

ская «Взыскание погибших» [2, с. 102-103]; Смоленская-Новгородская - знак проступает особенно ярко! [2, с. 207-208]; Страстная [2, с. 263-264]; Сурдегская [2, с. 284-286] и другие).

17. Интересно крылообразное (голубеобразное) сложение рук, с поднятыми большими пальцами, у Господа Иисуса Христа на иконе «Благое молчание», где Спаситель изображен в виде ангела, с крыльями за плечами. См.: Поповичева И.В., Руделева О.А., Руделев В.Г. «Делу - время, а потехе - час» (этимологогерменевтический этюд) // Вестн. Тамбов. унта. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2001. Вып. 4 (24). С. 51-55. Почти так же складывают руки на груди русские православные люди, идущие ко Святому Причастию, и иначе, чем объясняется здесь, объяснять этот дивный жест не следует: православные люди идут ко Святому Причастию с образом Святого Духа. Иногда (очень редко) подобное сложение рук находим и у Богородицы (Ви-ленская-Остробрамская [2, с. 394]); встречается и такое, что упомянутый крылообразный знак создается рукой Богородицы и рукой Ее Предвечного младенца (Отрада, или Утешение, Ватопедская [2, с. 95-97]; Касперовская [2, с. 200-201]; Горбаневская [2, с. 203-204] и другие).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.