Международная научно-практическая конференция образования // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Филологические
науки». 2013. № 4. С. 83-95.
8. Тестов В.А. Информационное общество: переход к новой
парадигме в образовании // Педагогика. 2012. № 4. С. 3-10.
УДК 378
Ефимчук Е.Г.
Ефимчук Елена Геннадьевна, старший преподаватель Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет,
г. Омск. Efimchuk E. G. Elena G. Efimchuk, senior teacher Omsk, Russia
НАВЫКИ СОВРЕМЕННОГО ИНЖЕНЕРА MODERN ENGINEER'S SKILLS
Аннотация: В статье подчеркивается необходимость универсальных навыков в содержании профессионального опыта специалиста инженерных профессий. Рассматривается механизм усвоения опыта, то есть этапы формирования и закрепления навыков, выраженных в категориях неосознанная некомпетентность, осознанная некомпетентность, осознанная компетентность, неосознанная компетентность. Анализируются четыре стадии развития, данный процесс прослеживается на примерах развития профессионального опыта инженера.
Ключевые слова: инженер, универсальные навыки, профессиональный опыт, неосознанная некомпетентность, осознанная некомпетентность, осознанная компетентность, неосознанная компетентность.
Abstract: the article emphasizes the need for universal skills in the content of specialist's professional experience in engineering professions. We consider the mechanism of mastering experience, that is to say, the stages of formation and consolidation of skills expressed in the categories of unconscious incompetence, conscious incompetence, conscious competence, unconscious competence. It analyzes the step-by-step development model, this process is traced on examples of engineer's professional experience.
НАУЧНЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Keywords: engineer, universal skills, professional experience, unconscious incompetence, conscious incompetence, conscious competence, unconscious competence.
В наши дни человечество живет в сложной, нестабильной и неоднозначной внешней среде, которая изменяет все традиционное и фундаментальное. Такая ситуация для специалиста всегда является триггером к размышлению о выбранной траектории в профессиональном развитии, желании двигаться в данном направлении, возможности изменения сферы деятельности, актуальности имеющихся профессиональных навыков. В связи с этим, каждый специалист, в нашем случае инженер, должен знать современные тенденции своей и других сфер, а также понимать, как и чему учиться, какие навыки развивать, чтобы оставаться востребованным в любом возрасте.
Анализируя современное производство, исследователи отмечают необходимость в инженерах разных типов: инженеры-архитекторы, способные выдвигать идеи в создании сложной системы, механизмов и т.д., используя системное мышление, организовать работу в команде для реализации и выполнения проекта; инженеры-проектировщики, способные профессионально спроектировать сложную систему, механизм и т.д. и создавать средства проектирования систем; инженеры, способные управлять сложными системами, механизмами, а также обслуживать данные системы, разбираться в их работе и современных технологиях. Последнюю группу можно назвать массовой профессией инженеров, которые будут постоянно фиксировать устаревание технологий и новые появляющиеся тренды [2, с. 16].
Кроме того, мировой тренд требований к инженеру диктует актуальность универсальных навыков, необходимых для специалиста инженерных профессий: аналитические; изобретательские; творческие; лидерские; коммуникативные; организаторские; навыки решения сложных проблем; навыки критического мышления, навыки работы в командах разных
Международная научно-практическая конференция профессиональных статусов; обширный опыт работы в разных профессиях
инженерной сферы [3, с. 17].
Другими словами, современный рынок запрашивает инженеров, обладающих инновационными навыками, которые ещё недавно не рассматривались инженерной сферой как профессионально -значимые. Причиной данных тенденций является многозадачный характер вновь возникающих профессий, например, модель современного инженера включает в себя функции математика-техника-управленца-экономиста-юриста. Важно отметить, что универсальные навыки начинают играть большую роль в профессиональном опыте инженера, чем специфичные для конкретной отрасли [1, с.45].
Данные навыки еще называют экзистенциальными, необходимыми для простого существования, индифферентными по отношению к текущей специальности и обеспечивающими возможность комфортного перехода от профессии к профессии. Это неизбежная перспектива современного мира. В свою очередь главной задачей современного образования является поиск концепций и технологий, эффективно наделяющих специалистов данными навыками. Уместно привести пример концепции «Четыре «К», постулатом которой является учить критическому мышлению, креативности, коммуникации и кооперативности. Каждый специалист помимо своих узкопрофессиональных умений должен уметь выстраивать отношения понимать друг друга, вызывать доверие (коммуникация); уметь сотрудничать с неопределенным, новым для них кругом людей; уметь организовывать работу в коллективе (кооперация); уметь сомневаться, в том числе в истинах, о которых говорят самые-самые важные авторитеты (критическое мышление) и допускать, что он может создать что-то новое, скреативить и решить любую нестандартную задачу (креативность).
Важно отметить, что для того, чтобы специалист овладел теми или навыками, обучающему необходимо понимать механизм усвоения данного опыта, то есть этапы формирования и закрепления навыка. Интересным для
НАУЧНЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ нас представляется процесс овладения опытом, описанный в своей работе А.
Шароновым на примере ребенка, который учится езде на велосипеде. Первым
этапом является этап неосознанной некомпетентности, когда ребенок ездит
на 4-колёсном велосипеде и думает, что он это умеет. На этапе осознанной
некомпетентности ребёнок замечает, что взрослые передвигаются на двух
колесах и требует убрать опорные колёса со своего транспортного средства.
Падения дают ему понять, что он оказывается, не умеет держать равновесие.
Этап осознанной компетентности говорит о том, что после определённых
усилий ребенок перестаёт падать, появляется навык езды на велосипеде. Хотя
человек на данной стадии должен быть очень сконцентрирован и не может
расслабиться. На этапе подсознательной (неосознанной) компетентности
человек, регулярно повторяя навык, уже может свободно двигаться, не держа
руль, общаясь по телефону и т.д. [6].
Проанализировав данные этапы, можно прийти к мысли, что прежде чем
доводить определенный навык до стадии неосознанной компетентности,
важно понимать его острую необходимость, так как это затратный процесс в
плане усилий и времени.
Опираясь на пошаговую модель развития А.Бандуры, которую автор
рассматривает как четыре плоскости индивидуального процесса обучения, мы,
в свою очередь, представляем данный процесс как четыре шага в развитии
профессионального опыта. Для начала представим авторскую позицию:
На этапе неосознанной некомпетентности человек, попадая в ту или
иную незнакомую ситуацию, не осознает, что он ее не решит по причине
непонимания незнания и неумения. Человек не допускает тот факт, что он не
сделает работу качественно, что ситуация наполнена массой определенных
сложностей и проблем, а также не ощущает, что без дополнительной
литературы и компетентных учителей он не справится. Говоря об этапе
осознанной некомпетентности, можно сказать, что человек не понимает, на
каком моменте ситуации, у него должны появиться знания и умения для
достижения результата. На данной стадии появляется понимание
Международная научно-практическая конференция необходимости обучения, и человек внутренне соглашается, что
некомпетентно и некачественно выполнял данную работу. Что касается этапа
осознанной компетентности, то человек, находясь на нем, осознает наличие
знаний и умений в определенной сфере. Человек уже овладел алгоритмом
работы, старается соблюдать порядок действий и правила данного алгоритма.
Этап неосознанной компетентности выражается в том, что человек обнаруживает знания и умения для выхода из совершенно незнакомой ему ситуации. Речь идет, об уровне профессионализма, когда в изменившейся ситуации человек может адаптировать алгоритм действий к ее условиям и ему уже не нужно задумываться над отдельными операциями и их последовательностью [4,с. 217].
С эмоциональной точки зрения переход от неосознанной некомпетентности к осознанной компетентности требует усилий и в определенные моменты может вызывать фрустрацию, а с другой стороны, может подтолкнуть к работе над собой, анализу сильных и слабых сторон, разработке стратегии обучения. Кроме того, в ситуации глубокого погружения в материал, может наступить этап сомнений и противоречий, что эффективно в развитии профессионального опыта обучаемого. При возникновении неясности новое накопленное знание сталкивается с предшествующим знанием, затем происходит переоценка существующего опыта, результатом которой становится новый опыт или стадия неосознанной компетентности.
Данный процесс развития от неосознанной некомпетентности до осознанной компетентности можно проследить на примерах развития профессионального опыта инженера. Например, на предприятии разрабатывается новый проект, который требует генерирования идей, решения нестандартных ситуаций, принятия креатиных решений, слаженной командной работы, корпоративного общения, изучения современного оборудования.
Находясь на стадии неосознанной некомпетентности, вопросы профессионального развития не затрагивают инженера. Специалист не
НАУЧНЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ расстраивается по поводу отсутствия креативных идей, неумения решить
нестандартную проблему, несоответствия выполненной работы современным
требованиям, дискомфорта при общении с более успешными коллегами, и,
кроме того, он не осознает, что причина кроется в недостатке знаний и умений
творчески подходить к работе. Не смотря на это, потребность повысить
качество своей профессиональной деятельности не возникает. Именно на
данном этапе важен сдвиг в сторону осознанной некомпетентности, так как
у человека возникает мотивация к обучению. Триггером может быть
негативное мнение руководства, результаты деятельности специалиста,
трудности в достижении целей. Кроме того, специалист начинает
интересоваться требованиями к современному инженеру, проводить их
соответствие со своим профессиональным уровнем, посещать тренинги,
повышения квалификаций, сфокусированных на выдвижении оригинальных
идей, решении нестандартных профессиональных проблем, корпоративном
общении, умении работать в команде.
На фазе осознанной компетентности специалист начинает осмысленно подходить к процессу обучения, замечая собственный профессиональный рост , так как приобретает те самые навыки, которые снимают трудности в работе. Важно, что он сразу их применяет на практике в решении тех или иных профессиональных задач. На этом уровне инженер должен постоянно рефлексировать свою деятельность и достигнутые результаты, обсуждать и консультироваться по поводу возникших неясностей с преподавателями или сотрудниками предприятия.
Достижение уровня осознанной компетентности требует специального обучения и изменения содержания, форм, методов организации профессиональной подготовки инженера в соответствии с его запросами в системе высшего образования. В технических вузах должны быть созданы творческие среды, которые должны создавать для студентов условия проблемного обучения, организованного согласно современным требованиям к инженеру. Обучение должно быть насыщенно лекциями, индивидуальными
Международная научно-практическая конференция собеседованиями, консультациями, деловыми и ролевыми играми,
тренингами, проблемными ситуациями, дискуссиями. Такое обучение
осуществит выпускнику вуза на предприятии плавный переход в состояние
неосознанной компетентности.
На этапе неосознанной компетентности инженеру свойственно автоматическое использование новоприобретенных умений, акцентируя внимание не на способах решения проблемы, а на ее содержании. Многие навыки можно сформировать в процессе обучения в вузе и довести их до стадии неосознанной компетентности, например, универсальные, о которых говорилось выше. Данное качественное изменение достигается специально организованным обучением, направленным на повторение опыта и рефлексию деятельности.
Развитие профессионального опыта может возобновиться, если перед специалистом встанет необходимость решения новой проблемы или появиться причина неудовлетворения своей ситуацией. В связи с этим возникает мотив поиска новых вариантов решения, что толкает инженера на дальнейшее изучение и развитие неосознанных компетентностей.
На основе комплексной модели современного менеджера, созданной П.Я. Тушовым, мы решили рассмотреть уровни развития профессионального опыта инженера от неосознанной некомпетентности до осознанной компетентности. [5, с. 52].
Некомпетентному инженеру соответствует уровень неосознанной некомпетентности. Такой инженер не склонен к переобучению, хотя не владеет инновационными способами и методами работы с новым оборудованием, в связи с этим производство становится неэффективным. Выполняет работу с помощью прежних алгоритмов, увеличивая сроки и снижая качество. Игнорирует командную работу, поэтому не в курсе корпоративных дел.
НАУЧНЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Развивающемуся инженеру соответствует уровень осознанной
некомпетентности.
К специалисту приходит понимание, что ему необходимо освоить новое оборудование, наметить траектории развития (с дальнейшим расширением границ) и начать обучение, которое становится эффективным, так как инженер пытается применять полученные знания на практике.
Компетентный инженер находится на уровне осознанной компетентности.
Такой специалист выгоден для предприятия и руководства, потому что он принимает креативные решения и находит выход из любой сложной ситуации, например, поломка оборудования, изменение алгоритма действий с целью повышения качества и экономии времени работы, налаживание контактов с сотрудниками и т.д.
Мудрому инженеру соответствует уровень неосознанной компетентности.
Отличительной чертой мудрого специалиста является то, что он не попадает в сложные ситуации, из которых нужно искать выход. Очень часто такие сотрудники интуитивно знают оптимальное решение, но не могут его логически объяснить другим. Сложные ситуации разрешаются успешно для них, при этом они не всегда эрудированны и владеют обширными знаниями в своей сфере. Мудрые инженеры обладают и высказывают массу идей, не упуская для решения проблемы каждую идею, даже бредовую, зная, что она может стать единственным выходом из сложившейся ситуации.
Вышеизложенное позволяет нам сделать вывод, что универсальные навыки на самом деле занимают немаловажное место в профессиональном опыте инженера. К тому же, необходимо отметить, что данные навыки должны формироваться в процессе профессионального обучения и развиваться в диапазоне от неосознанной некомпетентности до неосознанной компетентности, что требует специального обучения, направленного на развитие профессионального опыта, который включает в себя навыки
Международная научно-практическая конференция коммуникации, кооперации, креативности, критического мышления и
рефлексии деятельности.
Библиографический список:
1. Агамирзян, И.Р., Крук, Е.А., Прохорова, В.Б. Некоторые современные подходы к инженерному образованию // Высшее образование в России. 2017. № 11(217). С. 43-48.
2. Веселов, Г.Е., Лызь, Н.А., Лызь, А.Е. Построение будущего: Опыт поэтапного совершенствования инженерного образования. Высшее образование в России . 2017. N0 15. С. 15-22.
3. Вчерашний, П.М., Гафурова, Н.В., Румянцев, М.В., Осипенко, О.А. Инженерное образование: Смена формата // Высшее образование в России. 2016. № 8/9. С. 15-21.
4. Родиков, А.С. Понятие об осознанной и неосознанной компетентности руководителя в европейских образовательных моделях // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 125. 2010. С. 217-226.
5. Тушов, П. Я. Необходимый уровень управленческой компетентности — обязательное условие успешного внедрения сложных изменений. [Электронный ресурс]: Доклад на секции «Стратегическое планирование» VI Международной конференции «Развитие через качество — теория и практика». Тольятти. Дирекция корпоративного управления АО «АВТОВАЗ». 25 сенятбря 2001 г. http://www.oulink.ru/publ/region/tol-200Ыок1аё.И1ш> (15.04.2020). Управление изменением: Хрестоматия / Под ред. З. Ш. Атаян. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000. С. 49-56.