Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

4329
707
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые информационные технологии / иностранный язык / обучение иностранному языку. / digital information technologies / foreign language / foreign language teaching.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гейзерская Раиса Анатольевна

В данной статье затрагивается вопрос применения цифровых образовательных технологий в обучении иностранному языку, представлен дидактический потенциал данных технологий для изучения и обучения различным видам речевой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE TEACHING OF FOREIGN LANGUAGE

This article touches the problem of the use of digital educational technologies in foreign language teaching and presents the educational possibilities of using these technologies in the process of learning and teaching various aspects of foreign language.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

НАУЧНЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УДК 378.147

Гейзерская Раиса Анатольевна Geyzerskaya Raisa Anatolyevna

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Candidate of Pedagogic Sciences, Assistant Professor of the Foreign Language Department

Российский государственный гуманитарный университет, Russian State University for the Humanities

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE TEACHING OF FOREIGN LANGUAGE

Аннотация: В данной статье затрагивается вопрос применения цифровых образовательных технологий в обучении иностранному языку, представлен дидактический потенциал данных технологий для изучения и обучения различным видам речевой деятельности.

Abstract: This article touches the problem of the use of digital educational technologies in foreign language teaching and presents the educational possibilities of using these technologies in the process of learning and teaching various aspects of foreign language.

Ключевые слова: цифровые информационные технологии, иностранный язык, обучение иностранному языку.

Key words: digital information technologies, foreign language, foreign language teaching.

Принятие новых федеральных государственных образовательных стандартов профессионального и общего образования в 2010-2012 гг., профессиональных стандартов педагогов вузов и школ в 2015 г. свидетельствует о необходимости значительной перестройки всех составляющих образовательной парадигмы школы и вуза. Данные изменения связаны с повышенным вниманием к интерактивным формам обучения, обязательному использованию цифровых технологий (ЦТ) на всех этапах процесса обучения - от подачи материала до его контроля, моделированию инновационных методов обучения, организации и регламентации

Международная научно-практическая конференция самостоятельной работы обучающихся, развитию информационно -

коммуникационной компетенции (ИКТ-компетенции) всех участников

образовательного процесса.

Цифровые образовательные технологии являются способом организации современной образовательной среды, основанным на цифровых технологиях.

Технологии должны поддерживать 4 ключевых компонента процесса обучения: активное участие, работа в группах, взаимодействие и обратная связь с экспертами.

Выбор технологий, которые можно использовать, к сожалению, зачастую зависит от ресурсов, которыми располагает преподаватель и учебное заведение. В качестве распространенной ситуации можно привести интерактивную доску, либо компьютер с проектором. Если вам повезло, то у вас может быть аудитория, оборудованная ноутбуками, нетбуками или планшетами. В обоих случаях вы, скорее всего, будете прибегать к использованию технологий на каждом занятии. У вас также может быть доступ в компьютерный класс, который нужно бронировать заранее, или использование которого осуществляется в порядке очереди.

В случае с обучающимися, которым надоели традиционные способы изучения языка, использование компьютеров во время занятий увеличит их мотивацию. Как правило, у студентов есть смартфоны или другие мобильные устройства, которыми можно воспользоваться. И они обязательно оценят старания своего преподавателя, если он покажет им как лучше практиковать язык с помощью данного устройства.

Одним из способов интеграции использования технологии в курс английского языка -является применение смешанного подхода к обучению.

Под смешанным обучением здесь понимается языковой курс, который сочетает в себе общение лицом к лицу в аудитории и использование технологий, и это определение подразумевает, что обучающиеся используют технологию дома. Хотя многие преподаватели считают, что смешанное

НАУЧНЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ обучение состоит из общения лицом к лицу в аудитории с добавлением онлайн-

курса (т. е. 90% онлайн; 10% лицом к лицу), этот термин нужно понимать по-

другому: онлайн-компонент добавляется к обучению лицом к лицу.

Одним из лучших способов, с помощью которых преподаватели могут реализовать этот тип смешанного обучения, является создание и использование информационно-коммуникационной предметной среды, которая представляет собой совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов учебного информационного взаимодействия между обучаемым(и), преподавателем и средствами информационных и коммуникационных технологий, а также формированию познавательной активности обучаемого при условии наполнения компонентов среды предметным содержанием. При этом обеспечивается: деятельность с информационным ресурсом некоторой предметной области с помощью интерактивных средств информационных и коммуникационных технологий; информационное взаимодействие со средствами интерактивных информационных и коммуникационных технологий, взаимодействующих с пользователем как с субъектом информационного общения и личностью; интерактивное информационное взаимодействие между пользователем и объектами предметной среды, отображающей закономерности и особенности соответствующей предметной области (или областей). Функционирование информационно-коммуникационной предметной среды определяется следующими факторами: осуществлением информационного взаимодействия пользователя (пользователей) как между собой (в рамках образовательных взаимодействий), так и с экранными представлениями изучаемых объектов, влиянием на рассматриваемые процессы или явления, учебные сюжеты, протекающие и развивающиеся на базе использования информационно- го образовательного ресурса данной конкретной предметной области; возможностью работать в условиях реализации встроенных технологий обучения, ориентированных на обучение закономерностям конкретной предметной области [5; 6, с. 26].

Часто распространенным препятствием на пути интеграции технологий

в курс иностранного языка может стать вопрос, что делать преподавателю, если что-то пойдет не так. Преподаватель, используя технологию, всегда должен иметь план Б, т.е. быть готовым к тому, что технология может не работать, как было запланировано. Но в данной статье речь пойдет не об этом, а о непосредственном процессе интеграции информационных технологий в учебную программу.

1. Обучение лексике с помощью цифровых информационных технологий

Как известно, изучение лексики может быть достаточно сложным. Обучающиеся должны не только выучить большое количество слов, но и встретить их в контексте несколько раз, прежде чем запомнить и использовать на практике. Кроме отдельных слов, учащиеся должны узнать большое количество словосочетаний. В большинстве языковых курсов, просто не хватает времени, для изучения всей лексики, в которой нуждаются обучающиеся, так что многое из этого должно быть изучено за пределами аудитории.

Учитывая все эти факторы, преподаватель должен сосредоточиться не только на обучении заранее выбранным словам и фразам, но и познакомить учащихся со стратегиями эффективного изучения лексики, развивая навыки самостоятельной работы у учащихся.

Информационные технологии могут помочь обучающимся выучить слова, так как доказано, что слова запоминаются лучше, если они представлены в интересной форме, и если слова и фразы затрагивают обучающихся эмоционально. Таким образом, технологии могут помочь преподавателю найти различные, а иногда и забавные способы ввести словарный запас в класс. Примером такого задания могут быть «Пазлы из слов».

2. Обучение грамматике с помощью цифровых информационных

Рассмотрим, как можно использовать информационные технологии для

НАУЧНЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ обучения грамматике.

Многие из технологий используются людьми в повседневной жизни для проверки своих знаний в области грамматики, а также в помощи в написании текстов.

Например: сайты , автоматически переводящие тексты и инструменты, встроенные в программы по обработке текстов (программы по проверке орфографии и грамматики), сравнение результатов в Google, с использованием веб страницы под названием Googlefight и т.п.

Данные технологии полезны, как в процессе изучения языка, так и в повседневной жизни.

3. Обучение аудированию с помощью цифровых информационных технологий

Технологии с давних времен помогали в изучении языков, начиная с восковых валиков, которые производили в Linguaphone в 1 и граммофонными пластинками и заканчивая цифровыми записями на CD дисках.

Но можно смело утверждать, что обучение иностранным языкам стало намного интереснее с появлением Интернета, через подкасты и другие онлайн аудио источники. Технологии, при правильном использовании, могут помочь преподавателям и обучающимся с пониманием устной речи в реальной жизни.

Аудирование - активный процесс, в котором слушатели выбирают и интерпретируют информацию, которая поступает из аудио и визуальных источников, с целью определить, что происходит и что говорящий пытается передать. Однако научить слушать - непростая задача, а результаты нелегко продемонстрировать.

Чем могут помочь цифровые технологии? Существует мнение, что основной целью должно быть удержание мотивации, способствование практике и слушание за пределами аудитории. Преподаватели могут использовать технологии, особенно интернет, чтобы показать обучающимся преимущества источников информации в реальном мире путем вовлечения их в задания, имеющие для них личный интерес.

Существует большое количество аутентичных видео и подкастов на

YouTube направленных на улучшение навыков аудирования.

Помимо интернета, можно использовать звукозаписывающие устройства (мобильные телефоны и МР3 плееры) для записи людей, знакомых учителю и учащимся. Инструменты телефонии (таких как Skype) также могут использоваться.

4. Обучение чтению с помощью использованием цифровых информационных технологий

Чтение является сложным и многогранным навыком. Представления о том, как лучше обучаться чтению, постоянно менялись, особенно с ростом популярности интернета. Международная ассоциация чтения заявила, что для того, чтобы быть в полной мере грамотным в современном мире, необходимо владение новыми компетентностями в области информации и коммуникации. Поэтому можно утверждать, что преподаватели должны помогать обучающимся развивать навыки чтения, Различные стратегии чтения необходимы, когда речь идет об электронных текстах (например, как иметь дело с гиперссылками на тексты), а с появлением новых жанров текста (электронная почта, чат, микроблог и т.д.), а также новых комбинаций текста и изображения, изменился сам характер текста. Все эти новые тексты требуют нового набора навыков, которые обычно объединяются под общим термином "цифровая грамотность".

5. Обучение письму с помощью цифровых информационных технологий

Навык письма, вероятно, относится к наиболее проблемным в связи с ростом пользователей интернета. В последнее время, наблюдается повышенный интерес к таким новым важным инструментам, как блоги, «Википедия» или платформы социальных сетей, которые помогают обучающимся привыкать к письму. Во многих случаях вы обнаружите, что ваши студенты регулярно пишут в интернете. Одной из сложных задач для преподавателя иностранного языка является помощь обучающемуся в

НАУЧНЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ расширении их «интернет мира за пределы родного языка». И способом

решения этой задачи является использование интернета как возможность

изучения языка.

Блоги являются еще одним средством для изучения иностранного языка. Коллективная работа может быть так же отмечена посредством использования технологий. Пожалуй, самый лучший инструмент для этого - «Википедия» (простой веб-сайт, с контентом, который может легко редактироваться). В то время, как электронные сообщения, чаты и блоги чаще всего акцентируются на неформальном и персональном обмене данными, написание вики -страницы более формально и акцентируется на определённой теме. Помимо «Википедии», учителя также могут поэкспериментировать с другими проектами, такими как «Простая Английская Википедия» (http://simple.wikipedia.org), которая ориентирована на учащихся английскому языку. Сотрудничество в проекте такого рода может быть очень мотивирующим для некоторых учеников.

Письмо в социальных сетях, является ещё одной областью, на которую нельзя не обратить внимания. Социальные сети, такие как Фейсбук или Твиттер, стали неотъемлемой частью жизни многих обучающихся, и преподаватели могут обнаружить, что некоторые их студенты уже используют иностранный язык для общения с другими людьми на этих сайтах. В таком случае, использование социальных сетей в классе, будет отличным вариантом, которые будет очень популярен.

Сбор письменных работ обучающихся в электронных портфолио является еще одной областью, которую преподавателю стоит рассмотреть. Это может стать неотъемлемой частью персональной среды обучающегося.

Помимо обычных навыков письма вашим студентам могут потребоваться навыки цифровой грамотности, что является еще одной причиной использования цифровых инструментов. Есть много того, что стоит изучить с обучающимися: мультимодальность цифровых текстов (например, комбинирование текста и картинки), написание в различных цифровых

Международная научно-практическая конференция контекстах (например, использование мобильных текстовых сообщений или

SMS, а также использование шрифтов и другие особенности дизайна и т.п.

6. Обучение говорению с помощью цифровых информационных технологий

В течение многих лет компьютер, как правило, больше ассоциировался с приложениями в области письменных, чем разговорных языков, но с новыми разработками в Web 2.0 расширенным доступом преподавателей и обучающихся к интернету для обучения и изучения языка, акцент сместился. Инструменты Web 2.0 - одни из самых лучших технологий, которые могут помочь обучающимся улучшить их разговорную речь. В наши дни легко записывать говорящего, так как большинство мобильных телефонов имеют диктофон, и есть много бесплатных веб-инструментов, которые также позволяют вам делать подобные записи. Среди таких инструментов можно выделить аудио-редактирующие технологии мобильных телефонов, веб-камер, видеомагнитофонов и аудио-интернет-сайтов, интервью веб-сайтов, компьютерных игр и виртуальных слов, с помощью которых можно показать, что в настоящее время доступно множество инструментов и множество способов, чье использование повышает уровень речи.

7. Обучение произношению с помощью цифровых информационных технологий

Произношение - это аспект преподавания языка, на который часто не хватает времени и о котором иногда забывают. В последнее время было разработано множество инструментов и веб-сайтов, призванных помочь преподавателю и обучающимся с произношением.

Для обучения произношению, включая общие фонетические знания, распространенные ошибки в произношении и разбору таких специфических моментов, как ударение, особенности связной речи, использование фонетической транскрипции и т.п. можно использовать специальные интернет-ресурсы, веб-сайты, говорящие словари, фонематические диаграммы и другие онлайн-инструменты.

НАУЧНЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Педагоги во всех странах мира все лучше осознают преимущества,

которые дает умелое использование современных ИКТ в сфере образования.

ИКТ помогают решать следующие проблемы: совершенствование процессов

обучения, повышение образовательных результатов и мотивации, общение в

сети и выполнение совместных проектов, совершенствование организации и

управления образовательным процессом. И это неудивительно, так как

возможности, которые ИКТ предоставляют для развития инновационной

экономики и современного общества, стали доступны и для образования.

Библиографический список:

1. Берулава Г.А., Берулава М.Н. Методологические основы развития системы высшего образования в информационном обществе и личности в информационном образовательном пространстве // Педагогика. 2010. № 4. С. 11-18. 2.

2. Назарова Н.Б., Мохова О.Л. Новые информационные технологии в обучении иностранным языкам // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24564 (дата обращения: 14.12.2019).

3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат // М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с - ISBN 5-7695-0811-6, 2001.

4. Раицкая Л.К. Сущность и формирование иноязычной информационной компетенции в высшей школе // Вестник МГУ. Сер. 20. Педагогическое образование. 2010. № 2. С. 28-35.

5. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психологопедагогический и технологический аспекты). М.: ИИО РАО, 2008.

6. Роберт И.В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования // Информатика и образование. 2004. № 5. С. 22-29.

7. Сысоев В.П. Основные направления информатизации языкового

Международная научно-практическая конференция образования // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Филологические

науки». 2013. № 4. С. 83-95.

8. Тестов В.А. Информационное общество: переход к новой

парадигме в образовании // Педагогика. 2012. № 4. С. 3-10.

УДК 378

Ефимчук Е.Г.

Ефимчук Елена Геннадьевна, старший преподаватель Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет,

г. Омск. Efimchuk E. G. Elena G. Efimchuk, senior teacher Omsk, Russia

НАВЫКИ СОВРЕМЕННОГО ИНЖЕНЕРА MODERN ENGINEER'S SKILLS

Аннотация: В статье подчеркивается необходимость универсальных навыков в содержании профессионального опыта специалиста инженерных профессий. Рассматривается механизм усвоения опыта, то есть этапы формирования и закрепления навыков, выраженных в категориях неосознанная некомпетентность, осознанная некомпетентность, осознанная компетентность, неосознанная компетентность. Анализируются четыре стадии развития, данный процесс прослеживается на примерах развития профессионального опыта инженера.

Ключевые слова: инженер, универсальные навыки, профессиональный опыт, неосознанная некомпетентность, осознанная некомпетентность, осознанная компетентность, неосознанная компетентность.

Abstract: the article emphasizes the need for universal skills in the content of specialist's professional experience in engineering professions. We consider the mechanism of mastering experience, that is to say, the stages of formation and consolidation of skills expressed in the categories of unconscious incompetence, conscious incompetence, conscious competence, unconscious competence. It analyzes the step-by-step development model, this process is traced on examples of engineer's professional experience.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.