ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 201020 2020, № 03 (март) УДК 378.147
Анализ современных тенденций в применении цифровых технологий при обучении иностранным языкам (на материале обучающих web-сайтов)
Капустина Любовь Викторовна1
Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия
Аннотация. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в последние годы невозможно представить себе обучение иностранным языкам без использования цифровых технологий, и педагогическому сообществу необходимо следить за новыми трендами в их развитии. Сегодня в помощь преподавателям предлагается большое количество обучающих сайтов и CD-ROM для отработки рецептивных (чтение, аудирование) и продуктивных (письмо, устная речь) компетенций. Их использование представляет собой неоспоримое преимущество в овладении иностранными языками. Цель данного исследования - анализ литературы по заявленной теме и выявление современных тенденций в применении цифровых технологий в обучении иностранным языкам с использованием web-сайтов. Методической базой проведенного исследования являются анализ научной литературы по теме, а также индуктивный и дедуктивный методы научного познания. Сравнительный анализ помог исследовать имеющиеся подходы в обучении иностранным языкам. Дедуктивный метод позволил, с опорой на выводы российских и зарубежных ученых, провести собственную исследовательскую работу в рамках заявленной темы. Автором исследования был проанализирован контент ряда обучающих сайтов с целью выявления последних тенденций в их развитии, влияющих на обучение иностранным языкам. Автор работы пришел к выводу о том, что применение проанализированных web-сайтов при обучении иностранным языкам имеет ряд преимуществ как для обучающихся, так и для обучаемых, а также выявил современные тренды в развитии обучающих сайтов. Рассмотренные особенности использования цифровых технологий в обучении иностранным языкам на материале обучающих web-сайтов способствуют лучшему пониманию потребностей обучающихся и позволяют преподавателям грамотно выстраивать линию обучения в соответствии с поставленными задачами. Данная статья будет полезна преподавателям иностранных языков, поскольку отражает последние изменения в контенте и способах использования цифровых технологий при обучении иностранным языкам, а также молодым ученым, только начинающим свои диссертационные исследования.
Ключевые слова: иностранные языки, обучающие web-сайты, обучение, цифровые технологии.
Поступила в редакцию Received 02.02.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 05.03.20
Принята к публикации Accepted for publication 05.03.20 Опубликована Published 25.03.20
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Капустина Любовь Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики и иноязычной деловой коммуникации ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара, Россия
Введение
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в последние годы невозможно представить себе обучение иностранным языкам (далее - ИЯ) без использования цифровых технологий (далее - ЦТ), и педагогическому сообществу необходимо следить за новыми трендами в их развитии. Сегодня в помощь преподавателям предлагается большое количество обучающих сайтов и CD-ROM для отработки рецептивных (чтение, аудирование) и продуктивных (письмо, устная речь) компетенций. Их использование представляет собой неоспоримое преимущество в овладении ИЯ.
Цель данного исследования - анализ литературы по заявленной теме и выявление последних тенденций в применении цифровых технологий в обучении ИЯ с использованием обучающих web-сайтов.
Данная статья будет полезна преподавателям иностранных языков, поскольку отражает последние изменения в контенте и способах использования ЦТ при обучении ИЯ, а также молодым ученым, только начинающим свои диссертационные исследования.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Несомненно, влияние ЦТ на все области человеческой жизни ощущается довольно сильно. ЦТ предоставляют новаторские средства не только для распространения знаний, но также и для освоения стратегий преподавания дисциплин в целом и преподавания иностранных языков в частности: доступ к информации, обмен сообщениями, доступ к документальным ресурсам, коммуникация и обмен в реальном времени, интерактивность и мультимедиа.
Идея о том, что ЦТ могут помочь в разработке и развитии некоторых когнитивных подходов, не нова сама по себе. Такие авторы, как Д. Х. Йонассен, Р. Б. Козма, Р. Д. Пеа, Г. Саломон, внесли большой вклад в продвижение ЦТ в обучении, особенно с целью показать, как учащиеся с помощью вышеназванных технологий могут обращаться с понятиями и моделями [1-4].
Исследование, проведенное Becta в Великобритании (Британское агентство по информационным и коммуникационным технологиям в образовании), подчеркивает роль учителей при использовании ЦТ в обучении и их влияние на успеваемость обучающегося [5].
М. Гус, Д. Джонсон и Р. Джонсон в своих трудах делали акцент на эффективности работы в малых группах при проведении занятий с использованием ЦТ [6, 7].
М. Коннелл исследовал эффективность обучения, сравнивая занятия в традиционном стиле с занятиями с использованием ЦТ. По итогам исследования, которое продолжалось несколько месяцев, обучение с применением цифровых технологий показало значительно больший прогресс. Это привело автора к мысли о реальном когнитивном потенциале ЦТ [8].
Р. Грегуар, Р. Брейсвелл, Т. Лаферрьер полагали, что ЦТ позволяют разнообразить цели, методы и результаты обучения [9]. Подходы в обучении ИЯ с использованием ЦТ настолько богаты, насколько неисчерпаемы во Всемирной сети многочисленные аутентичные аудио- и видеоматериалы.
С другой стороны, интернет-ресурсы являются эффективными, поскольку их можно обновить, что позволяет получить доступ к действительно актуальной информации в отличие от быстро устаревающих бумажных учебно-методических комплексов.
ЦТ в коммуникации ускоряют развитие социальных компетенций в изучаемом языке. Электронная почта, Whatsapp, Facebook, U-tube, Tweeter и т. п. предлагают площадку для реальной коммуникации между обучающимися, преподавателями, обучающимися и преподавателями в административных и педагогических целях. Несмотря на тот факт, что электронные сообщения остаются приватной коммуникацией, чаты для дискуссий позволяют всем желающим участвовать в обсуждении и реагировать в рамках заявленной темы [10].
Согласно научным взглядам таких исследователей, как К. Деповер, Т. Карсенти, В. Комис [11], ЦТ дают возможность переосмыслить и перенести в пространство и время обмен между преподавателями и учащимися и, таким образом, создают новые возможности для обучения и/ или профессиональной подготовки. Технологии также представляют собой значительный потенциал для инноваций в области образования и практически бесконечный резервуар новых методов для учителей и для всей системы образования.
Некоторые исследования показывают, что учащиеся проявляют более высокую мотивацию к учебной деятельности с использованием ЦТ, чем к традиционным подходам в классе, и этот интерес обусловлен тем, что данные технологии позволяют диверсифицировать цели, методы, материалы, проекты и результаты обучения [12].
ЦТ позволяют обучающимся и преподавателям не только предоставлять и получать информационные знания, используя различные медиаформаты, но также исследовать их, производить, сообщать, анализировать и трансформировать. Однако есть мнение, что сегодня многие педагоги используют ЦТ в основном или даже исключительно как средства предоставления информации, что ограничивает потенциал педагогических изменений, которым может способствовать использование ЦТ [13].
В отечественной педагогической и психологической литературе вопросами применения ЦТ в образовании занимались многие ученые. И. Г. Захарова разработала градацию специальных программных средств обучения с позиций дидактики. Автор проанализировал возможности интеграции ЦТ в учебно-воспитательный процесс. На основании проведенных ею исследований были даны практические рекомендации по использованию гипертекстовой технологии для создания гипертекстовых электронных учебников и авторских обучающих web-сайтов [14].
Соглашаясь с преимуществами использования ЦТ перед традиционными методами обучения, Л. А. Подопригорова считала целесообразным исходить из противоречий курса обучения, обусловленных недостатками традиционного подхода: коллективное обучение - индивидуальное обучение; постоянность прямой связи - непостоянность обратной связи; огромный объем информации - временной лимит занятия [15]. Возможности использования ЦТ огромны. Глобальная сеть создаёт условия для нахождения любой нужной информации: материал о культуре страны изучаемого языка, новости, публикации, литература художественного и научного характера. Обучаемые могут участвовать в тестированиях, викторинах, конкурсах и олимпиадах, проводимых онлайн. Однако внедрение в учебный процесс вышеуказанных ЦТ не исключает традиционные способы и методы обучения. Они должны комбинироваться с использованием ЦТ на всех этапах учебного процесса, что в значительной мере способно повысить эффективность обучения, подтолкнуть учащихся к самосовершенствованию и помочь им научиться свободно ориентироваться в информационном пространстве [16].
Потенциал применения ЦТ в обучении ИЯ в вузе, позволяющих повысить студенческую мотивацию к обучению, улучшить развитие навыков самостоятельного изучения ИЯ и понизить уровень тревожности, рассматривали в своих научных трудах Н. Л. Шамне и А. Н. Шовгенин [17]. В частности, авторы анализировали проблемы и перспективы использования образовательных технологий, основанных на цифровых и мобильных приложениях.
Посредством использования современных ЦТ обучающимся предоставляется все больше возможностей для развития рефлективного мышления, связанного с изучением и использованием ИЯ (сообщение по электронной почте или сообщение, размещенное на форуме). В результате данной деятельности обучающиеся способны более полно применить стратегии обучения, а также расширить и улучшить свои навыки к обучению [18].
Методологическая база исследования
Методической базой проведенного исследования являются анализ научной литературы по заявленной теме, а также индуктивный и дедуктивный методы научного познания. Сравнительный анализ помог проанализировать имеющиеся подходы в обучении ИЯ. Дедуктивный метод позволил, с опорой на выводы российских и зарубежных ученых, провести собственную исследовательскую работу в рамках заявленной темы.
Результаты исследования
В данной работе под ЦТ понимаются методы, используемые при обработке и передаче информации, в первую очередь Интернет и телекоммуникации. Необходимо отметить, что появление ЦТ обусловлено, в частности, сближением телекоммуникации и аудиовизуальных технологий.
Роль обучающих web-сайтов в преподавании иностранных языков чрезвычайно возросла в последние годы в результате быстрого развития обучающих технологий. Сайты содержат хорошо разработанный, педагогически ценный материал и предлагают практически неограниченные возможности для обучения. Это шанс для изучающих иностранные языки улучшить грамматику, вокабуляр и навыки общения в реальной среде.
Из-за постоянного совершенствования обучающих web-сайтов и необходимости для педагогического сообщества следить за новыми трендами в развитии данных сайтов оценка их организационных, педагогических и методических составляющих представляется нам актуальной.
Автором исследования был проанализирован контент web-сайтов, используемых для обучения английскому и французскому языкам в Самарском государственном экономическом университете (СГЭУ), с целью выявления последних тенденций в их развитии, влияющих на обучение ИЯ:
- Polar FLE - Apprendre le français avec l'inspecteur Roger Duflair http://www.planete-education.com. Данный сайт, содержащий образовательное программное обеспечение и цифровые дидактические ресурсы, используется для обучения студентов СГЭУ французскому языку как второму иностранному.
- Apprendre le français avec TV5 https://apprendre.tv5monde.com/fr. Это бесплатный и интерактивный сайт для изучения французского языка с использованием видео, телепрограмм и новостных репортажей. Сайт предоставляет
более чем 2000 онлайн-упражнений для улучшения понимания французского языка с начального до продвинутого уровня.
- Bonjour de France http://www.bonjourdefrance.com. Это бесплатный «интернет-журнал», содержащий упражнения, тесты и игры по изучению французского языка, а также методические карточки для преподающих французский язык как иностранный (FLE).
- Le Point du FLE https://www.lepointdufle.net. Сайт для изучающих французский язык, на котором можно найти более 12 900 ссылок для изучения и преподавания французского языка.
- BBC Learning English http://www.bbc.co.uk/learningenglish. Сайт по обучению английскому языку для учащихся и учителей, содержащий задания на развитие навыков грамматики, лексики и произношения. Также на сайте представлено разнообразие обучающих курсов и викторин.
- Real English https://www.real-english.com. Уроки английского языка на данном сайте соединяют в себе современную интерактивность и уникальные функции мультимедиа, включая видео для каждого упражнения, а также аудиофайлы, чтобы помочь студентам понимать на слух. Сайт снабжен множеством фотографий, что позволяет обучающимся найти ответы на каждый тест самостоятельно.
- Tune into English http://www.tuneintoenglish.com. Создатели данного сайта объединили свою страсть к музыке и преподаванию. Студентам импонирует то, что в конце каждого урока они будут вознаграждены их любимой песней, онии отмечают, что это самый мотивирующий момент занятия.
Применение вышеуказанных web-сайтов при обучении ИЯ имеет ряд преимуществ как для обучающихся, так и для обучающих:
- обучающиеся получают возможность оперировать реальными документами, отражающими культуру живого и используемого языка (речь не идет больше об изучении иностранного книжного языка);
- классная доска, часто парализующая обучающихся вне зависимости от возраста и заставляющая их быть пассивными наблюдателями, отходит на второй план;
- происходит интеграция развлекательного компонента и обучения, что снимает языковой барьер, исчезает боязнь сделать ошибку (включаясь в игру, обучающийся переходит с сайта на сайт и открывает для себя новые аспекты иностранного языка, овладевая новыми лексическими, грамматическими и культурными компетенциями);
- культурное открытие языка становится поводом для языковой практики (сайты и документы, размещенные на их страницах, позволяют обучающимся изучать язык в единстве его языкового и культурного компонентов);
- отсутствует необходимость пользоваться тетрадью, книгой, ручкой, так как любое упражнение выполняется на экране компьютера;
- появляется возможность работать над грамматическими или лексическими упражнениями, где шанс увидеть свою работу проверенной сразу после выполнения упражнений, не дожидаясь, пока учитель исправит ошибки, максимален.
Автор исследования пришел к выводу, что среди последних тенденций применения web-сайтов при обучении ИЯ можно выделить следующие:
1. Переход от знания к умению
Большинство рассмотренных цифровых контентов по обучению ИЯ предлагают сегодня материалы, служащие базой для отработки компетенций. В силу того что чтение сайтов навязывает определенные специфические стратегии, в последнее время набирают обороты сайты и приложения, нацеленные на техники консультирования онлайн-ресурсов [19-21].
s2
2. Трансформация заданий: от закрытых к (полу)открытым
Классические сайты и приложения по обучению ИЯ с использованием ЦТ содержат в основном задания закрытого типа, которые построены вокруг одного, очевидно правильного ответа. Речь идет о заданиях на «множественный выбор», упражнениях с пропусками, подстановками, расстановкой в правильном порядке и их многочисленных вариантах. Сегодня же задания открытого типа набирают свою популярность. Это задания по типу редактуры ответа, написания эссе. Данный тип упражнений не содержит в себе очевидного готового ответа на поставленный вопрос и не может быть проверен автоматически. Задание либо отправляется на проверку обучающему, либо содержит модель, по которой обучающийся может прибегнуть к самопроверке.
3. Увеличение интерактивности
При использовании ЦТ в обучении ИЯ сегодня наблюдается тенденция, когда обучающиеся взаимодействуют с компьютерами и между собой при помощи компьютера. Для обозначения взаимодействия между человеком и компьютером говорят о «техническом взаимодействии». Термин «человеческое взаимодействие» характеризует интеракцию между людьми посредством машин [22].
4. Прогрессивная интеграция автоматической обработки языка и речи
Термин «автоматическая обработка языков» подразумевает под собой совокупность методов и техник, позволяющих анализировать природный язык на автоматический манер [23]. Среди наиболее часто встречающихся на сайтах техник следует выделить анализ совокупности изучаемых текстов, поиск информации или орфографическую и грамматическую коррекцию. Более того, теперь становится возможным генерировать на сайтах упражнения не только на базе определенных слов или грамматических категорий, но и на базе определенных синтаксических конструкций. Представленный текстовый массив будет полезен перед выполнением лингвистических заданий, во время их реализации (как поддержка или часть задания) или после (как элемент обратной связи).
5. Переход от автономных приложений к онлайн-приложениям
Завершилась эра большинства автономных приложений по изучению иностранных языков, т. е. функционирующих на персональном компьютере, не связанном в единую сеть [24]. Поддержка таких приложений происходила при помощи дискет, CD и DVD-ROM. Необходимо было установить приложение на жесткий диск своего компьютера. Сегодня же повсеместно распространены полностью независимые онлайн-ис-точники, дающие множество преимуществ: возможность занятий в любое удобное для пользователя время и экономию средств, поскольку web-сайты с контентом по изучению иностранного языка в большинстве своем бесплатны.
6. Увеличение степени интеграции
Речь в данном случае идет об интеграции обучения в классе и электронного обучения с точки зрения предоставляемых дидактических материалов. Первые шаги в этом направлении были сделаны с момента создания электронных учебников [25]. Сегодня многие преподаватели иностранных языков создают свои электронные кон-тенты, становясь так называемыми электронными тренерами. В большинстве учебных заведений две среды, учебная и электронная, тесно связаны. Это так называемые языковые лаборатории мультимедиа.
7. Переход в концепции обучения от бихевиоризма к социоконструктивизму
Концепции обучения претерпели значительные изменения [26]. В модели классического бихевиоризма обучение рассматривалось как процесс, идущий извне, в котором обучающийся перерабатывает полученные на входе данные и генерирует знания на выходе. Сегодня же обучение рассматривается как процесс, идущий автономным и активным способом со стороны самого обучающегося и требующий мощной обучающей среды [27-29]. Вместо поглощения знаний учащийся выстраивает их, трансформируя информацию в эффективные знания. Это объясняет преобладание на электронных ресурсах заданий, исходящих из потребностей самого обучающегося, а не из потребностей процесса обучения. Подлинное обучение строится по принципу интерактивности. Отсюда наблюдается возросший интерес к совместному обучению и педагогике проектов [30]. Виртуальные миссии, где обучающиеся взаимодействуют друг с другом, лишний раз доказывают этот принцип.
Заключение
Несомненно, ЦТ занимают первостепенное место в сегодняшней жизни людей в целом и в образовании в частности. На самом деле преобладание ЦТ ощущается во всех дисциплинах, будь то социальная, религиозная, медицинская или другие сферы. Иностранные языки в данном вопросе не стоят особняком.
Сегодня невозможно говорить об обучении ИЯ без использования ЦТ, которые обеспечивают преимущество для преподавания и преподавателя. Поэтому следует подчеркнуть, что обучающему необходимо извлечь максимальную выгоду из этого увлекательного и эффективного инструмента, чтобы мотивировать своих учеников, делая занятия более живыми и разнообразными.
Это связано с запросом на подготовку и обучение преподавателей иностранного языка в области ЦТ. Однако из-за недостаточной подготовки многие преподаватели не осмеливаются в полной мере интегрировать цифровые коммуникационные технологии в свою педагогическую практику. Интеграция цифровых технологий в обучение ИЯ представляет собой сложную педагогическую инновацию. Она требует изменений по нескольким аспектам: привычки обучающих (повышение эффективности владения компьютерным инструментом), пересмотр традиционных педагогических методов (педагогика, ориентированная на учащихся; пересмотр роли учителя) и инструментов обучения.
В заключении следует отметить, что рассмотренные особенности применения ЦТ в обучении ИЯ на материале обучающих web-сайтов способствуют лучшему пониманию потребностей обучающихся и позволяют преподавателям грамотно выстраивать линию обучения в соответствии с поставленными задачами.
Ссылки на источники
1. Jonassen D. H. Computers in the Classroom: Mind tools for Critical Thinking. - Englewood Cliffs, NJ, Prentice-Hall, 1996. - 291 p.
2. Kozma R. B. Will media influence learning? Reframing the debate // Educational Technology Research and Development. - 1994. - 42(2). - P. 7-19.
3. Pea R.D. Beyond amplification: Using the computer to reorganize mental functioning // Educational Psychologist. -1985. - 20(4). - P. 67-182.
4. Salomon G. New information technologies in education // Encyclopedia of Educational Research (Sixth Edition) / Ed. M. C. Alkin. - New York: Macmillan, 1992. - P. 892-903.
5. Becta. Impact 2, Coventry, British Educational Communications and Technology Agency // ICT in Schools Research and Evaluation Series. - 2002. - № 7. - 92 p.
6. Goos M. Promoting collaborative inquiry in technology enriched mathematics classrooms // Annual Meeting of the American Educational Research Association. - Seattle, 2001. - 13 p.
7. Johnson D. W., Johnson R. T. Learning Together and Alone: Cooperative, Competitive, and Individualistic. - 3-e éd. -Englewood Cliffs, NJ, Prentice Hall, 1991. - 242 p.
8. Connell M. L. Technology in constructivist mathematics classrooms // Journal of Computers in Mathematics and Science Teaching. - 1998. - 17(4). - P. 311-338.
9. Grégoire R., Bracewell R., Laferrière T. L'apport des nouvelles technologies de l'information et de la communication à l'apprentissage des élèves du primaire et du secondaire // Revue documentaire. Rescol/Schoolnet. - Ottawa, 1996. - 50 p.
10. Houenon C. Intérêt Pédagogique de l'Intégration des TIC dans l'enseignement // Apprentissage de la Langue Française dans les Collège d'Education du Nigeria. Communication présentée lors de la 21ème Conférence de l'Association des Professeurs de Français des Collèges d'Education à FCE Obudu, Cross-River State. - Nigeria, 2012. - P. 12-21.
11. Depover C., Karsenti T., Komis V. Enseigner avec les technologies. Favoriser les apprentissages, développer des compétences. - Québec, QC: Presses de l'Université du Québec, 2007. - 286 p.
12. Weiss-Lambrou R., Macfadyen Leah P. Soutien du corps professoral dans une initiative d'enseignement avec les technologies de l'information et de la communication à l'Université de Montréal // International Journal of Technologies in Higher Education. - 2005. - 2(1). - P. 59-61.
13. Basque J. Une Réflexion sur les Fonction Attribuées au TIC en Enseignement Universitaire // Revue Internationale des Technologies en Pédagogie Universitaire. - 2005. - 2(1). - P. 30-41.
14. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. - М., 2003. - 112 с.
15. Подопригорова Л. А. Использование Интернета в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 5. - С. 25-31.
16. Порожняк Н. Ф. Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения английскому языку в неязыковых вузах // Молодой ученый. - 2014. - № 9. - С. 559-561.
17. Шамне Н. Л., Шовгенин А. Н. и др. Использование компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 6: Университетское образование. - 2008. - № 11. - С. 49-53.
18. Захарова И. Г. Указ. соч.
19. Custers G., Paquier E., Rodier C. 150 activités avec l'Internet. - Paris: CLE International, 2004. - 192 p.
20. Davies N. Activités de franrçis sur lnternet. - Paris: CLE International, 1999. - 186 p.
21. Sprenger R. Internet et les classes de langues. - Paris: Ophrys, 2002. - 115 p.
22. Bouchard R., Mangenot F. lnteractivité, interactions et multimédia (Coll. Notions en questions. Rencontres en didactique des langues). - Lyon: ENS, 2001. - 195 p.
23. Desmet P., Paulussen H. CorpusCALL. Opportunities and challenges // CALL Journal. - 2006. - P. 9-11.
24. Language Learning Online. Towards Best Practice / Ed. U. Felix. - Lisse, Swets & Zeitlinger, 2003. - P. 7-18.
25. Desmet P., Melis L. et al. L'utilité d'un espace multimédia et d'une plate-forme d'apprentissage électronique dans l'enseignement des langues. Romaneske 3, 2002. - P. 19-30.
26. Psychologie des apprentissages et multimedia / eds. D. Legros, J. Crinon. - Paris: A. Colin, 2002. - 228 p.
27. Avoiding simplicity, confronting complexity. Advances in studying and designing powerful (computer-based) learning environments / eds. G. Clarebout, J. Elen. - Rotterdam: Sense Publishers (in press), 2006. - P. 27-43.
28. De Corte E., Verschaffel L., Lowyck J. Computers and Learning // The international encyclopedia of education / eds. T. Husén, T. N. Postlethwaite. - Oxford: Pergamon, 2, 1994. - P. 1002-1007.
29. Salomon G. Interaction of Media, Cognition, and Learning: An Exploration of How Symbolic Forms Cultivate Mental Skills and Affect Knowledge Acquisition. - Lawrence Erlbaum Associates, Inc., Publishers, 10 Industrial Avenue, Mahwah, 1994. - 282 p.
30. Network-based language teaching concepts & practice / eds. M. Warschauer, R. Kern. - Cambridge: Cambridge University Press, 2000. - Р. 1-19.
Liubov V. Kapustina,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Samara State University of Economics, Samara, Russia [email protected]
Analysis of current trends in the digital technologies use when teaching foreign languages (case study of learning websites) Abstract. The relevance of this study is due to the fact that nowadays it is impossible to imagine teaching foreign languages without the use of digital technologies. Today, a large number of learning websites and CD-ROMs are offered to help teachers develop receptive (reading and listening) and productive (writing and speaking) competences. The use of such materials is an undeniable advantage in mastering foreign languages. The purpose of this study is to analyze the scientific literature and identify the latest trends in the use of digital technologies when teaching foreign languages
using learning websites. The methodological basis of the research is the analysis of scientific literature, as well as inductive and deductive methods of scientific knowledge. Comparative analysis helped analyze existing approaches to teaching foreign languages. The deductive method allowed, based on the conclusions of Russian and foreign scientists, to conduct our own research within the framework of the stated topic. The author of the study analyzed the content of some learning websites in order to identify new trends in their development that affect the teaching of foreign languages. The author of the paper comes to the conclusion that the use of the analyzed learning websites when teaching foreign languages has a number of advantages, and also reveals current trends in their development and use. The considered features of the use of digital technologies when teaching foreign languages on the material of learning websites contribute to a better understanding of the students' needs and allow teachers to competently build a training trajectory in accordance with the tasks. This paper will be useful for foreign languages teachers, as it reflects the latest changes in the content and ways of using digital technologies when teaching foreign languages, as well as for young scientists who are just beginning their dissertation researches.
Key words: foreign languages, digital technologies, learning websites, teaching.
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
Библиографическое описание статьи:
Капустина Л. В. Анализ современных тенденций в применении цифровых технологий при обучении иностранным языкам (на материале обучающих web-сайтов)//Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 03 (март). - С. 48-56. -URL: http://e-koncept.ru/2020/201020.htm.
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11020
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Капустина Л. В., 2020
ISSN ЗШ-120Х
if У У j tjt Vi & i U } www.e-koncept.ru