УДК 378.147 + 37.026.7
DOI: 10.24151/2409-1073-2019-2-111-116
Навыки самостоятельной работы обучающихся как точка пересечения традиций и инноваций в современном высшем образовании
Ю. М. Романенко
Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Москва, Россия [email protected]
Рассматриваются особенности взаимодействия обучающегося и преподавателя в переходный период от традиционного образования к дистанционному. Анализируются особенности проявления человеческого фактора при внедрении в современное образование использования удаленных информационных ресурсов, а также при развитии дистанционного обучения. Выделяются требования к квалификации преподавателя, использующего в образовательном процессе компьютерные технологии и внешние электронные ресурсы. Отмечаются умения и навыки, развитие которых необходимо обучающемуся для плодотворной самостоятельной работы.
Ключевые слова: образование; дистанционное обучение; понимание; навыки самостоятельной работы; активное чтение; активное слушание.
Students' Independent Learning Skills as Traditions and Innovations Intersection
in Modern Higher Education
Yu. M. Romanenko
National Research University of Electronic Technology, Moscow, Russia [email protected]
The author considers the peculiarities of teacher / learner interaction at the transitional stage from traditional education to virtual education, analyzing the human factor manifestations at the time of remote information sources use implementation in modern education as well as of e-learning development. The author lays emphasis on the requirement to qualification of teacher using computer technologies and remote web sources in education and marks out learning skills necessary for fruitful independent work.
Keywords: education; e-learning; understanding; independent learning skills; active reading; active listening.
Сегодня в мире остается все меньше людей, считающих высшее образование необязательным или ненужным. Современные технологии подразумевают постоянное повышение квалификации, получение дополнительных навыков или даже переподготовку. Ускоряющийся ритм жизни требует все
© Романенко Ю. М.
новых знаний и умений. Знаний, полученных вчера, уже недостаточно — надо идти в ногу со временем, а еще лучше работать на опережение. Однако традиционное обучение занимает много времени, кроме того, не каждый человек может приехать в большой город, чтобы поступить в институт.
Современные вузы, особенно зарубежные, все чаще предлагают получать высшее образование дистанционно. Правительства многих зарубежных стран объявили дистанционное образование приоритетным.
В последнее время и в России наметилась ярко выраженная тенденция к увеличению доли удаленных или дистанционных форм обучения, а в ряде случаев происходит полная замена ими традиционного обучения. Широкое внедрение дистанционного обучения в образование, особенно в высшее, призвано способствовать решению многих проблем, в частности, предоставляет возможность:
1) доступа к образовательным ресурсам максимальному числу обучающихся, независимо от возраста, места жительства, наличия соответствующих образовательных организаций и мест в институтах и университетах;
2) реализации принципа непрерывности образования без отрыва от основного вида деятельности, воспитания детей и т. д.;
3) варьирования качества и полноты образования, выстраивания индивидуальной траектории обучения.
Компьютерные средства информации и телекоммуникации составляют основу технологий дистанционного обучения. Но необходимо отдать должное и роли человеческого фактора в этом процессе: она без преувеличения может быть названа основополагающей. Говоря об открытом образовании — современной модификации заочного обучения, поддерживаемой телевизионными учебными программами, радио и Интернетом, — Т. В. Растимешина и Ю. В. Лунки-на отмечают, что оно «предполагает такое взаимодействие участников педагогического процесса, при котором происходит не только свободный двунаправленный обмен информационным и эмотивным содержанием, личностными познавательными потенциями обучающего и обучающегося, но и изменение параметров личности обоих: их мировоззрения, мировосприятия, подхода к проблемам...» [1, с. 95].
Применение дистанционного обучения или его элементов в образовательном процессе влечет за собой возрастание роли самостоятельной работы обучающихся, что в свою очередь предъявляет к ним следующие требования:
— личностная мотивация к обучению;
— четкое планирование своего времени;
— самоконтроль;
— владение навыками активного слушания и чтения, критического анализа информации и т. п.
Таким требованиям отвечают прежде всего взрослые обучающиеся, осознающие потребность в определенном виде и качестве образования, в получении умений и навыков, необходимых для последующей реализации в практической деятельности.
Иная ситуация с молодыми обучающимися. Даже при наличии личностной мотивации у них отсутствуют необходимые для самообразования навыки, поскольку ничему подобному не обучают ни в школе, ни в институте. В лучшем случае студентов отсылают к дополнительной литературе (или, в современной тенденции, к видеоресурсу). В качестве внешнего контроля (мотивации) выступает необходимость выполнить тест или написать контрольную по самостоятельно изученному материалу. Причем если составление развернутого плана или краткого конспекта печатного материала в той или иной мере отрабатывается в школе, то никаким навыкам самостоятельной работы с видеоматериалами или написания конспектов лекций школьников в большинстве своем не обучают. Кроме того, многие вчерашние школьники испытывают значительные трудности со смысловым пониманием обычных печатных текстов.
Вследствие сказанного выше перед внедрением в образовательный процесс университета элементов дистанционного обучения необходимо обратить особое внимание на подготовленность к этому нововведению и преподавателя, и студентов. При этом мы рассматриваем смешанное обучение, т. е. речь не идет о собственно дистанционном образовании.
Рассмотрим ситуацию, когда преподаватель использует сторонние (внешние по отношению к вузу) информационные ресурсы, т. е. обойдем вниманием техническую сторону создания и размещения собственной мультимедийной информации. Как правило, такая ситуация возникает при необходимости расширить и углубить представление обучающихся по какому-либо вопросу в условиях недостатка или отсутствия в учебном плане времени на его рассмотрение. Тем не менее даже в этом и подобных случаях к преподавателю предъявляются повышенные требования. Среди них целесообразно выделить:
1) компетентность, включающую знание не только преподаваемой дисциплины, но и дополнительной информации, расширяющей предмет курса, а также постоянное отслеживание появления новых сведений в научных публикациях и Интернете;
2) умение организовывать учебный процесс, органически сочетая традиционные (в том числе активные и интерактивные) и дистанционные формы и технологии обучения;
3) компьютерную грамотность;
4) умение организовать контроль путем построения групповых и индивидуальных заданий, раскрывающих личностный опыт обучающихся, побуждающих их к реализации собственного потенциала через самостоятельную работу;
5) стремление к самосовершенствованию и саморазвитию.
Таким образом, от преподавателя требуется прежде всего пересмотр привычного подхода к обучению студентов: наряду с изменением смыслового содержания проводимых занятий, сместить акценты при взаимодействии с обучающимися. Только совокупность профессиональных и личностных качеств преподавателя сможет обеспечить эффективность внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс вуза.
Помимо этого, насущной необходимостью представляется развитие навыков самостоятельной работы у студентов. Прежде
всего, от них требуется активная самостоятельная познавательная (мыслительная) деятельность, включающая в себя умение самостоятельно находить необходимую информацию, оценивать ее полноту, вычленять проблемы и способы их разрешения, добиваться ясности и понимания позиции автора сообщения, критически осмысливать полученные знания и применять их на практике для дальнейшего обучения.
Очевидна необходимость развития у обучающихся навыка ускоренного понимания смыслового содержания текста. От степени сформированности этого навыка зависит то, насколько быстро обучающийся будет ориентироваться во все возрастающем объеме усложняющейся информации и овладевать приемами самостоятельного приобретения знаний.
Основа развития такого навыка — активная творческая работа с текстовой информацией. Проблема понимания текста по-разному решается в зависимости от отрасли знания, что объясняется как сложностью самого объекта, так и некоторой изолированностью различных наук друг от друга. Понимание — сложный мыслительный процесс, зависящий от ряда субъективных факторов и проходящий последовательность этапов, на которых словесная форма текста активно преобразуется, переводится на внутренний язык субъекта. При этом один и тот же текст, его содержание или «общий смысл» может быть неодинаково понят многими людьми. Иными словами, смысл возникает в результате интерпретации текста при дальнейшей переработке информации, уже независимо от исходного материала.
Психолог и философ С. Л. Рубинштейн в классическом труде «Основы общей психологии» (1940), исследуя взаимосвязанные процессы восприятия, понимания и запоминания прочитанного, подчеркнул: «...Характер запоминания и ход забывания существенно зависят от того, что господствует у <...> субъекта: смысловое содержание и его речевое оформление в их единстве или преимущественно одно из них с недоучетом другого. <...> Смысловое содержание
оказывает значительное влияние на запоминание текста: чем лучше осмыслено содержание, тем — при прочих равных условиях — прочнее запоминание» [2, с. 286].
В том же 1940 г. увидела свет книга американского философа и педагога-теоретика Мортимера Адлера [3], излагающая основы чтения текста, приводящего к его пониманию. Данные в ней рекомендации сохранили актуальность до наших дней. Адлер выделяет три различных способа чтения:
1) структурный, или аналитический, при котором читатель движется от целого к части;
2) интерпретационный, или синтетический: читатель движется от части к целому;
3) критический, или оценочный, при котором читатель оценивает автора и решает, согласен ли с его позицией.
В книге, выдержавшей несколько переизданий, Адлер подробно останавливается на особенностях каждого вида чтения, выделяет основополагающие принципы активного чтения и приводит алгоритм, позволяющий отработать данный навык. По утверждению Адлера, для понимания смыслового содержания научного или учебного текста необходимо овладение всеми тремя способами чтения текстов в их единстве.
Но с печатным текстом работать проще в том смысле, что при необходимости можно перечитать его несколько раз. С лекциями несколько сложнее, поскольку прочитанная лекция каждый раз по-своему уникальна. Ее содержание, смысловые акценты, приведенные примеры зависят не только от мастерства лектора, но и от той аудитории, к которой он обращается.
Использование видеолекций снимает данное ограничение, так как позволяет просматривать один и тот же материал несколько раз. Но при этом теряется уникальность и нет обратной связи с аудиторией, хотя человек, владеющий навыком активного чтения, несомненно, извлечет больше полезной информации из любой формы лекционного занятия.
Одна из особенностей непосредственного контакта преподавателя и студента — возникновение обратной связи, инициированной одной из сторон: акцентирование внимания преподавателя на ключевых моментах темы, уточняющие вопросы со стороны студентов, управляемая дискуссия в группе и т. д. При самостоятельной работе студента, например с видеолекцией, такую связь установить невозможно.
В отсутствие обратной связи для того, чтобы научить студента необходимым умения и навыкам, необходимо преподавание курса, предусматривающего обязательную отработку навыков на практике или, в крайнем случае, введение отдельных видов заданий в очное обучение по данной дисциплине до первого обращения к дистанционным материалам. Студенты знакомятся с этими заданиями под наблюдением преподавателя, который может указать на неправильное выполнение действия и потребовать отработки необходимого умения.
Умение слушать, как известно, — одно из ключевых среди учебно-коммуникативных умений и навыков. Однако в школе обычно не уделяется достаточно внимания его развитию. Тем не менее для успешного обучения слушание, так же как и чтение, должно быть активным (см. [4]). Правила эффективного слушания в целом совпадают с правилами эффективного чтения. Слушателям, как и читателям, следует прилагать усилия, чтобы вникнуть в смысл, который можно выразить различным сочетанием слов, — т. е. обнаружить мысль независимо от того, какими словами она выражена. Не всё из сказанного или написанного одинаково значимо. Любой текст или речь — это целое, состоящее из отдельных частей, играющих смыслообразующую и вспомогательные роли. В тексте грамотно составленной лекции также прослеживается внутренняя структура и взаимосвязь отдельных частей.
Перед началом работы с видеолекцией в целях преодоления трудностей ее восприятия на слух необходимо снабдить обучающихся ее записями (структурой), оставив место для заполнения конспекта по ходу лекции.
Далее при прослушивании лекции студентам важно самим научиться отмечать фразы, передающие основные мысли лектора: что он хочет сказать, как он это говорит и какие аргументы приводит. После этого им необходимо сформулировать собственную позицию по раскрываемому вопросу. Если сказанное недостаточно понятно слушателю, он не сможет принять полноценного участия в обсуждении.
После прослушивания лекции обучающийся должен ответить на ряд вопросов по ее содержанию.
— О чем шла речь?
— Каковы ключевые идеи и выводы? С помощью каких аргументов автор к ним пришел? Какие специальные термины были использованы автором и в каком значении?
— Обоснованы или ошибочны выводы автора? Какие вопросы, связанные с этой темой, им не были затронуты?
— Что следует из выводов, выделенных автором? В чем их значимость для конкретного слушателя?
Это позволит студенту при самостоятельном просмотре видеолекции сконцентрироваться на смысловом содержании текста.
При самостоятельном изучении материала желательно вести двойное конспектирование. Заметки, сделанные в процессе слушания материала, позволяют отразить сознательные усилия для понимания услышанного. Более упорядоченный конспект, сделанный после прослушанной лекции, максимально способствует пониманию и отражению собственной позиции. В этом случае структуру материала, раскрывающего содержание темы, можно выстроить самостоятельно.
Еще одна проблема использования компьютерных технологий и сторонних ресурсов при обучении состоит в необходимости контроля усвоения знаний студентами. Традиционное тестирование для этих целей не слишком эффективно. Более действенными способами проверки усвоения материала, на наш взгляд, могут служить письменные работы, составленные на основе
упорядоченного конспекта, и собеседование по теме лекции с опорой на перечисленные выше вопросы.
Итак, продуманное введение элементов дистанционного обучения в учебный процесс, с внесением необходимых изменений в план подготовки студентов и своевременным повышением квалификации преподавателей, — залог успешного, эффективного и конкурентоспособного образования, отвечающего вызовам современного мира.
Литература
1. Растимешина Т. В., Лункина Ю. В. Традиции в отечественном образовании: взгляд из нового тысячелетия // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2015. № 1 (5). С. 91—98.
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2009. 713 с.: ил. (Мастера психологии).
3. Адлер М. Как читать книги: руководство по чтению великих произведений / Пер. с англ. [Л. Плостак]. 5-е изд. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 335 с.
4. Адлер М. Искусство говорить и слушать / Пер. с англ. Л. Плостак, А. Анваера. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 239 с.
Поступила 29.04.2019
Романенко Юлия Михайловна — кандидат философских наук, доцент кафедры философии, социологии и политологии Национального исследовательского университета «МИЭТ» (Россия, 124498, Москва, Зеленоград, пл. Шокина, д. 1), [email protected]
References
1. Rastimeshina T. V., Lunkina Yu. V. Traditsii v ote-chestvennom obrazovanii: vzglyad iz novogo tysyacheletiya (Traditions in Russian Education as Seen from New Millennium), Ekonomicheskie i sotsial'no-gumanitarnye issle-dovaniya, 2015, No. 1 (5), pp. 91—98.
2. Rubinshtein S. L. Osnovy obshchei psikhologii (General Psychology Essentials), SPb., Piter, 2009, 713 p., il., Mastera psikhologii.
3. Adler M. Kak chitat' knigi: rukovodstvo po chte-niyu velikikh proizvedenii (How to Read a Book: The Classic Guide to Intelligent Reading), Per. s angl. L. Plostak, 5-e izd., M., Mann, Ivanov i Ferber, 2017, 335 p.
4. Adler M. Iskusstvo govorit' i slushat' (How to Speak. How to Listen), Per. s angl. L. Plostak, A. Anvaera, M., Mann, Ivanov i Ferber, 2013, 239 p.
Submitted 29.04.2019
Romanenko Yulia M., Cand. Sci. (Philosophy), associate professor of Philosophy, Sociology and Politology Department, National Research University of Electronic Technology (1, Shokin sq., Zelenograd, Moscow, 124498, Russia), [email protected]