Научная статья на тему 'НАВЫКИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СРЕДИ БРИТАНСКИХ И КАЗАХСТАНСКИХ СТУДЕНТОВ'

НАВЫКИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СРЕДИ БРИТАНСКИХ И КАЗАХСТАНСКИХ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАХСТАН / KAZAKHSTAN / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / GREAT BRITAIN / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CRITICAL THINKING / ДЕМОКРАТИЯ / DEMOCRACY / БРИТАНСКИЕ СТУДЕНТЫ / BRITISH STUDENTS / КАЗАХСТАНСКИЕ СТУДЕНТЫ / KAZAKHSTANI STUDENTS / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ЭССЕ / ESSAYS / ЗНАНИЯ / KNOWLEDGE / НАВЫКИ / SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алтонаян Абрахам, Султан Жайык Исаулы, Абильдаева Кениш Махановна

Статья посвящена оценке и самооценке способностей критического мышления (КМ) среди британских и казахстанских студентов, а также вузовских работников Казахстана посредством сравнительного анализа. Данные получены в ходе анкетирования и интервью, проведенных в ходе научной стажировки в Бизнес-школе Брунельского университета Лондона. Показано, что интеллектуальный потенциал нации зависит от эффективности систем образования и науки, и, в частности, от способности критического мышления специалистов, создающего предпосылки для совершенствования знаний и компетенций на протяжении всей жизни. Выводы исследования: британские студенты больше информированы о КМ, нежели казахстанские; студенты обеих стран ассоциируют КМ в большинстве случаев с «анализом»; КМ не в достаточной мере используется в казахстанских образовательных учреждениях, так как существуют определенные барьеры, связанные с финансовыми и организационными причинами; осуществляются определенные проекты, направленные на развитие КМ в Казахстане; преподаватели вузов применяют элементы КМ в образовательном процессе. Показано, что применение технологии КМ в сфере образования РК способствует демократизации образования в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алтонаян Абрахам, Султан Жайык Исаулы, Абильдаева Кениш Махановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITICAL THINKING SKILLS: A COMPARATIVE STUDY AMONG BRITISH AND KAZAKH STUDENTS

The article is devoted to the evaluation and self-assessment of critical thinking skills (CT) among British and Kazakh students and university workers in Kazakhstan through the comparative analysis. Data collected during the survey and interviews conducted in the course of scientific training in Business School Brunel University, London. It is shown that the intellectual potential of the nation depends on the effectiveness of education and science, and in particular, the ability of critical thinking professionals, creating the preconditions for improving the knowledge and competences throughout life. The findings: British students more aware of the Cabinet, rather than Kazakhstan; Students of both countries associate CT in most cases to the "analysis"; KM is not sufficiently used in the educational institutions of Kazakhstan, as there are certain barriers related to financial and organizational reasons; carried out certain projects aimed at the development of CT in Kazakhstan; university professors used elements of the Kazakhstan in the educational process. It is shown that the use of technology in education CT Kazakhstan promotes the democratization of education in the country.

Текст научной работы на тему «НАВЫКИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СРЕДИ БРИТАНСКИХ И КАЗАХСТАНСКИХ СТУДЕНТОВ»

А. Алтонаян, Ж.И. Султан, К.М. Абильдаева

НАВЫКИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СРЕДИ БРИТАНСКИХ И КАЗАХСТАНСКИХ СТУДЕНТОВ

Представленная статья является результатом научной стажировки по международной программе «Болашак», учрежденной Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым.

Ключевые слова: Казахстан, Великобритания, критическое мышление, демократия, британские студенты, казахстанские студенты, образование, эссе, знания, навыки.

Аннотация: Статья посвящена оценке и самооценке способностей критического мышления (КМ) среди британских и казахстанских студентов, а также вузовских работников Казахстана посредством сравнительного анализа. Данные получены в ходе анкетирования и интервью, проведенных в ходе научной стажировки в Бизнес-школе Брунельского университета Лондона. Показано, что интеллектуальный потенциал нации зависит от эффективности систем образования и науки, и, в частности, от способности критического мышления специалистов, создающего предпосылки для совершенствования знаний и компетенций на протяжении всей жизни. Выводы исследования: британские студенты больше информированы о КМ, нежели казахстанские; студенты обеих стран ассоциируют КМ в большинстве случаев с «анализом»; КМ не в достаточной мере используется в казахстанских образовательных учреждениях, так как существуют определенные барьеры, связанные с финансовыми и организационными причинами; осуществляются определенные проекты, направленные на развитие КМ в Казахстане; преподаватели вузов применяют элементы КМ в образовательном процессе. Показано, что применение технологии КМ в сфере образования РК способствует демократизации образования в стране.

doi: 10.21510/1817-3292-2016-3-97-107

Ключевым условием благополучного экономического развития страны в реалиях современного мира являются знания и инновации. Быстро меняющиеся условия жизни требуют новых подходов при решении различных проблем. Интеллектуальный потенциал нации зависит от эффективности систем образования и науки, создающих возможности и стимулы для совершенствования знаний, навыков и компетенций на протяжении всей жизни [7, 63]. Инновационные, прорывные технологии создаются творческими личностями, открытыми новым идеям и знаниям, способными мыслить независимо, аргументированно и креативно. Современные тенденции глобализации обусловливают повышенный интерес к феномену «хорошее, правильное мышление» как важному элементу жизненного успеха. Именно это, по нашему мнению, составляет атрибутивную основу интеллекта любой нации.

Идеи критического мышления (КМ) восходят к сократическому методу обучения, основанному на серии вопросов, стимулирующих диалог. Сократ полагал, что в результате беседы, спора или полемики и возникают новые знания, идеи и мысли [15].

Современный подход к изучению критического мышления связывается с принципами Болонского процесса и непрерывного совершенствования подготовки кадров (с учетом ожиданий заинтересованных сторон). В современном цивилизованном мире трудно представить преподавание той или иной дисциплины без элементов критического мышления, таких, как проверка достоверности информации, решение поставленных задач, принятие решений, аргументирования «за» и «против», умение думать за рамками правил. В контексте вышеизложенного возникает ряд вопросов: Насколько критическое мышление соответствует казахстанским требованиям и подходам к преподаванию? К каким результатам приведет активное использование критического мышления в образовательной системе Казахстана?. Поиск ответов на данные вопросы уместно начать с рассмотрения феномена «критическое мышление».

Традиционное образование характеризуется объектом обучения «что думать?», в то время как более важным является процесс мышления «как думать?» (Margaret Mead). В результате обучающемуся недостает способности применять имеющиеся знания в конкретной жизненной ситуации. В этом и заключается сущность мышления как основа и путеводи-

пелпгогичесний журнпл спшнортостпнп м 3(64). во 16

тель адекватного применения полученных знаний. В то же время и знание само по себе не является гарантом хорошего мышления [18, 169].

Разные области науки и сферы деятельности предлагают различные дефиниции понятию «КМ», но нас, скорее, интересует педагогический аспект. Анализ толкований критического мышления позволяет сделать вывод, что истоки педагогической новации обнаруживаются в философии образования Дж. Дьюи. Именно его работы во многом определили принципы современного критического мышления и, соответственно, обозначили вектор реформирования американской школы. При изучении книги Дж. Дьюи «Педагогика и психология мышления» [13] становится очевидным, что определение критического мышления современными западными исследователями весьма схоже с его понятием «рефлексивное мышление» (ныне научным сообществом принято считать данные понятия эквивалентными - прим. авторов). По мнению ученого, рефлексивное мышление - это «активное, настойчивое и внимательное рассмотрение какого бы то ни было мнения, или предполагаемой формы знания в свете оснований, на которых оно покоится, и анализ дальнейших выводов, к которым оно приводит» [13, 10].

Данное определение можно истолковать таким образом, что автор противопоставляет «активное» рефлексивное мышление (сегодня - КМ) - «пассивному», под которым понимается восприятие информации, получение знаний и идей, не подвергаемых сомнению и анализу. Великое достоинство знания Бэкон считал почти самоочевидным, и в 1597 году он выразил это в своем знаменитом афоризме «Scientia potentia est» - «Знание - сила». Другие исследователи рассматривают знание как статичный концепт - комплекс информации, которой располагает человек. Однако феномен знания более глубок и многогранен. На протяжении тысячелетий понятие «знание» было объектом дискуссий и различно оценивалось общественностью. В результате большинство исследователей пришло к тому, что знание не статично, а динамично [16].

При уточнении определения критического мышления целесообразно исходить из трактовки Э. Глейзера - известного ученого в данной области. Он первым составил набор определенных умений КМ: умение распознавать проблему и находить пути ее решения, собирать и упорядочивать необходимую информацию, распознавать неподтвержденные предположения и оценки; точность и избирательность в использовании и восприятии языковых средств; умение истолковывать факты и информацию, давать оценку доказательствам, обнаруживать существование или отсутствие логических связей между суждениями, делать правомерные выводы и обобщения и подвергать их сомнению, перестраивать собственную систему убеждений и формировать правильные суждения о явлениях повседневной жизни [14, 5]. Интеллектуальные умения и навыки, описанные Э. Глейзером, получили свое развитие в исследованиях Р. Энниса, С. Норриса, Р. Пола, А. Фишера, каждый из которых предложил свою систему приемов, равно как и определение самого понятия КМ.

Известный американский лингвист Д. Клустер в своей статье «Что такое критическое мышление» называет пять характерных черт данного понятия:

- критическое мышление есть мышление независимое и самостоятельное -следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит личностный характер;

- информация является стартовым, а отнюдь не финальным пунктом критического мышления - знание создает мотивацию, без которой человек не может мыслить критически;

- критическое мышление начинается с постановки вопросов и понимания проблем, которые нужно решить - так как человеческая натура склонна к познанию окружающей действительности и всего нового;

'doS

опыт зпруеежных коллег

- критическое мышление стремится к убедительной аргументации - критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение обоснованными и логическими доводами;

- критическое мышление есть мышление социальное - и это не противоречит первому определению, так как человек с подобным складом мышления должен употребить плоды своих умственных постижений во благо общества. [Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими, - или, как пишет философ Ханна Арендт, «совершенство может быть достигнуто только в чьем-то присутствии». Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию] [17, 36-40].

В последние годы идея формирования навыков КМ получила распространение не только в развитых, но и в развивающихся странах. Это созвучно со следующим высказыванием вышеупомянутого автора: «От Канзаса до Казахстана, от Мичигана до Македонии школьные учителя и университетские профессора стремятся привить своим ученикам способность мыслить критически. Мы знаем, что критическое мышление - это что-то заведомо хорошее, некий навык, который позволит нам успешно справляться с требованиями XXI века, поможет глубже понять то, что мы изучаем и делаем» [там же].

Концепция использования КМ в педагогической практике в значительной степени была вызвана кризисом системы образования в Казахстане. За годы независимости казахстанская система образования пережила несколько этапов реформирования. Ключевым моментом в формировании новой модели высшего образования можно назвать присоединение Казахстана к Болонской конвенции в 2010 году. Сотрудничество и интеграция в мировое образовательное пространство - это одно из основных направлений в политике Казахстана, а также в развитии внешнеполитического курса страны.

В настоящее время в стране предпринимаются меры по изменению статусов преподавателя и учащегося, а также изменения процессов их взаимодействия в обучении. Глава государства Н.А. Назарбаев в своей лекции «Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее», прочитанной в Казахском Национальном университете имени Аль-Фараби, отметил, что «первостепенной задачей современной системы образования является подготовка людей, обладающих критическим мышлением и способных ориентироваться в информационных потоках» [6].

С первых дней суверенности Казахстан заявил о себе как демократическое, светское, правовое и социальное государство, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Не случайно во многих работах современных авторов присутствует мнение о способствовании КМ распространению демократии [3, 126]. Разрабатываются и реализуются нормативно-правовые документы, основанные на принципах целостности и системности, в которых используются инструменты КМ. Первые мероприятия, направленные на внедрение элементов КМ в казахстанскую образовательную систему, представлены в «Материалах к разработке национального стандарта среднего общего образования Республики Казахстан» (опубликованы в 2004 году на официальном сайте Министерства образования и науки РК). В документе приведены базовые компетенции, и одна из них - «владение навыками аналитической и критической оценки ситуации и принятия соответственного решения» [1]. В Стандарте общего среднего образования, утвержденного в 2013 году, отмечено, что содержание предметов образовательной области должно «обеспечить критичность мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности» [11]; «развивать способность к критическому осмыслению и осознанию возможностей в саморегуляции своих поступков и поведения с точки зрения многообразия социальных позиций и ролей; выражать свое отношение для принятия личностно значимых решений, не противоречащих общечеловеческим и этнокультурным ценностям»; «развивать на-

пелпгогическии журнпл спшнортостпнп м з(&4). яо1б

выки критического мышления, способность к нестандартным, креативным решениям задач» [11].

В октябре 2013 года в ходе заседания Правительства Республики Казахстан министр образования и науки республики А.Б. Саринжипов отмечал, что с 2015 года будут внедряться новые стандарты по предметам естественно-научного цикла и проекты по развитию критического мышления [10]. При этом обновление содержания среднего образования ведомство намерено реализовать с учетом опыта АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» (рис. 1).

Рис. 1. Схема реализации внедрения КМ в школьные образовательные программы

В программа, разработанной Назарбаев Интеллектуальными школами совместно с Университетом Кембриджа и Университетским Колледжем Лондона (иОЦ, детально систематизирован опыт применения методик казахстанских учителей и конкретизированы многие понятия, что позволяет взвешенно и эффективно подойти к проблеме КМ. По данным АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», с мая 2012 года организованы четыре республиканских семинара, два областных и семнадцать обучающих семинаров, на которых основное внимание акцентируется на вопросах формирования и развития КМ у обучающихся [Работа АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2014]. В Послании Главы государства Нурсултана Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 года также было отмечено, что «результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации» [5].

•о о 5

опыт зпруеежных коллег

Министерством образования и науки Республики Казахстан планируется также введение эссе как составной части единого национального тестирования (ЕНТ) [9]. По мнению исследователей, принципы критического мышления могут воплощаться в различных видах учебной деятельности, но эссе является наиболее эффективным средством обучения критическому мышлению. В процессе письма процесс мышления проявляется и, следовательно, становится доступным для преподавателя. Пишущий всегда активен, он мыслит самостоятельно и может использовать при этом весь имеющийся у него багаж знаний; выстраивает убедительную аргументацию для поддержки своего мнения. Хорошая письменная работа содержит в себе поиск решения проблемы и предлагает оптимальное решение читателю. Более того, данный вид работы по природе своей социально окрашен, так как пишущий всегда ориентируется на читателя [17, 36—40].

Как упоминалось, КМ берет свое начало в сократическом методе постановки вопросов и в концепции рефлексивного мышления Дж. Дьюи, согласно которой учащихся следует обучать внимательно относиться к мыслям или формам знания с учетом возможных оснований и выводов [12]. КМ со всеми его составляющими как ключевые компетенции, востребованные вне зависимости от сферы профессиональной деятельности выпускника, развивается в образовательной системе развитых стран, в частности США, Канады и Великобритании [4]. Данное исследование, в частности, посвящено оценке и самооценке навыков / способностей КМ среди британских и казахстанских студентов. Работа проводилась в рамках научной стажировки в Бизнес-школе Брунельского университета Лондона с октября 2013 по апрель 2014 года; в ее ходе использовались качественный и количественный методы - интервью и анкетирование соответственно. В анкетировании принимали участие свыше ста британских студентов и такое же количество казахстанских студентов; также были опрошены примерно сто преподавателей казахстанских вузов. Социально-демографическая характеристика респондентов, принявших участие в анкетировании, приведена в таблице 1.

Таблица 1

Социально-демографическая характеристика респондентов, %

Респонденты Пол Возраст Уровень образования

Муж. Жен. до 20-ти лет 21-25 лет 26-30 лет старше 31 года Бакалавриат Магистратура Докторантура

Казахстанские студенты 28 72 76 21 3 0 97 3 0

Британские студенты 70 30 80 10 7 3 82 10 8

С целью определения общего представления респондентов о КМ в анкету были включены следующие вопросы: «Слышали ли Вы когда-либо о КМ?», «Является ли КМ для Вас чем-то новым?», «Имеет ли КМ для Вас какое-либо значение?» и «С чем у Вас ассоциируется понятие КМ?». По итогам опроса выяснилось, что 53 % казахстанских студентов слышали о КМ; 9 % затруднились ответить; 38 % вовсе не сталкивались с данным понятием. Согласно результатам анкетирования британских обучающихся, 80 % из них информированы о КМ; 14 % из опрошенных не осведомлены; 6 % затруднились при ответе (рис. 2).

псппгогичеснии журнпл спшнортостпнп ы з(64). 201 о

Рис. 2. Информированность о КМ, %

63 % британских студентов отметили, что КМ не является каким-то новым феноменом, в то время как 39 % казахстанских студентов ответили, что КМ является для них новым понятием.

Для 63 % британских студентов КМ имеет существенное значение и является важным фактором в образовательной системе, тогда как четверть казахстанских респондентов не придает столько значения КМ как к эффективному методу образования.

У британских студентов КМ больше всего ассоциируется с анализом - 35 %, также респондентами были указаны такие понятия, как «задаваться вопросами» - 23 %, «критика» - 16 %, «открытость» - 18 % и «скептицизм» - 8 %.

Как показали результаты опроса, казахстанские студенты, как и британские обучающиеся, тоже в большей степени связывают КМ с «анализом» (47 %), в ответах также были указаны такие варианты, как «критика» (33%), «задаваться вопросами» (11 %), «открытость» (7 %) и «скептицизм» (2 %) (рис. 3).

Рис. 3. Ассоциация КМ, %

Что касается определения КМ, то ответы анкетируемых британских и казахстанских студентов получились схожими, почти треть опрошенных определяют КМ как «способность оценивать и анализировать ситуацию» - 31% и 29% - у британских, у казахстанских - 19 % и 27 % - соответственно; также участники опроса дали дефиниции КМ как «навык делать

Жп

опыт зпряеежных коллег

выводы» - 15 % у британских, 21 % у казахстанских, «умение мыслить рационально» -14 % и 20 %, и «способность задаваться вопросами» - 11 % и 14 % соответственно (рис. 4).

Рис. 4. Определение КМ, %

На вопрос «К какой сфере жизни, по их мнению, больше относится КМ?» ответы казахстанских респондентов были следующими: 32 % опрошенных относят КМ к психологии, к политике - 23 %, к образованию - 19 %; к философии - 14 %, к производству - 8 %, к здравоохранению - 4 %. Ответы британских респондентов по данному вопросу расположились следующим образом: образование - 37 %, философия - 22 %, политика -20 %, психология - 11 %; ответы британских и казахстанских респондентов совпадают в том, что КМ имеет низкий процент отношения к отрасли производства - 6 % и здравоохранения - 4 % (рис. 5).

100% 80% 60% 40°% 20°% 0%

Британские студенты

Образование

Философия

Психология

Политика

Производство

Медицина

Казахстанские студенты

Рис. 5. Отношение КМ к отраслям познания, %

В опросник также был включен вопрос о доверии казахстанских студентов к источнику информации: «частично доверяют» - 45 %; «это зависит от материала» - 34 %; «доверяют» - 19 %, «не доверяют» - 2 %.

педагогический журнпл спшнортостпнп м з(64), во 16 пшам

Что касается британских обучающихся: «частично доверяют» - 38 %; «доверяют» -31 %; «доверяют в зависимости от материала» - 28 %; «не доверяют» - 3%, то есть для британских респондентов каждый из предложенных вариантов расценивается в равных, процентных пропорциях.

Значимым для нас было включение вопроса о написании эссе по изучаемым дисциплинам. На вопрос «Пишите ли вы эссе по своим предметам?» ответы у обеих групп респондентов были примерно одинаково положительными - 79 % у казахстанских и 83 % у британских студентов; на вопрос же «Как часто вы пишите эссе?» 45 % казахстанских респондентов ответили «один раз в месяц»; 68 % британских студентов указали «только во время сдачи контрольной работы» (объясняется практикой внедрения эссе как одного из основных видов контроля знаний в британских вузах).

При помощи самооценочной методики мы выяснили степень уверенности студентов в плане действий, связанных с КМ. В анкетник для уточнения мнения опрашиваемых были включены 20 блиц-вопросов по самооценке. Результаты показали, что казахстанские студенты в большей степени (43 % «абсолютно согласны») уверены в том, что умеют делать логическое суждение. Британским же студентам, по их мнению, «легко взвесить различные точки зрения» (49 % «абсолютно согласны»). Казахстанские обучающиеся подчеркнули свою «терпеливость в определении фактов для того, чтобы достичь четкого представления о ситуации» (49 % «абсолютно согласны»). Британские студенты, в случае своей неуверенности в чем-либо, отметили, что продолжают изучать ситуацию, чтобы узнать побольше о ней (38 % «абсолютно согласны»).

Студенты обеих стран оценили также свои слабые стороны: например, 39 % казахстанских студентов «не уверены», что могут определить сигналы, используемые для обозначения этапов аргументирования; 36 % британских студентов «не уверены», что умеют читать между строк.

Как было отмечено выше, в ходе исследования принимали участие казахстанские преподаватели из разных регионов страны. Так, на вопрос «Применяете ли вы во время занятий технологию КМ?» большинство респондентов ответили положительно - 62%, почти четвертая часть - 24 % ответили отрицательно; затруднились ответить - 14 %.

На вопрос «Какой аспект КМ из предложенных вы предпочитаете использовать при обучении?» 33 % респондентов указали все пункты. Остальные дали свои ответы в следующем порядке: «принятие решений» - 23 %, «аргументирование» - 20 %, «решение задач» - 14 %, «постановка вопросов» - 10 %.

66 % казахстанских преподавателей ответили, что «их критерии оценки включают способность обучающегося мыслить критически»; 28 % ППС дал отрицательный ответ; 6 % «затруднились ответить».

В опросник для преподавателей были включены признаки, по которым можно определить умение обучающегося мыслить критически; предполагалось оценивание по 5-балльной системе (по убыванию): «способность анализировать и оценивать информацию по данной теме» (5); «способность выражать свое мнение относительно темы» (4); «умение размышлять над темой» (3); «умение точно и последовательно описать основную мысль по изученной теме» (2); «освоение материала по изученной теме» (1) (он же составил наименьший процент в ответах респондентов).

В итоговой части опросника были предложены утверждения с оценкой мнения:

1) все педагоги РК достаточно информированы о КМ, при этом 53 % - «не уверены»; 19 % - «согласны»; 18 % - «не согласны»; 7 % - «абсолютно согласны»; 3 % -«абсолютно не согласны»;

2) КМ достаточно развито в образовательной сфере РК, при этом 46 % - «не уверены»; 34 % - «не согласны»; 16 % - «согласны»; 3 % - «абсолютно не согласны»; 1 % -«абсолютно согласны»;

•о о 5

опыт зпряеежных коллег

3) КМ применяется во многих образовательных учреждениях РК, 55 % - «не уверены»; 28 % - «не согласны»; 13 % - «согласны»; 2 % - «абсолютно согласны»; 1% -«абсолютно не согласны»;

4) КМ важно для казахстанского образования, 46 % - «абсолютно согласны»; 39 % -«согласны»; 12 % - «не уверены»; 3 % - «не согласны»;

5) необходимо изучать и развивать КМ в образовательной сфере РК, 52 % -«абсолютно согласны»; 30 % - «согласны»; 17 % - «не уверены»; 1 % - «абсолютно не согласны».

Учитывая мнение большинства участников опроса, можно констатировать необходимость интенсивного применения технологии КМ в учебном процессе РК.

В рамках исследования проводилось интервью с вузовскими работниками Казахстана. В нем приняли участие преподаватели нескольких факультетов Казахского национального университета имени аль-Фараби (Физико-технического, факультета Истории, археологии и этнологии, факультета Философии и политологии, факультета Высшей школы экономики и бизнеса и др.); Исторического факультета Казахского национального педагогического университета имени Абая; Физико-математического факультета Кокшетауского государственного университета имени Ш. Уалиханова; Филологического факультета Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева и др.

На вопросы «Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию по критическому мышлению в казахстанском образовании?» и «Существуют ли барьеры для развития и внедрения КМ?» представители факультета Философии и политологии Казахского национального университета имени аль-Фараби ответили, что, во-первых, существует потребность дальнейшей разработки этого ведущего современного педагогического понятия, актуального для развития преподавания и обучения в РК; во-вторых, не все преподаватели используют элементы КМ, что объясняется инертностью самих преподавателей, нехваткой финансирования (и, соответственно, энтузиазма) и увеличением бумажно-отчетных работ.

Следующий вопрос - о наличии программ по внедрению КМ от Министерства РК. По словам преподавателей Физико-математического факультета Кокшетауского государственного университета имени Ш. Уалиханова, по программам, разработанным совместно с Казахстанским центром педагогического мастерства АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» и специалистами Кембриджского университета, четвертый год, начиная с 12 ноября 2012 года, в Алматы в Институте повышения квалификации педагогических работников филиала АО «Научно-практический центр «Орлеу» Министерства образования и науки РК реализуется проект обучения учителей города новым методам и технологиям обучения, где проводятся курсы по семи модулям, один из которых - по развитию КМ. По специальной трехмесячной программе учителям предлагается освоить три базовых уровня. Формат проведения занятий предполагает два месяца аудиторного обучения в малых группах и один месяц обучения в онлайн-режиме; учителя, успешно завершившие вышеназванную программу и получившие сертификат о подтверждении уровня квалификации, будут иметь существенную надбавку к зарплате. Данная система, связывающая обучение в системе повышения квалификации и заработную плату, в Казахстане реализуется впервые. Добавим, что общенациональное движение «Казахстан - 2050» разработало проект по основам КМ. В частности, к сентябрю 2014 года активисты движения Габит Бекахметов и Айгерим Коржумбаева издали учебник по основам КМ объемом 13 п.л., содержащий фундаментальные аспекты формирования у человека КМ, с учетом международного опыта и практических примеров казахстанских реалий. Учебник содержит методы объективной оценки материалов СМИ. По инициативе этого же движения учебник бесплатно распространяется в школах страны [2].

пелпгогичесний журнпл спшнортостпнп м 3(64). во 16 gssässs

Интервью также содержало вопрос об использовании приемов и методов КМ в учебном процессе. Преподаватели Филологического факультета Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева акцентировали внимание на приеме «лекция с ошибками» для выявления самостоятельности мышления студентов, умения анализировать, сопоставлять, делать выводы, аргументировать, группировать факты и др.

Таким образом, по итогам исследования можно констатировать:

- развитие интеллектуального потенциала нации зависит от эффективности системы образования и науки, включающей в себя основы КМ;

- существует множество дефиниций КМ, большинство из них созвучны с концептом «рефлексивное мышление», выдвинутым Дж. Дьюи;

- казахстанская система образования за годы независимости пережила множество этапов реформирования; решающим шагом к новой модели высшего образования является присоединение к Болонскому процессу.

- британские студенты больше информированы о КМ чем их казахстанские сверстники (27 %);

- студенты обеих стран ассоциируют КМ, в первую очередь, с анализом;

- казахстанские студенты относят КМ, больше всего, к психологии, тогда как значительная часть британских обучающихся связывает КМ с образованием;

- результаты интервью показали, что КМ реализуется в казахстанских образовательных учреждениях для того, чтобы обучающиеся могли легко ориентироваться в потоке информации, но, к сожалению, не в полной мере;

- существуют определенные препятствия при внедрении КМ в учебный процесс, например, недостаточное финансирование и, соответственно, низкая мотивация.

Несмотря на это, осуществляются различные проекты по развитию КМ, преподаватели частично применяют элементы КМ в образовательном процессе; рассматриваемая тема требует дальнейшего изучения в плане эффективности и результативности внедрения навыков КМ в образовательной системе РК.

Таким образом, со дня обретения Республикой Казахстан независимости образовательная система страны кардинально меняет свой курс развития, интегрируясь в европейское образовательное пространство. Интеграция и интернационализация сферы образования требуют содержательного переосмысления образовательной политики, для чего считаем необходимым внедрение технологии КМ как ключевого звена в приобретении качественного знания и его использования в практике современного глобалистского общества. В данном контексте Министерство образования и науки Республики Казахстан проводит целенаправленную интенсивную работу по внедрению КМ в учебный процесс, что зафиксированно в приведенных выше нормативно-правовых документах и стратегических планах развития образования государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Арынов, К.Т., Жадрина, М.Ж. Материалы к разработке Национального стандарта среднего общего образования Республики Казахстан / под ред. К.Т. Арынова, М.Ж. Жадриной; п.18.4, 2004 г. - 78 с.

2. Бекахметов, Г., Коржумбаева, А. Основы критического мышления [Электронный ресурс]. URL : http://www.slideshare.net/slideshow/embed_code/38916700.

3. Воевода, Е.В. Критическое мышление как культурный феномен // Язык и коммуникация в контексте культуры : сборник статей по материалам 7-й Международной научно-практической конференции, 2012. - С. 120-126.

4. Демин, М. Теория аргументации в высшем образовании [Электронный ресурс]. URL : http://postnauka.ru/faq/41670.

5. Назарбаев, Н.А. «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее». Послание Главы государства Нурсултана Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 года.

6. Назарбаев, Н.А. Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее (лекция, прочитанная в Казахском Национальном университете им. Аль-Фараби, 2009 г.) [Электронный ресурс]. URL : http://www.kaznu.kz/ru/1853.

7. Нода, Л.П. Интеллектуальный потенциал нации: новый вектор развития [Текст] / Л.П. Нода // Вестник КазНУ. Серия «Журналистика». - 2012. - №2. - С. 63-73.

•о о 5

опыт зпруеежных коллег

8. Работа АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» с базовыми общеобразовательными школами, 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http://demo.nis.edu.kz/ru/programs/broadcast-exper/bas-school/

9. Саринжипов, А. В ЕНТ добавят вопросы, требующие развернутых ответов (интервью от 29.10.2013 г.) [Электронный ресурс]. URL : http://newskaz.ru/society/20131029/5721050.html.

10. Саринжипов, А. В сфере образования нужны новые стандарты (интервью от 29.10.2013 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://strategy2050.kz/ru/news/2631/

11. Стандарт общего среднего образования РК, п.87.8, 2013 г.

12. Терно, С.А. Эволюция идеи: рефлексивное мышление - критическое мышление - метакогнитивное развитие // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL : http://human.snauka.ru/2013/10/3900.

13. Dewey J. (1933) How We Think, New York: D. C. Heath. Classic and highly influential discussion of thinking.

14. Glaser E. (1941) An Experiment in the Development of Critical Thinking.- New York, AMS Press,1941. -212 p.

15. Govier T. (1997). Socrates' Children. Thinking and Knowing in the Western Tradition. Peterborough, Ontario: Broadview.

16. Halpern D. (1996) Thought and Knowledge: An introduction to critical thinking 3rd edn. (Mahwah, NJ, Lawrence Erlbaum Associates).

17. Klooster D. (2001) What is Critical Thinking? //Thinking Classroom. Spring 2001 (4),P. 36-40.

18. Mead M. (1930) Selection from Coming of Age in Samoa: A Psychological Study of Primitive Youth for Western Civilization Social Progress and the Power of Intellect.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.