Научная статья на тему 'МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
586
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM OF EDUCATION / РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН / REPUBLIC OF KAZAKHSTAN / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Янгирова Венера Магасумовна, Нурушова Айжан Бауыржановна

В статье рассматривается модернизация системы образования Республики Казахстан, ее приведение к уровню мировых стандартов как основа конкурентоспособности экономики, нации и государства. Успешная модернизация системы образования опирается на планирование ее развития в национальном масштабе с целью развития человеческого капитала и экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Янгирова Венера Магасумовна, Нурушова Айжан Бауыржановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF EDUCATION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN: CURRENT STATE AND DEVELOPMENT PROSPECTS

The article deals with the modernization of the education system of the Republic of Kazakhstan, bringing it to the level of international standards as a basis for economic competitiveness, the nation and the state. Successful modernization of the education system is based on the planning of its development on a national scale in order to develop human capital and economic growth.

Текст научной работы на тему «МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

В.М. Янгирова, А.Б. Нурушова

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: модернизация, система образования, Республика Казахстан, перспективы развития.

Аннотация: В статье рассматривается модернизация системы образования Республики Казахстан, ее приведение к уровню мировых стандартов как основа конкурентоспособности экономики, нации и государства. Успешная модернизация системы образования опирается на планирование ее развития в национальном масштабе с целью развития человеческого капитала и экономического роста.

Большинство современных стран мира признали необходимость модернизации образования в качестве одной из приоритетных задач, которую им предстоит решить для достижения социально-экономического прогресса. В это число входит и Республика Казахстан, признанная в настоящее время мировым сообществом как страна с рыночной экономикой. За короткий исторический период обретения независимости Казахстан, определив перспективы социально-экономического развития, совершил прорыв в экономике. Сегодня страна интегрируется в мировую цивилизацию, активно использует новые прогрессивные технологии. Произошедшие в Казахстане перемены обусловили процесс проектирования и внедрения новой модели образования на основе современных информационных и педагогических технологий. Особое место в решении этой задачи принадлежит системе общего среднего образования, модернизация которой составляет одну из приоритетных целей реформирования национального образования, так как эффективность общеобразовательной школы является важным показателем степени развития любой страны, ее социально-технического потенциала и международного авторитета.

В Послании Президента Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» особое внимание уделяется повышению качества образования [3]. Особое значение имеет призыв Главы государства к модернизации системы образования и выводу его на международный уровень развития. Поставленные в нем задачи отражают новый этап активной деятельности всего общества и государства по созданию необходимых условий, которые должны обеспечить вывод республики к середине текущего века по вхождению Казахстана в число тридцати самых развитых стран мира. Важнейшим фактором достижения заданных целей выступает образование: в условиях современного динамичного развития и глобальной конкуренции от образования требуется, чтобы оно было качественным и непрерывным на протяжении всей жизни. Поэтому перед казахстанской системой образования поставлена задача овладения современными методиками и программами обучения, повышения уровня преподавания, обучения востребованным знаниям и навыкам, таким как трехъязычие (казахский, русский, английский), профессионально-техническая подготовка, аналитическое мышление и.т. д.

По словам Президента, необходимо укрепить непрерывную вертикаль образования: важно восстановить логическую взаимосвязь всех видов «возрастного» образования как целостного лифта - дошкольного, среднего, высшего и послевузовского. Модернизация на уровне дошкольного образования в Казахстане предполагает повсеместное внедрение в дошкольных учреждениях трехъязычной (на казахском, русском, английском) системы получения знаний. Таким образом, будет построена логическая система обучения языкам: азы будут изучаться в детском саду, в школе - базовый уровень, в университетах или колледжах - профессиональный язык по специальности.

В связи с поручением Главы государства в республике проводится работа по модернизации дошкольного образования: в этих целях разработаны и утверждены Стандарт и Типовые учебные планы дошкольного образования; обновляются образовательные программы дошкольного воспитания и обучения; внедряются инновационные технологии воспитания и обучения.

Г0Г05

опыт зпруеежных коллег

Содержание дошкольного воспитания и обучения включает пять образовательных областей: «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум». В соответствии с требованиями Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан обновляются программы воспитания и обучения детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста [1]. Пересматривается содержание альтернативных программ «Балбебек» (для всех возрастов), Карлыгаш (4-5 лет), Кайнар (для всех возрастов) в соответствии с требованиями нового Государственного общеобязательного стандарта образования, а также с переходом на 12-летнее обучение. Используются современные инновационные технологии, такие как интеллектуальные, интерактивные, мультимедийные, которые включают в себя инновационные методики - информационно-игровую, мультимедийно-анимационную, проектно-исследовательскую, пространственного моделирования, личностно ориентированную.

Особый интерес вызывают интеллектуальные технологии, созданные на основе моделирования, проектно-исследовательского, интеллектуально-игрового подхода. В результате применения вышеназванных технологий у ребенка формируются такие компетенции, как здоровьесберегающая, коммуникативно-языковая, познавательно-творческая, социальная.

В целях выполнения поручения Главы государства в республике разрабатываются программы интеллектуального развития ребенка и триединства языков:

- программа «Развитие триединства языков в дошкольных организациях»;

- программа и учебно-методический комплекс по обучению английскому языку детей старшего дошкольного возраста 5-6 (7) лет (на государственном и русском языках).

Уже сегодня есть ряд детских садов, работающих на трех языках; иностранный язык, в основном английский, вводится через игровые методы, основанные на инновационных технологиях.

Еще одним аспектом модернизации является введение трехъязычного образования, которое позволит вырастить поколение, способное интегрироваться в мировое сообщество благодаря приобретению основных языковых компетенций. Сейчас в Казахстане функционируют 33 школы с обучением на трех языках.

Казахстан принимает участие в международных тестированиях уровня знаний школьников. Среди самых известных и масштабных проектов: международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment); международное исследование тенденций в математическом и естественнонаучном образовании TIMSS (Trends in Mathematicsand Science Study); международное исследование прогресса в области грамотного чтения PIRLS (Progress in International Reading Study).

PIRLS проводится раз в пять лет и оценивает качество чтения и понимания прочитанного у учеников начальных классов. В данном исследовании Казахстан будет принимать участие впервые; в апробации PIRLS-2016 примут участие 1412 учащихся 4-х классов из четырнадцати регионов [4].

TIMSS проводится раз в четыре года для школьников четвертых и восьмых классов. Мониторинг состоит из 2-х частей - математической и естественнонаучной. Казахстанские ученики показали высокий рейтинг по оценкам TIMSS в области математики среди пяти- и восьмиклассников (5-е место) и в области естественных наук (11-е место) [4].

Международная программа PISA проводится трехлетними циклами в трех различных областях знаний поочередно: в чтении, естествознании, математике. Казахстанские школьники показали низкий результат в тестировании PISA. Результаты участия Казахстана в PISA и TIMSS показывают, что педагоги общеобразовательных школ республики дают хорошие предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях [4].

пелпгогичесний журнпл спшнортостпнп м 3(64). во 16 ммррг

Сложившаяся ситуация в области образования свидетельствует о необходимости системности в преодолении негативных явлений, кардинальных организационных, структурных преобразований, обновления содержания образования и совершенствования качества подготовки специалистов в соответствии с современными социально-экономическими и политическими условиями развития республики и прогрессивным опытом высокоразвитых стран.

В системе образования Республики Казахстан действуют следующие документы стратегического характера: Закон РК «Об образовании» (2015г.), Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан на 20112015 годы, Государственный общеобязательный стандарт образования, Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года.

По поручению Главы государства в Казахстане созданы и действуют шесть «Назарбаев Интеллектуальные школы». До конца 2015 года было запланировано и осуществлено строительство дополнительно еще 15 школ. Таким образом, в ближайшие три года будет создана сеть Интеллектуальных школ на уровне мировых стандартов. Данные учебные заведения будут являться стартовыми площадками по разработке, внедрению и апробации новых учебно-воспитательных программ.

Направления, в которых проводится модернизация среднего образования, также касаются введения электронного обучения, трехъязычной системы, ввода 12-летнего образования и строительства современных адаптированных для него школ, а также подушевого финансирования.

Одним из самых значимых проектов в системе среднего образования является программа электронного обучения - е-!вагп1пд, которая станет основным инструментом модернизации образования. Так, к данной системе в прошлом году в пилотном режиме были подключены 44 организации образования, в новом учебном году программа е-!еагп1пд будет внедрена в 537 учебных заведениях страны. К 2020 году она охватит 90 % учебных учреждений страны [2].

Кроме того, в рамках модернизационных мер продолжается подготовка к внедрению 12-летнего образования, которая предполагает разработку новых государственных стандартов и программ образования. На сегодняшний день для этих целей сформировано 198 учебников для начальной и средней школы. Для перехода на 12-летнее обучение сейчас проходит эксперимент в 104 школах республики, в том числе в 45 сельских и 59 городских. Помимо этого, для ввода 12-летнего образования запускается программа строительства школ, адаптированных к новой системе. В ближайшие годы будет построена 521 новая школа [2]. Реализация дальнейших мер по модернизации системы среднего образования будет способствовать качественному структурированному обновлению образовательной сферы и росту уровня конкурентоспособности молодого населения страны.

Принципиально новая система класификации вузов установлена согласно новой Государственной программе развития образования, расчитанной на 2011-2020 годы. В нее в числе прочих учебных заведений войдут национальные исследовательские университеты (ИУ). Первым примером исследовательского университета в Казахстане является «Назарбаев Университет» - это вуз международного уровня, созданный по инициативе Президента страны. В правительстве принято решение о преобразовании нескольких ведущих университетов страны в исследовательские университеты. Наиболее перспективным из них является Казахский национальный университет имени Аль-Фараби - флагман казахстанского высшего образования.

В Казахстане в системе высшего образования действуют 147 вузов, где обучаются 620 тысяч студентов. С целью повышения качества высшего образования разработана

•о о 5

опыт зпруеежных коллег

Концепция академической мобильности обучающихся вузов. В 2016 году за счет республиканского бюджета 350 магистрантов будут выезжать на один академический период в страны СНГ, Европы, Юго-Восточной Азии. Кроме того, в этом же году 1493 зарубежных ученых и преподавателей привлекаются для работы в 27 высших учебных заведений Казахстана [2].

Уже второй год в Казахстане реализуется модель современной докторантуры, направленной на подготовку качественно нового формата молодого ученого, свободно ориентирующегося в мировом научном пространстве. Подготовка в докторантуре PhD ведется с 2005 года, но только с 2011 года академической степени «доктор философии PhD» присвоен статус ученой степени. Всего за эти два года вузами подготовлено около 450 докторантов, на сегодняшний день 105 из них присуждена ученая степень доктора философии PhD [4].

В Казахстане действует программа международной стипендии президента РК «Бо-лашак». Она дает возможность прохождения стажировок педагогическим, медицинским и инженерно-техническим специалистам продолжительностью 1-12 месяцев за рубежом. У молодых казахстанцев появился шанс пройти дополнительную языковую подготовку сроком до полугода. Впервые с этого года в рамках реализации государственных программ развития образования, здравоохранения и форсированного индустриального - инновационного развития предусмотрена такая возможность. Раньше пройти стажировку за рубежом могли только научные работники государственных вузов и научно-исследовательских институтов, но в новых правилах данное ограничение снято. Еще одно нововведение - это необходимость двухлетнего стажа работы для поступивших в зарубежные вузы самостоятельно.

В Казахстане осуществляется глубокая реконструкция системы повышения квалификации учителей средних школ и колледжей, а также преподавателей вузов. Принято решение - преобразовать существующую систему повышения квалификации в современную многоуровневую и многокомпонентную систему. Для этого предлагается создать три базовых комплекса повышения квалификации - Центры педагогического мастерства, холдинг «Национальный центр повышения квалификации педагогов» и Центры повышения квалификации учителей при педвузах.

Первый комплекс - Центры педагогического мастерства (ЦПМ) на базе «Назарбаев Интеллектуальные школы». Для трансляции опыта «Назарбаев Интеллектуальные школы» в ноябре 2011 года создан «Center Of Excellence» («Центр педагогического мастерства»). Проект предусматривает организацию повышения квалификации учителей общеобразовательных школ по специальной обучающей программе, соответствующей лучшим международным практикам (в этом направлении партнерами являются эксперты Кембриджского университета). По результатам трехмесячной подготовки учителям, в дополнение к имеющимся категориям, будут присваиваться новые квалификационные уровни, которые станут основой повышения оплаты их труда.

Второй комплекс - это холдинг «Национальный центр повышения квалификации педагогов». Данный комплекс будет, в отличие от сегодняшней ситуации, действовать на новой единой базе корпоративного управления, методологии, трансляции мирового опыта и опыта «Назарбаев Интеллектуальные школы».

Третий комплекс - пять Центров повышения квалификации педагогов при ведущих педагогических вузах Казахстана и закрепленных за ними экспериментальных опорных школах.

С созданием данных трех комплексов будет сформирована система повышения квалификации учителей, по своей структуре, содержанию и методологии соответствующая мировой практике (сейчас имеется три категории учителей - к ним добавится еще три уровня квалификации). Таким образом, Казахстан перейдет к шести квалификационным градациям, как принято во многих развитых странах. В указанном «форсированном» режиме

пелпгогичесний журнпл спшнортостпнп м 3(64). во 16 gssässs

данная система будет работать пять лет; за это время планируется переподготовить по новым программам и сертифицировать свыше 120 тысяч педагогов, то есть 43 % кадрового учительского потенциала; профессорско-преподавательский состав педвузов пройдет переподготовку на базе Назарбаев Университета. Тем самым будет создана «критическая масса» учителей с современной подготовкой, и она станет главной точкой опоры, которая позволит перевести всю систему среднего образования Казахстана на новый качественный уровень. Через пять лет будут подготовлены и первые выпускники педагогических вузов, обученные по новым стандартам, после чего планируется перевести систему повышения квалификации в «стационарный» режим работы с проведением обязательных ежегодных двухнедельных курсов для всех учителей Казахстана по опыту Великобритании, Японии и других развитых стран.

1. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. - Астана, 2015. -

232 с.

2. Масимов, К.К. Казахстан проводит модернизацию системы образования [Электронный ресурс] // Доклад Премьер-министра Республики Казахстан. - Режим доступа : http://primeminister.kz/program/event/view/2262.

3. Назарбаев, Н.А. Послание народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» // Казахстанская правда. 17 января 2014.

4. Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан. - Астана : АО «ИАЦ», 2015. - 273 с.

5. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы (Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2012 года №832).

6. Программа развития образования Республики Казахстан на 2011- 2020 годы. - Астана, 2008.

7. Сайтимова, Т.Н. Система общего образования в Казахстане : современное состояние и тенденции развития : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Волгоград, 2011. - 22 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.