Научная статья на тему 'Навстречу требованиям Киотского протокола'

Навстречу требованиям Киотского протокола Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
51
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Навстречу требованиям Киотского протокола»

ТРУБОПРОВОДНАЯ АРМАТУРА

Р.М. Набиев, ООО «АРМ ГАРАНТ»

НАВСТРЕЧУ ТРЕБОВАНИЯМ КИОТСКОГО ПРОТОКОЛА

Ни для кого не секрет, что сегодня все пневматические и пневмогидравличе-ские приводы, используемые на газопроводах (т.е. подавляющее большинство приводов запорной арматуры), работают с использованием энергии перекачиваемой среды независимо от того, производится отбор газа из магистрали или подается по отдельной линии. При работе пневматических приводов с использованием энергии перекачиваемой среды неизбежно происходит выброс отработавшего газа в окружающую среду. При этом, учитывая огромное количество арматуры на магистральных трубопроводах и количество переключений, наносится большой экологический ущерб окружающей среде на прилегающих территориях, возникает опасность загазованности помещений, а также образуются существенные экономические потери за счет безвозвратной потери значительных объемов ценного углеводородного сырья.

В то же время существует другой эффективный способ подачи энергоносителя пневматическим приводам арматуры магистральных трубопроводов, исключающий ущерб окружающей среде, повышающий безопасность эксплуатации арматуры и значительно уменьшающий потери перекачиваемой среды при работе пневматических приводов, установленных на арматуре - шаровых кранах магистральных газопроводов. Речь

идет об использовании сжатого воздуха. Сложность применения этого способа заключается в основном в том, что обеспечение необходимого для работы приводов давления и расхода воздуха чаще всего сопряжено с установкой дополнительного оборудования. Использование же имеющейся на компрессорных станциях пневмосети для подачи рабочей среды не всегда возможно вследствие недостаточного уровня давления. Даже в случае обеспечения требуемого расхода воздуха давления подаваемой среды будет достаточно не для всех типов пневматических приводов. Но, к примеру, приводы со струйным двигателем вполне могут запитываться от стандартной пневмосети. Конструкция привода

позволяет при небольших доработках обеспечить его работоспособность при давлениях 0,6 4- 0,8 МПа.

Работа привода со струйным двигателем на сжатом воздухе практически ничем не отличается от работы привода на природном газе. Расчеты и эксперименты показывают, что объемный расход сжатого воздуха на перестановку затвора шарового крана практически равен объемному расходу природного газа. При этом в приводе не требуется строгой герметизации, и привод становится экологически абсолютно чистым, что особенно актуально, например, на компрессорных станциях.

Возможны несколько схем работы группы приводов на компрессорных станциях в зависимости от построения системы питания приводов сжатым воздухом.

СХЕМА 1

Источники питания (Рис. 1) представляет собой компрессор небольшой мощности на давление 2^15 МПа и батарею баллонов на давление до 20 МПа. В этом случае может быть использован пневмопривод любого типа, а привод со струйным двигателем может быть использован без каких-либо изменений, т. к. в узле управления имеется регулятор расхода (давления) газа, который снижает давление в баллоне до давления газа на входе в двигатель, равное 1,0ч-1,2 МПа.

При расходе сжатого воздуха из баллонов и падения давления в них система управления компрессором включает компрессор и обеспечивает необходимую подкачку сжатого воздуха в баллоны. При этом подкачка может продолжаться в течение достаточно продолжительного времени, поэтому мощность компрессора может быть небольшой. Здесь имеется определенная аналогия с работой электрогидропривода, когда рабочий процесс привода составляет несколько секунд, а подготовка («зарядка») при-

64 \\ ТЕРРИТОРИЯ НЕФТЕГАЗ \\

\\ № 5 \\ май \ 2003

на правах рекламы

вода к следующему рабочему процессу осуществляется с помощью маломощного электродвигателя и гидронасоса в течение длительного времени. Система питания приводов (Рис. 1) обеспечивает надежность работы приводов при аварийных ситуациях, так как приводы всегда обеспечены запасом рабочего тела.

Отметим, что для установки компрессора и батарей баллонов на 30 приводов достаточно площади всего в 104-12 м2.

схема 2

(Рис. 2) Как и в первой схеме, источник питания содержит компрессор небольшой мощности с системой управления, при этом на выходе батареи

баллонов установлен регулятор давления сжатого воздуха (воздушный редуктор). Выходное давление регулятора равно давлению воздуха на входе в двигатель 1,04-1,2 МПа.

При расходе газа из баллонов система управления компрессором,как и в первом случае, обеспечивает включение компрессора и подкачку сжатого воздуха в баллоны.

схема 3

(Рис. 3) В этой схеме каждый привод снабжен индивидуальным баллоном сжатого воздуха, подпитываемым одним компрессором. При этом каждый баллон связан с системой управления компрессором. При работе одного из приводов происходит расход сжатого воздуха только из этого баллона и «подкачка» только этого баллона. При этом для снижения давления воздуха до уровня рабочего давления двигателя 1,041,2 МПа используется регулятор расхода (давления) в устройстве управления приводом, или регулятор давления может быть установлен на каждом баллоне. Баллоны могут быть пневматически объединены между собой, если исключить обратные клапаны.

схема 4

(Рис. 4) Если на объекте имеется достаточная по производительности пневмосеть, то приводы могут работать от нее непосредственно.

Однако при давлении в сети ниже 0,8 МПа возможно применение только приводов со струйным двигателем. Использование описанного выше способа подачи энергоносителя пневматическим приводам арматуры безопасно, исключает нанесение вреда окружающей среде и исключает экономический ущерб, так как не происходит выброс ценного газа в окружающую среду, а также одновременно решается вопрос о сокращении выброса газа в атмосферу в соответствии с требованиями Киотского протокола.

АРМ ГАРАНТ

ООО «арм гарант»

450059, г. Уфа, ул. Р. Зорге, д. 35 Тел./факс: +7 (347) 223-74-15, 223-74-17 e-mail: armgarant@ufamail.ru www.armgarant.ru

450059, г. Уфа, ул. Р. Зорге, 35 тел./факс: (347) 223-74-15, 223-74-17 e-mail: armgarant@ufamail.ru www.armgarant.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.