Продуктивная деятельность учащихся: опыт Хорошколы
Навигатор САМОдеятельности в Гимназии Хорошколы
При открытии Гимназии Хорошколы изначально была идея центральной линии обучения по принципу «учимся делать -делая». Для запуска этого направления работы, вовлечения учащихся в продуктивную деятельность была создана система мастерских, написан для учащихся навигатор самодеятельности и организовано пространство «сборки», представления и обсуждения результатов продуктивных дел - школьный фестиваль «Что я натворил?!». В статье представлено краткое описание опыта запуска системы продуктивной деятельности в первый год работы Гимназии.
Ключевые слова: навигатор, самодеятельность, продуктивная деятельность, проектная деятельность, исследовательская деятельность, арт-действие, фестиваль.
Умные люди всегда задают вопросы. Спрашивайте себя и других людей, чтобы найти решение.
Это позволит вам узнавать новое и анализировать собственный рост.
А. Эйнштейн
Хорошкола (частное образовательное учреждение «Хорошевская школа») - авторский образовательный проект, учредители которого - Герман и Яна Греф. Хорошкола работает 5 лет. Первые 4 года действовала только Прогимназия (детский сад и начальная школа). С сентября 2017 года в Хорошколе открылась в новом здании Гимназия (с 5 по 11 класс, первый набор был проведен с 5 по 9 класс). Директором Хорошколы в 2017 году стала д.п.н. Е.И. Булин-Соколова. Одной из линий развития образовательной среды стали курсы по выбору и продуктивная деятельность хорошкольников.
В сентябре 2017 года мы задумали выстроить деятельность Хорошколы, в первую очередь, вокруг продуктивных видов деятельности, которые актуализируют ценность авторства, имеют определенные форматы представления, реализации, обсуждения, воспитывают субъектную позицию. И в течение учебного года мы последовательно реализовывали эту идею на практике.
Глазунова
Оксана
Владимировна,
заместитель директора по дизайну образовательного процесса ЧОУ «Хорошевская школа» (2017/2018 уч.г.), г. Москва,
Обухов
Алексей Сергеевич,
кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики, научный руководитель ЧОУ «Хорошевская школа» (2017/2018 уч.г.), г. Москва, [email protected]
Продуктивная деятельность учащихся: опыт Хорошколы
1
Курсы по выбору - образовательные модули, нацеленные на понятные и востребованные школьником образовательные результаты. Курсы могут иметь различную продолжительность, структуру, но заранее должны быть заявлены ведущим курса. Курс может быть и процессуальным и в рамках которых «отторжимый продукт» может и не производиться.
2 Проектная мастерская - это обязательный курс по выбору, в рамках которого ученики создают «отторжимый продукт». В рамках мастерской школьники занимаются:
• проектной работой;
• исследовательской работой;
• искусством, включая театр;
• социальным проектированием.
3 Тьюториал - еженедельный час общения тьютора и школьника, где происходит рефлексия, корректируются и составляются индивидуальные планы и т.д. Это обязательный час
в расписании каждого хорошкольника.
4 Самоподготовка - часы самостоятельной работы учащихся.
Статья иллюстрируется фотографиями Службы внешней и внутренней коммуникации Хорошколы и А.С. Обухова из жизни Гимназии Хорошколы
В Хорошколе в 2017/2018 учебном году в расписании каждого ученика появились курсы по выбору1, проектные мастерские2, тью-ториалы3 и часы самоподготовки4, которые хорошкольник собрал в индивидуальный образовательный маршрут.
Это была непростая задача - из 75 курсов и мастерских выбрать всего 2-3. Найти нужную группу по второму иностранному языку, переговорить с учителями, оценить свои возможности, примерить их со своими желаниями, учесть все граничные условия и обойти препятствия. И школьники, и педагоги достойно справились с этой непростой задачей. Каждый хо-рошкольник с участием тьютора выстроил свое индивидуальное расписание.
В 2017/2018 учебном году в Хорошколе было проведено два фестиваля с названием «Что я натворил?!». Первый прошел в декабре 2017 года, на котором многие хорошкольники представили результаты своих творческих инициатив. Для развития линии продуктивной деятельности в Хорошколе на второе полугодие был создан «Навигатор САМОдеятельности», который определял регламент реализации продуктивной деятельности. Его получил на руки каждый хорошкольник и преподаватель. Здесь мы представим текст этого «Навигатора» с некоторыми сокращениями. Мы также сняли конкретизацию по датам и т.п. Но сохранили адресность обращения к хорошкольникам.
Навигатор САМОдеятельности
Во втором полугодии 2017/2018 учебного года каждый хорошкольник по итогам своих занятий, работы и творчества в мастерских представляет на фестивале «Что я натворил, опять?!» свою работу. Фестиваль пройдет в конце мая в формате открытой стендовой конференции, где каждый участник сможет представить свой проект, посмотреть на работы своих друзей, получить обратную связь от одноклассников и опытных экспертов. Для того, чтобы это событие состоялось, снова придется засучить рукава, и пройти несколько ступеней в своем развитии, прежде чем ваш проект будет представлен на весеннем фестивале.
Этапы подготовки работ
Замысел (январь - февраль)
Вы определились с мастерской или курсами по выбору. И теперь нужно решить, что же вы хотите увидеть в качестве результата вашей работы. Этап «Замысел» - это возможность понять, как может реализоваться та или иная ваша мечта, как вы можете представить свой результат труда другим? Какими путями вы пойдете для реализации этой мечты и с кем?
Обухов Алексей Сергеевич, Глазунова Оксана Викторовна
1. Определитесь, в каком направлении вам следует двигаться. Что вам больше подходит?
Типы продуктивной деятельности могут быть, например, такими:
• Проектная работа - авторское действие, выстроенное в логике «замысел - реализация - рефлексия», по воплощению в действительность изначально придуманного образа конечного результата (продукта). Хороший проект включает в себя исследовательскую часть, дающую обоснование смысла и содержания конечного продукта. Проекты могут быть индивидуальные или групповые (в нашем случае - до 5 человек, каждый из которых имеет свою самостоятельную задачу в общем деле).
• Исследовательская работа - самостоятельное действие, направленное на поиск ответа на поставленную (осознанную, выявленную) проблему (неизвестное) на конкретном материале с помощью научных методов. Исследования могут быть индивидуальные и групповые (в нашем случае до 5 человек, каждый из которых реализует свою исследовательскую задачу в общем исследовании).
• Арт-направление (различные виды творческих дел, проектов) - создание конечного авторского продукта или исполнительное выступление, направленное на художественное самовыражение. Арт-действие может быть авторское или исполнительное, индивидуальное или групповое (в зависимости от вида искусства и формы воплощения художественного замысла).
• Социальный проект - совместное согласованное действие, направленное на решение актуальной социальной проблемы, значимость которой обоснована результатами исследования или отвечает на имеющийся социальный запрос. Социальный проект может иметь ценность в самом процессе реализации, а не только в конечном продукте. Обычно в социальных проектах представляется его обоснование, способы решения, ход реализации и промежуточные результаты (фиксируемые эффекты) по социальным изменениям.
2. Поговорите со своим преподавателем, тьютором, родителем. Обсудите в каком жанре и про что, с кем из сверстников (если в команде) и с кем из взрослых (в качестве консультанта) вам хотелось реализовать свое самостоятельное дело. И почему именно его и с ними? Принимайте при этом окончательное решение самостоятельно - так как это именно ваше дело, ваш замысел.
3. Подумайте, как назвать тему вашего проекта (работы, исследования, произведения искусства). Сформулируйте рабочее название. Название по ходу реализации и по завершению самостоятельного дела может уточниться, измениться, конкретизироваться.
4. Попробуйте общими штрихами описать образ желаемого результата. Отвечая на вопросы: Что именно будет
Продуктивная деятельность учащихся: опыт Хорошколы
в результате? или На какой вопрос ищу ответ? Какими методами (способами, средствами) я буду достигать поставленную цель? Какие ресурсы мне нужны, где и на каком материале я буду делать желаемое? Как я спланирую свою деятельность - в какой последовательности и когда я буду делать, чтобы успеть получить представляемый результат к фестивалю «Что я натворил, опять?!»
5. Ну и, наконец, проявите свои коммуникативные способности - договоритесь, с кем вы будете работать (ваш консультант и соучастники проекта). Как и в прошлом полугодии, можно делать как индивидуальные, так и групповые проекты. Для групповых проектов - не забудьте на следующем этапе распределить обязанности. Ограничения по количеству участников проекта остается прежним - не более 5 человек.
Составьте договор о намерениях, сформулировав в письменном виде:
• название работы;
• жанр (направление);
• образ результата и планируемый путь его достижения.
Не забудьте данный договор скрепить подписями всех
сторон (консультант и участники). Копии договоров сдаются в штаб Фестиваля до конца февраля. Бланки Договоров о намерениях можно также брать в штабе Фестиваля или у своих тьюторов. Данный договор с образом результата представляется после неформального обсуждения замысла (идеи) своего самостоятельного дела.
До конца февраля предлагается провести неформальный живой разговор, в котором проектная группа рассказывает другой проектной группе о своих замыслах и планах. Это поможет более точно сформулировать свои мысли, сверить понимание другими ваших идей, возможно немного скорректировать, понять возможные риски при дальнейшем выполнении проекта. Круги обсуждения Замыслов формируются консультантами проектных групп. Рекомендуется создать временные творческие объединения, включающие хорошкольников, работающих с тремя-четырьмя консультантами.
Информация о прохождении этапа Замысла вносится в информационный лист к Родительской и Детской карусели: описание выбранного вами проекта и предполагаемого результата.
Хорошкольник может выполнять сразу несколько проектов в различных проектных командах, в том числе в рамках курсов по выбору, в рамках предметов базового расписания, а также в любое свободное время. Консультантом проекта может стать как преподаватель или тьютор Хорошколы, так и любой специалист в выбранной области, с которым ученик заключил Договор о намерениях. Одно творческое дело является обязательным для выполнения. Сверх того, по желанию хорошколь-ника, главное - рассчитать свое время и силы, чтобы задуманные дела успели воплотиться на желаемом уровне сложности.
Обухов Алексей Сергеевич, Глазунова Оксана Викторовна
Советы начинающим
Думай глобально, действуй локально:
• чем локальнее исследование, чем конкретнее предмет исследования, чем понятнее и детальнее продуман образ результата в проекте, тем работа получается интереснее и содержательнее;
• уровень исследовательской работы во многом зависит от корректности сбора материала, от точности применения методов исследования, а также уровня анализа полученных самостоятельно данных;
• уровень проектной работы во многом зависит от оригинальности замысла, его реалистичности для реализации, продуманности этапов и сроков воплощения, понимания доступности необходимых ресурсов, четкости и конкретности критериев эффективности;
• глубина работы связана с пониманием границ исследования и ее места в общем контексте научной области; от значимости и востребованности проекта и отслеженной эффективности его реализации.
Что важно продумать вначале, при обсуждении с консультантами:
• уточнить образ желаемого результата (проблемы исследования). Подумайте, что и зачем вы хотите сделать (узнать). Зачем и почему это интересно и важно именно для вас? Чем конкретнее - тем лучше. Определите проблематику, составьте перечень проблемных вопросов, варианты версий;
• попробуйте составить план исследования/проекта: что и зачем важно сделать, что важно предусмотреть. Наметьте ключевые и промежуточные этапы работы;
• какие ресурсы вы будете использовать? Информационные источники, материалы, оборудование, с кем нужно договориться о взаимопомощи и сотрудничестве?
Автор и консультант: принципы взаимодействия
• определяя жанр работы, суть проблемы, тему, идею исследования или проекта, нужно понимать, что они должны быть интересны вам самим, а также совпадать с кругом интересов консультанта, к которому вы обращаетесь;
• важно, чтобы именно каждый автор (хорошкольник) хорошо осознавал и представлял суть проблемы, понимал -что и зачем он хочет сделать (чем конкретнее - тем это продуктивнее) - иначе весь ход поиска ее решения будет бессмыслен, даже если консультант будет давать правильные и четкие инструкции к действию. Консультанту важно помочь вопросами и уточнениями в общении с учеником совершить конкретизацию проблемного вопроса исследования или образа результата проекта;
Продуктивная деятельность учащихся: опыт Хорошколы
• после уточнения образа желаемого результата важно составить план последовательных действий со следующими позициями: что делается; в какой последовательности; кто и с кем; что при этом нужно предусмотреть, какие материалы и средства иметь; когда и где, чтобы успеть к финальному дед-лайну. В этот план целесообразно включить способ совместного отслеживания продвижения по реализации (к какому моменту что именно желательно, чтобы было уже проделано);
• важно договориться о взаимной ответственности и взаимопомощи хорошкольника и консультанта друг перед другом; важно договориться о регулярности встреч и форматах дистанционного взаимодействия;
• при подготовке к представлению результатов собственного исследования/проекта важно понять, в каком формате это наиболее продуктивно сделать; рекомендуется обсудить способы представления и оформлению финального образа работы; продумать и проиграть ситуацию представления и экспертизы в небольшом кругу заинтересованных людей.
Обсуждение замысла в заинтересованных группах (объединениях)
При обсуждении замысла и планирования его воплощения важно дать неформальные ответы по следующим вопросам:
• Что именно и почему тебе интересно? Что стало причиной замысла проекта или откуда появился вопрос для исследования?
• В чем именно проблема исследования (как ее более точно сформулировать)? На какой вопрос я хочу найти ответ? / Что именно я хочу получить в результате и для чего (кого) это может быть ценным (полезным)?
• Что конкретно я изучаю? Какие ключевые понятия и термины в исследовании? / Что конкретно я планирую сделать? Какие ключевые знания и умения мне нужны для воплощения замысла?
• Каковая моя цель, что именно я хочу узнать / что именно получить в результате реализации проекта?
• Какова гипотеза (гипотезы)? Какие варианты решения проблемы? / Как выглядит образ желаемого результата? Как его можно представить?
• Последовательно ли выстроены задачи исследования / этапы реализации проекта?
• Адекватны ли избранные методы исследования? / Продуманы ли способы реализации проекта?
• Корректно ли определена выборка (подобраны образцы, материалы)? / Продумано ли, где и как будут браться материалы для реализации проекта, какие нужны ресурсы и доступны ли они?
Обухов Алексей Сергеевич, Глазунова Оксана Викторовна
• Продумана ли процедура исследования? Что именно и в какой последовательности, на каком материале и какими методами буду проводить исследование? / Продуманы ли этапы реализации проекта? Что за чем важно сделать и кому?
• Продуманы или нет, достаточны ли и адекватны ли методы обработки и анализа получаемых данных? / Продуманы ли способы и средства воплощения замысла в действительность?
• Какие последовательные действия выделяем? Что самостоятельно, что вместе? Как часто, где и по каким вопросам встречаемся с консультантом и друг с другом (при групповой работе) - связка времени и ключевых вопросов (организационных и смысловых задач)? Какие дедлайны по каждому действию планируем, исходя из финальных сроков?
Формат обсуждения замысла:
• Хорошкольники выбирают научных консультантов, договариваются с ними о месте и времени встречи, а на встрече обсуждают замыслы между собой. На встрече присутствуют 3-4 консультанта. Встреча проводится до конца февраля;
• для удобства восприятия участниками обсуждения и изложения автором замысла - подготовить презентацию, отражающие основные элементы замысла исследования/проекта/ художественного действия, а также основные этапы и сроки реализации (например, для исследования это может быть тема, проблемный вопрос и его обоснование, цель и задачи, объект, предмет, ключевые понятия и их трактовка, гипотеза(ы), методы, материалы или выборка, процедура исследования; что в какое время планируется сделать);
• договориться между собой о регламенте - сколько по времени автор(ы) рассказывают о замысле, каков регламент задавания друг другу вопросов;
• желательно ориентироваться на предложенные выше вопросы при представлении и обсуждении замысла;
• по итогам обсуждения обязательно зафиксировать все предложения, вопросы, рекомендации, которые могут помочь в реализации своего замысла.
Реализация и воплощение (март - апрель)
На следующем этапе вы работаете непосредственно со своей проектной командой по реализации и воплощению своих замыслов. Вам предстоит более детально расписать план реализации. Его можно делать различными способами. Оптимально такая конкретизация должна появиться в ходе подготовки к представлению замысла и по итогам его обсуждения.
Например, составить список дел и распределить ответственных. А можно сначала наметить зоны ответственности и распределить обязанности, а потом составлять план.
Продуктивная деятельность учащихся: опыт Хорошколы
5
Тайминг - определение временных промежутков и сроков, когда должна быть выполнена та или иная задача.
6
Реперные точки -ключевые точки (события) в определенное намеченное проектной командой время, когда вы обязательно подводите промежуточный результат, корректируете свои планы в зависимости от достигнутых результатов.
Но этого мало. Нужно обязательно определить тайминг5 и наметить реперные точки6. Отслеживайте ход выполнения работ. Важно научиться не выбиваться из графика, но при этом уметь сориентироваться в предлагаемых обстоятельствах, суметь учесть дополнительные параметры. А порой вовремя скорректировать намеченный ранее график. Важно уметь договориться с товарищами, сохранить доброжелательные отношения, но при этом не забывать о достижении результата. Уметь брать на себя ответственность, быть лидером, и при этом важно уметь выполнять принятые правила и решения группы.
Не факт, что пойдет идеально гладко. Но если не научиться это делать сейчас, то рано или поздно все равно придется «наступить на эти грабли». Так что смелости, терпения и удачи на этом этапе! Это - кропотливая работа не только над вашими проектами, но и над собой.
В качестве совета - выделите промежуточные ключевые события (реперные точки), которые помогут вам понять, как вы продвигаетесь по этапу «Реализация и воплощение». Это могут быть представление экспериментов и обсуждение их с товарищами, это может быть альманах или статья, или открытый прогон сцен для театральных постановок, или предзащита и др. Для консультантов важно не потерять при этом идею САМОдеятельности - не навязывание ученикам готовых решений, не натаскивание на «красивый результат», а создание самоорганизующейся и самоуправляемой группы, которая в со-творчестве с консультантом СОздает СОвместный САМОстоятельный продукт, получает САМОстоятельный опыт и результат.
Подготовка к Фестивалю. Оформление результата (май)
Мы не создаем «вещь в себе», а предъявляем завершенный продукт, представляем его на Фестивале для других, готовые понять и получить конструктивную критику, советы, замечания, ну, и похвалу, конечно, тоже. Добрые слова окрыляют и дают необходимую энергию для новых планов, побед, развития!
Если у вас получились прекрасные результаты, рано закрывать свою работу, важно уметь представить ее другим, донести смысл, идею, предъявить полученную пользу. Поэтому важно понять, в каком формате вы будете представлять ваш результат. Это может быть выступление на стендовой конференции, или выставка, или видеофильм, или театрализованное выступление. Вы можете придумать ещё что-либо.
В течение этого срока создается оргкомитет Фестиваля. Все предложения обрабатываются, готовится Программа. Основной формат представления рекомендуется стендовый
Обухов Алексей Сергеевич, Глазунова Оксана Викторовна
(стенд и стол для представления хода реализации замысла и его результат), чтобы можно было в режиме диалога предъявлять и обсуждать с друг другом и экспертами - что же вы в итоге натворили?
И вот, наконец, наступает время представления проектов, исследований и творческих дел всех наших хорошколь-ных Творцов.
Фестиваль «Что я натворил, опять?!»
Наш Фестиваль - это большое открытое событие, куда приглашаются друзья, родители, коллеги, дружественные проектные команды. Это территория Творчества, Исследования, Коммуникации. В программе Фестиваля - стендовые секции, где происходит защита проектов и исследований, открытые площадки для творческих работ - где представляются работы в виде сценических показательных выступлений, видеороликов, а также выставки, где будут представлены различные арт-объекты.
При подготовке работы к представлению - рекомендуется ознакомиться с критериями экспертизы, чтобы постараться отразить основные обсуждаемые в ходе экспертизы аспекты своей работы.
На фестивале будут работать несколько экспертных групп, которые будут оценивать работы по различным номинациям и критериям, в том числе экспертное жюри (Экспертный лист обратной связи) и взаимооценивание (Лист дружеских пожеланий).
По итогам - оргкомитет подсчитывает результаты и выявляет дипломантов и лауреатов Фестиваля по различным жанрам и номинациям. Но главное - это получение обратной связи от заинтересованных людей, чтобы двигаться дальше в своих поисках и творческих устремлениях.
Все участники Фестиваля получают Сертификаты Творца. Результаты засчитываются в виде зачетной работы по проектной мастерской во II полугодии.
На Фестиваль принимаются работы в жанрах:
• Исследование;
• Технологический проект;
• Социальный проект;
• Художественный проект (арт-объекты);
• Исполнительное выступление (показательные выступления, сценические действия - как результат проекта собственного развития).
Продуктивная деятельность учащихся: опыт Хорошколы
Таблица 1. Критерии экспертизы результатов
Примечания. По каждому из критериев выставляются баллы: 1 - присутствует, слабо проявлен в работе; 2 - присутствует, ярко выражен в работе; 3 - выставляется только в случае, если работа ярко выделяется на фоне других работ, с обязательным текстовым пояснением эксперта - в чем это проявляется (без текстового описания засчитывается как «2» балла) 0 - не выставляется, просто в данной работе при презентации данный критерий не был замечен. Каждая работа оценивается с учетом возраста, но главный ориентир - авторство замысла и самостоятельность его воплощения (реализации)
Категория Критерии Баллы
Замысел Степень авторства замысла 0-2
Оригинальность 0-2
Соответствие темы и замысла работы ее содержанию 0-2
Развивающая ценность замысла и способа его реализации для автора 0-2
Критерий «от эксперта» (незаявленный ранее критерий, ярко проявленный в этой работе. Обязательно письменное описание эксперта) - от 1 до 3 баллов 0-3
Уровень реализации Адекватность методов реализации замысла и понимание их возможностей 0-2
Полнота, объем, достаточность этапов, материалов, данных, степень реализации проекта 0-2
Взаимодействие в группе, совместное проектирование и реализация в проекте. Наличие планов, дедлайнов, описаний процессов и функционала в группе 0-2
Осмысленность и корректность обобщений и выводов 0-2
Критерий «от эксперта» (незаявленный ранее критерий, ярко проявленный в этой работе. Обязательно письменное описание эксперта) - от 1 до 3 баллов 0-3
Представление работы Самостоятельность подготовки представляемых материалов 0-2
Связанность и осознанность изложения 0-2
Готовность обсуждать работу, вести дискуссию, аргументированно отстаивать свою точку зрения 0-2
Соответствие проделанной работы (проекта, исследования) и формата презентации этой работы 0-2
Критерий «от эксперта» (незаявленный ранее критерий, ярко проявленный в этой работе. Обязательно письменное описание эксперта) - от 1 до 3 баллов 0-3
Перспектива и рекомендации Критерий «от эксперта» (незаявленный ранее критерий, ярко проявленный в этой работе. Обязательно письменное описание эксперта) - от 1 до 3 баллов 0-3
Какие задачи для развития замысла могут быть рекомендованы? Текст от эксперта
Какие задачи развития Вы рекомендуете для самих авторов - чему важно дальше учиться? Текст от эксперта
Фестиваль - это лишь промежуточный этап нашего общего развития, момент рефлексии, этап для новых стартов и замыслов! Дерзайте! И все получится!
Обухов Алексей Сергеевич, Глазунова Оксана Викторовна
Естественно, что текст «Навигатора» и реальность по ходу реализации несколько разошлись. Обсуждение замыслов произошло несколько позже, чем планировалось. И режим самоорганизации на старте не сработал. Но этот этап всё равно был реализован - во многом при организационных и содержательных усилиях тьюторской службы.
В целом прослежена высокая вовлеченность и продуктивность этой деятельности среди учащихся и некоторые трудности по вовлечению в нее педагогов. По этому вопросу дан отдельный анализ (см. статью в этом номере журнала: Обухов A.C., Глазунова О.В., Евтихова В.В., Рязанова Е.И. Вовлечение учителей в продуктивную деятельность с учениками). В данной статье, помимо «Навигатора», представим итоги Фестиваля проектов, исследований, творческих дел «Что я натворил?!» как центрального события для «сборки» продуктивной деятельности подростков в Хорошколе.
О Фестивале и продуктивной деятельности. Сам по себе Фестиваль - это не самоцель, а лишь элемент в цепочке деятельности, хотя и очень важный, своеобразная кульминация. Это место сборки для предъявления результата рабочих проектных команд. Для подростка важна реакция значимых для него людей: это, в первую очередь, сверстники, друзья, значимые взрослые, родители. Фестиваль - это место и время, когда эту реакцию легко считать, когда обратная связь от всех участников. резонирует и сливается в общую симфонию красок, чувств и эмоций. В случае успешного проведения Фестиваля он дает эмоцию и драйв для следующего шага, следующего образовательного такта.
Форматы предъявления результата. На Фестивале мы выделили три формата предъявления результата:
1. Стендовая конференция. У каждой команды есть стенд, где в краткой форме участники презентуют свои работы. При этом можно использовать распечатки, демонстрации на компьютере, модели, сделанные продукты. Одна из рекомендаций - максимальное вовлечение слушателей в представляемый проект. Стендовая конференция - основной формат Фестиваля.
2. Публичное выступление (видеофильм, спектакль, перфоманс).
3. Выставка (представление фото, видео, скульптур или иных продуктов в формате выставки в пространстве Хорошколы).
Штаб Фестиваля анализирует заявки и составляет программу. Каждый участник выступает как в роли защищающего проект, так и в роли добропожелателя для проектов других команд.
Форматы обратной связи. Каждая работа получает экспертную оценку от взрослых (заполняется экспертный лист), где требуется объективизация по некоторым заданным критериям. Все листы обрабатываются и выдаются участникам
Продуктивная деятельность учащихся: опыт Хорошколы
команды для того, чтобы можно было грамотно провести рефлексию, сделать выводы, возможно, задуматься над дальнейшей работой по этой теме.
Оценка методом 360 градусов проходит в виде листов До-бропожелателей, где любой желающий может написать более простой формат обратной связи в конструктивном ключе. Все листы Добропожелателей передаются команде.
Обработка этих листов оказалась трудоемким процессом. Поэтому уже ко второму фестивалю у нас появился опПпе-сервис, который существенно упростил обработку результатов экспертной оценки: http://fest.metaversitet.ru. В дальнейшем мы планировали подключить к сервису и учет мнений добропожелателей.
Приведем некоторые статистические данные 2017/2018 учебного года: 16.12.2017 - Первый Фестиваль «Что я натворил?!»; 19.05.2018 - Второй Фестиваль «Что я натворил? Опять!». Количество школьников, представляющих свои работы на Фестивале выросло от 35% до 87% от всего состава учащихся 5-9 классов.
Первый наш Фестиваль мы провели 16 декабря 2017 года. До самого последнего момента немного сомневались, сколько человек придет. Но твердо решили, что даже если придут человек 5-6, мы обязательно его проведем. Мы старательно отбивались от позиции скептиков, что «сначала надо научить, как делать проекты, дать некие методики, инструкции», а также от недоверия к детям - «они же ничего не умеют». Мы твердо верили, что человек должен сделать первый шаг самостоятельно и следовали логике «учимся делать - делая». И... были очень рады, что больше половины учеников и педагогов Гимназии Хорошколы приняло участие в Фестивале. Пришли также родители, магистранты из разных вузов, гости из других школ, которые поддержали участников. Поэтому можно считать 16 декабря днем рождения Фестиваля «Что я натворил?!». И именно тогда мы объявили, что следующему Фестивалю быть, и называться он будет «Что я натворил? Опять!». В нем приняла участие большая часть учащихся Гимназии Хорошколы, невзирая на то, что это дело не было для всех обязательным. Главным и самым ценным в итоге этой работы можно считать выход хорошкольников на авторскую позицию, проявление у них способности довести свой замысел до результата, представить и обсудить его с другими людьми. На втором фестивале было представлено около ста оригинальных работ (индивидуальных и командных), многие из которых поразили экспертов и гостей своей неординарностью, глубиной. То, что не были жестко заданы рамки и форматы представления работ, позволило большей части гимназистов реализовать свое творческое начало, думать больше о содержании, а не о соблюдении формальных требований. Также оказалась ценной возможность выбора
Обухов Алексей Сергеевич, Глазунова Оксана Викторовна
самими учащимися - работают они индивидуально или в команде. Командных работ было в итоге довольно много. При этом сами гимназисты поняли, что зачастую требуется отдельный навык работы в команде, приложение особых усилий к построению продуктивной деятельности в группе. И этот навык мы считаем очень ценным.
Каждая работа получила от «добропожелателей» заполненные листы обратной связи, а также критериальную оценку по заданным шкалам. Эта обратная связь с каждым хорошколь-ником была обсуждена в последствии с тьюторами. Финальная рефлексия - значимый элемент общей работы, направленный не только на подведение итогов завершенного дела, но и связанная с выделением задач и построением планов каждым учеником дальнейшего собственного развития и образования.
Видеопрезентации фестивалей: 16 декабря 2017 - https://youtu.be/nNHP3glaJds 19 мая 2018 - https://youtu.be/vrP2uxdZmJU