Продуктивная деятельность учащихся: опыт Хорошколы
Глазунова
Оксана
Владимировна,
заместитель директора по дизайну образовательного процесса ЧОУ «Хорошевская школа» (2017/2018 уч.г.), г. Москва,
glazunovaov@yandex.ru
Обухов
Алексей Сергеевич,
кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики, научный руководитель ЧОУ «Хорошевская школа» (2017/2018 уч.г.), г. Москва, ao@redu.ru
Вовлечение учителей в продуктивную деятельность с учениками
Чаще всего обсуждается вопрос - как вовлечь учащихся в исследовательскую или проектную деятельность. Однако, как оказалось, если дать ученикам возможность проявления творческой инициативы и не зажимать жесткими рамками формата и требований к результатам, но обозначать возможность предъявления результатов своего творчества другим, они быстро вовлекаются в продуктивную деятельность. А вот как вовлечь взрослых в продуктивную работу с учениками? Этот вопрос стал более значимым и сложным. Группа сотрудников Хорошколы в июне 2018 года обучалась в Роскильдском университете проблемно-ориентированному проектному обучению. В рамках данного обучения был реализован модельный проект, направленный на поиск средств вовлечения взрослых в продуктивную деятельность с учащимися в качестве консультантов. Текст данного проекта представлен в статье.
Ключевые слова: продуктивная деятельность, вовлеченность, субъ-ектность, инициатива, консультант, зона ближайшего развития.
В июне 2018 года представительная делегация из числа педагогического состава Хорошколы отправились в образовательное путешествие в Данию в роли студентов экспресс-курса в Роскильдском университете по проблемно-ориентированному проектному обучению. Фактически учителя выступили в роли студентов. Им предложили разделиться на группы и выбрать тему проектной работы. Одна из групп педагогов решила использовать эту возможность, чтобы проанализировать опыт организации продуктивной деятельности в Хорошколе за прошедший учебный год, выбрав актуальную проблему - как вовлечь учителей в эту самую продуктивную деятельность, которой уже «заразились» ученики. В данной статье представим краткую версию итоговой работы, выполненной как проект в рамках обучения в Роскильдском университете за несколько дней.
Ключевые понятия:
Продуктивная деятельность - деятельность, в ходе которой появляется внешний (отторжимый) продукт, который может быть предъявлен другим. Формат и сроки создания
Обухов А.С., Глазунова О.В., Евтихова В.В., Рязанова Е.И.
продукта могут задаваться общими правилами. Продуктивная деятельность строится по следующим этапам: замысел (идея, проблема, мечта) - реализация (планирование пути и способов реализации и воплощение замысла в действительность с помощью конкретных методов) - презентация (в заданных форматах) и рефлексия (соотнесение результата с замыслом и анализ пути реализации).
Учитель как консультант продуктивной деятельности ученика - это человек, к которому ученики могут обращаться по собственной инициативе, на основе собственного выбора за помощью при реализации собственной продуктивной деятельности.
Вовлеченность - «это физическое, эмоциональное и интеллектуальное состояние, которое мотивирует сотрудников выполнять их работу как можно лучше» («Теория вовлеченности»). Мы придерживаемся идеи деятельностного подхода. Исходя из него, под вовлеченностью мы понимаем участие человека в конкретной деятельности, связанное с собственными желаниями и устремлениями. «Не так важно, что человек думает или чувствует, как то, что он или она делает, как ведет себя, именно это определяет и представляет собой вовлечен-ность»1. Таким образом, ключевой видимый признак вовлеченности - непосредственное соучастие в деятельности и доведение начатого до результата.
Зона ближайшего развития - «определяет функции, не созревшие ещё, но находящиеся в процессе созревания, которые созреют завтра, которые сейчас находятся ещё в зачаточном состоянии; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, то есть тем, что только созревает»2.
Основания для размышлений над темой проекта. Если ученикам подросткового возраста дать возможность сделать что-то самим, что сами хотят и могут, то они увлеченно что-то делают. Для этого важно выделить время и поставить общую задачу - сообщить о такой возможности. Это решает ряд вопросов, связанных с позитивной мотивацией учеников в жизни в школе.
Проблема в том, что эта деятельность без вовлечения взрослого происходит в зоне актуального развития ученика (термин Л.С. Выготского).
Для того чтобы происходило обучение чему-то новому, необходим взрослый (или более опытный сверстник), который сам заинтересован в каких-то идеях и владеет различными методами реализации этих идей. Именно во взаимодействии ученика со взрослым может произойти расширение спектра идей, присвоение новых методов и способов их реализации.
Другая проблема, что многие взрослые относятся к ученикам как объектам для прямого воздействия, как к «сосуду», в который нужно «влить» заданный материал.
Евтихова
Виктория Владимировна,
заместитель директора по учебной части ЧОУ «Хорошевская школа», г. Москва,
v.evtikhova@horoshkola.ru
Рязанова
Екатерина Ильинична,
заместитель директора по качеству образования ЧОУ «Хорошевская школа», г. Москва, e.ryazanova@horoshkola.ru
1
Astin A. The Methodology of Research on College Impact. Washington: American Council on Education, 1970. P. 519.
2
Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.; Л.: ГИЗ, 1935. С. 33-52.
Продуктивная деятельность учащихся: опыт Хорошколы
Работа группы авторов данной статьи в Роскиль-дском университете (июнь 2018, Дания)
Не все взрослые готовы поддерживать и развивать идеи самих учеников, создавать ситуацию реальности выбора и самоопределения для учеников, возможности проявления инициативы, порождения собственного замысла, реализации выбранного пути с ответственностью за результат.
Это означает, что необходимо специально моделировать такую ситуацию развития, в которую вовлекаются и ученики, и взрослые в совместной деятельности.
Теоретические основания: социальный конструктивизм (Л.С. Выготский, В. Фтенакис) и субъектно-деятельностная теория С.Л. Рубинштейна.
Гипотеза: если задать четкие функциональные ролевые позиции с конкретными задачами и ответственностью ученика(ов) и учителя (консультанта) на ключевых этапах реализации продуктивной деятельности, то можно увеличить степень вовлеченности учителей и вывести развитие учеников в ЗБР (зону ближайшего развития).
Мы понимаем, что ЗБР (зона ближайшего развития) у каждого ученика - своя. И именно на первом этапе, если дать возможность ребенку самому что-то сделать, можно выявить зону его актуального развития. Совместный поиск с ним выхода за пределы этой зоны в направлении освоения нового, ранее неизведанного, не присвоенного, не освоенного - и есть выход в зону ближайшего развития. Это, естественно, подразумевает выход из зоны комфорта и требует усилий, настойчивости, повышения произвольности регуляции, помощи в доведении до конца в нужный срок.
Также мы понимаем ценность развития коммуникативных способностей, что подразумевает формат работы не только в паре ребенок-взрослый, но и в других социальных конструктах: группа (команда) учеников в связке с взрослым; ученик в связке с несколькими взрослыми; группа (команда) учеников с несколькими взрослыми.
Ключевой вопрос - кто должен быть источником инициативы вовлечения ученика в продуктивную деятельность, кто должен быть автором идеи творческого продукта? С одной стороны, если идти от идей и инициативы самих учеников -то мы оказываемся в ситуации их ЗАР (зоны актуального развития). С другой стороны, если мы идем от идеи и инициативы взрослого - то мы не развиваем субъектность (агентность) учеников (С.Л. Рубинштейн).
Для выхода в ЗБР (зону ближайшего развития) ученика необходимо построение диалога ученика и взрослого. При этом важно задавать рамки и правила проведения таких диалогов, чтобы вопросы взрослого поддерживали и развивали инициативу ученика, направляли ее в наиболее продуктивное русло, выводили на уровень реалистичных целей и задач, вводили в культурно заданные форматы и укладывались в заданные сроки.
Обухов А.С., Глазунова О.В., Евтихова В.В., Рязанова Е.И.
Цель проекта: обосновать оптимальные способы вовлечения взрослых в продуктивную работу с учениками.
Задачи проекта:
- анализ пройденного пути (два этапа реализации замыслов хорошкольниками 5-9 классов в прошлом учебном году) ;
- анализ статистики вовлеченности взрослых в продуктивную деятельность хорошкольников;
- определение способов вовлечения ключевых субъектов для реализации продуктивной деятельности в коллективе Хорошколы (метод мозгового штурма и интервью со взрослыми Хорошколы);
- дать обоснование оптимальных способов вовлечения взрослых в продуктивную работу с учениками с учетом настоящей ситуации в Хорошколе.
Ряд данных задач был реализован совместно, другие -в распределенной ответственности между членами группы.
Методы:
- анализ статистики по предшествующей практике реализации за пройденный учебный год (для обоснования конкретизации проблемы проекта);
- интервью со взрослыми, которые имели опыт сопровождения продуктивной деятельности учеников и которые не включились в эту практику;
- «мозговой штурм» для выработки оптимальных способов повышения вовлеченности взрослых Хорошколы в продуктивную деятельность хорошкольников.
Значимые параметры условий реализации продуктивной деятельности в Хорошколе: всего учащихся 5-9 классов -128 человек; взрослых более 100 человек (68 основных учителей, около 20 педагогов дополнительного образования, 14 тьюторов, 7 человек). Есть выделенное время для учащихся: 2 часа в неделю («мастерские») + до 3 часов в неделю времени на самоподготовку + 1 час «открытого пространства» в середине дня каждый день. Мастерских и курсов по выбору на второе полугодие было предложено ученикам 74, из них выбрано хо-рошкольниками - 25.
Первый этап исследования: обоснование актуальности проекта. В Хорошколе в прошедшем учебном году, помимо текущего учебного процесса (уроков), была начата работа по вовлечению школьников в систему продуктивной деятельности. Было пройдено два цикла по схеме «замысел -реализация - презентация и рефлексия». Общим форматом финального этапа цикла стал общешкольный фестиваль «Что я натворил?» в декабре 2017 г. и «Что я натворил? Опять!» в мае 2018 г. После первого опыта реализации продуктивной деятельности хорошкольников и проведения первого фестиваля в первом полугодии «Что я натворил?» был создан «Навигатор самодеятельности». Он определил этапы и сроки
Сотрудники Хорошколы в старой ратуше Роскильда (Дания) - на себе осваивают метод проблемно-ориентированного проектного обучения
Продуктивная деятельность учащихся: опыт Хорошколы
В.В. Евтихова
организации деятельности, форматы возможных продуктов, критерии оценки проектов, которые представлялись и экс-пертировались на втором фестивале.
На первом и втором этапе проводился мониторинг вовлеченности учеников и взрослых в процесс реализации продуктивной деятельности.
Статистика по 2017/2018 учебному году. Подсчет распределения проектов по потокам (1 и 2 полугодие) и количества учащихся, вовлеченных в проекты (1 и 2 полугодие), представленные соответственно на Фестивале «Что я натворил?» (1 полугодие) и «Что я натворил? Опять!» (2 полугодие), показало нам, что количество вовлеченных в продуктивную деятельность хорошкольников существенно увеличилось: от 35% до 87% от всего состава учащихся 5-9 классов. Эти данные подтверждают наше предположение о том, что школьники включились в предложенный формат по представлению итогов работы продуктивной деятельности.
При анализе данных по распределению проектов между кафедрами и структурными подразделениями» (1 полугодие, 2 полугодие) стало видно, что увеличилось число проектов, сопровождаемых педагогами, в следующих структурных подразделениях: арт (музыка, искусство) - от 5 до 15 (в три раза); тьюторы - от 14 до 21 (в 1,5 раза); гуманитарных наук - от 4 до 9 (в 2 раза). Если сравнить количество педагогов, включенных в продуктивную деятельность, с общим числом всех работающих педагогов, то это число составляет не более 30%. Можно сделать вывод, что участие в продуктивной деятельности педагогов (сопровождение, организация) статистически гораздо ниже, чем участие учеников.
Анализ статистики дал основание начать работать над вопросом - как больше вовлечь учителей в процесс реализации продуктивной деятельности с учениками, чтобы эта деятельность происходила в зоне ближайшего развития (то есть обогащалась и развивалась благодаря консультациям и взаимодействию ученика с учителями).
Второй этап исследования: интервью. Обоснование выборки для интервью: в выборку мы включили три категории респондентов - взрослые, которые уже включились в продуктивную деятельность хорошкольников (4 человека); взрослые, которые еще не включились в эту деятельность (3 человека); взрослые, которые сначала включились, а потом выключились (2 человека). Всего проведено интервью с 9 сотрудниками Хорошколы. Ограниченность выборки определялась присутствующими во время обучения в Роскильдском университете сотрудниками Хорошколы.
О.В. Глазунова
Вовлечение учителей в продуктивную деятельность с учениками
Обухов А.С., Глазунова О.В., Евтихова В.В., Рязанова Е.И.
Вопросы для интервью
Для тех, кто включился Для тех, кто включился, но «сошел с дистанции» Для тех, кто не включался
1. Что для вас является ценным, когда вы работаете с учениками? 1.Что для вас является ценным, когда вы работаете с учениками? 1.Что для вас является ценным, когда вы работаете с учениками?
2.*Видите ли ценность во включении хорошкольников в продуктивную деятельность? И в чем (для школы, для детей, для себя)? 2.*Видите ли ценность во включении хорошкольников в продуктивную деятельность? И в чем (для школы, для детей, для себя)? 2.*Видите ли ценность во включении хорошкольников в продуктивную деятельность? И в чем (для школы, для детей, для себя)?
3. *Что побудило включиться в этот процесс сопровождения? 3. *Что помешало продолжить? 3. Что помешало включиться?
4. В какой роли, в какой позиции вы включились? 4. Хотели бы снова включиться в процесс? Что для этого нужно лично для вас? Если нет - то почему? 4. Хотели ли бы включиться в этот процесс в будущем? Что для этого нужно лично для вас?
5. Что помогало и что мешало в сопровождении проектов?
Требования к интервью - выстроено как свободное общение на основе ключевых вопросов (промежуточный вариант между структурированным и качественным интервью -по квалификации Стейнера Квале)3. Ключевые требования к проведению интервью: безоценочное принятие суждений респондентов; возможность уточняющих вопросов, исходя из содержания ответов.
Теория для рассмотрения проблемы вовлеченности учителей как основание для интерпретации результатов интервью: теории мотивации Ж. Нюттена и субъектности С.Л. Рубинштейна. Рассмотрение вовлеченности как функциональной системы «индивид и среда» (Ж. Нюттен)4. Факторы развития личности: индивидуальные возможности; условия среды развития и бытия; внутренняя позиция личности (С.Л. Рубинштейн)5.
Узловые аспекты во взаимодействии между учеником и педагогом
Ученик Педагог (наставник)
Мотивация учения, поведения и выбора пути собственного развития Мотивация обучения и удовлетворенности от профессии
Потребность в общении и личных взаимоотношениях Взаимосвязь Я-концепции и самооценки
Положение в структуре школьного класса (социальный статус) Профессионально-педагогическое общение
3
Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2003. 301 с.
4
Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Пер. под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. 608 с.
5 Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 512 с.
Продуктивная деятельность учащихся: опыт Хорошколы
Тексты интервью приводились по следующей схеме:
Вопросы/ Ответы Включившиеся (респонденты) Включившиеся, но не продолжившие (респонденты) Не включившиеся (респонденты)
1. Ценность в работе с учениками
2. Ценность во включении хорошкольников в продуктивную деятельность
3. Причина включения / невключения. Опыт участия
4. Что помогало/мешало. Желания на будущее
Обобщение интервью (перечень осознаваемых причин вовлеченности и значимых условий для вовлечения в продуктивную деятельность хорошкольников):
Причины включенности: запрос со стороны учеников, интерес учителя к теме проекта, интерес учителя в конечном продукте (выступление в качестве заказчика проекта).
Причины невключенности: отсутствие времени, информации, должного уровня знаний, контакта с детьми. Продуктивная деятельность не представляет ценности для учителя.
Третий этап исследования: мозговой штурм. В мозговом штурме участвовали два организатора процессов реализации продуктивной деятельности в Хорошколе и два завуча, организующих общий учебный процесс в Хорошколе. Задача мозгового штурма - выделение максимально разнообразного реалистичного перечня включения в продуктивную деятельность ключевых участников образовательного процесса.
Учеников: включение продуктивной деятельности в структуру результативности обучения (по промежуточным итогам обучения); возможность и правила запросов к разным учителям (парковка запросов); поддержка ценности иметь возможность реализовать собственный замысел.
Педагогов: формирование общего видения; заявка проектной группы взрослых на конкретные продукты; те педагоги, которые доводят проекты учеников до результата - материальное стимулирование; система повышения квалификации для педагогов - программа на 50 процентов по обратной связи; просвещение (навигатор, формат цифрового сопровождения); создание кейсов (приемов) проектного обучения на уроках; КР1 кафедры и рейтинг кафедр по участию учителей в продуктивной деятельности учеников; хакатон проектов - в том числе
Защита группового проекта перед комиссией профессоров Роскильдского университета
Обухов А.С., Глазунова О.В., Евтихова В.В., Рязанова Е.И.
проекты потока, школы в целом; фестиваль «А что натворили Вы?» для учителей - эксперты родители и дети.
Родителей: поддержка детей в их начинаниях и реализации задач саморазвития; возможность пообщаться со своими и другими детьми, дать им поддерживающую обратную связь.
Экспертов: из числа магистрантов - как практические занятия; коллеги из других школ - как знакомство с опытом, профессиональное развитие; опытные эксперты с других конкурсов - как поддержание профессионального сообщества.
Заключение. Значимые факторы усиления вовлеченности взрослых в продуктивную деятельность хорошкольников:
1 - пространственно-средовые и материальные: выделение времени и места в расписании взрослых и учеников на реализацию проектов; создание технических возможностей для реализации проектов различного характера; материальное стимулирование взрослых, сопровождающих продуктивную деятельность учеников; разработка цифрового сопровождения процесса реализации продуктивной деятельности учеников;
2 - социальные: информирование всех взрослых о возможности предложения своих направлений, по которым могут к ним обратиться ученики для сопровождения реализации своих замыслов; организация встреч взрослых с учениками на ключевых этапах реализации продуктивной деятельности; организация общих для всей школы мероприятий с распределением ролей между участниками и понятными правилами; организация рефлексивных обсуждений со взрослыми и учениками, также экспертами и родителями по итогам реализации продуктивной деятельности; увеличение числа учащихся в школе;
3 - индивидуальные: предложение курсов повышения квалификации и семинаров с учителями, заинтересованными в сопровождении продуктивной деятельности учеников; возможность карьерного роста; возможность реализации собственных интересов и решения значимых проблем; возможность участия в интересных поездках и экспедициях; взаимосвязь продуктивной деятельности с профессиональной деятельностью учителя на уроках; возможность установления личных эмоционально-значимых связей с учениками.
Учет этих трех факторов во взаимосвязи позволит усилить вовлеченность учителей в продуктивную деятельность хорош-кольников. Значимо реализовать на первом этапе простран-ственно-средовые и материальные факторы условий. Постоянно усиливать ценность социальных и индивидуальных факторов. щ
Гимназия Хорошколы
Гимназия Хорошколы