https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-2-93-104 УДК 001.891:371
Пивненко П.П., Витенко Н.П.
НАУКОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, СОДЕРЖАЩИХ В НАЗВАНИЯХ КАТЕГОРИЮ «СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА»
Пивненко Петр Петрович,
профессор кафедры педагогики, доктор педагогических наук ФГБОУ ВО РостГМУ'Минздрава России, Pocmoe-на Дону, Россия e-mail: pivnenko_petr(a),rambler. г и тел.: +7 (928) 122 22 11
Витенко Надежда Петровна,
кандидат педагогических наук, директор
Центрразвнтия и коррекгцтречи «Надежда», Ъатайск, Россия e-mail: n.vitenko@mail. г и тел.: +7 (938) 167 9 7 97
Аннотация
Актуальность статьи обусловлена возросшим интересом и потребностью специалистов различных категорий в изучении истории становления и развития сельской школы в России. Проблема исследования заключается в проведении наукометрического анализа диссертационных исследований, содержащих в названиях категории «сельская школа». Цель исследования: на базе анализа фонда научных исследований показать основные направления научно-исследовательской деятельности по раскрытию содержания основной категории - «сельская школа». Задачи исследования: показать роль наукометрического анализа как количественной оценки характеристик диссертационных исследований, динамику представления проблем сельской школы в заглавиях диссертаций, сделать выводы для дальнейшего изучения этой проблемы и определить возможности направления данной работы. Методологию исследования составила совокупность методов научного познания: наукометрического анализа, синтеза, обобщения.
Результаты исследования. В статье на основе наукометрического метода рассматривается исследование диссертационных тем, содержащих в своем названии категорию «сельская школа», представленных в разделе «Авторефераты диссертаций» Единого электронного ресурса Российской государственной библиотеки, что позволило фиксировать заданные смысловые единицы изучаемого научно-педагогического содержания и проводить их наукометрический анализ, проектировать дальнейшие актуальные исследования.
Ключевые выводы. Количественный анализ и содержательное наполнение представленных в статье тематических кластеров позволяет сделать вывод о том, что процесс обращения исследователей к данной проблематике не является интенсивным, упорядоченным и
методологически обеспеченным и требует дальнейшего и всестороннего изучения в теоретико-методологическом в практико-ориентированном поле.
Ключевые слова: педагогика, сельская школа, наукометрический анализ, диссертационное исследование, тематика диссертационных исследований, классификация диссертационных исследований, контент-анализ, метод категориального анализа
Д.1Я цитирования: ПквненкоП. П., ВитенкоН П. Наукометрическийанализразвития отечественных Оиссертационных исследований, содержащих в названиях категорию «сельская школа» Вестннк Майкопского государственного технологического университета 2022. Том 14, № 3. С 93-104. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-3-93-104
Pivnenko P.P., Vitenko N.P.
SCIENTOMETRIC ANALYSIS OFTHEDEVELOPMENTOFDOMESTIC THESIS RESEARCH CONTAINING THE CATEGORY-RURAL SCHOOL" INTHETITLES
Pivnenko Petr Petrovich,
Professor of the Department of Pedagogy, Doctor of Pedagogy
FSBEI HE RostSMU of the 'Ministry of Health of Russia, Rostov-on-Don, Russia
e-mail: pivnenko petr ajxtmhler.ru
tel.: +7 (928) 122 22 11
Vitenko Nadezhda Petrovna,
Candidate of Pedagogics, Director
the Center for the Development audi Correction of Speech "Nadezhda", 'Bataysk, Russia
e-mail: [email protected] tel.: +7 (938) 167 97 97
Annotation
The relevance of the research is due to the increased interest and need of specialists of various categories in studying the history of the formation and development of rural schools in Russia. The research problem is to conduct a scientometric analysis of thesis research containing the category "rural school" in the titles. The purpose of the research is based on the analysis of the research fund, to show the main directions of research activities to disclose the content of the main category - "rural school". The research objectives are to show the role of scientometric analysis as a quantitative assessment of the characteristics of dissertation research, the dynamics of the presentation of rural school problems in the titles of dissertations, to draw conclusions for further study of this problem and to determine the possibilities for the direction of this work. The research methodology is made up of a set of methods of scientific knowledge: scientometric analysis, synthesis, generalization.
The research results. Based on the scientometric method, the article examines the study of dissertation topics containing the category "rural school" in their titles, presented in the section "Abstracts of dissertations" of the Unified Electronic Resource of the Russian State Library, which made it possible to fix the given semantic units of the studied scientific and pedagogical content and conduct their scientometric analysis, design further relevant research.
Key findings. The quantitative analysis and content of the thematic clusters presented in the article allows us to conclude that the process of turning researchers to this issue is not intensive, orderly and methodologically secure and requires further and comprehensive study in the theoretical and methodological in a practice-oriented field.
Keywords: Pedagogy, rural school, scientometric analysis, dissertation research, topics of dissertation research, classification of dissertation research, content analysis, categorical analysis method
For citation: Pivnenko P.P., Vitenko MP. Scientometric analysis of the development of domestic thesis research containing* the category "rural school " in the titles Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologiceskogo universiteta. 2022. Volume 14, No. 3. P. 93-104. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-3-93-104
Наукометрические исследования в настоящее время приобретают всё большую значимость, которая связана с обоснованием актуальности конкретных научных направлений в определенной предметной области и изучением объективной картины их развития. Данные исследования позволяют получить индикаторы, характеризующиеся фиксированными и количественными показателями состояния определенных областей знаний, степени их разработанности и научного интереса к ним со стороны исследователей.
Рассматривая наукометрию как дисциплину, изучающую эволюцию науки посредством многочисленных измерений и статистической обработки полученной информации, мы можем дать объективную картину развития того или иного научного направления, определить его актуальность и эффективность внедрения в практику научных идей.
Одним из важнейших объектов исследования в педагогике является «сельская школа», изучение которого способствует лучшему пониманию динамики, современного состояния проблемы и пути ее решения в современной социокультурной ситуации. Интерес к данному объекту исследования наблюдается в представленных нами хронологических рамках 1992-2021 гг. и обусловлен, на наш взгляд:
- тенденциями развития образования на селе;
- особенностями организации обучения и воспитания в сельских школах;
- основными закономерностями функционирования данного типа школ;
- вопросами подготовки педагогических кадров для села;
- преемственностью развития сельской школы при сохранении ее качественного своеобразия каждого периода в процессе смены общественно-экономической формации;
- положением материально-технической базы сельских школ и учебно-методическим обеспечением образовательного процесса, качеством трудовой подготовки школьников;
- воспитанием на основе традиционных ценностей крестьянской семьи, культурных традиций села, духовно-практических ценностей школьников;
- самонаправляемым обучением как средством переноса активности в обучении с учителя на обучающихся [12];
- стратегией формирующего оценивания как фактора развития образовательного процесса в сельской школе [5; 10].
- освоением образцов и ценностей родной, российской, мировой культуры, культурно-исторического и социального опыта человечества;
- осознанием себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины и несущим ответственность за ее судьбу в современном мире и др.
Сельская школа рассматривается учеными не только как образовательный, но и как культурный феномен. Подтверждением этому является тот факт, что все эти годы она продолжает сохранять свою самобытность и разнообразие. Об этом свидетельствует широкий спектр сельских образовательных организаций: малокомплектные школы, сельские образовательные комплексы и микрорегионы, кочевые школы, школы-интернаты. Сельская школа и сегодня является важнейшим селообразующим фактором, способствующим сохранению русской деревни и российского крестьянства [8].
Аналитические данные свидетельствуют о том, что в 2019 году 28% детей в возрасте от 7 до 17 лет от общего числа школьников в России обучались в сельской местности. Сельские школы составляют более половины (27 474) школ страны, но в них обучается только около четверти всех школьников, при этом сеть сельских школ в России за последние 20 лет сократилась вдвое. Исследователи также утверждают, что проблема нехватки специалистов более остра для сельских школ, чем для городских, и, к сожалению, трудно разрешима [4]. Тем не менее, в последнее время предпринимаются меры, направленные на сохранение и развитие сельской школы. Не последнюю роль в этом играют и результаты научно-педагогических исследований, представленных нами в виде наукометрического анализа.
С этой целью нами был использован метод категориального анализа,
разработанный М.Г. Ярошевским [11], позволяющий на основе категории «сельская школа» проследить логику развития и изменение ее предметного содержания [3]; проанализировать ее соотнесенность с другими категориями и понятиями [3]; проследить процесс становления и развития сельской школы России; обозначить перспективы развития современной сельской школы [6]. В связи с этим, для анализа нами были выбраны диссертационные исследования, в которых, как нам известно, в ходе решения крупной научной задачи достигаются новые научные результаты и разрабатываются новые научные направления, происходит прирост научного знания по исследуемой проблеме, выявляется динамика количественных показателей.
Выборка кандидатских и докторских диссертационных исследований осуществлялась нами из библиотеки диссертаций и авторефератов России. По изучаемой тематике было обнаружено 276 диссертационных исследований, защищенных в российских диссертационных советах и содержащих в своих названиях категорию «сельская школа» [1]. В таблице 1 представлены кандидатские и докторские диссертации (по количественному показателю).
Представленность диссертаций по педагогическим специальностям свидетельствует о существенной ориентированности диссертационных исследований по вопросам, касающихся сельской школы. Убедительными, на наш взгляд, являются и данные о количествах
Таблица 1
Количество кандидатских и докторских педагогических диссертаций, содержащих в названиях категорию «сельская школа», за 1992-2021 гг.
Параметр изучения Количество диссертаций, содержащих в названиях категорию «сельская школа»
Общее кол-во диссертаций 276
Количество кандидатских диссертаций 265
Количество докторских диссертаций И
защищенных кандидатских и докторских педагогических диссертациях, хотя их количественные показатели значительно разнятся. Это свидетельствует о том, что ориентация ученых на обоснование и разработку теоретических проблем сельской школы пока еще не достигла желаемых результатов.
Представленные данные в таблице позволяют обратить внимание на практи-ко-ориентированную представленность научно-педагогических исследований, направленных на решение прикладных задач. Отметим и значительную разницу между количеством кандидатских (265) и докторских диссертаций (11), что связано, на наш взгляд, с проявлением и усилением в последнее время процессов унификации сельской школы с городской, подобное соотношение связано и с унифицированными образовательными стандартами.
В соответствии с нашим исследованием были отобраны работы, в
названиях которых встречается категория «сельская школа». Отобранные диссертации были классифицированы по трем основаниям: шифр научной специальности, кандидатские диссертации, докторские диссертации, что представлено в таблице 2.
Анализируя периодичность написания диссертаций (таблица 3), содержащих в названиях категорию «сельская школа» с 1992 по 2021 годы, мы обнаружили существенный количественный разброс. С 1992 по 1999 годы ежегодно защищалось в среднем 1-3 диссертационных работы по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования. С 2000 по 2006 годы наблюдается ежегодный рост защит диссертаций в среднем на 7,3%. Пик защит приходится на 2004 (23 диссертации) и 2006 годы (24 диссертации). С 2007 по 2013 годы количество защищенных диссертаций по специальности 13.00.01 сокращается ежегодно в среднем на 5%, а
Шифр научной специальности Диссертации, содержащие в названии категорию «сельская школа»
кандидатские докторские
13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования 184 9
13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (по областям) 41 0
13.00.03 - коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) 2 0
13.00.04 - теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки. Оздоровительной и адаптивной физической культуры 6 0
13.00.08 - теория и методика профессионального образования 29 2
13.00.01/13.00.02 1 0
13.00.01/13.00.08 2 0
Итого: 265 11
Всего: 276
Таблица 2
Распределение диссертаций, содержащих в названиях категорию «сельская школа», по научным специальностям педагогической науки (1992-2021 гг.)
Таблица 3
Период написания диссертаций, содержащих в названиях категорию
«сельская школа» (1992-2021 гг.)
Год защиты Диссертации, содержащие в названиях категорию «сельская школа»
13.00.01 13.00.02 13.00.03 13.00.04 13.00.08 По двум спец.
1992 1 - - - - -
1993 1 2 - - - -
1994 3 1 - - - -
1995 5 4 - - - -
1996 4 1 1 - -
1997 1 3 - 1 - -
1998 4 - - - - 01/02
1999 3 1 - - - 01/08
2000 7 1 - - 2 -
2001 12 - - - 1 01/08
2002 11 3 - - - -
2003 10 3 - - 2 -
2004 23 6 - 1 4 -
2005 11 2 - - 4 -
2006 24 4 1 - 2 -
2007 11 - - 3 5 -
2008 12 3 - - 1 -
2009 10 3 - - 3 -
2010 10 1 - - 3 -
2011 8 - 1 - 1 -
2012 6 1 - - - -
2013 5 - - - - -
2014 3 - - - - -
2015 1 1 - - - -
2016 1 - - - - -
2017 1 1 - - 1 -
2018 2 - - - 1 -
2019 1 - - - - -
2020 1 - - - 1 -
2021 1 - - - - -
Итого: 193 41 2 6 31 3
с 2014 по 2021 годы проходило в среднем по 1 защите в год.
По специальностям 13.00.02 и 13.00.08 было защищено соответственно 41 и 31 диссертации. По специальности 13.00.02 защиты диссертаций проходили с 1992 по 2017 годы равномерно, а по специальности 13.00.08 с 1992 по 1999 годы - защит не было, малочисленными оказались защиты диссертаций по специальности 13.00.03 (2) и 13.00.04 (6),
2 диссертации были защищены на стыке специальностей 13.00.01/13.00.08 и 1 диссертация на стыке специальностей 13.00.01/13.00.02.
В целом, можно констатировать, что с 1992 по 1999 годы по всем упомянутым выше педагогическим специальностям было защищено всего 38 диссертаций, в среднем 3-4 диссертации в год. Наименьшее число работ, в заглавиях которых есть категория «сельская
Таблица 4
География авторов, написавших диссертации, содержащие в названиях категорию «сельская школа» (1992-2021 гг.)
Город защиты Количество защищенных диссертационных исследований
13.00.01 13.00.02 13.00.03 13.00.04 13.00.08 По 2 спец. год
Воронеж 5 1
Великий Новгород 3 1
С.-Петербург 8 3 1
Якутск 8 1
Улан-Удэ 8
Майкоп 2 1
Томск 6
Саранск 4 2
Елец 3 1
Оренбург 6
Казань 10
Владикавказ 1
Ижевск 3
Архангельск 2
Тверь 1
Владимир 1
Иркутск 3
Йошкар-Ола 5
Чита 3 2
Нижний Новгород 4 1
Челябинск 4 1 1
Москва 25 21 1 3 6
Магнитогорск 3
Омск 7 2 1
Екатеринбург 2 3
Ярославль 6 1 2
Кемерово 1 4
Белгород 4
Ульяновск 2
Карачаевск 5
Курск 1
Пятигорск 1
Уфа 5 2
Тюмень 3
Смоленск 1
Саратов 1
Чебоксары 5 4
Брянск 1 1
Тамбов 2 1
Краснодар 5
Ставрополь 1
Новокузнецк 2 1
Барнаул 2 1
Махачкала 1
Худжанд 1
Псков 1
Ростов-на-Дону 3 1 1
Хабаровск 1
Шуя 1
Калининград 1
Красноярск 1
Самара 1
Душанбе 1
Тула 1
Пенза 1
Рязань 2 1
Киров 2 1
Орел 2
Сургут 1 1
Астрахань 1
Кострома 3
Курган 1
Итого: 193 41 2 6 31 3
школа» было выполнено в период с 2012 по 2021 годы, показателем которого было 28 защищенных диссертаций, что составило в среднем по 1-2 диссертации в год.
Рост защит диссертационных работ мы наблюдаем в период с 2000 по 2011 годы, где было защищено 210 диссертаций, что составило 76% от общего количества защищенных диссертаций. Наиболее продуктивными оказались 2004 (34 диссертации) и 2006 (31 диссертация) годы. Такие колебания защит связаны, на наш взгляд, с введением обязательных публикаций авторами диссертаций в журналах из списка ВАК и модерниза-ционными процессами, происходящими в этот период в ВАКе.
Географическая структура защищенных диссертационных исследований, отобранных по критерию содержания в их названиях категории «сельская школа», разнообразна и представлена в таблице 4.
Защита диссертаций проходила в 62 городах. В группу городов-лидеров, представивших наибольшее количество защищенных диссертаций входят (7 городов). Это составило 41,7% защищенных диссертаций от их общего количества: Москва (56 работ); С.-Петербург (12 работ); Казань, Омск (по 10 работ); Якутск, Ярославль, Чебоксары (по 9 работ). В остальных 55 городах защиты распределились следующим образом: в 21 городе было защищено по одной диссертации; в 5 городах - по 2; в 12 городах - по 3; в 3 городах - по 4; в 7 городах - по 5; в 5 городах - по 6; в 1 городе - 7; в 1 городе - 8. Эти показатели свидетельствуют о том, что проблемы сельской школы сохраняют свою актуальность и являются предметом исследования ученых из разных городов России.
В таблице 5 показано количество защищенных диссертаций в городах по годам, где индексом «Д» обозначены докторские диссертации.
Из приведенного выше количества диссертационных исследований,
содержащих в названиях «сельская школа», на основе их анализа нами были сформулированы кластеры, в содержание которых вошли наиболее значимые направления научных и практико-ориен-тированных тем: теоретические основы модернизации сельской школы; миссия современной сельской школы; культурно-образовательное пространство сельской школы; ментальность сельской школы как прогностический фактор ее развития; управление сельской школой [9]; проблемы и пути развития малокомплектной сельской школы в современных условиях; модели реструктуризации сельской школы; сельские образовательные комплексы; цифровизация образовательного процесса в сельской школе; подготовка учителя к работе в сельской школе; педагогическая деятельность сельского учителя; непрерывное образование учителя сельской школы; сетевая организация образовательного процесса в сельской школе; обучение, воспитание и развитие школьника в образовательном пространстве сельской школы; дистанционное обучение учащихся сельской школы [7]; профильное обучение в сельской школе; организация внеурочной деятельности в сельской школе; педагогическое сопровождение личностного развития сельского школьника; проектная деятельность в сельской школе; дифференцированная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ; инновационные процессы в сельской школе [2]; взаимодействие сельской школы с семьей; работа с одаренными детьми в условиях сельской школы; трудовое воспитание и обучение сельских школьников; лич-ностно-профессиональное самоопределение сельских школьников.
Отметим и то, что особое значение для развития отечественной педагогической науки и практики деятельности сельских школ имеют докторские диссертации. Однако доля докторских диссертаций по педагогическим наукам,
Таблица 5
География авторов, написавших диссертации, содержащие в названиях категорию
«сельская школа» (1992-2021 гг.)
Город защиты Количество защищенных диссертационных исследований
13.00.01 13.00.02 13.00.03 13.00.04 13.00.08 По 2 спец. год
Воронеж 19, 07, 04, 03, 98 98401/02)
Великий Новгород Д-21, 18, 12 04
С.-Пстсрбург 17, 11, 11, 09, 05, 96, 95, 93 08, 06, 03 11
Якутск 15, 06, 06, 06, Д-05, 02, 01, 01 08
Улан-Удэ 20, 14, 18, 12, 06, 06, 02, 01
Майкоп 14, 04 07
Томск 14, 11, 10, 08, 09, Д-02.
Саранск 13, 09, Д-08, 02 15, 95
Елец 13, 06, 03 07
Оренбург 13, 13, 09, 07, 06, 05
Казань 12, 07, 06, 06, 04, 04, 02, 00, 95, 94
Владикавказ 12
Ижевск 11, 04, 01
Архангельск 11, 11
Тверь 10
Владимир 10
Иркутск 10, 08, 08
Йошкар-Ола 12, 12, 10, 07, 06
Чита 10, 10, 08 11, 04
Нижний Новгород Д-10, 09, 08, 04 06
Челябинск 09, 08, 06, 03 07 0Н01/08)
Москва 09, 09, 09, 08, 08, 07, 06, 06, 06 05, 04, 04, 03, 01, 01, 00, 99, 98, 96, 96, 95, 95, Д-95, 94, 92 12, 10, 09, 09, 05, 05. 04, 04, 04, 03, 02, 02, 99, 97, 97, 97, 96, 95, 94, 93, 93 06 04, 97, 96 10, Д-09, 06, 05, 05, 03
Магнитогорск 09, 04, 03
Омск 08, 07, 06, 03, 01, 00, 97 95, 95 07
Екатеринбург 07,06 17, 06, 03
Ярославль 07, 07, 07, 03, 99, 99 04 10, 05
Кемерово 06 08, 07, 06, 05
Белгород 06. 01. 98. 98
Ульяновск 06, 05
Карачаевск 16, 06, 05, 05, 04
Курск 06
Пятигорск 06
УЛа 05, 04, 04, 02, 94 09,00
Тюмень 05. 04. 01
Смоленск 05
Саратов 05
Чебоксары 05, 04, 03, 02, 01 06, 04, 04, 03
продолжение таблицы 5
Брянск 04 Д-01
Тамбов 04, 04 10
Краснодар 04, 04, 03, 01, 96
Ставрополь 04
Новокузнецк 04, 04 09
Барнаул 11, 02 04
Махачкала 02
Худжанд 02
Псков 02
Ростов-на-Дону 06, Д-02, 00 04 07
Хабаровск 00
Шуя 00
Калининград 98
Красноярск 08
Самара 03
Душанбе 13
Тула Д-11
Пенза 10
Рязань 10, 07 09
Киров Д-06, 00 00
Орел 17, 10
Сургут 07 07
Астрахань 08
Кострома 06, 04 02
Курган 99-(01/08)
Итого: 193 41 2 6 31 3
содержащим в названиях категорию «сельская школа», за указанный период составила около 4% (по отношению ко всем анализированным диссертациям), значительная часть которых (9) была защищена по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования; 2 работы были защищены по специальности 13.00.08 - теория и методика профессионального образования. При этом пик защит докторских диссертаций приходится на 2002-2010 годы: было защищено 6 работ, что свидетельствует о более частом обращении авторов к данной проблеме. Спад в написании работ наблюдается с 1995 по 2001 годы. В 2011 году была защищена 1 докторская диссертация и спустя 20 лет в 2021 году - еще 1 докторская диссертация, содержащая в названиях категорию «сельская школа».
Таким образом, нами представлено и изучено 276 диссертационных научно-педагогических исследований, в заглавиях которых используется категория «сельская школа», из них 11 докторских и 265 кандидатских диссертаций.
Данные исследования были проведены с 1992 по 2021 годы. Данные работы были написаны в период с 2000 по 2021 годы. Отметим, что в спектр рассматриваемых диссертаций не вошли диссертации, опосредованно рассматривающие проблемы сельской школы. Возможно, при расширении поиска с использованием других научных категорий количество научных диссертаций значительно увеличится, но это не входило в задачи нашего исследования.
Мы не ставили перед собой задачу провести исчерпывающий анализ диссертаций по заявленной проблематике, а стремились обратить внимание научно-педагогической общественности и учителей-практиков на необходимость дальнейшего изучения проблем сельской школы и эффективных путей их реализации. Таким образом, проведенный нами наукометрический анализ тематики диссертационных исследований, содержащих в названиях категории «сельская школа», позволил установить следующее:
Взятый нами период изучения проанализированных диссертационных
исследований (1992-2021 гг.) показал актуальность и востребованность данной тематики, о чем свидетельствует достаточно большое количество работ.
На фоне усиления требований к выполнению и публичной защите диссертаций количество представляемых в диссертационные советы работ по проблемам сельской школы сократилось, об этом свидетельствует и общая динамика уменьшения диссертационных исследований в России в этот период.
Максимальное число диссертаций по данной тематике выполняется в Москве и Санкт-Петербурге, что обусловлено развитием в данных городах научных школ и образовательных структур.
В соответствии с паспортами научных специальностей диссертации по проблемам сельской школы в настоящее время защищаются по пяти научным специальностям (таблица 2).
Научная активность российских исследователей проблем сельской школы заметно снижается и требует ее актуализации.
Лидерами по количеству защищенных диссертаций по данной тематике являются Москва и Санкт-Петербург, значительно опережая другие города. Актуальными на сегодняшний день остаются и научные школы в Казани, Омске, Якутске, Ярославле, Чебоксарах, Улан-Удэ, Тюмени.
В заключение нашего обзора попытаемся сформулировать актуальные, на наш взгляд, перспективные исследования по проблемам сельской школы в предложенном диапазоне задач. Среди них:
- появление новых образовательных практик на основе интеграции цифровых и инновационных педагогических технологий [7];
- появление новых образовательных практик;
- изменение позиции учителя и его функций в современной сельской школе;
- разработка концепции подготовки учителя сельской школы в контексте модернизации образования на селе;
- обновление процесса управления сельской школой [9];
- развитие системы непрерывного образования;
- разработка и апробация новых моделей сельских школ.
Мы понимаем, что количественные результаты, полученные в нашем исследовании, не могут подменить собой результаты качественного анализа содержания проведенной работы [6]. Это станет дальнейшим этапом нашего исследования. Только в этом случае нам удастся избежать механического накладывания количественных показателей на их содержательную оценку.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Библиотека диссертаций и авторефератов России [Электронньт ресурс]. URL: http// www.dslib.net/prof-obrazovanie.html (даты обращения: 02.08.2022).
2. Гурьянова М.П. Социально-педагогические инновации в сельской школе России в условиях рынка и цифровизации жизни // Социокультурные и психолого-педагогические факторы развития субъектов образовательного пространства сельских территорий: материалы международной конференции / под научн. ред. J1.B. Байбородовой. Ярославль, 2020. С. 59-65.
3. Понятия современной психологии: содержание, взаимосвязи, место в систем (вместо предисловия) / Журавлев A.J1. и др.] // Разработка понятий в современной психологии. М.: Институт психологии РАН, 2019. С. 7-59.
4. Заир-Бек С.И., Мерцалова Т.А., Анчиков K.M. Портрет российской сельской школы: информационно-аналитические материалы по результатам статистических и социологических исследований // Мониторинг экономики образования. 2020. № 35. С. 16.
5. Ищенко A.M. Эволюция российской сельской школы [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/ vic\v9id=5571 (дата обращения: 02.08.2022)].
6. Кольцова В.А., Шишлова Н. Использование количественных методов в исследовании тенденций развития современной психологии // Современная психология: Состояние и перспективы исследований. М.: Институт психологии РАН, 2002. С. 275-287.
7. Методология построения информационной культурно-образовательной среды: философские и педагогические аспекты. Ростов н/Д, 2007. 200 с.
8. Пивненко П.П. Теоретико-методологические основы развития российской сельской школы: монография. Ростов-н/Д: РГПУ, 2001. 228 с.
9. Пивненко П.П., Витенко Н.П. Управление сельской школой в условиях модернизации образования // Образование. Наука, Инновации: Южное измерение. 2015. № 4 (42). С. 151-156.
10. Работая Внутри Черной Рамки: Оценивание аудиторного обучения / Блэк П. [и др.] // Фи Дельта Каппа. 2004. Т. 86, № 1. С. 9-21.
11. Ярошевский М. Г. История психологии. М.: Мысль, 1976. 464 с.
12. Hiemstra R., Brockett R. Reframing the Meaning of SelfDirected Learning: An Updated Model [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. adulterc.org/Proceedings/2012/papers/ hiemstra.pdf (дата обращения: 29.07.2022).
REFERENCES:
1. Library of dissertations and abstracts of Russia [Electronic resource]. URL: http//www.dslib. net/profi-obrazovanie.html (dates of access: 02/08/2022).
2. Guryanova М.Р. Socio-pedagogical innovations in the rural school of Russia in the conditions of the market and digitalization of life /ed. by L.V. Bayborodova. Yaroslavl, 2020. P. 59-65.
3. Concepts of modern Psychology: content, relationships, place in systems (instead of a preface) / Zhuravlev A.L. [et al.] // Development of concepts in modern Psychology. Moscow: Institute of Psychology RAS, 2019, P. 7-59.
4. Zair-Bek S.I., Mertsalova T.A., Anchikov K.M. Portrait of a Russian rural school: information and analytical materials based on the results of statistical and sociological studies // Monitoring of the Economics of Education. 2020. No. 35. P. 16.
5. Ishchenko A.M. Evolution of the Russian rural school [Electronic resource] // Modern problems of science and education. 2012. No. 1. URL: https://scicncc-cducation.ru/ru/articlc/vic\v',id=5571 (date of access: 02.08.2022)].
6. Koltsova V.A., Shishlova N. The use of quantitative methods in the study of trends in the development of modern Psychology // Modern Psychology: Status and prospects for research. M.: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2002. P. 275-287.
7. Methodology for building an information cultural and educational environment: philosophical and pedagogical aspects. Rostov n/D, 2007. 200 p.
8. Pivnenko P.P. Theoretical and methodological foundations for the development of the Russian rural school: a monograph. Rostov-n/D: RGPU, 2001. 228 p.
9. Pivnenko P.P., Vitenko N.P Rural School Management in the Conditions of Modernization of Education // Education. Science, Innovation: Southern Dimension. 2015. No. 4 (42). P. 151-156.
10. Working Inside the Black Box: Assessing Classroom Learning / Black P. [et al.] // Phi Delta Kappa. 2004. V. 86, No. 1. P. 9-21.
11. Yaroshevsky M. G. History of psychology. M.: Thought, 1976. 464 p.
12. Hiemstra R., Brockett R. Reframing the Meaning of SelfDirected Learning: An Updated Model [Electronic resource]. Access mode: http://www. adulterc.org/Proceedings/2012/papers/ hiemstra.pdf (accessed 29.07.2022).