ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 2/45
7. Doff A. Teach English: A training course for teachers. Cambridge: Cambridge University Press in association with The British Council, 2004. 139 p.
8. Lifelong Platform "21st century leaning environments" [Electronic resource]. URL: http ://lllplatform.eu/lll/wp-content/uploads/2019/10/LLLP-Position-paper-21 CLE.pdf.
9. Using the electronic information and educational envroment of the university in the training of tourism industry workers [Eletctronic resurs] / Poddubnaya T.N. [et al] // Amazonia Investiga. 2020. Vol. 9, Iss. 28. P.249-259. URL https://www.amazoniainvestiga.info/ index.php/amazonia/article/view/1318-(accessed 13 May 2020).
УДК 378.12 (043.3):61 DOI: 10.24411/2078-1024-2020-12007
Пивненко П.П., Витенко Н.П.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Пивненко Петр Петрович, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Ростов-на-Дону, Россия Е-mail: pivnenko_petr@rambler.ru тел.: +7(928) 122 22 11
Витенко Надежда Петровна, кандидат педагогических наук, директор Центр развития и коррекции речи «Надежда», Батайск, Росссия Е-mail: n.vitenko@mail.ru тел.: +7(928) 174 60 54
Актуальность статьи обусловлена слабо выраженной мотивацией врачей на психолого-педагогическую деятельность. Проблема исследования заключается в следующем: каково состояние изучения педагогических аспектов деятельности врача с отечественных диссертационных исследованиях? Цель исследования: на базе анализа фонда научныхисследований показать основные направления научно-исследовательской деятельности по формированию готовности будущих врачей к психолого-педагогической деятельности. Задачи исследования: раскрыть сущность научных подходов к изучению аспектов педагогической деятельности врача и перспективы научно-исследовательской деятельности в этом направлении. Методологию исследования составила совокупность методов научного познания: анализа, синтеза, обобщения. Результаты исследования. В статье на основе контент-анализа рассматривается современное состояние изучения педагогических аспектов деятельности врача в отечественных диссертационных исследованиях, пред-
67
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 2/45
ставленных в разделе «Авторефераты диссертаций» Единого электронного ресурса Российской государственной библиотеки, что позволило фиксировать заданные смысловые единицы изучаемого научно-педагогического содержания и проводить их анализ, уточнять определения различных педагогических категорий, пополняя их содержательную линию и проектировать дальнейшие актуальные исследования.
Ключевые выводы. Содержательный анализ представленных в статье тематических кластеров позволяет сделать вывод о том, что процесс обращения исследователей к данной проблематике не является интенсивным, упорядоченным и методологически обеспеченным и требует дальнейшего всестороннего изучения в теоретико-методологическом поле как педагогических, так и психологических наук.
Ключевые слова: медицинское образование, педагогические аспекты деятельности врача, диссертационное исследование, тематические линии диссертационных исследований, классификация диссертационных исследований, контент-анализ, области научного знания.
Для цитирования: Пивненко П.П., Витенко Н.П. Современное состояние изучения педагогических аспектов деятельности врача в отечественных диссертационных исследованиях // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. Вып. 2(45). С. 67-75. DOI: 10.24411/2078-1024-2020-12007.
Pivnenko P.P., Vitenko N.P.
CURRENT STATE OF STUDYING PEDAGOGICAL ASPECTS
OF A DOCTOR'S ACTIVITY IN DOMESTIC RESEARCH STUDIES
Pivnenko Petr Petrovich, Doctor of Pedagogics, a professor of the Department of Pedagogics FSBEI HE "Rostov State Medical University" of the Ministry of Health of the Russian Federation, Rostov-on-Don, Russia E-mail: pivnenko_petr@rambler.ru tel.: +7(928) 122 22 11
Vitenko Nadezhda Petrovna, Candidate of Pedagogical sciences, a director Speech Development and Correction Center "Hope", Bataisk, Russia E-mail: n.vitenko@mail.ru tel.: +7(928) 174 60 54
The relevance of the article is due to the weakly expressed motivation of doctors for psychological and pedagogical activity. The research problem is the state of studying pedagogical aspects of adoctor 's activity with domestic dissertation research. The purpose of the research is to show the main directions of research activity on the formation of readiness of future doctors for psychological andpedagogical activity based on the analysis of the research fund.
The objective of the study is to reveal the essence of scientific approaches to the study of aspects of the pedagogical activity of a doctor and the prospects of research activity in this
68
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 2/45
field. The research methodology is a set of the following methods of scientific knowledge analysis, synthesis, generalization. The results of the research. The article examines the current state of the study of pedagogical aspects of doctor's activity in domestic dissertation research presented in the section "Abstracts of dissertations " of the Unified Electronic Resource of the Russian State Library, which made it possible to fix the given semantic units of the studied scientific and pedagogical content and analyze them, clarify the definitions of various pedagogical categories, replenishing their content line and designing further relevant research.
Key findings. A substantial analysis of the thematic clusters presented in the article allows us to conclude that the process of turning to this issue is not intensive, orderly and methodologically secure and requires further comprehensive study in the theoretical and methodological field of both Pedagogical and Psychological sciences.
Key words: medical education, pedagogical aspects of doctor's activities, dissertation research, thematic lines of dissertation research, classification of dissertation research, content - analysis, areas of scientific knowledge.
For citation: Pivnenko P.P., Vitenko N.P. Current state of studying pedagogical aspects of a doctor's activity in domestic research studies // Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologicheskogo Universiteta. 2020. Issue 2(45). P. 67-75. DOI: 10.24411/2078-1024-2020-12007.
Процесс интеграции педагогики и психологии с медицинским образованием в мировом образовательном пространстве наблюдается с 50-х годов ХХ века. В нашей стране первые кафедры педагогики и психологии, как самостоятельные субъекты образовательного процесса, были введены в высшее медицинское образование в 80-х годах ХХ в. сначала в ведущих медицинских вузах Москвы и Санкт-Петербурга, а затем постепенно и в остальных вузах.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО 3+) учебная дисциплина «Психология и педагогика» является базовым учебным предметом, изучение которого направлено на интегрирование психологических и педагогических знаний в процесс подготовки будущего врача.
Инновационные процессы, происходящие во всех сферах отечественного образования, направлены на плавное вхождение молодых людей в глобальный мир и образование должно оказать им в этом поддержку. Академик РАО Е.В. Бондаревская отмечает, что этот процесс предполагает «поддержку его (студента) духовности и нравственности, оказание помощи в овладении знаниями и опытом, необходимым для решения жизненных и профессиональных проблем, развития собственной компетентности, толерантности, мобильности, конкурентоспособности» [2].
Такой подход, на наш взгляд, способствует формированию гуманитарных и психолого-педагогических аспектов готовности будущего врача, где психолого-педагогические знания будут служить ориентиром в реализации актуальных функ-
69
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 2/45
ций врачебной деятельности и способствовать не только профессиональной медицинской подготовке, но и формированию способности к гуманному отношению к пациентам и сотрудникам, эмпатии и состраданию.
В связи с актуализацией проблемы интеграции педагогических оснований в профессиональную деятельность врача возникла благоприятная ситуация в изучении и исследовании данного феномена в диссертационных исследованиях российских ученых последних лет. Обратимся к анализу диссертационных исследований, представленных в информационном ресурсе Российской государственной библиотеки, раздел «Авторефераты диссертаций» [1]. Для анализа были выбраны диссертационные исследования, защищенные за последние 30 лет (1988-2018 гг.).
Анализ данных диссертаций осуществлялся нами на основе методики контент-аналитического исследования [3], основным параметром которого была определена частотность представленности категорий «подготовка будущего врача», «педагогический аспект деятельности врача», «личность врача», «психолого-педагогическая компетентность врача», которые были введены в поисковую систему каталогав качестве единиц первичного отбора как элемента объекта исследования.
Общее количество проанализированных диссертационных работ составило 80 единиц. При этом отметим, что формирование психолого-педагогической проблематики проходило в рамках различных научных направлений. В связи с этим, общее количество исследуемых единиц были разделены нами на 4 группы в соответствии с наименованиями отраслей науки, по которым присуждается ученая степень (паспортами специальности ВАК) [4] и представлены в таблице 1.
Из таблицы 1 видно, что самое большое количество диссертационных исследований защищено по педагогическим наукам 13.00.00 - 60 работ (75 % от общего числа диссертаций). Значительно меньшее количество составляют диссертационные исследования по психологическим наукам - 18 работ (22,5 %) и по другим наукам (философские и медицинские науки) - 2 работы (2,5 %).
Анализ степени разработанности категории «аспекты педагогической деятельности врача» в российских диссертационных исследованиях по критерию «год защиты» [1] позволяет утверждать, что с 1988 года по 2000 год было защищено по одной диссертации в год, всего - 13 диссертаций, из них - 7 по педагогическим наукам (13.00.01 - 3, 13.00.02 - 3, 13.00.08 - 1) и 6 - по психологическим наукам (19.00.01 - 2, 19.00.03 - 1, 19.00.04 - 1, 19.00.05 - 1, 19.00.07 - 1).
С 2002 года интерес к данной проблематике возрастает. Мы наблюдаем, что в этот период было защищено всего 67 диссертационных исследований, из них -52 - по педагогическим наукам (13.00.01 - 5, 13.00.02 - 9, 13.00.04 - 4, 13.00.08 - 34), 13 - по психологическим наукам (19.00.01 - 6, 19.00.03 - 1, 19.00.07 - 5, 19.00.13 - 1) и 2 - по философским и медицинским наукам (09.00.13 - 1, 14.01.14 - 1).
70
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 2/45
Таблица 1 - Количество диссертаций 1988-2018 гг. с концептом «аспект
педагогической деятельности врача» в содержании по областям научного знания
№№ п/п Отрасли науки, по которым присуждается ученая степень Количество диссертаций
Педагогические науки
1 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования 8
2 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (по областям) 12
3 13.00.04 - теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры 4
4 13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности 1
5 13.00.08 - теория и методика профессионального образования 35
Итого: 60
Психологические науки
6 19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии 7
7 19.00.03 - психология труда, инженерная психология, эргономика 2
8 19.00.04 - медицинская психология 1
9 19.00.05 - социальная психология 1
10 19.00.07 - педагогическая психология 6
11 19.00.13 - психология развития, акмеология 1
Итого: 18
Философские науки
12 09.00.13 - философия и история религии, философская антропология, философия культуры 1
Медицинские науки
13 14.01.14 - стоматология 1
Всего: 80
Анализ тематических линий диссертационных исследований позволил выделить их содержательное научно-исследовательское поле, выраженное в 7 тематических кластерах [5] (таблица 2).
Содержательный анализ представленных в таблице тематических кластеров позволяет говорить о том, что, хотя мы и видим динамику в степени обращения исследователей к данной проблематике, однако мы не можем утверждать, что этот процесс является интенсивным и упорядоченным, методологически обеспеченным, а именно:
- наблюдается неравномерность проявления исследователями интереса к педагогическим аспектам деятельности врача;
- недостаточно представлены теоретико-методологические исследования данной проблемы;
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 2/45
- неравномерно представлены диссертационные исследования по педагогическим и психологическим наукам.
Таблица 2 - Основные результаты исследования проблем педагогической
деятельности врача
Тематические кластеры Результаты научных исследований
Коммуникативное поведение и профессионально-педагогическое общение врача 16,2% - определение жанрово-стилевого своеобразия медицинского дискурса, основ диалогического взаимодействия, технологий обучения монологическому высказыванию, профессиональному общению (Колесова Н.Н. 2017; Юрчук Г.В., 2014; Ким З.М., 2010; Лопата К.М., 2014; Бутенко Ж.В., 1988; Стоянова Л.В., 2005), коммуникативных и социокультурных аспектов взаимоотношений общества и больного, эффективных условий взаимодействия с коллегами и пациентами (Хубулава Г.Г., 2016; Богданова Л.В., 2009); - разработка педагогической системы и технологий развития речевой культуры студентов (Шишнева И.В., 2003; Забродина Л.Н., 2015); - формирование коммуникативной и психологической компетентности в профессионально-личностном становлении будущего врача (Васильева Л.Н., 2010; Анкваб М.Ф., 2012; Яковлева Н.В., 1994).
Профессиональная и психолого -педагогическая компетентность деятельности врача 21,2% - реализация профессионально-ориентированного физического воспитания студентов медицинского вуза и профилактика заболеваемости (Аристакесян В.О., 2017; Доронцев А.В., 2006), процесса психологического сопровождения кризиса профессионального самоопределения студентов медицинского вуза (Ва-лиуллина Е.В., 2012); - формирование у студентов готовности: к прогнозированию в медицине (Тарасова С.А., 2017), к психолого-педагогической деятельности (Тагаева Т.В., 2015), к использованию современного медицинского оборудования (Адыширин-Заде, Каира Алимкызы, 2012), к самосохранительной деятельности в отношении здоровья пациентов (Куликов С.И., 2011); - формирование у будущих врачей: образа профессионального будущего (Заболотная С.Г., 2013), гуманитарных ценностей профессиональной культуры (Веретельникова Ю.Я., 2012), толерантности как профессиональной компетентности (Бабен-ко П.А., 2009); управленческого мышления (Гулова Л.В., 2004), профессиональной устойчивости (Хацаева Д.Т., 2000); этико-деонтологической культуры (Кропачева М.Л., 2012), успешности в учебно-профессиональной деятельности (Фран-цева М.В., 2009); критического мышления на основе ценностных ориентаций, устремлений и ожиданий студентов (Хабарова Т.С., 2015), клинического мышления (Демидова Е.В. (2006);
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 2/45
Продолжение таблицы 2
Обучение и воспитание пациентов, медперсонала, мотивация пациентов на здоровый образ жизни, просветительская деятельность врача 4,0% - разработка лингводидактического компонента просветительской деятельности врача (Вакцель Е.А., 2018); - внедрение психологических методов снижения уровня страха и тревожности у детей на стоматологическом приеме (Фалько Е.Н., 2015); - обоснование педагогических условий реализации процесса воспитания у студентов-медиков гуманного отношения к человеку (Касимов Р.А., 2004).
Формирование личностных качеств для осуществления психолого-педагогического вида деятельности врача 21,2% - формирование нравственной (Игнатьева Т.С., 2013), профессионально-нравственной (Безродная Г.В., 1990), физической (Ульянов Д.А., 2015), рефлексивной (Раздорская О.В., 2009) культуры врача; - развитие профессиональной мотивации (Фитьмова А.А. , 2012), личностно-профессиональных и индивидуально-психологических особенностей личности и мотивов в выборе врачебной специальности (Зайцева В.М., 2004; Лигер С.А., 1997), в проявлении эмпатии (Терентьев И.А., 2007; Василь-кова А.П., 1998), в профессионально-личностном самоопределении (Миронова Е.Р., 2005), в формировании ответственности (Сысоева О.В., 2006), в динамике развития свойств личности (Будзяк М.О., 2005), в профессиональном становлении (Васюк А.Г., 1992), в потребностно-мотивационной сфере (Сисекин В.М., 1991) личности врача; - формирование гуманистического сознания и воспитание гуманного отношения к человеку (Лямова О.О., 2014; Акоп-джанова Э.Э., 1991), создание личностно-психологи-ческих ресурсов жизнестойкости (Стецишин Р.И., 2008).
Медицинское образование 26,3% Совершенствование общепредметной подготовки студентов медицинского вуза: - формирование обобщенных экспериментальных умений (Арзуманян Н.Г., 2014), реализация личностно-развивающего потенциала самостоятельной работы в процессе освоения теоретических дисциплин (Гаранина Р.М., 2012); - обучение физики в условиях полиэтнокультурной среды (Ко-робкова С.А., 2017), адаптивной направленности обучения (Старикова Е.М., 2009), формирования анализа понятий о структурных элементах системы научных знаний (Шамаева Т.Н., 2007), рейтинговой системы контроля знаний студентов (Семенюк Е.А., 2005); - химическая подготовка на основе биофилософского подхода (Уварова Т.А., 2013), интегративно-модульного обучения (Литвинова Т.Н., 2002), экологизации курса физической и коллоидной химии (Чуйкова Н.А., 1999);
ISSN 2078-1024 ВЕСТНИК МАЙКОПСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2020. 2/45
ISSN 2078-1024 УЕБШГК МАЖОРБКОвО ООЗШЛЯБТУЕККООО TEHNOLOGICESKOGO ЦМУЕЯБГТЕТА. 2020. 2/45
Продолжение таблицы 2
- обучение иностранному языку в условиях формирования познавательной активности студентов (Крутова И.Ю., 2017), повышения эффективности иноязычной подготовки (Ефремова Е.Ф., 2009), управления учебной деятельностью (Сурдина Е.В., 2009), формирования культуры здоровья (Мещерякова О.В., 2008), лингвопедагогического и личностно-ориентиро-ванного подходов (Милованова С.В., 2005), педагогического взаимодействия преподавателей и студентов (Епрынцева Л.И., 2002). Развитие воспитательных возможностей медицинского образования, воспитание у студентов: - дисциплинированности как фактора формирования их конфликтной компетентности (Дзараева Н.А., 2003), механизмов адаптации к образовательному пространству ВУЗа (Шестопа-лова С.Г., 2009), биоэтической ответственности в профессиональной деятельности (Семенова О.А., 2011), экологического компонента профессиональной деятельности (Ладнич Н.А., 2011), основ физического воспитания на основе информационно-коммуникативных технологий (Бородин П.В., 2017). Проблема подготовки и воспитания врача в СССР и за рубежом (Косарев И.И., 1989).
Социокультурная подготовка врача 7,5% Социокультурная подготовка врача представлена в следующих научно-исследовательских составляющих: - культурообразующие основы профессионально-этической подготовки (Левина М.А., 2012), первичная профессиональная социализация (Мурзагалина Л.В., 2010), социально-педагогические аспекты информатизации учебного процесса (Федулов В.В., 2002), социально-психологические факторы успешности деятельности (Жукова М.И., 2011), формирование правовой компетенции (Соболева М.А., 2013), формирование этнопедагогической культуры (Петрова Л.А. (2006).
Педагогический компонент подготовки врачей разных специальностей 3,6% - оптимизация подготовки будущих военных врачей (Лобачев И.В., (2007), педагогическая система многоуровневой физической подготовки студентов (Павлов В.И., 2000).
Представленный научный потенциал, рассмотренной нами проблематики далеко не исчерпан и требует внимания исследователей в контексте педагогических аспектов профессиональной деятельности врача, а именно: подготовка врача к реализации просветительской деятельности; психолого-педагогические особенности взаимодействия врача и пациента; воспитательные возможности профессиональной деятельности врача; педагогическая культура врача.
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 2/45
Результаты нашего научного поиска дают основания утверждать, что наиболее привлекательными и перспективными направлениями научных исследований психолого-педагогических аспектов профессиональной деятельности врача являются: организация образовательного процесса в медицинских вузах на основе личност-но-ориентированного подхода; формирование личностно-профессиональных и индивидуально-психологических качеств личности будущего врача психолого-педагогическая компетентность будущего врача; коммуникативное поведение и педагогическое общение будущего врача.
Литература:
1. Библиотека диссертаций и авторефератов России [Электронный ресурс]. URL: http//www.dslib.net/prof-obrazovanie.html (дата обращения: 21.05.2020).
2. Бондаревская Е.В. Модернизация педагогического образования в инновационном пространстве федерального университета // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2010. №7(51). С. 43-51.
3. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Контент-анализ в педагогическом исследовании: учебное пособие. СПб., 2006. 56 с.
4. Об утверждении номенклатуры специальностей, по которым присуждаются ученые степени [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки №1027 от 23 октября 2017 г. (ред. От 23.03.2018). URL: https://vak.minobmauki.gov.ru/ searching#collapse2192110001
5. Федотова О.Д., Катичева М.А. Контент как методологический индикатор реформы образования // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. 2011. №2. С. 19-29.
Literature:
1. The library of dissertations and abstracts of Russia [Electronic resource]. URL: http // www.dslib.net / prof-obrazovanie.html (accessed: 21.05.2020).
2. Bondarevskaya E.V. Modernization of pedagogical education in the innovation space of a federal university // Bulletin of the Volgograd State Pedagogical University. 2010. No. 7(51). P. 43-51.
3. Vershlovsky S. G., Matyushkina M. D. Content analysis in pedagogical research: a training manual. SPb., 2006. 56 p.
4. On approval of the nomenclature of specialties for which academic degrees are awarded [Electronic resource]: Order of the Ministry of Education and Science No. 1027 of October 23, 2017 (as amended of March 23, 2018). URL: https://vak.minobrnauki.gov.ru/searching#collapse2192110001
5. Fedotova O.D., Katicheva M.A. Content as a methodological indicator of an educational reform // News of the Southern Federal University. Pedagogical sciences. 2011. No. 2. P. 19-29.