ISSN 2078-1024
VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 2/45
УДК 378.096
DOI: 10.24411/2078-1024-2020-12006
Дражжан Р.В.
ОСОБЕННОСТИ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА МОРСКОГО ВУЗА
Дражжан Регина Владиславовна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранного языка
Институт водного транспорта им. Г.Я. Седова, филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», Ростов-на-Дону, Россия Е-mail: [email protected] тел.: +7(988) 997 35 06
В статье рассматриваются вопросы непрерывного профессионального развития преподавателя английского языка профильного вуза на примере Института водного транспорта им. Г.Я. Седова. Цель исследования заключается в обосновании значимости и необходимости непрерывного профессионального роста преподавателя английского языка морского вуза с целью повышения качества англоязычной профессиональной подготовки моряков и выполнения заказа современного бизнеса в сфере морского транспорта. Основное внимание уделяется выявлению особенностей профессионального развития преподавателя английского языка, которое должно развиваться в 3-х направлениях в рамках концепции непрерывного образования (life-long learning). Научная новизна заключается в разработке направлений непрерывного профессионального развития преподавателя английского языка в морском вузе. В результате определено, что необходимость непрерывного профессионального развития преподавателя английского языка морского вуза обусловлена: растущими требованиями бизнеса к качеству англоязычной подготовки моряка; спросом на предоставление качественных образовательных услуг, что влечет за собой повышение рейтинга преподавателей и вуза; развитием высшего образования в сторону внедрения новых информационных технологий и воз-можностейработать удаленно, создавая виртуальное пространство для общения.
Ключевые слова: непрерывное профессиональное развитие, профессиональный рост, преподаватель английского языка морского вуза, повышение квалификации, концепция непрерывного образования, требования профессионального стандарта, заказ бизнеса, информационно-коммуникационная образовательная среда, сотрудничество с работодателем.
Для цитирования: Дражжан Р.В. Особенности непрерывного профессионального развития преподавателя английского языка морского вуза // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. Вып. 2(45).
С. 59-67. DOI: 10.24411/2078-1024-2020-12006.
59
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 2/45
Drazhzhan R.V.
FEATURES OF CONTINUOUS PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A MARINE HIGHER EDUCATION INSTITUTION ENGLISH LANGUAGE TEACHER
Drazhzhan Regina Vladislavovna, Candidate of Pedagogics, an associate professor, head of the Department of A Foreign Language
Institute of Water Transport named after G.Ya. Sedov, a branch of the Federal State Educational Institution of Higher Education "State Maritime University named after Admiral
F.F. Ushakov", Rostov-on-Don, Russia E-mail: [email protected]
tel.: +7(988) 997 35 06
The article discusses the issues of continuous professional development of an English teacher of a specialized university using the example Institute of Water Transport named after
G.Ya. Sedov. The purpose of the research is to justify the importance and needfor continuous professional development of an English teacher at a maritime university in order to improve the quality of English-language training of seafarers and fulfill the order of modern business in the field of maritime transport. The main attention is paid to identifying the features ofprofessional development of an English teacher which should be developed in 3 directions within the framework of lifelong learning concept. Scientific novelty consists in the development of areas of continuous professional development of an English teacher at a maritime university. As a result, the need for continuous professional development of an English teacher at a maritime university was determined to be due to the growing business requirements for the quality of the English-language training of a sailor; demand for the provision of quality educational services, which entails an increase in the rating of teachers and the university; development of higher education towards the introduction of new information technologies and the ability to work remotely, creating a virtual space for communication.
Key words: continuous professional development, professional growth, a maritime university English teacher, advanced training, the concept of continuing education, requirements of a professional standard, ordering a business, information and communication educational environment, cooperation with an employer.
For citation: Drazhzhan r.v. Features of continuous professional development of a marine higher education institution English language teacher // Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologicheskogo Universiteta. 2020. Issue 2(45). P. 59-67. DOI: 10.24411/2078-1024-2020-12006.
Процессы, происходящие в современном бизнесе и в высшем профессиональном образовании, требуют актуализации личностного, творческого и профессионального потенциала преподавателя профильного вуза, поэтому в последнее время так много уделяется внимания эффективному и непрерывному профессиональному
60
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 2/45
развитию профессорско-преподавательского состава посредством широкого выбора курсов, онлайн встреч, практик, стажировок, семинаров, круглых столов, массовых онлайн курсов и школ [4, 6, 7].
В свою очередь, профессиональный рост преподавателя способствует повышению качества профессионального образования в ответ на вызов времени, основанного на объективных требованиях работодателя к выпускнику профильного вуза.
На сегодняшний день можно наблюдать значительные изменения в деятельности преподавателей профильных вузов, как следствие вышеупомянутых требований. Более того, образовательные программы все больше наполняются информационно-коммуникационным и профессиональным контентом, в соответствии с требованиями ФГОС 3++, с акцентом на формирование профессиональных компетенций с использованием междисциплинарных связей [5, 9].
Не обходит данная проблема стороной и высшее морское образование, а именно, подготовку плавательного состава на уровне эксплуатации. В равной степени, представители судоходных компаний и крюинги заинтересованы в грамотных, способных и готовых непрерывно учиться молодых моряках.
Иностранный язык, а именно английский, является одной из дисциплин профессионального цикла в морском вузе. На языковую подготовку будущих моряков выделяется большое количество часов в учебных планах и, самое главное, требования к уровню владения моряками английским языком предусмотрены МК ПДНВ -78 (Международной Конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками) [1] и профессиональным стандартом «Судоводитель -механик» [2]. Следовательно, на преподавателя английского языка возлагается все больше ответственности за качество своей работы и более глубокое вовлечение в процесс формирования профессиональной компетентности выпускника в целом. В морском вузе английский язык интегрируется во все дисциплины профессионального цикла, поскольку он всемирно признан международной морской организацией (ИМО) и обязателен для общения моряков в смешанных экипажах [1 ].
Целью нашего исследования является обоснование значимости и необходимости непрерывного профессионального роста преподавателя английского языка морского вуза с целью повышения качества англоязычной профессиональной подготовки моряков и выполнения заказа современного бизнеса в сфере морского транспорта. Для достижения поставленной цели необходимо выяснить, прежде всего, в чем же особенности профессионального развития преподавателя английского языка морского вуза.
Начать следует с того, что именно профиль вуза определяет контент дисциплины «Иностранный язык» и предусматривает полное погружение преподавателя английского языка в профессиональную область. Здесь и возникает острая необходимость для преподавателя английского языка сотрудничать с преподавателями специ-
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 2/45
альных дисциплин и социальными партнерами через посещение занятий своих коллег, проведение интегрированных семинаров, вебинаров с переносом знаний из профессионального морского английского языка в навигацию, эксплуатацию судовых энергетических установок, транспортную логистику и внешнеторговые операции, гидрографическое обеспечение судоходства, гидрографию и другие дисциплины профессионального цикла, а также через привлечение социальных партнеров к совместным проектам, участию в конференциях, круглых столах. В Институте водного транспорта (далее Институт) уже создан проект информационно-коммуникационной образовательной среды для коллаборации или сотрудничества с работодателем с целью оценки профессиональных качеств выпускников [5]. Это будет открытая информационно-коммуникационная площадка для англоязычного общения студентов с целью совершенствования навыков деловой профессиональной коммуникации, а также преподавателей английского языка, выпускников и представителей работодателя, для вовлечения студентов в процесс самообразования и выхода на международный транспортный рынок. Данная площадка предполагает также проведение онлайн встреч и круглых столов с привлечением преподавателей английского языка других вузов для обмена опытом.
Преподаватель английского языка морского вуза - это тот специалист, профессиональная деятельность которого предполагает наличие у него не только лингвистических и языковых знаний, компетентности в области теории и методики профессионального образования, но и определенных знаний из области будущей профессии обучающихся.
Институт готовит штурманов, судовых механиков, логистов в сфере водного транспорта и гидрографов. И преподаватели английского языка Института специализируются каждый в определенном направлении подготовки. Это особая лексика, нестандартное произношение, формирование коммуникативных навыков в ситуациях профессионального общения, когда грамматика уже вторична. Примером специфичности морского английского языка может служить модуль «Ведение радиопереговоров» (SEASPEAK), в котором можно отследить все вышеуказанные особенности английского языка. При этом преподавателю английского языка достаточно сложно разобраться в таких ситуациях, как планирование и проведение перехода, несение вахты, использование радаров, ведение радиопереговоров. Для разрешения данных сложностей, ему приходится самостоятельно изучать материал, читать ИМО публикации, конвенции, кодексы, дабы понять суть того или иного вопроса и быть способным интерпретировать информацию доступно и максимально приближенно к реальности.
Но достаточно ли самообразования для профессионального развития преподавателя английского языка Института? Безусловно, внутренняя мотивация ведет нас к признанию и успеху и каждый из нас стремится быть интересным для своих студентов [6]. Но существуют еще стандарты, квалификационные требования, кото-
62
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 2/45
рым современный преподаватель высшей школы обязан соответствовать и, которые должны способствовать приобретению дополнительных навыков в работе.
Конкретных квалификационных требований к преподавателю английского языка профильного (неязыкового) вуза нет на данном этапе. Однако, существует профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [3], к которому имеют непосредственное отношение и преподаватели английского языка высшей школы, на который мы можем опираться и которому обязаны следовать.
В данном исследовании мы основываемся на требованиях вышеуказанного профессионального стандарта и делаем акцент на профессиональное развитие преподавателя профильного вуза, которое, в свою очередь, предполагает его рост, как педагога, так и как преподавателя, в нашем случае, морского английского языка.
Согласно профессиональному стандарту «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», от преподавателей по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации, требуется наличие:
- высшего образования - специалитет, магистратура, аспирантура (адъюнктура), ординатура, ассистентура-стажировка, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю);
- дополнительного профессионального образования на базе высшего образования (специалитета, магистратуры, аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки) - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) [3].
А также, рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
Следует особо отметить, что при наличии ученого звания, от преподавателя требуются систематические занятия научной, методической, художественно-творческой или иной практической деятельностью, соответствующей направленности (профилю) образовательной программы и (или) преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).
Но мы не можем оставить без внимания самую главную и объективную оценку деятельности преподавателя профессионального морского английского языка, которую дают наши обучающиеся (курсанты). По данным опроса, проведенного среди курсантов Института водного транспорта им. Г.Я. Седова, хороший преподаватель английского языка должен быть активным и нестандартным в своем стиле преподавания, проявлять интерес к их будущей профессии, заставлять работать над формированием коммуникативных навыков, заинтересовать их, быть способным создавать атмо-
63
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 2/45
сферу, благоприятную для общения, снижая эмоциональную напряженность. Очень важен курсантам индивидуальный подход, внимание к каждому, умение владеть голосом, даже темп речи и четкая дикция преподавателя имеют для них большое значение.
Безусловно, первое место курсанты отдают коммуникабельности, далее по списку идет толерантность, наличие лидерских качеств, под которыми они подразумеваю удержание дисциплины на занятии. Аккуратность, четкость, организованность, обязательность, тактичность и корректность в общении, артистичность, индивидуальный стиль - это качества, которые они хотят видеть в преподавателе английского языка.
Важно отметить, что курсанты внимательно следят за профессиональным ростом своего преподавателя, его стремлением развиваться, быть в тренде. Морской английский язык очень специфичен, каждый день появляются новые слова, грамматика растворяется в лексике, она выходит из конкретных ситуаций, действий, ее изучают на примерах, основанных на реальной жизни и работе моряка.
Проанализировав требования профессионального стандарта и принимая во внимание мнение курсантов о преподавателе английского языка, мы сделали вывод, что непрерывное профессиональное развитие преподавателя английского языка в морском вузе должно осуществляться, как минимум, в 3-х направлениях:
1. По научной специальности 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования».
2. По преподаваемой дисциплине «Иностранный язык», «Морской английский язык», «Базовый профессиональный английский язык», включая инструкторские курсы (ИМО) по морскому английскому языку.
3. По профилю вуза при реализации основных образовательных и дополнительных профессиональных программ в соответствии с требованиями МК ПДНВ-78 с поправками, что дает право преподавать и принимать экзамены в морском вузе.
В основе непрерывного профессионального развития преподавателя английского языка лежит концепция обучения на протяжении всей жизни, иными словами, непрерывного обучения («life-long learning»), которая набирает обороты благодаря разнообразию конференций, курсов / программ и опубликованных материалов, поддерживающих и обосновывающих ее [7]. Уже давно не актуально работать «как всегда», «как учили в институте», в тренде «работать, как требует время и работодатель». Преподаватель - это, в первую очередь, образец для подражания. Учимся мы - учатся студенты - повышается качество образования - растет спрос на выпускников.
Способность к непрерывному повышению квалификации - одна из самых важных компетенций, которой должен обладать любой современный специалист, а для преподавателя английского языка Института водного транспорта им. Г.Я. Седова - это ведущая компетенция. Быть лучшим в профессии сегодня возможно, только если оставаться непрерывно обучающимся человеком. Внедрение концепции Lifelong
64
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 2/45
Learning1 в систему непрерывного повышения квалификации преподавателя английского языка задача первостепенной важности [4].
Таким образом, необходимость и важность непрерывного профессионального развития преподавателя английского языка морского вуза обусловлены: растущими требованиями бизнеса к качеству англоязычной подготовки моряка, спросом на предоставление качественных образовательных услуг, что влечет за собой повышение рейтинга преподавателей и вуза, развитием высшего образования в сторону внедрения новых информационных технологий и возможностей работать удаленно, создавая виртуальное пространство для общения.
Литертаура:
1. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками = International Convention on Standards of Training, Certification and Watchkeeping for Seafarers (STCW) [Электронный ресурс]. URL http://www.imo.org/en/About/Conventions/ListOfConventions/Pages/International-Convention-on-Standards-of-Training,-Certification-and-Watchkeeping-for-Seafarers-(STCW).aspx
2. Об утверждении профессионального стандарта «Судоводитель-механик» [Электронный ресурс]: Приказ Минтруда России от 08.09.2015 №612н (Зарегистрировано в Минюсте России 09.10.2015 №39273). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_187491/e75fbfa5f671 f0a6215b2f74c62b7c 1 e82bc9647/
3. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс]: Приказ Минтруда России от 08.09.2015 №608н (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 №38993). URL http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/23
4. Вайндорф-Сысоева М.Е., Кузнецова Н.А., Дражан Р.В. Цифровизация системы непрерывного повышения квалификации преподавателя иностранного языка (на примере института водного транспорта) / /Весник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. Вып. 4. С. 70-82.
5. Дражжан Р.В., Евсенкова Н.Ю. Проблема конкурентоспособности специалиста водного транспорта в контексте выпускник - соискатель // Подготовка конкурентоспособных специалистов в соответствии с требованиями международных и профессиональных стандартов в системе непрерывного образования: материалы II международной научно-практической конференции. Ростов н/Д, 2018. С. 19-23.
1 Основные принципы образования на протяжении всей жизни, охватывающего как формальное, так и непрерывное образование, неформальное обучение и весь спектр неофициального и побочного обучения, существующие в поликультурном обучающемся обществе, были установлены Гамбургской декларацией об обучении взрослых, принятой пятой Международной конференцией по образованию взрослых, Гамбург, Германия, 14-18 июля 1997 года.
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 2/45
6. Поддубная Т.Н. Компетентностный подход как методологический детерминант подготовки бакалавров социальной работы // Стандарты и мониторинг в образовании. 2014. №2. С. 57-60.
7. Doff A. Teach English: A training course for teachers. Cambridge: Cambridge University Press in association with The British Council, 2004. 139 р.
8. Lifelong Platform "21st century leaning environments" [Электронный ресурс]. URL: http ://lllplatform.eu/lll/wp-content/uploads/2019/10/LLLP-Position-paper-21 CLE.pdf.
9. Using the electronic information and educational envroment of the university in the training of tourism industry workers [Eletctronic resurs] / Poddubnaya T.N. [et al] // Amazonia Investiga. 2020. Vol. 9, Iss. 28. P.249-259. URL https://www.amazoniainvestiga.info/ index.php/amazonia/article/view/1318-(accessed 13 May 2020).
Literature:
1. 1978 International Convention on the Training and Certification of Seafarers and Watchkeeping, as amended = International Convention on Standards of Training, Certification and Watchkeeping for Seafarers (STCW) [Electronic resource]. URL http://www.imo.org/en/About/Conventions/ListOfConventions/Pages/International-Convention-on-Standards-of-Training,-Certification-and-Watchkeeping-for-Seafarers-(STCW).aspx
2. On the approval of the "Master-mechanic" professional standard [Electronic resource]: Order of the Ministry of Labor of Russia dated 09.09.2015 No. 612n (Registered in the Ministry of Justice of Russia on 09.10.2015 No. 39273). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_187491/e75fbfa5f671 f0a6215b2f74c 62b7c1e82bc9647/
3. On approval of the "Teacher of vocational training, vocational education and additional professional education" professional standard [Electronic resource]: Order of the Ministry of Labor of Russia dated 09.09.2015 No. 608n (Registered in the Ministry of Justice of Russia on September 24, 2015. No. 38993). URL http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/23
4. Vayndorf-Sysoeva M.E., Kuznetsova N.A., Drazhan R.V. Digitalization of the system of continuous professional development of a teacher of a foreign language (on the example of the Institute of Water Transport) / / Vesnik of Moscow State Regional University. Series: Pedagogy. 2018. Issue 4. P. 70-82.
5. Drazhzhan R.V., Evsenkova N.Yu. The problem of the competitiveness of a water transport specialist in the context of a graduate - applicant // Training of competitive specialists in accordance with the requirements of international and professional standards in the system of continuing education: materials of the II international scientific and practical conference. Rostov n / a, 2018. P. 19-23.
6. Poddubnaya T.N. The competency-based approach as a methodological determinant of the preparation of Bachelors of social work // Standards and monitoring in education. 2014. No. 2. P. 57-60.
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 2/45
7. Doff A. Teach English: A training course for teachers. Cambridge: Cambridge University Press in association with The British Council, 2004. 139 p.
8. Lifelong Platform "21st century leaning environments" [Electronic resource]. URL: http ://lllplatform.eu/lll/wp-content/uploads/2019/10/LLLP-Position-paper-21 CLE.pdf.
9. Using the electronic information and educational envroment of the university in the training of tourism industry workers [Eletctronic resurs] / Poddubnaya T.N. [et al] // Amazonia Investiga. 2020. Vol. 9, Iss. 28. P.249-259. URL https://www.amazoniainvestiga.info/ index.php/amazonia/article/view/1318-(accessed 13 May 2020).
УДК 378.12 (043.3):61 DOI: 10.24411/2078-1024-2020-12007
Пивненко П.П., Витенко Н.П.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Пивненко Петр Петрович, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Ростов-на-Дону, Россия Е-mail: [email protected] тел.: +7(928) 122 22 11
Витенко Надежда Петровна, кандидат педагогических наук, директор Центр развития и коррекции речи «Надежда», Батайск, Росссия Е-mail: [email protected] тел.: +7(928) 174 60 54
Актуальность статьи обусловлена слабо выраженной мотивацией врачей на психолого-педагогическую деятельность. Проблема исследования заключается в следующем: каково состояние изучения педагогических аспектов деятельности врача с отечественных диссертационных исследованиях? Цель исследования: на базе анализа фонда научныхисследований показать основные направления научно-исследовательской деятельности по формированию готовности будущих врачей к психолого-педагогической деятельности. Задачи исследования: раскрыть сущность научных подходов к изучению аспектов педагогической деятельности врача и перспективы научно-исследовательской деятельности в этом направлении. Методологию исследования составила совокупность методов научного познания: анализа, синтеза, обобщения. Результаты исследования. В статье на основе контент-анализа рассматривается современное состояние изучения педагогических аспектов деятельности врача в отечественных диссертационных исследованиях, пред-
67