Научная статья на тему 'ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИССЕРТАЦИОННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПРЕДМЕТНАЯ ТЕМАТИКА ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / ТЕМАТИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пивненко Петр Петрович, Витенко Надежда Петровна

Актуальность статьи обусловлена возросшим интересом и потребностью специалистов различных категорий в изучении и осуществлении здоровьесберегающей деятельности. Проблема исследования заключается в формировании готовности специалистов различных профилей к осуществлению здоровьесберегающей деятельности с разными категориями населения. Цель исследования: на базе анализа фонда научных исследований показать основные направления научно-исследовательской деятельности по формированию готовности специалистов различных категорий к осуществлению здоровьесберегающей деятельности. Задачи исследования: раскрыть сущность научных подходов к изучению аспектов здоровьесберегающей педагогической деятельности и перспективы научно-исследовательской деятельности в этом направлении. Методологию исследования составила совокупность методов научного познания: анализ, синтез, обобщение. Результаты исследования. В статье на основе контент-анализа рассматривается современное состояние изучения проблемы здоровьесберегающей деятельности в отечественных диссертационных исследованиях, представленных в разделе «Авторефераты диссертаций» Единого электронного ресурса Российской государственной библиотеки, что позволило фиксировать заданные смысловые единицы изучаемого научно-педагогического содержания и проводить их анализ, уточнять определения различных педагогических категорий, пополняя их содержательную линию и проектировать дальнейшие актуальные исследования. Ключевые выводы. Содержательный анализ представленных в статье тематических кластеров позволяет сделать вывод о том, что процесс обращения исследователей к данной проблематике не является интенсивным, упорядоченным и методологически обеспеченным и требует дальнейшего всестороннего изучения в теоретико-методологическом поле не только педагогических, но и психологических, социологических, биологических и экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пивненко Петр Петрович, Витенко Надежда Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH CONSERVATION AS AN OBJECT OF DOMESTIC PEDAGOGICAL DISSERTATION RESEARCH: A BIBLIOMETRIC ANALYSIS

The relevance of the article is due to the increased interest and need of specialists of various categories in the study and implementation of health-preserving activities. The research problem lies in the formation of the readiness of specialists of various profiles to carry out health-saving activities with different categories of the population. The purpose of the research is to analyze the scientific research fund, to show the main directions of research activities on the formation of the readiness of specialists of various categories to carry out health-preserving activities. The research objective is to reveal the essence of scientific approaches to the study of aspects of health-preserving pedagogical activity and the prospects for research activities in this direction. The research methodology is composed of a set of methods of scientific knowledge: analysis, synthesis, generalization. The research results. The article examines the current state of the problem of health-preserving activity in domestic dissertation research presented in the section “Abstracts of theses” of the Unified Electronic Resource of the Russian State Library, which made it possible to fix the set semantic units of the studied scientific and pedagogical content and conduct their analysis, clarify defining various pedagogical categories, replenishing their content line and designing further relevant research. Key findings. A meaningful analysis of the thematic clusters presented in the article allows us to conclude that the process of addressing researchers to this issue is not intensive, orderly and methodologically secure and requires further comprehensive study in the theoretical and methodological field of not only pedagogical, but also psychological, sociological, biological and economic sciences.

Текст научной работы на тему «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-3-123-134 УДК 614.1

Пивненко П.П., Витенко Н.П.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Пивненко Петр Петрович,

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медгщннский университет» Минздрава России, Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: pivnenko_petr(a),rambler. г и, тел.: +7 (928) 122 22 11

Витенко Надежда Петровна,

кандидат педагогических наук, директор Центра развития и коррекции речи «Надежда», Ъатайск, Россия, e-mail: n.vitenko@mail. ru, тел.: +7 (928) 174 60 54

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена возросшим интересом и потребностью специалистов различных категорий в изучении и осуществлении здоровьесберегающей деятельности.

Проблема исследования заключается в формировании готовности специалистов различных профилей к осуществлению здоровьесберегающей деятельности с разными категориями населения.

Цель исследования: на базе анализа фонда научных исследований показать основные направления научно-исследовательской деятельности по формированию готовности специалистов различных категорий к осуществлению здоровьесберегающей деятельности.

Задачи исследования: раскрыть сущность научных подходов к изучению аспектов здоровьесберегающей педагогической деятельности и перспективы научно-исследовательской деятельности в этом направлении.

Методологию исследования составила совокупность методов научного познания: анализ, синтез, обобщение.

Результаты исследования. В статье на основе контент-анализа рассматривается современное состояние изучения проблемы здоровьесберегающей деятельности в отечественных диссертационных исследованиях, представленных в разделе «Авторефераты диссертаций» Единого электронного ресурса Российской государственной библиотеки, что позволило фиксировать заданные смысловые единицы изучаемого научно-педагогического содержания и проводить их анализ, уточнять определения различных педагогических категорий, пополняя их содержательную линию и проектировать дальнейшие актуальные исследования.

Ключевые выводы. Содержательный анализ представленных в статье тематических кластеров позволяет сделать вывод о том, что процесс обращения исследователей к данной проблематике не является интенсивным, упорядоченным и методологически обеспеченным и требует дальнейшего всестороннего изучения в теоретико-методологическом поле не только педагогических, но и психологических, социологических, биологических и экономических наук.

Ключевые слова: здоровье сбережение, здоровье сберегающая деятельность, здоровьес-берегающее образовательное пространство, здоровье сберегающие технологии, диссертационное исследование, предметная тематика диссертационных исследований, тематические кластеры, классификация диссертационных исследований, контент-анализ

Для цитирования: Пивненко П.П., Витенко Н.П. Здоровъесбережение как объект отечественных педагогических Оиссертационных исследований: библиометрический анализ // Вестннк Майкопского государственного технологического университета. 2021. Том 13, № 3. С. 123-134. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-3-123-134.

Pivnenko P.P., Vitenko N.P.

HEALTH CONSERVATION AS AN OBJECT OF DOMESTIC PEDAGOGICAL DISSERTATION RESEARCH: A BIBLIOMETRIC ANALYSIS

Pivnenko Petr Petrovich,

Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of Pedagogy, Rostov State Medical University of the Ministry of Health of Russia, Rostov-on-Don, Russia, e-mail: pivnenko petr ajxtmhler.ru, tel.: +7 (928) 122 22 11

Vitenko Nadezhda Petrovna,

PhD in Pedagogy, Director of the Center for the Development andi Correction of Speech "Nadezhda", Bataysk, Russia, e-mail: n.vitenko@mail.ru, tel.: +7 (928) 174 60 54

Annotation

The relevance of the article is due to the increased interest and need of specialists of various categories in the study and implementation of health-preserving activities.

The research problem lies in the formation of the readiness of specialists of various profiles to carry out health-saving activities with different categories of the population.

The purpose of the research is to analyze the scientific research fund, to show the main directions of research activities on the formation of the readiness of specialists of various categories to carry out health-preserving activities.

The research objective is to reveal the essence of scientific approaches to the study of aspects of health-preserving pedagogical activity and the prospects for research activities in this direction.

The research methodology is composed of a set of methods of scientific knowledge: analysis, synthesis, generalization.

The research results. The article examines the current state of the problem of health-preserving activity in domestic dissertation research presented in the section "Abstracts of theses" of the Unified Electronic Resource of the Russian State Library, which made it possible to fix the set semantic units of the studied scientific and pedagogical content and conduct their analysis, clarify

defining various pedagogical categories, replenishing their content line and designing further relevant research.

Key findings. A meaningful analysis of the thematic clusters presented in the article allows us to conclude that the process of addressing researchers to this issue is not intensive, orderly and methodologically secure and requires further comprehensive study in the theoretical and methodological field of not only pedagogical, but also psychological, sociological, biological and economic sciences.

Keywords: health preservation, health preserving activity, health preserving educational space, health preserving technologies, dissertation research, subject matter of dissertation research, thematic clusters, classification of dissertation research, content analysis

For citation: Pivnenko P.P., Vitenko NiP. Health conservation as an object of domestic pedagogical dissertation research: a bibliometric analysis // Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologiceskogo universiteta. 2021. Volume 13, No. 3. P. 123-134. https:// doi.org/10.47370 2078-1024-2021-13-3-123-134.

Одной из актуальнейших и глобальных проблем современности является проблема здоровьесбережения, где здоровье населения рассматривается как стратегический ресурс государства в совокупности с его экономической системой и военно-промышленным комплексом. Поэтому сегодня особенно выделяются проблемы здоровья человека и пути его сохранения и укрепления. Понятие «здо-ровьесбережение» рассматривают как:

- систему мер, «...направленных на улучшение здоровья людей различных возрастных групп» [2];

- личностное восприятие человеком своего здоровья [1];

- программу сбережения здоровья (аксиологическая матрица) [8];

- истинное понимание духовных ценностей здоровья и жизни [4].

Проблема здоровьесбережения, являясь объектом научного исследования различных научных направлений, рассматривается в педагогике, психологии, философии, социологии, культурологии, биологии, медицине.

Нас интересовали вопросы методологического характера, связанные с выборкой аспектов здоровьесбережения в изучаемых диссертационных исследованиях, которые способствовали выделению из множества представленных диссертаций качественную специфику

подходов отечественных исследователей к данной проблематике [10]. В течение изучения проблемы здоровьесбережения и исследования данного феномена в диссертациях российских ученых последних лет нами был проанализирован информационный ресурс Российской государственной библиотеки в разделе «Авторефераты диссертаций» [3]. Определены хронологические рамки выборки диссертационных исследований - 20 лет: с 2001 по 2020 гг.

Осуществить количественный

анализ текстов диссертационных исследований нам позволил метод контент-анализа, который способствует эффективному установлению связи между тематикой диссертаций и количественной представленностью.

На первом этапе исследования нами была установлена частотность представленности употребления словоформ «здоровьесбережение» при разной ча-стиречевой принадлежности в тематике диссертаций. Результаты данного этапа исследования представлены в таблице 1.

Содержательный анализ выделенных нами диссертаций проводился на основе метода контент-анализа [11], где основным параметром была частотность представленности категорий «здоровьесбере-гающее образовательное пространство», «здоровьесберегающий образовательный

Таблица 1

Исследования частотности употребления словоформ «здоровъесбережение»

в тематике диссертаций

№№ п/п Словоформа Кол-во диссерт. М» п/п Словоформа Кол-во диссерт.

1 здоровьесберегающего 27 8 здоровьесберегающим 5

2 здоровьесберегающее 6 9 здоровьесберегающих 35

3 здоровьесберегающей 61 10 здоровьесбережение 6

4 здоровьесберегающем 0 11 здоровьесбережении 1

5 зоровьесберегающему 0 12 здоровьесбережения 9

6 здоровьесберегающие 6 13 здоровьесбережению 6

7 здоровьесберегающий 4 Итого: 166

процесс», коррекционное здоровьесбере-гающее образование», «здоровьесберега-ющая деятельность», «здоровьесберегаю-щее поведение», «здоровьесберегающие технологии», «готовность педагогов к осуществлению здоровьесберегающей деятельности», выступающими одновременно и в качестве единиц первичного отбора в представленном нами исследовании.

Всего нами было проанализировано 166 диссертационных исследований по различным направлениям педагогической и психологической науки. Согласно наименованию отраслей науки (паспорта специальностей ВАК) нами было выделено 6 групп, которые [6] представлены в таблице 2.

Данные, представленные в таблице 2, показывают, что самое большое количество диссертационных исследований различной проблематики защищено по педагогическим наукам (13.00.00) - 132 работы (79,5% от общего числа диссертаций). Значительно меньшее количество составляют диссертационные исследования по медицинским наукам - 17 работ (10,2 %), по биологическим наукам они представлены в 6 научных исследованиях (3,7%), психологические и социологические науки представлены 5-ью работами каждая (6,0%)) и одна работа написана по экономическим наукам (0,6 %).

Анализ представленности концепта «здоровьесбережение» в диссертациях отечественных ученых по направлению «Педагогические науки» (специальности

Таблица 2

Количество диссертаций 2000-2020 гг. с концептом «здоровьесбережение» в содержании по областям научного знания

№№ п/п Отрасли науки, по которым присуждена ученая степень Кол-во диссерт. №№ п/п Отрасли науки, по которым присуждена ученая степень Кол-во диссерт.

1. Педагогические науки 132 (79,5 %) 2. Медицинские науки 17 (10,2%)

3. Психологические науки 5 (3,0%) 4. Экономические науки 1 (0,6%)

5. Социологические науки 5 (3,0%) 6. Биологические науки 6 (3,7%)

Всего: 166 (100%)

13.00.01, 13.00.04 и 13.00.08) позволил нам выделить следующее: с 2001 года по 2003 годы было защищено в среднем по 4 диссертации в год, всего 13 диссертаций, из них 8 - по специальности 13.00.01, 2 - по специальности 13.00.04 и 3 - по специальности 13.00.08.

С 2004 года мы наблюдаем активность исследователей в изучении данной проблематики, это подтверждено увеличением защит диссертационных педагогических исследований в 2004-2007 гг. - 50 диссертаций: по специальности 13.00.01 - 37, по специальности 13.00.04 -5, по специальности 13.00.08 - 8.

С 2008 по 2011 годы плотность защит кандидатских и докторских диссертаций по педагогическим специальностям составила 29, в среднем по 7 диссертаций в год, где по специальности 13.00.01 было представлено 13 диссертаций, по специальности 13.00.04 - ни одной, по специальности 13.00.08 - 16 диссертаций.

И с 2012 по 2020 годы наблюдается у ученых спад интереса к данной проблематике. За 9 лет было защищено всего 30 диссертаций по педагогическим специальностям, что составило 18% от общего количества диссертаций изучаемого нами периода.

В исследованиях ученых, занимающихся разработкой метода контент-анализа, распределение изучаемого и исследуемого материала производится по региональным и тематическим кластерам. Мы предлагаем ввести в инструментарий данного метода понятие «научно-практический кластер», который характеризует научную и практическую значимость исследуемых в диссертациях проблем.

Распределение выявленных диссертаций за изучаемый нами период позволил выделить различные научно-практические кластеры [5; 7] в количестве 7 и их научно-исследовательское содержание [5] (таблица 3).

Таблица 3

Результаты представленности концепта «здоровьесбережение» в отечественных диссертационных исследованиях (на примерах научно-практических кластеров)

Научно-практические кластеры Результаты научных исследований

Здоровьесберегающее образовательное пространство и среда (23; 13,9%) — разработка и обоснование теоретико-методических основ формирования (Касимов Р. А, 2017) системообразующих факторов развития здоровьесберегающего образовательного пространства (Волошина JI.H., 2006); условий внутришкольного управления, направленного на развитие здоровьесберегающей среды (Тверская Н.В., 2005); — проектирование здоровьесберегающего пространства, среды образовательных учреждений (Рылова Н.Т., 2007; Романенков E.H., 2005); общеобразовательной школы (Подгорная O.E., 2005; Тушина Г.И., 2005; Пастушенко H.A., 2001; Зарипова Э.И., 2011; Грачева А.П., 2007); санаторной школы (Новоселова Г.А., 2015); детского сада и начальной школы (Золотухина И.П., 2006; Балуева В.А., 2002); школы Крайнего Севера (Шарафуллина Ж.В., 2014); колледжа (Крыжановская Л.Г., 2006; Мавзютова И.П., 2003); вуза (Мысина Г.А., 2011; Елькова JT.C,, 2006); учреждений дополнительного образования (Говорушина Т.К., 2005); учреждений для детей с особыми образовательными потребностями (Яковлев В.Н., 2006); коррекционных образовательных учреждений (Бабушкина H.A., 2005); — личностно-профессиональное развитие качеств педагога (Фетисов A.C., 2019), личностной физической культуры подростков (Степкина C.J1., 2012), в контексте здоровьесберегающей образовательной среды;

Продолжение таблицы 3

Здоровьесберегающий

образовательный

процесс

(обра зовате льный

процесс, управление

образовательным

процессом,

процесс обучения,

педагогический

процесс,

здоровьесберегающее образование, здоровьесберегающее воспитание) (41; 24,7%).

- теоретическое обоснование, экспериментальное подтверждение эффективности технологии организации здоровьесберегающего образовательного процесса на аудиторном занятии в вузе (Михнева А.Г., 2020; Тихомирова Л.Ф., 2004); в китайских системах общего образования (Жабина J1.B., 2012); в дошкольном образовании (Иванова О.Г., 2019);

в Вальфдорской школе (Вишнякова Э.А., 2006); в начальной школе (Румянцева Л.Н., 2009; Менчинская Е.А., 2008; Лахмотова С.А., 2005); в непрерывной системе предшкольной подготовки и начальной школы (Игнатьева С.Г., 2010); в педагогическом процессе спортивно-технической школы (Кабешова С. А., 2001); в условиях Крайнего Севера (Уланова С. А., 2016; Поляничкина Г. А., 2002); в санаторных классах массовой общеобразовательной школы (Миллер Н.Д., 2006); в учреждении начального профессионального образования (Красилов В.М., 2009); в системе высшего педагогического образования (Кокорина O.P., 2012); в учреждениях дополнительного образования детей (Кириченко В.В., 2013); в условиях развития (Карпович Ю.В., 2016);

- разработка модели здоровьесберегающего образовательного процесса на основе использования компьютера (Ермолаева Е.В., 2004); модели здоровьесберегающей образовательной системы «Школа здоровья полного дня» (Никитенко C.B., 2006); модификации содержания, методов, форм, способов организации деятельности и других элементов педагогического процесса, обеспечивающих интеграцию образовательной, оздоровительной и развивающей деятельности (Глебова Е.И., 2005; Десятов С.М., 1999); здоровьесберегающих технологий (Бычкова Т.И., 2005, Сенникова И.А., 2004);

- выявление, обоснование и экспериментальное подтверждение основных положений научного исследования педагогических условий формирования здоровьесберегающей ответственности студентов вуза (Панчук Н.С., 2007); готовности студентов к проектированию здоровьесберегающего педагогического процесса (Минеева Л.Ю., 2001); к здоровьесберегающей деятельности студентов-хореографов (Павинская К.В., 2020); организации домашней самостоятельной работы учащихся в рамках здоровьесберегающего подхода (Скокова Л.В., 2005); использования здоровьесберегающего потенциала национальной культуры при обучении учащихся здоровому образу жизни (Харисов Ф.Ф., 2005);

- конструирование механизма управления здоровьесберегающим образовательным процессом в условиях средней школы (Тутатчиков А.Т., 2004); лицея (Хабин В.В., 2004); внутришкольной здоровьесберегающей дидактической системы учителя (Овсиевская И.Н., 2004);

- выявление и обоснование системы взаимодействия семьи и школы по проблемам педагогической профилактики здоровья школьников (Вержбицкая Е.Г., 2006);

- разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка дидактических основ организации здоровьесберегающей деятельности учащихся в условиях образовательного пространства современной школы (Кофанова Л.В., 2015); методики сохранения здоровья школьников на материалах содержания учебного предмета «физика» (Стихина Н.В., 2006); методического комплекса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста (Антропова А.П., 2001); методики формирования

Продолжение таблицы 3

ценностных ориентаций на здоровьесбережение школьников средних классов (Дюшко О.И., 2007);педагогических путей и средств осуществления здоровьесберегающей деятельности учителя общеобразовательной школы на уроке во взаимосвязи с учебным расписанием (Федорцева М.Б., 2007); методики ценностно-смыслового развития юных спортсменов-каратистов в условиях здоровьесберегающего образовательного процесса (Ипатов A.A., 2003); - проектирование здоровьесберегающей воспитательной системы школы (Волкова O.A., 2010), вуза (Лисина О.В., 2016); динамики и диагностики сердечно-сосудистой системы студентов медицинского колледжа в условиях реализации здоровьесберегающих мероприятий (Савельева A.B., 2010).

Коррекционное здоровьесберегающее образование (4; 2,4%) - оценка возможностей и разработка критериальной базы электропунктурной диагностики мониторинга состояния здоровья учащихся коррекционного образовательного учреждения (Сивенцова И.В., 2006); - изучение и проверка эффективности здоровьесберегающей технологии повышения адаптивных возможностей детей с ЗПР при обучении в общеобразовательной школе (Журавлева И.А., 2006); физиологических механизмов адаптации учащихся к физическим нагрузкам здоровьеукрепляющей направленности (Личагина С.А., 2002); здоровьеукрепляющей направленности занятий физическими упражнениями (Аминов A.C., 2002);

Здоровьесберегающая деятельность (10; 6,0%) - научное обоснование, проектирование и сопровождение детей в учреждениях дошкольного образования (Мартынюк B.C., 2013); качества здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций (Третьякова Н.В., 2014); организационно-педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры (Романова С.П., 2010); внедрения в деятельность общеобразовательных учреждений личностно-ориентированных здоровьесберегающих технологий (Маткивский P.A., 2009); результативности процесса здоровьесбережения педагогов на основе использования данных мониторинга образа жизни детей (Нечепуренко В.В., 2009); - изучение состояния здоровья, образа жизни, гигиенической оценки технологий и условий обучения (Курсеева O.A., 2007); технологии проект ирования здоровьесберегающей деятельности (Речапов Д.С., 2007); - педагогические условия деятельности социального педагога по здоровьесбережению детей (Невраева И.П., 2002); - проверка муниципальной системы здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений (Ратенко С.Е., 2006); - выявление условий и содержания реализации процессного подхода в управлении здоровьесберегающей деятельностью общеобразовательных учреждений (Зацепина Л.В., 2010);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Здоровьесберегающее поведение (8; 4,8%) - оценка профессиональных и поведенческих факторов риска педагогов среднего и высшего медицинского образования (Баймаков Е.А., 2019); - проектирование гендерно-ориентированной модели формирования здоровьесберегающего поведения студентов современного вуза (Заводный H.A., 2016); - обоснование системы информирования и мотивирования к здоровьесберегающему поведению (Зелионко A.B., 2016);

Продолжение таблицы 3

- формирование здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности (Гончарова C.JL, 2012); - разработка рекомендаций по формированию у подростков навыков здоровьесберегающего поведения (Макеев Н.И., 2010); - определение медико-социальных параметров здоровьесберегающего поведения молодежи (Биловус В.К., 2008); - разработка концептуальных подходов к формированию здоровьесберегающего поведения студентов (Поздеева Т.В., 2008); - разработка механизма передачи семейного здоровьесберегающего стоматологического опыта (Деревянченко С.П., 2005).

Подготовка и готовность субъектов образовательного процесса к осуществлению здорьесберегающей деятельности, формирование здоровьесберегающей компетентности (49; 29,5%) - разработка и научное обоснование содержания и способов подготовки руководителей школ (Богачева Е.А., 2007); педагогов (Куваева М.М., 2010; Сентизова М.И., 2008; Матафонова О.И., 2008; Клестова O.A., 2006; Суворова Н.В., 2006; Кувшинова И.А., 2004; Осолодкова Е.В., 2003; Вашлаева Л.П., 2003; Стригин В.В., 2002); учителей физической культуры (Давыдова С.А., 2017; Белова Л.В., 2011; Пентюхин В.И., 2010; Козуб М.В., 2007; Малорошвило Л.Н., 2004); педагогов-психологов (Миназова З.М., 2017); студентов вуза (Палаткин И.В., 2015; Божедомова C.B., 2011; Рыжкин Н.В., 2011; Замятина Н.В., 2010; Фертик В.Е., 2009); бакалавров педагогики (Васильев Е.С., 2008); студентов педагогического колледжа (Панюкова О.М., 2006); социальных педагогов (Москалева A.C., 2010), профессионала (Сидорчик C.B., 2008; Лейфа A.B., 2007; Герчак Я.М., 2007); старшеклассников к проектированию и осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса (Белокопытова C.B., 2019; Федосимов Е.Г., 2004); - изучение целостности и эффективности подготовки будущих учителей к здоровьесберегающей деятельности на уроках информатики (Крутиков М.А., 2011); - реализация здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном комплексе «Детский сад - начальная школа» (Чупаха И.В., 2002); - разработка, обоснование и опытно-экспериментальная проверка педагогических условий формирования здоровьесберегающих компетенций у студентов вуза (Ха ли лова А.Ф., 2019; Кардашевский А.И., 2011; Аникеева Н.Г., 2009; Борисова Т.В., 2007); педагогов (Карабаева С.И., 2014; Працун Э.В., 2014; Чуркина М.Ю., 2008; Баш-макова Е.А., 2007; Лобачев В.В., 2006); у детей дошкольного возраста (Забоева М.А., 2013; Кузнецова Л.Т., 2007); у старшеклассников (Кар-башева А.Д., 2009); у студентов факультета физической культуры вуза (Мамакина И.А., 2013); у студентов педагогического вуза (Лукашин Ю.В., 2010); разработка методики формирования компетентности здоровьесбережения применительно к содержанию школьного раздела биологии (Васина H.A., 2010); - педагогические условия формирования здоровьесберегающей компетентности учащихся на уроке (Козловских М.Е., 2015; Рыбина И.Р, 2011); - формирование педагогических компетентностей родителей в области здоровьесбережения детей младшего школьного возраста (Алиева М.П., 2017).

Продолжение таблицы 3

Здоровьесберегающие - развитие медико-организационных мероприятий на основе внедрения технологии (31; 18,7%) эффективных здоровьесберегающих технологий (Гурьянов М.С., 2011);

- определение условий максимально эффективного применения здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательном учреждении (ОУ) (Сивцова A.M., 2008); в образовательном процессе сельских школ, оценка их эффективности (Суворова С.Н., 2008; Баянова О.В., 2000); в негосударственном образовательном учреждении (Вахитова Г.А., 2007); в дошкольных образовательных организациях (Казакова E.H., 2014; Погонышев Д. А., 2002); в социальном воспитании для профилактики наркозависимости подростков (Ерохина И. А., 2005); в учебно-воспитательной деятельности учителя физической культуры (Старокожев П.В., 2006; Петров В.О., 2005; Халилов A.M., 2004); в формировании здоровья первоклассников в зависимости от уровня морфофункциональной готовности школьнозначимых функций (Лозинский A.C., 2012); в культурно-досуговой деятельности детей (Шерпаева А.Ю., 2009); в детско-юношеской общественной организации (Долина H.H., 2020); в условиях начального этапа адаптации к обучению (Чебыкина A.B., 2014);

- изучение и проектирование процесса адаптации учащихся к учебной деятельности в условиях реализации здоровьесберегающих образовательных технологий (Юрлова Е.С., 2009);

- внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс и оздоровление учащихся и их родителей (Бутакова O.A., 2001);

- формирование отношений студентов педагогического университета к питанию как здоровьесберегающему фактору (Бурбина Т.С., 2006);

- изучение и развитие речевой культуры педагога (Теречева М.Н., 2015); когнитивных и эмоциональных особенностей младших школьников (Зотова М.О., 2017); уровня физического развития и установления взаимосвязей между компонентами конституции у женщин и мужчин второго зрелого возраста (Родина М.В., 2013); эффективности методов профилактики инфекционно-воспалительных заболеваний у недоношенных (Перцева

В. А., 2014); выявление взаимосвязей между анатомическими компонентами соматотипа детей младшего школьного возраста специальной медицинской группы (Политыко Ю.Е., 2009); выработка стратегии сохранения здоровья учащихся (Скородумова Е.В., 2007); изучение адаптивной перестройки организма детей 6-7 лет (Вдовина Л.Н., 2006); формирование валеологической культуры студентов (Мещерякова Г.П., 2006); изучение психологических, психофизиологических и психосоматических компонентов здоровья младших школьников (Лесникова Г.Н., 2004); изучение особенностей физиологической адаптации и психосоматического развития школьников 7-10 лет в городе и селе (Рудьева Д.Г., 2006); профилактика и реабилитация детей с разным уровнем заболеваемости острой патологией органов дыхания (Вавилова В.П., 2003) средствами здоровьесберегающих технологий;

- реализация основ здорового образа жизни в системе общего образования за счет модернизации содержания учебных дисциплин (Бирюкова Ю.Н., 2004);

- определение психологических оснований реализации здоровьесберегающих образовательных технологий (Кузнецова И.В., 2003).

Всего: 166 диссертаций

Из приведенного выше содержания обозначенных нами кластеров видно, что исследователи выделенных проблем эпизодически обращались к их изучению, что и привело к:

- неравномерности проявления интереса со стороны исследователей различных научных направлений к данной проблематике;

- слабой представленности исследований в области психологии, социологии и медицины.

Таким образом, проблема здоровьесбережения является актуальной для отечественных исследователей. Разработку данной тематики возглавляют педагогические исследования по специальности 13.00.01 - 76 диссертационных исследований, что, на наш взгляд, недостаточно. Актуальность избранной нами проблематики предоставляет новые возможности для ее дальнейшего углубленного изучения.

При этом отметим, что наиболее привлекательными и перспективными направлениями научных исследований процесса здоровьесбережения являются:

- подготовка и готовность субъектов к реализации здоровьесберегающего образовательного процесса [9];

- организация воспитания, обучения и управления в условиях здоровьесберегающего образовательного процесса;

- внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательный процесс;

- здоровьесберегающее образовательное пространство и среда.

Представленность концепта «здо-ровьесбережение» в диссертационных

педагогических исследованиях отечественных ученых будет способствовать актуализации их обращенности к таким проблемам, как:

- коррекционные здоровьесберегаю-щие технологии в работе с детьми;

- здоровьесберегающая деятельность;

- здоровьесберегающее поведение детей и взрослых;

- педагогизация процесса здоровьесбережения.

Алгоритм представленных действий будет способствовать скрупулезному анализу диссертационных исследований, структурно он выглядит следующим образом:

- определение основных исследуемых концептов диссертационных работ;

- выявление диссертационных исследований по представленным концептам;

- определение хронологических рамок исследуемых диссертаций;

- разработка таблицы представленности предметной тематики по хронологическому принципу;

- определение наполнения содержания концепта научными терминами;

- определение научного вклада в разработку того или иного концепта и его результатов в науку и практику;

- выявление позиции субъекта исследования к полученным в ходе контент-анализа результатам.

Используемая нами методика контент-анализа может быть эффективно использована начинающими исследователями при планировании и проведении констатирующего эксперимента исследовательской работы.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Андрианов C.B., Арстангалиева З.Ж., Чернышкова Е.В. Здоровьесбережение пожилых людей как проблема социологии медицины (обзор) // Саратовский научно-медицинский журнал. 2014. Т. 10, № 4. С. 670-674.

2. Андрианова Т.С. Здоровьесберегающее поведение // Образование и наука без границ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2017. № 7. С. 248-252.

3. Библиотека диссертаций и авторефератов России. URL: https://www.dslib.net/prof-obrazovanie.html (даты обращения: 21.05.2021 - 31.05.2021).

4. Исаев А.В. Кризис здоровьесбережения в современном российском обществе // Известия Тульского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. С. 173-180.

5. Тематизация зарубежных научных исследований в области информального образования как методологический индикатор альтернативных педагогических тенденций [Электронный ресурс] / Латун В.В. [и др.] // Мир науки. 2017. Т. 5, № 5. Режим доступа: https://mir-nauki. com/PDF/38PDMN517.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

6. Об утверждении номенклатуры специальностей, по которым присуждаются ученые степени [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки № 1027 от 23 октября 2017 г. (ред. от 23.03.2018). Режим доступа: https://vak.minobrnauki.gov.rU/searching#collapse2192110001

7. Пивненко П.П., Витенко Н.П. Современное состояние изучения педагогических аспектов деятельности врача в отечественных диссертационных исследованиях // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. Вып. 2 (45). С. 67-75.

8. Розин В.М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема// Философия здоровья. М.: ИФ РАН, 2001. С. 34-61.

9. Рыбина И.Р. Сущность понятия «здоровьесберегающая компетентность» // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 3. С. 258-262.

10. Федотова О.Д. Воспитание культуры здорового образа жизни офицеров: наукометрический аспект проблемы [Электронный ресурс] // Науковедение. 2015. Т. 7, № 4. Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/52PVN415.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/52PVN415.

11. Федотова О.Д., Катичева М.А. Контент как методологический индикатор реформы образования // Известия Южного Федерального университета. Серия: Педагогические науки. 2011. № 2. С. 19-29.

REFERENCES:

1. Andrianov S.V., Arstangalieva Z.Zh., Chernyshkova E.V. Health preservation of older people as a problem of the sociology of medicine (review) // Saratov Journal of Medical Scientific Research. 2014. V. 10, No. 4. P. 670-674.

2. Andrianova T.S. Health-preserving behavior // Education and science without borders. Series: Social Sciences and Humanities. 2017. No. 7. P. 248-252.

3. Library of dissertations and abstracts of Russia. URL: https: // www.dslib.net / prof-obrazovanie.html (dates of access: 21.05.2021 - 05/31/2021).

4. Isaev A.V. The health crisis in the modern Russian society // News of the Tula State University. Series: The Humanities. 2017. P. 173-180.

5. Thematization of foreign scientific research in the field of informal education as amethodological indicator of alternative pedagogical tendencies [Electronic resource] / Latun V.V. [et al.] // World of Science. 2017. Vol. 5, No. 5. Access mode: https://mir-nauki.com/PDF/38PDMN517.pdf (free access). Title from the screen. Language Russian, English.

6. On the approval of the nomenclature of specialties for which academic degrees are awarded [Electronic resource]: Order of the Ministry of Education and Science No. 1027 dated October 23, 2017 (as amended on 23.03.2018). Access mode: https://vak.minobrnauki.gov.ru/ searching#collapse2192110001.

7. Pivnenko P.P., Vitenko N.P. The current state of studying the pedagogical aspects of a doctor's activities in domestic dissertation research // Bulletin of Maykop State Technological University. 2020. Iss. 2 (45). P. 67-75.

8. Rozin V.M. Health as a philosophical and socio-psychological problem // Philosophy of Health. Moscow: IP RAS, 2001. P. 34-61.

9. Rybina I.R. The essence of the concept of "health-preserving competence'// Scientific notes of the Oryol State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2015. No. 3. P. 258-262.

10. Fedotova O.D. Education of a culture of a healthy lifestyle for officers: a scientometric aspect of the problem [Electronic resource] // Science Studies. 2015. V. 7, No. 4. Access mode: http:// naukovedenie.ru/PDF/52PVN415.pdf (free access). Title from the screen. Language Russian, English DOI: 10.15862/52PVN415.

11. Fedotova O.D., Katicheva M. A. Content as a methodological indicator of the education reform //News of the Southern Federal University. Series: Pedagogical Sciences. 2011. No. 2. P. 19-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.