Научная статья на тему 'Первый диссертационный совет при Уральском государственном педагогическом университете: 20 лет спустя'

Первый диссертационный совет при Уральском государственном педагогическом университете: 20 лет спустя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИССЕРТАЦИОННЫЙ СОВЕТ / ЗАЩИТА / ИНТЕГРАЦИЯ / ИННОВАЦИЯ / НАУЧНЫЙ АППАРАТ / ГУМАНИЗАЦИЯ / DISSERTATION BOARD / DEFENCE / INTEGRATION / INNOVATION / SCIENTIFIC APPARATUS / HUMANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булах Валентина Николаевна

Рассказывается о становлении и развитии первого в Уральском государственном педагогическом университете диссертационного совета. За 20 лет его существования в совете прошли защиты 274 диссертаций. Бессменным председателем совета был заслуженный деятель науки России, доктор педагогических наук, профессор А. С. Белкин. Ведущей идеей защищенных работ была интеграция педагогической науки и практики. В теорию педагогики были внедрены многочисленные научно-педагогические понятия. Первый диссертационный совет стал основой создания семи советов по педагогике, филологии, психологии и другим дисциплинам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The First Dissertation Council of Ural State Pedagogical University: 20 Years Later

This article refers to the formation and development of the first dissertation council in Ural State Pedagogical University. During the 20 years of its existence 274 theses were defended here. Permanent president of the board was Honored Scientist of Russia, Doctor of Pedagogy, Professor A.S. Belkin. The leading idea was integration of pedagogical theory and practice. In the theory of Pedagogy numerous scientific and educational concepts were introduced. The first dissertation council was the foundation of seven Councils for Pedagogy, Philology, Psychology and other disciplines.

Текст научной работы на тему «Первый диссертационный совет при Уральском государственном педагогическом университете: 20 лет спустя»

ИННОВАЦИИ В ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.075 ББК Ч448.44

ГСНТИ 14.09.35

Код ВАК 13.00.01

Булах Валентина Николаевна,

начальник отдела аспирантуры, докторантуры и повышения квалификации, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 211; e-mail: [email protected].

ПЕРВЫЙ ДИССЕРТАЦИОННЫЙ СОВЕТ

ПРИ УРАЛЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ:

20 ЛЕТ СПУСТЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: диссертационный совет; защита; интеграция; инновация; научный аппарат; гуманизация.

АННОТАЦИЯ. Рассказывается о становлении и развитии первого в Уральском государственном педагогическом университете диссертационного совета. За 20 лет его существования в совете прошли защиты 274 диссертаций. Бессменным председателем совета был заслуженный деятель науки России, доктор педагогических наук, профессор А. С. Белкин. Ведущей идеей защищенных работ была интеграция педагогической науки и практики. В теорию педагогики были внедрены многочисленные научно-педагогические понятия. Первый диссертационный совет стал основой создания семи советов по педагогике, филологии, психологии и другим дисциплинам.

Bulah Valentina Nikolayevna,

Head of Postgraduate, Doctoral and Professional Education, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).

THE FIRST DISSERTATION COUNCIL OF URAL STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY:

20 YEARS LATER

KEY WORDS: dissertation board; defence; integration; innovation; scientific apparatus; humanization.

ABSTRACT. This article refers to the formation and development of the first dissertation council in Ural State Pedagogical University. During the 20 years of its existence 274 theses were defended here. Permanent president of the board was Honored Scientist of Russia, Doctor of Pedagogy, Professor A.S. Belkin. The leading idea was integration of pedagogical theory and practice. In the theory of Pedagogy numerous scientific and educational concepts were introduced. The first dissertation council was the foundation of seven Councils for Pedagogy, Philology, Psychology and other disciplines.

6

апреля 1993 г. состоялось первое заседание первого диссертационного совета, созданного при Уральском государственном педагогическом университете. Это был знак признания нашего вуза в качестве не только центра подготовки педагогических кадров, но и центра подготовки научных и научно-педагогических кадров. За время работы данного совета прошли защиты 274 диссертаций, из них 34 докторских и 240 кандидатских.

Решением президиума ВАК РФ от 27 ноября 1992 г. № 95 утвержден состав специализированного совета К 113.42.01 по присуждению ученой степени кандидата наук в Уральском государственном педагогическом институте по педагогическим специальностям — 13.00.00.

Диссертационный совет в короткий срок зарекомендовал себя квалифицированным и продуктивным. За три года были проведены защиты 30 кандидатских диссертаций. Качество диссертаций, защищенных в УрГПУ, оценивалось ВАКом положительно.

В 1997 г. руководство вуза обратилось с ходатайством в ВАК РФ об открытии докторского совета на базе существующего. Решением президиума ВАК России от 23 мая 1997 г. № 62-ДС утвержден состав нового диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в Уральском государственном педагогическом университете по следующим специальностям:

• 13.00.01 — общая педагогика (по педагогическим наукам);

• 13.00.06 — теория и методика воспитания (в общеобразовательной школе, по педагогическим наукам).

В связи с изменением номенклатуры научных специальностей диссертационный совет в 2000 г. трансформировался в диссертационный совет Д 212.283.03.

Решением президиума ВАК России Министерства образования России от 29 декабря 2000 г. № 1285-ДС утвержден новый состав совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в Уральском государственном педагогиче-

© Булах В. Н., 2013

ском университете по следующим специальностям:

• 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования (по педагогическим наукам);

• 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (дополнительное образование в образовательной школе, по педагогическим наукам);

• 13.00.04 — теория и методика физического воспитания, спортивной тренировке, адаптивной и оздоровительной физической культуры (по педагогическим наукам);

• 13.00.08 — теория и методика профессионального образования (по педагогическим наукам).

Бессменным председателем диссертационного совета являлся Август Соломонович Белкин, заслуженный деятель науки России, доктор педагогически наук, профессор. Ученым секретарем с 1993 по 1997 г. была кандидат педагогических наук, профессор Галина Алексеевна Карпова, а с 1998 г. — доктор педагогических наук, профессор Сергей Антонович Днепров. В состав совета вошли ведущие ученые: действительный член РАО доктор педагогических наук, профессор В. И. Загвязинский, доктор педагогических наук, профессор В. Д. Семенов, доктор педагогических наук, профессор А. Ф. Аменд, доктор философских наук, профессор Л. Я. Рубина, доктор философских наук, профессор Л. А. Беляева и др.

Ведущей идеей в организации деятельности совета стала интеграция педагогической науки и педагогической практики образовательных учреждений и органов управления образованием.

Это определило следующие позиции совета:

• Углубленную консультационную работу с научными руководителями, направленную на совершенствование работы с соискателями — учителями, воспитателями, руководителями школ города и Уральского региона, в первую очередь с педагогами Челябинска, Тюмени, Перми, Нижнего Тагила Свердловской области и Шадринска Курганской области, оказание им помощи в организации защиты диссертации.

• Разработку инновационной тематики исследований, проводимых под руководством видных ученых — членов диссертационного совета, отражающей наиболее актуальные проблемы педагогической науки и практики, реализуемые в рамках научной программы УрГПУ. Так, только в данном диссертационном совете под научным руководством председателя совета доктора педагогических наук, профессора А. С. Белкина защищены более 50 кандидатских и 16 докторских, а под научным руководством

ученого секретаря совета доктора педагогических наук, профессора С. А. Днепрова защищены 17 кандидатских и 2 докторские диссертации. Член диссертационного совета А. Ф. Аменд (г. Челябинск) подготовил к защите 21 кандидата и четырех докторов наук.

Важным направлением в деятельности совета следует считать успешное внедрение в понятийный аппарат педагогики целого ряда научно-педагогических категорий и понятий, получивших всеобщее признание (возрастная педагогика, педагогическая диагностика, витагенное образование, многомерно-педагогический подход, компетент-ностный подход, научное педагогическое сознание, педагогический мониторинг, педагогически комфортная среда, персонифицированная характеристика исследования и т. п.). Это оказало существенное положительное влияние на осмысление процессов в современном образовании.

Большое внимание совет уделял актуализации огромного педагогического наследия выдающихся в истории отечественного образования педагогов (П. Г. Редкого, Н. В. Щелгунова, Л. Н. Толстого, Н. И. Пирогова, П. Ф. Лесгафта, В. А. Сухомлинского и др.).

Опыт работы совета нашел отражение в целом ряде статей, опубликованных в центральных и региональных изданиях, в методических рекомендациях ВАК МО РФ. В 2005 г. издана книга, подготовленная председателями двух ведущих диссертационных советов Уральского региона А. С. Белкиным и Е. В. Ткаченко, — «Диссертационный совет по педагогике». В книге обобщен опыт работы двух диссертационных советов (при УрГПУ и РГППУ), накопленный более чем за десятилетний период их деятельности. Во второй части книги имеется педагогический глоссарий, представляющий интерес для педагогов-исследователей.

В диссертационном совете рассматрив-лись исследования кандидатского и докторского уровня по проблемам общей педагогики, истории педагогики и образования, теории и методики обучения и воспитания в средней школе, физического воспитания, профессионального образования в средних и высших учебных заведениях.

Основными направлениями в деятельности совета являлись решение проблем теории гуманизации образования (в том числе физического воспитания), совершенствование профессионального образования и технологии воспитания. По теории гуманизации защищены 153 диссертации, по подготовке будущих педагогов — 58, по теории управления и мониторинга образовательного процесса — 32, по истории педаго-

гики и образования, а также компаративистике — 25, по гражданско-патриотическому воспитанию — 6 кандидатских и докторских диссертаций.

В этом совете защитили докторские диссертации такие известные люди, как Л. А. Рапопорт, министр по физической культуре, спорту и молодежной политике Свердловской области; В. И. Смирнов, ректор Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии; Г. М. Ро-манцев, ректор Российского государственного профессионально-педагогического университета; Л. И. Пономарева, ректор Шад-ринского государственного педагогического института, а кандидатские диссертации — В. В. Нестеров, министр общего и профессионального образования Свердловской области; В. В. Садырин, министр образования Челябинской области. Также в данном совете защитили докторские диссертации специалисты нашего университета: Б. Е. Ста-риченко, проректор по информатизации; Г. П. Сикорская, проректор по учебной работе; Е. В. Коротаева, завкафедрой педагогики и психологии детства, и др.

Важно подчеркнуть, что большинство идей диссертационных исследований было реализовано в практике образовательных учреждений различного типа Свердловской области, Уральского региона, Российской Федерации с выходом на международный уровень.

В ходе реализации эксклюзивного проекта УрГПУ «Педагогические династии» была установлена преемственность в деятельности целого ряда научных поколений, при которой «выпускники» диссертационного совета оказались, в свою очередь, успешными руководителями научных школ, получивших общественное признание (С. А. Днепров, Е. В. Коротаева, Б. Е. Стари-ченко, Т. А. Сутырина и др.).

Первый диссертационный совет, созданный в Уральском государственном педагогическом университете, оказал большое влияние на развертывание сети диссерта-

ционных советов по педагогическим специальностям в нашем вузе.

На базе этого совета были созданы другие педагогические советы по защите докторских и кандидатских диссертаций:

• под председательством доктора педагогических наук, профессора Л. В. Моисеевой по специальностям 13.00.07 — «Теория и методика дошкольного образования» и 13.00.02 — «Теория и методика обучения и воспитания (естествознание; уровень начального и общего образования)»; 19.00.07 — «Педагогическая психология»;

• под председательством доктора педагогических наук, профессора Н. Г. Тагильцевой по специальности 13.00.02 — «Теория и методика обучения и воспитания (музыка; уровень общего, профессионального и дополнительного образования; художественное образование и эстетическое воспитание; уровень общего, профессионального и дополнительного образования; филология; уровень общего и профессионального образования)»;

• под председательством доктора педагогических наук, профессора Т. Н. Шамало по специальностям 13.00.02 — «Теория и методика обучения и воспитания (математика, уровень общего и профессионального образования)», 13.00.02 — «Теория и методика обучения и воспитания (физика, уровень общего и профессионального образования)», 13.00.02 — «Теория и методика обучения и воспитания (информатика, уровень общего и профессионального образования)»;

• под председательством кандидата педагогических наук, профессора В. В. Корку-нова по специальностям «13.00.03 — Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)» и 19.00.10 — «Коррекционная психология».

Сегодня в УрГПУ действуют 7 диссертационных советов по педагогическим, филологическим и психологическим специальностям.

ЛИТЕРАТУРА

1. БЕЛКИН А. С., ТКАЧЕНКО Е. В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2005.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Б. М. Игошев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.