Научная статья на тему 'Наукоемкий и высокотехнологичный сектор как основа устойчивого роста российской экономики'

Наукоемкий и высокотехнологичный сектор как основа устойчивого роста российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наукоемкий и высокотехнологичный сектор как основа устойчивого роста российской экономики»

© 2005 г. А.И. Галкин

НАУКОЕМКИЙ И ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЙ СЕКТОР КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО РОСТА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

В настоящее время существует множество программ, предусматривающих устойчивый рост российской экономики. Безусловно, каждая из них заслуживает внимания и уважения, но лишь комплексный подход к решению данного вопроса может способствовать выявлению наиболее важных факторов, обусловливающих экономический рост нашего государства. Как правило, наукоемкий и высокотехнологичный комплекс рассматривается в качестве составной части модернизации экономики вне связи с темпами экономического роста. Нами предприняты попытки показать, что новые технологии являются одним из важнейших факторов устойчивого роста экономики, и выявить их основные тенденции и перспективы развития во взаимосвязи с другими факторами роста.

Для удержания авангардных позиций в экономике и бизнесе высокотехнологичные производства должны постоянно подтверждать высокую эффективность и полезность для потребителя. Достигаются эти цели путём повышенной инновационной активности компаний, производящих всё более сложные продукты или услуги, пользующиеся спросом. Как показывает мировой опыт, это позволяет им производить на единицу потребляемого капитала существенно большее количество продукции, нежели в особо капиталоемких сырьевых отраслях и отраслях низших переделов, что в свою очередь является одним из стимулов ускоренного развития высоких технологий [1, с. 70].

Инновационная составляющая высокотехнологического бизнеса

Высокие технологии сегодня - это конечные продукты или услуги, которые могут быть непосредственно реализованы на рынке, т.е. использованы в производственной либо человеческой деятельности. Имеется в виду, что современные высокие технологии - это уже готовый продукт или услуга, не требующие доработок, что часто можно слышать от специалистов [2, с. 46]. Высокая технология - это то, что уже имеет цену как интеллектуальная собственность, и нет необходимости проводить специальное маркетинговое исследование по ее продвижению - она по самому своему определению уже имеет нишу на рынке, стоимость и путь к массовому производству и потребителю.

С применением инновационных технологий в сфере электроники и систем обработки информации связано название «электронная экономика». Появился даже специальный термин «information technologies» (IT), переводимый как «информационные технологии» (ИТ), и его производные с прилагательным «информационно-технологический» [3, с. 44]: ИТ-услуги, ИТ-рынок, ИТ-стратегия, ИТ-бизнес и другие.

Если обратиться к опыту Юго-Восточной Азии, то нетрудно увидеть, что, освоив механизмы и процедуры технологического менеджмента в США и Японии,

корейские, тайваньские, малайзийские и гонконгские технологические компании резко ушли в технологическом развитии (особенно в массовом производстве высокотехнологических продуктов и услуг) от ближайших конкурентов, в том числе и европейских. В континентальном Китае происходит то же самое -уделив особое внимание подготовке кадров не только научных и инженерных, а в большой степени менеджеров по управлению высокими технологиями, китайская экономика - за счет массового производства относительно дешевых, но высокотехнологических товаров - продолжает наращивать темпы своего развития. И это новое китайское чудо не является на самом деле загадкой. Правильный подход к проблеме развития - это ставка на интеллект и управление (менеджмент) [2, с. 48].

Именно поэтому особый интерес для развития российского технологического бизнеса представляет сегодня опыт нашего большого соседа - Китая. Страна с огромной территорией и населением, приближающимся к полутора миллиардам человек, Китай вышел на национальный инновационный путь развития с явно восточной спецификой, быстро превращающий его во вторую в мире экономическую державу. По оценкам западных специалистов и согласно собственным планам развития (решение последнего съезда КПК), через двадцать лет экономические потенциалы США и Китая должны сравняться, а еще через 10 лет китайская экономика будет превышать американскую на 30-35 % и европейскую (Западной и Восточной Европы), по крайней мере, на 5-15 % [4].

Одна из причин такого бурного роста экономики Китая, на наш взгляд, заключается в изучении и использовании опыта развития экономики своих соседей (Тайваня, Южной Кореи, Сингапура, Малайзии, Таиланда), сделавших ставку на развитие высоких технологий, причем «чужих», активно собирая их по всему миру, в том числе вывозя из России. Опыт столь бурного развития Китая еще раз доказал миру неуникальность и возможность тиражирования «японского экономического чуда» в странах со слаборазвитой экономикой и не очень образованным населением.

Понятно, что высокотехнологический бизнес возможен лишь при наличии инвестиций, а с другой стороны, он становится жизнеспособным лишь при создании в стране либо регионе определенного инновационного климата и как следствие появлении потенциальных инвесторов, готовых, естественно, после оценки существующих рисков вкладывать деньги в этот новый для российского предпринимательства вид бизнеса. К сожалению, российские банки пока и близко не подошли к инновационной политике, не приемля венчурный характер инвестиций. Работа немногочисленных инновационных фондов, венчурных

компаний и частных инвесторов ввиду особенностей современного российского бизнеса пока также не оправдала надежд [5, с. 34].

Анализируя и сравнивая отечественный и зарубежный опыт создания и работы технопарков, невозможно избавиться от мысли, что простое копирование чужого опыта, во-первых, никогда ни к чему хорошему не приводило, во-вторых, технопарки должны быть в управлении команд, которые имеют серьезный опыт технологического менеджмента, а значит, умеют зарабатывать деньги на технологическом бизнесе, в-третьих, технопарки должны служить объединяющим звеном для университетов, крупных индустриальных компаний, других малых технологических компаний, а также для частных инвесторов и инвестиционных компаний. Только в этом случае можно надеяться на повторение зарубежного успеха деятельности инновационных технопарков [2, с. 48].

Развитие отраслей сферы услуг и экономический рост

Роль сферы услуг в современной экономике связана не только с ее преобладанием в структуре хозяйства. В отраслях услуг сегодня формируются ключевые факторы экономического роста (научно-технические знания, нематериальные формы накопления, информационные технологии и т.п.), большое значение имеют глубокие научно-технические, структурные и иные изменения в самой сфере услуг, которые повышают ее вклад в развитие экономики, создают необходимые предпосылки для развития научно-технического прогресса.

Стремительное развитие сферы услуг, расширение ее позиций на рынке, структурное усложнение прежде всего связано с возникновением новых технологических производств (компьютерные услуги, услуги электронных информационных сетей, связи и др.). Наиболее быстро развиваются компьютерные услуги, которые формируют базовые черты экономики нового типа, во многом определяют конкурентоспособность государств на мировом рынке, их экономическую безопасность [6, с. 46]. В сфере услуг стран Запада сегодня четко выделяется группа прогрессивных наукоемких отраслей (телекоммуникации, кредитно-финансовые и страховые услуги, деловые услуги научного содержания, сферы образования, здравоохранения и др.). В США в середине 1990-х гг. на долю услуг в высокотехнологичном секторе хозяйства приходилось 30 % общей численности занятых [7].

В 1990 г. на долю отраслей сферы услуг России приходилось 32,6 % ВВП и 37 % общей численности занятых [8, с. 15]. В настоящее время эти показатели, по данным Госкомстата России, составляют соответственно 53 и 50 %. По объемам производства сфера услуг начала опережать другие сферы народного хозяйства. При этом характерно, что с 1992 г. спад объема ВВП происходил главным образом в связи с уменьшением производства товаров и в меньшей степени - по линии сферы услуг. Развитие ее привело к

существенному изменению структуры российского ВВП. Если за 1990 - 2000 гг. общая доля сферы услуг в ВВП России увеличилась с 32,6 до 52,6 %, то доля рыночных услуг увеличилась с 22 до 86 % [9, с. 65,101]. Тем не менее по уровню развития рассматриваемой сферы Россия еще значительно отстает от ведущих стран, так, в США доля этой сферы в ВВП, по разным оценкам, составляет 70-75 % [10].

Современные модели инновационного развития

В одной из распространенных моделей экономического роста - модели Р. Солоу [11] - в качестве основных источников устойчивого роста выделяются следующие факторы: прирост работоспособного населения и капитала во всех его видах; освоение новых технологий. При этом в модели показано, что последний из приведенных факторов, связанный с инновациями, дает более половины вклада в экономический рост. На основе анализа развития американской экономики за период более сорока лет Р. Солоу сделал вывод, что из среднегодового темпа прироста выпуска в 2,9 % за рассматриваемый период 0,32 % были связаны с накоплением капитала, 1,09 % - с увеличением затрат труда, а оставшиеся 1,49 % - с техническим прогрессом.

В настоящее время основным источником роста в российской экономике является экспорт сырьевых ресурсов. Сырьевая составляющая экспорта является определяющей в российской экономике, причем ее удельный вес постоянно растет. Подобное направление придает экономике сырьевой характер, консервирует техническое и технологическое отставание. Более того, так называемая сырьевая игла не способствует росту уровня технологий и менеджмента на предприятиях, что ослабляет процесс экономического развития, снижает его устойчивый, неотвратимый характер. Поэтому новая парадигма экономического роста должна быть связана с ориентацией на инновационную деятельность. В рамках этой парадигмы инновации можно рассматривать в качестве магистрального пути, обеспечивающего постоянный рост и процветание как экономики страны в целом, так и отдельных компаний [12, с. 23].

В последнее время в литературе появляются различные модели инновационного развития как на макро-, так и на микроуровне. В частности, Ф. Янсен [13] рассматривает модель ТАМО, где инновационная траектория представлена следующей последовательностью: новые технологии (Т), новые виды товаров и услуг (А), формирование новых рынков (М), введение новых организационных форм (О). Автор связывает стратегию роста с образованием так называемых петель взаимного усиления - процессов, происходящих в ходе инновационного развития. Например, петля «увеличение рыночной доли ^ экономия на масштабах ^ уменьшение издержек ^ снижение цен» повышает чистую стоимость компании. Другая «петля взаимного усиления» связывает создание стоимости и

других заинтересованных лиц - акционеров. Состав данной цепочки: «внедрение инноваций ^ увеличение объемов продаж ^ рост доходов акционеров ^ снижение процентной ставки ^ рост инвестиций в инновационные проекты ^ снова увеличение объемов продаж».

Ю. Максимов и С. Митяков [12, с. 25] предлагают развитие модели ТАМО, связанное с добавлением еще одного элемента - проведения социальных инноваций (5).Это особенно важно в условиях современной России, когда рост благосостояния населения является важнейшим условием увеличения совокупного спроса и как следствие совокупного выпуска в экономике. В зарубежной и отечественной литературе рассматриваются различные виды инноваций. Среди них можно выделить следующие группы: продуктовые, технологические, организационно-управленческие [14] и социальные [15].

Технологические инновации (в нашей модели - Т) затрагивают изменения в технологии (способах) создания, производства и потребления выпускаемой или новой продукции. Продуктовые инновации (в модели - А) связаны с изменениями, вносимыми в продукцию, производимую в сфере материального производства либо предметов потребления. Организационно-управленческие инновации (в модели - О) связаны с внедрением новых методов организации каких-либо систем и управления ими. Социальные инновации (в модели - 5) - новые методы, способы достижения социального результата в соответствии с целями общества по более полному использованию человеческих ресурсов, воспроизводству жизненных сил. Кроме того, в рамках данной модели целесообразно ввести понятие маркетинговых инноваций (в модели -М), связанных с новыми технологиями продвижения товаров на рынок, освоением новых рынков и понятие уже упоминавшегося ранее технологического менеджмента [14], а также менеджмента качества в инновационном проекте (в модели - М(). Схема новой модели ТАМ05М( приведена на рис. 1.

Рис. 1. Модель TAMOSMt

Она весьма условна. Развитие инновационной спирали, несомненно, может иметь более сложный характер. Однако данная модель позволяет учесть комплексности инновационного процесса [12, с. 26].

Приоритетные направления развития наукоемкого и высокотехнологичного комплекса

Согласно «Основам политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу», развитие науки и технологий служит решению задач социально-экономического прогресса страны и относится к числу ее высших приоритетов. Для реализации «Основ...» необходимо сформировать целостную систему органов государственного управления научной, научно-технической и инновационной деятельностью и усовершенствовать программно-целевой метод планирования развития науки, технологий и техники [17, с. 39], который остается важнейшим инструментом при решении задач экономического подъема в России.

Согласно сделанному в 1997 г. прогнозу директора Национального института авиационных технологий О. Сироткина, Россия вполне располагает потенциалом, для того чтобы побороться за рынок 10 - 15 макротехнологий. (Под макротехнологией здесь понимается совокупность всех технологических процессов: НИР, ОКР, производство, сбыт, сервис [18, с. 360], из тех 50, что определяют потенциал развитых стран. Так, по прогнозу, уже в 2010 г. доля России на мировом рынке наукоемкой продукции составит 10 - 15 %, что будет приносить 120 - 180 млрд дол. ежегодно (табл. 1).

Таблица 1 Рынок макротехнологий, млрд дол.

Наименование макротехнологий 1996 г. 2010 г. 2015 г.

Авиационные технологии 4,0 18-22 28

Космические технологии 0,9 4 8

Ядерные технологии 0,6 6 10

Судостроение 0,4 4 10

Автомобилестроение 0,2 2 6-8

Транспортное машиностроение 0,6 4 8-12

Химическое машиностроение 0,6 3 8-10

Спецметаллургия. Спецхимия. Новые материалы 7,0 12 14-18

Технология нефтедобычи и переработки нефти 6,4 8 14-22

Технология газодобычи и транспортировки 0,6 7 21-28

Энергетическое машиностроение 0,5 4 12-14

Технология промышленного оборудования. Станкостроение 0,1 3 8-10

Микро- и радиоэлектронные технологии 0,05 4 7-9

Компьютерные и информационные технологии 0,05 4,6 7,8

Коммуникация, связь 0,2 3,8 12

Биотехнология 0,1 6 10

Итого 22,6 94-98 144-180

Источник: Финансовые известия. 1997. № 99. 30 дек. С. 16.

Вероятно, эти прогнозы чересчур оптимистичны, так как показатели 2001 - 2004 гг. не подтверждают хотя бы малых стартовых положительных тенденций. Однако говорить о неверности прогнозов преждевременно, потому что Россия действительно располагает достаточным научно-техническим потенциалом в определённых высокотехнологичных секторах промышленности [197, с. 19]. Скорее всего развитие информационных технологий в России послужит основой для развития наукоемкого национального экспорта в целом. Подтверждением служит то, что в настоящее время значительная доля ВВП в экономически развитых странах создается в сфере информационного обслуживания общества. В частности, трудно переоценить степень влияния информационных технологий на развитие экономики США. Начиная с 1995 г. ИТ-индустрия обеспечивает США 20 - 25 % прироста ВВП [20, с. 39]. Согласно проекту федеральной программы на 2002 - 2010 гг. «Электронная Россия», российский рынок информационных технологий увеличится к 2005 г. в 2 - 3 раза, а к 2010 г. - в 5 - 6 раз. В этой связи, по нашему мнению, необходимо придание информационным технологиям статуса приоритетного научно-технического направления.

В первую очередь государство должно определить приоритеты научно-промышленной политики, т.е. те сферы деятельности, которые станут базой развития роста ВВП на душу населения за счет несырьевых источников. К приоритетным направлениям, которые в большей степени отве-

чают основным тенденциям современного мирового научно-технического прогресса, можно отнести, в частности, следующие: развитие аэрокосмических технологий; освоение современных информационных технологий; развитие информационной инфраструктуры на основе современных систем спутниковой и оптоволоконной связи, сотовой связи в городах; развитие лазерных технологий; развитие биотехнологий, в особенности генной инженерии и других направлений приложения микробиологических исследований, способствующих развитию фармакологической и других отраслей промышленности, также оздоровление окружающей среды на основе современных биотехнологий; развитие комплекса технологий ядерного цикла, расширение сферы их потребления. Безусловно, этот перечень, сделанный с учетом состояния отечественного научно-промышленного потенциала, не претендует на полноту и окончательность.

При определении приоритетов с учетом зарубежного опыта, где государство оказывает всемерную поддержку, когда речь идет о развитии производства и форсировании экспорта наукоемкой продукции, необходимо создать экономические, организационно-правовые, информационные условия реализации этих приоритетов [17, с. 19] (рис.2).

Все это обеспечивается сочетанием различных методов и инструментов государственной поддержки, в первую очередь преимущественно мер экономического характера (прямых и косвенных).

Экономическое стимулирование производства и экспорта наукоемкой продукции

Гарантийные обязательства Правительств; под кредиты, предоставляемые уполномо ченными банками предприятиям-производителям и экспортерам наукоемкой продукции.

Страхование экспортных кредитов. Прямое льготное кратко- и среднесрочное кредитование за счет средств федерального бюджета.

Кредитование государством НИОКР для предприятий-производителей и экспортеров наукоемкой продукции. Обеспечение государственного заказа на производство высокотехнологичной гражданской продукции. Предоставление экспортных субсидий. Кредитование импорта оборудования, необходимого для производства наукоемкой продукции.

Предоставление налоговой льготы с прибыли предприятия. Предоставление льгот по возмещению НДС при закупках сырья для производства экспортной наукоемкой продукции. Использование налогового кредита. Снижение ставки налога на имущество. Освобождение от уплаты налога на рекламу экспортной наукоемкой продукции. Освобождение от уплаты косвенных налогов.

Освобождение от налогообложения значительной доли доходов, полученных от экспорта наукоемкой продукции. Введение дополнительных налоговых льгот предприятиям, осуществляющим самостоятельное финансирование НИОКР в других организациях.

Освобождение от уплаты таможенных платежей при ввозе оборудования, необходимого для производства наукоемкой продукции.

Предоставление отсрочки по уплате таможенных платежей.

Применение практики предварительных решений.

Упрощенный порядок декларирования и таможенного контроля.

J

Рис. 2. Система государственных мер экономического стимулирования производства и экспорта наукоемкой продукции

Анализ факторов экономического роста Важно отметить, что по всем показателям ожидае-

мые значения прироста ВВП оказались существенно ниже фактического уровня, и это наглядно свидетельствует об особом характере экономического роста в России, весьма отличном от общемировых тенденций. Поэтому при прекращении действия специфических факторов, в первую очередь резервов «восстановительного» роста и высоких цен на энергоносители, темпы экономического роста могут снизиться до средних значений, а при неблагоприятной мировой конъюнктуре - даже до меньших величин.

В табл. 2 прежде всего обращают на себя внимание два обстоятельства: во-первых, достаточно высокие значения коэффициентов корреляции и, во-вторых, большое количество параметров, относящихся непосредственно к деятельности правительства. На первое место вышел параметр, не имеющий прямого отношения к новым технологиям и даже непосредственно к экономике, но весьма актуальный для России, особенно в свете проводимой административной реформы - компетентность занятых в госсекторе. Однако второе место занимают венчурные проекты, финансирование которых скорее дело бизнеса, а не государства [21, с. 98].

Таким образом, как видно из табл. 2, развитие наукоемкого и высокотехнологичного сектора весьма значительно способствует росту ВВП и как следствие экономическому росту. Любопытно то, что значимыми факторами экономического роста выступают низкая абонентская плата за телефон (что еще раз указывает на негативные последствия введения повременной платы) и высокий уровень преподавания математики в школе (многие планы реформы школьного образования грозят ликвидировать это преимущество России).

Таблица 2

Коэффициенты корреляции ряда социально-экономических индикаторов и темпов роста ВВП (база данных The Global Information Technology Report, 2002 - 2003 гг.)

Показатель Коэффициент корреляции Рассчитанный годовой прирост ВВП в России, % Комментарии

Для 36 стран, сопоставимых с Россией Для 80 стран

общий частный общий частный

Компетентность персонала в общественном секторе выше, чем в частном 0,674 0,686 0,448 0,384 2,4-2,8 Политические условия, роль государства

Рискованные инновационные проекты легко получают доступ к венчурному капиталу 0,590 0,562 0,394 0,339 2,4-2,5 MQ (качество рыночной среды), R&D (роль правительства)

Эффективность законодательных органов 0,520 0,496 0,423 0,0356 2,7-3,2 Политические условия, роль государства

Правительственные решения относительно приобретения новых товаров (основаны лишь на цене - стимулируют новые технологии и иные инновации) 0,509 0,481 0,425 0,356 2,8-8,3 R&D, роль правительства

Высокий приоритет 1СТ в правительственных программах 0,505 0,473 0,461 0,401 2,3-2,5 ICT, роль правительства (тесно коррелируют между собой)

Успешность правительственных программ развития 1СТ 0,493 0,464 0,479 0,423 2,1-2,3

Заинтересованность компаний в освоении новых технологий 0,484 0,488 0,355 0,262 2,7-3,0 MQ,R&D

Компании получают технологии на основании собственных разработок 0,482 0,468 0,274 0,123 3,2-4,7 MQ,R&D

Так как быстро развивающиеся страны в большей степени ориентированы на внедрение информационно-коммуникационных технологий (ICT), чем медленно развивающиеся, факторы, создающие предпосылки для экспансии новых технологий, должны одновременно коррелировать с темпами экономического роста. Для анализа этих условий воспользуемся данными издания The Global Information Technology Report, 2002 - 2003 гг., где содержатся показатели для вычисления индекса NRI (степени готовности страны к участию и получению прибыли от развития ICT). В соответствии с принятой методикой рассмотрим корреляции с экономическим ростом не сводных индексов, а исходных показателей (табл. 2). Среди них преобладают статистические данные и оценки экспертов, характеризующие не собственно информационно-коммуникационные технологии, а общие экономические и даже политические условия в разных странах. Значительная доля показателей касается непосредственно новых технологий или исследований и разработок, которые в настоящее время требуют высокого уровня развития наукоемкого и высокотехнологичного сектора. Данные показатели для полного списка стран характеризуются примерно теми же коэффициентами корреляции с темпами роста ВВП, что и чисто экономические показатели, причем для стран, сопоставимых с Россией по ВВП на душу населения, величины коэффициентов корреляции для списка сопоставимых стран существенно выше, чем для полного списка.

Доля занятых в 1СТ-компаниях среди занятого населения 0,469 0,371 0,396 0,391 2,2-2,6 ICT

Наличие прямых правительственных субсидий для фирм, проводящих научные исследования 0,424 0,373 0,399 0,324 2,7-3,2 R&D, роль правительства

Количество Интернет-серверов на 1 млн человек 0,406 0,338 0,158 -0,042 2,8-2,9 ICT

Качество преподавания математики и общенаучных дисциплин в школе 0,397 0,350 0,399 0,322 3,6-4,1 Общий уровень развития, образование

Искушенность покупателей (покупатели хорошо осведомлены, спрашивают и покупают современные товары) 0,361 0,296 0,352 0,263 2,7-3,1 MQ

Качество и доступность специализированных услуг в области 1СТ 0,358 0,305 0,275 0,139 2,7-2,9 ICT, MQ

Размер абонентской платы за телефон (отнесена к ВВП на душу населения) -0,345 -0,291 -0,280 -0,197 3,5-4,1 Общий уровень развития, социальная справедливость

Качество образовательных программ в области 1СТ 0,339 0,269 0,274 0,140 2,3-2,4 ICT

Количество телефонных линий на 1000 человек 0,338 0,237 0,239 0,018 2,9-3,3 Общий уровень развития

Качество юридической базы для развития Интернета и сетевого бизнеса 0,326 0,276 0,284 0,152 2,0-2,1 Роль правительства, MQ, ICT

Развитие производства комплектующих для 1СТ 0,312 0,270 0,348 0,251 2,9-3,3 R&D

Если объединить пункты табл. 2, относящиеся к деятельности правительства в области 1СТ, с учетом их корреляции между собой и проделать ту же операцию, относящуюся к деятельности бизнеса в той же сфере, то оба сводных индекса примерно одинаково коррелируют с экономическим ростом (у правительства Я = 0,52, у бизнеса Я = 0,545). Коэффициент корреляции суммы этих двух индексов с экономическим ростом равен приблизительно 0,6, они соответственно обеспечивают примерно 35 % экономического роста. Если же включить венчурные проекты (второй пункт в табл. 2) во вклад бизнеса в развитие 1СТ, то коэффициент корреляции для бизнеса увеличится до 0,64 (примерно 40 % экономического роста). Более точную структуру факторов дает факторный анализ. Для всех 80 стран на первое место и по доле дисперсии, и по корреляции с экономическим ростом вышла роль государства, включающая как общую компетентность органов законодательной и исполнительной власти, так и поддержку фирм, проводящих научные исследования и развивающих 1СТ. Среди остальных факторов чуть важнее других оказалась неожиданная комбинация, включающая низкую абонентскую плату за телефон и высокий уровень преподавания математики в школе. По-видимому, этот фактор характеризует разные стороны подготовки общества к использованию Интернета, поэтому он получил название «до-интернетовская культура в области 1СТ» [21, с. 106].

Механизмы государственной поддержки наукоемкого и высокотехнологичного сектора

При определении адекватных механизмов государственной поддержки в сфере высоких технологий следует руководствоваться двумя параметрами: затратность отрасли и платежеспособный спрос на продук-

цию. Как показывает практика, мировой рынок технологий часто не особо привлекателен по следующим причинам: малые инновационные фирмы вынуждены поддерживать научную школу; венчурный инвестор приходит слишком поздно, когда нужен уже стратегический; венчурный инвестор предъявляет достаточно жёсткие требования (передача контрольного пакета -стандартное условие); рынок конечного продукта, как правило, контролируют крупные фирмы, в силу чего маркетинг становится чрезвычайно сложным и дорогостоящим. Инновационные фирмы часто ориентируются на платёжеспособные сегменты внутреннего рынка: добывающие отрасли, финансовую сферу, пищевую промышленность. Впрочем, ряд ключевых отраслей для развития высокотехнологичного комплекса - сельское хозяйство, здравоохранение, машиностроение - пока не могут составить достаточно большой рынок сбыта инновационной продукции. Поэтому успешность интеграции этого комплекса в мировую экономику будет определяться в том числе и мерами по стимулированию внедрения инноваций отечественными предприятиями [22, с. 95].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для поощрения создания и коммерциализации научных разработок имеет смысл провести инвентаризацию критических технологий с целью определения потенциала каждой из них и времени получения эффекта, что позволит устранить распыление государственных средств поддержки научных исследований; упорядочить законодательство, в частности принять основополагающие законы об инновационной политике, секретных изобретениях и др.; создать портал в Интернете, который бы содержал классифицированный по отраслям применения перечень разработок российских научных институтов, находящихся на высокой стадии готовности (наличие патента или возможности его получения). Это частично решило бы проблему информационного разрыва между основными звеньями российской

инновационной системы; разрешить участникам товариществ на вере уплачивать только подоходный налог (по образцу США), что даст возможность развиваться венчурному инвестированию за счет устранения двойного налогообложения.

Но, с другой стороны, государству следует избегать жёсткого регулирования рынка высоких технологий, поскольку инновационный процесс отличается высокой неопределённостью результата, требует инициативности, обширных знаний в области технологий и маркетинга. По примеру США в будущем основное внимание необходимо сосредоточить на институциональной сфере: трудовом, финансовом рынке, исследовательской базе, бизнес-среде [23, с. 11].

Федеральная целевая программа «Электронная Россия 2002 - 2010» является первым комплексным проектом формирования новой информационной структуры экономики [24, с. 59]. Цель программы - развитие бизнеса и информатизация всех сфер общественной жизни, особенно образования. Объем финансирования программы - 66,5 млрд р., из них 50 % предоставляет федеральный бюджет, 28 % - субъекты федерации и 22 % -внебюджетные источники. Предполагается, что сектор информационно-коммуникативных технологии в 2010 г. составит 2 % ВВП (в 2001 г. - 0,6 %, в США - 4,38 %). В 2010 г. экспорт информационных технологий достигнет 1-2 млрд дол. (в 2000 г. в Индии - 4 млрд. дол., в Израиле - 16 млрд дол.). Планируется к 2010 г.: увеличить долю безбумажного оборота в формате в2в - до 40 %; количество ^'еЬ-пользователей - более чем в 5 раз; снизить стоимость неограниченного доступа в Интернет до 3 МРОТ; обеспечить подготовку не менее 25 тыс. специалистов по информационным технологиям в год; обеспечить 100-процентный доступ учащихся к Интернету [25, с. 70].

Таким образом, предстоит интегрировать составляющие экономического роста, его инновационный механизм, способный не только обеспечивать освоение значительных ресурсов, но и серийно реализовывать проекты высоких технологий. Поэтому финансирование фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ должно быть поставлено в зависимость от результатов их использования [26, с. 38]. Поскольку внедрение новшеств связано с их значимостью и возможностями предприятий, то целесообразно усилить контроль за использованием новейших научных достижений в инновационных проектах.

Перспективы удвоения ВВП и государственная инновационная политика

Согласно расчетам [27], динамика суммарной валовой добавленной стоимости (ВДС) российской экономики в прогнозный период будет выглядеть следующим образом (рис. 3).

Рис. 3. Прирост валовой добавленной стоимости российской экономики, %.

Источник: расчеты ФБК

Суммарная ВДС будет расти со средними темпами около 7,3 % в период с 2003 по 2007 г., около 6,9 % в период с 2008 по 2010 г. и около 5,9 % в 2011-2012 гг. Полученные прогнозные темпы прироста российской экономики представляют значительный интерес, так как являются результатом интегрирования отраслевых показателей. При рассчитанных темпах роста суммарный объем ВДС российской экономики удвоится (по сравнению с 2002 г.) лишь к 2012-2013 г.

Таким образом, выполнение задачи удвоения ВВП к 2010 г. при существующей конъюнктуре и государственной политике выглядит достаточно проблематично. А вот за десять лет - именно так эта задача была впервые сформулирована в 2003 г. -оказывается вполне решаемой. В табл. 3 представлены данные по прогнозируемым темпам развития отдельных отраслей.

Таблица 3

Средние темпы прогнозируемого прироста экономики в 2003 - 2012 гг., %

Всего 6,9

Промышленность 8,6

Сельское хозяйство 4,8

Строительство 7,7

Транспорт 4,3

Связь 13,1

Торговля и общественное питание 7,2

Жилищно-коммунальное хозяйство 2,1

Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 2,6

Наука и научное обслуживание 4,6

Финансы, кредит, страхование и пенсионное обеспечение 7,8

Образование 4,1

Управление и оборона 4,0

Культура и искусство 8,6

Прочие отрасли 5,8

Источник: расчеты ФБК.

Как видно из табл. 3, самой динамично развивающейся отраслью российской экономики в среднесрочном периоде станет «Связь», которая будет расти почти в 2 раза быстрее экономики в целом. Темпы роста, существенно превышающие средний по экономике, будут наблюдаться также в промышленности, строительстве, финансах и культуре и искусстве. Медленнее остальных будут развиваться ЖКХ, здравоохранение, управление и оборона и образование (табл. 3). Перспективы удвоения ВВП будут во многом определяться способностью государства переломить негативные тенденции именно в этих проблемных отраслях [27].

Можно выделить следующие основные компоненты подходов, улучшающих диффузию и экономический эффект исследований и разработок, финансируемых бюджетом: унификация и упрощение патентных процедур, правил передачи и управления интеллектуальной собственностью, созданной в результате проведения НИР и НИОКР на бюджетные средства; введение моральных стимулов для изобретателей, организаций участников трансфера и отдельных лиц, активно участвующих в процессах креализации интеллектуальной собственности, созданной на средства государства, а также системы льгот для государственных и малых предприятий (включая дотации при патентовании и преференций при продаже лицензий государственными организациями - разработчиками технологий).

Решение рассмотренного круга проблем должно способствовать построению в России современной инновационной системы. Ее можно определить как совокупность государственных, корпоративных и общественных организаций и механизмов их взаимодействия, в рамках которых осуществляется деятельность по созданию, хранению и распространению новых знаний и технологий. В рамках этой системы государство формирует и осуществляет свою политику с целью достижения и поддержания высокого уровня конкурентоспособности и эффективности экономики страны.

Заключение

На Западе, где сосредоточена большая часть транснациональных корпораций, упор в инновационном развитии делается на поиск новых разработок. В России приоритет следует отдать внедрению и коммерциализации прежде всего через использование информационно-технологических центров, свободной экономической зоны, центров трансфера технологий. Только в этом случае наша страна сможет успешно конкурировать на мировом рынке высокотехнологичных товаров. Так, стоимостная оценка национального богатства, получаемая как сумма потоков добавленных стоимостей, производимых в отдельных отраслях, позволила сделать вывод, что вклад научно-технологического потенциала в стоимостную оценку страны является сегодня крайне незначительным. Россия утратила свой

научно-технологический потенциал, который еще только предстоит восстанавливать. Неэффективность государственного управления плохо сочетается с достаточно значительными затратами на функционирование данной отрасли. Следствием приоритета государства по отношению к сырьевому сектору (что отражает суть современной экономической политики правительства России) является наблюдаемый феномен трансформационной деградации высоких технологий и прикладной (академической и отраслевой) науки.

К сожалению, пока приходится констатировать, что в программах Правительства РФ в области управления инновациями, социальной политики, модернизации экономики сфера услуг не относится к приоритетным направлениям развития экономики России и даже не рассматривается в качестве самостоятельного объекта структурной политики. Между тем в контексте вышеизложенного сфера услуг способна внести существенный вклад в увеличение производства ВВП, а также способствовать ускоренному внедрению инноваций в экономическую практику при относительно меньших капитальных затратах и более коротких сроках их окупаемости, способствовать динамичному развитию и расширению внутреннего рынка с учетом требований НТП как основы для эффективного функционирования экономики России.

В условиях существенного технологического и экономического отставания России от передовых стран мира перед нами встает задача «догоняющего развития». Речь, разумеется, идет не о копировании уже пройденных зрелыми экономиками стадий, а о скорейшей ликвидации разрыва в показателях уровня жизни, эффективности народного хозяйства и других индикаторах качества развития общества.

Выход экономики России на траекторию устойчивого роста со среднегодовым темпом увеличения ВВП около 7 - 10 % в среднесрочной и долгосрочной перспективе невозможен без значительного роста инвестиции в основной капитал, в том числе в наукоемкий и высокотехнологичный сектор. Это обусловлено критическим состоянием производственного аппарата во многих отраслях экономики.

Внешне неплохие темпы роста российской экономики в последние годы не могут, однако, считаться удовлетворительными. Во-первых, сам рост во многом обусловлен постдефолтной и мировой конъюнктурой, а также высокими ценами на мировом рынке сырьевых товаров (прежде всего нефти). Во-вторых, он происходит на фоне допущенного ранее огромного спада в экономике. В-третьих, остается крайне низким жизненный уровень населения. И, наконец, отставание в области информационно-коммуникационных технологий обесценивает научные и технические достижения России, препятствует как их популяризации, так и превращению в технологии, резко снижает конкурентоспособность страны. Сами по себе новые технологии лишь частично обеспечивают экономический рост, но без их

использования развитие несырьевых отраслей экономики в настоящее время невозможно.

Литература

1. Бендиков М.А., Фролов И.Э. Узловые проблемы развития высокотехнологичного сектора российской экономики // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 6. С. 70.

2. Дмитриев А.С. Высокие технологии - путь к процветанию // Инновации. 2004. № 5 (72). С. 46.

3. Раткин Л. Инвестиции в сфере услуг: на примере рынков информационных систем и средств связи // Инвестиции в России. 2004. № 7. С. 44.

4. Филлер. В. Куда мы движемся? Куда движется мир? // http:/vf.narod.ru/new1999-2000/Kuda/

5. Амосов Ю. Деньги для хорошего человека // Эксперт. 2004. № 4(405). С. 34.

6. Родионов Д.Г., Заборовская О.В. Влияние научно-технического прогресса на развитие сферы услуг в современной экономике // Инновации. 2003. № 7 (64).

7. OECD Historical Statistics, 1960 - 1989. 1991. Р. 68.

8. Бреев Б., Галецкий В. Развитие сферы услуг и экономический рост // Российский экономический журн. 1998. № 10. С. 15.

9. Экономические обзоры ОЭСР. 1997 - 2000. Российская Федерация. М., 2000.

10. Newsweek. 1999. № 24. Р. 3.

11. Дорбуш Р., Фишер С. Макроэкономика: Пер. с англ. М., 1997.

12. Максимов Ю., Митяков С., Митякова О., Факее-ва Т. Инновационный мультипликатор и экономический рост // Инновации. 2004. № 5(72). С. 23.

13. Янсен Ф. Эпоха инноваций: Пер. с англ. М., 2002.

14. Харин А.А., Коленский И.Л. Управление инновациями: В 3 кн. Кн. 1. Основы организации инно-

Ростовский государственный экономический университет

вационных процессов: Учеб. пособие. М., 2003.

15. Иванов В.Н., Патрушев В.И., Галиев Г.Т. Инновационные социальные технологии устойчивого развития. Уфа, 2003.

16. Морозов Ю.П., Гаврилов А.И., Городнов А.Г. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд. перераб. и доп. М., 2003.

17. Остапюк С. Программы развития как ключевой элемент управления развитием научно-технической

и инновационной сферы деятельности // Инвестиции в России. 2004. № 8. С. 39.

18. Путь в XXI век. Стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Под ред. Д.С. Львова. М., 1999. С. 360.

19. Мирзоев Д.М. Интеграция России в мировой рынок новых технологий и наукоемкой продукции // Финансы и кредит. 2003. № 17(131). С. 19.

20. Остапенко В., Витин А. Высокие технологии: перспективы, инвестиции, стимулы // Инвестиции в России. 2001. № 8. С. 39.

21. Цирель С. Экономический рост и информационные технологии: компаративистский подход // Вопросы экономики. 2004. № 11.

22. Грасмик К.И. Государство и инновационный рост // ЭКО. 2004. № 11.

23. Экономический рост в РФ: проблемы и перспективы (доклад рабочей группы Национального экономического совета к обсуждению на VIII Российском экономическом форуме). 2003. № 3. С. 11.

24. Бекетов Н.В. Региональная телекоммуникационная система: структура и особенности развития // Инновации. 2004. № 4 (71). С. 59.

25. Зуев А., Мясникова Л. Электронный рынок и «новая экономика» // Экономист. 2004. № 2. С. 70.

26. Спицын А. Ориентиры экономического роста // Экономист. 2004. № 10. С. 38.

27. Сколько стоит Россия: Совместный проект телекомпании REN TV, аудиторско-консалтинговой компании ФБК и газеты «Ведомости» // www.skolko.ru

18 февраля 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.