Научная статья на тему 'Наука в вузах: приказано жить'

Наука в вузах: приказано жить Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Naturae (русскоязычная версия)
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наука в вузах: приказано жить»

Наука в вузах: приказано жить

Беспрецедентная финансовая поддержка ведущих вузов России - в 90 миллиардов рублей -всколыхнула профессиональное сообщество. Сделав ставку на развитие университетской науки, государство перешло к конкретным действиям по ее усилению. После определения вузов-лидеров — исследовательских и федеральных, которым, помимо статусов, выделяют еще и дополнительные средства, Минобрнауки объявило новые конкурсы для вузов — на кооперацию с бизнесом, укрепление инновационной инфраструктуры и привлечение ведущих ученых. Уже этой осенью победителей ожидают многомиллионные вливания, которые позволят реализовать самые смелые и амбициозные проекты.

О внушительной финансовой поддержке российских вузов стало известно в конце прошлого года на съезде «Единой России». Тогда Владимир Путин пообещал дополнительно выделить университетам 90 миллиардов рублей на три года. Позже - в январе этого года на Всемирной конференции министров образования в Лондоне глава Минобрнауки Андрей Фурсенко объявил, что в России начинается модернизация высшей школы, направленная на повышение научного потенциала университетов. При этом он выразил уверенность, что лучшие вузы страны в скором времени смогут составить конкуренцию не только РАН, но и ведущим лабораториям и институтам мира.

Добиться этих целей власти собираются благодаря комплексу мер. Дополнительные средства Минобрнауки планирует потратить по следующим направлениям:

• Поддержка программ развития Московского и Санкт-Петербургского госуниверсите-тов.

• Поддержка федеральных университетов в части модернизации научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности.

• Поддержка национальных исследовательских университетов.

• Развитие кооперации вузов и производственных предприятий.

• Привлечение ведущих ученых в российские вузы.

• Развитие инновационной инфраструктуры в вузах.

логично и ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО

Целенаправленные шаги государства по укреплению науки в университетах вызвали в профессиональном сообществе оживленные дискуссии. Нашлось немало противников провузовского варианта развития национальных исследований и разработок. В качестве аргумента они обычно ссылаются на особенности организации науки в России и традиционно сильные позиции Академии. Многим непонятно, с чего вдруг власти стали так активно поддерживать вузовскую науку. На самом деле ничего неожиданного в этой политике нет. С середины 2000-х годов Минобрнауки борется с монополизмом РАН, пытаясь сместить центр исследовательской тяжести на университеты. Долгие годы наука там развивалась по большей части в инициативном порядке, без серьезного финансирования со стороны государства. Теперь укрепление вузовской

науки становится приоритетом, что фиксируется во всех ключевых документах. В частности, в Стратегии развития науки и инноваций в РФ, которую приняли в феврале 2006 г. и которая рассчитана до 2015. В ней указывается, что «обособленное существование научных и образовательных структур снижает потенциал их развития, уменьшает вклад в развитие экономики и общества, препятствует полноценному вхождению в мировое научно-образовательное пространство». О необходимости «интегрировать образование и научную деятельность» говорилось, кстати, еще в 2004 году в президентском послании Федеральному Собранию.

В Стратегии предлагается целый ряд мер для развития вузовской науки. В первую очередь формировать сеть ведущих исследовательских университетов - «крупнейших научных центров, которые в равной степени эффективно осуществляют подготовку специалистов всех уровней и выполняют исследования и разработки мирового класса». Именно такой подход и такие формулировки почти через пять лет (в 2009-2010 гг.) использовались при отборе исследовательских университетов.

Среди других мер в Стратегии указывается на необходимость развития кадрового потенциала, включая предоставление молодым ученым крупных грантов для проведения исследований, приобретения научного оборудования, создания малых стартовых фирм, а также реализацию схем мобильности кадров между НИИ, вузами, предприятиями. И наконец, еще одно обязательное условие - развитие инфраструктуры. Все запланированные мероприятия государство логично и последовательно осуществляет.

ЛИДЕРЫ ЕСТЬ

Реформа высшей школы, или, как предпочитают говорить в профильном министерстве, - модернизация, началась с институциональных преобразований. А именно - формирования группы ведущих вузов.

Со временем, по прогнозам Минобрнауки, в стране останется не более 50 университетов, а в целом - около 150-200 конкурентоспособных вузов. Об этом Андрей Фурсенко впервые заявил два года назад на встрече с президентом России в МИФИ. Примерно в то же время началась работа по формированию в стране статусных вузов - федеральных и национальных исследовательских.

На сегодняшний день действует два федеральных университета (Южный и Сибирский), на стадии становления еще пять: Приволжский, Уральский, Северный (Арктический), СевероВосточный и Дальневосточный. Этот проект, можно сказать, геополитический. Стратегическая задача федеральных университетов, которые создаются по решению Правительства РФ путем объединения нескольких вузов, заключается в том, чтобы обеспечить качественное образование и предоставить возможность заниматься высокой наукой, то есть

стать научно-образовательными центрами своих регионов. Это позволит развиваться экономике, закреплять квалифицированных специалистов на Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале и т.д.

Миссия национальных исследовательских университетов (НИУ) состоит в том, чтобы, во-первых, закрыть кадровую потребность высокотехнологичных секторов экономики - атомной промышленности, металлургии, машино-, судостроения и других. А во-вторых, развивать науку, главным образом прикладную, с целью коммерциализации результатов исследований.

По итогам двух конкурсов, которые проходили в конце 2009 и начале 2010 г., категорию НИУ присвоили 29 вузам. Помимо престижного статуса победителям пообещали внушительные денежные вливания - по 1.8 миллиарда рублей каждому на пять лет. В общей сложности проект НИУ обойдется госказне почти в 50 миллиардов рублей.

Еще два учебных заведения, которые исторически, де-факто являются столпами университетского образования и науки - МГУ и СПбГУ, также получили особые полномочия и очень широкие права. По закону им присвоили особый статус «старейших вузов страны, имеющих огромное значение для развития российского общества».

Но даже применительно к флагманам господдержка будет строиться не просто на «давании» денег: как исследовательские и федеральные, так и МГУ и СПбГУ получат бюджетные деньги под конкретные программы развития.

ПРАВИТЕЛЬСТВО СТИМУЛИРУЕТ

Выделение группы лидеров - первый серьезный шаг в модернизации высшего образования России. Следующим стали дополнитель-

ные меры поддержки научной и инновационной деятельности вузов. «Развитие исследовательского компонента вузов - один из важнейших приоритетов политики государства, - заявил в одном из своих выступлений замминистра образования и науки РФ Алексей Пономарёв. - Это необходимый элемент инновационной инфраструктуры экономики, механизм генерации новых идей и технологий, их внедрения и тиражирования. Без участия вузов в исследованиях невозможно обеспечить качественную подготовку специалисто в для приоритетных направлений научно-технологической модернизации России».

Весной этого года Правительство РФ утвердило три постановления - № 218, 219 и 220, направленные на решение самых острых проблем отечественной науки - ее старение и снижение уровня исследований. По статистике, в российских вузах наукой занимаются не более 15% преподавателей. Значит, далеки от науки и студенты, а без нее образование становится, по сути, бессмысленным. Оно превращается в перемалывание учебников, написанных много лет назад.

По каждому постановлению этим летом были объявлены конкурсы. Победителей ожидают значительные финансовые вливания, которые будут направлены на укрепление кооперации вузов и бизнеса (12 миллиардов рублей на 3 года), развитие инновационной инфраструктуры (8 миллиардов) и привлечение ведущих ученых (12 миллиардов).

Деньги выделяются из антикризисного фонда, так что все три постановления посвящены не исключительно научным исследованиям, а в целом - модернизации системы высшего образования. Соответственно и задачи (по приоритетности) Минобрнауки рас-

ставляет следующим образом:

1)передача опыта выполнения научных исследований в вузы, формирование здорового климата конкуренции в России;

2) мобилизация научных и управленческих коллективов, чтобы вузы смогли совершить качественный скачок в развитии;

3) собственно научные исследования.

о кооперации вузов и бизнеса

Новые инструменты, предложенные Правительством, призваны сделать вузы центральным звеном прикладной науки, переломив недоверие бизнеса к их исследовательским компетенциям. Государство пытается ввести вузы в реальный сектор экономики. Причем не только на уровне выполнения отдельных хоздоговоров, как было раньше, но и на уровне реализации стратегических планов развития российских предприятий. В постановлении № 218 указан список из 54 крупнейших государственных и частных компаний, которые к ноябрю этого года должны подготовить программы инновационного развития, учитывая взаимодействие с вузами. По прогнозу замминистра Алексея Пономарёва, в ближайшем времени кооперацию с вузами начнет 20-30 компаний из этих 54. Это будет база для создания так называемых технологических платформ - конгломерата ведущих промышленных фирм, университетов и администраций регионов. Этот заимствованный у Евросоюза инструмент напрямую не подкреплен госсредствами. Речь идет о создании консультационных площадок, формируемых ключевыми заказчиками и исполнителями НИОКР по определенным проблемам. Участники платформ будут заниматься планированием и прогнозированием в своей области, исследованиями рынка и вы-

работкой решений, которые будут определять госполитику.

Для развития наукоемкого производства крайне важно стимулировать как сами вузы, так и предприятия, считают в Минобрнауки. Самый значительный инструмент, появившийся в распоряжении ведомства, - субсидии промышленным компаниям для работы с вузами. На это выделяется 19 миллиардов, 6 из них - в 2010 г. В конкурсе, который объявили в конце июня по 218 постановлению, предлагалось принять участие любым предприятиям, в том числе иностранным, которые представят на рассмотрение экспертов свои проекты заказа НИОКР у вузов. Субсидия выделяется на срок от 1 до 3 лет, в сумме до 100 миллионов в год. От компании требуется предоставить софинансирование не меньше полученной от государства суммы.

Конкурс оказался весьма привлекательным для бизнеса: заявки подготовили 416 организаций из 59 регионов. В качестве исполнителей НИОКР выбрано 157 вузов. Суммарный объем запрошенных субсидий превышает 70 миллиардов рублей. Средний объем субсидии - порядка 150 миллионов.

По итогам конкурса победителями признали 57 проектов, из них 33 - в регионах (кроме Москвы и Санкт-Петербурга). Среди победителей оказались такие крупные производственные компании, как самолетостроительная корпорация «МиГ», КАМАЗ, АЛРОСА и другие. В общей сложности проекты будут реализовывать 55 компаний в кооперации с 49 российскими вузами.

Стоит отметить, что конкурс проводится в два этапа. Это решено было сделать, чтобы пополнить портфель заявок, так как не все организации успели подготовить необходимые документы. Результаты второго этапа объявят до 5 октября.

Постановления правительства № 218 и 219 в вузовской среде рассматривают как второй этап инновационного развития вузов. Первый был связан с малым бизнесом - принятием в прошлом году 217-ФЗ, который разрешил университетам учреждать малые предприятия. Теперь наступило время солидного, крупного бизнеса, который будет заказывать у вузов НИОКР.

развитие инновационной инфраструктуры

По 219 постановлению проводился отбор программ развития инновационной инфраструктуры вузов. В конкурсе приняли участие 199 университетов. Победителей определяли по результатам анализа научного, образовательного и инновационного потенциала за последние 3 года и представленных на их основе программ развития. Конкурсная комиссия выбрала 56 лучших. Большинство из них (14) - вузы Москвы (МГУ, Бауман-ка, МФТИ, МИФИ, МИЭТ и другие). Но в целом география победителей широкая - 36 субъектов РФ всех 8 федеральных округов: Дальневосточный - 4, Приволжский - 7, Северо-Западный - 7, Северо-Кавказский - 3, Сибирский - 8, Уральский - 4, Центральный - 20, Южный - 3.

Каждый вуз получит до 150 миллионов рублей. Средства можно тратить по строго определенным направлениям:

1) развитие объектов инновационной инфраструктуры: бизнес-инкубаторов, технопарков, центров сертификации, трансфера технологий, коллективного пользования, научно-технической информации и других;

2) оценку результатов интеллектуальной деятельности и их правовую охрану;

3) реализацию и разработку целевых программ подготовки и повышения квалификации кадров

в сфере малого инновационного предпринимательства, в том числе для студентов, аспирантов и молодых ученых, а также разработку учебно-методологического и научно-методического обеспечения для субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) стажировку и повышение квалификации сотрудников вузов в сфере инновационного предпринимательства и трансфера технологий в иностранных университетах;

5) консалтинговые услуги иностранных и российских экспертов в сфере трансфера технологий, создание и развитие малых инновационных компаний, включая привлечение профессорско-преподавательского состава к нормативно-методическому и практическому обеспечению создания таких компаний.

привлечение ведущих ученых

Постановление № 220 подразумевает привлечение в вузы на конкурсной основе лучших специалистов мира во вновь создаваемые лаборатории. Для этого из федерального бюджета выделят 12 миллиардов рублей. Учитывая, что сумма одного гранта составляет 150 миллионов, то количество победителей в конкурсе может достичь порядка 80 человек.

Всего на конкурс поступило 507 заявок от 179 вузов. Из них больше всего подано по направлениям: «Физика», «Информационные технологии и вычислительные системы», «Науки о земле» и «Науки о материалах» (около 40 по каждому). Меньше всего (до пяти) - по сельскохозяйственным наукам и машиноведению.

Конкуренция между вузами жесткая, тем более некоторые из них подали несколько заявок.

Отличился МГУ им. М.В. Ломоносова, направивший 30 заявок. СПбГУ и МИФИ - по 21. Подавляющее большинство вузов рискнуло подать от 3 до 6 заявок.

В Минобрнауки неоднократно подчеркивали, что ведущих ученых будут определять не по паспорту, то есть задача у этого конкурса состоит не в том, чтобы привлечь иностранцев. Главное, чтобы были реальные научные достижения. Однако многие вузы делают ставку на зарубежных ученых. Таковых в списке претендентов на многомиллионный грант - около 130.

Приглашенные ученые должны будут возглавить в вузе вновь созданную лабораторию и проработать там не менее четырех месяцев в году. Как объяснили накануне конкурса представители Минобрнауки, при рассмотрении заявок эксперты в первую очередь будут обращать внимание не на то, какие научные исследования предлагает проводить вуз, а на то, удастся ли при реализации данной заявки сформировать лабораторию мирового уровня. Под показателями эффективности проекта Минобрнауки понимает создание лаборатории, которая будет способна продуктивно и успешно работать после завершения проекта, который рассчитан на 3 года, ее сотрудники смогут публиковаться в рейтинговых научных журналах, получать заказы от предприятий, патенты на разработки, выигрывать в новых конкурсах и т.д.

В отличие от остальных правительственных инициатив, эта -по привлечению в вузы ведущих ученых - вызывает наиболее спорные оценки в профессиональном сообществе. Много критиков и много скептиков. А те, кто в целом поддерживают идею, опаса-

ются за ее качественную реализацию, в частности за грамотную и честную экспертизу заявок, а соответственно определение победителей. Насколько обоснованны эти опасения, станет ясно, когда объявят результаты конкурса. Тогда уже можно будет оценить уровень выигравших заявок и соответственно ученых, которые должны будут создать лаборатории мирового уровня.

Итак, государство поддерживает вузовскую науку - причем не только за счет финансирования университетов, которым присуждаются различные статусы, но и с помощью сопутствующих инициатив. Тем самым государство преследует цели: повысить качество подготовки специалистов в российских вузах, развить исследовательскую и технологическую базу вузов, увеличить их инновационную активность.

На опасения скептиков, что вузы не справятся с возложенными на них задачами, что деньги и уникальное оборудование попадут в руки тех, кто не сумеет ими воспользоваться эффективно, у руководства Минобрнауки ответ один: никто и не думает распределять ресурсы по огромному числу вузов. Победителям предстоит пройти жесткий конкурс. Спокойной жизни им не обещают. А если кто-то из них в ходе реализации программы начнет сдавать позиции, то статус у вуза могут отнять. В данном случае остается только верить на слово чиновникам. Посмотрим, что выйдет из этого грандиозного по своим масштабам проекта и кто окажется прав -скептики или оптимисты.

Марина Муравьёва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.