Научная статья на тему 'Классический университет в модернизации образования, науки и промышленного производства'

Классический университет в модернизации образования, науки и промышленного производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / ОБРАЗОВАНИЕ / НАУКА / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРИОРИТЕТЫ / КОНКУРСНЫЙ ОТБОР / ИННОВАЦИИ / ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА / ПРОГРАММА / ИНФРАСТРУКТУРА / HIGHER EDUCATION ACADEMIC ORGANIZATION / EDUCATION / SCIENCE / INDUSTRY / PRIORITIES / COMPETITIVE SELECTION / INNOVATIONS / GOVERNMENTAL RESOLUTIONS / PROGRAM / INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шадрин Александр Васильевич

В статье на примере Кемеровского государственного университета анализируется участие российских вузов в мероприятиях модернизации образования, науки и промышленного производства, проводимых руководящими органами России и Минобрнауки, в частности, а также рассматривается процесс формирования когорты передовых российских университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шадрин Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSICAL UNIVERSITY IN MODERNIZATION OF EDUCATION, SCIENCE AND INDUSTRIAL PRODUCTION

The paper provides, on the example of Kemerovo State University, the analysis of Russian Universities involvement into modernizing measures for the education, science and industrial production, undertaken by the governing structures of Russia and Ministry of Education in particular and also regards the process of forming the group of advancing Russian universities.

Текст научной работы на тему «Классический университет в модернизации образования, науки и промышленного производства»

УДК/UDC 001.895:378.014.54

А. В. Шадрин,

доктор технических наук, член-корреспондент РАЕН, начальник научного управления государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» (КемГУ)

Shadrin Alexandr,

Doctor of Technical Sciences, corresponding member of Russian Academy of Natural Sciences, Head of the Scientific Administration at Kemerovo State University

КЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

CLASSICAL UNIVERSITY IN MODERNIZATION OF EDUCATION, SCIENCE AND INDUSTRIAL PRODUCTION

В статье на примере Кемеровского государственного университета анализируется участие российских вузов в мероприятиях модернизации образования, науки и промышленного производства, проводимых руководящими органами России и Минобрнауки, в частности, а также рассматривается процесс формирования когорты передовых российских университетов.

The paper provides, on the example of Kemerovo State University, the analysis of Russian Universities involvement into modernizing measures for the education, science and industrial production, undertaken by the governing structures of Russia and Ministry of Education in particular and also regards the process of forming the group of advancing Russian universities.

Ключевые слова: вуз, образование, наука, промышленность, приоритеты, конкурсный отбор, инновации, постановления Правительства, программа, инфраструктура.

Keywords: higher education academic organization, education, science, industry, priorities, competitive selection, innovations, governmental resolutions, Program, infrastructure

Тесная связь между образованием, наукой и производственной деятельностью очевидна. Очевидно и то, что в результате происшедшей перестройки в Советском Союзе качество этих трех компонентов, важных для жизнедеятельности государства и отдельного человека, заметно снизилось.

Объясняется это, на мой взгляд, следующим. Разрушение «железного занавеса» привело к тому, в страну хлынул поток высококачественной зарубежной продукции. Это вызвало сокращение отечественного производства. Отказ от плановой экономики с ее шестью процентами отчислений промышленными предприятиями на научные исследования привел к тому, что отраслевая наука практически исчезла. Освободившиеся массы высокообразованных инженернотехнических и научных работников частично эмигрировали, частично ушли в бизнес и административные органы, а значительная часть ушла в образование - больше идти некуда.

Стремительное увеличение числа вузов, массовая их трансформация в университеты с увеличением числа направлений подготовки специалистов без достаточного оснащения материальными и интеллектуальными ресурсами, стремле-

ние вузов любой ценой получить бюджетное и внебюджетное финансирование, пропорциональное численности обучающихся, привело к тому, что почти все выпускники средних образовательных учреждений принимаются в вузы (поступают и выпускники прошлых лет, и желающие получить второе, третье образование). Снижение требований к абитуриентам - одна из главных причин падения качества образования.

Резкое увеличение числа вузов в стране привело к тому, что средств на их оснащение современным учебным и научным оборудованием стало не хватать, - из государственного бюджета в государственных вузах финансировалась в основном зарплата и коммунальная сфера. Все остальное вузы могли приобрести только за счет собственных средств, образованных из платы за обучение студентов и аспирантов, зачисленных на коммерческой основе, грантов на научные исследования, пожертвований спонсоров.

Рост числа вузов, сопровождающийся снижением качества подготовки специалистов, сложности их трудоустройства после окончания обучения побудили Минобрнауки России к постепенному отбору из всей массы вузов наиболее сильных и концентрации финансовых средств на их развитии.

Первый этап этого естественного отбора стартовал в 2006 г. путем организации Федеральным агентством по образованию России конкурсного отбора образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы. Семнадцати вузам - победителям была оказана финансовая поддержка в размере от нескольких сотен тысяч до 1 миллиарда рублей.

В 2007 году был проведен второй конкурс инновационных образовательных программ, победителями которых стали 40 вузов. Таким образом, общее число вузов, реализующих инновационные образовательные программы, достигло 57.

В 2006 году распоряжениями Правительства России создаются два федеральных университета: Сибирский и Южный. В 2010 году к ним присоединяются еще пять феде-

ральных университетов: Северо-Восточный, Казанский (Приволжский), Уральский, Северный (Арктический) и Дальневосточный.

В 2009 году два университета: Московский государственный (МГУ) и Санкт-Петербургский государственный (СПбГУ) были отнесены к федеральным университетам с особым статусом.

В этом же 2009 году Минобрнауки организовало конкурсный отбор программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет». Конкурс прошел в два этапа. На первом этапе было отобрано 12 вузов и на втором - 15.

Таким образом, в когорту сильнейших и получивших финансирование на развитие вошли: 57 вузов, реализующих инновационные образовательные программы, 9 университетов - со статусом федерального вуза и 27 университетов - со статусом национального исследовательского университета (часть университетов, реализующих инновационные образовательные программы, вошла в число федеральных и / или национальных исследовательских).

Однако поддержка инновационных образовательных программ и научных исследований в вузах, которые часто носят фундаментальный характер и не могут непосредственно использоваться на производстве, не решает проблему развития отечественной наукоемкой промышленности. Поскольку известно, что основой наукоемкого производства являются объекты интеллектуальной собственности (ОИС), необходимо создать в стране условия, содействующие их коммерциализации.

Проблема коммерциализации ОИС в России решалась путем постепенной передачи прав на их использование разработчикам. Так, в Советском Союзе права на ОИС принадлежали исключительно государству. В Российской Федерации вначале право на использование ОИС, созданных на федеральные средства, также осталось за государством [1]. Однако государство не в состоянии организовать процедуру использования каждого ОИС, поэтому в 2005 г. «Положением о закреплении и передаче хозяйствующим субъектам прав на резуль-

таты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета» предусматриваются три варианта закрепления этих прав [2]:

• за Российской Федерацией;

• за Российской Федерацией и исполнителем НИР совместно;

• за исполнителем НИР, если это оговорено в контракте.

Более подробно вопрос о правах на результаты интеллектуальной деятельности изложен в четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации, принятого Госдумой и одобренного Советом Федерации в 2006 году [3].

Таким образом, вузы, в которых на бюджетные средства созданы ОИС, вправе ими распоряжаться, в том числе вводить их в хозяйственную деятельность. Однако часто патенты на изобретения и полезные модели являются результатом теоретических и экспериментальных исследований, не всегда доведенные даже до опытного образца. Необходимы средства и время на их доведение (опытно-конструкторские работы, изготовление опытного образца и т.д.) до создания рабочего образца продукции. Кроме того, необходимо найти организацию -производителя этой продукции. Из-за сложности прохождения этого этапа внедрения ОИС он назван внедренцами «мертвой долиной».

Чтобы преодолеть «мертвую долину» по инициативе Президента России Д.А. Медведева в 2009 г. был принят Федеральный закон (217-ФЗ) [4], позволяющий государственным вузам и НИИ создавать хозяйственные общества в целях внедрения результатов интеллектуальной деятельности. Данный закон дал право вузам внедрять результаты научно-технической деятельности, однако не дал средства на то, чтобы воспользоваться этим правом. Предполагалось, что промышленные компании и предприятия будут соучредителями создаваемых хозяйственных обществ и вносить свою долю в уставной капитал оборудованием, рабочими площадями, финансами, а вузы - объектами интеллектуальной собственности. Однако этого не произошло, т.к. отечественная промышленность не пла-

нировала по целому ряду причин, анализ которых выходит за рамки данной статьи, финансирование работ по внедрению ОИС вузов и НИИ для модернизации своего производства. Стало очевидно, что необходимы дополнительные меры организационного, правового, финансового плана для содействия вузам в задаче внедрения ОИС. Часть таких мер была предложена Правительством России в 2010 г., изложенных в трех постановлениях (ППРФ от 9 апреля):

• ППРФ N 218 «О мерах государ-

ственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства»;

• ППРФ N 219 «О государственной

поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования»;

• ППРФ №220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образо-

вательные учреждения высшего профессионального образования».

По каждому постановлению был объявлен открытый публичный конкурс по отбору организаций на право получения субсидий на реализацию проектов вузов. Выполнение проектов предполагается в течение 20102012 годов. Общая сумма средств, запланированных на реализацию трех постановлений, составляет 39 млрд. руб.

Кемеровский государственный университет принял участие во всех этих конкурсах шестью проектами: по одному проекту по постановлениям №218 и №219, и четырьмя проектами по постановлению №220. По первому постановлению проект был отклонен по формальным признакам. По второму постановлению КемГУ вошел в число 56 вузов-по-бедителей. К моменту написания настоящей статьи итоги конкурса по третьему постановлению еще не подведены.

Для оценки проектов, направленных на развитие инновационной инфраструктуры вуза, использовались следующие критерии, оцениваемые по результатам работы вуза за 2007-2009 годы:

• научный потенциал образовательно-

го учреждения;

• образовательный потенциал образовательного учреждения;

• инновационный потенциал образовательного учреждения;

• содержание программы развития инновационной инфраструктуры образовательного учреждения и ожидаемые результаты ее реализации.

Победа КемГУ в конкурсе проектов обусловлена напряженной работой вуза в предшествующий период. Так, объем научных исследований за три года составил около 170 млн. руб. Вуз участвовал в выполнении таких федеральных целевых программ (ФЦП) как «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 20082010 годы», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», «Научные и научно -педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы»; Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы»; выполнял проекты по грантам Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, грантом Президента Российской Федерации для поддержки молодых российских ученых и государственной поддержки ведущих научных школ РФ; грантам Губернатора Кемеровской области для поддержки молодых ученых кандидатов и докторов наук, а также выполнял проекты других научных программ и хоздоговорные научно-исследовательские работы по заказам хозяйствующих субъектов реальной экономики. За этот период работниками вуза выполнено 1210 НИР, из них заказных - 495, инициативных - 715; издано 183 монографии, 272 учебника и учебных пособий, опубликовано 12112 работ, в т.ч. в ведущих научных журналах 1914 работ; защищено 27 докторских и 139 кандидатских диссертаций.

Большая часть выполняемых в вузе фундаментальных исследований, прикладных исследований и разработок, относится к следующим приоритетным направлениям науки и техники:

• Живые системы.

• Индустрия наносистем и материалов.

• Информационно-телекоммуникационные системы.

• Рациональное природопользование. Ежегодно ППС, аспиранты и научные сотрудники университета получают гранты на выполнение НИР и участие в международных научных мероприятиях на сумму 7-9 млн. руб. из зарубежных источников.

КемГУ в анализируемый трехлетний период модернизировал учебные программы: занимался разработкой образовательных программ в соответствии со стандартами третьего поколения, внедрял дисциплины, способствующие подготовке инновационных менеджеров, приступил к реализации новых образовательных программ, востребованных регионом, ввел в практику Губернские научные чтения, на которых ведущие ученые СО РАН читали лекции по актуальной для региона научной тематике.

Кемеровский госуниверситет в последние годы активно занимался научно-инновационной деятельностью. За 2007-2009 годы вуз получил 41 патент на изобретения и полезные модели, а также свидетельства о регистрации 24 баз данных и программ для ЭВМ, участвовал в 22 выставках учебно-научной продукции: Московском Международном салоне инноваций и инвестиций, Международном Всесибирском инновационном форуме (г. Томск); ряде региональных выставок: «Экология Сибири», «Учсиб» в г. Новосибирске, «Образование. Карьера. Занятость» в г. Новокузнецке, и других. За три года научная продукция университета получила 81 награду: золотые, серебряные и бронзовые медали и дипломы.

Разработки университета реализуются в малых предприятиях, созданных до вступления в силу Федерального закона №217-ФЗ: шести - при головном вузе, и одном - при Новокузнецком филиале-институте КемГУ, и в пяти малых инновационных предприятиях, образованных в соответствии с требованиями этого Федерального закона (к концу 2010 г. их число планируется довести до семи).

Три проекта работников КемГУ получали поддержку Фонда Содействия раз-

витию малых форм предприятий в научнотехнической сфере по программе «СТАРТ». Девять проектов аспирантов и молодых ученых КемГУ получили поддержку этого же фонда по программе «У.М.Н.И.К.».

Инновационный характер предложенной КемГУ программы развития инфраструктуры обусловлен тремя следующими моментами.

Во-первых, программа направлена на подготовку специалистов, владеющих компетенциями организации и ведения бизнеса в научно-технической сфере. Причем инновационному менеджменту предполагается обучать вначале профессорско-преподавательский состав естественно-научных факультетов, а затем и их студентов. Программой предусмотрены стажировки менеджеров программы и ППС в ведущих отечественных и зарубежных вузах и научных организациях. К экспертизе работ по программе предполагается привлечь и иностранных специалистов.

Во-вторых, программа нацелена на внедрение в производство новых научных результатов, новизна которых подтверждена соответствующими охранными документами. Для этого запланировано существенно доукомплектовать материальную базу университета научно-исследовательским оборудованием, средствами вычислительной техники и программным обеспечением по указанным выше приоритетным направлениям науки и техники.

В-третьих, программа предусматривает для осуществления вышеуказанных инноваций формирование инновационной инфраструктуры, включающей принципиально новые структурные подразделения (центр развития инновационных компетенций, бизнес-инкубатор, отдел инновационного консалтинга и управления, инновационно-технологический центр и др.), а также соответствующие деловые процедуры для их управления.

Предполагается организовать групповое проектное обучение студентов, разработку технических предложений силами обучающихся (студентов, аспирантов и докторантов) и работников (ППС и научных сотрудников) на научно-исследовательской

базе университета, патентование научнотехнических результатов, конкурсный отбор наиболее перспективных технических решений для последующего внедрения, доработку этих предложений в бизнес-инкубаторе, организацию малых инновационных предприятий (МИП) по их продвижению, поиск инвесторов для финансирования НИОКР и в случае успешной работы МИПов передачу их в технопарк университета для формирования своего инновационного научно-производственного пояса. Понятно, что МИПы университета не могут быть крупными производственными фирмами, - их назначение - разработка и производство уникальной (выпускаемой штучно или малыми партиями) наукоемкой продукции.

Поскольку МИПы вузов, очевидно, не смогут самостоятельно решить задачу создания высокотехнологичного промышленного производства в России, правительство и Минобрнауки, в частности, готовят еще одну программу, которая направлена на развитие технологических платформ для реализации «прорывных» направлений развития технологий передовыми российскими компаниями в кооперации с вузами и научными организациями.

Чтобы побудить промышленные компании к более тесному взаимодействию с вузами и НИИ готовится постановление правительства, регламентирующее норму отчислений из бюджета компаний с государственным участием на проведение научноисследовательских и опытно-конструкторских работ.

Переговоры по использованию научного потенциала в тематике ряда региональных производственных платформ Кемеровским госуниверситетом в последние годы ведутся и можно надеяться на заключение в ближайшее время как минимум одного такого договора.

На прошедшем 2 сентября 2010 года совещании, организованном Минобрнауки по вопросам реализации программ развития инновационной инфраструктуры вузов-победителей в рамках выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля № 219, в выступлении одного из работников министерства про-

звучала мысль о том, что статус университета сохранят примерно 150 вузов, имеющих лучшие результаты по организации учебной и, что особенно важно, научной деятельности. Остальные вузы приобретут статус института.

Сохранить статус классического университета - одна из приоритетных задач КемГУ. Победа в конкурсе программ развития инновационной структуры - один из заметных этапов ее решения.

1. Об использовании результатов научнотехнической деятельности: постановление Правительства Российской Федерации от 2 сентября 1999 г. № 982.

2. О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности : постановление Правительства РФ от 17 ноября 2005 г. № 685.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 №230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006).

4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ (принят ГД ФС РФ 26.06.2009).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.