Научная статья на тему '«Наука о религии»: теология и (или) религиоведение?'

«Наука о религии»: теология и (или) религиоведение? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1605
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОЛОГИЯ / ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИ / МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОЛОГИИ / РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ / ДИАЛОГ / THEOLOGY / HISTORY OF THEOLOGY / METHODOLOGY OF THEOLOGY / STUDIES OF RELIGIONS / DIALOGUE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кузьмина Елена Викторовна

Исследуются история и методология теологии в России. Становление нового университетского научного и образовательного направления «Теология» рассматривается в контексте междисциплинарного диалога с другим новым университетским научным и образовательным направлением «Религиоведение» в историческом и методологическом аспектах. Приведет ли диалог к созданию российской «науки о религии» как единого инновационного научно-образовательного пространства?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Science about religion»: theology and (or) religious studies?

The article is devoted to history and methodology of «theology»in Russia. Formation of the new university scientific and educational direction «theology» is considered in a context of interdisciplinary dialogue with other new university scientific and educational direction «studies of religions» in historical and methodological aspects. Whether will lead dialogue to creation Russian «sciences about religion» as uniform innovative scientific-educational space?

Текст научной работы на тему ««Наука о религии»: теология и (или) религиоведение?»

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 1. С. 149-150.

УДК 2

Е.В. Кузьмина

«НАУКА О РЕЛИГИИ»:

ТЕОЛОГИЯ И (ИЛИ) РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ?

Исследуются история и методология теологии в России. Становление нового университетского научного и образовательного направления «Теология» рассматривается в контексте междисциплинарного диалога с другим новым университетским научным и образовательным направлением «Религиоведение» в историческом и методологическом аспектах. Приведет ли диалог к созданию российской «науки о религии» как единого инновационного научно-образовательного пространства?

Ключевые слова: теология, история теологии, методология теологии, религиоведение, диалог.

Прийди, наконец, голубица моя, в ущелье скалы под покровом утеса!

Покажи Мне лице твое, дай мне услышать голос твой, потому что голос твой сладок и лице твое приятно Мне!

Песнь Песней. 2,14

Открой лице твое, те черты лица, которые по Моему образу и подобию. Душа, дай Мне услышать голос твой, говоря от сердца.

Прп. Максим Исповедник.

Толкование на Песнь Песней царя Соломона

Любой представитель высшей школы озадачен «своей» темой и публикациями по ней. Взявшись писать на тему отношений теологии и религиоведения в современном российском научном и образовательном пространстве, я практически сразу пожалела об этом. Потому что полемика на поверхности, а стремление найти «общее поле» сдерживается «информированным оптимизмом» представителя российского университетского сообщества конца XX - начала XXI в., который всё-таки стремится изучать религию, соблюдая критерий академической научности.

После попытки еще раз проанализировать современное положение вещей, наконец-то зафиксировала в себе тонкую нить мысли, что у этих двух подходов - теологии и религиоведения, - и, именно, в России начала XXI в. много точек для пересечения и диалога. Мне помогло утвердиться в этой интуиции «историко-научное» занятие.

Наверное, никто не будет оспаривать тот факт, что дореволюционные «корни» у этих двух уважаемых образовательных направлений одни и те же [1].

Отечественное религиоведение стремится видеть себя преемницей европейских studies of religions. Но без отечественных предшественников тоже не обойтись. Хотя следует признать, что не всё отечественное религиоведение признает научно-теоретическую ценность за историкорелигиозными исследованиями в России до 1917 г. И это касается не только собственно духовно-академических авторов-богословов, историков Церкви или религиозных философов. Современная отечественная наука о религии зачастую «не видит» представителей своей науки даже среди дореволюционной университетской профессуры. (Чаще всего это были профессора историко-филологических факультетов императорских университетов.) Такая позиция еще раз доказывает тот факт, что самосознание

© Е.В. Кузьмина, 2013

150

Е.В. Кузьмина

такого отечественного религиоведения «философско-религиозное», в той версии философии религии, когда она - часть философии, т. е. является философским рассмотрением религии. А это, в свою очередь, даже и не совсем Гегель, и уж точно не Макс Мюллер...

ВАКовская специальность 09.00.14. «Философия религии и религиоведение» «отпочковалась» от специальности 09.00.13, в которой базу составляла философия культуры, теперь стремящаяся к теологии культуры. Таким образом, можно отметить, что «специализация» отечественного религиоведения продолжается. Наоборот, теология, которая ушла во втором стандарте от неконфессиональной светскости в сторону конфессионально-образовательного профиля (поворот 10-летней давности), стремится быть признанной и «узнанной» российским православным богословием и Церковью.

Теология также претендует на научный статус, при сохранении идейного, духовного единства с отечественным богословием. Научный статус предполагает наличие собственного метода, который, в свою очередь, «вытекает» из понимания предмета научного исследования. Конфессиональная (православная) теология имеет устойчивое предметное поле. Если, согласно ФГОС, теология - осмысление (систематизация) определенного опыта, опыта богообщения человека, инициированного Самим Источником такого опыта, то преломления этого опыта могут рассматриваться как конкретные методы: экзегетический, историко-церковный, практический. Но за всем этим многообразием стоит один Образ и, значит, один метод. Сегодня его можно именовать теологическим методом.

Интересно, что ФГОС по религиоведению «уходит» от самоопределения в области методологии. Религиоведение открыто для исторического, психологического, социологического, антропологического и иных методов многочисленных современных европейских гуманитарных специальностей. ВАКовские определения религиоведения говорят о главенстве философского подхода (индукция, дедукция и др.). Вероятно, такое понимание сути религиоведения как философской науки объясняет нежелание традиционного советского (и постсоветского) религиоведения опять занять место «служанки теологии». Новое религиоведение, вероятно, стремится к собственному методу. Тогда надо понять (развести?) отличие такого религиоведческого метода от теологического. Теология же видит себя восприемницей отечественной богословской традиции в современных глобальных научно-образовательных условиях.

За 20 лет «специализации» религиоведения и теологии мы можем встретить много совпадающих определений, связанных с единым образом «науки о религии». Усугубление в специализации может перейти и действительно переходит в антитезу «европейского» (западного) и «славянофильского» (восточно-христианского), и здесь «история науки» второй половины XIX - начала XX в. дает многие основания для dёja уи.

Подобный пример наличествует и по методологической линии. Его можно сформулировать в виде вопроса «Кто у кого позаимствовал теоретические и методологические постулаты?». Теология-богословие может аргументировано заявлять о древности-первоначальности собственного изучения религии. Но параметр «научности» новоевропейский, гуманистический, следовательно, новоевропейская же традиция изучения религии со всем основанием может настаивать на своих правах в этой области.

Диалог современной российской теологии и современного же (нетрадиционного для советского атеистического) религиоведения может претендовать на инноватику не только в силу своего «возраста». Можно говорить о факте состоявшего формата «религиозного образования», хотя бы через предметную область школьного курса основ религиозных культур и светской этики. Теология настаивает, что ее выпускники являются готовыми преподавателями всех модулей этого неоднозначного, конфликтного предмета(ов). И культурологический подход в религиозном образовании также доступен современной российской теологии по природе теологического образования (и стандарта).

Стремясь избежать тяжеловесности перечня имен и цитат из истории науки, рискнем сделать неаргументированный (даже априорный) вывод, что за всем этим естественным противостоянием можно потерять свое «предметное поле». Представителей двух подходов - «извне» и «изнутри» - объединяет интерес к религии. Если в этой «научной баталии» стороны переусердствуют, то вечный интерес к религии исчезнет из научного пространства. Останется историко-политическое, социально-социологическое, психологическое и др., но только не «религиозное» измерение человечества. Конечно, теологи-богословы усмехнутся такому «маловерию», так как история науки доказывает обратное. Но ведь и этот текст представляет собой всего лишь «моделирование ситуации».

ЛИТЕРАТУРА

[1] Кузьмина Е. В. «История религии»: между религиоведением и теологией // Вестн. Ом. ун-та.

2012. № 3 (65). С. 109-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.