THE SCIENCE OFPRIVATE INTERNATIONAL LAW AND THE DIRECTIONS OF
ITS DEVELOPMENT
I.RUSTAMBEKOV a Tashkent State University of Law, Tashkent, 100047, Uzbekistan a Tashkent State University of Law
НАУКА МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ
РАЗВИТИЯ
И.РУСТАМБЕКОВ a Ташкентский государственный юридический университет, Ташкент, 100047, Узбекистан
a Ташкентского государственного юридического университета
ХАЛЦАРО ХУСУСИЙ ^УЦУЦ ФАНИ ВА УНИ РИВОЖЛАНТИРИШ
ЙУНАЛИШЛАРИ
И.РУСТАМБЕКОВ a Тошкент давлат юридик университети, Тошкент, 100047, Узбекистон аТошкент давлат юридик университети
Аннотация: в статье осуществляется анализ значения и роли международного частного права, место науки международного частного права и ее сущности. Автор раскрывает основные характерные черты развития науки международного частного права в Республике Узбекистан. В заключении автор осуществляет попытку определить и раскрыть актуальные направления и тенденции развития международного частного права в стране.
Ключевые слова: коллизия, коллизионное право, международное частное право, международные отношения, международное сотрудничество, осложненный иностранный элемент.
Аннотация: мацолада халцаро хусусий ууцуц мазмуни ва ауамияти, халцаро хусусий ууцуц илмининг урни ва моуияти таулил цилинган. Муаллиф халцаро хусусий ууцуц илмининг Узбекистон Республикасида ривожланишининг асосий хусусиятларини ёритган. Хулосада муаллиф мамлакатда халцаро хусусий ууцуц илмини ривожлантиришнинг долзарб йуналишлари ва истицболларини ёритишга уаракат цилган.
Калит сузлар: коллизия, коллизион ууцуц, халцаро хусусий ууцуц, халцаро муносабатлар, халцаро уамкорлик, чет эл элементи билан мураккаблашиш.
Abstract: In the article, the analysis of value and a role of the international private law, the place of science of the international private law and its entity are carried out. The author discloses the main characteristic features of development of science of the international private law in the Republic of Uzbekistan. In the conclusion, the author makes attempt to define and open the relevant directions and tendencies of development of the international private law in the country.
Keywords: collision, conflict of laws, international private law, international relations, international cooperation, complicated foreign element.
Всемирная глобализация, развитие и расширение международных отношений, а также сближение государств порождают большое количество общественных отношений международного характера.
Республика Узбекистан, будучи частью мирового сообщества, широко развивает свою внешнюю политику в направлении развития международных связей и торгово-экономических отношений. В этой связи создание правовой базы и развитие законодательства, направленного на регулирование международных, в частности, международных частноправовых отношений служат важным фактором развития таких отношений и экономики страны в целом. Как указал Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев, «во внешней политике Узбекистана важнейшим направлением останется развитие дружественных отношений и взаимовыгодного сотрудничества с государствами дальнего и ближнего зарубежья» [1]. Также в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, в приоритетных направлениях в сфере осуществления взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики особо отмечена необходимость совершенствования нормативно-правовой базы внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан, а также договорно-правовой основы международного сотрудничества [2].
Следует отметить, что общественные отношения частноправового характера, возникающие на международном уровне, регулируются международным частным правом. Ныне международное частное право является важной отраслью права, неотъемлемой частью правовой системы каждого государства. Правовое обеспечение и решение коллизионных проблем является важнейшим фактором в регулировании отношений, осложненных иностранным элементом и развитии взаимовыгодного международного сотрудничества. С этой точки зрения весьма актуально изучение и развитие науки международного частного права.
Наука международного частного права является сложной и специфичной. Так, М.И.Брун особо отмечает, что «своим содержанием наука международного частного права представляет ряд тяжелых испытаний для тех, кто ею занимается» [3].
Международное частное право (далее по тексту - МЧП) неразрывно связано с расширением международного торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества. Важную роль в правовом регулировании этого сотрудничества призваны играть нормы МЧП, значение которых возрастает по мере углубления международных хозяйственных связей, развития новых организационных форм в различных областях международного делового сотрудничества [4].
Значение международного частного права также возрастает, в связи с интернационализацией хозяйственной жизни. Как отмечает Р.И.Хасбулатова, для современного мира характерна экономическая взаимозависимость государств, расширение не только традиционных форм внешнеэкономических связей, но и таких сравнительно новых форм, как лизинговые операции, франчайзинг и др. Иностранные капиталовложения активно участвуют в экономике различных стран, развивается промышленное и научно-техническое сотрудничество, возникают новые и совершенствуются старые формы участия иностранных компаний в строительстве различных объектов, освоении природных ресурсов [5].
Специфика МЧП состоит в том, что при сохранении различия в правовых системах государств именно международное частное право с помощью, так называемых коллизионных норм призвано определить, право какого государства подлежит применению в соответствующих случаях [4].
Правовед М.И.Брун, пытаясь охарактеризовать сущность и отличительные особенности международного частного права, писал: «Это совокупность правил, определяющих, законы какого государства должны нормировать частное юридическое
отношение, в котором участвуют иностранцы или которое возникло за границей. Каждое государство, в силу своего суверенитета, могло бы, по-видимому, в пределах своей территории допускать применение только своих законов, но на практике все культурные государства признают у себя, в силу юридической необходимости, действие иностранных законов. Если нельзя требовать, чтобы наши законы соблюдались за границею людьми, которые вовсе не рассчитывали когда-либо иметь с ними дело, то уже по этой причине необходимо признавать иностранные законы. Иначе отношения, законно возникшие за границей, должны бы считаться незаконными у нас: супруги - незаконно сожительствующими, законные дети - незаконными, долги - ничтожными, договоры - не обязательными и т.д.» [6].
Обращение к средствам международного частного права оказывается все более необходимым для целей предотвращения коллизии законов, формирования гармонизированной и унифицированной юридической основы сотрудничества, усиления защиты прав и интересов участников международного гражданского обмена.
В целом, анализируя многие мнения, В.П.Звеков приходит к выводу, что международное частное право:
- регулирует частноправовые отношения (отношения гражданско-правового характера в широком смысле слова), возникающие в условиях международной жизни;
- имеет свой предмет и свой метод регулирования;
- является отраслью частного права, отраслью внутригосударственного права;
- тесно связано с гражданским правом (точнее было бы сказать: многие институты международного частного права являются как бы продолжением институтов гражданского (семейного, трудового) права, в определенной мере производны от этих институтов, но в силу своего международного «происхождения», «внутреннего» и «внешнего» своеобразия не сливаются с ними и не растворяются в них);
- тесно связано с международным правом, но не является его частью (при этом принципиально важно признание единства исходных начал международного публичного права и международного частного права, все возрастающего значения международно-правового начала для становления и совершенствования институтов международного частного права) [7].
Стоит указать, что неуклонно, неодолимо растущая потребность народов во взаимном общении и подверженность на этой основе изменениям международных отношений требуют постоянного развития норм регулирования данных отношений, а это непосредственно указывает на актуальность изучения и дальнейшего развития МЧП в целом и его институтов в отдельности.
Следует отметить, что наука международного частного права активно исследуется и развивается во всех развитых и развивающихся странах. Также в Республике Узбекистан развитие науки МЧП характеризуется значительным расширением исследований в этой сфере, обусловленных многими обстоятельствами.
Во-первых, независимый Узбекистан стал на путь построения демократического государства и общества, с защитой прав человека и установлением верховенства права, соответствующей всем международным принципам и стандартам. Новая практика международного общения как для государства, так и для физических и юридических лиц требовала постоянного применения правовых механизмов МЧП, которые до периода независимости и принятия Гражданского кодекса Республики Узбекистан, отдельных законов, а также заключения двусторонних и многосторонних международных договоров были недостаточно развитыми.
Во-вторых, в стране началась бурная законодательная работа по укреплению механизмов регулирования коллизионных проблем, в частности, кодификация коллизионного права, присоединение к важным международным договорам, вступление государства в международные организации.
В-третьих, в 1999 году произошло значительное событие для науки МЧП в Республике Узбекистан - в Ташкентском государственном юридическом институте была создана кафедра международного частного права, под руководством Академика Академии наук Республики Узбекистан, доктора юридических наук, профессора Рахманкулова Ходжи-Акбара Рахманкуловича. Если раньше исследования в этой сфере проводились лишь отдельными специалистами разных научных заведений, факультетов и кафедр, то с 1999 года появилось специальное научное подразделение по изучению и преподаванию широкого спектра проблем МЧП и подготовки кадров в данной сфере. В 2013 году Постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы подготовки юридических кадров» от 28 июня 2013 года №ПП-1990 [8] Ташкентский государственный юридический институт был преобразован в Ташкентский государственный юридический университет и кафедра международного частного права, исходя из требований современности, стала кафедрой международного коммерческого (частного) права. В деятельности кафедры были определены новые стратегически важные направления, а также внедрены новые дисциплины, что является весьма важным для подготовки юридических кадров, отвечающих международным требованиям и стандартам.
До настоящего времени Ташкентский государственный юридический университет (в частности, кафедра международного коммерческого права) остается основным центром в стране по исследованиям проблематики МЧП.
Важно отметить, что открытие новой профильной специальности «Международно-правовая деятельность» в бакалавриатуре, а также специализация в магистратуре «Международное коммерческое право» обусловило внедрение многочисленных спецкурсов по МЧП и, соответственно, подготовку новой учебной литературы, которая основывается на проведенных и проводимых научных исследованиях.
В связи с этим в Ташкентском государственном юридический университете студенты изучают такие специальные дисциплины, как: «Международное частное право», «Международное торговое право», «Международный коммерческий арбитраж», «Международное инвестиционное право», «Правовое регулирование деятельности свободных экономических зон», «Правовое регулирование трансграничных сделок» и др.
На сегодняшний день преподавателями ведутся научные исследования по актуальным проблемам международного частного права, а также идет подготовка к изданию научно-учебной литературы.
Научные исследования по проблемам международного частного права осуществляются почти во всех сферах МЧП. О широте исследований говорит тот факт, что за годы независимости на кафедре защищено около 30 кандидатских и докторских диссертаций. Так были исследованы актуальные вопросы развития международного частного права в Республике Узбекистан в таких направлениях, как правовой статус отдельных субъектов МЧП (Т.Умаров, М.Камалов, Ш.Каракетов), правовое регулирование инвестиционной деятельности (Б.Самарходжаев, С.Гулямов, С.Хамраев), регулирование международных семейных отношений (И.Джураева, Н.Рахманкулова, Х.Абдурахманова), регулирование международных наследственных отношений (З.Шамухамедова, С.Джолдасова), регулирование международных перевозок (К.Рашидов), регулирование интеллектуальной собственности в МЧП (И.Насриев, Б.Тошев, И.Рустамбеков), регулирование внешнеэкономических сделок (С.Хамраев, О.Хазраткулов, Д.Имамова), кодификация коллизионных норм (Н.Рахманкулова), коллизионное регулирование интернет-отношений (И.Рустамбеков) и др.
Кафедральные результаты исследований получили отражение в более чем 100 научных публикациях по МЧП, среди которых немало монографий. Кроме монографий, созданных в рамках докторских диссертаций, преподавателями и учеными за период независимости напечатано много других монографических трудов.
Научные поиски ученых кафедры способствовали установлению контактов с зарубежными коллегами и центрами частного права и способствовали появлению публикаций национальных авторов в зарубежных изданиях (США, Австрии, Кореи, России, Казахстана и др.).
Ученые кафедры и принимают участие в создании многих новых законов рыночного направления. Законотворческая и иная практическая деятельность ученых опирается на специально созданные, для тех или иных случаев, теоретические труды.
Отличительной чертой современного этапа развития науки МЧП в Узбекистане определяется развитием страны и ее международного сотрудничества, а также проводимыми реформами. Так, кафедрой, на сегодняшний день, определены следующие приоритетные направления развития науки МЧП: совершенствование, систематизация и кодификация норм МЧП; совершенствование регулирования внешнеэкономической и международной коммерческой деятельности; совершенствование правовых основ и механизмов разрешения международных коммерческих споров, в частности, в международном коммерческом арбитраже.
В заключении, следует отметить, что значение МЧП возрастает с каждым днем, что связано с интернационализацией хозяйственной жизни. Для современного мира характерна экономическая взаимозависимость государств, расширение не только традиционных форм внешнеэкономических связей, но и таких сравнительно новых форм, как лизинговые операции, факторинг, франчайзинг, инвестиции и др. Все это приводит к тенденции возникновения и усиления роли международно-правового регулирования в виде принятия новых международных договоров, а также возникновению новых обычаев делового оборота.
Также регулирование отношений, осложненных иностранным элементов во многих странах сопровождается развитием унификации и гармонизации, как коллизионно-правовых, так и материально-правовых норм.
Кроме этого, возникновение Всемирной компьютерной сети Интернет и виртуальных отношений в ней, поставило перед международным частным правом ряд совершенно новых проблем, связанных с определением применимого права, охраной прав интеллектуальной собственности, регулированием международной электронной коммерции, определением юрисдикции в возникающих спорах и др.
Следует отметить, что ныне главной тенденцией развития международного частного права является кодификация коллизионных и материальных норм международного частного права, которая осуществляется либо путем создания специальных законов о международном частном праве, либо путем кодификации международно-правовых норм. Наиболее отчетливо эта особенность современного развития международного частного права прослеживается в практике европейских государств. Обновление законодательства либо принятие полностью новых актов призвано способствовать активной интеграции государства в мировую экономику. Также проявляются тенденции региональной унификации и гармонизации МЧП, например, среди стран ЕС.
Исходя из указанного, тенденции развития науки международного частного права видятся в следующем. Во-первых, это усиление значения и регулирующей роли международного частного права, в частности, международно-правовых источников -международных договоров и международных обычаев делового оборота. Во-вторых, расширение унификации и гармонизации норм международного частного права. В-
третьих, приспособление и применение норм международного частного права к возникающим новым общественным отношениям, в частности виртуальным отношениям в сети интернет. В-четвертых, востребованность систематизации и кодификации норм международного частного права, а также их региональной унификации и гармонизации.
Таким образом, все это указывает на актуальность изучения и проведения исследований, а также определений путей расширения доктрины - теории, а также совершенствования норм и правоприменительной практики международного частного
права, что в целом послужит развитию международных отношений и укреплению международного статуса Республики Узбекистан.
References:
1. Mirziyoyev Sh.M. Vistupleniye Prezidenta Uzbekistana Shavkata Mirziyoyeva na torjestvax, posvyashyennix prazdnovaniyu 26-letiya nezavisimosti Respubliki Uzbekistan // http://press-service.uz.
2. Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan «O strategii deystviy po dalneyshemu razvitiyu Respubliki Uzbekistan» ot 7 fevralya 2017 goda № UP-4947.
3. Brun M.I. Vvedeniye v mejdunarodnoye chastnoye pravo. - Petrograd, 1915.
4. Boguslavskiy M.M. Mejdunarodnoye chastnoye pravo. - M., 2002.
5. Mirovaya ekonomika i mejdunarodniye ekonomicheskiye otnosheniya. V 2 ch. Ch. 1. Uchebnik / Pod red. chl.-korr. RAN, d-ra ekonom.nauk, prof. R.I. Xasbulatova. - M.: Gardariki, 2006.
6. Brun M.I. Vvedeniye v mejdunarodnoye chastnoye pravo. - Petrograd, 1915; Ensiklopedicheskiy slovar. Brokgauz i Yefron. T.36. - SPb., 1896. - S. 922-923.
7. Zvekov V.P. Mejdunarodnoye chastnoye pravo kurs leksiy. - M., 2001.
8. Postanovleniye Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 28 iyunya 2013 goda № PP-1990 «O merax po dalneyshemu sovershenstvovaniyu sistemi podgotovki yuridicheskix kadrov».