Научная статья на тему 'РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
149
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Review of law sciences
Область наук
Ключевые слова
международное право / реформа высшего образования / Европейское право / интернационализация образования. / international law / reform of higher education / European Union Law / the internationalization of education.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юлдашева Гавхержан

в статье рассматриваются вопросы реформирования высшего образования на современном этапе, а также роль и значение международного права и Европейского права при подготовке высококвалифицированных юристов для государственных, правоохранительных органов и частного сектора в Республике Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INTERNATIONAL LAW IN IMPROVING LEGAL EDUCATION IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN AT THE PRESENT STAGE

the article “Importance of studying international law in the preparation of high-qualified lawyers in Uzbekistan”. The article considers the issues of the reform in higher education at the present stage, as well as the role and significance of the international law and European law in training highly qualified lawyers for the government, law enforcement and the private sector in Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

THE ROLE OF INTERNATIONAL LAW IN IMPROVING LEGAL EDUCATION IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN AT THE PRESENT

STAGE

G.YULDASHEVAa

Tashkent state University of law, Tashkent, 100047, Uzbekistan

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Г.ЮЛДАШЕВА"

Ташкентский государственный юридический университет, Ташкент, 100047, Узбекистан

УЗБЕКИСТОН РЕСПУБЛИКАСИДА ЮРИДИК ТАЪЛИМНИ ЗАМОНАВИЙ БОСЦИЧДА ТАКОМИЛЛАШТИРИШДА ХАЛЦАРО

ХУКУКНИНИГ УРНИ

г.юлдашева"

Тошкент давлат юридик университети, Тошкент, 100047, Узбекистон

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы реформирования высшего образования на современном этапе, а также роль и значение международного права и Европейского права при подготовке высококвалифицированных юристов для государственных, правоохранительных органов и частного сектора в Республике Узбекистан.

Ключевые слова:международное право, реформа высшего образования, Европейское право, интернационализация образования.

Аннотация: мацолада олий таълимнинг уозирги босцичда ислоу цилиш масалалари, шунингдек Узбекистон Республикасида давлат, ууцуцни мууофаза цилувчи органлари ва хусусий сектор учун юцори малакали юристларни тайёрлашда халцаро ууцуц ва Европа ууцуци роли ва ауамияти куриб чицилади.

Калит сузлар:халцаро ууцуц, олий таълим ислоуоти, Европа ууцуци, таълимни интернационаллаштириш.

Annotation: the article "Importance of studying international law in the preparation of high-qualified lawyers in Uzbekistan". The article considers the issues of the reform in higher education at the present stage, as well as the role and significance of the international law and European law in training highly qualified lawyers for the government, law enforcement and the private sector in Uzbekistan.

Keywords: international law, reform of higher education, European Union Law, the internationalization of education.

За последние годы высшее образование по всему миру претерпело значительные изменения.

Сегодня становится все более очевидным, что национальные системы высшего образования не могут развиваться вне глобальных процессов и тенденций, вне запросов мирового рынка труда. Согласно исследованию, проведенному Международной ассоциацией университетов (1Аи) в 2006 году среди его членов, 73% из них относят вопрос интернационализации высшего образования к числу наиболее приоритетных [1], поскольку в процессе интернационализации происходит формирование новой международной образовательной среды, где в наиболее эффективных формах могли бы реализовываться национальные интересы действующих в ней участников, и осуществляться совместный поиск решений, имеющих важное значение проблем. Осознавая это, правительства многих стран всё в большей степени начинают рассматривать высшее образование как фактор, играющий важную роль в достижении их далеко идущих политических и экономических целей.

Являясь полноправным членом международного сообщества, Узбекистан не остаётся в стороне от этих процессов. В связи с этим, в последнее время в Узбекистане принят ряд положений, направленных на совершенствование системы образования, в том числе и высшего юридического образования.

Особое внимание данному вопросу уделяет Президент страны Ш.Мирзиёев, в связи с чем 13 февраля 2017 года был принят Указ «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» [2]. Стратегия действий в целях коренного повышения эффективности проводимых реформ, создания условий для обеспечения всестороннего и ускоренного развития государства и общества, реализации приоритетных направлений по модернизации страны и либерализации всех сфер жизни, поставила ряд задач по пяти направлениям. В п.4.4 определены задачи развития в социальной сфере, в том числе в сфере образования и науки, повышение качества и эффективности деятельности высших образовательных учреждений на основе внедрения международных стандартов обучения и оценки качества преподавания, поэтапное увеличение квоты приема в высшие образовательные учреждения.

Кроме того Президент Ш.Мирзиёев 28 апреля 2017 года подписал постановление «О мерах по коренному совершенствованию системы и повышению эффективности подготовки кадров в Ташкентском государственном юридическом университете», которое направлено на дальнейшее совершенствование системы подготовки высококвалифицированных юридических кадров, отвечающих высоким требованиям проводимых в стране демократических и правовых реформ, формирования гражданского общества и современным международным требованиям.

Как уже отмечалось, Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана в 2017-2021 годах, а также ряд последних документов, подписанных главой государства, ставят новые требования к подготовке юридических кадров. Например, Указом Президента «О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан» от 21 февраля 2017 года предусмотрено образование районных (городских) административных судов, создание 71 межрайонного, районного (городского) экономического суда, введение в структуры судов должностей старшего помощника, помощника судьи с упразднением должности секретаря судебного заседания. Для укомплектования вновь создаваемых судов дополнительно выделяются 560 штатных единиц управленческого персонала, в том числе 318 судей.

Постановление Президента «О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов оказания государственных услуг субъектам предпринимательства» от 1 февраля 2017 года центры «одно окно» переданы из структуры хокимиятов районов и городов в ведение Министерства юстиции. Это обстоятельство, а также требование о наличии юридического образования у сотрудников центров «одно окно» показывают необходимость дополнительно 310 юридических кадров. Вместе с тем, на данный момент 720 единиц на должность юрисконсульта в 1193 хозяйствующих субъектах являются вакантными.

Исходя из этого, сегодня идёт процесс совершенствования системы высшего юридического образования в Республике Узбекистан, которая направлена на приведение этой системы в соответствие с требованиями нашего времени, и разработан целый комплекс мер по коренному улучшению качества подготовки юридических кадров, в том числе путём организации учебного процесса на основе современных форм и методов обучения, педагогических, информационно -коммуникационных, инновационных технологий, направленных на обеспечение тесной связи теоретической подготовки с правоприменительной деятельностью, формирования у студентов аналитического мышления, умения самостоятельно приобретать и использовать новые знания [3].

От качества подготовки юристов во многом будет зависеть облик нашего государства и права, поэтому данному вопросу глава нашего государства уделяет первостепенное внимание. Кроме того, именно, они, новое поколение юристов Узбекистана, призваны дальше развивать и осуществлять высокие идеалы правового государства, провозглашенные в Конституции Республики Узбекистан

[4].

Сегодня перед выпускниками юридических вузов стоит задача укрепления законности и правопорядка во всех сферах жизни нашего государства и общества - в экономике, культуре, политике, социальной сфере. Самое главное в работе современных юристов - расширять и обеспечивать права и свободы человека, укреплять уважение к его достоинству, а также обеспечивать верховенство права не только внутри страны, но и в международных отношениях - как политических, экономических, культурно-научных.

Для решения этих сложных и масштабных задач сегодня юристам потребуется широкий спектр знаний, понимание глубинных закономерностей правового развития не только в Узбекистане, но и за рубежом способность хорошо ориентироваться в многообразии правовых систем, существующих во всем мире. В условиях, когда Республика Узбекистан все более интегрируется в мировое сообщество и усиливает сотрудничество и взаимодействие с другими государствами и международными организациями на региональном и глобальном уровнях, высокая квалификация юриста подразумевает умение быстро воспринимать и правильно оценивать новые явления в правовой жизни за пределами страны, применять зарубежное и международное право. При этом высшее юридическое образование должно не только давать знания права по состоянию на сегодняшний день, но и раскрывать тенденции развития, обеспечивать «задел» на будущее.

На современном этапе особое значение имеет расширение сферы приложения сил юристов, прежде всего юристов-практиков.

Для всех видов юридической деятельности ранее вполне достаточным в реальной жизни было знание национального права Республики Узбекистан. Что касается зарубежного и международного права, то глубокого изучения этих учебных дисциплин практика по-настоящему не требовала. Специалисты по данным дисциплинам нужны были в ограниченном количестве только для системы Министерства иностранных дел.

Ныне положение резко изменилось. Сегодня Узбекистан открыт для развития экономических, политических, научных, культурных и других видов отношений с другими странами, международными организациями, контактов людей. В этих условиях знание норм международного права и права зарубежья становится непременным требованием, предъявляемым к юридической профессии. Сегодня такое знание необходимо для всех юристов, где бы они ни работали.

В связи с этим, самым отрадным в ПП-1990 является то, что в перечень профильных специальностей по подготовке бакалавров в Ташкентском государственном юридическом университете включена и международно-правовая деятельность, необходимость которой можно определить следующим:

во-первых, почти во всех государственных учреждениях, министерствах, ведомствах, правоохранительных органах созданы международные отделы, которые занимаются вопросами международного сотрудничества;

во-вторых, в Республике Узбекистан созданы совместные предприятия, предприятия с полным иностранным участием, коммерческие банки, акционерные общества, торговые фирмы, а также осуществляются другие инвестиционные проекты зарубежного капитала;

в-третьих, международный характер приобрела борьба с преступностью, поэтому важной сферой деятельности правоохранительных органов является международное сотрудничество в борьбе с ней. Такое сотрудничество осуществляется в целях: согласования квалификации международных преступлений, оказание взаимной правовой помощи по уголовным, гражданским

и семейным делам, выдачи преступников, координации усилий и мер по предотвращению и пресечению преступлений, обеспечении неотвратимости наказания и других. Сотрудничество государств в этой сфере осуществляется на многосторонней и двусторонней основе;

в-четвертых, Узбекистан присоединился к более чем 70 международно-правовым документам в сфере прав человека. Реализация обязательств по данным актам возлагается на государственные органы, общественные организации и институты гражданского общества, а без знаний норм международного права очень сложно само выполнение международных обязательств в области защиты прав и свобод человека;

в-пятых, в правотворческой деятельности необходимо учитывать международно-правовые стандарты и имплементировать их в национальное законодательство;

в-шестых, сегодня Узбекистану необходимы юристы со знанием международного и национального законодательства, иностранных языков, которые на любом международном, региональном уровне, в международных организациях, международных судах и арбитражах, представляющие и отстаивающие национальные интересы Республики Узбекистан.

Всё это убедительно говорит о том, что сегодня более глубокое и активное изучение международного права и многообразия права вмире должно стать одним из обязательных условий подготовки высококвалифицированных юристов в Узбекистане. Более того, проблему изучения международного права на современном этапе необходимо рассматривать в широком аспекте, так как знание и применение норм международного права становится практически необходимым для каждого человека в повседневной жизни, так как международное право в силу своей универсальности оказывает воздействие на все сферы не только внешнеполитической, но и внутригосударственной жизни.

Сегодня в мировой практике одной из основных форм реформы высшего образования является его интернационализация. Основными формами и характеристиками интернационализации применительно к сфере высшего образования становятся: интернационализация самого учебного процесса, когда образовательные программы обогащаются международным знанием, позволяющим студентам осуществлять сравнительный анализ; в образовательном процессе применяются технологии, подтвердившие свою эффективность в образовательных системах других стран, используются новые способы и приёмы оценивания учебных достижений студентов; мобильность студентов и преподавательского состава. Для внедрения перечисленных составляющих во всех ВУЗах Узбекистана, думаем необходимо создавать соответствующие условия и, в частности, для поддержки мобильности обеспечить максимально возможный доступ к международным образовательным конкурсам, проектам, программам, что позволит повысить процент участия студентов, магистрантов, докторантов и преподавателей высших учебных заведений в них. Следует также инициировать проведение международных конференций, симпозиумов, семинаров, презентаций, открытых лекций с привлечением известных профессоров и высококвалифицированных специалистов из ведущих университетов и институтов Европы, США и Азии, обладателей грантов и стипендиатов различных международных программ.

Таким образом, отметим, что надлежащая реализация мер по дальнейшему совершенствованию системы подготовки юридических кадров, а также распространение позитивного зарубежного опыта, происходящего в процессе развивающегося международного сотрудничества, будет способствовать включению ВУЗов Республики Узбекистан в общемировые, европейские и азиатские интеграционные процессы в сфере высшего образования и науки.

References:

1. HansdeWit. Measuring success in the internalization of higher education. Chapterl // EAIEOccasionalPaper 22, Amsterdam, 2009.

2. Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan «O Strategii deystviy po dalneyshemu razvitiyu Respubliki Uzbekistan». Sobraniye zakonodatelstva Respubliki Uzbekistan. 2017. №6(766) st.70. // www.lex.uz.

3. Postanovleniye Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 28.06.2013g. «O merax po dalneyshemu sovershenstvovaniyu sistemi podgotovki yuridicheskix kadrov» Sobraniye zakonodatelstva Respubliki Uzbekistan. 2013g. №29 statya 372.

4. Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 02.08.2012g. «O merax po korennomu uluchsheniyu sotsialnoy zashiti rabotnikov sudebnoy sistemi» // www.lex.uz.

5. Postanovleniye Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 28.06.2013g. «O merax po dalneyshemu sovershenstvovaniyu sistemi podgotovki yuridicheskix kadrov» // Sobraniye zakonodatelstva Respubliki Uzbekistan 2013g. №29. statya 372.

6. Konstitutsiya Respubliki Uzbekistan. -T.: IPTD «Uzbekistan», 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.