благополучия людей. В целях сокращения суицидального поведения необходимо проводить работу профилактической направленности среди подростков и их родителей. Поэтому в процессе изучения дисциплин специальности «Социальная педагогика» студенты университета под руководством преподавателей разрабатывают лекции, презентации, консультации, тренинги для проведения в школьных аудиториях, оздоровительных лагерях, клубах по месту жительства, в надежде на то, что они помогут подросткам избавиться от мысли о суициде.
Список литературы:
1. Андреев И.Л. «Заказное» самоубийство: Ритуальный уход из жизни как социально-психологический феномен // Вопросы философии. - 2000. -№ 12. - С.14-34.
2. Вароткина Ж.Л. Самоубийства как социальная патология // Экология человека. - 2000. - № 4. - С.82-83.
3. Васильева О.С., Андрущенко И.Е. Психологические проблемы отношения к смерти у старшеклассников: теоретические и практические аспекты // Журнал практического психолога. - 2000. - № 3-4. - С. 182-200.
4. Гилинский Я., Румянцева Г. Самоубийства в России // Мир России. -1998. - Т. 7, № 4. - С. 159-166.
5. Исаев Д.С. Психология суицидального поведения. - Самара, 2000.
6. Кучер А.А., Костюкевич В.П. Выявление суицидального риска у детей // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2001. - С. 32-39.
7. Литмен Р. Зигмунд Фрейд о самоубийстве // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2003. - № 1.
НАУКА КАК СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ © Семакович Е.А.*
Институт социологии Национальной Академии Наук Беларуси, Республика Беларусь, г. Минск
Статья посвящена исследованию ценности научной деятельности в современном обществе. Представляется актуальным изучение науки и ее роли для индивида и общества, анализ ценностной системы науки. Рассмотрение проблемы науки как социальной ценности является важным для понимания сути науки и функционирования ее в современном обществе.
Важной характеристикой развития современного общества, является повышение роли науки как основного источника новых знаний и основы
* Аспирант.
для разработки средств их использования в производственной сфере. В самом общем смысле наукой называется сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний об окружающей действительности [8, с. 956]. Она является не только производительной силой и обязательным условием успешного техникоэкономического развития, но и оказывает благотворное влияние почти на все сферы человеческой деятельности, решительно меняет устаревшие представления об окружающем мире и основах человеческой жизни. При этом основным назначением науки является получение объективных знаний о мире.
Основываясь на социологическое понимание науки как важного компонента социальной системы, возникает необходимость рассмотрения науки как социальной ценности. С позиции социологического подхода обосновывается анализ в главных аспектах: взаимодействие науки и общества по поводу выполнения ее основных ролей, а также наделения и процесса осуществления основных функций в данном обществе.
В процессе социологического исследования наука предстает как сложный и многогранный социальный феномен. В своем многомерном развертывании она выполняет главные социальные роли: 1) выступает как многоуровневая, динамично развивающаяся система научных знаний; 2) функционирует как специфический вид творческой деятельности, направленный на создание новых идей, генерирование новых знаний объективно отражающих окружающий мир и проверяемых на практике; 3) развивается как определенная совокупность общественных отношений, связывающих друг с другом исследователей и их научные сообщества, а также последние со всеми подсистемами единой и целостной системы общества - экономической, социальной, политической, духовной, военной, здравоохранительной, образовательной [8, с. 219].
Многообразие выполняемых наукой ролей, делает необходимым рассмотрение деятельности института науки как социальной ценности посредством ее реализации ряда общественных функций. Исследователи выделяют когнитивные и социальные функции науки [1, 8]. К когнитивным функциям науки относят: 1) производство и умножение достоверного знания, позволяющего раскрывать и объяснять закономерности окружающего мира; 2) преемственность; 3) истолкование фактов процессов в новых понятиях и теоретических концепциях; 4) верификация знаний. Важное значение имеет и социальные функции - 1) прогностическая; 2) распространение знаний через средства коммуникации (публикации); 3) реализация полученных знаний в технологиях согласно целям нормам и критериям, которые складываются в обществе и варьируется во времени; 4) влияет на развитие общества.
Фролов И. и Юдин Б. выделяют три группы социальных функций науки в современном обществе: 1) культурно-мировоззренческие, 2) функции науки как непосредственной производительной силы и 3) как социальной силы при решении многообразных проблем, возникающих в ходе общественного
развития [10, с. 37]. Подобную классификацию обосновывает В. Келле, выделяя культурно-мировоззренческую, технологическую и социально-управленческую функции [5].
Следует отметить, что выполнение данных функций науки было не всегда. Данная особенность определяется непостоянством в социальных условиях, т.е. научная, познавательная деятельность не всегда признавалась ценностью в связи с тем, что новые знания, меняя представления людей об общественном устройстве, могли разрушить устои общества, основанных на традиционных представлениях. Науки в современном представлении было мало до XI века, знание было мифологическим, не использовалось для управления общества. С X по XVII столетия наука и производимое ею знание были описательными. Начиная с XVII века развитие науки оказывало мощное воздействие на развитие европейской культуры, прежде всего, в философии, разделяя мировоззренческие позиции философов, которые либо полностью исходили из науки в своих системах, либо отрицали ее [5, с. 187]. В это время появилась эмпирическая наука, основанная как на наблюдениях, так и на специальных опытах. Теории, подтвержденные наблюдениями и экспериментом, стали основой для предсказаний и обобщений. В этот период знание стало чрезвычайно важным для общества [14, с. 4].
Мировоззренческая функция науки утверждается в эпоху Просвещения. «До XIX века наука занимала в европейской культуре почетное и особое, но все же третье или даже четвертое место после религии, философии и искусства. Кризис религиозного мироощущения в пользу философии, с одной стороны, и триумф научного рационального мышления перед интуитивными методами искусства - с другой, привели в XIX веке к тому, что наука вышла в этой условной системе ценностей на второе после философии место. В XX веке несмотря на достаточно серьезный кризис рационализма в первые два или три десятилетия, престиж научного знания поднялся настолько высоко, что, по существу, наука стала занимать по негласной системе ценностей, действующей в общественном сознании, уже не второе, а первое место» [9, с. 12].
Ценность науки, результатов деятельности ее наличествуют в духовной сфере общества и определяется выполнением культурно-мировоззренческой функции науки. Выделение данной функции науки определяется пониманием ее как системы знаний. Произведенное наукой знание является строительным материалом для построения научной картины мира, на основе которой формируется мировоззрение каждого члена общества. Индивиды, действуя в обществе, выбирают определенные модели поведения и этот выбор диктуется определенной установленной моделью миропонимания. По мнению Дж. Холтона, эта модель, как правило, обобщает опыт и убеждения человека и выполняет роль своеобразной ментальной карты, с помощью которой он ориентируется среди событий реальной жизни [12]. Именно в этом заключается роль науки для индивида и общества. Однако научная картина мира не обязательно является неизменной и стабильной. Наоборот она может
и должна совершенствоваться и изменяться. Главнейшая функция картины мира и отсюда роль самой науки как социальной ценности состоит в том, что они выступают связующей силой, направленной на консолидацию человеческого сообщества, на руководство его жизнедеятельностью. В целом картина мира составляет основу мировоззрения и влияет на аксиологический общий план. Так, характер представлений о мире способствует постановке определенных целей, образующих общий план, формируются взгляды и убеждения, идеалы и ценностные ориентации познавательной деятельности.
В целом при реализации своих основных функций наука использует специфические способы рассмотрения действительности. Кроме того, наука вырабатывает свои критерии оценки полученного знания. Следует утверждать, что именно социальные условия, развитие социальных функций вызвали изменение места науки в обществе. Наука стала неотъемлемой частью общества, основной ее ценностью, превратилась в массовую профессию.
В современных условиях огромное значение приобрели социальные функции науки, имеющие тесную связь с практической деятельностью. В этой связи существует некоторое противоречие - с одной стороны, социально-экономические, научно-технические достижения способствуют улучшению благосостояния всего человечества. С другой стороны, индустриализация, механизация, ускорение темпов развития влекут за собой экологические изменения, нарушают баланс между живой и неживой природой, заставляя человека адаптироваться к складывающимся новым условиям и ставя под угрозу неизбежной деградации всего человечества. Все это, по мнению исследователей, привело к тому, что сегодня перед всем человечеством стоят серьезные и трудно разрешимые проблемы - гармонизация взаимоотношений между людьми, человеком и природой, человеком и техникой, взаимообусловленные и взаимосвязанные общим звеном - человеком со своими внутренними особенностями и ценностями.
Не менее значимой группой проблем результатов научной деятельности являются проблемы, порождаемые развитием биологии и наук, в центре изучения которых стоит человек. Прежде всего, это практическое применение результатов биотехнических исследований - развитие трансплантологии и генной инженерии, прогресс в области медицинской диагностики и методов репродукции, массовое использование в клинических исследованиях и научных экспериментах животных и людей и пр.
В центре научных дискуссий все чаще оказываются проблемы осмысления понятия «биологическое» - это общие природные закономерности существования живого, способность живого жить, в чем и определяется ценность научной деятельности - сохранением и развитием жизни. Сегодня данное направление становится одной из форм защиты природно-биологического от чрезмерных притязаний культуры к своим естественно-природным основаниям [7, с. 49]. В рамках данного аспекта на первый план выступает нравственноэтическая дилемма: можно ли прервать страдания умирающего человека и
имеет ли он на это право. В этой связи в научной среде обосновывается нравственная приемлемость и гуманность разрешения проблемы моральности убийства (эвтаназии) [3, 11, 13]. Наряду с этим, наблюдается озабоченность ученых вопросами моральной допустимости практики эвтаназии, рождения детей с выявленными на стадии внутриутробного развития патологиями развития, выявления дефектных генов при генетическом исследовании [2, 4, 6].
Итак, предложен анализ института науки как неотъемлемой части общества, основной ее ценности, которая превратилась в массовую профессию в прошлом веке, стимулирующая интерес общественности к основным сферам ее деятельности. Ценности выполняют определенные ориентирующие функции внутри науки. Существуют внешние по отношению к науке ценности, которые могут регулировать и научную деятельность, выступая в роли факторов, меняющих ценностные системы внутри науки. Такие ценности воздействуют на общее развитие науки, на структуру знания, на основу научных интересов эпохи.
Можно выделить ценности науки для общества - наука как социальный феномен выполняет ряд функций в общественной жизни, непосредственно влияя на общество, тем самым, передавая последнему опосредованные ценностные представления эпохи. Таким образом, социальная сущность научного процесса тесно связана с ценностной системой.
Таковы основные тенденции освещения науки как социальной ценности, занимающей определенное место в ценностной ориентации современного общества.
Список литературы:
1. Бабосов Е.М. Социология науки. - Мн.: Харвест, 2009. - 224 с.
2. Глушаков В.В. Социологические и правовые аспекты эвтаназии // Социологические исследования. - 1992. - № 7. - С. 12-29.
3. Зиневич Н.Ю. Этико-правовые проблемы и перспективы охраны изобретений в медицине // Философские науки. - 2004. - № 3. - С. 122-132.
4. Карп А.П. Проблемы эвтаназии: «за» и «против» // Социологические исследования. - 2004. - № 2. - С. 136-137.
5. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. - М.: Наука, 1988. - 200 с.
6. Лаврикова И.Н. Тверские врачи: отношение к эвтаназии // Социологические исследования. - 1999. - № 5. - С. 95-98.
7. Огурцов А.П. Этика жизни или биоэтика // Вопросы философии. -1994. - № 3. - С. 49-56.
8. Социологическая энциклопедия / Под общ. ред. А.Н. Данилова. -Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 2003. - 384 с.
9. Спиркин А.Г. Основы философии. - М.: Политиздат, 1998. - 386 с.
10. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки: Проблемы и дискуссии. - М.: Политиздат, 1986. - 399 с.
11. Хеллер А. Два столпа современной этики // Вопросы философии. -2004. - № 3. - С. 28-36.
12. Холтон Дж. Что такое «антинаука»? [Электронный ресурс] // Вопросы философии. - 1992. - № 2. - Режим доступа: http://vmede.oig/index.php? PнPSESSГО=86tgq2jn5iqa9шoto7vke0ш3&topic=521.0.
13. Хрусталев Ю.М. Философско-этический характер медицины // Философские науки. - 2004. - № 9. - С. 58-84.
14. Шабурова Н.Н. Наука и общество: история взаимоотношений и их современное состояние // Философия науки. - 2004. - № 3 (22). - С. 3-30.
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ © Щукина Ю.А.*
Омский государственный технический университет, г. Омск
Становление любой профессиональной деятельности, тем более тех ее видов, которые связаны с общением с людьми, представляет длительный и неоднозначный процесс. История формирования социальной работы как профессиональной деятельности является красноречивым свидетельством этого. На основе издаваемых (начиная с 1750 г. до н.э. в Вавилоне) кодексов справедливости, гражданских актов, призывающих к любви к ближнему, заботе о бедных и т.д., в разных странах в разное время формировался особый вид деятельности - социальная работа.
Предпосылками для ее становления во всем цивилизованном мире являются попечительство, благотворительность, совместный соборный труд, бескорыстное служение различных общин, братств клерикального (церковного) и светского характера, а также различные формы социальной помощи и поддержки человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации.
Известно, что зарубежная история профессиональной социальной работы исчисляется десятилетиями: ей уже более 50-ти лет в Скандинавии, более 100 лет в США и Великобритании. Социальные работники реализуют сегодня свою профессиональную деятельность в разнообразных условиях, которые определяются факторами религии, этничности, культуры, языка, социального статуса, состава семьи и жизненного стиля клиентов, взаимодействуя с конкретными личностями и семьями, чьи жизненные шансы могут быть ограничены вследствие бедности, слабого здоровья, дискриминации и инвалидности. Уровень подготовки социальных работников достиг
* Студент факультета Гуманитарного образования. Научный руководитель: Карпунина А.В., старший преподаватель кафедры Социологии, социальной работы и политологии.