Научная статья на тему 'Научный смысл и суть концепции «верховенства Конституции в управлении государством» и «верховенства Конституции в исполнении властных полномочий» в КНР'

Научный смысл и суть концепции «верховенства Конституции в управлении государством» и «верховенства Конституции в исполнении властных полномочий» в КНР Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай / верховенство закона / верховенство Конституции в управлении государством / верховенство Конституции в исполнении властных полномочий / идеи Си Цзиньпина о верховенстве закона / приверженность всеобъемлющему руководству КПК / China / rule of law / supremacy of the Constitution in governing the state / supremacy of the Constitution in exercising power / Xi Jinping's ideas on the rule of law / commitment to the comprehensive leadership of the CCP

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чжан Вэньсянь

Верховенство Конституции в исполнении властных полномочий и государственном управлении – это суть идей Си Цзиньпина о верховенстве закона. Китайские концепции верховенства Конституции в управлении государством и исполнении властных полномочий принципиально отличаются от так называемого западного «конституционализма». Суть принятия Конституции в качестве основного руководства к действию заключается в том, чтобы лучше преобразовать конституционный институт в эффективный способ управления страной. Приверженность всеобъемлющему руководству КПК является одним из основных требований Конституции Китая и составляет суть верховенства Конституции в управлении государством и исполнении властных полномочий. «Народ» является целью верховенства Конституции в управлении государством и исполнении властных полномочий. Следование комплексу социалистических институтов с китайской спецификой предполагает поддержание, укрепление и совершенствование сущностных, базовых и важных институтов, определенных Конституцией. Для этого необходимо придерживаться органического единства руководства партии, верховенства закона в управлении государством и роли народа как полновластного хозяина в стране, чтобы реализовать фундаментальное право народа управлять государством, а также повысить жизнеспособность партии и государства, мобилизовать энтузиазм народа, расширить социалистическую демократию и развить социалистическую политическую цивилизацию. Верховенство Конституции в управлении государством и исполнении властных полномочий играет ведущую роль в обеспечении всеобъемлющего верховенства закона в управлении государством и должно основываться на его глубоком внедрении. Верховенство закона в управлении государством и исполнении властных полномочий и верховенство правил в управлении партией – это не околонаучные игры в термины, а научное выражение богатой практики и диалектической взаимосвязи все-объемлющего управления государством в соответствии с законом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific meaning and essence of the concepts of ‘supremacy of the Constitution in the state governance’ and ‘supremacy of the Constitution in the exercise of power’ in the PRC

The supremacy of the Constitution in the exercise of power and state gov-ernance is the essence of Xi Jinping's ideas on the rule of law. Chinese conceptions of the supremacy of the Constitution in state governance and the exercise of power are fundamen-tally different from socalled Western "constitutionalism". The essence of adopting the Constitution as a basic guide to action is to better transform the constitutional institution into an effective way of governing the country. Adherence to the comprehensive leadership of the CPC is one of the basic requirements of the Chinese Constitution and constitutes the essence of the supremacy of the Constitution in governing the state and exercising power. "The people" is the goal of the supremacy of the Constitution in governing the state and exercising power. Following the set of socialist institutions with Chinese characteristics involves maintaining, strengthening and improving the essential, basic and important institutions defined by the Constitution. To this end, it is necessary to adhere to the organic unity of the Party leadership, the rule of law in governing the state and the role of the people as full masters in the country, so as to realize the fundamental right of the people to govern the state, and to enhance the vitality of the Party and the state, mobilize the enthusiasm of the people, expand socialist democracy and develop socialist political civilization. The supremacy of the Constitution in the governance of the state and the exercise of power plays a leading role in the comprehensive rule of law in the governance of the state and should be based on its deep implementation. The rule of law in the governance of the state and the exercise of power and the rule of rules in party governance are not pseudoscientific games of terms, but the scientific expression of the rich practice and dialectical relationship of comprehensive governance of the state in accordance with the law.

Текст научной работы на тему «Научный смысл и суть концепции «верховенства Конституции в управлении государством» и «верховенства Конституции в исполнении властных полномочий» в КНР»

Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2024. Т. 26, № 3. С. 195-211. Pacific Rim: Economics, Politics, Law. 2024. Vol. 26, по. 3. Р. 195-211.

Научная статья УДК 342.41(510)

https://doi.org/10.24866/1813-3274/2024-3/195-211

Научный смысл и суть концепции «верховенства Конституции в управлении государством» и «верховенства Конституции в исполнении властных полномочий»

в КНР*

Чжан Вэньсянь

Цзилиньский университет, Китайская Народная Республика Н [email protected]

Аннотация. Верховенство Конституции в исполнении властных полномочий и государственном управлении - это суть идей Си Цзиньпина о верховенстве закона. Китайские концепции верховенства Конституции в управлении государством и исполнении властных полномочий принципиально отличаются от так называемого западного «конституционализма». Суть принятия Конституции в качестве основного руководства к действию заключается в том, чтобы лучше преобразовать конституционный институт в эффективный способ управления страной. Приверженность всеобъемлющему руководству КПК является одним из основных требований Конституции Китая и составляет суть верховенства Конституции в управлении государством и исполнении властных полномочий. «Народ» является целью верховенства Конституции в управлении государством и исполнении властных полномочий. Следование комплексу социалистических институтов с китайской спецификой предполагает поддержание, укрепление и совершенствование сущностных, базовых и важных институтов, определенных Конституцией. Для этого необходимо придерживаться ор-

* Данная работа является частью академического перевода монографии «Создание теории правового Китая», выполненного Государственным фондом общественных наук Китая в 2022 г. Перевод выполнили Лун Чанхай, доктор юридических наук, профессор Юридического института Университета Внутренней Монголии ( [email protected]), Чжоу Хэн, доктор юридических наук, доцент Юридического института Университета Внутренней Монголии ([email protected]), Иванов Сергей Александрович, кандидат исторических наук, независимый исследователь ([email protected]).

© Чжан Вэньсянь., 2024

ганического единства руководства партии, верховенства закона в управлении государством и роли народа как полновластного хозяина в стране, чтобы реализовать фундаментальное право народа управлять государством, а также повысить жизнеспособность партии и государства, мобилизовать энтузиазм народа, расширить социалистическую демократию и развить социалистическую политическую цивилизацию. Верховенство Конституции в управлении государством и исполнении властных полномочий играет ведущую роль в обеспечении всеобъемлющего верховенства закона в управлении государством и должно основываться на его глубоком внедрении. Верховенство закона в управлении государством и исполнении властных полномочий и верховенство правил в управлении партией - это не околонаучные игры в термины, а научное выражение богатой практики и диалектической взаимосвязи всеобъемлющего управления государством в соответствии с законом.

Ключевые слова: Китай, верховенство закона, верховенство Конституции в управлении государством, верховенство Конституции в исполнении властных полномочий, идеи Си Цзиньпина о верховенстве закона, приверженность всеобъемлющему руководству КПК

Для цитирования: Чжан Вэньсянь. Научный смысл и суть концепции «верховенства Конституции в управлении государством» и «верховенства Конституции в исполнении властных полномочий» в КНР // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2024. Т. 26, № 3. С. 195-211.

Original article

Scientific meaning and essence of the concepts of 'supremacy of the Constitution in the state governance' and 'supremacy of the Constitution in the exercise of power' in the PRC

Zhang Wenxian

Jilin University, People's Republic of China H [email protected]

Abstract. The supremacy of the Constitution in the exercise of power and state governance is the essence of Xi Jinping's ideas on the rule of law. Chinese conceptions of the supremacy of the Constitution in state governance and the exercise of power are fundamentally different from so-called Western "constitutionalism". The essence of adopting the Constitution as a basic guide to action is to better transform the constitutional institution into an effective way of governing the country. Adherence to the comprehensive leadership of the CPC is one of the basic requirements of the Chinese Constitution and constitutes the essence of the supremacy of the Constitution in governing the state and exercising power.

"The people" is the goal of the supremacy of the Constitution in governing the state and exercising power. Following the set of socialist institutions with Chinese characteristics involves maintaining, strengthening and improving the essential, basic and important institutions defined by the Constitution. To this end, it is necessary to adhere to the organic unity of the Party leadership, the rule of law in governing the state and the role of the people as full masters in the country, so as to realize the fundamental right of the people to govern the state, and to enhance the vitality of the Party and the state, mobilize the enthusiasm of the people, expand socialist democracy and develop socialist political civilization. The supremacy of the Constitution in the governance of the state and the exercise of power plays a leading role in the comprehensive rule of law in the governance of the state and should be based on its deep implementation. The rule of law in the governance of the state and the exercise of power and the rule of rules in party governance are not pseudoscientific games of terms, but the scientific expression of the rich practice and dialectical relationship of comprehensive governance of the state in accordance with the law.

Keywords: China, rule of law, supremacy of the Constitution in governing the state, supremacy of the Constitution in exercising power, Xi Jinping's ideas on the rule of law, commitment to the comprehensive leadership of the CCP

For citation: Zhang Wenxian. Scientific meaning and essence of the concepts of 'supremacy of the Constitution in the state governance' and 'supremacy of the Constitution in the exercise of power' in the PRC Pacific Rim. PACIFIC RIM: Economics, Politics, Law, 2024, vol. 26, no. 3, pp. 195-211. (In Russ.).

Идеи Си Цзиньпина о верховенстве закона всесторонне рассматривают научный смысл и суть управления государством и осуществление власти в соответствии с Конституцией. Они систематически разъясняют руководящую идеологию и научные методы укрепления конституционного строительства в соответствии с требованиями времени. Они важны для непрерывного совершенствования механизмов удовлетворения потребностей населения в верховенстве Конституции. Они оригинально, самобытно и комплексно развили марксистский взгляд на Конституцию и правовую теорию социализма с китайской спецификой, заложили идеологический фундамент и политическую базу для партии в ее приверженности верховенству Конституции в управлении государством, а также обеспечили научное сопровождение всесторонней реализации Конституции, утвердив ее первостепенное значение в государственных делах, обеспечении стабильности, проведении политики и возрождении нации.

Приверженность верховенству Конституции в исполнении властных полномочий и государственном управлении является обобщением исторического опыта партии в руководстве народом в его вековой борьбе, а также институциональным требованием конституционной концепции социализма с китайской спецификой. Для по-

нимания ее настоящей сути необходимо сначала прояснить ее отличие от западного «конституционализма». «Конституционализм» - одно из основных понятий западной политологии и юриспруденции, а его теоретическими идентификаторами являются «три ветви власти», «многопартийная система поочередного правления» и «парламентская демократия». Китайские концепции верховенства Конституции в управлении государством и исполнении властных полномочий принципиально отличаются от так называемого западного «конституционализма». Их не стоит путать. Си Цзиньпин подчеркивал: говоря о верховенстве Конституции в управлении государством и исполнении властных полномочий, мы отсылаем именно к Конституции Китайской Народной Республики, а не к конституциям других стран; наша практика реализации верховенства Конституции в управлении государством и исполнении властных полномочий - это стремление КПК привести народ к долгосрочному правлению и государственному управлению в соответствии с Конституцией, и оно никоим образом не направлено на отрицание или отказ от лидерства КПК; приверженность верховенству Конституции в управлении государством и исполнении властных полномочий должна начинаться с решительной приверженности конституционно закрепленному руководству Коммунистической партии Китая, непоколебимой приверженности конституционно закрепленному государственному строю диктатуры народной демократии и политического режима собраний народных представителей, несокрушимой приверженности пути политического развития социализма с китайской спецификой, который органично объединяет партийное руководство, верховенство закона в управлении государством и роль народа как полновластного хозяина в стране. Это, в сущности, и указывает на научный смысл и суть верховенства Конституции в управлении государством и исполнении властных полномочий.

1. Конституция как основополагающий кодекс деятельности партии в управлении государством и осуществлении власти

В этом и заключается смысл понятия «верховенство Конституции». В Конституции Китая четко прописано, что народы всех национальностей, все государственные органы и вооруженные силы, все политические партии и социальные группы, все предприятия и учреждения должны принимать Конституцию в качестве основного критерия своей деятельности, и что они обязаны защищать достоинство Конституции и обеспечивать ее выполнение. Принятие Конституции в качестве основного руководства для деятельности партии по управлению страной означает, что партия ведет за собой народ в принятии и реализации конституционных законов, при этом сама партия должна действовать в рамках Конституции и закона. «Этот важный вывод сделан партией после глубокого обобщения положительного и отрицательного исторического опыта с момента основания нового Китая, особенно горьких уроков «культурной революции». Он сводится к важному принципу, которому партия

должна следовать в своем управлении страной» [1, с. 201]. Си Цзиньпин подчеркивал, что «партия и государство должны воспринимать Конституцию как фундаментальное руководство для своей деятельности, охранять достоинство Конституции, обеспечивать ее выполнение, поддерживать социальную справедливость и постоянно повышать уровень верховенства закона в политической и социальной жизни страны» [1, с. 201]. В частности, «партия должна, прежде всего, взять на себя ведущую роль в соблюдении и исполнении Конституции, а также объединить руководство народом в принятии и исполнении Конституции и законов с приверженностью партии руководствоваться Конституцией и законами в своей деятельности» [2, с. 217].

Основные требования, связанные с принятием Конституции в качестве фундаментального руководства для своей деятельности, включают, во-первых, то, что партийные и государственные органы должны принимать Конституцию в качестве высшей правовой нормы, действовать в рамках норм и духа Конституции и осуществлять всю свою работу в соответствии с полномочиями и процедурами, установленными Конституцией, проводить все начинания и работу партии и государства в рамках правовой системы социализма с китайской спецификой, которая опирается на Конституцию и Устав партии, и обеспечивать, чтобы исполнительная, законодательная, административная, контрольная и судебная власти действовали на основе верховенства закона. Во-вторых, партийные и государственные организации всех уровней и руководящие кадры всех уровней должны взять на себя инициативу, сделав следование Конституции основополагающим кодексом поведения, и показать пример всему обществу в отстаивании авторитета Конституции. В-третьих, все нормативные документы должны соответствовать духу и положениям Конституции, подлежать конституционному контролю, не противоречить Конституции, а все нормативные документы, нарушающие дух и положения Конституции, должны быть отозваны и исправлены в соответствии с законом.

Суть принятия Конституции в качестве основного руководства к действию заключается в том, чтобы лучше преобразовать конституционный институт в эффективный способ управления страной. Си Цзиньпин отмечал, что «партия руководит народом в разработке и совершенствовании Конституции, чтобы в полной мере реализовать ее важную роль в управлении государством» [3, с. 128] и чтобы основной закон страны в конечном итоге мог направлять и гарантировать модернизацию системы государственного управления и управленческого потенциала. Модернизация системы государственного управления требует разработки и применения Конституции, чтобы сделать соответствующие институты более научно обоснованными, скоординированными и стандартизированными. Для модернизации управленческого потенциала государства важны стандарты и инструменты управления, определенные Конституцией, чтобы повысить исполнительные способности институтов. Практика доказала, что, подтвердив и закрепив сущностные, базовые и важные институты госу-

дарства с помощью Конституции и законов, а также используя государственное принуждение для обеспечения их функционирования, можно гарантировать системный, нормативный, скоординированный и стабильный характер системы управления страной и постепенно осуществлять регламентацию, институционализацию, проце-дуризацию и легитимацию государственного управления.

2. Приверженность всеобъемлющему руководству партии и повышение ее потенциала политической власти

Наиболее существенной чертой социализма с китайской спецификой является руководство КПК. Оно является важнейшим преимуществом институтов социализма с китайской спецификой. КПК обладает высшей политической силой в стране. Конституция Китая определила долгосрочный характер правления и всеобъемлющее руководство КПК. Приверженность этому руководству является одним из основных требований Конституции Китая и составляет суть верховенства Конституции в управлении государством и исполнении властных полномочий. В новую эпоху следование всеобъемлющему руководству партии прежде всего означает решительно поддерживать Си Цзиньпина в качестве ядра ЦК КПК и центральной фигуры всей партии, а также решительно отстаивать авторитет, централизованное и единое руководство ЦК КПК. Руководство партии, верховенство Конституции в управлении государством и исполнении властных полномочий едины. Конституционное строительство должно придерживаться руководства партии, а руководство партии должно опираться на Конституцию. Только приверженность партии верховенству Конституции в управлении государством и исполнении властных полномочий позволит народу реализовать свое право быть хозяином в своей стране и обеспечит поступательное развитие всеобъемлющего верховенства закона в управлении государством.

В следовании верховенству Конституции в управлении государством и исполнении властных полномочий необходимо уделять больше внимания совершенствованию методов руководства и управления партии. В новых условиях, если партия хочет выполнить важное обязательство правления ради развития страны, она должна управлять строго в соответствии с Уставом партии и Конституцией. Необходимо придерживаться центральной руководящей роли партии с функциями полного контроля ситуации и координации всех сторон, следовать всеобъемлющему верховенству Конституции в выработке базовой стратегии управления государством и ключевых методов правления на основе закона. «Руководство партии должно постоянно укрепляться и совершенствоваться, оно должно быть искусным в том, чтобы посредством правовых процедур предложения партии становились волей государства, а кандидаты, рекомендованные партийными организациями, становились руководителями государственных органов власти. Партия должна эффективно руководить государством и обществом через органы государственной власти, применять принцип

демократического централизма для сохранения авторитета партии и государства, единства и солидарности партии в целом» [4, с. 71]. Она должна быть лидером в законотворчестве, обеспечении правопорядка, поддержке судебной системы и законопослушности. Партийные организации всех уровней, партийные лидеры и кадры должны в строгом соответствии с конкретными требованиями Конституции и Устава партии играть ведущую роль в реализации принципа верховенства закона, постоянно совершенствовать свои способности и возможности использовать правовые методы и правовое мышление для углубления реформ, продвижения вперед развития, разрешения противоречий, сохранения стабильности и преодоления рисков.

Приверженность верховенству Конституции в управлении государством и осуществлении власти требует продвижения легитимации и институционализации партийного руководства. Си Цзиньпин неоднократно отмечал, что «содействие инсти-туционализации и легитимации партийного руководства - это и суть укрепления партийного руководства, и важная задача правового строительства» [5, с. 223]. 4-й пленум ЦК КПК 19-го созыва, сосредоточившись на «соблюдении и совершенствовании системы партийного руководства, повышении уровня научного, демократического и правового правления партии», потребовал создать институты, позволяющие не предавать забвению первоначальный замысел и помнить о миссии, а также усовершенствовать институты, обеспечивающие надежную защиту авторитета, централизованное и единое руководство ЦК КПК. Он также заявил о необходимости совершенствовать институты всеобъемлющего партийного руководства, оздоровить различные институты осуществления власти, действующие ради народа и опирающиеся на него, усилить институты, направленные на повышение уровня руководства партии и ее способности править, улучшить институциональную систему партийного руководства, предлагающую всеобъемлющее видение и координацию всех аспектов работы партии, а также внедрить партийное руководство во все аспекты и звенья государственного управления. Необходимо претворять в жизнь положения Конституции и способствовать дальнейшему продвижению правовых методов руководства партии. Принятие и изменение соответствующих законов и постановлений должно четко определять правовой статус партии в руководстве соответствующей работой. Партии важно совершенствовать руководство собраниями народных представителей, правительствами, народными политическими консультативными советами, контрольными органами, судебными органами, органами прокуратуры, вооруженными силами, народными объединениями, предприятиями и учреждениями, низовыми организациями массового самоуправления и общественными организациями. Следует совершенствовать механизмы осуществления партийного руководства местными комитетами партии, партийными группами и рабочими органами партии. Необходимо внедрить и усовершенствовать правила, регулирующие руководящую роль партийных комитетов (партийных групп) на государственных предприятиях и низовых пар-

тийных организаций в сельских районах, учреждениях и уличных комитетах. В соответствии с Конституцией требование о приверженности общему руководству партии должно быть закреплено в органических законах о государственных учреждениях, уставах народных политических консультативных советов, демократических партий, ассоциаций промышленности и торговли, народных объединений, государственных предприятий, высших учебных заведений и соответствующих общественных организаций. Необходимо совершенствовать систему правил, регулирующих руководство партией этими организациями, и обеспечить, чтобы под руководством партии государственные органы и общественные организации всегда работали инициативно, независимо, ответственно и согласованно. Следует придерживаться демократического централизма, совершенствовать механизмы принятия решений партийными комитетами всех уровней в соответствии с законом, повышать способность и уровень партийного правления в соответствии с законом. В то же время необходимо уделять внимание эффективному согласованию Конституции и Устава партии, постоянно совершенствовать интеграцию и сближение государственных законов и актов с системой внутрипартийных правил, постоянно содействовать институциона-лизации и легитимации руководства партии, а также обеспечивать эффективное осуществление линии и политики партии с помощью верховенства закона.

3. Приверженность ориентированному на людей подходу и доминирующей роли народа

Чаяния народа - это величайшая политика, а справедливость - самая мощная сила. Корни, жизнь, силы партии - это народ. Народ - главный источник вдохновения партии в ее политике по возрождению страны. Главным преимуществом и высшими принципами партийного осуществления власти и управления государством в соответствии с Конституцией является осуществление власти ради народа и с опорой на него. Конституция - это концентрированное выражение воли партии и народа, правовое воплощение народной демократии и основной свод прав народа. Таким образом, «народ» является целью верховенства Конституции в управлении государством и исполнении властных полномочий. Прежде всего необходимо сделать стремление к благополучию людей своей основной миссией и надежно гарантировать гражданам реализацию прав и выполнение обязанностей. Основные права и обязанности граждан составляют ядро Конституции, которая является фундаментальной гарантией того, что каждый гражданин может пользоваться своими правами и выполнять свои обязанности. Только уважая и защищая права человека, обеспечивая людям широкий спектр прав и свобод в соответствии с законом и гарантируя равенство граждан перед законом, можно добиться того, чтобы Конституция прочно укоренилась в сердцах и умах людей, а ее реализация действительно стала осознанным стремлением всего народа. В соответствии с законом все граждане должны пользо-

ваться широким спектром прав, включая личные, имущественные и неимущественные права, а также основные политические, экономические, культурные и социальные права. Необходимо стремиться к соблюдению основных интересов как можно более широкого круга людей, а также к удовлетворению чаяний и стремления людей к лучшей жизни.

Также необходимо развивать народную демократию полного процесса. Народная демократия - это жизненная основа социализма. Без демократии не может быть ни социализма, ни модернизации в условиях социализма, ни великого возрождения китайской нации. Народная демократия - это фундамент и сердце Конституции. Именно она придает основному закону Китая непреходящую жизнеспособность. Верховенство Конституции в управлении государством и осуществлении власти означает поддержку и защиту права народа быть хозяином страны, развитие политики социалистической демократии и сохранение народной демократии на пути реализации верховенства закона и развития политики социализма с китайской спецификой. После 18-го съезда КПК Центральный комитет партии во главе с товарищем Си Цзиньпином продолжил углублять понимание законов развития демократической политики и новаторски назвал народную демократию, которая включает в себя демократические выборы, демократические консультации, демократическое принятие решений, демократическое управление и демократический надзор, «народной демократией полного процесса». Си Цзиньпин подчеркивал: «Народная демократия полного процесса в Китае имеет не только полноценные институциональные процедуры, но и полноценную практику участия ... Народная демократия полного процесса в Китае реализует единство демократии как процесса и демократии как результата, демократии как процедуры и демократии как сущности, прямой и опосредованной демократии, демократии народа и воли государства. Она охватывает все звенья, направления и сферы и является самой широкой, истинной и функциональной формой социалистической демократии» [6, с. 13]. Конституция Китая - это важное институциональное достижение и фундаментальная институциональная гарантия реализации народной демократии полного процесса. Развитие народной демократии полного процесса и следование верховенству Конституции в управлении государством и осуществлении власти тесно связаны между собой и усиливают друг друга.

Наконец, необходимо отстаивать благородную ценность социальной справедливости и равенства, эффективно поддерживать и развивать ее. Конституция КНР придерживается социалистических принципов. Одно из основных требований научного социализма - социальная справедливость, отличительной чертой которой является «всеобщее процветание». Соответственно, следование верховенству Конституции в управлении государством и исполнении властных полномочий требует обеспечения и поощрения социальной справедливости, постоянного совершенствования системы равенства прав, возможностей и правил, чтобы плоды правовых реформ и строитель-

ства приносили больше пользы всему народу и были более справедливыми. Путем эффективного применения Конституции необходимо «стремиться к тому, чтобы люди чувствовали справедливость и равенство в каждом правовом институте, в каждом правоохранительном решении и в каждом судебном деле» [7, с. 10].

4. Поддержка и совершенствование институтов социализма с китайской спецификой, предусмотренных Конституцией

Социалистические институты с китайской спецификой, сформированные народом под руководством КПК в ходе длительного практического поиска, сочетают основные принципы марксизма с конкретными реалиями Китая, опираются на глубокие исторические и культурные традиции, накопленные китайской нацией за 5000 лет, впитали и использовали полезные достижения человеческой институциональной цивилизации, а также прошли длительную проверку на практике. Благодаря этому они непременно являются великим творением в истории институциональной цивилизации человечества и представляют собой систему работающих, эффективных, действенных, принимаемых и поддерживаемых народом институтов. Эти институты должны обладать очевидными преимуществами и мощной энергией, чтобы стабильно развиваться в долгосрочной перспективе.

Следование комплексу социалистических институтов с китайской спецификой, прежде всего, предполагает поддержание, укрепление и совершенствование сущностных, базовых и важных институтов, определенных Конституцией. Этому способствует верховенство Конституции в управлении государством и исполнении властных полномочий, которое позволяет укреплять основу социалистических институтов. Назначение Конституции - это укрепление института руководства Коммунистической партии Китая и государственного строя диктатуры народной демократии, это следование политическому режиму института собраний народных представителей, фундаментальным руководящим положениям марксизма в идеологии и институту абсолютного партийного руководства народной армией. Основной закон страны привержен фундаментальным экономическим институтам социализма, включая систему социалистической рыночной экономики, в которой общественная собственность является основой при одновременном развитии многообразия форм собственности и в которой распределение по труду является основой при сосуществовании многообразия форм распределения. Важно сохранять фундаментальные политические институты, включая институт многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК, институт региональных этнических автономий и институт массового самоуправления на низовом уровне. Нужно придерживаться важных институтов во всех областях и на всех уровнях. Самое главное -неизменно следовать институту партийного руководства, закрепленному Конституцией, и никогда не вступать в многопартийную конкуренцию или ротацию полити-

ческих партий, чтобы избежать возникновения феномена сдерживания политических партий друг другом, серьезных внутренних конфликтов и раскола государства. Необходимо неуклонно поддерживать определенный Конституцией государственный строй диктатуры народной демократии и форму правления собраний народных представителей, осуществлять государственную власть научно, демократически и эффективно под централизованным и единым руководством партии, при разумном разделении функций государственных органов и их тесном взаимодействии, при полном осуществлении демократии и эффективном проведении централизации. Нельзя проводить деление на «три ветви власти» и допускать такие нежелательные явления, как обсуждение без решения, решение без действия и действие без учета реальности.

На новом пути в новую эпоху всестороннего строительства современного социалистического государства необходимо, исходя из твердой веры в институты социализма с китайской спецификой, постоянно совершенствовать и развивать их с учетом национальных условий Китая. Это необходимое условие для реализации верховенства Конституции в управлении государством и исполнениям властных полномочий. Важно, руководствуясь духом новаторства и справедливости, ускорить совершенствование институтов, которые крайне необходимы для управления страной, чтобы удовлетворить растущие потребности населения в лучшей жизни. Основываясь на системе конституционных институтов и исходя из реальных условий, нужно продолжать развивать институциональные инновации, совершенствовать законодательство в ключевых областях, своевременно обобщать положительный опыт и передовую практику, а также оперативно внедрять зрелый опыт и практику в институты, законы и Конституцию.

Как отметил Си Цзиньпин, «с развитием эпохи и продвижением реформ задача модернизации государственного управления все больше требует создания научно совершенной системы правовых норм». Исходя из необходимости придерживаться и совершенствовать сущностные, базовые и важные институты, которые уже были созданы и проверены на практике, важно сосредоточиться на пробелах и противоречиях в правовых институтах, обеспечить скоординированное планирование и комплексное содействие работе по принятию, корректировке, отмене и разъяснению законов и подзаконных актов, а также ускорить создание надежных правовых институтов, которые крайне необходимы для управления страной и удовлетворения растущих потребностей народа в лучшей жизни [8, с. 275]. Придерживаясь и совершенствуя институты социализма с китайской спецификой, необходимо активизировать их внедрение, чтобы их очевидные преимущества можно было преобразовать в практическую полезность государственного управления. Это обеспечит эффективное сближение и взаимное продвижение «китайских институтов» и «китайского правления».

5. Приверженность политическому и правовому пути социализма с китайской спецификой

С момента образования КНР и особенно после проведения политики реформ и открытости партия объединила и повела за собой народ, успешно освоила и поддерживала политический и правовой путь социализма с китайской спецификой. Основные идеи, главное содержание и требования этого пути были подтверждены и воплощены в Конституции, установившей правильное направление для реализации максимально широкой народной демократии.

Этот путь и является ключом к верховенству Конституции в управлении государством и исполнении властных полномочий. Иными словами, мы должны придерживаться органического единства руководства партии, верховенства закона в управлении государством и роли народа как полновластного хозяина в стране, чтобы реализовать фундаментальное право народа управлять государством, а также повысить жизнеспособность партии и государства, мобилизовать энтузиазм народа, расширить социалистическую демократию и развить социалистическую политическую цивилизацию. В соответствии с принципом демократического централизма формой организации государственной власти и критериями ее деятельности, установленными Конституцией, собрания народных представителей осуществляют единое государственное управление. Полномочия по принятию решений, их исполнению и контролю благоразумно разделены и согласованы, чтобы государственные органы осуществляли свои полномочия и обязанности в соответствии с законными полномочиями и процедурами и организовывали свою деятельность единообразно и эффективно. В соответствии с институтами и принципами, установленными Конституцией, необходимо правильно регулировать центр-региональные, межэтнические и межгрупповые отношения, мобилизовать все благоприятные факторы, укреплять и развивать стабильную, единую и жизнеспособную политическую систему. Руководствуясь духом Конституции, следуя новым требованиям расширения народной демократии и содействия социально-экономического развитию, необходимо активно и неуклонно продвигать реформу политических институтов, развивать более широкую, полную и совершенную народную демократию. Это позволит в полной мере использовать превосходство политических институтов социализма в Китае, постоянно содействовать их самосовершенствованию и развитию, а также ускорить строительство правовой системы социализма с китайской спецификой.

После долгих усилий Китаю удалось инициировать, поддерживать и развивать движение по политическому и правовому пути социализма с китайской спецификой, характеристики которого закреплены в преамбуле и положениях Конституции КНР. Приверженность верховенству Конституции в управлении государством и исполнении властных полномочий, конечно, подразумевает следование по правильному по-

литическому и правовому пути, а также уверенность и непоколебимость на политическом и правовом пути социализма с китайской спецификой, определенном основным законом страны.

6. Глубокое внедрение всеобъемлющего верховенства закона в управлении государством

Верховенство Конституции в управлении государством и исполнении властных полномочий играет ведущую роль в обеспечении всеобъемлющего верховенства закона в управлении государством и должно основываться на его глубоком внедрении. Конституция закрепила основные принципы социалистического права и четко определила, что Китайская Народная Республика должна следовать верховенству закона в управлении государством, строить социалистическое правовое государство, охранять единство и достоинство социалистической законности. Полная реализация базовой стратегии верховенства закона в управлении государством предполагает: строительство правовой системы социализма с китайской спецификой и социалистического правового государства в качестве главной цели и главного подхода; использование программы строительства правового Китая в качестве общей рамки; полное исполнение Конституции; единое продвижение строительства системы правовых норм, системы их реализации, системы правового контроля, системы правовых гарантий и системы внутрипартийных правил; всестороннее продвижение научно обоснованного законодательства, строгого соблюдения законов, справедливого отправления правосудия и всеобщего законопослушания. Всеохватывающий рабочий механизм конституционного контроля гарантирует, что все части и звенья правовой системы социализма с китайской спецификой будут основываться на духе и принципах Конституции. Необходимо всесторонне углубить реформу в области верховенства закона, построить систему правительственного управления с четкими функциональными обязанностями и верховенством закона в их выполнении, а также обеспечить прорыв в строительстве правового правительства. Важно углубить комплексную реформу судебной системы, усилить надзор и контроль за судебной деятельностью, обеспечить справедливость, чистоту, эффективность и авторитет правосудия. Следует создавать инновационные механизмы популяризации права, пропаганды и просвещения в области верховенства закона для продвижения правового духа социализма, формирования правовой культуры социализма и превращения верховенства закона в образ мышления и привычку поведения во всем обществе. Важно укреплять институты правовых гарантий социальной справедливости и равенства, а также совершенствовать механизмы защиты прав человека. Следует комплексно планировать продвижение верховенства закона во внутренних и международных делах, активно участвовать в построении верховенства закона на международном уровне, твердо поддерживать международный порядок, основанный на международном праве,

и усилить защиту суверенитета, безопасности и интересов развития государства. Важно придерживаться конституционного курса, чтобы способствовать модернизации государственного управления и правовой модернизации по китайскому образцу. Эти тезисы составляют основное содержание всеобъемлющего верховенства закона в управлении государством и отражают конкретное развитие верховенства Конституции в управлении государством и осуществлении власти. Они описывают образ правового Китая, который формируется под воздействием конституционного духа страны на правовую систему.

7. Приверженность единству верховенства Конституции в управлении государством и осуществлении власти

Управление государством и осуществление власти в соответствии с Конституцией - это не два отдельных понятия. Они тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга, составляя единое целое. Это единство выражается в следующем: во-первых, они едины в конституционной практике руководства КПК. Верховенство Конституции в управлении государством означает, что Конституция является общим уставом и общей основой для государственного управления, а верховенство Конституции в исполнении властных полномочий подчеркивает, что Конституция - это фундаментальное правовое основание для долгосрочного правления КПК как руководящей и центральной силы в стране. Эти положения закреплены в Конституции Китайской Народной Республики. Партия достигает всеобъемлющего руководства законодательной, исполнительной, контрольной, судебной и прокурорской властью путем осуществления предусмотренных Конституцией руководящих и исполнительных полномочий, реализуя в конституционной практике органическое единство партийного руководства народом. Во-вторых, единство достигается через внутреннюю совместимость Конституции и Устава партии. Конституция и Устав партии являются высшей основой и фундаментальным руководством для осуществления партией руководящей и исполнительной власти. Поддержание единства двух документов с точки зрения базовых теоретических, программных и институциональных положений является неизбежным требованием для верховенства закона в управлении государством и осуществлении власти. Конституция - это кристаллизация общей воли партии и народа. Устав партии также воплощает волю партии и народа. Эти два документа связаны, согласованы и сформулированы как с точки зрения юриспруденции, так и с точки зрения основополагающих норм, о чем свидетельствует практика одновременного или последовательного внесения поправок в Устав партии и Конституцию после начала проведения политики реформ и открытости. В-третьих, единство достигается через системную инженерию всеобъемлющего верховенства закона в управлении государством. Всеобъемлющее верховенство закона в

управлении государством - это проект системной инженерии, и его системность заключается в органическом единстве верховенства закона в управлении государством и исполнении властных полномочий и верховенства правил в управлении партией. Общая цель и общая направленность всеобъемлющего верховенства закона в управлении государством заключается в построении правовой системы социализма с китайской спецификой и социалистического правового государства. Идеи Си Цзинь-пина о верховенстве закона творчески включают систему партийных правил, основанных на Уставе партии, в систему верховенства закона, подчеркивая единую взаимосвязь в реальной практике между верховенством закона в управлении государством и исполнении властных полномочий и верховенством правил в управлении партией. Как видно, опора на практику КПК в управлении народом и государством позволяет избежать метафизические концептуальные споры. Верховенство закона в управлении государством и исполнении властных полномочий и верховенство правил в управлении партией - это не околонаучные игры в термины, а научное выражение богатой практики и диалектической взаимосвязи всеобъемлющего управления государством в соответствии с законом. Как красноречиво отметил Си Цзинь-пин, «верховенство закона в управлении государством - это базовая стратегия управления государством, определенная нашей страной. Реализация такого верховенства зависит от того, сможет ли партия придерживаться верховенства закона в осуществлении власти, и сможет ли правительство на всех уровнях следовать верховенству закона в выполнении административных функций» [9, с. 113]. «Только когда верховенство норм в управлении партией станет основой партийной жизни, только тогда верховенство закона в управлении государством станет основой жизни людей» [5, с. 223].

Список источников

1. (2018^1^190)//

>иВ» . Си Цзиньпин. Эффективно соблюдать Конституцию и строго следовать ей (19.01.2018) // Си Цзиньпин. О приверженности всеобъемлющему верховенству закона в управлении государством. Пекин: Чжунъян вэньсянь чубаньшэ, 2020. 283 с.

2. (2018^2^240) // шФ.

>иВ» . = Си Цзиньпин. О Конституции Китая и укреплении всеобъемлющего верховенства закона в управлении государством (24.02.2018) // Си Цзиньпин. О приверженности всеобъемлющему верховенству закона в управлении государством. Пекин: Чжунъян вэньсянь чубаньшэ, 2020. 283 с.

3. щтжтмъшшш

}Ш» (2014^12Я-2018^12Я) // . = Си Цзинь-

пин. Приверженность верховенству закона в управлении государством и исполнении властных полномочий должна начинаться с приверженности Конституции (12.2014 -

12.2018) // Си Цзиньпин. О приверженности всеобъемлющему верховенству закона в управлении государством. Пекин: Чжунъян вэньсянь чубаньшэ, 2020. 283 с.

4. (2014^9Я 5 В) // г^Й^ШШ^йВ) . Си Цзиньпин. Выступление на конференции по случаю 60-й годовщины создания Всекитайского собрания народных представителей (05.09.2014) // Си Цзиньпин. О приверженности всеобъемлющему верховенству закона в управлении государством. Пекин: Чжунъян вэньсянь чубаньшэ, 2020. 283 с.

5. (2018^8^24В ) // ЩЖ^.Ш^Й^ШШ^ЙВ) . Си Цзиньпин. Выступление на 1-м заседании ЦК КПК по обеспечению всеобъемлющего верховенства закона в управлении государством (24 августа 2018 г.) // Си Цзиньпин. О приверженности всеобъемлющему верховенству закона в управлении государством. Пекин: Чжунъян вэньсянь чу-баньшэ, 2020. 283 с.

6.Ж¥. (2021^10Я13В). Си Цзиньпин. Выступление на рабочем заседании ЦК КПК и ВСНП (13.10.2021) // Цюши. 2021. № 5. С. 13.

7. «М^^ШШ^ЙВЙ^) . Си Цзиньпин. Укреплять партийное руководство всеобъемлющим верховенством закона в управлении государством // Цюши. 2019. № 4. С. 10.

8. щж^. 1ЖШ±ШШ%В, жй&Й^В

( 2020^2^5 В) // ЩЖ¥.«гг№£ШШ£ЙВ) . Си Цзиньпин. Продвигая всеобъемлющее верховенство закона в управлении государством и в полной мере реализуя его позитивную роль в модернизации системы государственного управления и управленческого потенциала (05.02.2020) // Си Цзиньпин. О приверженности всеобъемлющему верховенству закона в управлении государством. Пекин: Чжунъян вэньсянь чубаньшэ, 2020. С. 275.

9. 2014^10^23В) // ЩЖ^.Ш ЙВ) . Си Цзиньпин. Ускорить строительство социалистического

правового государства (23.10.2014) // Си Цзиньпин. О приверженности всеобъемлющему верховенству закона в управлении государством. Чжунян Вэньсянь Чубаньшэ, 2020. С. 113.

References

1. Xi Jinping. Effectively respecting the Constitution and strictly enforcing it (19.01.2018). In: Xi Jinping. On sticking to law-based governance of China. Beijing: Zhongyang wenxian chubanshe, 2020. 283 p. (In Chin.).

2. Xi Jin-ping. On the Chinese Constitution and the strengthening of the comprehensive rule of law in state governance (24.02.2018). In: Xi Jinping. On sticking to law-based governance of China. Beijing: Zhongyang wenxian chubanshe, 2020. 283 p. (In Chin.).

3. Xi Jinping. Adherence to the state governance in accordance with the rule of law must begin with adherence to the state governance in accordance with the Constitution, and adherence to power exercise in accordance with the rule of law must begin with adherence to the power exercise in accordance with the Constitution (12.2014 - 12.2018). In: Xi Jinping. On sticking to law-based governance of China. Beijing: Zhongyang wenxian chu-banshe, 2020. 283 p. (In Chin.).

4. Xi Jinping. Address to the General Assembly in celebration of the 60th Anniversary of the National People's Congress (05.09.2014). In: Xi Jinping. On sticking to law-based governance of China. Beijing: Zhongyang wenxian chubanshe, 2020. 283 p. (In Chin.).

5. Xi Jinping. Address at the first meeting of the Central Committee for the Comprehensive Rule of Law in China (24.08.2018). In: Xi Jinping. On sticking to law-basedgov-ernance of China. Beijing: Zhongyang wenxian chubanshe, 2020. 283 p. (In Chin.).

6. Xi Jinping. Speech at the working conference of the Central Committee and the National People's Congress (13.10.2021). Qiushi, 2021 no. 5, pp. 13. (In Chin.).

7. Xi Jinping. Strengthening the party leadership with comprehensive rule of law in the state governance. Qiushi, 2019, no. 4, pp. 10. (In Chin.).

8. Xi Jinping. Promoting the rule of law in a comprehensive manner and giving full play to the positive role of the rule of law in the modernization of the country's governance system and capabilities (05.02.2020). In: Xi Jinping. On sticking to law-based governance of China. Beijing: Zhongyang wenxian chubanshe, 2020, pp. 275. (In Chin.).

9. Xi Jinping. Accelerating the building of a socialist State governed by the rule of law (23.10.2014). In: Xi Jinping. On Sticking to Law-Based Governance of China. Beijing: Zhongyang wenxian chubanshe, 2020, pp. 113. (In Chin.).

Информация об авторах

Чжан Вэньсянь - заслуженный профессор философии и общественных наук Цзилиньского университета, председатель Ассоциации юридического образования Юридического общества Китая, член Консультативного экспертного комитета Верховной народной прокуратуры КНР, [email protected].

Information about the authors

Zhang Wenxian, Distinguished Professor of Philosophy and Social Sciences, Jilin University, Chairman of the Legal Education Association of the Law Society of China, Member of the Advisory Expert Committee of the Supreme People's Procuratorate of the People's Republic of China, [email protected].

Статья поступила в редакцию / The article received 20.07.2024;

одобрена после рецензирования / revised 13.08.2024;

принята к публикации / accepted 03.09.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.